Легендарная встреча RTS и RPG. SpellForce: The Order of Dawn
По нескольким причинам возникла идея перепройти эту великую игру. Одолены все сайд-квесты. Впечатлений и ностальгии за 70+ часов набралось на мегалонгрид.
ВВЕДЕНИЕ
SpellForce — компьютерная игра, которая сочетает в себе элементы стратегии в реальном времени и ролевой игры. Создана в Германии компанией Phenomic.
Оригинальная игра SpellForce: The Order of Dawn (Орден Зари, 2003) имеет два дополнения:
- SpellForce: The Breath of Winter (Дыхание Зимы, 2004)
- SpellForce: Shadow of the Phoenix (Тень Феникса, 2004).
Игру одолевал в Стим в составе платинового издания. Интересный факт, THQ Nordic (сейчас серия под их крылом) внедрили качественную русскую локализацию текста всех трёх дополнений, но на странице этого не указано.
СЮЖЕТ
В мире произошла катастрофа. Маги Круга, которые, в теории, должны были поддерживать порядок и привести всех к Золотой Эре неожиданно решили вместо этого привести себя к неограниченной власти путём проведения особого ритуала. Целью мероприятия было получение мощи Неугасимого Пламени, которое находится во всём сущем. Но силы оказалось слишком много даже для них.
Это привело к большой войне и последующему расколу мира на не связанные острова, плывущие в бесконечном эфире. Маги, в основном, погибли, но, как водится - не все.
Выживший маг Круга Роен соединил образовавшиеся острова системой порталов. И тут заявился злой маг, который бредит идеей проведения ритуала заново и верит, что теперь-то всё получится.
Для того, чтобы противостоять злодею, Роен вызывает к жизни рунного воина. На этих бойцах строится вся игра. Это воины, вызванные к жизни магией и выполняющие волю призвавшего. Некогда маги Круга использовали армии таких юнитов в своих целях, но Роен решает освободить нашего героя и позволяет ему действовать самостоятельно. Так начинается наша история.
ГЕЙМПЛЕЙ
Игровой процесс представляет собой смесь RTS и RPG. Уникальность состоит в том, что обе эти составные части проработаны очень серьёзно.
За ролевую составляющую отвечает наш воин рун. Ему открыта масса путей для развития.
Можно выбрать один из типов бойцов:
- Специализирующемся на лёгком оружии.
- Специализирующемся на тяжёлом оружии.
- Стрелком.
А можно быть и магом:
- Специализирующимся на чёрной магии.
- Специализирующимся на белой магии.
- Специализирующимся на магии стихий.
- Специализирующимся на магии разума.
Соответственно, чтобы прокачивать те или иные умения, понадобится как уровень героя, так и соответствующие значения статов, которых семь видов:
- Сила (определяет урон в ближнем бою).
- Стойкость (количество очков жизни).
- Реакция (вероятность уклонения).
- Ловкость (вероятность попадания по противнику).
- Разум (скорость восполнения маны).
- Мудрость (запас маны).
- Обаяние (повышает вероятность применить магию разума и силу некоторых заклинаний белой магии).
Внутри каждого типа боевого стиля и магии также есть по несколько (2-4) ответвлений специализации, которые максимально важны. Следует концентрироваться на, максимум, двух специализациях - как раз на такое количество хватит очков навыков и немножко останется. За повышение уровня выдают два очка навыков и пять характеристик.
Важнейший момент - есть засада со статами. Если вы топовый маг, то схватить топовый же двуручный меч не выйдет, так как будет требоваться масса силы и выносливости, вытянуть которые на требуемые значения не получится (по крайней мере, по моим прикидкам).
Резюмирую - распыляться не стоит, может выйти совершенно ниочёмный герой, а перераспределения прокачки не предусмотрено.
Когда персонаж создан, то нам предложат пройти обучающую локацию с другим рунным воином, жрицей Тахирой, в качестве главного героя. Тут объяснят как перемещаться, сражаться, управлять камерой.
Важнейший момент, нас научат тому, какие виды рунных святилищ есть в игре, вокруг них, всё, собственно, и строится:
- Камни телепортации и, по совместительству - возрождения главного героя.
- Святилище героев. Тут призываем вспомогательных воинов рун.
- Рунное святилище рас. Здесь создаются армии, которые поведём в бой.
В игре есть как бы два режима и жанра, которые переплетены между собой RPG и RTS.
Герой может бегать совершенно один или в компании других рунных воинов и тогда это вполне себе ролевая (или партийная ролевая) игра.
Дополнительных персонажей получаем в виде камней рун и активируем их в святилище героев. Тут могут быть совершенно любые классы, но, правда, жёстко прописанные в игре.
Чтобы призвать дополнительных персонажей, надо разместить их руны на рунный стол главного героя. Всего помощников может быть, максимум, пять, но это количество набирается не сразу, а по мере роста уровня главного героя. До определённого момента (уровня) ячейки будут закрыты, к тому же, есть требования к уровню протагониста, чтоб вызвать того или иного помощника.
Например, есть боец Ивор 15-го левела, таким он и будет всю игру. Чтобы его призвать, самому надо быть 17-го левела. Прокачать вспомогательного героя нельзя. Можно только одеть в максимально подходящий шмот, который, в принципе, на него одевается - надо читать, что юнит умеет и прикидывать возможную пользу.
Фишка в том, что, зачастую, даже имея возможность вызвать армии, быстрее (но не выгоднее стратегически) зачищать карту только героями. Я так делал часто, за что и поплатился в финальной битве, которая длилась в этот раз почти 6 часов.
Дело в том, что пока не началось создание армий (не активировано святилище рас), враги спокойно стоят на своих базах и не растёт их число, они не отправляют патрули. Это идеальный момент, чтобы атаковать героями и снести им постройки. Тогда и создать свою армию враг уже не сможет. Конечно, там пасутся приличные отряды, с боссами противника, но всё равно - иногда целесообразно нападать только героями.
Наш главный герой обладает умениями и заклинаниями, доступными в зависимости от выбранной специализации. Скиллы и магия бывают разного уровня и нуждаются в выполнении предварительных требований.
Если, например, магия смерти 11 уровня, значит заклинания можно применять до 11 уровня силы, соответственно.
Менять заклинания и умения мы можем только для главного героя в книге заклинаний.
Имеется две системы применения заклинаний и умений у героев.
Можно жмакнуть по нужному скиллу на панельке внизу экрана, но это не очень функционально, так как потом надо ещё будет навести на врага, а в каше боя это не так просто. Имеется крайне удобная альтернатива - выделяем нужного супостата и у каждого героя в верхней панели появляются варианты - что тот или иной персонаж может скастовать на вражину. Это куда удобнее, ведь так есть доступ почти ко всем умениям активных (которые вызваны и находятся в бою) героев сразу.
Крайне нежелательно, чтобы погибал главный герой. Это приводит к потере драгоценного опыта, но, что ещё хуже, система при наступлении такого события считает, что до возрождения проходит некоторое время. Так что, вернувшись можно обнаружить свои постройки и воинов униженными и уничтоженными.
С RTS всё тоже по-взрослому. По миру разбросаны рунные святилища шести рас, которые делятся на светлые:
- Люди.
- Эльфы.
- Гномы.
И тёмные:
- Орки.
- Тролли.
- Дроу (тёмные эльфы).
Пусть это и реализовано в прохождении один раз, но светлые и тёмные армии настолько ненавидят друг-друга, что готовы вступить в бой, даже находясь на одной стороне. Если под управлением одновременно юниты разных сторон (это тоже всего раз встретил), то ресурсы, которые они добывают разделены.
Расы (как и вспомогательные герои) располагаются на рунном столе главного героя. Рунные камни рас обладают разными уровнями, что напрямую отражается на их силе. Следует устанавливать самые мощные камни, остальные можно с чистой совестью продать торговцам.
Чтоб собрать войско, понадобится найти и активировать святилище расы. Сначала будут доступны только рабочие (призываются бесплатно), они собирают ресурсы и далее смогут строить всё больше и больше полезных зданий.
У каждой расы имеются особенности, сильные и слабые стороны. Например, эльфы генерируют бесконечный лес и быстрее его пилят, гномы бережнее обращаются с камнем (удвоение производства), тролли потребляют камень каг горячие пирожки в больших количествах и так далее. Для каждой расы характерен набор ресурсов, которые им критически важны.
Важное дополнение (из коммента в личке от знатока игры). Боевые особенности рас:
- Если тёмный эльф убивает ночью, то труп восстанет в качестве падшего скелета.
- Люди во время дня сражаются в 200% эффективней.
- Особенностью эльфов является битва в лесу, они получают уменьшенные повреждения в лесах.
- Гномы единственная раса, которая может прокачивать своих воинов, то есть, они получают "таны" (уровни), максимальный тан - пятый, вы сможете это понять по количеству звезд над юнитом.
- Если здоровье тролля падает ниже 35%, то он входит в состояние боевой ярости и наносит быстрые и мощные удары.
- Орки не обладают чувством боли, если орк отступает с поле боя с низким, "красным", показателям здоровья, то он не ковыляет, в отличие от других рас, а отходит на полном ходу, давая большую выживаемость.
Если враги "снесут" святилище, то мгновенно пропадут все здания, рабочие и войска, которые там созданы. Останутся только собранные юнитами ресурсы. Со святилищем героев та же история, не уследишь за зданием - можно остаться без отряда, прямо посреди боя.
Со временем, после "сноса," святилища самовосстанавливаются и снова становятся пригодны к использованию - с самого нуля (кроме ресов) придётся стартовать.
Когда достаточное количество ресурсов будет собрано и соответствующие постройки будут созданы, то можно уже будет строить армию. В войске каждой расы может состоять по восемь типов юнитов. Они очень разные и каждый боец специализируется на своём.
Количество построек у рас разное (но может и одинаковое, точно нашёл не все чертежи), но, в целом, их около 20 у каждой.
Есть юниты ближнего и стрелкового боя, маги атаки и поддержки, лекари.
Чтобы отряды и постройки стали доступны к созданию, надо разместить их в особом окне проектов. Чертежи-повторы бесполезны, можно их продать.
Тут есть тонкость. Локации богаты ресурсами в очень разной степени. По сути, каждый раз мы формируем билд своей армии, исходя из имеющихся ресурсов. Но даже в таком случае всегда есть вариации и не всегда всё очевидно.
Надо понимать, что хоть ресурсы на карте возобновляются, но оооочень медленно. Так что, потерять войско, в которое вбуханы все ресы, это ужасная неудача (есть исключения, например, у эльфов бесконечный лес, если найти чертёж лесника). Единственный приемлемый вариант - если точно удастся этими силами и этой тактикой вынести врага полностью.
Для многих воинов в зданиях будут (по одному на юнит) важные улучшения. Они могут внести кардинальные изменения в сражении и надо их учитывать при формировании войска.
Например, одну из локаций реально (может можно и по-другому, но я пробовал - это боль) пройти только отрядом магов, но лэньи (нужный ресурс) буквально как раз на один такой отряд, пойди угадай, что на них и надо ставку делать.
Небольшой лайфхак. При создании армий лучше всего показывают себя стрелки и маги, то есть - юниты дальнего боя. Это обусловлено механиками игры. Воины ближнего боя могут атаковать врага только ограниченным числом (окружают противника и бьют), то есть, те ближники, кто не бьёт (кому не хватило пространства или не могут подойти по узкому проходу), ждут своей очереди и урон в это время не наносят. А вот стрелки поливают метко и без ограничений. Таким образом, юнитами дальнего боя можно дать бурст урона в особо жирных врагов. Да и если огонь свободный, то они не ждут, стреляют пока есть цель, потому более эффективны.
Под конец прохождения становится ясно, что не одними стрелками можно затащить. Ближники при столкновении армий и сносе зданий, наносят больше урона с удара. Правда и гибнут в товарных количествах, этакие смертники, но иногда они тоже нужны.
Идеальный расклад - впереди один или несколько (как мы помним - одного юнита может бить не больше определённого количества ближников, остальные рванут дальше) танков, которые держат (если быстро сдохнут, то толку нет) врагов, а сзади армия лучников или магов выкашивает всё живое и неживое. Ещё лучше, если позиция боя усилена нашими башнями.
Собственно, это один из методов каноничной прокачки в этой игре. Ставим башни в одном единственном проходе, откуда прут враги, ставим войско и героя впереди, который будет танчить и идём спать. Утром (если игра не вылетит) получим много опыта и поляну с лутом. Ещё и денег набьём, ведь их дают за убийства врагов. Единственное что - позиция должна быть точно неуязвима (если полчаса-час враги ничего не могут сделать с обороной, то, вот - это оно самое), а то можно поутру обнаружить пепелище.
При прохождении стимовского платинового издания показалось, что игра стала несколько сложнее. Иногда враги прут какими-то нереальными толпами.
У каждой расы имеется особенно сильный юнит - титан. Он доступен в большом штабе. Там же можно прокачать улучшение, делающее его сильнее и возможность призвать несколько раз (но не одновременно нескольких, конечно).
Это очень сильные бойцы, живучие (хорошо танкуют), больно бьющие, хорошо сносящие здания.
Управление в RTS-части местами стандартное, но есть и разного рода особенности (некоторые могут привести к проигрышам и неприятностям):
- Работает объединение юнитов в разнородные отряды через сочетание кнопок "Ctrl + цифра" и назначение их на соответствующие цифры для быстрого выделения.
- Внутри разнородного отряда можно выделить какую-то его отдельную часть из однородных воинов и дать им отдельные команды, без снятия общего выделения. То есть, получается, что можно чётко дать разные указания всем частям своего смешанного войска.
- Юниты передвигаются как муравьи - цепочкой. Выстраиваются в неё и бегут. Соответственно, на поле боя они попадают после более-менее продолжительного забега, если не руководить ими - по одному! Сами понимаете, что будет если стоит вражеская армия, а на неё нападает один воин. Что ещё хуже, если выйдет так, что танк (или танки), который по плану боя должен принимать на себя урон, плетётся в хвосте.
Имеется механика построения отряда в формацию, но она работает только тогда, когда юниты уже прибывают на место, да и, часто, всё равно не корректно. Так что, в любом случае, войско желательно концентрировать и расставлять вручную перед боем.
- Главный герой это, как правило, самый сильный боец. И когда он выключается из боя, то это критично. А так бывает сплошь и рядом. Протагонист отвечает только на атаки ближнего боя. Но если его расстреливают стрелки, башни или маги, то не предпринимает автоматически ничего. Другие юниты посамостоятельнее и ударов по себе не терпят.
- При сносе зданий надо действовать с учётом того, что любые юниты должны подойти для этого к нему вплотную и бить его в ближнем бою. Рукопашники в этой ситуации намного более полезны, чем лучники и маги, наносят ощутимо больше урона.
Чтож, механики рассмотрели, а теперь к игре.
Мир состоит из 29 (но это не точно, так насчитал) здоровенных локаций. Они заполнены NPC, квестами и секретами.
Игра богата на задания. Показалось, что их не так уж много, но, как правило, это интересные законченные истории. Одно второстепенное задание (Амра и Лия с поиском легендарных доспехов Амры) проходит буквально через всю игру. Частенько, по заданиям приходится возвращаться в уже пройденные места и там найдётся что-то новое и даже неожиданное.
Серьёзные квесты сопровождаются видеороликами, выполненными на движке игры.
В мире неимоверное количество деревенек с NPC, крепостей, городков, потайных и не очень мест. Особо впечатляет город Грейфелл, в который прибываем на старте и который является условным хабом.
Тут масса торговцев и квестодателей, тут базируется Орден Зари, с историей которого и связаны события в игре. Главный герой действует как эмиссар ордена и проходит с ним взлёты и падения.
На Грейфелл стоит обратить особое внимание, так как после смерти Роена (в Ледяных Пустошах) тут появится несколько интересных новых квестов, которые легко можно пропустить, если не знать, что они в принципе есть.
Есть ещё несколько очень крутых мест. Например, меня впечатлили город гномов Виндхольм, разрушенный город-ловушка Муландир и гномье заброшенное поселение на локации Стена Бога, который, по сюжету, получим в управление. Начал вспоминать самые понравившиеся места, но, по факту, у каждой локации есть что-то интересное внутри, надо только с интересом всё осматривать.
Особенно хорошие виды можно поймать если управлять героем в режиме от третьего лица. В большинстве случаев это не удобно (сражаются армии, надо держать под контролем работу зданий и т.д.), но скриншоты получаются шикарные.
В игре реализована смена дня и ночи. Несколько раз в диалогах ловил в объектив местную Луну и она движется. А постройки по ночам включают освещение. Игра 2003года...
Секреты, в основном, представляют собой сундуки и малозаметные трупы с лутом. Частенько, там ничего интересного, но встречаются и критически важные вещи, например, заклинания и чертежи, которые не укупить у торговцев, более сильные камни рун героев и рас. Настоятельно рекомендую пылесосить всё тщательно.
Лайфхак. Если рядом с обычным "сундуком" идёт бой или есть враги, то он не открывается. Врагов нет - открывается. Это просто для справки, так как может показаться, что лут взять нельзя. Иногда нужны особые ключи или предварительное выполнение условий по какому-то квесту, тогда сундук или объект обведён синим кружком или овалом.
Даже значимые боссы могут быть немного запрятаны, так что, с первого взгляда и не поймёшь тут он или нет, а там здоровенная поляна со вкуснятиной. Это является поводом внимательно читать диалоги, в них, иногда вскользь, дают намёки на секретные места, особенно если они важны по основному сюжету или для заданий.
При прохождении, в этот раз, заметил любопытную пасхалку. Уже ближе к концу игры, в Грейфелле на кладбище, появляется огненный скелет по имени Либи и поднимает из могил других скелетов. С вполне человеческими именами. Потом все скелеты пропадают. Это заслуживает звания самых удивительных субтитров, которые видел.
Рассмотрим плюсы и минусы игры, подведём итоги.
ПЛЮСЫ:
+ Древняя, но приятная графика. Игре почти 20лет. С ума сойти.
+ Шикарный саундтрек, звуковое сопровождение и хорошая английская озвучка.
+ Шикарный основной сюжет, который держит интригу до конца.
+ Отличное и даже эталонное сочетание RTS и RPG.
+ Шикарная проработка развития героя. Маг здесь это маг, а воин это воин. К каждой специализации масса полезных умений.
+ Много видов врагов и боссов, которые не перестают удивлять до самого конца прохождения.
+ Отличная стратегическая часть. Шесть проработанных рас юнитов и к ним ресурсы, постройки, армии.
+ Большие, красивые, детально проработанные локации с массой секретов и сайд-квестов.
+ Большое количество разнообразного лута.
+ Русский язык текста. В том числе - для дополнений.
ТО, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ КАК ПЛЮСОМ, ТАК И МИНУСОМ:
± Некоторые особенности RTS-управления, к которым надо будет привыкнуть. Иногда "клинит" в бою главного героя, войска передвигаются цепочкой.
МИНУСЫ:
- Можно промчаться мимо хороших сайд-квестов. На мой взгляд, они недостаточно хорошо выявляются.
- Можно промчаться мимо очень важного лута, а потом мучаться.
- Торговцы ломят нереальные цены. За всю игру пару предметов только купил у них.
- Некоторые расы достаточно сложно "раскрыть". Например, тёмных эльфов выдают уже под конец и не всегда в лучшем виде (у меня не было на первой карте с ними ни одного юнита-бойца в чертежах), так что на них мало времени выделяется в целом для ознакомления. С троллями примерно та же история, в итоге просто делаешь огненных пращников, которые "кровь из носу" нужны для победы на уровне и всё.
- Есть поворот камеры. И вроде раньше он работал нормально. В стимовском платиновом издании камера возвращается в исходное положение автоматически. Может кто-то знает как это настроить - напишите коммент, буду премного благодарен. Update: Оставлю тут, может кому пригодится. Начал играть в дополнение и нашёл что надо сделать - отключить "автоопределение севера" в настройках.
- Игра заканчивается. Вот это, конечно, самая большая боль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из основных целей перепрохождения и написания этого текста был ответ на вопрос - как игра "выглядит" сейчас, насколько она актуальна в 2023 году? Можно констатировать - она живее всех живых. Да, видеовставки (которые не на движке игры) выглядят плоховато, не переделаны для больших разрешений, но, в остальном, SpellForce: The Order of Dawn это всё та же топовая пушка, которая хватает тебя за шиворот на старте и тащит до финального ролика. Крайне рекомендую к ознакомлению. Ну а если вы так и не поиграли, то я вам даже завидую, вы можете с нуля, на десятки часов, окунуться в этот волшебный, полный приключений мир.
Дополнительно, хотелось познакомить "молодое поколение" геймеров с этой относительно забытой серией на примере лучшей её части. Последняя SpellForce: Conquest of Eo практически совсем (и заслуженно) не вызвала никакого интереса ни у кого, кроме олдскульных фанатов, которые пустили скупую слезу по золотым временам Ордена Зари.
PS: Вероятно не раскрыл всех аспектов, мог что-то упустить. Буду рад дополнить/поправить свою писанину или ответить на вопросы по ходу общения в комментариях.
PPS: Скрафчено по итогам 72 часов одоления.
PPPS: Страница игры в Стим. Это платиновое издание, игра и два аддона.