Мор. Краткий разбор лора

Мор. Краткий разбор лора

"Мор" - игра непростая. Непростая во многих смыслах - от сложности игрового процесса до сюжетной нагруженности. И если трудности при прохождении всплывают лишь через пару игровых дней после начала, то запутанность лора ощущаются с первых же минут. Этот аспект я и решил разобрать по двум причинам: во-первых, разбирать действительно есть что, во-вторых, мне особенности мира "Мора" показались очень интересными - во многом, опять-таки, благодаря всей их загадочности.

Но прежде чем начать, стоит сказать о кое-каких важных вещах.

Раз. Информацию для поста я брал не только из самой игры, но и из других материалов по ней, ссылки на которые будут в конце статьи.

Два. Без спойлеров не обойдëтся, но о наиболее критичных я предупрежу.

Три. Я буду опираться в первую очередь на ремейк 2019 года, а для него, как известно, вышла лишь кампания Гаруспика. К тому же, он отличается от оригинала сюжетно.

Четыре. Есть кликабельное оглавнение:

Театр (спойлеры)

Вот теперь можно начинать.

Кратко о "Море"

Расставим все точки над i.

  • Мор (Утопия) / Pathologic (2005). Оригинальная игра. Содержит в себе три кампании, в каждой из которых нужно играть за разных персонажей - Бакалавра Даниила Данковского, Гаруспика Артемия Бураха и Самозванку Клару. Это позволяет взглянуть на историю с других сторон.
  • Мор (Утопия). Classic HD / Pathologic Classic HD (2015). Ремастер предыдущей игры. Всë то же самое, но чуть красивее. И с нормальным переводом на английский.
  • Мор / Pathologic 2 (2019). Ремейк-переосмысление. Сюжет и механики несколько различаются. Пока для него вышла лишь одна кампания - кампания Гаруспика. О ней и пойдëт речь.

Так вот.

Двенадцатый день пребывания в городе. Чума захватила его почти полностью, однако шанс всë ещë есть - рецепт вакцины найден. Главный герой отправляется в Собор, где решится всë. Но он опаздывает. Приказ уничтожить это место уже отдан.

Тогда на сцену выходит Марк Бессмертник. Говорит, что роль отыграна неправильно, что теперь всë потеряно. Однако предлагает вторую попытку, на что главный герой соглашается.

Артемию Бураху поступает тревожное письмо от отца с просьбой вернуться в его родной город, откуда Артемий когда-то уехал, чтобы учиться на хирурга. Отец, Исидор Бурах, работает врачом, и он просит сына продолжить его дело. Спустя какое-то время Артемий приезжает к Исидору, однако обнаруживает, что тот был убит незадолго до приезда, а город начинает захватывать Песочная Язва - сильнейшая болезнь, убившая несколько сотен людей пять лет назад. Теперь Артемию предстоит узнать тайну убийства отца, спасти город от чумы и спастись самому.

Город и его жители

Карта
Карта

Толком неизвестно, где и когда происходят действия "Мора". Хотя некоторые вещи всë же понятны: город стоит на реке Горхон (из-за чего именуется Городом-на-Горхоне), на дворе сентябрь, а где-то идëт война. Поэтому поезда приходят редко, и сбежать отсюда крайне проблематично. Город-на-Горхоне окружëн степью, которая богата различными травами - белой плетью, савьюром, сечью и твирью. Из них производят твирин - популярный среди жителей крепкий напиток. Глубоко в степи расположен лагерь Уклада - древнего народа, представляющего собой племя, проводящее обряды и следующее странным обычаям. Впрочем, эти обычаи плотно вошли в культуру города - в конце концов, люди Уклада, или же степняки, живут и в нëм.

Чтобы не отходить далеко от темы, упомяну, что на самом деле в городе и окрестностях живут не только люди Уклада. Это я к тому, что среди степняков есть ещë и так называемые черви - по сути, представители другой расы. Говорят, они слеплены из земли. Наиболее часто этих существ можно встретить около реки, так как черви, помимо сбора трав, возят людей на лодках по Горхону за особые монеты, которые называются "ногти".

Мор. Краткий разбор лора

Стоит рассказать и о традициях здешних жителей:

  • Холодное оружие и острые предметы не приветствуются.
  • Земля считается важнейшей частю мира, и выкапывать ямы - плохая идея.
  • Распространëн обмен вещами между горожанами, это чуть ли не ритуал. Вместе с предметом человек "передаëт частичку себя", будь то радость, удача или горе, или просто желает чего-нибудь хорошего. Предлагать деньги вместо вещей нехорошо, этого никто не оценит.
  • Разрезать тела нельзя.

Важные здания

1. Управа. Здесь решаются судьбы города. Тут расположена и городская тюрьма.

Мор. Краткий разбор лора

2. Театр. Крайне неоднозначное место, подробнее о котором я расскажу в отдельной главе. Ночью в нëм можно посмотреть короткие представления, намекающие на дальнейшие события.

Мор. Краткий разбор лора

3. Кабак "Разбитое сердце". В этом кабаке можно заработать на степных травах. А ещë здесь продают твирин. Владелец заведения - архитектор Андрей Стаматин.

Мор. Краткий разбор лора

4. Дом Вара. Уклад запрещает разрезать тела всем, кроме менху - специальных врачей. Так или иначе, один пожилой степняк не прочь купить немного органов.

Мор. Краткий разбор лора

5. Склады.

Во-первых, на складах находится убежище Двоедушников - группы детей, предводителем которых является Ноткин. Дети и их фракции вообще являются важной частью "Мора", но о них поговорим позже.

Во-вторых, рядом проживает Гриф со своей бандой. Он заправляет складами.

В-третьих, тут есть тëмная лавка - магазин, в котором продают еду даже преступникам.

Мор. Краткий разбор лора

6. Завод. В этом месте обосновался Артемий Бурах. Его отец тоже жил и работал здесь. Помогал тому мальчик Спичка.

Мор. Краткий разбор лора

7. Кладбище. Им, как ни странно, управляет не вполне адекватная девочка Ласка. По еë словам, трупы нельзя сжигать, так как они могут чувствовать и говорить.

Мор. Краткий разбор лора

8. Лагерь степняков (Шэхэн). Сейчас там уже никто не живëт.

Мор. Краткий разбор лора

9. Бойни (Проект Быков / Оллонго). Большое строение, внутри которого работает множество людей - они забивают быков.

Мор. Краткий разбор лора

10. Термитник (Короб). Огромное общежитие для работников Боен. Заперт. Значительная часть степняков живëт тут и поклоняется маленькой девочке Тае, дочери коменданта Тычика.

Мор. Краткий разбор лора

11. Собор. По словам архитекторов, здесь появляется время. Внутри есть огромные часы. Многие люди считают, что если внутри здания или около него долго будут находиться люди или птицы, они "высосут" время.

Мор. Краткий разбор лора

12. Многогранник (Башня детей). Самое величественное строение из всех. Оно не подчиняется законам физики, и даже его архитектор, Пëтр Стаматин, до конца не знает, как оно вообще существует. Дети проводят на этой башне очень много времени, на них оно оказывает чуть ли не наркотический эффект, и, по словам некоторых детей, предотвращает их взросление. Они описывают Многогранник как нечто невероятно чудесное, но если туда заберëтся взрослый, ничего особенного там не увидит. Впрочем, проход для людей старше шестнадцати лет и так запрещëн.

Мор. Краткий разбор лора

13. Станции. Всего их две: для грузов и для людей. На последней по вечерам собираются дети и пытаются призвать поезд... не знаю как, но это реально работает.

Мор. Краткий разбор лора

14. Мыс Хозяек. На нëм находятся склепы Хозяек. Подробнее о них я расскажу позже.

Мор. Краткий разбор лора

15. Дома сюжетных персонажей имеют уникальные названия:

  • Влад Ольгимский-старший и Виктория Ольгимская-младшая - Сгусток
  • Каспар Каин - Скорлупа
  • Ева Ян - Омут
  • Анна Ангел - Вербы
  • Виктор, Георгий и Мария Каины - Горны
  • Лара Равель - Приют
  • Сабуровы - Стержень
  • Влад Ольгимский-младший - Пустой дом

Уклад

У степняков есть свой язык, но они часто комбинируют его с нашим, так как в их родном языке недостаëт слов. Приветствуют друг друга вопросом о том, как поживает скот собеседника (условно - "как дела"). У них есть старейшина - во время действий игры это Оюн. Есть среди них и загадочная женщина со множеством имëн, которую чаще всего называют Оспиной. К ней приходят с вопросами и просьбами. Также существуют Невесты - женщины в рваных одеяниях, занимающиеся выращиванием трав и принимающие участие в различных обрядах.

Степняки поклоняются Босу Туроху - огромному быку, в котором, по их словам, заключëн весь мир. Быки играют важную роль в их религии. Иногда они проводят быка по улицам города, а потом разделывают его. А ведь есть и авроксы (вернее, были когда-то) - древние быки, которые ушли в глубины степей.

Многие степняки держат злобу на городских жителей и мечтают о расправе над ними.

В мифологии Уклада нашлось место демону с именем Шабнак-Адыг. О нëм рассказано множество легенд. Говорят, что демон принимает облик молодой девушки, умеет пролезать где угодно, перемещается с невероятной скоростью и убивает людей.

Важно упомянуть о так называемых менху - врачах, использующих, скажем так, народную медицину. Таким врачом был Исидор Бурах. Из твири и других трав он варил тинктуры, которые использовал для лечения. Он, помимо всего прочего, знал так называемые Линии, то есть учение о связях вещей, объединяющее в себе разные науки - от физики до психологии.

Черви, невесты, бык и безымянное существо
Черви, невесты, бык и безымянное существо

Главные семьи города

Город-на-Горхоне держится на трëх семьях - на Ольгимских, Самбуровых и Каинах. Сейчас расскажу о каждой из них.

1. Ольгимские. Главой семейства является Тяжëлый Влад - человек, под контролем которого находится немалая часть города, в том числе склады и Проект Быков. Многие рабочие не любят его, так как получают мало денег и продовольствия. Имеет двух детей. Старшего тоже зовут Владом, и с ним у отца отношения не заладились в силу того, что они имеют разные взгляды на то, как поступать со степняками - если вкратце, то Тяжëлый Влад в этом плане скорее злой, а его сын скорее добрый. Младшего ребëнка зовут Викторией (как и еë умершую мать), но дети называют еë Капеллой.

2. Сабуровы. Здесь всë просто. Александр Сабуров - глава исполнительной власти. И у него есть жена Катерина.

3. Каины. Самая непростая семья из трëх. Начну с Симона Каина. Изначально глава семейства, однако к началу игры был убит (а ведь он считался бессмертным). Тогда его заменил брат Георгий, в народе именуемый Судьëй. Ещë есть Виктор, у которого есть дочь Мария и сын Каспар, он же Хан.

Непростая эта семья потому, что еë члены практиковали всякие оккультные штуки и придерживались достаточно странных мнений. Они руководили постройкой города, и при этом считали его "единым организмом", в котором каждое здание что-то значит. Порой Город-на-Горхоне и вовсе называют экспериментом. Улицы максимально запутанны и неудобны, некоторые здания были построены будто просто так. Считается, что всем этим Каины хотели создать "сверхчеловека". Нельзя не отметить и лестницы, которые стоят просто так, но это уже работа Стаматиных.

Примерно так эти лестницы выглядят
Примерно так эти лестницы выглядят

Но и это ещë не всë. Каины создали Внутренний Покой - место, в котором можно ощутить присутствие умерших. Я бы сказал, что оно абстрактное, но как раз наоборот, вполне настоящее.

Дети

Всего есть две фракции, участниками которых являются дети. Это Двоедушники и Песиголовцы. Между ними уже давно идëт вражда из-за различий в идеологиях. Двоедушники считают, что у каждого из них должна быть "вторая душа", а конкретно питомец. Этим они заявляют относительное равенство животных и людей. Вот только не всем такая идея нравится, и поэтому еë противники ходят с масками псов. Маски эти непохожи на реальные головы собак, так что разница между людьми и животными становится очевидной. Собственно, так и появились Песиголовцы. Вернее, так они получили название, ведь важнейшие различия между фракциями есть и в местах их убежищ. Двоедушники сидят на складах, а Песиголовцы - в Многограннике. Главарь последних - Хан, он же Каспар Каин. Ему, кстати, далеко не безразлична Капелла, которая тоже занимает не последнюю роль среди детей. Она принципиально не посещает Многогранник, называя его Сиротским Замком. Девушка считает, что он разделяет родителей и детей.

"Замок" Двоедушников
"Замок" Двоедушников
Песиголовцы
Песиголовцы

Хозяйки

Было две Хозяйки, так? Нина и Виктория. Одна жгла, вторая грела. Нина умерла, пришла Катерина, так? Виктория умерла, Катерина разорвалась пополам. Больше хозяек нет, город остался без защиты. Следишь за моей мыслью? Нина с Викторией умерли. Катерина не справляется. Теперь в дело вступают их дочери. Хозяек всегда было две. Теперь нас три. Это слишком много. Должна остаться одна. Ты понимаешь, насколько это важно?

Клара, Самозванка

Хозяйки - это женщины, наделëнные особыми силами. Они способны видеть пророческие сны, внушать людям мысли, лечить любые болезни и наверняка ещë много всего. Считается, что Хозяйки оберегают Город-на-Горхоне и его жителей.

Когда-то были светлая Виктория Ольгимская и тëмная Нина Каина. После смерти Нины еë деятельность пришлось продолжить Катерине Сабуровой. Но потом умерла и Виктория. Катерина не смогла нести на себе ношу двух Хозяек сразу, и теперь страдает из-за проблем с психикой. Еë, впрочем, посещает вполне реальный Крысиный Пророк, который знает всë, хоть и не всегда говорит правду.

В любом случае, на помощь Катерине должны прийти дочери прежних Хозяек, которые пусть и обладают меньшей силой, но всë же имеют еë - это Виктория Ольгимская-младшая, она же Капелла, и Мария Каина. Но, откуда не возьмись, из свежевырытой могилы вылезает некая Клара, также обладающая силой Хозяйки. И вот что выходит: уже есть Катерина Сабурова, и нужна вторая Хозяйка, на роль которой претендуют сразу три женщины. Так что, как и сказала Самозванка, из них должна остаться лишь одна.

Первая вспышка чумы

Когда-то в районе Сырых Застроек произошла вспышка неизвестной болезни, позже названной Песочной Язвой, или же Песчанкой. Менху Исидор Бурах быстро отреагировал и указал закрыть район, чтобы никто не смог оттуда выйти или туда зайти. У него получилось.

Только вот все жители Сырых Застроек умерли за сутки.

Был закрыт и Термитник с с тысячами людей внутри. Многие из них умерли - кто-то от голода, кто-то от Песчанки. Впрочем, выживших тоже оказалось достаточно. Большинство степняков до сих пор находится там. Ими правит Тая Тычик - девочка, которую всë время буквально носят на руках.

Распространение Песочной Язвы удалось остановить. Но лишь на пять лет.

Театр

Внимание! Сейчас будет пересказ некоторых частей игры и немного спойлеров.

Практически все события "Мора" - это часть театральной постановки, в которой игрок - это актëр. Или несколько актëров.

В самом начале игры мы оказываемся в Театре и встречаем Марка Бессмертника - главного постановщика. Он говорит, что игрок плохо справился со своей ролью. После этого нам показывают последствия его действий: повсюду армия, горы трупов, заражëнных сжигают заживо. Мы добираемся до Собора, в котором встречаем инквизитора и полководца. Но повлиять на что-либо уже не в наших силах, ведь сейчас начнëтся бомбардировка города, несмотря на то, что рецепт вакцины от Песочной Язвы найден.

Снова появляется Бессмертник. Но на этот раз он предлагает начать всë заново. Игрок соглашается.

Теперь мы в вагоне поезда, едем к отцу. Вдруг с ящиков падает гроб, из которого вылезает Попутчик, предлагающий сыграть в кости на судьбу. Нормально поиграть не выходит, так как поезд останавливается. Выходим из вагона и видим огромного быка рядом с железнодорожными путями. А поблизости стоят Исполнители - существа в костюмах птиц, которые только и делают, что говорят загадками.

Рельсы - это красиво. Они всегда ведут к одной цели, и свернуть с неë невозможно. Разве что только вот так, глупо - потерпеть крушение по пути. Погибнуть, лишь бы только избежать своей судьбы. Глупо. Скучно.

Исполнитель

Вскоре мы снова оказываемся в поезде вместе с Попутчиком. На этот раз он предлагает делиться сокровенным и рассказывает следующее:

Ну вот боюсь я, например, что в городе мне не обрадуются. Гнать меня будут как собаку, двери передо мной закрывать. Мало сборов соберу. Цели своей не достигну. Но это так, тревоги, опасения. Всë у меня получится.

Попутчик

Наталкивает на странные мысли. Но его мы ещë встретим, он будет продавцом в ночной лавке.

В любом случае, нам предстоит ещë два видения. В первом игрок ходит по дому и видит персонажей игры, превращающихся в Трагиков - людей в чëрных костюмах с белыми масками. Во втором необходимо подраться со степняком, а после поменяться с ним сердцами. На этом вступление заканчивается, и начинается основная история.

Да, это и есть Трагики
Да, это и есть Трагики

Трагиков можно встретить и позже, причëм довольно часто. Можно выделить две их категории. Первая - это чьи-либо Тени. Иногда, при встрече с важными персонажами, можно заметить такие Тени рядом с ними. Эти Трагики рассказывают о мыслях и переживаниях героев.

Также отмечу различия в положениях Теней. Вот, к примеру, Катерина Сабурова, Хозяйка, переживающая сложный жизненный период. Тени Катерины сидят во всех углах комнаты, окружая еë.
Также отмечу различия в положениях Теней. Вот, к примеру, Катерина Сабурова, Хозяйка, переживающая сложный жизненный период. Тени Катерины сидят во всех углах комнаты, окружая еë.
А это Александр Сабуров, служитель закона со стажем. Твëрдый, уверенный и спокойный. Его Тени сидят в углу.
А это Александр Сабуров, служитель закона со стажем. Твëрдый, уверенный и спокойный. Его Тени сидят в углу.

Всë это указывает на то, что расположение Теней может рассказать о характере персонажа порой даже больше, чем сам этот персонаж.

Вторая категория Трагиков - это Суфлëры. Они выполняют... роль суфлëров, по сути, если придерживаться того, что актëр - сам игрок. Эти ребята дают геймплейные подсказки. Помимо этого, в игре есть момент, в котором Артемий должен срочно посетить Управу. Тогда повсюду появляются Суфлëры и показывают, куда нужно идти.

Мор. Краткий разбор лора

И Трагики, и Исполнители являются Масками. А Маски - это существа, выступающие в театре по ночам. И да, театр есть как в виде хаба (или около того), так и в виде части игрового мира. К какому виду отнести ночные представления - вопрос хороший.

Теперь поговорим о смертях. Каждый раз, когда игрок умирает, он оказывается в театре, где его встречает Марк Бессмертник и ругает за проигрыш.

...Что, сейчас моя реплика? Да, совершенно верно. Вот она: "Любезнейший, вам обратно - в ту дверь!" [...] Теперь вы должны сказать: "Я был мëртв". И завершение: "Смерть не бывает быстрой. Познание - это процесс. Неприятный, но необходимый".

То, что внешний наблюдатель видит как миг, в сознании соприкасающегося может растянуться на сутки. Или неделю. Или, если не повезëт, на год.

Марк Бессмертник

Помимо упрëков постановщика игрока наказывают дебаффами. Почти как при проклятии в Dark Souls. А перед театром появляются большие рога, которые постепенно увеличиваются в размерах и формируют быка. Впрочем, штрафов можно избежать. Один раз вместо Марка по залу ходит крысолов и ищет Крысиного Пророка, а во второй мы встречаем в театре Попутчика, предлагающего сделку: он нам возможность избежать наказания за смерти, а мы ему что-то "очень важное". Этим "очень важным" оказывается концовка - в случае согласия она станет максимально невнятной.

Сейчас я как режиссëр-постановщик озвучу самый важный ключ к вашей роли. Молчать там, в зале!

Итак. Каждая смерть очереднего актëра будет иметь для нас всех необратимые последствия. Вы хорошо меня поняли? Необратимые. Каждому, кто пойдëт дальше торить пути Артемия Бураха, будет трудней, чем его предшественнику. Это театр жестокости. С каждой смертью рисунок роли будет становиться сложнее. Обременительные последствия небрежности ваших предшественников... их легкомысленного отношения к смерти.

Марк Бессмертник

Постановщика можно встретить не только в театре, но и на улице, то есть внутри представления. Он, как и многие другие персонажи, будет стоять на очереди к Инквизитору.

Ну и напоследок ещë раз вспомним о Попутчике. Он появляется во всех концовках, и вот что он там говорит:

Я не знаю, [что станет с обитателями города]. Я их отпускаю, ты слышишь? Официально отказываюсь от них. Иди, попрощайся с ними. Они тоже хотят попрощаться с тобой.

Попутчик

А если выйти на менее приятную концовку, то игрок переместится в театр, где Марк Бессмертник отругает его за то, что он провалил всю постановку. Попутчик тоже появится, но скажет он иное:

Говорю же, нам с тобой обоим работа будет. Мне по людям ходить, сборы свои собирать. А тебе за пояс меня держать, коли хочешь. Ты же врач у нас, человеколюбец известный. Вот и будет и мне, и тебе работëнка. Нескончаемая. Там, брат, уже не игрушки... куда мы с тобой возвращаемся. Говорю, там настоящая жизнь!

Попутчик

Теперь, я думаю, всë очевидно. Попутчик - это Песочная Язва.

Всё. Хоть статья и не особо длинная, сил на её создание я потратил немало. Но я рад, что начал писать этот пост. В процессе этого я и сам открыл для себя много нового о "Море" и получил тонны пищи для размышлений. Я сначала хотел добавить ещë один раздел, в котором пересказал бы сюжет и попытался разобраться в скрытых смыслах, но это, пожалуй, тема для отдельной статьи. Всë-таки "Мор" - игра непростая.

8181
18 комментариев
111 ₽
7
Ответить

Краткий разбор Краткий

19
Ответить

Превосходный сценарий, саундтрек и дизайн, завернутый в отвратительное геймплейное и техническое исполнение, где тебе нужно постоянно гриндить, потому что по другому разработчики не придумали, как можно растянуть время, чтобы игрок, по их задумке, не успевал между событиями и делал сложный выбор. Я пока только на 6 дне и чую, что дальше будет еще больше гринда с помоичками и обменом у детишек орешков на яички

4
Ответить

Насчëт гринда согласен. Я так при первом прохождении квест с главным сюжетным твистом пропустил, ведь надо было искать еду)

1
Ответить

Игра была бы шедевром если бы не всякие технические моменты.
Но всё равно это один из лучших проектов современности. Уникальная игра, таких больше нет.
Титры в конце на многограннике прям до мурашек.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить