Почему стоит прочесть «Дракон не дремлет» Джона М. Форда

Альтернативно-историческое фэнтези о временах войны Алой и Белой Розы

Почему стоит прочесть «Дракон не дремлет» Джона М. Форда

У «Дракон не дремлет» непростая судьба — роман был написан еще в восьмидесятых, тогда пользовался изрядным успехом и завоевал «Всемирную премию фэнтези», но после смерти писателя оказался почти забыт на много лет, пока совсем недавно его наконец не переиздали и не вернули читателям. Теперь он переведен на русский, и вот несколько причин, почему его лучше не пропускать.

Мастерское переплетение сюжетных линий

Книга начинается со знакомства с основными персонажами, у каждого из которых своя история — и она всегда связана с опасностями и бегством. Валлийский волшебник, который чудом избежал смерти на родине и бежал на юг. Сын византийского аристократа, имеющий право на престол, вынужденный покинуть отчий дом, оставив за собой кровавый след, и стать наемником. Дочь великого флорентийского врача (и сама не менее хороший врач), узнавшая слишком много государственных тайн и попавшая в такие неприятности, что ей едва удалось скрыться.

Все эти персонажи постепенно соберутся вместе, попутно приняв в свои ряды четвертого члена будущей команды — алхимика, инженера и вампира в одном лице. Но соберутся только для того, чтобы позже снова разделиться и снова встретиться. Повествование, таким образом, идет параллельными линиями и охватывает множество мест и событий. При этом автор умудрился все их уместить в один, пусть и достаточно объемный, роман. «Дракон не дремлет» — не начало цикла, а полностью самостоятельный и завершенный роман.

Почему стоит прочесть «Дракон не дремлет» Джона М. Форда

Фэнтези, приближенное к реальному Средневековью

Перед нами пример фэнтези, где по современным меркам почти нет ничего по-настоящему фэнтезийного. Никаких штампованных эльфов, гномов и прочих особенных народов, никаких огненных шаров и магических щитов, никаких артефактных мечей и замков со злобными черными магами.

Здесь есть вампиризм (который является одновременно болезнью, проклятием и благословением), но вампиры не умирают от света солнца, не летают и не кутаются в черные плащи — разве что частенько носят черные очки, чтобы глаза не уставали от яркого света, и наравне с обычной пищей вынуждены потреблять некоторое количество свежей крови. При этом их не считают порождениями дьявола, хотя и не любят. Также здесь есть магия, но она не на виду, применяется изредка и потому незаметна (один из главных героев, колдун, подробно пояснит, почему ситуация именно такая). На этом все привычные элементы фэнтези заканчиваются.

Альтернативная история с обилием интересных идей и отсылок

Если разобраться, в местном мире достаточно ярких моментов, которые не совпадают с реальной историей — благополучно живущая и доминирующая в XV веке Византия, например, или разделение Франции (и ее фактическое уничтожение) Генрихом II и Мануилом I. Но все подобные моменты поданы настолько тонко, что не бросаются в глаза. При этом автор щедро разбрасывает в своем тексте сотни и тысячи исторических фактов, как крупных, так и мелких. Лоренцо Медичи действительно страдал подагрой, Война Роз возвела на престол Эдуарда IV, а Джордж, герцог Кларенса, действительно совершил все (или почти все), что было описано Фордом, и, как считается, был казнен путем утопления в бочке мальвазии. Известные факты подаются в переплетении с вымыслом: врачом Лоренцо становится отец главной героини, а будущий Ричард III пользуется услугами еще одного главного героя, наемника-византийца.

В итоге получается повествование, по достоверности напоминающее классику вроде «Трех мушкетеров» — несмотря на вольное обращение с фактами и личностями, читается книга почти как историческое приключение. При этом отдельное удовольствие от книги получаешь, вылавливая многочисленные исторические и культурные аллюзии, которыми наполнил свой текст Форд.

Почему стоит прочесть «Дракон не дремлет» Джона М. Форда

Напряженная интрига

Так как «Дракон не дремлет» все-таки относится к альтернативной истории, читатель, даже хорошо знакомый с Войной Роз, не может быть уверен, что случится в следующий момент. Вдруг выживет тот, кто в реальности погиб? Вдруг трон получит тот, кто на самом деле оказался проигравшей стороной? Автор искусно создает смесь из тех кусочков истории, которые завершились известным нам образом, и тех, которые он подводит к собственному результату. Даже в том случае, если события развиваются соответственно историческим фактам, всегда есть возможность, которую Джон Форд также активно использует — возможность трактовки событий. И если можно попытаться представить, чем же все закончится в глобальном смысле, то все ли будет хорошо у наших героев или они попадут в переплет — каждый раз загадка.

Классический стиль в 2022 году

Книга была написана в восьмидесятых, поэтому само по себе это не удивительно, но дело в другом. Многие старые книги в жанре фэнтези были переведены не очень хорошо, поскольку в прежние времена они часто не считались достойной литературой. Сейчас же читатели получают уникальный шанс — погрузиться в произведение, написанное в стиле старой школы и одновременно с этим достаточно хорошо переведенное, чтобы этот стиль можно было почувствовать.

4444
10 комментариев

Какая же классная обложка как я понимаю оригинала красивый, экспрессивный, оригинальный, абстрактный не банальный дракон, прям верится что его нарисовали будто в те времена. Брутальный, стилизованный, необычный шрифт с засечками отсылающий своей стилизацией опять же к тем временам, хорошая удобно считываемая композиция, хочется прям рассмотреть ее с интересом.

И какой же всратейший Российский дизайн обложки, как всегда, тупейший банальный, не имеющий логики и вообще понимания что происходит.
Бабкин "фентезийный етат ваш шрифт" с нотками какой то дартаньянности, непонятная мусорная каша а не картинка, дизайнер и заказчик ни капли не шарят за эстетику, в обложках книг в России такое на каждом углу, в первом случае бдуто сам дизайнер прочитал книгу и сделал обложку прочувствовав вот это вот все, со знанием дела сделал, а наше же, тупая поделка бездаря дизайнера и такого же бездаря заказчика, обложка это лицо, она продает, при виде обложки у человека должно появиться желание кликнуть или взять в руки, это как превью видео на ютубе, вашу же обложку хочется смыть в унитаз и помыть глаза с мылом. Сорян чет пригорело прям...

5
Ответить

Обложка английского издания действительно крутая получилась, это издание 2020 года Orion Publishing Co. Не перевелись еще там мастера своего дела.

Даже если посмотреть на другие старые обложки этой книги, то они будут намного интересней выглядеть чем наше издание, видно что эти обложки рисовались для этого произведения, а у нас как будто рандомную картинку с ArtStation взяли

1
Ответить

На флибусте еще нету этой книги

Ответить

На литресе, вы хотели сказать?

3
Ответить

Она в электронном виде только 10го выходит.

Ответить

Арт невероятный 👍

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить