Сага о Рейневане

Бегство Рейневана от братьев Стерчей
Бегство Рейневана от братьев Стерчей

Анджей Сапковский, знаменитый польский писатель-фантаст в основном известен своей сагой о Ведьмаке — и заслуженно. Однако, другое произведение Панджея известно гораздо меньше — это “Сага о Рейневане”, трехтомный роман о гуситских войнах в Европе XV века. Сага состоит из трёх книг:

  • Башня шутов
  • Божьи воины
  • Lux Perpetua

Чтобы лучше понимать о чём речь, обратимся к истории.

Гуситские войны: история, конструкция, основные вехи

Политическая ситуация в Чехии начала XV века было очень сложной. Она в то время была частью Богемского королевства, которым правил король Вацлав IV, сын Карла-с-таким-же-номером и старший брат Сигизмунда, будущего императора Священной Римской Империи. В чешском королевстве нарастает недовольство католической церковью. Проповедник Ян Гус в своих речах обличал церковь, торговлю индульгенциями и призывал к скромности и смирению. Идеи Гуса попали в плодородную почву и он стал получать все большее влияния среди всех слоёв чешского общества. Среди духовенства были недовольные деятельностью Гуса, в Чехии ширился раскол между сторонниками Папы и реформаторами. Духовники требовали осуждения учения Гуса как ереси. Король Вацлав IV поддерживал Гуса. В 1414 году Гус отправился в Констанц для участия в церковном соборе. Король Германии Сигизмунд лично обещал ему безопасность и даже выдал охранную грамоту. Там-то Яна Гуса и арестовали, а потом сожгли на костре за ересь. Если Сигизмунд думал, что жесткая казнь успокоит волнения на религиозной почве, то он сильно ошибался.

Смерть Гуса (а также нескольких его последователей) ожесточила чехов и их требования к Римском церкви стали более серьезными. После смерти Вацлава в 1419 году Прага и вся большая часть Чехии оказалась в руках восставших. Они называли себя чашниками в честь причащения хлебом и вином (из чаши), которые практиковал сам Гус, в противовес устоявшейся практики причащать мирян только хлебом. В 1420 пара Римский объявил Крестовых поход против гуситов и Сигизмунд Люксембург, король Германии и Чехии, со своей ратью вторгся в Чехию, где потерпел поражение. Война продолжилась. Горела сажа, рыдали младенцы, герои жили, творили и получали от жизни удовольствие в таких условия.

Разумеется в остальной Европе покоя тоже не было. Во Франции гремела война, которую потом назовут Столетней. В Англии распространялись учения священника Виклифа, одного из предвестников Реформации. Османы все активнее вторгались в Европу и последним остаткам Византии грозило полное завоевание. В мире набирали ход социальные изменения и многие люди закономерно видели во всех происходящем свидетельства скорого конца света. И они не так уж и ошибались…

Башня шутов

Книга начинается со вступления, в котором безымянный рассказчик описывает события, происходящие в то время в мире. Впрочем, от бурного потока имен, событий и латинских цитат понятнее не становится, ведь этот он рассказывает для современных ему людей, свидетелей тех событий. Это — первое предупреждение для читателя: вся книга написана с точки зрения средневекового жителя, для которого Библия является главным источником морали, а жития святых — точными историческими хрониками. И это делает её ещё лучше.

Главный герой саги — Рейнмар фон Беляу по прозвищу Рейневан, студент-медик 22 лет. Родом из Силезии, однако имеет польские, чешские и немецкие корни. Сирота, имеет брата Патерлина. Учился в Пражском университете, тайно изучал колдовские науки, после восстания в Праге перебрался в Олесьницу. Рейневан образован и умен, но весьма наивен. Как и всякий юноша в большом городе, он искал себе любовных приключений. И, себе на беду, нашел. Адель Стерча, жена рыцаря Гельфрада фон Стерчи, сладострастная бургундка, проводила время с Рейнмаром, пока их милованиям не помешали братья Стерчи. В результате Рейневан, с трудом успев застегнуть штаны, убегает на лошади от Стерчей.

Тут надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что Сага о Рейневане — это одно из немногих произведений где постельные сцены не только можно читать, но и они обладают некоторой художественной ценностью. Автор действительно сумел передать страсть между персонажами без пошлости и банальности.

Итак, наш герой благополучно отрывается от погони, но случается непоправимое — младший из братьев Стерчей, Никлас, умирает из-за несчастного случая. Пути назад для Рейневана нет, Стерчи не собираются прощать ему смерть. Герой пускается в странствия, наивно веря, что он, как герой рыцарского романа, вернутся к Адели и они будут жить долго и счастливо. Фактически, книга состоит из избавления Рейневана от иллюзий путем столкновения с жестокой средневековой действительностью.

По пути он знакомится с Шарлеем — монахом-доминиканцем среднего возраста, который должен сопровождать его в безопасное место, где Рейневан под защитой влиятельных людей должен был переждать разборки со Стерчами. Шарлей оказывается (кто бы мог подумать?) не простым монахом, а весьма мутным и подозрительным типом с повадками плута и мошенника. Он прекрасно умеет драться, разбирается в людях, имеет цинично-практичный склад ума — в общем, к жизни приспособлен гораздо лучше Рейневана. Несмотря несхожесть характеров, они с Рейневаном становятся лучшими друзьями и вместе участвуют в передрягах, в которые они попадают в основном по вине Рейневана. То, что Шарлей его не убил, характеризует его как доброго и терпеливого человека.

Фанатский рисунок Шарлея
Фанатский рисунок Шарлея

В монастыре Шарлей с Рейневаном участвуют в изгнании демонов из старого монаха, ничего в этом деле не понимая. Это одна из самых комичных сцен в книге. Кроме изгнания вышеупомянутого демона (которого на самом деле не было — старик просто потерял сознание) был получен другой эффект — вернулся разум к слабоумному силачу, жившему при монастыре. Он, назвавшись Самсоном Медком, изъявляет желание присоединиться к Рейневану и Шарлею. Метамарфоры, которые он претерпел, были столько велики, что Рейневан резонно полагал, что в него вселился некий дух из горних сфер. Самсон становится крайне высокоморальным, добрым, умным и справедливым спутником героев, сохранив огромную физическую силу и облик дебила. Фактически, он — ходячая совесть книги, причем Самсон ни разу не скатывается в ханжество и морализаторство. Так собралась троица героев, которые поставили перед собой задачу дожить до конца книги.

Фанатский рисунок Самсона
Фанатский рисунок Самсона

Вообще, книга богата на внезапные встречи, которые дают ей особую прелесть. Рейневан по пути встречает странствующего рыцаря-еретика Урабана Горна, голиарда, благородного польского рыцаря Завишу Чёрного, ведьм, бродячих разбойников. Каждый из них носит свой взгляд на мир, интересный не только в историческом аспекте, но и сам по себе. Кроме интересных людей, герои встречают и множество интересных мест, которые должен посетить каждый турист — замок раубриттеров, мастерскую эротических икон, тюрьму, застенки инквизиции, языческий шабаш… Эти места не только пропитаны колоритом, но исторически достоверны. Ладно, шабаша с участием волшебных существ могло и не быть. Но зато все остальные события книг вписываются в историю и среди исторических дат есть место деянием главных героев.

Да, в этой фэнтезийной саге есть магия. Это не просто волшебники, пускающие огненные шары, а целая наука и искусство о том, как призывать некие силы, способные выполнить волю творящего. Что это за силы и какова природа магии — неизвестно. Дьявольская помощь? Призыв демонов? Божественное благословение? Или просто знание неких законов мироздания? Но, так или иначе, колдовство чрезвычайно сложно, и чтобы постигнуть его надо долго и упорно учиться. Знание латыни и богословия обязательно, армейского и других древних языков очень желательно. В книге нигде не говорится, является ли магия добром или злом. Герои имеют разное мнение, а сам автор ничего про этого не говорит.

Рейневан, прибыв в поместье своего брата Петра узнаешь страшную новость — его убили некие Черные Всадники. Про них ходят страшные слухи — они невероятно сильны и жестоки, неуязвимы, убивают врагов католической веры с боевыми кличем «Adsumus», все нападения совершают ровно в полдень, а ими командует некий Стенолаз. Так читатель знакомится с главный злодеем саги — Биркартом фон Грелленортом по прозвищу Стенолаз. Оборотень, колдун, подлец, убийца, демон-убивающий-в-полдень и сын епископа Конрада Пяста — выберите что хуже. Стенолаз не имеет ни одной положительной черты (кроме смелости), а его характер прописан всеми оттенками чёрного. Но такие показные злодейства не делают Стенолаза плоским или примитивным — талант автора раскрывает его мерзости со всех сторон. Увы, сам Конрад, ничем его не лучший, выглядит по сравнению с сыном весьма невзрачно.

Стенолаз
Стенолаз

Так о чем же повествует эта книга? В основном она описывает странствия по Чехии и Силезии главного героя с последующим попаданием в переделки, а так же обретение им любовного интереса в лице Катажины Биберштайн. Некоторые критики ехидно говорят, что Рейневан за книгу где-то 6-8 раз попадет в плен и примерно столько же раз сбегает. Но, такое однообразие сюжета в глаза бросается только при последующие прочтении. Концовка книги очевидна для каждого, кто видел обложку и читал аннотацию (Рейневан присоединяется к гуситам).

Божьи воины

Прошло несколько лет с событий первой книги. Война в Чехии продолжалась, несмотря на некоторые успехи гуситов, до победы было ещё далеко. Рейневан живёт в Праге и стал видным гуситским агентом. Начальник чешской разведки дал ему задание: установить связь с гуситскими диверсантами, действующими на территории Силезии перед наступлением. Но у Рейневана свои дела — он пообещал Самсону Медку, что поможет его духу вернуться туда, откуда его вызвал экзорцизм Рейневана в первой книге (помните этот момент?). Конечно, отказаться он не может, потому как Самсон неоднократно ему помогал. Для обратного экзорцизма надо найти могучего волшебника, живущего в замке Троски, на территории под контролем католиков. Разумеется с самого начала пошло не так все, что только могло…

Книга стала более суровой и мрачной. Рейневан уже в первой книге столкнулся с жестокостью гуситов, а теперь ему лично приходится участвовать в войне, занимаясь разведкой и диверсиями. Какая-то часть вины в разграблении захваченных чехами городов лежит и на нем, но Рейнмар убежден, что он сражается на правой стороне. Конечно, у него есть основания так полагать — ужасы, творимые инквизицией, он видел своими глазами. Но чем дальше, тем больше Рейневан сомневается в правильности гуситских методов. Переломным моментом является сцена погрома, учиненного таборитами в церкви. Чехи в исступлении хотели сжечь деревянную статую Богородицы во имя иконоборчества. Но на ее защиту встает Самсон, а вмести с ним — и его друзья, отстаивая святыню.

Ближе к концу книги Рейневан после ранения попадает в монастырь, где в то время содержалась его возлюбленная Ютта де Апольда. Это под видом обычного женского монастыря там было Сестринство Свободного Духа, проповедующее катарскую ересь и культ Пандеи-Всебогини (и много других религиозных терминов, за употребление которых в приличных церквях отправляют на костер). Там состоялся довольно интересный диалог о религии между Рейневаном и настоятельницей монастыря, в котором она критикует гуситов за жестокость. Увы, её упрек справедлив, хотя в споре она побеждает в основном благодаря произволу автора, а не из-за безупречной моральной позиции. Но самым трудным для героя становится последний выбор: между долгом и близким человеком. Спасти своих товарищей или обрести личное счастье? Сцена, где он в одиночку в бурю едет на лошади, размышляя о своем выборе и наблюдая апокалиптические видения, является одной из самых страшных в литературе (с той её частью, с которой я знаком). Ну, а финальная битва чехов и католиков — лучшая книжная батальная сцена. Вообще.

Конечно, в этом разделе упущено важных деталей. Но, увы, они связаны со спойлерами, поэтому по соображениям совести я их раскрыть не могу.

Lux Perpetua

Герой снова потерял свою любовь и спешит любой ценой вернуть её. Конечно, мир так просто её не отдаст. На пути Рейневана становится католическая церковь, Стенолаз с его Черными Всадниками, бывшие союзники и и прочие неприятные личности. Но, с помощью верных друзей — Самсона и Шарлея — Рейнмар и Ютта обязательно воссоединятся и будут вместе. Именно так происходит в рыцарских романах и поэмах, которыми увлекался Рейневан, не правда ли? Но реальность (как это часто бывает), оказалось не столь благосклонна к любовникам. Война продолжалась, противники все больше озлоблялись. Былые идеалы чехов — коммуна, обновление Церкви, славянское братство, справедливый мир, отступали перед более насущными и приземленными идеалами: грабеж, месть, насилие. Все меньше остается у Рейневана друзей, на которых можно положится. Сцена, где табориты собираются убить Рейневана, который неудачно провел хирургическую операцию их командиру, ясно показывает, что религиозный фанатизм без страха Божьего превращается в безумие.

Но среди беспросветной тьмы есть проблески чистого и непобедимого добра, Света Вечного, Lux Perpetua, в честь которого и названа книга. Это спасение Самсоном детей из горящего дома во время сражения. Это еретик и инквизитор, объединившиеся, чтобы уничтожить замок чернокнижника. Это разгром героями Черных Всадников, произведенный с поистине библейской эпичностью. Это визжащий от ужаса Стенолаз, убегающий от Рейневана. Это спасение Рейневаном чудодейственной иконы от разбойников и примирение его с Богом.

В этой книге автор гениально перед ощущение конца света и разрушения привычного мира. Старые герои умирают, магия забывается, рыцарская часть уходит в прошлое, а прошлое уходит в учебники истории. Символом этого настроения является навязчивая идея Шарлея уехать в Византию, в Константинополь из варварской Европы. Читатель, разумеется, знает, что скоро Византии придет конец, а с ней — и всей средневековой эпохе. Но в этом есть не только смерть нового порядка, но и радость обновления. На смену конным рыцарям приходит профессиональная пехотная армия, появляются новые виды огнестрельного оружия, феодальный строй постепенно сменяется раннекапиталистическими отношениями. Бабло побеждает зло (буквально!). Гуситское движение разбито, но идея о Реформации и обновлении Церкви все равно жива. Магия тоже уходит в прошлое — как светлая, так и темная. Научный прогресс медленно, но неотвратимо набирает ход. Так же прослеживается распространенный (действительно? У него что, так много книг, чтобы говорить о этом?) сюжетный ход у Сапковского: старые герои уходят, оставляя молодым возможность забыть о вражде и построить новый, лучший и справедливый мир.

Последняя часть книги — это своеобразное прощание героя с миром. Извинити, дальше писать не могу, слезы мешают.

Выводы

Главное, что следует отметить — эта сага исторически достоверна. Описанные в ней события действительно происходили, важные персонажи имеют своих реальных аналогов, технологии народного хозяйства вполне соответствуют местности и времени. Конечно, остается открытым вопрос с магией. Я предполагаю, что она действительно была в прошлом, но пришла в упадок из-за гонений.

Кроме прекрасного языка и точной передачи культуры того времени в книге полно юмора и иронии. Чего только стоит беседа олесьницкого бургомистра, священника и других важных господ в первой книге. Они обсуждают недавние приключения Рейневана и обыск в его комнате. Ян Гофрихтер обвиняет Рейнмара в колдовстве и ереси на основе изъятых у него книг, а плебан Галль защищает его ото всех нападок. В конце оказывается, что Рейневан имеет знатное происхождение, связи с высшим духовенством, а его брату все они должны уйму денег. Так что они ну никак не могут обвинить его в колдовстве. Некоторые, наиболее лютовосторженные фразы из книги, не стали мемасами только по недоразумению. «А еретикам и апостатам – кара и бич Божий, flagellanum Dei», «Гыр на них! Бей-убивай!», «Брось её, словно камень на бруствер», «Жизнь единиц не в счет» навеки останутся в моём сердечке. Половину диалогов с участием Шарлея можно смело вставлять в рамочку и вешать на стену.

Но главное достоинство книги — это то что она… добрая. Яро, истово, непередаваемо добрая. Да, именно так. Силы зла в саге выведены не вызывающими никакого сочувствия. Стенолаз, Дуца фон Пак, Ян Зембицкий, бискуп Конрад один гаже другого и закономерно получают кару за свои грехи. Зато положительные герои не только добры и человечны, но и по-настоящему круты. И в конечном итоге добро торжествует: медленно, но верно.

Amen!

Цитаты

– Именно из-за тебя, – резко ответил демерит, – мы оказались на Счиборовой Порубке, именно ты выдал Кроссигу место остановки сборщика. Причем выдал очень быстро. Ему даже не пришлось долго тебя трясти. Надо было держаться тверже, мужественно молчать. Теперь ты был бы вполне приличным висельником с чистой совестью. Сдается мне, ты бы лучше чувствовал себя в такой роли.

Слова Шарлея

– Ах, – расцвел Гутенберг, как расцвел бы любой артист, радующийся похвале, пусть даже и произнесенной скребущим потолок великаном с физиономией кретина. – Так оно и будет. Так и не иначе! Представьте себе, господа, научные книги в десятках, а когда-нибудь, как бы смешно это сегодня ни звучало, возможно, и в сотнях экземпляров! Без изнурительного и многовекового переписывания! Отпечатанная и общедоступная мудрость человечества. Да, да! А если вы, многоуважаемые господа, поддержите мое изобретение материально, то, ручаюсь, именно ваш город, пресветлая Свидница, во все времена будет славиться как место, в котором возгорел светильник просвещения. Как место, из которого по всему миру распространился светоч знания.

– Воистину, – проговорил, помолчав, Самсон Медок своим мягким и спокойным голосом. – Я вижу это очами души моей. Массовое изготовление бумаг, густо покрытых литерами. Каждая бумага в сотнях, а когда-нибудь, как бы смешно это ни звучало, возможно, и в тысячах экземпляров. Все многократно размножено и широко доступно. Ложь, бредни, шельмовство, пасквили, доносы, черная пропаганда и убеждающая толпу демагогия. Любая подлость облагорожена. Любая низость – официальна. Любая ложь – правда. Любое свинство – достоинство. Любой зачуханный экстремизм – революция. Любой дешевый лозунг – мудрость. Любая дешевка – ценность. Любая глупость признана, любая дурь – увенчана короной. Ибо все это отпечатано. Изображено на бумаге, стало быть – имеет силу, стало быть – обязывает. Начать это будет легко, господин Гутенберг. И запустить в дело. А остановить?

Диалог Самсона с Гутенбергом о книгопечатании

Бразда из Клинштейна не отрывал глаз от тлеющих и дымящих останков плебана Мегерлейна.

– Мегерлин, – сказал он вдруг, потирая подбородок. – Мегерлин. Не Мегерлейн.

– Ну и что?

– А попа, который был с епископом Конрадом в рейде на Трутовско, звали Мегерлин. А этот был Мегерлейн.

– Ну и что?

– А то, что этот попик был невиновен.

– Не страшно, – вдруг глухо проговорил Самсон Медок. – Ничего особенного. Бог, несомненно, распознает. Оставим это на его суд.

Амброж резко обернулся, впился в Самсона глазами, смотрел долго. Потом глянул на Рейневана и Шарлея.

– Блаженны убогие духом, – сказал он. – Порой устами кретинов глаголет ангел. Но следите за ним. Кто-нибудь в конце концов может подумать, что этот глупец понимает то, что говорит. А если он будет менее снисходителен, чем я, то все может скверно кончиться. Как для него, так и для хлебодавцев.

«Башня шутов»

Амброж воздел руки, толпа тут же утихла.

– Ждет вас дело Божие, – воскликнул он. – Дело, к коему приступить надобно с чистым сердцем, помолившись! На колени, верные христиане! Помолимся!

Армия со звоном и скрежетом повалилась на колени за стеной из щитов и загородей.

– Otče náš, – начал громко Амброж. – Jenż jsi па nebesich bud' posvěcene tvé jméno…

– Přijd' tvé královstvi, – гудело в один голос коленопреклоненное войско. – Staň se tvá vůle! Jako v nebi, tak i na zemi!

Амброж рук не сложил и головы не опустил. Он глядел на стены Бардо, и глаза его горели ненавистью, зубы ощерены, на губах пена.

– И прости нам, – кричал он, – долги наши! Как и мы прощаем…

Кто-то из стоящих на коленях в первом ряду вместо того, чтобы отпускать грехи, выпалил в сторону стен из пищали. Со стен ответили. Зубцы затянул дым, пули и болты засвистели и градом забарабанили по щитам.

– И не введи, – рык гуситов вздымался по-над гулом выстрелов, – во искушение!

– Ale vysvobod' nás od zlého!

– Аминь! – возопил Амброж. – Аминь! А теперь вперед, верные чехи! Vpřed, bożci bojovnici! Смерть прислужникам антихриста! Бей папистов!

– Гыр на них! Бей-убивай!

Дикий крик, вой, рев, вздымающий волосы дыбом.

Бардо умирал. Умирал под колокольный звон своих церквей. Колокольный гул Бардо, еще несколько минут назад громогласно, надменно призывавший к оружию, стал отчаянным, как крик о помощи. И наконец превратился в лихорадочный, хаотичный, рваный стон умирающего. И как умирающий затихал, давился смертью, догорал. Наконец умолк, заглох. И почти в тот же момент обе колокольни затянулись дымом, почернели на фоне пламени. Пламени, рвущегося в небо, я бы сказал, уносящего в выси душу города. Города, который умер.

Обыкновенный эпизод войны

Ян Зембицкий сухо рассмеялся. Этого смеха в принципе должно было бы хватить Боршнитцу. Однако князь соизволил расширить ответ.

— Бог, — начал он, — милостив. Прощает и извиняет. Однако порой разгоняется в своем милосердии так, что, пожалуй, не знает, что делает. Когда-то мне это сказал вроцлавский епископ Конрад, а епископ — это тебе не какой-то поп, следовательно, знает, что делает. Поэтому, говорил епископ, Бог грешников простит, но надобно здесь, и на этой земной юдоли, присмотреть, чтобы грешники за свои грехи и провинности как следует пострадали. Так говорил епископ, и я думаю, он говорил правильно. Рейнмар из Белявы и его подружка должны пострадать. Крепко пострадать. А когда после страданий встанут пред лицом Бога, пусть им Бог прощает, если на то будет воля Его. Ты понял, маршал?

Особенности богословия

Среди распоясавшихся ночью в предместье воришек случались и такие, которых не смущала недобрая слава валлонов и слухи об их грозных чарах. С учетом этого, на свои регулярные вылазки на «Красную Мельницу» отец Фелициан надевал кольчугу, цеплял на ремень меч и брал набитое ружье, а уже идя, нежно ласкал и прикрывал полою тлеющий фитиль, при этом громко молился по-латыни, которой, заметьте, не знал. То, что с ним ни разу не случилась никакая неприятность, отец Фелициан приписывал как раз молитве. И был прав. Самые отважные разбойники, которые не боялись ни закона, ни Бога, брали ноги в руки при виде приближающейся уродины в капюшоне, побрякивающей железяками, излучающей из-под плаща дьявольское свечение, у ко всему этому бормочущей какие-то непонятные ужасы.

164164
70 комментариев

В молодости прочёл сагу с удовольствием, исторический масштаб, фэнтезя, грубый юмор пана, всё к месту.

20
Ответить

И фэнтезя необычная, а основанная на славянской мифологии очень. Будто сказка оживает

3
Ответить

Потрясающая трилогия, жалко, что о ней знает гораздо меньше людей, чем о ведьмаке

15
Ответить

Это замечательно! Не дай бог, сага станет популярна и по ней сериал снимут! Аж три сезона...

14
Ответить

да вроде очень многие)
Но и о Геральте знали пара тысяч до выхода игры

4
Ответить

Кому интересна войнушка в средневековой Польше? Даже о описанию скукота, а если и с "армейским юмором", то вообще на редкого любителя.

Ответить

Скажу страшную вещь. Гуситская трилогия лучше Ведьмака, потому что чувствуется, что продумана паном заранее и поэтому воспринимается более цельной. Ведьмак, начинавшийся как сборник рассказов, затем переросший в эпопею, а в конце скатившийся в сумбурные сюжетные ветки, вроде скачущих из нашей альтернативной реальности блох в ведьмино ложе и в голливудские разборки Геральта с Вильгефорцем...
Сага о Рейневане тоже довольно сумбурно заканчивается и тяжело читается, как и Ведьмак ближе к финалу, но всё-таки в нём чувствуется больше авторской любви.

12
Ответить