Как мы придумали игру «Дорога в Чебурнет»? И при чем тут Plague Inc.? А КНДР? А Китай?
В декабре мы выпустили «Дорогу в Чебурнет» — симулятор цензора. Сегодня хотим рассказать, как наши воспаленные умы вообще додумались до такого.
Дорога в реальный Чебурнет была довольно долгой. В конце 90-х, например, государство не то что не занималось цензурой, но и вообще слабо представляло себе, что такое эта ваша глобальная сеть. У многих госорганов даже сайта своего не было. Но за следующие 10 лет чиновники поняли, что свобода в сети — это опасно. Примерно как свобода слова или свобода собраний: если не бить людей палкой, они надумают что-нибудь неладное.
Поначалу у цензоров получалось не очень: однажды регулятор забанил гайд на форуме EVE Online, не сумев отличить от формулы голубеньких кристаллов доктора Хайзенберга. Но дальше все пошло по наклонной: блокировки, война с Телеграмом, фильтрация трафика, суверенный интернет — и так мы постепенно пришли к сегодняшнему дню, когда даже в Инсту без VPN не зайти.
Если помните Plague Inc., там начальная фаза игры тоже медленная и никто ни о чем не подозревает. Но чем больше людей подхватило ваш вирус, тем быстрее он распространяется, пока не поглотит всю планету. Цензура в сети работает очень похожим образом: она тоже начиналась с пустяков, а закончилась ковровыми блокировками. Мы постарались запечатлеть этот процесс в нашей игре. Так что если Plague Inc. вам понравилась — «Дорога в Чебурнет» точно зайдет!
К счастью, в реальности примеров «Чебурнетов» не очень много. Например, такой есть в КНДР — это «Кванмён». Это интранет, внутренняя северокорейская сеть без выхода во внешний интернет. Как такие знают функционируют, могут представлять люди, которые подключались к локальным городским сетям в 00-е и в 10-е, когда выход во «внешний интернет» стоил очень дорого. У вас есть внутренние ресурсы: местные чаты, доски объявлений и форумы. И ровно те вещи из внешнего интернета, которые какая-то добрая душа скачала за свой трафик (или купила на диске) и залила.
В Стране Утренней Свежести свои нюансы. Вход в местную «локалку» — только с разрешения чекистов, а что-то залить в нее могут специально обученные люди из особых служб с допуском к вражескому западному интернету, да и сайт свой поднять нельзя. Опять же, все отслеживается, так что ругаться на власть или сомневаться в чучхе публично тоже не стоит — а то можно ненароком попасть в большие неприятности за простую несоветскую серию «Игры в Кальмара».
Свой «Кванмён» пытались строить в Иране, но у них пока не получилось. Китайский интернет отгорожен от всего мира «Золотым щитом». Это файервол, который КПК использует для цензуры и фильтрации контента. Однако каждый китаец, которому что-то надо из внешнего интернета — например, издевательскую картинку с Винни-Пухом, с которым сравнивают Си Цзиньпина — скорее всего в курсе, как скачать ВПН и обойти все запреты. Наказуемо, но люди пользуются. Полностью установить цензуру в гигантском Китае сложнее, чем в маленькой Северной Корее! Кстати, про цензуру игр в Китае есть годная статья.
В общем, что-то подобное мы держали в голове, когда придумывали свою «Дорогу в Чебурнет». В следующем посте расскажем, как мы вообще собирали эту игру из кучи безумной информации и набора диких идей.
Ну, и скачайте, а заодно понаставьте нам оценок. Партия вам этого не забудет!