«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Невероятно трогательное приключение, которое стало главным достижением своего создателя, но сыграло печальную ноту в его карьере.

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Спустя четверть века девятая номерная фантазия до сих пор остаётся особенной и уникальной игрой даже среди своих собратьев, вышедших, как после, так и до неё. Рождённая на свет с огромной любовью отцов-основателей всей серии, она старалась как можно ближе приблизиться к званию идеальной Final Fantasy, вобрав в себя весь опыт прошлого.

А вот насколько сильно ей это удалось, постарается ответить эта статья. Была ли девятая часть столь идеальной и остаётся ли до сих пор? Чем вдохновлялись разработчики и почему персонажи выглядят, именно так, как выглядят? Кто нашёл скрытый квест спустя аж целых 13 лет после релиза? Про эти и другие детали чуточку подробнее далее.

Краткий экскурс в историю создания

Final Fantasy IX была одной из последних игр, выпущенных под самый конец жизненного цикла ещё первой 32-битной Playstation, а её разработка началась примерно за два года до полноценного релиза «восьмёрки». Из-за того, что большая часть сотрудников проживала в США и работала в Голливуде, но главный офис находился в Японии, местом разработки были выбраны Гавайские острова, которые стали идеальным компромиссом для обеих сторон.

Это был проект мечты, совместно реализованный японскими и американскими сотрудниками, поэтому я так хорошо его помню.

Синдзи Хасимото в интервью для RPG Site

Настроение яркого и солнечного острова сказалось не только на самом проекте, но и на сотрудниках, у всех возникало чувство, что они были словно на курорте. Хотя временами команде всё-таки приходилось сталкиваться с определёнными трудностями, в связи с особенностями местного климата.

Мы были очень заняты разработкой, но как только выходили на улицу, перед нами открывался вид на океан и бесконечно голубое небо. Это было потрясающее зрелище!

Но когда мы поехали в Японию, чтобы попросить выделить побольше сотрудников, то к тому времени мы все настолько сильно загорели на солнце, что нам ответили: «Вы просто развлекаетесь! Вам нужно прижаться носом к экрану ��онитора и действительно начать работать!».

В итоге, конечно же, никого нам не выдали.

Из рассказа Тосиюки Итаханы в интервью
«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Конечно, главное отличие «девятки», сразу бросающееся в глаза – стиль, заметно разнящийся с прошлыми играми. Ведь начиная с Final Fantasy VI серия полюбила и активно использовала сеттинг мрачного технофэнтези уже три номерные части подряд. Публика могла банально устать от мира высокотехнологичного будущего. Благо разработчики прекрасно понимали ситуацию и хотели вырваться из сеттинга, заложником, которого стала франшиза.

Автором оригинальной концепции выступил сам Хиронобу Сакагути, человек, стоявший у истоков серии. Он хотел создать приключение, которому удастся объединить в себе лучшие стороны из прошлых игр, и в то же время освежить взгляд на давно знакомые мотивы.

Стремление погрузить игрока в более традиционную RPG вернуло некогда забытый дух фэнтези, приближённый к самым первым приключениям воинов света, а более реалистичное изображение героев будто бы нарочно сменилось на вычурно мультяшный стиль. Подобные решения были смелым, но необходимым шагом, чтобы привлечь новую аудиторию и одновременно вызвать чувство ностальгии у старых фанатов.

Хотя первоначальные идеи сюжета, персонажей и общего дизайна мира были разработаны Сакагути, то в процессе разработки взгляд на многие детали пришлось серьёзно пересмотреть. Во многом это была заслуга Хироюки Ито, работавшим с Хиронобу ещё с Final Fantasy IV. Больше всего досталось концовке, которую переделывали аж целых семь раз! При этом сама концепция проекта осталась почти нетронутой.

Незадолго до скорого релиза сам Сакагути отзывался о своей последней работе, как о самой любимой.

Вопрос: Какая Final Fantasy вам нравится больше всего? И расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту игру.

Ответ: Предстоящая Final Fantasy IX. Это название основано на отражении всех предыдущих игр серии. Предстоящая часть — моя «любимая», именно она наиболее близка к моему идеальному представлению о том, какой должна быть Final Fantasy.

Хиронобу Сакагути в интервью IGN 2004г.
На фото Хиронобу Сакагути. В 2000 году был <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ign.com%2Farticles%2F2000%2F04%2F06%2Ffinal-fantasy-creator-inducted-into-hall-of-fame&postId=3709384" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">удостоен</a> награды Академии интерактивных искусств и наук (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2590%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%258F_%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25BD%25D1%258B%25D1%2585_%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2_%25D0%25B8_%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2583%25D0%25BA&postId=3709384" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">AIAS</a>).
На фото Хиронобу Сакагути. В 2000 году был удостоен награды Академии интерактивных искусств и наук (AIAS).

«Девятке» предстояло закрыть за собой целое поколение на высокой ноте. Но получилось ли оправдать ожидания?

Ну как минимум стоит отметить, что встретили её весьма положительно. На момент выхода количество предзаказов превысило один миллион копий, а рейтинг критиков составил невероятные 94 балла на Metacritic, сделав её самой высоко оценённой игрой в серии по сей день. Особенно тёплых отзывов удостоились сюжет и работа с персонажами, хвалили практически за всё и, казалось бы, вот он тот самый идеал…

…Геймплей был изменён таким образом, что Final Fantasy IX имеет одну из самых сбалансированных боевых систем среди всех игр серии…

Из обзора Gamespot

Прежде всего, следует сказать, что Square превзошла себя в графическом оформлении, а это говорит о многом.

Из обзора Game Informer

Но несмотря на всеобщий восторг, была и доля критики: кому-то пришёлся не по нраву сказочный стиль, кто-то упрекнул в упрощённой по сравнению с прошлой частью карточной мини-игрой, а кто-то остался недовольным музыкальным сопровождением, жалуясь на обилие старых композиций.

…Общий характер музыки неприятно лёгкий и бестелесный - для эпического приключения саундтрек большую часть времени принимает ужасно эмбиентный тон…

Из обзора IGN

Как говорится, понравиться всем невозможно, но именно девятая фантазия подобралась к этому очень и очень близко.

От театра до космоса: сюжет, персонажи и мир игры

Основные события Final Fantasy IX берут своё начало на планете под названием – Гея (англ.Gaia). В ядре, которой находится кристалл, что контролирует все виды жизни. Он формирует души, а когда физическое тело погибает, душа возвращается принося с собой воспоминания о прожитой жизни. Со временем свечение кристалла угасает, и он становится неспособным создавать новые формы жизни. Таков жизненный цикл.

Кристалл каждой планеты обладает уникальным свечением. Кристалл Геи светится синим.

Карта мира сильно напоминает ту, что была в первой <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffinalfantasy.fandom.com%2Fru%2Fwiki%2F%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2580_%25D0%2590%3Ffile%3D398px-FF1world.gif&postId=3709384" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Final Fantasy </a>
Карта мира сильно напоминает ту, что была в первой Final Fantasy 

Вся планета состоит из четырёх континентов: Туманного, Внешнего, Затерянного и Заб��того. Полностью освоен только первый, на нём же проживает большая часть населения. Здесь почти все крупные города и деревушки располагаются на вершинах гор, так как большую часть суши покрывает зловещий туман, превращающий обычных животных в опасных монстров.

Но не всё так плохо, например, недавно жители одного из местных городов, изобрели двигатели, способные использовать энергию тумана для полётов в соседние королевства. Однако остальные три материка полностью свободны от подобной напасти и по этой причине остаются почти не исследованными. Конечно, всё несколько сложнее, а это лишь небольшой кусочек экосистемы выдуманного мира.

История же начинается с яркого вступительного ролика, демонстрирующего масштаб и атмосферу фэнтезийного сеттинга. В Александрию пребывает огромный воздушный корабль, который совершает посадку прямо около стен королевского замка. А затем всё происходящее буквально перерастает в театральную пьесу.

Кораблик летит в замок

Группа воров «Танталус» под видом спектакля планирует похитить молодую принцессу Гарнет, а главным героем выступает ещё горячий на голову и беспечный юноша по имени Зидан. Именно на него ложится задача выкрасть девушку, пока её величество королева Брана будет занята представлением.

И вот тут-то начинается самое интересное: принцесса, не дожидаясь заветного часа, пытается сбежать, опережая тем самым похитителей, а глава рыцарей плутона (королевской стражи) Адельберт Штайнер, заметив пропажу, старается всеми силами предотвратить побег.

Во всей суматохе к ним присоединяется чёрный маг Виви, тайком пробравшийся посмотреть спектакль, но угодивший в его центр. В результате тихая поначалу миссия перерастает в громкую погоню по всему замку, заканчиваясь побегом на горящем корабле и экстренной посадкой в зловещем лесу!

Кат-сцены выглядят вполне достойно, а постановка легко достигает эпического размаха, несмотря на ограниченность технологий того времени.

После жёсткого приземления герои берут на себя задачу доставить принцессу в ближайшее королевство. Объединённые общей целью, они отправляются в долгий путь. Вместе им предстоит пережить моменты радости и найти верных друзей, познать горечь утраты и грусть расставания. Попутно выяснить, кто был заказчиком похищения и разгадать тайну добровольного побега Гарнет из королевского замка. Новые вопросы будут появляться постоянно, а ответы – терпеливо ждать подходящего часа.

Центральная сюжетная линия получилась большой и насыщенной, хоть и строго линейной, без серьёзных ответвлений. Главная завязка не нарушает устоявшиеся правила серии и аккуратно строится вокруг кристалла душ, что скрыт глубоко в недрах планеты, а также на загадочных Эйдолонах, среди которых Багамут, Один, Раму и другие великие призываемые существа, получившие слегка обновлённый облик.

Желание вернуть дух старой школы находит свои отголоски даже в форме повествования. Подобно самой первой Final Fantasy игрока сначала плавно знакомят с окружающим миром, сначала заставляя путешествовать пешком, и только после освоения двух из доступных островов вручают водное средство передвижения, а ближе к финалу и вовсе практически космический корабль.

На фоне Линдблюма даже воздушный корабль с лёгкостью кажется совсем крохотным.

Каждый посещаемый уголок Геи будет наполнен уникальной атмосферой, народами и эклектикой. Например, огромный город Линдблюм, здесь почти никто не помнит, как пользоваться магией, а машины и технологический прогресс выступают на первый план.

Ну а правит всем регент Сид, которого супруга превратила в оглопа (аналог местного таракана) за то, что тот оказывал чересчур много внимания другой даме. Его персонаж снова выступает в роли талантливого изобретателя, именно он создал первый паровой двигатель и дирижабль способный использовать энергию тумана, и в том числе первый способного летать без него.

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Впрочем, долго засиживаться в каком-то из городов не придётся, ведь история развивается сразу в нескольких направлениях, постоянно разделяя и перемешивая компании героев, благодаря чему все действия постоянно переплетаются между собой, создавая живую картину мира.

Однако события не ограничиваются рамками одной только Геи. По сюжету героям предстоит побывать на Терре – хищной планете, поглощающей другие ради выживания. Столкнуться там с её смотрителем Гарландом и заодно открыть тайну местного народа.

Давным давно Гарланд попытался объединить кристалл Терры с кристаллом Геи, но последний отверг слияние, что привело к катастрофическим результатам: поверхность Геи была разрушена, а Терра оказалась внутри неё.

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Но не только местами, но и ситуациями подкупает местная история. По мере прохождения разработчики постоянно стараются подкидывать разнообразные ситуации. Допустим, чтобы пройти на верхние этажи замка Линдблюма, нужно будет отобрать комплект брони у одного из стражников. В темнице придётся раскачать клетку, дабы выбраться на свободу, а в логове злодея по-тихому забрать ключ, опасаясь взгляда монстра.

Разнообразие проявляется в каждом уголке, куда бы вы не пошли. Вам то и дело будут встречаться всевозможные расы: начиная от людей и множества антропоморфных видов животных до пушистых муглов и чёрных магов. Последние особенно интересны, поскольку изначально они являются всего лишь куклами, в которых с помощью энергии тумана искусственно поселили души мёртвых. В результате такого рождения их дальнейший жизненный срок не превышает года.

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Одетые в длинную мантию и остроконечную шляпу, а на лице, которых виднеются лишь два жёлтых глаза и никаких других эмоций. Казалось бы, буквально каждый элемент направлен на создание впечатления неживого существа. В девятой фантазии из этого образа, наоборот, рождается один из самых живых персонажей – Виви. Кто бы мог подумать, что дизайн, придуманный ещё в 1987 году, окажется словно рождённым для этой роли.

Чёрный маг в Final Fantasy I 
Чёрный маг в Final Fantasy I 

С помощью этого малыша и других чёрных магов авторы затрагивают тему души, поднимая вечные вопросы о жизни и смерти, рассуждая о том, что останется после, и что означает быть по-настоящему живым?

Работа с персонажами – самая сильная сторона «девятки»!

Рассказать интересную историю, имея лишь одного хорошо прописанного героя, невозможно. Для прочного фундамента нужно гораздо больше. Благо авторы продумали и этот аспект, подарив аж целых восемь играбельных персонажей, каждый из которых запоминается и играет собственную роль. Плюс частенько будут давать управление каким-то «гостевым» персонажем, ненадолго присоединившимся к отряду.

Всего в игре восемь главных персонажей, вот они слева направо: Фрея, Штайнер, Гарнет, Зидан, Виви, Эйко, <span>Куина</span> и Амарант.
Всего в игре восемь главных персонажей, вот они слева направо: Фрея, Штайнер, Гарнет, Зидан, Виви, Эйко, Куина и Амарант.

Наблюдать затем, как Зидан, строящий из себя крутого парня и дамского угодника, которому всё по плечу, пытается найти путь к сердцу принцессы через нелепые подкаты – греют душу. А наблюдать за тем, как один из самых добрых и невинных персонажей – Виви, разочаровывается в своей природе и постепенно обретает цель в жизни, наоборот, разбивает сердце.

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Добиться столь сильной привязанности к героям удалось благодаря тому, что ещё перед началом полноценной разработки была объявлена центральная тема, которой должна быть пропитана вся игра — она была «Живой!», с большой буквы. За отдельный участок карты отвечал определённый человек, и он же был ответственным за поведение персонажей и строки диалогов на нём. Из-за такого подхода у многих появилась возможность внести свой творческий вклад, что помогло создать по-настоящему уникальную игру.

Главным источником вдохновения послужил фильм 1982 года «Тёмный кристалл», дизайн и художественный стиль, которого сильно напоминают локации и персонажей из игры. Желание воплотить мир, о котором мечтал каждый ребёнок, напрямую отразилось на персонажах. Каждый из которых выдался по-своему запоминающимся, начиная с внешнего вида и заканчивая привычками и характером.

Отрывок из фильма Тёмный кристалл

Когда я начал работать над FINAL FANTASY IX, ко мне обратился господин Сакагути с просьбой.

Он сказал, что хочет, чтобы я создал персонажей, которые ощущались бы по-настоящему живыми в этом воображаемом мире.

Поэтому попытка передать ощущение жизни сводилась к таким вещам, как внешний вид, текстуры… Мне приходилось учитывать, как была сшита их одежда, как лежал мех, перья или волосы…

Всё было скрыто в деталях.

Тосиюки Итахана в интервью

Наиболее необычным получился, пожалуй, Куина. Одетый в поварский колпак с постоянно свисающим до живота языком ему удаётся сохранять детский интерес ко всему новому на протяжении всей игры и никогда не унывать, а движет им простое желание попробовать как можно больше вкусной еды. В такого милаху просто невозможно не влюбиться.

Первая встреча с Эйко. Куина хотеть съесть Мугл...

Впрочем, как и в остальных чудаков. Чего только стоит суровый и слепо преданный короне рыцарь Адельберт Штайнер, который всеми силами будет раздражать большую часть времени, но ближе к финалу даже такой непрошибаемый остолоп откроется с приятной стороны, а его сердце покорит другая дама меча — Беатрис.

Уход от реалистичных пропорций к более мультяшному внешнему виду героев не помешал раскрытию их характеров, честно сказать, наверное, без него бы и навряд ли получилось добиться столь сильного эмоционального эффекта от пережитых ситуаций.

Мои фаворитом стала Гарнет. За переменами в её характере и мировоззрении было интереснее всего наблюдать. Оказавшись за пределами королевского замка, принцесса поначалу прикрывается именем Даггер и старается всеми силами походить на обычную девушку, ни в коем случае не владеющую светскими манерами. Удаётся это, конечно, с переменным успехом и оттого выглядит просто умиляющее.

Гарнет старается
Гарнет старается

По мере развития истории все её идеалы и взгляды подвергаются суровым испытаниям реального мира. Пережитые трагедии и бремя королевского долга в один миг обрушиваются на плечи юной девушки и ставят перед выбором. И в какой-то момент она отрезает часть своих волос кинжалом, оставляя прошлую себя позади. Довольно символичная сцена и крутой творческий ход, подчёркивающая окончательные перемены в персонаже.

Из-за технологических ограничений разработчикам пришлось сделать две версии модели Гарнет в игре: одну с длинной стрижкой, другую – с короткой.

Тем не менее, в то время как каждый из главных героев остаётся интересен и получает личностный рост по ходу развития сюжета, то сказать подобное про главного антагониста Куджу можно далеко не всегда. Главный злодей – это, пожалуй, самая слабая часть игры. Он банально скучен, его великие планы и долгие беседы о поиске могущества могут легко утомить.

Собственные амбиции и желания не позволяют ему раскрыться и как-то преобразится на протяжении огромной истории. Антагонист становится заложником образа нелюбимого сына родного мира и до самого финала остаётся одержим жаждой мести. Во всяком случае стоит отдать должное тому, как ему удаётся раз за разом одерживать верх над героями, создавая ощущение серьёзной угрозы.

Первая встреча с Куджей яркая и запоминающаяся, чего нельзя сказать о последующих.

Чем больше играешь, тем больше история перестаёт быть доброй сказкой. За всей, на первый взгляд, милой и детской наивностью первых часов скрывается по-настоящему взрослая история, затрагивающая такие темы, как жажда власти, семья, прощение и даже геноцид.

В определённый момент Зидану с друзьями предстоит стать свидетелем гибели целого народа. Причём поставлен эпизод будет так, чтобы до конца сохранить возможность предотвратить катастрофу. Но, увы, когда разверзаются небеса и появляется Эйдолон Один, одним ударом стирающий древний город в пыль, то в такой момент становится действительно страшно за судьбу всего остального.

Появление Одина показывает настоящее лицо игры.

В этом приключении вам придётся постоянно путешествовать по миру, открывая всё новые и новые места. Где-то нужно будет действовать быстро, принимая решения в пылу битвы, а где-то удастся пережить бытовые ссоры или выслушать откровенные разговоры по душам. Постепенно из таких эпизодов формируется масштабная история, каждая частичка, которой приводит весь путь к эпичному финалу.

Когда в решающем сражении в небе сталкиваются силы двух миров в битве за выживание, то происходящее по-настоящему захватывает дух. Здесь и армада воздушных кораблей, возглавляемая регентом Сидом, идущая в бой против драконов и прочих тварей из другого мира, древо душ готовое вот-вот поглотить планету и всех её жителей. Ставки становятся высоки как никогда, а от кульминации сложно оторваться.

 Финал более чем эпичный и масштабный.

Вся история от начала и до финальных титров производит впечатление одной большой пьесы, где каждый персонаж и любое действие словно инструменты, играющие отведённую заранее роль с филигранной точностью.

Мечом, магией и картой. Местная геймплейная формула

Несмотря на почётный возраст, Final Fantasy IX играется вполне задорно. Она хорошо осознаёт свои сильные стороны понимая, когда нужно разыграть трогательную или потешную сцену или, наоборот, сменить долгую беседу каким-нибудь событием либо сражением. Дополняют картину бодрые, но порой слегка надоедливые боевые композиции, которые удачно сочетаются с обновлённой сказочной стилистикой.

Местный дизайн уровней не утопает в рутине сложных и долгих подземелий, а всячески старается чем-то запомниться. Одним из таких мест является Замок Ипсена, который ставит с ног на голову баланс всей игры, а надпись при входе недвусмысленно намекает о необходимости изменения тактики в бою.

Та самая подсказка
Та самая подсказка

Все сражения происходят по классическому принципу битвы в реальном времени – ATB (Active Time Battle), которая впервые появилась ещё в Final Fantasy IV. Как это работает: игрок не видит перед собой врагов до определённого момента и характерного аудиосигнала, а само сражение происходит на отдельной арене. Все приказы к действию нужно отдавать вручную (для совсем ленивых есть кнопка автобоя), тем временем противники действуют сами по себе и не ждут своей очереди.

Как и в любой RPG, здесь хватает всевозможных мелких деталей, которые стоит учитывать, вроде уязвимостей к отдельным видам стихий или способностям. Казалось бы, такие мелочи, но даже они стали забываться сегодня.

Пример перехода в состояние транса у Зидана. В нём каждый герой преображается.

Основным нововведением стала возможность войти в состояние боевого транса, увеличивающее урон и изменяющее атаки на время.

Вдобавок к некоторым противникам можно и нужно найти оригинальный подход: с кем-то можно избежать драки, сыграв в викторину или просто отдав нужный предмет. С последними, кстати, связан один из побочных квестов: если встретить определённых дружелюбных монстров в нужной последовательности и отдать желаемый ими предмет, то вы получите неплохой баф, который поможет победить секретного босса Озму – главное испытание всей игры.

Пришёл в лес, а там... Викторина?!
Пришёл в лес, а там... Викторина?!

А ещё перед нами, возможно, самая выверенная Final Fantasy с точки зрения игрового баланса. По крайней мере, таковой она мне показалась. За всё потраченное время ни разу не возникло каких-либо проблем с долгим сидением на одном месте. Единственный, кто представлял какую-то угрозу так это финальный босс, который может с лёгкостью уложить весь отряд с одного или нескольких ударов.

Одновременно под контролем игрока может находиться максимум четыре из восьми доступных персонажей. Поначалу история сама определяет и перемешивает участников, но ближе ко второй половине отряд можно будет собрать по своему выбору. Плюс к партии иногда присоединяется гостевой персонаж, им тоже дают поуправлять, и у них тоже есть свои способности.

Каждый из героев представляет свой уникальный класс и набор навыков. Принцесса Гарнет и девочка Эйко единственные, кто способны использовать магию призыва Эйдолонов. Обе являются воплощением традиционного белого мага, обладающего заклинаниями поддержки. Строго рекомендуется брать в отряд хотя бы одну из них, не стоит принижать значимость магии исцеления.

Пример, призыва Багамута

Гарнет доступно большее количество призывов, среди которых король драконов Багамут и мудрый повелитель молний Раму, но самым смертоносным является Один (да тот самый), из-за шанса мгновенно убить почти любого противника с одного удара. Зато Эйко обладает наибольшим набором целительных заклинаний и может призвать Феникса, воскрешающего всех союзников и наносящего урон врагам одновременно.

Помимо внешнего вида, Куине досталась и самая необычная роль – синего мага, у которого изначально нет никаких заклинаний, а добывать их придётся, буквально поедая врагов заживо. Когда процент здоровья оппонента достигнет 25%, его можно будет поглотить и получить взамен новую способность. Боссов и особо крупных врагов съесть не получится.

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Кстати, с Куиной связана мини-игра по поеданию лягушек, если посетить все болота и поймать 99 штук откроется секретный босс-файт с возможностью получить лучшее оружие в игре для нашего друга – золотую вилку.

Привычный вид воина рождённого сражаться с драконами, также был пересмотрен и теперь представляет собой более сказочный и живой образ. Воплощает Драгуна – Фрея, она же бирмекианка, представитель расы крысоподобных людей, одного из самых старых народов планеты.

Драгун <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Ffinalfantasy.fandom.com%2Fru%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25B0%25D0%25B8%25D0%25BD_%25D0%25A5%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B4&postId=3709384" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Каин Хайвинд</a> из FFIV и Фрея 
Драгун Каин Хайвинд из FFIV и Фрея 

Остальная четвёрка не так интересна, поэтому о них более кратко:

  • Зидан – вор, ловко орудующий кинжалами и парными клинками. И единственный персонаж у кого состояние боевого транса полностью меняет способности.
  • Виви – чёрный маг, полагающийся в основном на силу заклинаний, и оттого очень слаб в рукопашном бою.
  • Штайнер – рыцарь, использующий двуручные мечи. Благодаря наличию Виви в команде, может проводить атаки усиленные магией.
  • Рыжеволосый наёмник Амарант – монах, владеющий навыками чакры и ауры, а также способен метать в бою почти всё, что есть в инвентаре будь то оружие или монеты.

Прокачка навыков привязана к элементам снаряжения, иными словами, чтобы выучить новый навык навсегда, необходимо выполнить какое-то условие, вроде использования способности определённое количество раз или победить условные 50 врагов.

Назначение способностей

Видишь торговца – покупай!

Золотое правило при прохождении, пожалуй, любой «финалки». Так как уровень встречаемых монстров постоянно растёт по мере путешествия, а мощь снаряжения нет, то купленные в нужное время броня или меч могут значительно облегчить дальнейший путь.

Однако если какие-то трудности и возникнут, то всегда есть легальные читы, появившиеся в переиздании 2016 года. При желании можно включить безобидное и очень полезное ускорения времени в два раза, или совсем нечестные вроде увеличения наносимого урона до максимума или пропуска всех случайных битв.

Никакого наказания в виде лишения возможности выбивать ачивки за их использование нет, наоборот, без них некоторые трофеи получить очень и очень сложно. Тот случай, когда читы реально круто!

Та самая скакалка! Кстати говоря, в версии для Steam количество достижений составляет 83, а на консолях всего 52!

Чего только стоит – игра на скакалке, легендарная ачивка, которую часто можно встретить в различных топах самых трудных для получения. Казалось бы, всего-то нужно прыгать в тайминг, да и нажимать одну кнопку, когда появляется восклицательный знак, что же сложного? А дело в том, что перепрыгнуть необходимо целых 1000 раз без единой ошибки!

А как вам такое? Найти Экскалибур II можно, только дойдя до финальной локации меньше чем за 12 часов! 
А как вам такое? Найти Экскалибур II можно, только дойдя до финальной локации меньше чем за 12 часов! 

Помимо классических битв и погонь за достижениями, тут имеется собственная карточная игра – Tetra master. В неё играют абсолютно все жители планеты, от мала до велика, даже в финальной локации есть четыре матча с духами!

Пример матча

Подобная мини-игра была ещё в Final Fantasy VIII, там она называлась Triple Triad и имела некоторые отличия. Вот несколько из них:

  • Размер поля: Triple Triad — 3x3, Tetra Master — 4x4.
  • В Triple Triad можно было превращать монстров в карты или перерабатывать в очень редкие и полезные ресурсы.
  • Triple Triad имеет разные правила в зависимости от региона, тогда как в Tetra Master они одинаковы для всех.
  • В Tetra Master главная награда – сам матч и получаемая в конце карта.

В целом новая версия карточной игры получилась вполне увлекательной, опустошить колоду противника – то ещё удовольствие. Однако у Tetra Master есть огромный недостаток, не позволяющий в полной мере, стать чем-то больше, виной тому колоссальная зависимость от рандома. Везение решает всё: начиная от того, что за карты окажутся в руке, до расчёта какой урон будет нанесён противнику. Чтоб вы понимали примерный уровень разброса, то вот формула, по которой считается вероятность победы одной карты над другой:

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

А полное руководство похоже скорее на курсовую работу, чем на привычный гайд. Хардкорности добавляет ещё и то, что после поражения игрок теряет одну карту из своей колоды, причём тоже случайную. Избежать подобного можно с помощью старой доброй хитрости – сохранение перед важным матчем.

И если к картам не лежит душа, то всегда можно пуститься во все тяжкие и вместе с Чокобо гоняться за сокровищами по всей карте. Но и это ещё не всё, ведь существует квест, который был найден только спустя 13 лет после релиза! Нашёл его пользователь The_kusabi, разместив видеопрохождение в качестве доказательства.

Задание располагалось на 4 диске, а суть его была в том, чтобы после входа в Меморию (финальная локация игры) возвращаться в убежище Танталуса в Линдблюме и беседовать там с Зенеро и Бенеро, каждый раз после одного из 16 событий, и так надо было набрать 9 очков (т.е. 9 событий). За его завершения в награду можно получить кольцо защиты, уменьшающее весь получаемый стихийный урон вдвое.

 Зенеро и Бенеро
 Зенеро и Бенеро

Мне довелось пройти игру дважды: первое прохождение заняло порядка 64 часа, а второе уже с читами около 20. И в обоих случаях за всё потраченное время ни разу не возникло какой-либо необходимости идти куда-то с целью гриндить нужный уровень или определённое количество денег на покупку нового снаряжения, всё необходимое встречалось по мере продвижения по сюжету.

В плане геймплея девятая часть действительно старалась вобрать всё лучшее и в чём-то даже преуспеть, да не всегда это получилось, как в случае с карточной мини-игрой, но хорошего получилось определённо больше.

По мере прохождения открываются новые способности, герои растут как в личностном плане, так и по уровню, что вдвойне приятно, а разработчики всячески стараются чем-то удивить.

Архаичная сказка: как выглядит и звучит сегодня

Оригинальная Final Fantasy IX вышла в далёком 2000 году, позже в 2016 вышло переиздание на персональных компьютерах и мобильных платформах, ещё через год для PS4, а на Xbox релиз состоялся только 13 февраля 2019. Обновление получили только модели персонажей, кат-сцены, интерфейс и спрайты для карточной игры, а фоны, которые были предварительно отрендеренны ещё на момент первого релиза, остались практически без изменений.

Несмотря на устаревший внешний вид, места, в которых предстоит побывать, всё равно остаются живописными. На них по прежнему много деталей, пускай и не в самом высоком разрешении. Стоит зайти в машинный отсек корабля, и перед глазами будут постоянно работающие шестерёнки и поршни, а в небесах проходит оживлённый воздушный путь, по которому летают дирижабли, в то время как на главной площади города какая-то женщина торгует странными огурцами.

Большинство сотрудников были японцами, но среди дизайнеров фонов у нас были сотрудники из Германии, кто-то из Франции…

Final Fantasy IX на первый взгляд может показаться средневековым европейским фэнтези, но у всех художников-дизайнеров был действительно индивидуальный почерк. Сотрудничество между всеми стилями создало уникальную экзотическую атмосферу, которая вырывается за рамки привычного фэнтези.

Из воспоминаний Тосиюки Итахана для RPG Site

В городах и сюжетных местах игра представляет 2D вид, а при выходе в открытый мир трансформируется в 3D. Если в последнем случае камерой можно спокойно вращать, то в другом она аккуратно занимает положение где-то сбоку или сверху. Подобная ограниченность очень удачно усиливает эффект театральности, персонажи движутся по уже готовым тропам, а их реплики ждут нужного часа и декораций.

Даже несмотря на то, что всё приключение является, по сути, немым роуд муви, оно увлекает не хуже современных срежиссированных произведений. Да, здесь нет озвученных диалогов от слова совсем, всё придётся читать самому и вручную переключать реплики персонажей. Причина тому – размер памяти первой Playstation.

Вопрос: Есть ли причина, по которой в играх Final Fantasy нет озвучки? И будут ли они в будущих играх?

Кадзухико Аоки (сценарист): Я уверен, что в будущем озвучка станет возможной, но пока в FFIX, при текущих возможностях, это невозможно. Если подумать о ёмкости, необходимой для данных, то она будет такой же, как и для визуального ряда. С DVD это будет возможно.

Как только у нас появится озвучка, способ разработки игр изменится, так как вместо одной только музыки у нас будут голоса.

Нобуо Уэмацу (композитор): Мне и музыкальному персоналу было бы легче. Потому что с озвучкой нам не пришлось бы использовать музыку для создания драмы, теперь голос и звуковые эффекты будут создавать живую атмосферу. Так что музыкальному персоналу было бы намного проще. Надеюсь, это произойдёт в ближайшее время.

Из интервью IGN 2004г.

И даже без голосов звучит невероятно насыщенно. Это последняя номерная игра в серии, для которой легендарного Нобуо Уэмацо полностью написал музыку. В оригинальную версию вошло 110 треков, а в расширенную 140. оставаясь по сей день самой большой его работой.

На фото Нобуо Уэмацо
На фото Нобуо Уэмацо

Он отдал всего себя саундтреку FFIX и наделил его душой, размеров каких ещё стоит поискать. Ведь, как правило, звук неразрывно связан с душами людей. В мелодиях заключены частички души самого композитора, поэтому каждая звучит по своему, даже используя уже знакомые инструменты и ноты.

Вопрос: Некоторые треки в FFIX представляют собой ремиксы более ранних тем FF. Это был ваш выбор или вам сказали сделать ремиксы на старые треки, чтобы вызвать у нас больше ностальгии?

Уэмацу: Я хотел переделать некоторые из старых песен. Некоторые названия персонажей и локаций были одинаковыми, поэтому я подумал, что было бы здорово использовать что-то из прошлых игр.

Из интервью IGN 2004г.

В обзорах композитора часто попирали за частое использование ремиксов, но была одна композиция, которая смогла достучаться до сердца любого критика – заглавная тема «Melodies of Life». Уэмацо пригласил певицу Эмико Cиратори, которая исполнила песню в двух версиях: на японском и английском.

Эмико Cиратори и «Melodies of Life» на английском языке
Эмико Cиратори и «Melodies of Life» на английском языке

Нужен ли вообще такой игре ремейк?

По правде говоря, Square планировала сделать ремейк FFIX сразу через год после релиза для Playstation 2, но эту идею отложили в долгий ящик, потом ещё раз и ещё, и в итоге первым вышел ремейк FFVII. Так что вопрос состоит скорее не в том, нужен ли, а в том, когда он выйдет?

Тем более в этом году игре исполняется ровно 25 лет, в честь этого события Square Enix открыла специальную страницу с соответствующим артом. Да и в сети уже давно гуляют слухи, один за другим инсайдеры (Джефф Грабб и Im A Hero Too) давно сообщают о существовании ремейка, даже нашли упоминание в базе данных EGS.

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Опять-таки, если когда-нибудь и появится обновлённая версия, то камера, скорее всего, переместиться за спину главным героям, тем самым львиная доля былой атмосферы просто рискует потеряться. Во многом это будет уже другой опыт, в хорошую или плохую сторону покажет лишь время.

Но если уже сейчас хочется посмотреть на то, как может выглядит потенциальный ремейк, то к вашему распоряжению Memoria Project. Фанатская работа, созданная на движке Unreal Engine с целью показать, как может выглядеть обновлённое приключение. Спойлер – просто сказочно хорошо!

Фрагмент прогулки по Александрии. Полное 25-минутное видео можно посмотреть здесь

Заводить речь о фанатах, не упомянув сиквел – настоящее преступление, сравнимое его бану на Nexus Mode. Усилиями фанатов был выпущен неофициальный сиквел под названием Final Fantasy IX: Ascension. То была скорее новелла, в которой не было сражений, а сюжет продолжал события оригинала спустя 3 года после финала.

Увы, сейчас сыграть в него нет никакой возможности. Модификацию заблокировали, а единственное, что осталось так это небольшая статья и воспоминания фанатов, изредка всплывающие на различных форумах.

А что с локализацией?

Хоть это была вторая по счёту игра в серии заглянувшая в Steam, первой была 15 часть, которая после получила ещё и официальный дубляж. Но для «Девятки», увы, никакую локализацию хотя бы интерфейса на русский не завезли. Тем не менее существуют аж три фанатских перевода.

*Наш перевод – это перевод Children of Terra. Сравнение взято <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fphoto-169229632_457240272&postId=3709384" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">из группы</a> Final Fantasy IX: Children of Terra.
*Наш перевод – это перевод Children of Terra. Сравнение взято из группы Final Fantasy IX: Children of Terra.

В свою очередь, я проходил с версией FFRTT, лишь по той причине, что только её удалось корректно установить, правда пришлось сначала сделать проверку обновлений (поставив галочку в меню), а последняя версия выглядит вот так:

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX

Тут можно настроить буквально всё – от скорости ускорения до громкости музыки и эффектов (в игре единый параметр для всего), читы F1-F4 можно спокойно включать и отключать, когда захочется, а вот F5-F7 после ввода их уже не отменить (об этом вежливо предупреждают).

Конечно, существуют другие моды на визуальный ряд (Moguri Mod) или добавление возможности взять в отряд любого персонажа (Character Pack Mod), рандомизатор делающий каждое прохождение особенным (VVs Randomizer v5) и куча других… Но знаете, Final Fantasy IX именно тот случай, когда архаичность ей к лицу.

Последняя фантазия...

В мире музыки существует такое понятие, как «Девятая симфония». Заключается оно в том, что композитор, написавший её, уже никогда, не создаст что-то лучше. Иначе говоря, это идеальное произведение, высшая точка карьеры и мастерства и в то же время своего рода проклятие для своего создателя.

Final Fantasy IX была написана и создана под руководством Хиронобу Сакагути, поэтому я думаю, что именно его видение и мир, который он хотел создать, на самом деле были воплощены.

Синдзи Хасимото в интервью для RPG Site

И возвращаясь к названию статьи, хочется действительно назвать эту фантазию «Девятой симфонией Хиронобу Сакагути». Потому что ему так и не удалось превзойти свои прошлые работы. А после неё судьба уже была не столь благосклонна к знаменитому геймдизайнеру.

Сразу после релиза «девятки» он срежиссировал фильм «Последняя фантазия: Духи внутри», запланированный бюджет, которого по завершению был сильно превышен. И хотя работа была тепло встречена критиками, она провалилась в прокате, собрав всего 85 миллионов долларов при бюджете в 137 миллионов, что серьёзно пошатнуло позиции Square и заставило компанию объединиться с одним из своих конкурентов — Enix Corporation.

Позже Сакагути добровольно ушёл из Square и с тех пор больше не возглавил разработку ни одной Final Fantasy. Его последним крупным проектом стала символическая The Last Story. А в последние годы работал над Fantasian для подписочного сервиса Apple Arcade.

Final Fantasy IX можно смело назвать почти идеально структурированным произведением, которое всегда старается преподнести что-то новое, а итоговое послевкусие оставляет ощущение приятной грусти на душе. Хочется задержаться в этом мире и провести ещё немного времени с героями, что стали почти родными.

Рассказываемая на протяжении десятков часов история способна без лишней пошлости и обилия каких-либо чрезмерно жестоких сцен, показать и объяснить такие жизненные понятия, как любовь и дружба, добро и зло, что мир не ограничивается стенами замков и дворцов, а настоящее приключение, это то, в котором можно найти себя.

В конце концов, мир остаётся неизведанным ровно до тех пор, пока не сделан шаг навстречу чему-то новому!

«Девятая симфония Хиронобу Сакагути»: впечатления от Final Fantasy IX
276
19
9
8
3
2
1
1
1
1
1
1
154 комментария