[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Дисклеймер: Уважаемые читатели! Мнения автора всегда субъективно, а раз оно субъективно, то может не совпадать с вашим личным мнением.

Текст содержит спойлеры. Если боитесь спойлеров — лучше не читайте.

Игра была пройдена Xbox Series X.

Mass Effect — по моему скромному мнению является, без преувеличения, одной из величайших игр своего поколения. Игра стала неким переосмыслением Knights of the old republic (одно из прошлых творений Bioware), и смогла преподнести игрокам уникальный сеттинг и опыт в обертке научно-фантастического эпоса. Самое главное отличие от именитой саги Джорджа Лукаса заключалось в том, что Mass Effect смог показать космос совсем под другим углом, чем это преподносилось в Звездных войнах. Да, для искушенного любителя научной фантастики игра не является чем-то уникальным, так как она всего лишь берет самые удачные идеи из разных вселенных и сеттингов, но для обычных скуфов, альтушек, эмо, панков, альфачей и нормисов эта игра, конечно, стала, в уже позабытом 2007 году, откровением.

Оглавление

1. Исторический экскурс, основанный на своем личном опыте

Давным-давно, а именно, в уже упомянутом 2007 году, в далекой-предалекой стране Канада, местная студия Bioware, в ноябре месяце, выкатила на "диковинную" приставку Xbox 360 самую главную игру их жизни. Почему главную? Тут предельно все очень просто. Они смогли этим релизом вывести себя из ранга "подмастерьев" в ранг мастодонтов жанра. Они ушли от игр по лицензиям к своим играм, где вольны поступать так, как они хотят. Это позволило сделать более сильные сюжеты, где мир меняется от каждой части, а не стагнирует на одном этапе, дабы не упустить прибыль. А что такое сильный сюжет для РПГ в моём понимании? Это то, когда наш подопечный своим действием или бездействием меняет мир до неузнаваемости. И именно поэтому я всегда буду "топить" за оригинальные вселенные. Там разработчик волен делать всё, что ему угодно, не боясь Marvel, Wizzard of the Coast или кого-то ещё. Самое забавное заключается в том, что миг славы "супер успешного разработчика" выпал на тот момент, когда их выкупила ЕА, но они по инерции сумели создать еще несколько достойных игр, пока политика EA не подвела их к Anthem и всем последующим проблемам.

Возвращаемся непосредственно к самой игре. Издателем выступила Майкрософт, которой как воздух были необходимы эксклюзивы и системселлеры, а с Майкрософтом опыт общения у Bioware был богатый. Star War Knight of the Old republic и Jade Empire были изданы при поддержке Microsoft и были консольными эксклюзивами в эпоху PS2/Xbox original. После выхода Jade Empire прошло несколько тектонических сдвигов в игровой индустрии.

Первый сдвиг — технологический. В 2005 году Microsoft выпустила самую успешную приставку в своей истории — Xbox 360. Этот год, до выхода главного конкурента Xbox 360 — PS3, был в каком то смысле разгоночным. Xbox был единственной приставкой нового поколения на рынке. Благодаря этой форе, разработчики смогли изучить все сильные и слабые стороны консоли.

Посмотрите на эту красоту. Я был обладателем чёрной версии под названием Elite. Это был последний раз, когда приставка смогла удивить. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxbox.fandom.com%2Fru%2Fwiki%2FXbox_360&postId=3012894" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Посмотрите на эту красоту. Я был обладателем чёрной версии под названием Elite. Это был последний раз, когда приставка смогла удивить. Источник

Второй тектонический сдвиг — геймплейный. В 2006 году появилась одна из знаковых игр того поколения — Gears of War, которая задала новые стандартны в области геймплея и построения уровней. Gears of War реанимировала жанр экшенов с укрытиями, да не просто реанимировала, а произвела революцию для всего жанра экшн игр от третьего лица. Старожилы помнят такую игру, как Kill Switch, но именно Gears of War стала тем самым законодателем мод, благодаря которой вся индустрия, как помешенная, стала копировать и внедрять механики с укрытиями в свои игры. Даже Sony, видя такой ошеломляющий успех, выпустила Uncharted, который тоже повторял эти же самые механики. Не обошла судьбинушку и Mass Effect. Влияние укрытий было столь велико, что Bioware внедрила их, а как это было реализовано я вам расскажу чуть позже.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Ну и третьим сдвигом стала повальная мода на Unreal Engine 3, который в седьмом поколении использовался, по моим личным ощущениям, чуть ли не в каждой третьей-четвертой игре. Как вспомню тот буро-серый фильтр...бррррр.

На самом деле вышло не так уж и много игр, судя из списка Википедии

И вот на таком фундаменте Bioware взрастила первую часть своей именитой трилогии. Но, перед тем как перейти к фактологии и болтологии мне надо чуть поподробнее рассказать о моём первом разе.

2. Моё знакомство с игрой

Мое первое знакомство с игрой состоялось при помощи журнала Игромания, а если быть точнее то видеоприложения под названием Видеомания. Там показывали самый старт игры, когда Шепард получает инструкции от Андерсена и Найлуса по поводу ситуации на Иден Прайм. И эта презентация сумела мне продать эту игру. Я был поражен, как тщательной проработкой Нормадии SR1 со всякими её светящимися огоньками, экранами, так и дизайном Найлуса. После "комично-игрушечных" инопланетных рас из Звёздных Войн данный "товарищ" обладал просто непередаваемой харизмой.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Напомню, что на дворе был 2008 год, до моего владения Xbox360 оставалось где-то полгода, так что я ждал игру именно на ПК. Релиз игры на ПК у нас в РФ прошёл в два этапа, сначала появилась версия без перевода, в которую я начал играть, но когда дошёл до маяка Протеанцев у меня начала пухнуть голова от постоянно перевода текста. Ещё я не мог правильно выбрать значение слова "beacon". Вроде сейчас всё так просто — маяк и маяк, но в ту эпоху, когда ты одним глазом читаешь текст, а другим переводишь, то мозг начинает буксовать, а удовольствия от игры ты не получаешь. Вообще, для меня маяк в первую очередь ассоциируется со строением для навигации, но никак не с артефактом для передачи данных прямо в лоб. Поэтому я подождал две недельки, пока Snowball не забабахают свой текстовый перевод, накатил на английскую версию и стал кайфовать.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Вообще, все эти срачи, связанные с языками, я стараюсь обходить стороной, так как у каждого есть своя правда, но, помучавшись вдоволь с игрой слов и смыслов в Mass ffect, я окончательно и бесповоротно закончил играть без перевода, так как я хочу получать информацию напрямую в мозг, без какой-либо фильтрации, вызванной моим знанием/незнанием дополнительного значения слова/фразы и т.д. Для меня идеальной связкой является именно оригинальная озвучка и русские субтитры, и такой парадигмы я придерживаюсь уже довольно долгое время.

3. Моё старческое брюзжание по теме правильности оценки старых игр

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Еще, помимо озвучки, мне очень сильно хочется высказаться по теме обзора старых игр. Многие геймеры пытаются оценивать старые игры (оригинальному Mass Effect этой осенью будет 17 лет!), используя текущие стандарты игростроения, что является неверным решением. К примеру, если игрок "le novice", который только-только прикоснулся к игре, после потной катки в Fortnite, начинает сравнивать импакт от стрельбы в Fortnite c импактом в Mass Effect, то такую аналитику можно сразу же отправлять в мусорное ведро. Надо всегда держать в голове то, что старая игра создавалась под влиянием абсолютно других трендов в индустрии и негативные моменты ни в коем случае нельзя сопоставлять с современными играми. Это дорога в один конец, а именно к предвзятости, ханжеству и зашоренности. Плюсы игры можно сравнивать, а минусы нет.

Почему я предыдущий абзац вставил в текст? Во первых, я предвижу множество комментариев на счёт того, что кто-то в первый раз прошёл недавно Mass Effect и игра им показалась дико скучной, корявой, не интересной, с глупыми персонажами, с пустым миром и так далее. Я всегда таким людям отвечаю, да, в текущих реалиях развития для вас игра выглядит такой, но делайте скидку на время, старайтесь сгладить углы, не рубите с плеча. Pentium 4 сейчас является бесполезным процессором, но во времена своего релиза он был имбовой базой. Делая обзор на старую игру вы в первую очередь являетесь археологом. Археолог никогда не скажет, что Гунны пользовались какими-то испорченными луками, у которых дальность стрельбы ниже чем у Ак-74

У меня, на ДТФ, был момент, когда я влез в спор с человеком, который начал утверждать о том, что Halo скучная и не прорывная игра. Я у него спросил: "Братик, а ты когда играл в игру?". На что этот вопрос он мне резонно отвечает: "В прошлом году". Всё. Занавес. Finita la Comedia.

4. Что такое Mass Effect?

Я люблю космос. Нет! Я ДИКО ЛЮБЛЮ КОСМОС. Во, так ближе к истине. Для нашего, в целом "изученного" мира, именно космос является тем белым пятном, где наша фантазия может разгуляться не на шутку. Человеческий разум может спокойно поместить в "неизведанные глубины Млечного Пути", какую-нибудь адскую хтонь и у нас не будет диссонанса вызванного тем, что это не логично или не научно. Именно поэтому я люблю фильмы Звездные войны, Звездный Десант, Звездный путь, Чужой, Интерстеллар, Темный город, Пандорум, Сквозь горизонт и т.д. Именно по этой самой причине мне в свое время очень сильно зашёл перезапуск "Звёздного крейсера Галактика". В общем, я очень жалею, что не родился во времена космических путешествий и специально для меня (шутка) "анон" придумал этот шикарнейший мем.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Теперь переходим от лирики к практике, а именно к Mass Effect. Для меня первый Mass Effect является лютой солянкой, которая умудрилась идеально впитать в себя многие ингредиенты из различных вселенных и сделано это было мастерски и филигранно. Не могу сказать чья эта заслуга — сценариста Дрю Карпишина (и его команды сценаристов) или гейм-директора Кейси Хадсона (и его команды), но факт остается фактом. Когда я смотрю на Биотиков, я не сравниваю их с джедаями, хотя все предпосылки к этому должны быть. Сценаристы совершили просто чудовищную работу, заставив меня поверить в биотиков. И я в них поверил. Рассказывать о заимствованных вещах можно долго, но мне надо всё-таки подвести абзацы из текущей части статьи к теме подзаголовка — Что такое Mass Effect?

Mass Effect — это очень личная история про Капитана Шепарда, где он, за счёт своих былых заслуг и текущих личных качеств, оказывается втянут в клубок межрасовых интриг, заговоров и предательств, что в итоге, выльется в то, что существует некая древняя раса разумных машин, которая стремится к тому, чтобы уничтожить любую разумную жизнь, которая уже освоила межзвездные путешествия. Поэтому, раз это личная история Шепарда, то я не приемлю какую либо иную версию героя, кроме дефолтного Шепарда.

Игра берет за основу нашу с вами Галактику — Млечный путь и наполняет её разными расами, событиями и локациями. Получается идеальный симбеоз правдивой лжи

Самое главное достижение игры заключается в том, что игрок вместе с Шепардом находится в одинаковых условиях, а именно, все посещаемые нами места мы посещаем впервые. Как пример — ни Шепард, ни большая часть людей с Нормандии, ни разу не были на Цитадели и те эмоции детского любопытства, которые проявляют Эшли и Кайден, бъёт в самое сердечко и показывает о том, что у игры есть душа.

5. Сюжет и Локации

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Как и в большинстве ролевых игр тех лет, у Mass Effect сюжет раскрывается как через диалоги, так и через кинематографичные внутриигровые заставки. Диалогов много, персонажи проявляют эмоции, камера выбирает разные ракурсы, в общем, ушли от статики и это большой плюс. В своем прошлом тексте про KOTOR II я говорил о том, что Obsidian пытались добавить динамики в диалогах, но там эта динамика иногда выглядела несколько странно, а тут все сделано на твердую пятерку. Bioware хотела добавить кинематографичности и у неё это получилось.

Но, вернемся к сюжету. Игра начинается с того, что новый и суперсовременный фрегат Альянса Систем прибывает к планете Иден Прайм для выполнения сверхсекретного задания. За неполные полчаса мы знакомимся с некоторыми знаковыми персонажами серии, а именно Джокером, Кайденом, Андерсоном. Все эти персонажи представляют людей, а ранее упомянутый мною Найлус является инопланетянином — представителем расы турианцы. Некоторые члены экипажа (к примеру — Пресли) испытывают ксенофобию к Найлусу, так как именно с турианцами у людей произошла первая серьёзная стычка в космосе. Но Найлус на борту не просто так. Он является представителем специальной организации СПЕКТР, которая служит и подчиняется непосредственно Межгалактическому правительству — Совету Цитадели. Спектры — это оперативники, секретные агенты, а иногда даже боевики, которые несут "свет и справедливость" мудрейших из Совета Цитадели. Найлус на Нормандии преследует две цели. Первая — забрать артефакт, оставленный исчезнувшей расой Протеан. Второй — проинспектировать Шепарда, ведь ему первому из людей даётся шанс на то, чтобы выступить в эту элитную организацию.

5.1. Иден Прайм

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Прибыв к месту назначения мы узнаем, что людскую колонию атаковала синтетическая раса Гетов под предводительством другого спектра-турианца — Сарена, но Шепард об этом узнает от третьих лиц. Сам, лицом к лицу с ним он встретится перешагнув далеко за экватор игры, ближе к концу.

Вообще на Иден Прайме у Шепарда идет всё из рук вон плохо. Смотрите, в первой же стычке довольно "комично" погибает Дженкинс, Найлуса убивает Сарен, а Маяк оказывается сломан, как раз таки после того, как Шепард им воспользовался. В обычной же жизни, Шепарда с позором бы выгнали из N7 и он отправился бы на Омегу драить туалеты в ночном клубе Арии. Но, так как у Шепарда удача вкачена на все 100 пунктов, то судьбинушка даёт ему второй шанс.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

На самом деле в досье Шепарда по поводу Иден Прайма есть два полезных действия:
1. Спасение сержанта Эшли Уильямс
2. Спасение колонии на Иден Прайм от тотального экстерминатуса

Туалеты на Омеге подождут.

5.2. Цитадель

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Спустя где-то час от начала игры мы прибываем на станцию Цитадель. Цитадель — это культурная, финансовая и политическая столица всей "цивилизованной" части Млечного пути, поэтому даже Шепард-отступник будет тут "рамсить" только в редких случаях. В основном, большая часть квестов тут будет связана с болтологией и внутренней политикой.

Сама по себе Цитадель кажется очень камерной и ощущения, что это некий Нью-Йорк, нет от слова совсем. Я больше всего ловил себя на мысли, что Цитадель какой-то "старческий пансионат". Вот тут "бордель" с Фонтанчиками , тут Клиника и рынки, два Ночных клуба. Посольства — это три кабинета и вызывают лишь смешок. Единственно, что более менее впечатляло — так это СБЦ и Башня Цитадели.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Скажу тут, а потом повторюсь в выводах, но Mass Effect 1 — это научная фантастика твердого "B(бэ — бюджетного)" уровня. Это не плохо, наоборот, если заглянуть в будущее, то таким хитрым ходом авторы самое вкусное нам оставили напоследок и вау-эффект у нас случится именно во второй части игры. Тут же все несколько бюджетненько в плане отделок всех локаций. Но это взгляд из 2024 года. В 2008 году мыслях об этом просто не могло и быть.

Что же такого полезного Шепард сделал на Цитадели, помимо алкоголизма, хамства и горы трупов? Он стал Спектром, а обыграно это было очень красиво и пафосно. До сих пор мурашки от музыки и постановке в той сцене.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Помимо официального разрешение на превышение полномочий в рамках интересов Цитадели Шепард смог набрать в свой сквад интересных личностей, а именно:

  • Кварианку Тали'Зора нар Райя
  • Крогана Урдонт Рекса
  • Турианца Гарруса Вакариана

Если отбросить всю симпатию, то можно заметить маленькую деталь, как все эти товарищи были не против побрезговать законом ради достижения собственных корыстных целей. Кварианка "украла" данные, Кроган, который раньше занимался наемничеством, ради своих садистских целей пошёл к отступнику-Шепарду, а Гаррус решил воспользоваться статусом своего начальника, чтобы от его лица проворачивать казни неугодных. Ха-ха. Шутка. Но, признайте, что совпадение забавное.

Также на Цитадели мы получили некоторые зацепочки, как к сайд квестам (речь идёт о Цербере), так и к расширению внутреннего лора игры, который будет раскрыт подробнее в последующих частях.

5.3. Терум

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Самая быстрая и простая планета, которую надо всегда проходить, в первую очередь, именно из-за того, что там мы рекрутируем последнего члена экипажа — Лиару Т'Сони. Планета красотами не балует — красный камень, да лавовые реки. Когда раньше играл на ПК, в ванильную версию, у игры был графический баг из-за которого лава становилась просто темно-чёрной текстурой. Прохождение этой локации проходит в три этапа.

Первый этап — покатушки на Мако. Мако представляет из себя БМП с помощью которой Шепад совершает праведное насилие (во имя Цитадели, а ранее во имя Альянса) на поверхности планет. Даже на сложном уровне вас смогут уничтожить только если вы стоите на месте, но если вы двигаетесь, вам ни "молотильщики", ни шагающие танки гетов нипочём. В общем, на первом этапе мы катаемся по кишкообразному широкому коридору отстреливая полчища гетов.

Второй этап — штурмовая наземная операция. Большую часть времени мы не испытываем проблем, но потом мы попадаем на Колоса с охотниками. Я не буду вам пересказывать точно, сколько раз я переигрывал эту битву, но пригорало у меня знатно. Самая жесть заключалась в том, что я по вражине наносил прям настолько смехотворный урон, что ковыряние из снайперки заняло минут 5.

Третий этап - штурм археологической раскопки Протеан и спасение Лиары. Почти вся локация проходится как по маслу, но во время общения с кроганом я затупил и не сумел ему нахамить. Сожалею об этом. В общем, битва была потная, но не настолько, как с Колоссом.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Интересный факт: Одна из немногих локаций, где разговоров очень мало и они появляются в финальной трети локации.

5.4. Новерия

Профукал футажи из стартовой локации на новерии. Пришлось скрин брать <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.rpgnuke.ru%2F2021%2F05%2F16%2Fshepard-v-4k-nashi-vpechatleniya-i-razbor-uluchshenij-mass-effect-legendary-edition.html&postId=3012894" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отсюда</a><br />
Профукал футажи из стартовой локации на новерии. Пришлось скрин брать отсюда

Одна из любимейших планет, как по дизайну, так и по проработаености квеста. Однако, самая главная причина моей любви к этой локации заключает в густой атмосфере сначала корпоративного шпионажа, а потом, на Вершине-15, у нас разворачивается настоящий фильм ужасов, который мне своими вайбами одновременно напоминает как фильмы про Чужих, так и культовую картину Карпентера — Нечто. Но, обо всём по порядку.

Что такое Новерия? Это закрытая корпоративная планета, которая предоставляет свои "складские помещения" под сдачу в аренду. Так как планета формально не входит в зону влияния Цитадели, то множество корпораций открыли тут свои филиалы, для проведения опытов разной степени этичности. Что же так привлекает арендаторов в этой планете? Ответ очень прост — леденящий душу холод и мороз. Никакая тайна не сможет выбраться из риск лабораторий, так как рискует навсегда останется замерзшей. В общем, при таких раскладах, не упустила шансы воспользоваться пробелами в галактических законах и компания "Байнери Хеликс", чьим акционером являлся сам Сарен.

Структурно Новерия делится на три этапа или части. Первая часть - сам космопорт Новерии (порт Ханьшань) вместе с административным корпусом и прилегающими к нему локациями. Тут всё просто. Ханьшань является хабом доступным для посещения в любое время дня и ночи. Мы вольны начать выполнять задание на Новерии, а потом улететь тусить с ханарами на Цитадели в Сверхновой до состояния овоща. Никто нам даже пальчиком не помашет. Шепард уже большой мальчик. Плохой мальчик.

В общем, Шепард оказывается втянут в корпоративные войны только ради того, чтобы выбраться в гараж и покататься еще раз на своём стальном коне - Мако. Почему нельзя было десантироваться на Мако прямо перед Вершиной 15? Мне до сих пор не понятно. В принципе, Нормандия такой трюк могла провернуть, да и создавалась она именно под такие задачи. Ладно, сочту эту за игровую условность или требования Новерии о нейтралитете, или конфиденциальности, или там плохие погодные условия. А может быть всё еще проще и у них там стоит суперсовременная система защиты? Не знаю

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Вторая часть путешествия на Новерии начинается от гаража Порта Ханьшаня и заканчивается на подступах Вершины-15. Тут вообще ничего нового по сравнению с Терумом. Мы также едем по широкому и кишкообразному уровню, отстреливаясь от гетов разных мастей: гет-обыкновенный, гет-снайпер, гет-ракетчик, гет-прайм, шагающие танки, колоссы и т.д — все они падут перед инфернальной мощью одного БМП. Единственное отличие в самой локации. Тут у нас снежно, холодно и завывает метель.

Третий этап — финальный. Вершина-15 сразу же погружает нас во враждебную среду. Нас атакуют гигантские насекомые — рахни. Но мы тут не из-за них, мы пришли за Матриархом Бенезией, которая является сподвижницей Сарена, а также, по совместительству, матерью Лиары. Поэтому, ради эксклюзивных диалогов, неплохо с собой брать в сквад именно Лиару. После того, как Шепард проведёт свои hard-переговоры с Бенезией, он встанет перед выбором вершить ли геноцид целого вида или нет. Выбор моего Шепарда-отступника был очевиден.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Кстати, после этого решения, Совет меня отчитал, в результате чего Шепард прервал разговор. На самом деле всегда было угарно прерывать разговор. Как только меня начинали отчитывать, я сразу же показывал им кто в доме хозяин и заканчивал с ними в бирюльки играть. Поступок настоящего морального ублюдка-гигачада.

5.5. Ферос

Можете меня ругать, проклинать или ненавидеть, но Ферос в плане дизайна выглядит очень и очень плохо. Какие-то generic руины без каких либо интересных особенностей. Да и название вообще не подходит этой планете. Ферос больше подходит Теруму, ну да ладно...

Хоть и плане дизайна у них тут имеется косяк, в плане сюжета и атмосферы тут всё нормально. Нас встречает поселение каких-то альтернативно одаренных людей, которые основали колонию в руинах. Они ведь еще и назвали её как "Надежда Чжу". Посреди руин исчезнувшей цивилизации. Где нет пахотных земель. Еды. Воды. Вокруг сталь и бетон. Внизу канализация и варрены. Такое ощущение, что колонистов отбирали по наличию дегенеративных нарушений в мозгу, не иначе. Ну и финальная добивочка заключается в том, что эти колонисты идеально бы вписались в команду колонистов из Чужой: Завет. Вообще, в данном поселении я себя чувствовал также, как персонаж повести Г.Ф. Лавкрафта "Тень над Иннсмутом" (или игры Call of Chtulhu). Странные колонисты, которые странно себя ведут. Ну что может вообще пойти не так?

Выполнив все задания в Надежде Чжу. Шепард находит в гараже снова Мако. И начинает свой второй этап на Феросе. В отличии от предыдущих кишкообразных секций тут у нас прямо таки разнообразное разнообразие. Мы едем по прямой!

Ребята, стойте. Только в обморок не падайте, но у нас нам практически по середине этой прямой есть мини локация-хаб, которая подкидывает нам как парочку дополнительных квестов, так и разъясняет некоторые детали касательно главного квеста.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Расклад на Феросе у нас следующий. Есть некая корпорация ЭкзоГени, которая "исключительно по доброте душевной" решила набрать колонистов для основании ранее упомянутой колонии "Надежда Чжу". Помимо такого акта альтруизма, корпорация занимается исследованием руин древнего мегаполиса Протеан. И вот жеж незадача, но на их штаб квартиру совершенно случайно напали геты. А по прошлому нашему опыту мы понимаем, что Геты нападают только в тех случаях, когда осталась либо действующие технологии протеан, либо имеет место быть супер-дупер технология, которая позволит вырезать, уничтожать либо покорять целые планеты.

Добравшись до их штаб квартиры, мы получаем подтверждение наших гипотез номер 1 и 2 о том, что имеет место некий древний организм, который жил ещё во времена протеан. Помимо своего долголетия у него есть ещё одна удивительная особенность — подчинять своей воле, с помощью спор, биологические виды. Узнав эту страшную тайну, попутно избавившись ото всех гетов в штаб квартире Шепард спешит назад — сначала в мини хаб, а потом и в Надежду Чжу. Да, ребятки, это называется бэк треккинг!

5.6. Вермайр

Тщательно отмывшись от пыли, грязи, остатков колонистов и Торианских ползунов Шепард спешит со всех ног на планету Вермайр. Ведь там, со слов Совета, Сарен что-то замышляет, а Шепард нужен там для того, чтобы помочь саларианским агентам-разведчикам.

По моему скромному мнению эта локация является кульминационной, ведь именно тут раскрываются все карты и становится понятны замыслы Сарена, а также на сцену выходит понимание реальной угрозы. Темп повествования практически идеальный. Сначала мы десантируемся в Мако на поверхность планеты. (Нам прямо говорят о том, что к саларианцам мы ближе не можем десантироваться из-за рабочей системы ПВО (Вспоминаем Вершину 15)). Потом мы готовимся к штурму, попутно стараясь обуздать особо буйных членов своего отряда. Ну а в конце нас ждёт взятие на абордаж секретной лаборатории с неожиданными поворотами и развилками сюжета.

Чем же цепляет Вермайр с первых минут? По первых — это визуал. Мне, как жителю северных широт нашей планеты, безумно приятно наблюдать на экране тропические пейзажи. Вообще, в моём личном лексиконе присутсвует обозначение такого сеттинга, как FarСry-style или Crysis-style. Солнце, море, пальмы, белый песок — это настолько далёкая красота, которая одним только видом может согреть тебя в холодную осенне-зимнюю пору.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

С визуалом более-менее разобрались, переходим к нарративу и тут он, мать его (простите), просто шикарен. Сначала мы непосредственно погружаемся в этические проблемы, которые возникли после применения генофага. Когда Рекс узнает, что мы хотим помешать Сарену сделать армию Кроганов, у него едет крыша из-за двух противоборствующих чувств. Первое — долг перед своим видом, народом. Его гложет генофаг, гложет то, что из-за прихоти Совета Цитадели они не могут нормально развиваться как биологический вид. И с этой точки зрения он всячески поддерживает решение Сарена. С другой же стороны, где-то в глубине души он прекрасно понимает, что эти кроганы просто марионетки воли Сарена и его (Рекса) долг перед Шепардом выше марионеточной популяции кроганов. Только идеально прокаченный Герой или отступник может вернуть Рекса на свою сторону. В ином случае нам придется его застрелить.

Потрясающий по накалу момент, но сценаристам показалось этого мало и они буквально через час вываливают на нас информацию о том, что Сарен — второстепенный злодей, а настоящим злом является его корабль, который в диалоге с Шепардом назвал себя "Властелином" и то, что он является "Авангардом вашего уничтожения".

Ах, вам и смены злодея показалось мало, хорошо получайте ещё одну оплеуху. Вас заставляют выбирать кого из персонажей спасти, а кого обречь на смерть: Кайдена Аленко или Эшли Уильямс? А игра нам словно в насмешку и говорит: "Парень, нельзя вечно выходить сухим из воды. Надо принимать сложные решения"

Именно в этот самый момент ты понимаешь, что играешь в гениальную игру. Именно в этот самый момент ты настолько прикипаешь к персонажам, что они тебе становятся родными. Именно в этот самый момент, когда ты, как и герой получил невосполнимую утрату, ты влюбляешься в этот мир, ведь он оставил трагическую засечку на твоём сердце.

А параллельно с этим развивается трагедия другого персонажа — Сарена, ведь во время диалога мы понимаем, что он не злодей, а одурманенный Властелином честолюбивый турианец. Он так сильно стремится спасти хоть какую-то часть из живых организмов, что ещё сильнее себя связывает с Властелином, постепенно превращаясь в его раба.

Проблема Вермайра

Ранее упомянутый мною диалог с Властелином интересен не только тем, что происходит переворот в среде антагонистов, но ещё и тем, что тут проскакивают очень интересные строчки в диалоге, которые будут иметь разрушительные действия не сейчас, а при прохождении третьей части. Нам Властелин говорит буквально следующее: "Вы тупые мешки с мясом. Вам не понять нашего замысла. Я нахожусь за пределами вашего восприятия. Азазазаз".

Рудиментарные существа из плоти и крови. Вы прикасаетесь к моему разуму в невежестве и неспособности к пониманию

Властелин
[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Мы за пределами вашего понимания. Каждый из нас — это нация. Независимая и свободная от всякой слабости. Вы не способны осознать природу нашего бытия

Властелин
[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Есть область бытия, настолько далекая от вас, что вы не можете даже представить её. Я недоступен вашему пониманию. Я — "Властелин"

Властелин
[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Когда настолько высокопарные речи произносит антагонист, то ты ждёшь продолжения с удвоенной силой, так как всем нам хочется узнать:

  • Их историю происхождения, ведь это должно быть что-то грандиозное, что должно сломать нам мозг.
  • Их цели, которые мы не можем понять. Они наверняка должны быть такими, которые мы никогда и нигде ранее не встречали

Я был настолько сильно заинтригован, что как безумный ждал ответа на эти вопросы в последующих частях...

В общем, проблемы третьей части будут обсуждаться в тексте про третью часть, но силки недопонимания для внимательных игроков уже закинуты. Придумал другую аналогию, мне разработчики поместили в голову на уровне подсознания едва уловимую идею о невероятных целях Жнецов (прямо как в фильме Начало)

5.7. Илос

На первый взгляд ситуация с Илосом должна быть такой же, как и с Феросом, т.к. Илос является планетой-кладбищем всей протеанской культуры. Но есть одно весомое "но". Убранство локаций создавалось словно под влиянием творчества Ханса Гигера. Все эти протеанские статуи и скульптуры вызывают ощущение какого-то омерзения. Они реально жуткие. А темно-коричневая палитра вместе с непонятной растительностью делает это место отталкивающим (в художественном смысле), особенно после райского Вермайра.

Интересный факт: А знаете, что еще жутко? Нет, не War Thunder, а видения Шепарда. Там реально какой-то биопанк: мясо, железо. Словно фильм Экзистенция встретился с Пожирателями из полнометражки "Миссия Серенити". Если бы я будучи ребенком такое увидел, то мучился бы потом от ужасов довольно долго.

Возвращаемся к Илосу. Серьезное развитие сюжета практически сходит на нет, ведь в прошлой главе витиеватый сюжет выпрямился и со всех ног спешит к финалу. Однако, разговор с ВИ "Страж" расставляет все точки на "и".

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Благодаря этому диалогу мы можем сформировать полную картину того, как Жнецы (так их зовут) провели свою жатву и уничтожили всю расу Протеан. Но, не смотря на то, что Жнецы победили, малой части Протеанских ученых удалось выжить, чтобы заблокировать сигналы вторжения, в результате чего новый виток жатвы задержался и у текущих биологических видов есть шанс.

Все дороги ведут в Цитадель.....

6. Персонажи. Расы. Лор.

6.1. Расы и конфликты

По моему субъективно-обывательскому мнению ещё не было ни одной РПГ после выхода Mass Effect, которая настолько круто бы прописала с нуля абсолютно новую вселенную, где, как в гордиев узел, связалась судьба всей живой (развитой) жизни Млечного пути.

Черным закрасил те расы, которые нам не встретятся в первой части. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmedia.vkplay.ru%2Farticles%2Ffeat%2Fmass_effect_kotoruju_my_poterjali%2F&postId=3012894" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Отсюда</a><br />
Черным закрасил те расы, которые нам не встретятся в первой части. Отсюда

Расы первой части игры - люди, азари, турианцы, саларианцы, кварианцы, ханары, элкоры, волусы, батарианцы (появляются в ДЛЦ, но упоминание есть и в основной игре), кроганы, рахни, геты. Основными расами Цитадели являются — Азари, Турианцы и Саларианцы. И, как бы забавно это не звучало именно они отвечают за ум, силу и хитрость. Люди являются относительно новым видом, который пытается начать играть важную роль на внутригалактическом политическом поле и, что самое интересное, большинство из рас к людям относится с любопытством, смешанным с недоверием.

Большая часть рас, конечно же, антропоморфные и не отличаются какой-то прямо таки экзотической внешностью, хотя если сравнивать со Star Trek, то тут прямо парад разнообразия. Сценаристы с дизайнерами взяли и использовали обычную формулу скрещения реально существующего животного с человеком, смотрите:

  • Кальмар + Человек = няшки Азари
  • Птица + Человек = Турианцы
  • Ящерица + Человек = Саларианцы
  • Крокодил + Человек = Кроган

Наибольшей экзотикой отдают Ханары и Элкоры, причем настолько, что с ними будет только пара-тройка диалогов и все! Знаете почему? Потому что не форматные персонажи в плане движка. Вообще было бы интересно посмотреть на боевых Элкоров в сражении против Шепарда, знаете, этакие шагающие танки. Элкоров Шепард сам в будущем будет сравнивать с медузами (stupid jellyfish), но до третьей части надо ещё дожить.

Слева слоноподобные Элкоры, а справа — Ханары. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmasseffect.fandom.com%2Fru%2Fwiki%2F%25D0%25A5%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%258B&postId=3012894" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a><br />
Слева слоноподобные Элкоры, а справа — Ханары. Источник

Остается пробежаться ещё по кварианцам, волусам, рахни и гетам. Геты — это обычные синтетики. С одной стороны у них есть какой-то уникальный стиль, а с другой стороны типичные синтетики. Волусы — это гномы/дворфы только в скафандрах. Кварианцы вообще особо не раскрыты, а их звёздный час состоится только в следующих частях. Рахни же мне одновременно напоминают жуков из Звёздного Десанта и Муравьиных львов из Half-life 2

Сценаристам хорошо удалось передать все те противоречия которые могут существовать между разными расами. Да, конечно же, где-то имеются заимствования. Но с каких пор хорошие заимствования — это плохо?

В основном сюжете сквозит два основных конфликта.

Конфликт № 1. Геты vs Кварианцы

Лучшей иллюстрации, чем скрин из второй части мне не удалось найти. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmedia.vkplay.ru%2Farticles%2Fsecret%2Fkak_pomirit_kvariancev_i_getov_v_mass_effect_6817_ugc%2F&postId=3012894" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Отсюда</a><br />
Лучшей иллюстрации, чем скрин из второй части мне не удалось найти. Отсюда

Кварианцы создали гетов. Они развивались. Они восстали. Кварианцы в результате войны с гетами были изгнаны со своей планеты. Геты, в свою очередь, окопались и обрубили все контакты с внешним миром вплоть до событий первой части Mass Effect. Внимательный читатель может заметить, что в описании завязки конфликта я использовал вступительные слова из сериала Battlestar Galactica. Помимо создания ИИ эти два конфликта связывает и то, что создатели (люди и кварианцы) спасаются от геноцида со стороны ИИ на космических кораблях. Единственным отличием является то, что людей в BSG выжило/спаслось всего 50 тысяч, а кварианцев — около двух миллионов и они основали свой знаменитый мигрирующий флот.

Конфликт № 2. Кроганы vs Рахни vs Остальные разумные виды vs Генофаг

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Результат этого конфликта я частично рассмотрел при описании Вермайра, где рассказывал про трагедию Кроганов. В общем, суть такова. Жили-были Кроганы. Они были воинствующим видом, но находились на довольно низком уровне развития из-за своего агрессивного образа жизни. В какой-то момент, основным расам Цитадели начали досаждать Рахни и вместо того, чтобы принять финальный бой с улыбкой на устах, они решили прокачать Кроганов ради того, чтобы использовать их как пушечное мясо. И это помогло. Ярость Кроганов смогла переломить ход конфликта, в результате чего Рахни, как вид был потерян на многие и многие годы. И вот, вроде бы наступил светлый момент мира, но судьба распорядилась по иному. Кроганы начали дико плодиться и из-за возросшей своей популяции стали угрожать другим видам. Совет цитадели, недолго думая пришёл к выводу, что вроде всех Кроганов убивать не хорошо, но и с популяцией надо что-то делать. В итоге, лучшие ученые додумались до генофага, который был создан для сдерживания популяции этой крокодилоподобной расы. Результат успешного применения генофага дал о себе знать довольно быстро и выглядел он так, в среднем, на одного рожденного Крогана приходилась около 1000 мертверожденных кроганят. После такого, Кроганы, как вид, начали стремительно деградровать.

Вообще, сама циничность данной ситуации заключается в том, что все такие из себя добрые и справедливые расы из Совета дважды поступили подло с кроганами. Сначала вооружили и обучили, кинули на убой, а потом...

6.2. Лор

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Весь Лор игры мы получаем исключительно либо непосредственно из общения с NPC, либо подслушивая краем уха чужие разговоры. Все это документируется и кидается в раздел Главного меню под названием Кодекс. И знаете что? Это ультра база. Ты в любой момент времени может залезть и почитать интересующую тебя информацию, причем основные для ознакомления тексты еще и озвучены. Во многих РПГ мне не хватает такого структурирования полученных знаний. Просто. Со вкусом, а главное, ориентировано на игроков. А теперь вспоминаем тонны макулатуры из Свитков, Фолычей или БГ3.

6.3. Персонажи

Первая часть Mass Effect хороша тем, что она очень лаконична в плане персонажей и сопратийцев. Смотрите, по сравнению с последующими(щей) частями у нас всего-навсего 6 спутников. И это идеальное число. Большего количества болванчиков не надо. Каждому из наших членов сквада сценаристы прописали нормальную мотивацию по присоединению к команде Шепарда. В общем, пойдем по порядку присоединения.

1. Кайден Аленко

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Наш самый первый сопартиец, который знаком с Шепардом ещё до прибытия на Иден Прайм. Биотик. Если с ним разговориться, то можно узнать его печальную предысторию и то, как жестко воспитывало или даже взращивало детей-биотиков правительство Альянса. В зависимости от наших действий может пережить или не пережить события на Вермайре.

Вообще, я очень сильно хотел оставить Кайдена в живых, но памятуя баг при прошлом прохождение, когда у меня не завязались романтические отношения ни с кем из экипажа, то я решил параллельно симпить и Эшли и Лиару, ну что бы наверняка.

2. Эшли Уильямс

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Присоединяется к нам на Иден Прайме. Является единственной выжившей из своего отряда, который должен был защищать маяк. Из-за своего любопытства втягивает Шепарда в эту авантюру с видениями.

В плане своей биографии Эшли интересна тем, что она является потомственным военным. Её печально известный дед вошёл в историю как первый генерал, который сдался в плен вместе с гарнизоном, чтобы спасти жизнь солдат. В результате этих действий стал персоной нон-грата и был выгнан с позором. Потом его, конечно же, восстановили, но вся семья была на карандаше у большого брата. Скорее всего не видать было Эшли никакого продвижения по службе, если бы не атака гетов на Иден Прайм. Вообще, у Эшли всю первую часть сквозит ксенофобия к другим видам.

Один из двух любовных интересов для Шепарда мужчины

3. Тали’Зора

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Третьего члена нашего маленького сквада мы встречаем на Цитаделе и спасаем её от наёмников Сарена. По началу Тали кажется этакой бомжихой-побирахой, но пообщавшись с ней мы понимаем, что она является представителем аристократии, а если точнее — её отец является одним из пяти адмиралов флота. Это высшая должность в военно-гражданской иерархии Кварианцев. К сожалению, на мой взгляд, Тали, как персонаж, не совсем до конца раскрылась, её раскрытие произойдёт в последующих частях, когда она захватит умы игроков. Её начнут симпить и будут посвящать любовные фанфики.

4. Гаррус.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Сотруник СБЦ. Впервые мы его встречаем при первом посещении Башни цитадели. Помогает нам найти улики виновности Сарена. Покидает СБЦ из-за того, что не может работать при тотальной бюрократии, которая не помогает, а вставляет палки в колеса. По своей природе тяготеет к "Судье, Присяжному и Исполнителю приговора" в одном флаконе. Выраженный антигерой. Будучи уже в скваде Шепарда предлагает нам доп задание по поиску безумного ученого, который занимался нелегальной транспланталогией.

5. Рекс.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Вояка, наемник, охотник за головами. Пересекается с Шепардом в миссии по выбивании информации из Фиста. Во время общения с ним рассказывает нам о проблемах генофага и иерархии кроганов. Выдаёт нам дополнительный квест по поиску раритетной брони. Жаль, что эта броня никаких косметических или геймлейных новшеств нам не даёт.

6. Лиара Т’Cони

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Молодая предтавительница расы азари. На момент встречи с Шепардом ей чуть более ста лет, что по меркам азари является фазой юности. Пробовала себя в археологии, но судьба распорядится совсем иначе. Хе-хе

Лиара является вторым любовным интересом для Шепарда мужчины

7. Джокер (Джефф Моро)

Да, он не сопартиец, но отвечает за душу нашего сквада.

Остряк, "вечельчак" и просто гениальный пилот. Имеет врожденное генетическое заболевание под названием "Синдром Вролика" в результате чего у него очень хрупкие кости. Несмотря на свой недуг (а может даже благодаря своему недугу) смог достичь небывалых высот в качестве пилота, в результате чего, пиком его карьеры стало назначение в качестве пилота на суперсовременный фрегат Нормандию.

Интересный факт: голос и внешность герою подарил актер, сценарист и режиссёр Сет Роген.

6.3.1. Другие знаковые персонажи

1. Капитан Андерсен

Непосредственно наш начальник на момент начала игры. После того, как Шепард получил протеанские видения был отодвинут Удиной от командования Нормандией в пользу молодого протеже. Показан справедливым и решительным персонажем. По течению сюжета узнаём о том, что он был первым перетендентом от людей на должность спектра, но его экзаменатором был Сарен, в итоге их совместная миссия превратилась в бойню из которой Сарен вышел сухим из воды.

Интересный факт: В английской версии голос ему дал актер Кит Дэвид

2. Посол Удина

Показан типичным политиком. Скользкий как змея, но на протяжении всей первой части занят остаиванием интересов Альянса. Идеальная иллюстрация того, когда нужный человек находится на своём месте. Благодаря его действиям Совет все таки принял Шепарда в ряды. Можно к нему по разному относиться, особенно с высоты последующих частей, но именно в первой части он является тем необходимым "злом", благодаря кому Альянс начинает доминировать на галактической политической арене.

3. Адмирал Хэккет

Человек-голос. Его низкий и бархатистый тембр заставляет Шепарда дрожать, ведь именно Хэккет процентов на 70% главный поставщик дополнительных квестов для экипажа Нормандии. "Шепард, на наш аванпост напали геты. Шепард, у нас взбесился ИИ. Шепард помоги с Цербером. По братски прошу". Да, я шучу и иронизирую, но когда такой харизматичный голос просит у тебя помощи, ты откладываешь дела и летишь помогать. Единственный из этой троицы, кто не имеет внешности на момент ME1. Обретет внешность лишь в ME2

Интересный факт: вся вышеперечисленная троица обсуждает заслуги Шепарда в самом начале игры, чтобы предложить его на должность спектра совету.

4. Сарен

Туарианец. Как я ранее уже говорил его роль меняется от главного злодея (в начале) до трагического персонажа (в конце). Когда-то был самым крутым спектром, но связался с Властелином и понеслась...На уровне подсознания понимал, что весь этот союз ему выйдет боком и даже пытался организовать изучение одурманивания, но я не особо уверен в том, что это было его решение, а не Властелина.

Интересный факт: если ты прокачал навык обаяния/устрашения, то в финальном боссфайте можно уговорить Сарена застрелиться, но во вторую фазу вступят уже его импланты.

7. Навигация и дополнительные квесты

7.1. Навигация

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Навигация в игре напоминает чем-то Knights of the old Republic, но, с учетом графического прогресса, сделано это все в разы красивее. У Шепарда на мостике всегда открыта "пушистая и цветастая" карта Млечного Пути, где мы под красивую музыку вольны выбирать направление, куда мы можем отправиться. Системы доступные для посещения отмечены на карте и, при выборе, мы туда перемещаемся посредством гигантских рестрансляторов. Каждая планета в доступных для посещениях системах имеет свое описание и даже интересные факты. Порой, складывается ощущение того, что у описания планет был свой, отдельный сценарист.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Вообще, в плане изучения планет и систем у игры есть такой большой недостаток, который разрешат только в следующей части. Я говорю о том, что нам не показывают процент исследования ни планет ни систем. А с учетом того, что в игре постоянно открываются новые зоны, которые мы можем посетить, то существует большой такой шанс потерять часть доступного для исследования контента. Каждую планету стоит ислледвать, если вы хотите найти жетоны погибших турианцев, саларианцев, азари и кого-то там ещё. Я безумно рад, что это коллекционирование не включили в список достижений.

Планета Габедана<br />
Планета Габедана

И вот так вот изящно я вас подвёл к разговору о...

7.2. Дополнительные квесты.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Удивительный факт, но только на ДТФ я увидел мнение, что:

  • Дополнительные квесты — полный мусор;
  • Локации — однообразные и неинтресные
  • Мако — кусок неуправляемого металла
  • Постройки — это натуральный copy/paste

С одной стороны, это стопроцентная база против которой не попрёшь, но позвольте мне побыть адвокатом дьявола и слегка объяснить вам про моё отношение к этим претензиям.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Начнем, пожалуй, с самой старой и самой первой претензии, о которой я узнал ещё давным-давно — о Мако. После выхода оригинальной версии на Xbox360 многие из консольных игроков жаловались на то, что управление у Мако ужасное. Не могу сказать ничего, так как начинал играть на ПК. Возможно, у ПК версии уже подправили управление, но даже сейчас, играя в Legendary Edition, у меня к Мако была лишь одна претензия — у этого убер внедорожника слишком низкий крутящий момент, который не позволяет с комфортом взбираться по отвесным скалам. Тоже самое касается его ускорения, который кратковременно бустит скорость только по прямой, а когда надо чутка помочь, то пользы от этого Нитрооксида, как от "пука" в метро — и стыдно, и неприятно.

Теперь переходим к комплексным проблемам: пустые карты + одинаковые постройки + примитивные квесты. Как действительно в игре дела обстоят? Карты пустые? Да! Постройки одинаковые? Да! Квесты примитивные? Да! Но почему же я, так сильно критикующий систему однообразия в Dragon Age 2, когда герой постоянно бегал вперед и назад и постоянно попадал на респауны мобов в одних и тех же точках, буду защищать квесты, постройки и т.д.? Все очень просто — это опциональный контент. Во время своего первого прохождения я пробежался по главному квесту и был доволен как слон. Прошу заметить, что у игры не было гриндвола и я спокойно все прошёл без каких либо трагических затыков. А теперь, представьте мой уровень "афига", когда я на третьем прохождении узнал (я два раза проходил сюжетку и был дико счастлив), что там что-то более 10 различных планет доступных для высадки или около того. (Простите меня братики и сестрички, но точное количество я не считал)

Значит так, у нас имеется в арсенале с десяток планет, где расположены простейшие точки интереса: Собери, зайди, найди, убей. Расположено это всё "безобразие" на уникальных по дизайну планетах, с различными биомами. В процентах 60, на небосводе перед нашим взором либо светит какое-нибудь светило-гигант, либо видна другая планета, либо что-то ещё. И вот именно в этот самый момент скучные непроработанные карты превращаются в интерактивные туры по различным местам и уголкам воображаемой Галактики. Если вы любите космос, как я, то должны от такого визжать и делать кучу кадров в фоторежиме, если нет, то всё вас будет бесить.

Ну и финальное — постройки. Те постройки, которые мы можем посетить имеют три вида: Ангар или склад, жилые помещения и какая-то шахта. Не густно. Но ведь там, на окраине обжитого мира, не Дворцы должны стоять, я ведь прав? Вот представьте себе такую ситуацию, чел приходит в архитектурное бюро и просит на отдаленной планете рядом Системами Терминуса отбабахать ему спецзаказ. Думаю такой индивидуальный заказ будет стоить огого как. Да вообще, вот вам пример из реальной жизни. Ехал я как-то по трассе из Москвы в Казань. Вдоль трассы стоят заправки: Лукойл, Газпром, Роснефть, Татнефть и вы знаете в чем прикол? Они все были типовыми. Если вы посмотрите на схемы этих заправок, то ответите этим мемом, потому что вы не найдете разницы

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Возвращаюсь к постройкам. Не думаю, что это особо прибыльное дело, строить постройки далеко от Цитадели, поэтому и список подрядчиков небольшой, либо вообще в единственном числе.

В общем, если бы сценаристы в лоре это прописали, что компания "Earth Engineering of horns and hooves" занималась строительством всех этих построек, то вообще претензий не было, а так — да, если вы хотите к этому придраться, то это будет весомый аргумент в споре.

Однако, я кайфовал. Кайфовал от видов, от минималистичного музыкального ряда, от звука ветра и от ощущения того, что я единственный человек на богом забытой планете.

7.3. DLC: Bring Down the Sky (Гибель с небес)

Это небольшое ДЛЦ продолжительностью не более двух часов, которое рассказывает нам об атаке батарианцев на астероид Х57, который находится на орбите планеты Терра Нова. Шепард должен отключить двигатели и разобраться с батарианцами, больше про ДЛЦ вообще нельзя ничего сказать.

8. Шепард-отступник. Как играется за такого персонажа?

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Открою вам страшную тайну, но я всегда играл за доброго Шепарда и только после KOTOR II решил вступить на путь тьмы. В общем, отличается ли Шепард отступник как-то сильно от Шепарда-добряка? Нет! В каких-то моментах я ловил себя на мысли, что Шепард-отступник — это такой вот профессионал до мозга костей у которого приоритетом всегда является успех выполнения задачи, а остальное вторично. Вообще, я ожидал увидеть какого-то ублюдка и отморозка, но увидел солдафона без эмпатии к окружающим. Мой Шепард был падок на успех своей миссии, а также не против был заработать много кредитов, но, повторюсь, всегда в его действиях или решениях был суровый рационализм.

Разберём рационализм Шепарда на обычном примере. Узнав страшную правду о Торианине Шепард со всех ног бежит назад в Надежду Чжу, параллельно с этим с ним связался Джокер и сообщил, что колонисты взбесились и решили атаковать Нормандию. "Добрые" представители ЭкзоГени предлагают нам использовать газ, чтобы утихомирить восставшую колонию. "Светлоликий" Шепард раньше бы так и поступил (поступал), но в текущем прохождении я посчитал, что данный риск может привести к плачевным результатам, поэтому было принято самое радикальное из всех возможных решений. Радикальное, но в то же время очень рациональное.

С одной стороны очень плохо, что мы не можем сделать Шепарда отъявленным ублюдком и отморозком, как в KOTOR 2. С другой стороны, если бы такой Шепард и мог бы быть, то у него должна быть абсолютно иная кампания, что практически невозможно сделать в рамках нашего блокбастерного приключения.

9. Ролевая и диалоговая система

Объективно, по сравнению с их (Bioware) прошлой игрой про Космос ролевая и диалоговая система заметно деградировала. Ролевая система лишилась полностью атрибутов и стала сильнее полагаться на "классы", которые мы выбрали в самом начале при создании персонажа. Всего в игре 6 классов: 3 основных и 3 смешанных.

9.1. Ролевая система

Основные классы

Адепт

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Адепт — аналог мага или джедая. Полагается только на биотику. Из оружия может использовать только пистолет. Биотические навыки следующие: Бросок, Барьер, Деформация, Подъём, Сингулярность, Стазис, Броня, Пистолены.

Солдат

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Аналог воина. Может использовать любой вид оружия, доступный в игре. Все его навыки связаны либо с владения оружия, либо с броней или обороной. Вот какими навыками обладает Солдат: Пистолеты, Дробовики, Винтовки, Снайперки, Броня, Первая Помощь, Физподготовка.

Инженер

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Так как в игре у нас показано относительно далекое будущее, то данный класс будет отвечать за взаимодействие с техникой, а также ремонт и взлом. Навыки, которыми может обладать Инженер следующие: Пистолеты, Броня, Дешифровка, Взлом, Электроника. Поглощающее поле, Первая Помощь, Медицина.

Интересный факт: в ванильной версии игрок мог пользоваться только пистолетом, потому что у остальных оружий отсутствовал прицел и стрелять из них было просто-напросто невозможно, поэтому игра за чистого Инженера или Биотика была относительно сложной

Смешанные классы

Как можно догадаться из описания эти классы являются сборной солянкой из основных, смотрите:

  • Штурмовик — комбинирует навыки из классов Солдат и Биотик
  • Страж — комбинирует Биотика и Инженера
  • Разведчик — комбинирует Инженера и Солдата
[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

После прохождения дополнительной миссии на Луне нашему герою будет доступна дополнительная специализация, которая позволит нашего персонажа сделать ещё более универсальным под наши запросы.

Интересный факт: Я начинал играть за Разведчика, у которого вкачаивал Снайперскую винтовку, а потом, после Лунной миссии, выбрал себе Спецназовца. Благодаря этим манипуляциям Шепард получил в пользование еще и Штурмовую винтовку, которую я с радостью качал

Предыстория

Вы вольны выбрать одну из трех предысторий, которое будет иметь косвенное влияние на некоторые диалогии квесты

1. Скиталец

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

2. Колонист

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

3. Землянин

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Психологический портрет

Всего в игре три вида пссихологического портрета на выбор, которые

1. Уцелевший

Этот портрет ни на что не влияет.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

2. Герой войны

Тут уже получается интереснее и можно догадаться раз использовано слово Герой, то будем иметь бонус к очкам Героя

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

3. Безжалостный

Также как и в предыдущем портрете тут легко догадаться, что выбрав данный профиль мы будем получать бонусы к очкам Отступника

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Помимо тех или иных бонусов у нас будет оказано влияние на некоторые второстепенные миссии.

Прокачка

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Прокачка у нас идет посредством выполнения следующих действий:

  • Истребление врагов. Большую часть опыта мы получим именно так
  • Выполнение квестов. Ну кто бы сомневался
  • Поиск дополнений в кодекс
  • Определенные диалоговые решения
  • Взлом

За каждое из вышеперечисленных действий мы получаем очки и при достижении нового уровня мы в праве вкачивать себе те или иные навыки в окне персонажа

9.2. Диалоговая система

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Так как видеоигры являются достаточно молодым развлекательным жанром, то в 2000х годах у многих компаний был тренд или фетиш, который был связан с кинематографичностью. Видеоигры пытались скопировать кино, и, в то же самое время, старались его превзойти. Mass Effect является прекрасным представителем той эпохи. Красивые, дорогие и умело поставленные CGI ролики не должны были диссонировать с основным геймплеем, поэтому, помимо полностью озвученного персонажа мы получили еще и полностью переделанную диалоговую систему. У Героя появилась вменяемая мимика, диалоговая камера постоянно перемещается в пространстве и не является статичной, а нагромождение текста было филигранно раскидано по "диалоговому кольцу", новой фишки от Bioware.

Смысл такой системы в следующем: справа от центра мы вправе выбирать реплики, которые двигают диалог вперед. Самый верхняя строчка в данном блоке по умолчанию является самой жизнелюбивой и наименее агрессивной. Нижняя же строчка, наоборот, вынуждает Шепарда говорить в грубой форме и совершать резкие, как понос, действия. Также представлен промежуточный вариант, который можно выбирать, если ты собираешься соблюдать нейтралитет.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Слева же находятся реплики, которые в основном связаны с дополнительными вопросами, а ещё именно тут можно использовать наши навыки по Устрашению/Обаянию, как в дополнительных миссиях, так и в сюжетно-значимых поворотах.

Сами фразы, которые скажет Шепард, показаны не целиком, а лишь намеками, которые иногда становятся настолько неочевидными, что ты не знаешь какой ответ выбрать (нет). Вообще, мне всегда вспоминается один очень старый мем.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Вообще, памятую то, что я сказал в начале блока про диалоги, такая система стала легкой, менее нагруженной и очень динамичной, под стать кино. В то же самое время мы потеряли глубину диалогового отыгрыша, а по разветвлениям Хороший ответ/Плохой ответ можно практически всё проскипать не боясь зафейлить прохождение.

Интересный факт: Bethesda в Faalout 4 наступила на теже самые грабли, только сделала это в своей корявой манере, в результате чего [Sarcasm] разлетелся на мемы.

Интересный факт №2: Вечные списыватели (на то время) с Bioware — Obsidian, взяли на карандаш такую систему для диалогов на карандаш и использовали ее в игре Aplha Protocol.

9.3. Лут и предметы

Если про характеристики персонажа и диалоговую систему можно с уверенностью сказать, что там имеет место категорическая эволюция в купе с радикальными изменениями, то насчет предметов так сказать не получается и вот почему. Мы вольны одевать и модифицировать как предметы относящиеся как к броне, так и к оружию.

9.3.1.Оружие

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Начну, пожалуй, с оружия. Всего мы имеем четыре вида оружия:

  • Пистолеты
  • Штурмовые Винтовки
  • Снайперские Винтовки
  • Дробовики

Каждый вид оружия имеет три характеристики

  • Урон
  • Перегрев
  • Точность

Урон и точность понятна всем, а вот насчет перегрева надо слегка растолковать. Так как на дворе был 2007 год, то авторы решили немножко поэкспериментировать и выкатили на свет оружие, которые не надо перезаряжать (научная фантастика, все дела), но вот незадача, чем дольше ты стреляешь без перерыва, тем быстрее заполняется шкала "перегрева". Ровно тогда, когда она заполнится на максимум у нас будет "жесткий кулдаун" во время которого мы не сможем пользоваться оружием. Следовательно, чем выше значение перегрева, тем дольше мы можем стрелять очередью, без необходимости отслеживания шкалы "перегрева".

Каждый вид оружия представлен разными производителями и те или иные значения могут от модели к модели сильно отличаться. Помимо базовых моделей по мере прохождения сюжета и роста нашего уровня мы будем получает всё новые и новые модификации оружия.

Пример № 1: Если в самом начале игры мы бегали со Штурмовой винтовкой модификации "Ковалёв I", то к концу игры, с большой долей вероятности у нас уже будет 'Ковалёв X", который по своим характеристикам будет очень сильно отличаться от базовой версии.

Помимо всего прочего, авторы добавили еще и апгрейд оружия, когда мы может в специальные слоты добавить модификации, которые позволят разнообразить геймплей и откастомизировать "пукалку" под свои подтребности.

Пример: В битвах с гетами я всегда ставил модификацию на увеличение урона синтетикам.

Низкоуровневые модификации оружия имеют только два слота для модификации, а вот hi-end имеют уже три слота. К сожалению, штурмовая винтовка гетов этим не может похвастаться и у нее вообще нет слотов.

9.3.2. Броня

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Броня в игре у нас представляет целиковый костюм, который обладает определенными характеристиками:

  • Емкость щитов
  • Защита от прямого урона
  • Защита от биотических или технических умений

Помимо всего прочего броне у нас делится также на:

  • Легкую
  • Среднюю
  • Тяжелую

Как и в других РПГ играх, тяжелую броню могут носить лишь бойцовые классы, легкую — все классы, а среднюю — смешанные классы. Это я расписал настолько условно, насколько смог.

Всё остальное, как прогрессия моделей, модификации и разнообразие от различных производителей ничем не отличаются от описанного ранее в разделе про оружие.

9.3.3. Гранаты, Уни-инструменты, Биотические усилители

Гранаты, Уни-инструменты и Биотические усилители я не смог отнести в разделы "Оружие и броня" так как хоть они и находятся у всех классов в определенной вкладке, но есть существенные различия.

Гранаты — это обычное оружие, которое имеется только у игрока, а Уни-инструменты/Биотические усилители являются предметами. которыми пассивно увеличивают/уменьшают силу навыков

9.4. Инвентарь

Инвентарь и его удобство является лакмусовой бумажкой который показывает, что у Bioware в этом царстве царит стабильность. Инвентарь — стабильно ужасный, который вызывает боль в том месте, на котором мы сидим.

В общем, инвентарь дико перегружен, неудобный и не отзывчивый. Смена модификаций с первого раза не всегда получается, а поиск из выпадающего списка — это отдельный вид пытки, когда ты за пару сражений накопил 20 модификаций и пытаешься в этом выпадающем списке разобраться.

9.5. Торговля и Уни-Гель

В игре из-за большого кошличества предметов и расходников есть торговцы, готовые весь этот мусор купить. По началу, они нам предлагают вообще конские условия, но, с постепенной прокачкой навыков Обаяние или Устрашения, у нас появляются более выгодные условия. С нами на Нормандии тоже находится Торговец, но цены у него просто ад. Лучше на старте игры вообще к нему не подходить, так как "обдерет как липку".

Вообще, самый классный торговец на первых порах — это Интендант в Цитаделе у которого можно закупиться Спектровскими цацками. Под конец, конечно, у меня было максимальное количество денег, которое позволяла мне иметь игра, в результате чего я оставшуюся часть игры перерабатывал всё в уни-гель.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Уни-гель — это универсальная субстанция, которая позволяет нам как взламывать терминалы и т.д., так и ремонтировать нашего верного боевого коня — Мако.

9.6. Мини игра

Скажу честно, мне нравилась мини игра в ванильной версии игры. Там был некий симбиоз игры на реакцию и на подумать время оставалась. Представленная же в Legendary Edition мини игра, является обычным QTE, так что meh.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

10. Экшн система и укрытия

Теперь я плавно перехожу к экшн системе, которую косвенно затронул в предыдущих пунктах. Скажу прямо, то как её облагородили в Legendarу Edition, заслуживает похвалы. Хитмарки попали просто в тему. Возможность любому классу пользоваться любым оружием — тоже. Само по себе, каждое оружие, из-за разных характеристик, ведет себя по разному и в какие-то моменты я ловил себя на мысли, что нахожусь в бете версии лутер-шутера из-за такого вала оружия. Даже немного жаль, что дополнительную систему градации на редкость не ввели, но из-за размеров мира и его "конечности" она, конечно же, тут не нужна.

В принципе, даже сейчас сама стрельба ощущается более-менее нормально, но вот система укрытий — это настоящий рай для мазохистов. Я всё понимаю, от трендов никуда не деться, но лучше была бы игра без укрытий, чем с ними. Самая большая проблема укрытий — одна — не мы активируем кнопкой прилипание к стене, а Шепард сам решает когда "прилипать". Постараюсь объяснить на пальцах, как всё это работает. Мы подводим Шепарда к краю стены/булыжника и только после того, как будут выполнены условия для принятия укрытия, мы занимаем место за укрытием. Вторая проблема вытекает из первой, нельзя по нажатию одной клавиши перемещаться между укрытиями и нельзя обходить укрытие по кругу (до этого Шепи допрёт только в третьей части). Однако, я врать конечно же не буду, игра в некоторых случаях меня вынуждала пользоваться укрытиями, но я настолько наловчился, что просто стрелял из-за угла, используя прицел и постоянно перемещение по полю боя.

Вообще, мне дико доставляла то, как ролевая система подсказывали мне, что враг убит, когда я его спамил либо гранатами, либо стрелял практически вслепую или издалека из Мако: Если видишь сбоку +400XP, значит Гет-Снайпер, прячущийся за постройкой, уничтожен.

Но самого угара достойны кроганы и то, как они орут, когда на них используешь биотику или что-нибудь ещё. Вообще кроганы это самые сложные враги в игре.

Помимо классических пиф-паф у нас на экране происходит парад спецэффектов из-за биотических и технических приемов. Комбинировать их в купе с обычным огнестрелом — одно удовольствие, а активная пауза позволяет это проводить с чувством, толком и расстановкой.

Стоит добавить, что мы напрямую не управляем нашими сопартийцами, но можем им указывать кого атаковать, какие умения использовать и какие места занимать для эффективного истребления врагов.

11. Получение всех ачивок (МЕ1) и прохождение игры на самой высокой сложности

Я не ачивкодрочер. За всю жизнь я закрыл всего пять игр на 100%, но мой предыдущий лонг по KOTOR надоумил меня перепройти Mass Effect иначе, в результате чего, я сам с собой играю в челлендж и медленно, но верно движусь к полному закрытию всех ачивок в издании Legendary Edition. (вы сейчас читаете только про первую часть, а я уже закрыл вторую часть и приступил проходить третью)

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Вообще, мне повезло с тем, что достижения в игре нормальные и нет таких типа: "убей врага в прыжке из самолета, пока он пьёт вишневый Джек Дэниэлс на секретной БДСМ вечеринке в Цитадели". Я бы даже сказал так, все достижения полезные, так как побуждают тебя не пользоваться одной выигрышной механикой, а комбинировать персонажей и их умения.

Единственный минус представленных в игре достижений заключался в том, что я очень сильно загонялся и старался как можно быстрее закрыть количественные достижения, поэтому иногда тупил в одном помещении и издевался над врагами или одним оставшимся врагом.

Интересный факт: Для получения ачивок, которые связаны с умениями сопартийцев, советую вам отключить в меню "использование сопратийцами боевых навыков". В данном случае вы будете полностью контролировать ульты вашего сквада, быстрее получите желаемое и меньше будете попадаться на кулдауны.

Я ни разу не проходил игры на максимальном уровне сложности. Но чего ты не сделашь ради любимой игры? Поэтому, мне было интересно, какого это проходить игру на самом высоком уровне сложности? Я ожидал всякого, вплоть до того, что меня будут ваншотить. Однако, я получил очень приятный новый экспириенс, который хоть и бросал мне вызовы, но не заставлял меня страдать.

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Музыка

Одним из немаловажных элементов по созданию атмосферы является музыка. На мой взгляд в первой части уникальное музыкально сопровождение. Оно не эпичное или слезливое, которое имеется в второй или третьей части, оно загадочное.

Вообще вместо какой-либо болтологии советую вам просто ознакомится с теми треками, которые мне дико нравятся. А выводы по поводу музыки, как говорится, делайте сами.

1. Mass Effect Theme

2. Saren

3. The Wards

4. Liara's World

5. Vimire Ride

6. Uncharted Worlds

7. Vigil

8. M4 Part 2

Вывод

[Лонг] Перепрошёл Mass Effect за отступника на "Безумии". Шедевр на все времена или скучный sci-fi категории B?

Повторюсь, Mass Effect — является одной из самых любимых моих игр. Мне дико импонируют этот жестокий и кровавый мир, который придумали в Bioware. Конечно же, стоит признать, что с годами у игры минусы не исчезают, но в то же самое время и плюсы всё сильнее выпячиваются. Вот вам и относительность, если сравнивать с прошлыми "классическими" РПГ, то их обновленная РПГ система кажется убогой, но если эту же самую систему сравнивать с тем, во что она превратилась в последующих частях, то тут представлена просто пушка с космической реиграбельностью.

Если полностью абстрагироваться от фанбойства, то про игру можно сказать следующее: Mass Effect — это крепко сбитая игра в научно-фантастическом жанре с очень сильным сюжетом. На некоторых локациях чувствуется недостаток бюджета и проработки, но в то же самое время именно первая часть является самой выверенной и законченной частью из всей трилогии. Парадоксально, но там где сильна первая часть слабы её преемники и наоборот, получается этакий "тяни-толкай".

Я всегда повторял и буду повторять, что Mass Effect ценен тем, что это старт абсолютно новой вселенной, которая выросла аж до многомиллионной франшизы. Ценность этой игры для игровой индустрии невозможно оценить, так как до сих пор никто не выдал нам хотя бы что-то близкое по проработке к тому, чем является первая часть. (в аналогично заданных рамках)

Игра создала вселенную. Игра создала Шепарда. Игра создала своё наследие, которое будут копировать или переосмыслять последующие поколения.

Мой прошлый текст

И вот вам, на последок, танцующий Шепард. Спасибо за внимание!

144144
2020
88
44
11
11
11
190 комментариев
2000 ₽

а есть ссылка на первоисточник с плейграунда?

12
Ответить
1000 ₽
8
1
Ответить
1000 ₽

Время только 12 часов дня понедельника а ты уже выложил лонг недели! Братик, спасибо тебе за труд и с прошедшим тебя днем рождения, желаю тебе прекрасных игр в твоей библиотеке, здоровья и чтобы в семье все было балдежно!

10
Ответить

Андромеду сейчас допинываю. Не плохая игра. Хейторы перестарались)

14
3
1
1
Ответить