Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Игры давно стали не просто возможностью хорошо провести время, но и самобытным способом восприятия действительности, неким стилем или образом жизни. Игры стали сложнее в многих смыслах и способны самому игроку что-то рассказать о жизни, как это может сделать хорошая книга, кино или сериал. Persona 5 - безусловно очень комплексное произведение, где видна любовь разработчиков к своему детищу и их желание создать глубокое творение. Здесь я на личном примере расскажу о тех вещах, задуматься о которых меня призвала именно игра.

Внимание! Будут спойлеры!
Внимание! Будут спойлеры!

Краткая справка. Persona 5 - детище японской студии Atlus, с которой вы могли быть знакомы по другой части серии Persona 2: Eternal Punishment на PS one (которая запоминалась русским обладателем соньки тех лет), либо по недавним новостям о портировании Catherine на ПК. Примечательна студия тем, что в своих продуктах никогда не стеснялась затрагивать проблемы достаточно глубокие ( в P5 мы видим рассуждения о кризисе взаимодействия современного общества и отдельного индивидуума) или жизненные (собственно, Catherina - это такой разговор с другом о том, что есть измена, а что есть любовь и что с этим делать).

Краткое описание Catherine в одной картинке
Краткое описание Catherine в одной картинке

Сама по себе P5 - это более-менее традиционная JRPG в сеттинге альтернативой действительности. В ней мы собираем команду друзей-парий, каждый из которых переживает определенную внутреннюю травму, и боремся с пороками общества, путем проникновения в психический мир отдельных личностей или всего коллективного бессознательного с последующим уничтожением внутренних пороков ("похищения сердец") для создания изменений уже в "объективной" реальности (которая в конце оказывается не такой уж и объективной)

Наша банда, Phantom Thieves of Hearts
Наша банда, Phantom Thieves of Hearts

Я бы выделил в игре три блока, которые дали интересную пищу для размышлений.

Персона

Самому юнгианскому понятию Персоны в игре уделяется очень много внимания, но при этом это делается не напрямую, а косвенно. Диалог об этой идее игра ведет украдкой, путем незначительных деталей. Изначально, персона - это буфер между внутренним человеческим Я, его самостью и обществом, которому часто от нас та самая самость нахрен не сдалась, а вот определенная функция требуется. Таким образом мы берем на себя некую социальную роль, маску, путем которой мы контактируем с обществом. С одной стороны так удовлетворяется запрос на те функции, которые от нас требуются, с другой - защищается наше внутреннее Я.

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

В игре каждый член нашей банды проходит через опыт второго рождения, когда он сначала осознает факт того, что использует персону (то есть начинает осознанно воспринимать процесс своего общения и взаимодействия с другими людьми и обществом как оно есть), то есть видит на себе маску. Осознав наличие персоны, мы скорей всего тут же избавляемся от нее. Представьте, что мы рисуем красками на холсте в темноте, кто-то включает свет и мы видим мешанину цветов, только отдаленно напоминающую первоначальный замысел. Мы скорей всего выбросим холст и начнем работу заново, уже пользуюсь возможностью видеть результат своих действий.

Так же и в игре, сорвав с себя маску с кровью (что символизирует безусловную болезненность процесса психической трансформации), персонаж обретает новую персону, уже сознательно им самим выбранную. Он теперь сам решает, как хочет показывать себя обществу и какую роль играть. Примечательно, что тут мы сталкиваемся с необходимостью масок. Наше внутреннее Я все равно не может напрямую контактировать с обществом (тогда оно потеряет всякую системность и превратится в хаос). Осознаешь ли ты, что так же как все используешь персону и ты настоящий - вовсе не то, что видит общество? И выбирал ты свою персону осознанно? Это безусловно актуальные вопросы для любого жителя пост-индустриального общества XXI века.

Соратники

Достаточно забавный момент - это социальная сторона геймплея. И еще более забавно то, что ее понимание реально помогла мне улучшить отношения с близкими мне людьми и друзьями. В игре любое ваше действие тратит время, а вы как и в жизни находитесь в неком потоке событий, где одно сменяет другое и то, что было релевантно вчера - уже может быть не нужным сегодня. Соответственно, вам приходится выбирать на что тратить время. Одна из таких возможностей - это проводить время с друзьями и знакомыми. С друзьями (членами вашей банды) вы занимаетесь обычными штуками, гуляете в парках, едите в кафешках, можете порубиться в приставку или в кино сходить ( и даже романчик завести!).

Обратите внимание на левый верхний угол: месяц, день месяца, день недели (с погодой, что тоже оказывает влияние) и даже время дня. Все посчитано.
Обратите внимание на левый верхний угол: месяц, день месяца, день недели (с погодой, что тоже оказывает влияние) и даже время дня. Все посчитано.

Со знакомыми вы начинаете с некого формального события ( поучаствовать в испытаниях лекарств доктора-экспериментатора, дать интервью журналистке, поучаствовать в митинге независимого политика), а в итоге делаете большой вклад в важные события их жизни( с друзьями финал такой же). Друзей и знакомых ( их обобщенно называют соратниками) много и на кого тратить время ( которого в свою очередь мало, его еще и спасение коллективного бессознательного ого-го как требует) весьма острый вопрос. Чем больше вы проводите время с тем или иным человеком, тем больше укрепляете вашу связь. Сильная связь дает вам либо бонусы в бою ( усиливается член банды), либо различные бонусы в целом по игре ( тусуете с доктором - лекарства дешевле, дружите с политиком - он учит вас тонкостям переговоров с противниками)

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Собственно, (ВНЕЗАПНО) и в жизни мы так же ограничены по времени. Когда-то мы дети, когда-то молодые, когда-то старые. В определенные периоды жизни мы общаемся с разными людьми и срок каждого из них в нашей жизни ограничен. Глубокое общение с ними всегда несет что-то ценное для нас. Мы можем чему-то научиться, что-то пережить вместе, на примере чужой жизни прийти к новым идеям относительно своей. Каждый день мы совершаем выбор, как и с кем будем проживать его и этот выбор в конце-концов формирует нас как человека, с всеми сильными и слабыми сторонами. У игры получается показать весь этот огромный процесс в миниатюре.

Домашняя кафешка, верные друзья, пицца на всех - что еще для жизни надо? :D
Домашняя кафешка, верные друзья, пицца на всех - что еще для жизни надо? :D

Последний блок достаточно эмоциональный, текст и так получается длинным, так что я рассмотрю его кратко, для тех, кто в теме. Плюс, здесь будут БОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ, если хотите полностью насладиться сюжетом - смело пропускайте. Конечно, это история Акечи Горо.

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Брошенный и чувствующий свою ненужность и отчужденность с самого детства, все, чего он хотел - это как-то унять огромную дыру в своем сердце. Но выбрал неверную стратегию и попытался создать некую ложную самодостаточность, где он мог бы жить и наслаждаться, не будучи ни с кем и никогда связанным и не открываясь. Если его стратегия и давала плоды, то она скорее приводила лишь к созданию новых страданий, как для окружающих, так и для самого Акечи. Только под самый конец своего столкновения с командой похитителей сердец Горо сумел осознать, что все это время он искал то самое чувство единение и связи с окружающим, в то время как сам взращивал в себе ненависть и отчужденность к внешнему миру. Понимание пришло слишком поздно, но хоть в самом конце он сумел позволить себе открыться и помочь себе и своим "противникам". Безусловно, мы все немного бываем Акечи Горо и его путь предоставляет нам богатую пищу для размышлений. Сколько бы ты не боролся с окружающим миром ( какой бы справедливой тебе не казалась эта борьба) - самым большим проигравшим всегда окажешься сам.

Когда игра понимает в жизни больше тебя. Чему может научить Persona 5

Собственно, под финал хочу сказать то же самое, что уже когда-то и говорил - играйте в хорошие игры и не стесняйтесь воспринимать их как нечто больше, чем просто способ убить пару-тройку часиков дома. И надеюсь, данный лонгрид оказался для вас большем ридом, чем лонгом.

82
66 комментариев