Игры-сервисы или одиночные проекты: что ждёт ПК-гейминг в ближайшие годы?
За какими играми будущее: за сервисами или за сюжетными проектами? Предсказаний на этот счёт в интернете много. Но все они, как правило, строятся на личном мнении и предпочтениях отдельно взятых авторов. Мы же попытались построить прогноз на сухой статистике. Давайте взглянем на цифры и узнаем, к чему готовиться самим, а к чему готовить своё игровое «железо».
Перспективы игр для ПК
За последние пять лет рынок игр для ПК показал самый большой рост. Во всяком случае, в процентах. Если в 2020 году он оценивался в 37,4 млрд долларов, то к 2024-му вырос почти на 11% до 41,5 млрд. Мобильный рынок за это же время подрос только на 7%, а рынок консольных игр и вовсе сократился на 2%.
В абсолютных цифрах ПК-игры всё ещё замыкают «большую тройку». По данным Games Industry на начало 2025 года их доля составила 23% от общего рынка. Консолям досталось 27%, и ровно половину заняли мобильные игры. Но за будущее ПК-гейминга переживать явно не стоит. Статистика подсказывает, что в ближайшие годы он не только не утратит своих позиций, но и поборется с консолями за второе место.
Есть в игровой индустрии и плохие новости. Например, рост цен на игры. И хотя пока он успел коснуться только эксклюзивов Nintendo, очевидно, что до ПК тоже доберется очень скоро. Причём игры за 80 долларов — не потолок. И, к сожалению, это объективная реальность ближайших лет.
Стоимость разработки растёт. А бюджеты некоторых ААА-игр неуклонно приближаются к миллиарду долларов. Использование нейросетей для удешевления производства пока не оправдывает себя. Так что игры за 100 долларов гораздо ближе, чем кажутся. И речь не только про GTA VI. Хотя о ней мы ещё поговорим чуть позже.
Нейросети широкого спектра, кажется, всё же станут постоянной частью геймдева. Впрочем, революции от них ждать точно не приходится. По крайней мере большие компании не торопятся ими пользоваться. Зато ИИ-инструменты наверняка упростят разработку инди-игр, что резко повысит количество новых проектов на рынке. Но нет никакой гарантии, что количество перейдет в качество.
И последняя общая тенденция для игр на ПК, которую нельзя обойти стороной — VR-шлемы. Технология впервые появилась в прогнозах футурологов в конце 80-х. Но до сих пор по-настоящему востребована она лишь как элемент антуража в фантастических фильмах. Пик её хайпа пришёлся на начало 2010-х, когда вышел многообещающий Oculus Rift. Но прорыва, увы, так и не случилось.
С выхода Half-Life: Alyx в 2020 году по-настоящему ярких событий в VR-мире не было. И, скорее всего, в ближайшие годы не будет. Отдельные эксперименты разной степени успешности продолжатся. Но занять достойное место на игровом рынке такие игры не смогут ещё долго.
Одиночные проекты
Одиночные сюжетные игры некоторые эксперты начали хоронить уже достаточно давно. Начиная с середины 00-х, когда взошла звезда World of Warcraft. Тогда же начались разговоры о бессмысленности одиночных проектов для разработчиков. Тем не менее, по состоянию на 2025 год они всё ещё здравствуют и даже выбиваются в лидеры. Как по оценкам критиков, так и по цифрам продаж.
Среди самых успешных проектов 2024 года, например, Black Myth: Wukong и Warhammer 40,000: Space Marine 2. А Hogwarts Legacy и вовсе заняла второе место по продажам в Великобритании. При том, что игра вообще-то вышла ещё в 2023. По количеству одновременных игроков одиночные игры тоже позиции не сдают. По данным Steam, Black Myth: Wukong на релизе показала онлайн в 2,4 миллиона игроков. Выше был только у PUBG: Battlegrounds.
Ещё одно важное новшество последних лет, которое в будущем явно только приумножится — это приход на ПК консольных эксклюзивов. Самый яркий пример — серия God of War, о которой мы недавно рассказывали. Раньше именно консоли были главным опл��том одиночных игр. Сейчас же всё больше проектов либо мигрируют с приставок на ПК спустя какое-то время, либо сразу выходят на нескольких платформах.
Игры-сервисы
С играми-сервисами на ПК всё сложнее, чем кажется. Они, безусловно, процветают. Но если взглянуть на список самых успешных релизов именно на персональном компьютере, то это будут сплошь новые части популярных серий. А в случае с США — ещё и бесконечные спортивные симуляторы. За 2024 год в американском топ-10 таковых четыре штуки.
Единственным серьёзным исключением стала Helldivers II. Это, кстати, тоже сиквел. Но даже если вы каким-то чудом играли в первую часть, сами понимаете, что это совершенно разные игры. Так вот, история про борьбу за демократию против жуков — отличный пример трудностей новых игр-сервисов на ПК.
Это во всех смыслах великолепная игра. У которой совершенно внезапно появилось множество проблем. И все они связаны с попытками Sony оптимизировать её сервисную составляющую. Всю эту печальную историю мы тут разбирать не станем. Она заслуживает отдельного материала. Но отметим, что Helldivers II намного лучше себя чувствовала бы, останься она обычным мультиплеером.
Лучшие условия
В то же самое время на мобильных устройствах игры-сервисы чувствуют себя всё более уверенно. Вслед за невероятным успехом Genshin Impact в 2023 году взошла звезда Honkai: Star Rail. В 2024-м крайне успешно стартовала Zenless Zone Zero. Один только трейлер персонажа Ellen собрал 37 миллионов просмотров и вошёл в десятку самых популярных игровых видео года.
Во все эти игры, кстати, можно поиграть и на ПК. Но, конечно, их роза цвела не для этого. Они полностью заточены под мобильные устройства. И это не случайность, а самая настоящая невидимая рука рынка. Согласно статистике, на начало 2025 года в мире почти 5 миллиардов пользователей мобильных устройств. Компьютерам (и тем более консолям) такая популярность даже не снилась.
Всего же на руках у пользователей более 7 миллиардов смартфонов. И на большинстве из них тот же Genshin запустится без проблем. Это настолько большой рынок, что игнорировать его просто невозможно. И лучше всего он монетизируется именно по модели игр-сервисов.
Главная проблема как раз в том, что смартфоны и даже планшеты не тянут то, что может предложить ПК. Поэтому в интересах мультиплатформенности проекты приходится оптимизировать. Разумеется, на фоне ААА-игр для компьютеров и консолей текущего поколения такие игрушки чисто визуально сильно проигрывают.
Это создаёт ситуацию, когда новые сервисы проще и выгоднее запускать сразу с прицелом на мобильный рынок. А на ПК и консолях — продолжать серии, уже имеющие большую фанатскую базу. Ну, или красиво сливать десятки миллионов долларов, как сделала Sony с Concord. Вы ещё помните эту игру?
Не повод ссориться
Хотя игры-сервисы всё ещё приносят своим создателям миллиарды, а некоторые компании и вовсе держат на плаву, совсем утопить одиночные игры на ПК они не смогут. Как минимум потому, что за новизну на рынке отвечают именно последние.
Многие легенды сервисных проектов так или иначе выросли из одиночных игр. Например, World of Warcraft из Warcraft 3, а GTA Online из GTA V. Даже первая Call of Duty в 2003 году была просто стрелялкой в сеттинге Второй мировой. Ни о какой сервисности тогда речь вообще не шла. А теперь посмотрите, во что серия превратилась сегодня.
И этот принцип в ближайшие годы (а может, даже год) сработает как минимум один раз. Речь, конечно, про GTA VI. Эта долгожданная игра обещает нам много сюрпризов. Во-первых, согласно слухам она станет своеобразным «троянским конём» для ценников в 100 долларов за игру. Во-вторых, своими системными требованиями заставит многих игроков серьёзно обновить железо. В-третьих, (и это почти наверняка) плавно перезапустит сверхуспешную GTA Online.
Мнение профессионалов
Ещё один объективный повод для оптимизма фанатов одиночных игр — мнение критиков. Да, его на хлеб не намажешь и в карман не положишь. Значит, разработчикам на него скорее всего плевать. Но всё же оно есть. И оно в какой-то мере формирует мнение общественное. А это всё в итоге выливается в различные награды и премии из разряда «Игра года». На такое всякие Тоды Говарды и другие мастодонты индустрии очень падки.
Так вот, если взглянуть на самые высокооценённые проекты для ПК последних 5–6 лет, то почти все они — одиночные игры. Абсолютный чемпион с 97% на Metacritic — Disco Elysium: The Final Cut. На втором месте Baldur’s Gate 3 с 96%. Замыкает тройку с 94% Elden Ring.
Первая игра-сервис в списке аж на 10 месте. И это не совсем игра. Речь о дополнении Final Fantasy XIV: Endwalker, которое вышло в 2021 году. Но вот сама 14-я «Финалка» вообще-то появилась ещё в 2010 году. Что лишний раз подтверждает принцип инерции у таких проектов, о котором мы говорили выше.
Для любителей обвинить критиков в отсутствии объективности заметим, что пользовательские оценки этих игр также очень высоки. Как и продажи. Например Elden Ring вошла в американский топ-10 по продажам в 2024 году. Хотя вышла ещё в начале 2022.
Прогноз на пятилетку
А теперь вооружимся данными, которые мы собрали выше, и дадим прогноз на ближайшие 5 лет. Во-первых, одиночные игры совершенно точно никуда не денутся. Более того, вопреки ожиданиям, их будет становиться даже больше. Они по-прежнему будут наполнять большую часть парадной витрины геймдева. Которая, по идее, должна всех восхищать.
В сегменте ААА-игр больших изменений не предвидится. Разве что в вопросах цены. Но и этим уже вряд ли кого-то можно будет удивить. А вот для инди-проектов благодаря нейросетям может начаться новая прекрасная эра. Их количество увеличится совершенно точно. На качество придётся ещё посмотреть. Но определённая надежда есть.
Игры-сервисы на ПК ближайшие пять лет ждёт непростое время. Правда не все. Те из них, что уже плотно окопались на жёстких дисках, продолжат безбедное существование. А вот новым проектам на этот рынок прорываться станет всё сложнее. И всё больше из них будут сразу уплывать в сторону мобильных устройств. Новые большие и успешные продукты будут появляться разве что на основе уже «выстреливших» одиночных игр.
А что потом?
Впрочем, загадывать на пять лет в игровой индустрии — дело не самое интересное. Учитывая, как усложнились и растянулись по времени производственные циклы. Наверняка некоторые из проектов, которые выйдут в 2030 году, сейчас уже находятся в разработке.
Так что о по-настоящему серьёзных изменениях стоит говорить на дистанции от 10 лет. Хотя точность таких предсказаний неминуемо снизится, кое-что, исходя из нашей статистики, предположить можно.
Во-первых, одиночные игры по-прежнему никуда не денутся. Пора признать, что как ранее театр, радио и ТВ, они никогда не исчезнут. Такие проекты с нами навсегда. А меняться может только их доля на рынке и влияние на индустрию в целом. Но даже здесь нет повода предаваться чёрной тоске.
Крупные компании не смогут вечно бегать от ИИ и начнут внедрять его в свои проекты повсеместно. Вряд ли это поможет сделать игры дешевле. Да и от миллиардных бюджетов в своём уме никто не откажется. Так что нейросети скорее бросят на «углубление» и «расширение» крупных проектов. ААА-игры станут ещё масштабнее и навороченнее, а как следствие — ещё требовательнее к железу.
При этом фотореализм уступит место более оригинальным визуальным решениям. Так как благодаря развитию технологий (в том числе и нейросетей) сделать картинку «как в жизни» смогут даже инди-разработчики. Похожий путь сейчас проходит анимация с проектами «Человек паук: Через вселенные» и «Кот в сапогах 2». Необычная стилизованная картинка выгодно отличается от всего, что зрители видели до этого.
А вот игры-сервисы на долгой дистанции неминуемо ждёт серьёзное преобразование. То, что создано для зарабатывания денег, не может избежать оптимизации при первой же возможности. И самым очевидным путём тут должен стать окончательный раскол. На традиционные но менее популярные ПК-проекты. И более ширпотребные, но доминирующие мультиплатформенные продукты с упором на мобильные устройства.
Ну, и, конечно, какой за последние 30 лет прогноз по играм без упоминания технологии VR? О бесславном прошлом виртуальной реальности мы уже сказали выше. Теперь нужно сказать о будущем. И это будет самое субъективное мнение за весь текст. Думаем, что в 2035 году мы точно так же, как и сейчас, будем рассуждать, что вот-вот, уже в ближайшие годы виртуальная реальность обязательно должна выстрелить.
У нас на этом всё. Играйте в игры и помните: не важно — одиночные это проекты или сервисы, главное, чтобы вам в них было интересно!
Больше про графические технологии, видеоигры и игровое железо — на нашем сайте, в Telegram-канале и ВК-паблике.