Как выбрать игровой монитор и не переплатить?

Что такое HDR, может ли разрешение быть слишком большим и чем отличаются разные типы матриц

Как выбрать игровой монитор и не переплатить?

Выбирать технику непросто: постоянно выходит что-то новое, реклама отвлекает от сути маркетинговыми уловками. DTF отбирает главные параметры устройств и объясняет, почему именно на них стоит обращать внимание при выборе. В этом выпуске рассмотрим игровые мониторы.

Оглавление

Мы не рекламируем товары или магазины и не принимаем решение за читателя. Этот материал носит исключительно справочный характер и призван помочь сделать информированный выбор.

Играть можно на любом мониторе, но «игровой» — не просто маркетинг

Совсем непригодных для видеоигр мониторов не бывает, но правильно подобранная модель способна значительно улучшить впечатление от геймплея и сделать времяпровождение за компьютером более приятным. При выборе мы прежде всего обратим внимание на характеристики, которые положительно влиияют на эстетическое восприятие, комфорт и результативность игрока.

Специальные игровые мониторы существуют потому, что видеоигры отличаются от большинства видов цифрового контента на техническом уровне. Кино и сериалы воспроизводятся при 24 fps, документалки и ролики на YouTube иногда доступны в 30 или 60 fps. В играх же частота кадров сменяется динамически и зависит только от возможностей компьютера, благодаря чему играть можно при фреймрейтах в 100, 200 и даже 300 кадров в секунду. Главное преимущество высокого fps — более плавное и точное отображение быстрого движения.

Человеческий глаз способен определять разницу в плавности отображаемого движения вплоть до 1000 кадров в секунду.

Кино воспринимается плавным при 24 fps благодаря особенностям человеческого мозга, который самостоятельно достраивает недостающую информацию между кадрами. Это явление называется motion blur (размытие) и при просмотре видеозаписи воспринимается более естестенно, чем при наблюдении за сценой, сгенерированной компьютером.

Высокая частота кадров и обновления экрана влияет не только на плавность изображения, но и на точность отображения местоположения движущихся объектов.
Высокая частота кадров и обновления экрана влияет не только на плавность изображения, но и на точность отображения местоположения движущихся объектов.

На мониторе с частотой 60 Гц эффект более высокого фреймрейта заметен, но не в полной мере, поэтому мы заранее сконцентрируемся на моделях, которые поддерживают частоту 120 Гц и выше.

Время отклика и частота обновления напрямую не связаны с fps в играх

Понятия «частота обновления», «время отклика», «задержка ввода» и «фреймрейт» связаны с тем, насколько плавно и чётко отображается движение на экране. Это взаимосвязанные, но совершенно разные понятия.

  • «Фреймрейт» (fps, frames‑per‑second, кадры в секунду) вообще не имеет отношения к монитору. Это количество кадров, которое видеокарта производит и отправляет на экран за одну секунду. Это число может быть и выше, и ниже поддерживаемой частоты обновления.
  • «Частота обновления» или «частота вертикальной развертки» матрицы измеряется в герцах и обозначает, сколько раз в секунду матрица может полностью менять изображение. Чем чаще обновляется изображение на экране, тем более плавным воспринимается перемещение объектов. Это заметно не только в играх, но даже при движении курсора на рабочем столе или пролистывании страниц в браузере.
Как выбрать игровой монитор и не переплатить?
  • «Время отклика» измеряется в милисекундах (мс) и связано с видимым размытием движущихся объектов. При этом единого общепринятого стандарта не существует. Наиболее распространена величина GtG — ей измеряют время, которое требуется одному пикселю на то, чтобы сменить серый цвет на белый и обратно на серый. Важно, что это сугубо сравнительная величина, так как в реальности на переключение, скажем, чёрного на белый и снова на чёрный тому же пикселю потребуется больше времени. Иногда используется величина MPRT, которой измеряется время отображения объекта на экране до полной смены кадра.
  • «Задержка ввода» подразумевает время, которое проходит с момента нажатия на клавишу до отображения соответствующего действия на экране. То есть команда отправляется с контроллера на компьютер или консоль, система обрабатывает ее, просчитывает все необходимые события, создаёт кадры и отправляет их на монитор. Адекватной для профессионального киберспорта считается задержка не более 70 мс, а для более размеренных игр вплоть до 130 мс (0, 13 с).

Важно, чтобы время отклика соответствовало частоте обновления. Если пиксели меняют цвета медленее, чем меняется изображение в целом, то появится так называемый «гостинг» или остаточное изображение из предыдущего кадра поверх нового.

Монитору с частотой 144 Гц необходимо время отклика (GtG) менее 7 мс (1÷144=0, 00694…). Но так как время отклика пикселей в реальных ситуациях больше, чем заявлено на коробке, стоит брать «запас» и ориентироваться на значения 1‑5 мс (GtG).

Некоторые производители не указывают значения GtG в документации и замеряют время отклика в MPRT, что расшифровывается как motion picture response time (время отклика на движущееся изображение). Эта цифра выражает, сколько времени объект отображается на экране до полного исчезновения.

Официальный сайт Aorus рассказывает об «увеличенной скорости поворота жидких кристаллов», но на деле 1 мс (MPRT) достигается вставкой черного кадра в режиме AIM Stabilizer
Официальный сайт Aorus рассказывает об «увеличенной скорости поворота жидких кристаллов», но на деле 1 мс (MPRT) достигается вставкой черного кадра в режиме AIM Stabilizer

Чаще всего значение MPRT можно встретить в качестве пометки «1 мс» на коробке, но в этом случае оно указывает не на реальную скорость матрицы, а лишь на наличие режима стробоскопа. Чтобы повысить визуальную чёткость движения, каждый второй кадр отображается черным, тем самым значительно сокращая или даже полностью ликвидируя явление «гостинга».

При частоте обновления больше 120 Гц само мерцание не воспринимается большинством людей, но глаза устают быстрее. Также на усталость влияет собственное мерцание подсветки монитора, которое, в отличие от «стробоскопа» присустствует все время и его невозможно отключить в настройках. Чтобы глаза уставали меньше, стоит искать монитор с обозначением Flicker Free (подсветка без мерцания).

Мерцание подсветки можно увидеть, если навести на экран камеру смартфона и включить видеозапись
Мерцание подсветки можно увидеть, если навести на экран камеру смартфона и включить видеозапись

При схожей частоте обновления и схожем заявленном времени отклика (но в разных величинах) мониторы ведут себя по-разному. Это хорошо видно на примере тестов, которые проводили в своей лаборатории наши коллеги из 3DNews. В тесте UFO Ghosting IPS матрица LG UltraGear 34GK950G с частотой 120 Гц и временем отклика 5 мс (GtG) демонстрирует достаточно чёткое изображение с читаемой надписью, тогда как AORUS CV27Q на основе VA-матрицы с частотой 165 Гц и заявленным временем отклика 1 мс (MPRT) справляется ощутимо хуже даже в режиме AIM Stabilizer (со стробоскопом).

Обозначение времени отклика — подводный камень, о котором важно знать при выборе монитора. Современные IPS и VA-матрицы не способны обеспечить реальное время отклика 1 мс (GtG). Поэтому надежнее опираться на более честные показатели 4‑6 мс (GtG) при частоте до 144 гц, нежели играть в рулетку с тем, чему в реальности соответствует указанная на коробке 1 мс (MPRT).

Все типы матриц хороши по-своему

Популярное мнение гласит «Бери IPS, не ошибёшься» — но на деле это правда лишь отчасти. Матрицы, изготовленные по технологии IPS, и правда чаще всего выдают натуральные цвета, имеют широкие углы обзора, а теперь ещё и стали заметно быстрее, но не во всех ситуациях это единственно правильный вариант.

Из-за особенностей своего строения TN-матрицы отличаются слабой цветопередачей (которой часто ещё и дополнительно жертвуют в угоду скорости) и плохими углами обзора. При отклонении точки зрения от центра экрана изображение на них может выцветать и приобретать паразитные оттенки. Но у профессиональных киберспортсменов другого выбора нет, так как только TN позволяет добиться «честного» времени отклика в 1‑2 мс и частоты 240 Гц (или даже 360 Гц) для максимально плавной и четкой картинки в быстрых соревновательных шутерах.

Сравнение углов обзора TN и IPS матриц. Хорошие современные TN+film не так ужасны, но все еще сильно отстают
Сравнение углов обзора TN и IPS матриц. Хорошие современные TN+film не так ужасны, но все еще сильно отстают

Для любых других задач стоит выбирать IPS или VA. Обе эти технологии заведомо медленнее, чем TN, но при фреймрейте в диапазоне 60‑144 fps на современных игровых моделях со временем отклика вплоть до 7 мс (GtG) разница не бросается в глаза.

При выборе между VA и IPS матрицами стоит отталкиваться в основном от бюджета. Средняя VA по цене дешёвой IPS скорее всего будет лучше.

При возможности выложить больше 40 тысяч рублей за игровой монитор, можно рассчитывать на отличную IPS-матрицу с диагональю 27 дюймов, частотой от 144 Гц и G‑Sync. Это будет быстрый монитор с точной цветопередачей и широкими углами обзора, который подойдет не только для игр и видеоконтента, но и для любительской работы с цветом.

В более низких ценовых категориях неизбежно придётся идти на компромиссы. Для тех, кто не готов выложить больше 20‑25 тысяч рублей за игровой монитор, рынок предлагает в основном 2К (2560x1440) модели с VA-матрицами. За эти деньги вы получите в меру быструю панель с широкими углами обзора и яркой, чёткой, визуально привлекательной картинкой. После покупки скорее всего потребуется покопаться с настройками и подправить заводскую калибровку, но потом можно будет с комфортом работать, играть и смотреть фильмы.

Изогнутость монитора нужна в основном для того, чтобы улучшить углы обзора и равномерность подсветки VA-матрицы. Это технологическая особенность, которая почти не влияет ни на на цену, ни на восприятие изображения.
Изогнутость монитора нужна в основном для того, чтобы улучшить углы обзора и равномерность подсветки VA-матрицы. Это технологическая особенность, которая почти не влияет ни на на цену, ни на восприятие изображения.

Если же бюджет ограничен ещё сильнее, придётся «сбрасывать балласт». Первым делом опускаем разрешение до Full HD, сбивая цену до 16‑20 тысяч рублей. Следом сокращаем диагональ до 24 дюймов, это позволит скинуть 4‑5 тысяч.

Переходить на TN в целях экономии не имеет смысла — бюджетные игровые модели стоят не дешевле VA-аналогов, но при этом в дешёвых мониторах проблемы технологии проявляются особенно остро.

Не берите 4К монитор «на вырост»

Среди доступных в продаже экранов можно встретить несколько ходовых разрешений, которые разделены на стандарты с закрепленными названиями.

  • HD (1280x720) устаревший формат, сегодня применимый больше к контенту, чем к компьютерным мониторам. Игровые HD мониторы сейчас не производят.
  • Full HD (1920x1080) все ещё наиболее распространенный формат, в котором представлена большая часть цифрового контента. На мониторах больше 27 дюймов индивидуальные пиксели становятся заметны даже на расстоянии 50‑60 см.
  • Quad HD (2560x1440) прогрессивный «компьютерный» формат, обеспечивает оптимальную чёткость при диагонали 27‑32 дюйма. В телевизорах не используется, поэтому контента в таком разрешении (кроме игр) практически нет, а из всех современных консолей его поддерживает только Xbox One X.
  • 4K Ultra HD (3840x2160) популярный современный формат для телевизоров, но чаще всего избыточен для игр на маленьких диагоналях. Для профессиональной работы с текстом, кодом или графикой 4К играет значимую роль даже на 27 дюймах. Сильно нагружает процессор и видеокарту.
  • 5K (5120x2880) — редкий формат для профессиональных мониторов, для игр приспособлен не очень хорошо.

Особняком стоят ультра-широкие форматы 2560x1080, 3440х1440 и 5120х1440. Эти форматы соответствуют разрешениям Full HD и QHD, но с увеличенной шириной. Дополнительные пиксели создают дополнительную нагрузку на компьютер.

Как выбрать игровой монитор и не переплатить?

Распространенные обозначения 1080p и 1440p имеют более общее назначение, так как не учитывают горизонтальное разрешение экрана и применимы к мониторам с разным соотношением сторон.

Чтобы определиться с разрешением будущего монитора, нужно помнить всего одно правило: «Апскейлинг это плохо». Монитор должен соответствовать тому контенту, который на нём будут воспроизводить.

Если ваша видеокарта не поятнет разрешение больше 1920х1080, а вы сами довольны просмотром сериалов в HD и Full HD, то покупка 2К или 4К монитора принесет больше вреда, чем пользы.

Full HD изображение выглядит на Full HD мониторе более чётким, чем на экране с разрешением 2К или 4К.

Если реальное разрешение экрана больше, чем размер изображения, то картинка дробится на несколько физических пикселей, что приводит к падению чёткости. Апскейлинг изображения происходит посредством разных алгоритмов, но идеального способа переводить контент низкого разрешения в более высокое без потери резкости не существует.

Если при апгрейде игрового места бюджет ограничен, лучше сначала вложить средства в более мощную видеокарту или консоль, а уже потом выбирать монитор с учётом реальных возможностей новой системы.

HDR — либо хорошо, либо никак

Технологию расширенного динамического диапазона HDR очень любят маркетологи. Идея проста: яркие сцены ярче, тёмные темнее, между ними больше оттенков и полутонов. Изображение в HDR выглядит более насыщенным и «полным» благодаря тому, что в тенях и пересвеченных участках изображения сохраняется больше деталей.

Для отображения HDR необходимы подходящий источник, монитор и, разумеется, контент.

Стандарты HDR для контента и мониторов отличаются.

Фильмы на Blu‑Ray и в стриминговых сервисах выходят с маркировками HDR10, HDR10+ или Dolby Vision. Более совершенные форматы HDR10+ и Dolby Vision имеют ограниченную обратную совместимость с HDR10 и воспроизводятся на старых HDR-телевизорах с ограниченной палитрой.

В реальных фильмах и играх разница между включённым и выключенным HDR не такая значительная, как на рекламных картинках
В реальных фильмах и играх разница между включённым и выключенным HDR не такая значительная, как на рекламных картинках

Само по себе определение HDR не включает в себя гарантию определенного цветового охвата. Так, качественный SDR монитор имеет глубину цвета 8 бит и способен отображать 16,8 миллионов оттенков. Панели с поддержкой HDR как правило имеют глубину цвета 10 бит (более 1 миллиарда оттенков), а самые продвинутые профессиональные экраны поддерживают глубину 12 бит (38,7 миллиарда оттенков).

Некоторые мониторы используют технологию FRC — при помощи высокочастотного мерцания подсветки пикселей 8-битная матрица может визуально приблизиться к 10-битной, однако эффект получается несовершенным.

Недорогие TN-матрицы и очень быстрые (от 240 Гц) мониторы как правило имеют 6-битные матрицы (иногда с FRC до 8 бит), большинство потребительских ЖК-мониторов и телевизоров имеют 8-битные матрицы с FRC до 10 бит. «Настоящие» 10 бит можно встретить в дорогих QLED и OLED телевизорах и полу-профессиональных 4К мониторах.

Наглядная диаграмма показывает разницу в плавности цветовых переходов разный типов матриц
Наглядная диаграмма показывает разницу в плавности цветовых переходов разный типов матриц

Количество отображаемых оттенков напрямую зависит от яркости подсветки. «Обычный» монитор или телевизор имеет яркость до 300 нит — этого недостаточно для отображения 10-битного цвета. То есть даже если на коробке указана поддержка HDR, это значит только то что устройство способно воспринять сигнал с соответствующей кодировкой, но не сможет отобразить контент должным образом.

Мониторы сертифицируются организацией VESA по стандартам HDR 400, HDR 500, HDR 600 и HDR 1000. Отличаются они в основном пиковой яркостью подсветки, под которой подразумеваются кратковременные вспышки отдельных точек или всего поля экрана во время, например, взрывов. Максимальная постоянная яркость не превышает 320‑600 кд/м.кв.

Список игр с поддержкой HDR (по состоянию на осень 2019 года) состоит из нескольких десятков позиций. Большинство используют открытый стандарт HDR10, но несколько, например Mass Effect: Andromeda и Battlefield 5 (полный список), получили сертификат Dolby Vision (не путать с технологией окружающего звука Dolby Atmos).

HDR в полной мере поддерживают видеокарты GeForce 10-й, 16-й и 20-й серии и все модели Radeon RX. PlayStation 4 и стандартная Xbox One поддерживают стандарт HDR10 для игр и фильмов, а Xbox One X и Xbox One S также воспроизводят контент Dolby Vison.

От плохой реализации HDR вреда больше, чем пользы, а хороший HDR в мониторе — очень дорогое удовольствие.

В играх к HDR предъявляются более высокие требования, чем при просмотре фильмов. Например, важно наличие подсветки с локальным затемнением. В сложных сценах с сочетанием хорошо освещенных и тёмных зон обычная статичная подсветка подстроится под что-то одно и либо «выбелит» тени, либо, наоборот, сделает яркие объекты тусклыми и невыразительными. Динамическая подсветка разделяет площадь экрана на независимые зоны и подстраивает уровень яркости каждой под изображение.

Эксперты Digital Foundry признали Gears 5 игрой с лучшим применением HDR

Разные мониторы с локальным затемнением отличаются количеством зон и расположением светодиодов. Дорогие мониторы используют матричную подсветку, то есть несколько сотен независимых светодиодов расположены за ЖК-матрицей. В более доступных моделях встречается динамическая контурная подсветка, при которой независимые светодиоды расположены по верхней и нижней кромкам экрана. Так активных зон получается намного меньше, и при движении светлого объекта по тёмному полю (например, курсора) появляется большой белесый ореол.

Стабильного и ощутимого эффекта без раздражающих полумер можно добиться только на очень дорогих IPS мониторах вроде Acer Predator X27 и ASUS ROG Swift PG27UQ. Правда, некоторые владельцы жалуются на неравномерность подсветки в некоторых случаях.

Как выбрать игровой монитор и не переплатить?

А ещё HDR может быть несовместим с частотой кадров выше 120 fps, разрешением выше QHD (1440p) или работой G‑Sync/FreeSync. На это влияют типы разъёмов HDMI или DisplayPort на мониторе и источнике и качество используемого кабеля.

Лучше всего для HDR подходят OLED-панели, но использовать их в качестве компьютерного монитора может быть не лучшей идеей из-за риска выгорания.

Больше — не всегда лучше, размер зависит от задачи

Начиная поиск подходящего монитора, необходимо задаться вопросом о его назначении, вплоть до жанров игр, которые вы предпочитаете. Для разных размеров экрана и задач важны разные характеристики вроде частоты обновления, времени отклика и типа матрицы.

Сейчас на рынке распространено 7 основных размеров, каждый из которых хорош по-своему. По нашему опыту охарактеризовать их можно так:

  • 24‑25 дюймов (16: 9) —маленькие мониторы выбирают те, у кого мало места, и профессиональные киберспортсмены, которым необходимо держать в поле зрения все изображение целиком;
  • 27‑28 дюймов (16: 9) — наиболее универсальное решение для игр, видео и работы, влезают на большинство рабочих мест. В этом сегменте самое большое разнообразие предложений и, соответственно, разброс по ценам;
  • 32 дюйма (16: 9) — десять-пятнадцать лет назад такая диагональ считалась достойной большого телевизора в гостиной, а теперь огромные экраны постепенно приживаются на компьютерных столах. Подходит для кино, работы с несколькими окнами и погружения в красивые медитативные RPG;
Наглядное сравнение размеров экрана 15-дюймового  ноутбука, и мониторов с диагональю 24 и 31 дюйма
Наглядное сравнение размеров экрана 15-дюймового  ноутбука, и мониторов с диагональю 24 и 31 дюйма
  • 29‑30 дюймов (21: 9)— этот формат представляет собой «растянутый» по горизонтали 24-дюймовый монитор. Из-за небольшой высоты он кажется маленьким и больше подходит для многозадачной работы в офисе или студии, так как игровое погружение страдает, а большинство сериалов отображаются с чёрными полями побокам;
  • 34‑35 дюймов (21: 9)— «большой» ультраширокоформатник очень удобен для любой работы и выдаёт отличное чувство погружения в симуляторах, гонках и играх от третьего лица. Имейте в виду, что более высокое разрешение дополнительно нагружает видеокарту, а в некоторых шутерах от первого лица края кадра размываются и искажаются дисторсией. А ещё такой монитор влезет далеко не на каждый стол;
  • 49 дюймов (32: 9) — этот формат представляет собой скорее два соединённых без видимого стыка 27-дюймовых монитора. Огромное сооружение (1,2 метра в ширину!) требует очень много места, но на удивление универсально. Большинство моделей позволяют одновременно вывести изображения с двух разных источников или до 8 окон, в каждом из которых будет достаточно удобно работать. Последнее, правда, нагружает процессор и оперативку.
Samsung CRG9
Samsung CRG9

В играх ультра-широкие мониторы ведут себя достаточно неровно: в одной игре чувствуется эффект полного погружения, а во второй проблемы с оптимизацией портят впечатление. Например, при подключении консолей и в неадаптированных ПК-играх приходится мириться с чёрными полями по бокам изображения. Бывает и так, что в оптимизированной игре элементы интерфейса разносятся по краям экрана, и приходится постоянно крутить головой по сторонам.

Мониторы с нестандартным соотношением сторон — не блажь, но и в каждом доме они пока что, скорее всего, не нужны.

Это отличный инструмент для многозадачности и работы с контентом, особенно «ультравайды» любят те, кто обрабатывает видео и звук.

Так называемые BFGD или игровые телевизоры могут быть от 55 до 75 дюймов с соотношением сторон 16:9. Этот термин ввела NVIDIA для моделей, которые соответствуют нормам компании по скорости отклика, частоте обновления и поддерживают технологию G-Sync. Лидируют среди BFGD новые OLED-панели с бесконечной контрастностью, быстрым откликом, частотой 120 Гц и поддержкой Dolby Vision.

Обзор OLED-телевизор LG C9 с поддержкой G-Sync Ultimate

Не стоит экономить на G‑Sync или FreeSync

Технологии G‑Sync и FreeSync обеспечивают динамическую синхронизацию частоты обновления монитора с частотой кадров в игре. Их поддержка особенно важна для мониторов с высокой частотой, подключенных к средним по мощности компьютерам.

При достаточно большом расхождении между герцовкой монитора и fps в игре с перевесом в любую сторону появляется эффект «разрывов» (tearing) и микрозадержек (stutter).

  • Разрывы образуются, когда видеокарта отправляет кадры на монитор случайным образом. Так как картинка выводится не вся сразу, а построчно сверху вниз, в случае коллизии монитор сначала выводит одно изображение, но на полпути бросает и заканчивает фрагментом уже следующего кадра, на котором объекты уже переместились.
  • Статтер представляет собой микрозадержки. Если карта выдаёт новые кадры слишком медленно, монитору приходится выводить один и тот же кадр несколько циклов обновления подряд, что визуально нарушает плавность движения.
Так выглядит разрыв
Так выглядит разрыв

Традиционный способ борьбы с разрывами, который не требует дополнительного оборудования, встроен практически в каждую игру. «Вертикальная синхронизация» (V‑sync) ограничивает максимальный возможный фреймрейт игры до реальной частоты обновления подключенного монитора. Но от статтера эта мера не защищает — если fps проседает, то задержки все равно будут.

Кроме того, на обычных 60 Гц мониторах вертикальная синхронизация не даёт игроку пользоваться всей производительностью видеокарты. На игровых мониторах с частотой выше 120 Гц она и вовсе бесполезна в большинстве случаев, потому что только самые дорогие игровые компьютеры способны поддерживать стабильные 120+ fps во всех современных играх.

G-Sync Ultimate обеспечивает одновременную работу HDR и динамической частоты обновления экрана
G-Sync Ultimate обеспечивает одновременную работу HDR и динамической частоты обновления экрана

G‑Sync и FreeSync представляют собой схожие технологии с аналогичным эффектом. Вместо того, чтобы ограничивать видеокарту, они заставляют монитор менять частоту развертки в соответствии с реальным фреймрейтом в игре. Соответственно, опуская частоту монитора ниже заявленной, мы избавляемся от статтера, а приближая герцовку к реальному значению fps — решаем проблему разрывов.

Технологии работают по-разному, но основное отличие между ними состоит в том, что первую разработала NVIDIA для видеокарт GeForce, а вторую создали в AMD для систем с графикой Radeon. С 2019 года большинство FreeSync мониторов стали G‑Sync Compatible, то есть работают с любыми видеокартами.

NVIDIA заявляет, что «полноценный» G‑Sync и его новая ревизия G‑Sync Ultimate (c одновременной поддержкой HDR) работают быстрее и эффективнее альтернатив, но практика показывает, что в подавляющем большинстве ситуаций рядовой игрок не видит разницы и не ощущает дискомфорта.

Разъёмы и дополнительные функции

Необходимый набор портов и дополнительных особенностей — тема исключительно субъективная, поэтому мы просто перечислим основные моменты, которые стоит принимать во внимание при выборе.

  • Количество разъёмов HDMI и DisplayPort. Игровой ПК лучше подключать к компьютеру через DP, так как этот стандарт гаранитрованно обеспечивает поддержку HDR, высоких фреймрейтов выше 120 Гц и высоких разрешений. HDMI сегодня существует в нескольких версиях с разными спецификациями, которые ещё и чувствительны к качеству и версии кабеля. Для игрового монитора оптимален набор из одного Displayport 1.4 и двух HDMI 2.0 для подключения, например, игровых консолей.
  • Габариты подставки. Игровые мониторы создаются в специфическом дизайне, который не всегда принимает в расчёт эргономику размещения на столе. Обращайте внимание на размах ножек, глубину подставки и количество подвижных соединений.
Настольный кронштейн с VESA-креплением зачастую намного удобнее комплектной подставки.
Настольный кронштейн с VESA-креплением зачастую намного удобнее комплектной подставки.
  • Наличие VESA-крепления. Не все мониторы имеют стандартные отверстия для крепления на настольный или настенный кронштейн, особенно это касается моделей в тонком корпусе.
  • Вывод звука. 3,5 мм разъём полезен при подключении нескольких источников к одному монитору без динамиков. Чтобы не устанавливать отдельный AV-ресивер, выводить звук на колонки можно с монитора, на который звук поступает вместе с видеорядом по DP или HDMI. Для гарнитуры это не лучший вариант, так как микрофон работать не будет.
  • USB-концентратор. В обычные USB-А разъёмы можно подключить мышь с клавиатурой, чтобы не тянуть к компьютеру лишние провода, или USB-гарнитуру. Для флешек и внешних жестких дисков это обычно не лучшее решение, так как быстрые USB станадарта 3.0 и выше встречаются далеко не во всех мониторах.
  • Подставка для наушников. Вроде мелочь, но на специальном крючке хранить гарнитуру удобнее, чем просто на столе или вешать на угол монитора.
Как выбрать игровой монитор и не переплатить?

Выбор DTF

Мы выбрали несколько моделей игровых мониторов из разных категорий на свой вкус. Все они были доступны на российском рынке на момент написания статьи.

Acer Predator XB271(HUbmiprz) — универсальный и крутой.

Дорогой (от 42 тысяч рублей) QHD IPS монитор для энтузиастов. Частота обновления 144 Гц, поддержка G‑Sync, качественная IPS матрица и высокое разрешение делают его оптимальным партнером для видеокарты уровня GeForce GTX 1080 или RTX 2070 или выше. Альтернативой выступает LG UltraGear 27 GL850 в более сдержанном дизайне.

Samsung U32H850UMI — 4K для экономных консольщиков.

Это универсальный монитор для тех, кто играет в основном на консолях, но не любит покидать обжитое место за компьютерным столом. Сравнительно недорогой (от 31,5 тысячи) 4К монитор с частотой 60 Гц формально не назовешь игровым, но даже стабильные 60 fps в этом разрешении выдают только топовые видеокарты. Вне игр огромная диагональ позволит заменить телевизор в спальне для просмотра сериалов перед сном.

LG UltraGear 34GK950G — лучший «ультравайд».

Сравнительно свежая модель конца 2019 года оснащена nano‑IPS матрицей и сочетает образцовую плавность, цветопередачу и динамический диапазон с быстрым откликом и высокой частотой обновления. Если есть желание и возможность вложить в монитор для игр и работы больше 65 тысяч, это один из лучших вариантов.

Acer Nitro XV272 (Pbmiiprzx) — самый доступный игровой IPS.

Бюджетный IPS Acer XV272 стоит около 20 тысяч. Стоит понимать, что уровня более дорогого XB271 по качеству изображения ждать не стоит, но этот Full HD 144 Гц монитор с FreeSync/G‑Sync Compatible хорошо дополнит практически любую видеокарту вплоть до новой Radeon RX 5600XT или GeForce RTX 2060. Стоит иметь в виду, что монитор не поддерживает одновременное использование FreeSync и заявленного HDR 400.

AOC C24G1 — поменьше и подешевле.

Самый доступный вариант в нашей подборке (около 14 тысяч рублей) подойдет тем, кто наконец решился заменить старую офисную TN-ку на игровую модель с частотой 144 Гц, но не готов тратить много денег. Стоит иметь в виду, что это бюджетный монитор во всех смыслах: пользователи жалуются на довольно высокий процент брака, плохую калибровку из коробки и неравномерную подсветку.

ASUS ROG Swift PG258Q — для киберспорта.

25 дюймов, Full HD, TN, от 36 тысяч рублей. Это профессиональный монитор для киберспортсменов, который едва ли удовлетворит обычного пользователя. Но для тех, кому важна скорость отклика в 1 мс при частоте 240 Гц с нативной поддержкой G-Sync, остальные параметры отходят на задний план.

ASUS ROG Swift PG27UQ — дорого и без компромиссов.

Swift PG27UQ представляет собой скорее концепт, чем монитор для реальных пользователей. Полностью раскрыть возможности 4К HDR IPS матрицы с точечной динамической подсветкой, частотой 144 Гц и G-Sync способна только GeForce RTX 2080 Ti, а лучше две. Впрочем, меньшего и не ожидаешь от компьютера человека, который купит монитор дороже 170 тысяч рублей.

LG OLED 55C9P — игровой телевизор без компромисов.

55-дюймовый OLED-телевизор C9 с 4К разрешением, поддержкой Dolby Vision HDR и отличными встроенными динамиками стоит дешевле, чем флагманский игровой монитор от ASUS, 139 тысяч рублей в официальной рознице (а в «серую» можно найти и за 80 тысяч, но без гарантии). Единственный минус — за таким особенно не поработаешь, а длительное отображение статичных элементов интерфейса может привести к выгоранию.

Итог: выбирайте с умом

Монитор всегда должен соотвествовать возможностям игровой системы и особенностям ваших любимых жанров. Огромный OLED-телевизор может быть мечтой фаната экшенов и RPG, но окажется совершенно бесполезен для киберспортсмена. При этом маленький, но очень быстрый TN-монитор со скверной цветопередачей вызовет лишь недоумение у энтузиаста автосимуляторов.

При апгрейде игрового места очередь монитора — последняя. Более мощная видеокарта даст почувствовать улучшения даже на старом офисном дисплее, а вот крутой и быстрый QHD монитор только подчеркнет все недостатки слабого компьютера.

Даже в 2020-м для большинства пользователей бессмысленно гнаться за «словами из рекламы» вроде 4K и HDR. Высокие разрешения и продвинутые технологии цветопередачи существуют для энтузиастов, которые готовы переплачивать и мириться с недостатком подходящего контента.

Расскажите в комментариях о том, какими мониторами пользуетесь вы.

443443
314 комментария

сравнительно недорогой

30 тысяч рублей

149
Ответить

сравнительно с 170К - почти в 6 раз дешевле

46
Ответить

"Человеческий глаз способен определять разницу в плавности отображаемого движения вплоть до 1000 кадров в секунду." - НИ МО ЖИД БЫТЬ

27
Ответить

Вообще-то глаз больше 24 фпс не видит!

8
Ответить

маркетологи могу разводить людей на бабло с мониторами до 1000 кадров в секунду

8
Ответить

Но сегодня же не четверг

28
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить