Кто создал "Гарри Поттера" и "Шрека 2" на ПК?

В преддверии очередного Нового года, решая, во что же поиграть на праздниках, я обнаружил одну интересную деталь. Оказывается, первые три игры про Гарри Поттера и "Шрек 2" на ПК были созданы под руководством одного и того же человека! Углубившись в биографию разработчика, я узнал ещё много интересных фактов. Спешу поделиться ими с вами!

Кто создал "Гарри Поттера" и "Шрека 2" на ПК?

Это текстовая версия моего видео, поэтому если вам удобнее смотреть, то welcome на YouTube. А для тех, кто предпочитает читать, приятного чтения!

Филип Трамбо и студия Amaze Entertainment

Итак, разработкой первых частей о юном волшебнике и легендарной игры о зелёном огре руководил Филип Трамбо! Вообще, Фил в игровой индустрии с начала 90-х. Одной из его ранних игр была Izzy's Quest для SEGA, где разработчик выступил художником. Затем, в середине 90-х Фил возглавил команду художников и создавал космические приключенческие игры для ПК. Это были квест с элементами стратегии Star Control 3 и шутер Eradicator. Признаюсь, я ничего про эти проекты не слышал, но выглядит как минимум, любопытно.

Star Control 3

Потом, в конце 90-х Фил присоединился к компании Amaze Entertainment (или по-русски “Удивительные развлечения”), где стал одним из ключевых сотрудников. Как позже говорил сам Трамбо, он “Руководил творческим и художественным развитием Amaze от стартапа до крупнейшего в мире независимого разработчика игр с розничными продажами более миллиарда долларов”.

Кто создал "Гарри Поттера" и "Шрека 2" на ПК?

Собственно, именно Amaze и стали одними из тех, кто получил лицензию на разработку игр о Гарри Поттере. Хотя, ситуация там была несколько сложнее, но если вкратце, то в 2000-м году Electronic Arts подписали контракт на создание игровых адаптаций с Warner Brothers, которые сняли фильмы про юного волшебника.

Прикол был в том, что контракт заключили довольно поздно, когда кинопремьера первого фильма должна была состояться уже через год. По сути, у EA осталось довольно мало времени на разработку, а они хотели выпустить кучу разных версий под разные платформы.

разные версии первой игры про Гарри Поттера
разные версии первой игры про Гарри Поттера

Тогда издатель нанял несколько компаний, которым и поручил создание игр о мальчике со шрамом. Одной из таких студий как раз и стала Amaze Entertainment, в которой трудился Фил Трамбо. И именно под его руководством была разработана версия для ПК.

Вообще, все версии ранних игр про Гарри Поттера довольно сильно отличаются друг от друга. По сути, это прям полностью разные игры, но про это лучше почитайте в статье про историю серии от Семёна Костина или посмотрите ролик Луцая, он тоже затрагивает тему различия этих игр в зависимости от платформы.

Ролик Луцая

Меня же в контексте данной истории больше всего интересует версия для ПК, игровым режиссёром которой выступил Фил Трамбо. В его компании очень горели идеей создания игры про мальчика, который выжил. И когда Electronic Arts выбирала, кому отдать работу и пришла на встречу с Amaze, последние нарядились в мантии и украсили переговорку в стиле Хогвартса. После такого подхода, ЕА не смогла отказать разработчикам.

Для соотвествии истории, правда, нужно уточнить, что и сама Amaze Entertainment была довольно крупной компанией, у которой было несколько подразделений. И вот одно из таких подразделений под названием KnowWonder и отвечало за разработку проектов по Гарри Поттеру.

Кто создал "Гарри Поттера" и "Шрека 2" на ПК?

В итоге Филу Трамбо с командой удалось создать очень клёвую и душевную игру, которая во многом получилась лучше, чем у конкурентов, отвечавших за версии для приставок. Судя по видео на YouTube, в которых разработчики добавляют в “Философский камень” рейтрейсинг и другие улучшения, игра по-прежнему пользуется определённой популярностью и занимает особое место в сердцах геймеров.

Хотя вторая часть с подзаголовком “Тайная комната” может поспорить с первой игрой в плане культовости. Год назад, желая предаться детскому новогоднему настроению, я перепроходил именно Chamber of Secrets.

Гарри Поттер и Тайная комната
Гарри Поттер и Тайная комната

Пусть в этой части и нет такого потрясающего перевода, как в “Философском камне” (хотя, насколько я помню, такой перевод был на версии с Playstation One), в плане игрового процесса именно “Тайная комната” оказалось лучшей из стареньких игр про Гарри Поттера.

Отдельным аспектом стоит выделить саундтрек игры, в котором композитор Джереми Соул (впоследствии написавший музыку для Морровинда, Обливиона и Скайрима), создал чуть ли не лучшее музыкальное сопровождение в своей карьере. Он не просто дополнил музыку оскароносного Джона Уильямса, но по-настоящему развил и углубил лейт-мотивы, звучавшие в фильмах. Ниже прикреплю одну из любимых композиций.

Следующая часть игровой серии “Узник Азкабана”, к слову, также вышла под руководством Фила Трамбо. Игра уже не получила такого же признания как предшественницы и в целом на момент выхода выглядела уже слегка устаревшей, ибо следовала плюс-минус той же формуле в плане гейм-дизайна и визуала. А вот дальше, игры создавала уже совсем другая команда, что, думаю, заметно по их качеству.

Либо время таких игр потихоньку стало уходить, либо сами проекты действительно становились хуже, но игровая серия о Гарри Поттере постепенно канула в лету, появляясь, скорее в виде насмешек в обзорах по типу тех, что делал Мэддисон.

"Твою мать! Да что же это за уроды такие!" - цитата из обзора Мэддисона

"Шрек 2" и 50+ проектов по лицензии

В любом случае, после успеха игр по Гарри Поттеру компания Amaze выбивает ещё одну важную лицензию и в 2004 году под руководством Фила Трамбо выпускает версию игры “Шрек 2” для компьютеров.

Как и в случае с ранними играми по Гарри Поттеру, версии "Шрека 2" для разных платформ кардинально различаются. В России игрокам больше знакома и любима версия для ПК, а вот за бугром многие больше котируют версию для консолей, которая объективно была более разнообразна геймплейно.

Разные версии "Шрека 2". Версия для PS2 нижняя слева, для ПК - нижняя справа.

Если Шрек 2 для ПК в основном состоял из боёв и платформинга, то в консольной версии были элементы и бит-эм-апа, и ритм-секции, куча мини-игр и даже кооператив.

Но версия для ПК обладала какой-то душевной всратостью, которую местами можно было наблюдать и в ранних играх по Гарри Поттеру. Например, чего только стоит прекрасная фея, с помощью которой осуществлялись сохранения в игре.

"Я - Рой, твоя фея сохранений. Если увидишь меня, летающего неподалёку, подбегай, и я сохраню твою игру. Чудесно, не правда ли?"

И как я уже говорил, у нас многим игрокам по душе именно пкашная версия. И я даже не удивляюсь, когда вижу на DTF пост, как разработчик-энтузиаст пилит свой ремейк Шрека 2.

А вообще, на этом Фил Трамбо не остановился и выступил игровым режиссёром какого-то невероятного количества детских игр по лицензии.

В его карьере был и порт Хоббита для Windows от 2003 года, который, кажется, довольно сильно уступал консольным версиям. Но думаю, если кто-то играл в России, то, скорее всего, тоже знаком именно с пкашной версией.

Хоббит
Хоббит

Также, Фил отвечал за порт “Человека-Паука 2” для Винды. С этой игрой уже связана моя боль детства. Я уговаривал маму купить диск, хотя у меня даже не было своего компа! В итоге, я установил Паука на компе брата, но так ни разу и не смог пройти игру до конца, упираясь в забагованный уровень с Мистерио или каким-то другим злодеем.

После этого шедевра я зарёкся покупать игры по лицензии...
После этого шедевра я зарёкся покупать игры по лицензии...

Ещё Трамбо возглавлял разработку LEGO Star Wars для консоли Game Boy Advance, выступал игровым режиссёром для порта Bionicle Heroes на Nintendo DS и рулил производством игры про Самурая Джека для PlayStation 2.

А также, именно под его руководством была выпущена игра “Ледниковый период 2” для Game Boy Advance и версия The Sims 2 для Nintendo DS. Нехилый такой список, не правда ли?

Ну и для себя отмечу версию игры Robots для Nintendo DS и Game Boy Advance. Я в детстве любил пересматривать этот мульт с одноклассником на пиратском диске по типу “ГЛАВНЫЕ НОВИНКИ 2005 года”. Хоть игру по мульту я никогда не проходил, но всё равно ностальгическая нотка внутри дрогнула, когда узнал, что Фил Трамбо был причастен к разработке и этого проекта тоже.

Кто создал "Гарри Поттера" и "Шрека 2" на ПК?

А вообще, суммарно, в стенах Amaze Entertainment Фил принял участие в разработке 54 игр, большинство из которых были детскими проектами по лицензии разной степени упоротости. За почти десятилетнюю историю компания “Удивительные развлечения” и их дочерние студии успели выпустить буквально сотни игр по лицензиям таких крупных брендов, как Disney, Pixar, Marvel и так далее. Кому интересно покопаться детальнее, вот список всех игр, в которых Фил Трамбо указан в титрах.

Там были игры по "Пиратам Карибского моря", "Людям Икс", адаптации "Хроник Нарнии", "Лемони Сникета" и куча всего ещё
Там были игры по "Пиратам Карибского моря", "Людям Икс", адаптации "Хроник Нарнии", "Лемони Сникета" и куча всего ещё

С одной стороны, может показаться, что это какой-то коммерческий конвейер по клепанию проектов по мультикам и фильмам. Но с другой стороны, многие из этих игр действительно были прикольными и подарили, думаю, не одному мне приятные детские воспоминания.

Тем более, игры тогда разрабатывались быстрее, чем сейчас, и почти все проекты, выпущенной под руководством Фила, проходятся часа за 3-4. Так что, может это и было близко к конвейеру, но я уверен, что в таком быстром цикле разработки главной целью было создать весёлую и запоминающуюся игру. И мне хочется верить, что делалось это не только ради заработка, но и для души.

Просто посмотрите на атмосферу внутри Amaze Entertainment в ролике ниже. Этот видос выложил у себя на канале сам Фил Трамбо, и в одном из кадров можно даже заметить самого разработчика, что-то увлечённо рисующего. Может я, конечно, предвзят и всё излишне идеализирую, но работа и творчество в стенах Amaze выглядели очень кайфово. Видео просто источает какой-то нереальный позитив и доброту.

видео со звуком

Понятно, что такие ролики часто снимаются для маркетинговых целей, но всё равно, обстановка в компании Фила кажется максимально душевной, с какой-то ноткой здорового ребячества. Видно, что в стенах “Удивительных развлечений” собралась команда разноплановых и талантливых людей, которые кайфовали от процесса создания игр и не стеснялись выпускать наружу своего внутреннего ребёнка.

Поэтому даже немного обидно, что студию в середине 2000-х купила компания Foundation 9, которая сама потихоньку развалилась к 2015 году. А разработчики из Amaze в итоге перестали создавать детские игры по лицензии и разбрелись по другим студиям.

Необычные проекты Фила Трамбо за пределами игровой индустрии

После приобретения студии, Фил Трамбо покинул Amaze и несколько лет трудился над девчачей франшизой “Белла Сара”, в которую входили карточки, мультики, игрушки и даже онлайн игры. Если меня читают девушки, напишите, помните что-то подобное? Я вот вообще впервые слышу о таком проекте.

Трамбо в “Белла Сара” уже выступал не как игровой режиссёр, а как главный по визуалу. Он разработал потрясающий (сарказм) внешний вид франшизы, а также курировал многочисленные продукты, начиная от книжек и заканчивая небольшими играми для приставок Nintendo.

Игра в рамках франшизы "Белла Сара"
Игра в рамках франшизы "Белла Сара"

Потом Фил Трамбо трудился два года в Electronic Arts на позиции арт-директора. Над каким проектом разработчик корпел - неизвестно, но, в любом случае, работа в ЕА была его последним опытом в стенах крупной компании.

Сейчас Фил занимается фрилансом и преподаванием. Из интересного по фрилансу, именно под руководством Трамбо был разработан интерфейс игры Plants Vs Zombies! Я сам не играл, но очень много слышал про этот проект. Конечно, удивительно, как может быть тесна игровая индустрия, и разработчик, который трудился над Шреком 2, также участвовал в создании “Растений против Зомби”!

из портфолио Фила Трамбо
из портфолио Фила Трамбо

А в сфере обучения Фил дорос до штатного преподавателя и профессора одного из Технологических институтов в Вашингтоне. Трамбо обучает студентов созданию игр и искусству цифрового рисунка. Интересно, сколько из его студентов респектуют преподу за "Шрека 2" и игры по Гарри Поттеру?

Кстати! Может, не совсем в тему игр, но я не могу не упомянуть, чем Фил занимался до своей карьеры разработчика. В 80-е годы он активно увлекался анимацией и даже владел собственной компанией по производству графики. Может кто-нибудь из вас даже смотрел мульт “Даг”, за визуал первых двух сезонов которого как раз отвечал Трамбо.

Кто создал "Гарри Поттера" и "Шрека 2" на ПК?

А ещё, в начале 80-х Фил снял парочку вот таких клёвых рекламных роликов для телеканала MTV.

видео со звуком

Кстати, заслуги Трамбо в качестве визуального искусства даже были отмечены почётной премией Эмми - главной телевизионной наградой, которая вручается за сериалы и всю телевизионную двужуху. Так вот, в 1987 году Фил получил Эмми за “Выдающуюся графику и дизайн титров” для шоу “Театр Пи-Ви”.

Это, конечно, то ещё упоротое дерьмо, но в хорошем смысле. Я вот такое люблю, сразу ассоциации с ранним Тимом Бёртоном или Терри Гиллиамом, в общем, ребятами из 80-х, которые создавали визуальное безумство, но очень интересное и самобытное.

Заставка шоу “Театр Пи-Ви”. Просто зацените это дерьмо!

Вообще, Фил Трамбо кажется мне очень нестандартным творцом, знаете, одним из тех кто не боится выпускать своего внутреннего ребёнка наружу, будучи взрослым человеком, очевидно с довольно разносторонним культурным бэкграундом. В творчестве Фила видно, что, вроде он создаёт произведения для детей, но с какой-то ебанцой.

Думаю, что именно подобное как раз и запоминается больше всего в детстве. Возможно, это одна из причин, почему в нашей стране его игры по Гарри Поттеру, Шреку и другим лицензиям западали в душу детям в начале 2000-х.

В сложный период, когда нам было от 6 до 12 лет, ещё не отойдя от 90-х, в которых на родительских кассетах мы могли увидеть одновременно как весьма жуткого Терминатора, так и порнушку, припрятанную за другими кассетами, наше сознание, кажется, было максимально открыто для подобного рода контента.

Во времена, когда во дворе полдня мог пролежать твой сосед-алкаш, что-то нечленороздельно бормоча, фея, выглядящая как подпивасный мужик, вполне могла казаться чем-то забавным и даже родным.

Кто создал "Гарри Поттера" и "Шрека 2" на ПК?

Сейчас, конечно, сложно представить, что крупные студии доверят свои лицензии подобным творцам. Но хорошо, что по крайней мере раз в году, под Новый год, настроившись на определённую волну, всегда можно поиграть в Гарри Поттера или Шрека. И теперь, запуская эти игры, я буду знать, кому могу сказать “спасибо”.

А вам - большое спасибо за прочтение. Если вам понравилась моя подача и сам контент - подписывайтесь на мой блог, а также Telegram канал. Там выходят эсклюзивные статьи, например к прошлому моему лонгу про Гейба Ньюэлла вышло аж 4 статьи про знаковых разработчиков из Valve!

Также, поздравляю всех с наступающим Новым годом! Надеюсь, вы хорошо отдохнёте на праздниках и поиграете в хорошие игры.

140140
44 комментария

Да этот парень оказывается сделал все игры из моего детства

10

Вот я тоже дико удивился, когда узнал! Причём инфы про него на просторах рунета почти нет. Так что, по сути, мой лонг - первый респект от ру фаната ему и его играм детства.

10

Первые три части ГП - это ахуй. Не по одному разу их приходил, и это было в десятки раз веселее, чем Hogwarts legacy

9

Согласен, но если ты ОТБИТЫЙ/УПОРОТЫ фан, еще с первой книги/фильма, то для тебя даже самые пососные части будут норм играми. Перепрошел все части в начале этого года всю поттериану, и остался доволен как слон. В этот раз наверное обойдусь первыми тремя частями.

2

Не по уведомлению а по зову сердца. Мы с матерью обожали первые две части Гарри Поттера.

7

О, ты даже с мамой играл, кайф! Чаще слышал, что люди с батей в какой-нибудь DOOM гоняли.

А про такой опыт впервые слышу, даже немного завидую, хех.

5

Хоббит это ахуй, в меру сложная, интересная, красочная, уж точно лучше кинотрилогии от Джексона.

4