Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Анализ психофизического состояния Принца Персии из трилогии The Sands of Time.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Оглавление

В 2005 году вышла заключительная часть о взаимодействии Принца Персии с Песками Времени. Ранее я уже поднимал вопрос о процессе создании игры и об отсутствии чёткой любовной линии в статье «Песок, Время, Любовь в трилогии Prince of Persia the Sands of Time‎». Конечно, в трилогии многое оправдывается художественными допущениями и игровыми условностями. Но помимо положительных эмоций Принц за время событий цикла Песков Времени испытал немало сильных эмоциональных потрясений, которые в последствии привели к психотравмам и конфликтам.

Для того, чтобы приступить к анализу психофизического состояния Принца Персии стоит для начала кратко осветить события, приведшие героя к нестабильному и депрессивному состоянию в «The Two Thrones».

Пески Времени, ПТСР и Тревожное расстройство

В «Песках Времени» Принц являлся типичным сыном правителя восточной страны с большими амбициями. Герой сам не раз повторял: «Я жажду чести и славы!». Чрезмерная доверчивость подлому Визирю и самоуверенность Принца приводит к высвобождению Песков Времени и апокалипсису во дворце султана Азада. Главный герой видит своими глазами превращения отца в монстра, которого в последствии должен сам убить. Это оставляет неизгладимый след на психике главного героя. Несмотря на то, что Принц осознанно контролирует свои действия, симптомы Посттравматического стрессового и Тревожного расстройств, эпизоды деморализации начинают активно проявляться, особенно в диалогах с Фарой.

После случившегося Принц внешне становится сверхбдительным, никому не доверяет, часто поддаётся риску. Он полностью замкнулся в себе, постоянно винит себя за случившуюся трагедию. Только благодаря своей решимости и воле Принц совместно с Фарой добирается до песочных часов. Но внезапное сомнение в правильности метода устранения катастрофы, озвученного Фарой, позволяет Визирю сбросить героев с башни Рассвета.

В гробнице, куда приземлились Принц и Фара, со слов первого можно узнать, что герой страдает ещё и Клаустрофобией. Хотя этот недуг, возможно, Принц всё же преодолел, ведь в будущем он отправится в путешествие на корабле и в самом Вавилоне будет подниматься на лифте с малым пространством. Позже Фара при помощи соблазнения забирает у главного героя кинжал Времени и одна отправляется к башне Рассвета. Последующая гибель Фары становится ещё одним триггером к усугублению Посттравматического стрессового и Тревожного расстройств, ведь вина за её гибель полностью лежит на нём.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Но несмотря на это, Принцу удаётся вернуть всё как было, убить Визиря и возвратить кинжал Времени Фаре. Cпокойствие главного героя длилось недолго…

Схватка с Судьбой и эпизодическая депрессия

В «Схватке с Судьбой» к вышеперечисленным временно приглушённым психическим отклонениям присоединяется ещё и Депрессия. Особенно это видно как по тону самой игры, так и по более грубой озвучке главного героя. Стоит сказать, что во всех трёх частях серии Песков Времени в нашей локализации Пётр Иващенко (Гланц) с помощью изменения тональности голоса смог отобразить многогранность состояний Принца.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

До момента первого убийства Императрицы Времени (Кайлины) нельзя сказать, что в сознании Принца были серьёзные отклонения от нормы. Дахака – страж потока Времени, действительно угрожал жизни главного героя. Шади – воительница с Острова Времени, первой напала и потопила корабль Принца. Вся жестокость, которую проявлял Принц по отношению к врагам, нельзя назвать патологической. Главный герой до последнего пытался найти мирное решения в вопросе прекращения создания песков Времени. С учётом примерной эпохи (Античность-Средние века) и статусом обороняющейся жертвы, Принц не выходит за рамки самообороны.

Но после смерти Кайлины протагонист узнал, что Дахака жив и уже был готов принять свою гибель от стража потока Времени. Здесь можно смело говорить о проявлении у Принца эпизодической депрессии. Его спасают только две вещи:

1. Дахака не смог до него добраться в этот момент;

2. Он узнал, что есть некая Маска Призрака, которая когда-то дала второй шанс Махараджи исправить свои ошибки.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Найдя и надев Маску Призрака, Принц испытал весь спектр гнева, накопившегося за годы своих приключений. Можно предположить, что именно после этого момента у Принца началось зарождение Диссоциативного расстройства идентичности. Маска пробудила в нём ту самую тёмную сторону, что в последствии станет Тёмным Принцем. Более того, находясь в новом состоянии, главный герой мог со временем восстанавливать у себя песок Времени, но платой за эту способность было постепенное уменьшение здоровья до минимума.

Игровой и сценарной условностью стоит считать как появление Водного меча для истинной концовки, так и для быстрого прихода Принца в психологически стабильное состояние. Спасение Кайлины и гибель Дахаки компенсировали главному герою все ранее испытанные мучения. Но Принц не знал, что его ожидает далее…

Два трона как Диссоциативное расстройство идентичности

За время плавания с Кайлиной, Принц уже не ожидал никакой угрозы, ведь поток Времени изменён и угрозы для его царства ни что не может представлять. Но подойдя к порту Вавилона Принц был шокирован увиденным. Войска некогда убитого им Визиря в другом потоке Времени захватили родной город Принца. Осадные машины с берега обстреляли судно героев, тем самым его уничтожив и разделив Кайлину с Принцем. Для главного героя это стало новым стрессом и поводом обвинять себя во всех бедах.

После убийства Визирем Кайлины песок Времени, попавший в раненую цепью воительницы Махасти руку протагониста, позволил проявиться второй – скрытой ранее, сущности Принца. Теперь две личности находились в теле главного героя, что соответствует Диссоциативному расстройству идентичности. Тёмный Принц более наглый, эгоистичный и агрессивный по сравнению с изначальным характером Принца. В локализации всю сущность Тёмного Принца превосходно передал известный актёр озвучания, диктор – А.Р. Груздев. Вторая личность не может контролировать тело героя, но она может себя полностью проявлять в определённых обстоятельствах, будь то это непреодолимая преграда или угроза жизни для обычного Принца.

Главный герой не без колебаний принимает своё второе я и следует его советам. Стоит отметить, что переход Принца в «тёмное‎» состояние происходит для Принца порой внезапно и, вероятно, небезболезненно. Главной особенностью Тёмного Принца является наличие длинной цепи вместо дополнительного оружия. Эта цепь позволяет герою преодолевать серьёзные преграды и достаточно быстро расправляться с врагами как скрытно, так и в открытом бою. Но у тёмной сущности есть и серьёзный недостаток. Если Принц в тёмном состоянии долго не будет получать частицы песка Времени, то он может умереть. Можно это соотнести с тем, что улучшение физических способностей Принца за счёт гнева «пожирает‎» тело протагониста. Освобождает главного героя от состояния одержимости только вода.

В итоге герой в периоды превращения вынужден сеять разрушение окружения (горшки, сосуды и др.) и убивать противников в огромных количествах, чтобы оставаться в живых, получая песок Времени подобно любителям запрещённых веществ (наркотики –зло и их приём осуждаю).

Если поначалу тандем Принца и его тёмного эго приносит пользу в продвижении к главной цели – убийство Визиря, то с появлением в сюжете Фары в голове главного героя начинается внутренний раскол. Принц пытается, в прямом смысле, усидеть на двух стульях, ища компромисс между Тёмным Принцем и Фарой. Дочь Махараджи замечает, что с главным героем не всё в порядке, но последний упорно скрывает от всех своё второе я (Тревожное расстройство). Он боится, что его не примут в другом обличье и обвинят в сговоре с противниками, что в последствии и происходит.

Принц после своего раскрытия принимает сторону Фары. После спасения людей, что не очень нравится Тёмному Принцу, он снова объединяется с принцессой. Главный герой старается не обращать внимания на шутки и колкости со стороны своего эго. При этом он сам начинает задавать неудобные вопросы своему второму я, чтобы понять всю его сущность.

Таким образом, Принц, в современном смысле этого слова, начинает сам себе проводить Когнитивно-поведенческую терапию. Но Тёмный Принц берёт реванш после того, как Визирь у входа во дворец берёт в плен Фару, а Принца сбрасывает в огромный колодец.

Для того, чтобы спасти себя и главного героя, Тёмный Принц принудительно передаёт свои способности и внешность первому. На протяжении всего спуска тёмное эго обвиняет Принца в нерешительности, подкаблучности и в отсутствии желания проявлять гнев и ярость там, где это необходимо. После того, как Принц увидел в осушенном колодце тело своего отца (снова ПТСР), герой поначалу опускает руки, но с помощью своей воли всё же освобождается от Тёмной сущности и не даёт своему эго снова стать во главе тела и разума.

Но после гибели Визиря Тёмный Принц в последний раз себя проявил…

Главный герой теряет сознание. Все иллюзии и воспоминания, что он видит, происходят у него в голове. Ярость, гордыня и эгоизм всё время подпитывали Тёмного Принца и позволили ему прочно закрепиться в сознании протагониста даже после смерти Визиря и ухода Кайлины вместе с кинжалом и песками Времени. Эго Принца обвиняет главного героя во всех пошлых неудачах, сентиментальности по отношению r к Фаре и Кайлине и неуверенности в себе. Принц пытается бороться со своим тёмным воплощением, но вскоре понимает, что это эффективно. Он чётко воспроизводит в своём сознании слова о том, что он искупил свою вину, исправил свои ошибки и принимает себя полностью таким, каким он есть. Эго Принца пытается полностью захватить контроль над главным героем путём возврата сознания в прошлое (Регрессия). Но это оборачивается против тёмной сущности и позволяет Принцу впустить ещё одного участника в конфликт – Фару.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

Дочь Махараджи просит Принца оставить борьбу с эго в зале с двумя тронами и пойти с ней наверх к белому свету. Главный герой идёт за Фарой, тем самым игнорируя Тёмного Принца. Данная манипуляция срабатывает, и Принц приходит в сознание освобождённым от пороков прошлого.

Пески Времени, одна Судьба, два Принца

История о сыне Шахрамана хоть и выглядит сказкой, но и, как арабские истории, имеет более глубокий внутренний подтекст. Вся трилогия — это прежде всего история об умении признавать свои ошибки и брать на себя ответственность за их исправление. Принц многое пережил в большей степени психологически за годы приключений, связанных с песками Времени, и смог сделать правильные выводы. От одной игры к другой мы видим эволюцию характера героя, который до последнего не теряет контроль над разумом и продолжает руководствоваться благими побуждениями. Именно такими – обучающими и глубокими, на мой взгляд, должны быть истории в видеоиграх.

Статья написана для конкурса «Судьба человека»

115
45 комментариев

И сразу вопрос: как по грубому голосу можно диагностировать депрессию? Напоминает телеги с канала TVG, где ребята сыплют медицинскими терминами не понимая их смысла.

10
Ответить

мне еще понравилось, как автор просто скинул ссылки на непонятный сайт, чтобы мы сами прочитали про тревожное расстройство и додумали, как это связано с героем.
"ээ, че тут, раздвоение личности? так это диссоциативка!"
"голос какой-то грубый, недовольный .. депрессия!"

воистину прекрасно

4
Ответить

Во-первых, я консультировался по вопросам психиатрии со знакомым врачом-психиатром. С некоторыми оговорками-условностями он подтвердил всё вышеописанное. Во-вторых, вы текст читали и видео с изображениями просматривали? Походу, нет. Вся Схватка с Судьбой наполнена пессимизмом и подавленностью главного героя от неминуемой гибели. Лишь воля помогает ему не опускать руки. Сравните голос Принца во всех трёх частях. Именно по речи, её скорости, ударениям можно понять, в каком состоянии находится человек. Вы прежде чем судить о неправильном применении диагнозов прочитайте подробно статью и сверьте эту информацию с приложенными в тексте и здесь ссылками.
https://snob.ru/news/rossijskie-uchenye-nashli-sposob-diagnostiki-depressii-s-pomoshyu-smartfona/
https://habr.com/ru/articles/421775/

2
Ответить

При всей моей любви к оригинальной трилогии, лучшей частью все равно считаю PoP 2008, она навсегда в сердечке

7
Ответить

Визуально и музыкально игра дикий восторг. До сих пор впечатляюще выглядит. Но вот в плане боевки игра очень слабенькая. Боссов и противников можно убить буквально закликивая одним приемом. А с учетом, что умереть и вовсе нельзя, игра каких-то сложностей вообще не представляет.

2
Ответить

Дааа, до сих пор жду нормальное продолжение

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить