Прочитано: Нил Стивенсон - Анафем

Прочитано: Нил Стивенсон - Анафем

Количество страниц: 937, жанр: научная фантастика, цикл: нет

Предисловие

В детстве я прошел мимо Стивенсона и его Криптономикона и Барочного цикла, хотя где-то дома на дедовской полке с фантастикой они точно были. Я не знаю, что меня тогда отпугнуло - объем, достаточно медленное развитие сюжета или просто у меня под носом были книги поинтереснее. Однако, относительно недавно я наткнулся на приведенный ниже алгоритм и решил взять что-нибудь из него. На счастье, это оказался Анафем. Я прочитал его почти запоем несколько месяцев назад, но до сих пор отлично помню и завязку сюжета, и очень сложные объяснения работы местного мира, а странные термины, которые у Стивенсона кочуют из книги в книгу, типа матика и экстрамуроса с интрамуросом (да, я знаю, что последний термин - название района Манилы, вычитал это в Криптономиконе), крепко закрепились в моем смешном жаргоне.

Здесь Анафем указан как "не очень твердая НФ", но вскоре я объясню, почему считаю иначе
Здесь Анафем указан как "не очень твердая НФ", но вскоре я объясню, почему считаю иначе

В статье я постараюсь без особых спойлеров рассказать про автора, книгу и сформирую свое мнение, почему что-нибудь от Стивенсона должен прочитать каждый любитель твердой научной фантастики.

Пара слов об авторе

Нил Стивенсон - довольно значимая фигура на научно-фантастической арене. Он пишет уже почти сорок лет, и хоть из значимых наград у него только одна "Хьюго" за Алмазный век, его книги котируются всеми любителями hard-SF. Вышеупомянутые Криптономикон, Барочный цикл, Лавина и конкретно Анафем - очень частые гости разных подборок и рекомендаций. Однако я не совсем уверен, что Анафем нужно называть мягкой научной фантастикой, а тот же Криптономикон - киберпанком, хотя этот тег стоит во всяких магазинах и интернет-библиотеках повсеместно.

Причина вот в чем - Стивенсон очень тщательно подходит к подготовке и изучению материала для своих книг. В Анафеме разбирается современная квантовая механика, в Криптономиконе и БЦ - нумизматика и криптография, и делается это настолько дотошно, что в конце каждой книги есть несколько дополнительных глав-пояснений того или иного концепта.

Итак, "Анафем"

Как я упомянул выше, книги Стивенсона раскачиваются очень долго. Конкретно в Анафеме какое-то активное движение главного героя началось только где-то спустя 500 страниц, что в современном мире считается моветоном. Но с другой стороны, это хорошо перекликается с точкой зрения главного героя - ведь события, отличные от его монотонной жизни, происходят с ним раз в десятилетие. Остановимся на этом подробнее.

Главный герой живет в конценте - своего рода монастыре, в который все ученые местного мира ушли после т.н. Ужасных событий - войны между своеобразными техномагами и биониками. Конценты были основаны спустя 3400 лет после начала местного летоисчисления, и за 3689 лет до событий книги.

Концент разделен на несколько матиков - закрытых друг для друга и особенно для внешнего мира общин, в которых живут инаки - фраа (мужчины) и сууры (женщины). Матики делятся на четыре типа:

  • Унарский - инаки этого матика могут выходить в экстрамурос (внешний мир) на десять дней раз в год - этот актал (ритуал) здесь называется апертом;
  • Деценарский - раз в десять лет;
  • Центенарский - раз в сто лет;
  • Милленарский - раз в тысячу лет.

Главный герой - фраа Эразмас - инак деценарского матика. Ему около восемнадцати лет, и почти десять лет назад его приняли в концент. В скором времени его ждет первый аперт.

Первые несколько глав книги - знакомство с героями и описание внутреннего устройства матика. История развивается достаточно медленно, но каждое значимое событие - элигер (актал, во время которого инак выбирает капитул в своем матике, научную дисциплину, в которой будет развиваться дальше), воко (актал, вызывающий определенных ученых из матиков на сбор в экстрамуросе для решения какой-то проблемы) и непосредственно анафем (актал изгнания) - затрагивают главного героя напрямую и круто меняют направление повествования.

Из-за того, что почти все локальные события связаны сюжетом, мне не очень хочется о них рассказывать - лучше прочитать все самому. Пусть вас не пугает местный сленг - он достаточно интуитивен и учится в процессе чтения книги очень быстро. Так что перейдем к главному.

Где же тут "твердая" научная фантастика?

Наш герой - астроном. Его учитель, фраа Ороло, принадлежит к эдхарианцам - философской школе, развивающей идею Гилеина теоретического мира. По их мнению, ГТМ - параллельный (а лучше сказать, высший) мир, в котором существуют только идеальные понятия. В книге это объясняется на примере числа 3 - "Три - простое число, но и до возникновения самого понятия "три" тройка была простым числом". Подобные утверждения - их можно назвать универсалиями - появились в нашем мире не просто так, они по "фитилю" (это объясняется в Третьем кальке (приложении) к книге) проникают в наш мир и их неким способом "воспринимает" мыслитель. Фраа Ороло на протяжении книги пытается объяснить главному герою (а заодно и читателю), в чем суть идеи ГТМ. Загвоздка в том, что остальной мир не очень хорошо относится к философии эдхарианцев, и фраа Эразмас не верит в существование подобной многомировой конструкции, хотя из уважения к учителю пытается ее понять.

В нашем мире это напрямую отражено в платоновском учении об идеях — термин «универсалия», хоть и не упоминается в книге, очень хорошо вписывается в философию эдхарианцев. Стивенсон в послесловии указал, что он брал идеи для книги в трудах математических платонистов — Роджера Пенроуза, Курта Гёделя и других. Насколько мне известно, многомировая картина мира сейчас является одной из самых распространенных и устойчивых теорий всего. По крайней мере, она способна объяснить шутку с котом Шредингера, всякие корпускулярно-волновые дуализмы и прочее, что незнакомому с темой человеку может показаться как минимум нелогично, а в крайнем случае неправильно.

Окей, а что со слогом?

Для некоторых читателей то, как написана книга, может быть важнее того, о чем она написана. С этим у Стивенсона как раз все в порядке — хоть сюжет и двигается медленно, а объяснения часто очень громоздкие и душные, все подается вперемешку с моим любимым видом юмора — «шутки с серьезным лицом», затрагивается тема личных отношений героя с противоположным полом (достаточно, к слову, реалистично) и с наставниками (не очень реалистично, но вполне увлекательно). Читатель на самом деле может заскучать в некоторых моментах, если общее направление истории не зацепило его в самом начале. Если здесь есть те, кто «пытался, но заскучал на сотой странице» — я не хочу вас отговаривать, а тем более осуждать, я сам вас прекрасно понимаю. Однако, возможно, эта статья снова пробудит в ком-то интерес к заброшенной книге, и я буду только рад, ведь Анафем действительно того стоит.

Итог и вердикт

Анафем — книга для всех. Это твердая научная фантастика, основанная на реальных философских и научных изысканиях, и при этом рассказывающая о них достаточно простым языком. Она будет интересна и рядовому любителю НФ, ведь в ней описывается достаточно стройный и реальный мир, тем не менее сильно отличающийся от нашего, и подростку, ведь слог в ней довольно приятный и простой, и взрослому — в ней описываются достаточно сложные темы.

С другой стороны, я бы не стал ее рекомендовать любителям легкого чтения — книга довольно сложна для восприятия, и ее нельзя читать с серьезными перерывами — после возвращения будет тяжко уловить сюжет и вспомнить все термины.

У меня книга оставила очень хорошее впечатление — мне понравился и слог, и научная основа, а после прочтения у меня в запасе появилось несколько забавных идей и теорий. Сразу после нее я прочитал Криптономикон, а в скором временя планирую взяться за Барочный цикл.

Вместо послесловия

Не знаю, стоит ли писать подобные статьи на ДТФ. Эта была создана в качестве эксперимента и для использования в переписках с друзьями, мол "не знаешь, что почитать? вот тут у меня есть статейка...". Я вполне могу душно порассказывать о куче популярных и не очень книжек, но мне не очень нравится свой слог - слишком мало шуток на квадратный абзац и вообще я не очень люблю строить высокомерное ебало, а тут вроде как приходится. Возможно, в скором времени я попробую написать что-нибудь менее серьезное.

Читайте книги, это классно.

116116
114 комментария

Комментарий недоступен

10

школьник двадцати трех лет на связи

2

Я в 2005 работал продавцом в книжном магазине, читал «Криптономикон» в промежутках между покупателями...
Спасибо автору поста, я теперь себя тоже старым чувствую :)

2

Анафем — книга для всех.Ты в каждом абзаце противоречишь этому выводу.

4

я соткан из противоречий 

8

tl;dr- афтар поста накефедоклил прехни и вообще мистагог
картинка чё-бы почитатьНу точно не то, что там рекомендуется. Во всяком случае, не по таким запросам
его книги котируются всеми любителями hard-SF.Только они не шибко хард, не шибко сф и не шибко котируются после Семиевия или даже Reamde. 
Причина вот в чем - Стивенсон очень тщательно подходит к подготовке и изучению материала для своих книг. Два слова. Семиевие. Додо.
Итак, "Анафем"Ну наконец. Впрочем, несмотря на обещание что будет без спойлеров, первая половина проспойлерена. Ну и заодно разжеваны понятия, что лишает львиной доли обаяния.
Где же тут "твердая" научная фантастика?Её нет. Софт-сф с натяжкой.
Наш герой - астрономНет.
Окей, а что со слогом? tl;drА надо бы начать с того что "а что с переводом"
Анафем — книга для всех.Нет. Просто нет.

4

как ты собираешься меня уплощить с аргументами вроде "нет" и "просто нет"?
давай разберем по частям тобою написанное
про картинкуона служит просто набором заголовков, этакий список "чепочитать", только усложненный
про хард-сфну я попробовал объяснить, если есть какие-то аргументы против многомировой интерпретации или представления ее в книге - готов вступить в диалог
семиевие, додо, реамдея походу застрял где-то в журналах о нф конца нулевых, согласен
спойлерыне считаю название книги спойлером, а про воко там в целом довольно рано начали говорить
не астрономон, блядь, на звезды смотрит, изучает звезды, блядь, в телескоп, в телескоп на звезды смотрит
переводда нормальный че ты
не для всех а я говорю для всех 

2