Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Анализ психофизического состояния Принца Персии из трилогии The Sands of Time.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Оглавление

В 2005 году вышла заключительная часть о взаимодействии Принца Персии с Песками Времени. Ранее я уже поднимал вопрос о процессе создании игры и об отсутствии чёткой любовной линии в статье «Песок, Время, Любовь в трилогии Prince of Persia the Sands of Time‎». Конечно, в трилогии многое оправдывается художественными допущениями и игровыми условностями. Но помимо положительных эмоций Принц за время событий цикла Песков Времени испытал немало сильных эмоциональных потрясений, которые в последствии привели к психотравмам и конфликтам.

Для того, чтобы приступить к анализу психофизического состояния Принца Персии стоит для начала кратко осветить события, приведшие героя к нестабильному и депрессивному состоянию в «The Two Thrones».

Пески Времени, ПТСР и Тревожное расстройство

В «Песках Времени» Принц являлся типичным сыном правителя восточной страны с большими амбициями. Герой сам не раз повторял: «Я жажду чести и славы!». Чрезмерная доверчивость подлому Визирю и самоуверенность Принца приводит к высвобождению Песков Времени и апокалипсису во дворце султана Азада. Главный герой видит своими глазами превращения отца в монстра, которого в последствии должен сам убить. Это оставляет неизгладимый след на психике главного героя. Несмотря на то, что Принц осознанно контролирует свои действия, симптомы Посттравматического стрессового и Тревожного расстройств, эпизоды деморализации начинают активно проявляться, особенно в диалогах с Фарой.

После случившегося Принц внешне становится сверхбдительным, никому не доверяет, часто поддаётся риску. Он полностью замкнулся в себе, постоянно винит себя за случившуюся трагедию. Только благодаря своей решимости и воле Принц совместно с Фарой добирается до песочных часов. Но внезапное сомнение в правильности метода устранения катастрофы, озвученного Фарой, позволяет Визирю сбросить героев с башни Рассвета.

В гробнице, куда приземлились Принц и Фара, со слов первого можно узнать, что герой страдает ещё и Клаустрофобией. Хотя этот недуг, возможно, Принц всё же преодолел, ведь в будущем он отправится в путешествие на корабле и в самом Вавилоне будет подниматься на лифте с малым пространством. Позже Фара при помощи соблазнения забирает у главного героя кинжал Времени и одна отправляется к башне Рассвета. Последующая гибель Фары становится ещё одним триггером к усугублению Посттравматического стрессового и Тревожного расстройств, ведь вина за её гибель полностью лежит на нём.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Но несмотря на это, Принцу удаётся вернуть всё как было, убить Визиря и возвратить кинжал Времени Фаре. Cпокойствие главного героя длилось недолго…

Схватка с Судьбой и эпизодическая депрессия

В «Схватке с Судьбой» к вышеперечисленным временно приглушённым психическим отклонениям присоединяется ещё и Депрессия. Особенно это видно как по тону самой игры, так и по более грубой озвучке главного героя. Стоит сказать, что во всех трёх частях серии Песков Времени в нашей локализации Пётр Иващенко (Гланц) с помощью изменения тональности голоса смог отобразить многогранность состояний Принца.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

До момента первого убийства Императрицы Времени (Кайлины) нельзя сказать, что в сознании Принца были серьёзные отклонения от нормы. Дахака – страж потока Времени, действительно угрожал жизни главного героя. Шади – воительница с Острова Времени, первой напала и потопила корабль Принца. Вся жестокость, которую проявлял Принц по отношению к врагам, нельзя назвать патологической. Главный герой до последнего пытался найти мирное решения в вопросе прекращения создания песков Времени. С учётом примерной эпохи (Античность-Средние века) и статусом обороняющейся жертвы, Принц не выходит за рамки самообороны.

Но после смерти Кайлины протагонист узнал, что Дахака жив и уже был готов принять свою гибель от стража потока Времени. Здесь можно смело говорить о проявлении у Принца эпизодической депрессии. Его спасают только две вещи:

1. Дахака не смог до него добраться в этот момент;

2. Он узнал, что есть некая Маска Призрака, которая когда-то дала второй шанс Махараджи исправить свои ошибки.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Найдя и надев Маску Призрака, Принц испытал весь спектр гнева, накопившегося за годы своих приключений. Можно предположить, что именно после этого момента у Принца началось зарождение Диссоциативного расстройства идентичности. Маска пробудила в нём ту самую тёмную сторону, что в последствии станет Тёмным Принцем. Более того, находясь в новом состоянии, главный герой мог со временем восстанавливать у себя песок Времени, но платой за эту способность было постепенное уменьшение здоровья до минимума.

Игровой и сценарной условностью стоит считать как появление Водного меча для истинной концовки, так и для быстрого прихода Принца в психологически стабильное состояние. Спасение Кайлины и гибель Дахаки компенсировали главному герою все ранее испытанные мучения. Но Принц не знал, что его ожидает далее…

Два трона как Диссоциативное расстройство идентичности

За время плавания с Кайлиной, Принц уже не ожидал никакой угрозы, ведь поток Времени изменён и угрозы для его царства ни что не может представлять. Но подойдя к порту Вавилона Принц был шокирован увиденным. Войска некогда убитого им Визиря в другом потоке Времени захватили родной город Принца. Осадные машины с берега обстреляли судно героев, тем самым его уничтожив и разделив Кайлину с Принцем. Для главного героя это стало новым стрессом и поводом обвинять себя во всех бедах.

После убийства Визирем Кайлины песок Времени, попавший в раненую цепью воительницы Махасти руку протагониста, позволил проявиться второй – скрытой ранее, сущности Принца. Теперь две личности находились в теле главного героя, что соответствует Диссоциативному расстройству идентичности. Тёмный Принц более наглый, эгоистичный и агрессивный по сравнению с изначальным характером Принца. В локализации всю сущность Тёмного Принца превосходно передал известный актёр озвучания, диктор – А.Р. Груздев. Вторая личность не может контролировать тело героя, но она может себя полностью проявлять в определённых обстоятельствах, будь то это непреодолимая преграда или угроза жизни для обычного Принца.

Главный герой не без колебаний принимает своё второе я и следует его советам. Стоит отметить, что переход Принца в «тёмное‎» состояние происходит для Принца порой внезапно и, вероятно, небезболезненно. Главной особенностью Тёмного Принца является наличие длинной цепи вместо дополнительного оружия. Эта цепь позволяет герою преодолевать серьёзные преграды и достаточно быстро расправляться с врагами как скрытно, так и в открытом бою. Но у тёмной сущности есть и серьёзный недостаток. Если Принц в тёмном состоянии долго не будет получать частицы песка Времени, то он может умереть. Можно это соотнести с тем, что улучшение физических способностей Принца за счёт гнева «пожирает‎» тело протагониста. Освобождает главного героя от состояния одержимости только вода.

В итоге герой в периоды превращения вынужден сеять разрушение окружения (горшки, сосуды и др.) и убивать противников в огромных количествах, чтобы оставаться в живых, получая песок Времени подобно любителям запрещённых веществ (наркотики –зло и их приём осуждаю).

Если поначалу тандем Принца и его тёмного эго приносит пользу в продвижении к главной цели – убийство Визиря, то с появлением в сюжете Фары в голове главного героя начинается внутренний раскол. Принц пытается, в прямом смысле, усидеть на двух стульях, ища компромисс между Тёмным Принцем и Фарой. Дочь Махараджи замечает, что с главным героем не всё в порядке, но последний упорно скрывает от всех своё второе я (Тревожное расстройство). Он боится, что его не примут в другом обличье и обвинят в сговоре с противниками, что в последствии и происходит.

Принц после своего раскрытия принимает сторону Фары. После спасения людей, что не очень нравится Тёмному Принцу, он снова объединяется с принцессой. Главный герой старается не обращать внимания на шутки и колкости со стороны своего эго. При этом он сам начинает задавать неудобные вопросы своему второму я, чтобы понять всю его сущность.

Таким образом, Принц, в современном смысле этого слова, начинает сам себе проводить Когнитивно-поведенческую терапию. Но Тёмный Принц берёт реванш после того, как Визирь у входа во дворец берёт в плен Фару, а Принца сбрасывает в огромный колодец.

Для того, чтобы спасти себя и главного героя, Тёмный Принц принудительно передаёт свои способности и внешность первому. На протяжении всего спуска тёмное эго обвиняет Принца в нерешительности, подкаблучности и в отсутствии желания проявлять гнев и ярость там, где это необходимо. После того, как Принц увидел в осушенном колодце тело своего отца (снова ПТСР), герой поначалу опускает руки, но с помощью своей воли всё же освобождается от Тёмной сущности и не даёт своему эго снова стать во главе тела и разума.

Но после гибели Визиря Тёмный Принц в последний раз себя проявил…

Главный герой теряет сознание. Все иллюзии и воспоминания, что он видит, происходят у него в голове. Ярость, гордыня и эгоизм всё время подпитывали Тёмного Принца и позволили ему прочно закрепиться в сознании протагониста даже после смерти Визиря и ухода Кайлины вместе с кинжалом и песками Времени. Эго Принца обвиняет главного героя во всех пошлых неудачах, сентиментальности по отношению r к Фаре и Кайлине и неуверенности в себе. Принц пытается бороться со своим тёмным воплощением, но вскоре понимает, что это эффективно. Он чётко воспроизводит в своём сознании слова о том, что он искупил свою вину, исправил свои ошибки и принимает себя полностью таким, каким он есть. Эго Принца пытается полностью захватить контроль над главным героем путём возврата сознания в прошлое (Регрессия). Но это оборачивается против тёмной сущности и позволяет Принцу впустить ещё одного участника в конфликт – Фару.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Дочь Махараджи просит Принца оставить борьбу с эго в зале с двумя тронами и пойти с ней наверх к белому свету. Главный герой идёт за Фарой, тем самым игнорируя Тёмного Принца. Данная манипуляция срабатывает, и Принц приходит в сознание освобождённым от пороков прошлого.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

История о сыне Шахрамана хоть и выглядит сказкой, но и, как арабские истории, имеет более глубокий внутренний подтекст. Вся трилогия — это прежде всего история об умении признавать свои ошибки и брать на себя ответственность за их исправление. Принц многое пережил в большей степени психологически за годы приключений, связанных с песками Времени, и смог сделать правильные выводы. От одной игры к другой мы видим эволюцию характера героя, который до последнего не теряет контроль над разумом и продолжает руководствоваться благими побуждениями. Именно такими – обучающими и глубокими, на мой взгляд, должны быть истории в видеоиграх.

Статья написана для конкурса «Судьба человека»

115115
45 комментариев

И сразу вопрос: как по грубому голосу можно диагностировать депрессию? Напоминает телеги с канала TVG, где ребята сыплют медицинскими терминами не понимая их смысла.

10

мне еще понравилось, как автор просто скинул ссылки на непонятный сайт, чтобы мы сами прочитали про тревожное расстройство и додумали, как это связано с героем.
"ээ, че тут, раздвоение личности? так это диссоциативка!"
"голос какой-то грубый, недовольный .. депрессия!"

воистину прекрасно

4

Во-первых, я консультировался по вопросам психиатрии со знакомым врачом-психиатром. С некоторыми оговорками-условностями он подтвердил всё вышеописанное. Во-вторых, вы текст читали и видео с изображениями просматривали? Походу, нет. Вся Схватка с Судьбой наполнена пессимизмом и подавленностью главного героя от неминуемой гибели. Лишь воля помогает ему не опускать руки. Сравните голос Принца во всех трёх частях. Именно по речи, её скорости, ударениям можно понять, в каком состоянии находится человек. Вы прежде чем судить о неправильном применении диагнозов прочитайте подробно статью и сверьте эту информацию с приложенными в тексте и здесь ссылками.
https://snob.ru/news/rossijskie-uchenye-nashli-sposob-diagnostiki-depressii-s-pomoshyu-smartfona/
https://habr.com/ru/articles/421775/

2

При всей моей любви к оригинальной трилогии, лучшей частью все равно считаю PoP 2008, она навсегда в сердечке

7

Визуально и музыкально игра дикий восторг. До сих пор впечатляюще выглядит. Но вот в плане боевки игра очень слабенькая. Боссов и противников можно убить буквально закликивая одним приемом. А с учетом, что умереть и вовсе нельзя, игра каких-то сложностей вообще не представляет.

2

Дааа, до сих пор жду нормальное продолжение

2

Комментарий недоступен

2