Мы сделали мобильную игру про жизнь заключенных в России. И вот, зачем
25 августа наша студия социальных проектов Noesis выпустила игру «Гражданин — Начальник» о жизни заключенных в России. Это первый большой и по-настоящему серьезный наш игровой релиз. И хочется объяснить, зачем мы делаем игры на такие серьезные темы.
Есть ощущение, что часто тюремная жизнь стигматизируется и/или романтизируется (см. шансон). А про тех, кто оказываются в СИЗО и колониях в бесправном положении, говорят что-то типа «наказания без вины не бывает».
Про проблемы заключенных не принято много говорить. Мы решили поговорить об этом в формате игры. При этом, как мне кажется, получилось без обесценивания (спасибо за это нашим экспертам из «Общественного Вердикта», которые вычитывали каждую букву) и излишнего упрощения. Главное — простой геймплей и истории, которые оказалось легко пересказать именно через карты. Игра называется «Гражданин — Начальник». Ее можно скачать и на айфон и на телефон с Android.
Суть такова. У вас карты, у начальника тюрьмы — тоже. Ваша задача — не проиграть ему по очкам (то есть не вывести в ноль свое здоровье и общественный резонанс). У меня получилось выиграть только со второго раза, но переигрывать было жутко увлекательно. Если хотите, это такой Hearthstone в постсоветской хтони (хотя это сравнение — дикое упрощение), но без постсоветской безысходности. Нам важно, чтобы даже в самой темной комнате было немного света.
Когда мы только стали заниматься подобными играми, мне казалось, что это в основном скучноватые образовательные истории для школьников. Такие, конечно, есть, но на самом деле есть десятки и сотни интересных кейсов. Среди них и те, в которые вы сами, возможно играли: например, Bury Me My Love, Blind Legend или Florence (в нее, скорее всего, играла ваша младшая сестра, но советую тоже взяться, пустите слезу обязательно).
Главная цель просоциальных игр — не развлечение, а вовлечение. Как правило, подобные игры призваны рассказать о какой-то проблеме, привлечь внимание игрока к ней, предложить ему каким-то образом поучаствовать. Эти цели могут быть как вполне ясно проговариваемыми — например, в игре Bury Me, My Love вы знакомитесь с проблемами беженцев из Сирии, а в Attentat 1942 узнаете об истории нацистских преступлений. В хорошей сингапурской игре Elude рассказывается о проблеме ментальных растройств и депрессии. А в VR-квесте Another Dream идет речь одновременно о проблемах беженцев и ЛГБТ-людей.
Ну, а мы рассказываем про заключенных
Мы начинали делать эту игру в феврале 2020 года, по факту, в совсем другом мире. Тогда мы собрались с коллегами и подумали, что нужна какая-то игра, которая бы не романтизировала тюремную жизнь, а показывала бы ее настоящую сторону. При этом хотелось обойти без жестокого натурализма — нашей задачей было рассказать о проблемах заключенных максимально широкой аудитории.
Мы долго ее разрабатывали, читали истории заключенных, советовались с коллегами из «Общественного Вердикта», которые рассказывали о самых разных случаях — часто это были истории про нечеловеческую жестокость и насилие — и выверяли каждое слово и каждый рисунок. Мы должны были выпустить эту игру еще в конце февраля, но история часто смеется над твоими планами. И все же мы решили выпустить «Гражданина — Начальника», такой проект нужен сейчас.
За два года с правами заключенных в России лучше не стало. СИЗО заполнены почти на 100%. Заключенных из колоний вербуют в наемники. Насилие и бесправие никуда не деваются. Я бы очень хотел, чтобы темы, которые мы поднимаем в «Гражданине — Начальнике» потеряли актуальность, но пока это, видимо, невозможно. Все карты в игре основаны на реальных историях. Подробно о них можно почитать на сайте игры.
Скачайте игру. Попробуйте себя в роли заключенного. Расскажите об игре друзьям. Поддержите замечательный фонд «Общественный Вердикт», который вопреки всему продолжает защищать права тех, о ком мы часто забываем. Им сейчас особенно нужна помощь.