История серии God of War: 20 лет воинствующего атеизма
Компьютерные игры породили множество ярких героев. Большинство из них резко становились популярным, но столь же быстро забывались. И только единицам удавалось оставаться на игровом Олимпе десятилетиями. Один из таких — сегодняшний именинник Кратос. Ровно 20 лет назад, 22 марта 2005 года, состоялся релиз игры God of War. В честь юбилея давайте вспомним историю серии и процесс становления этого яркого персонажа.
Если лонгриды вас пугают, можно просто прочитать интересные факты о серии God of War и Кратосе в нашем Telegram-канале.
Удивительно, но за два десятилетия качество игр серии не проседает. Оценки на Metacritic стабильно выше 90%, а продажи растут. Самой продаваемой игрой серии является God of War 2018 года. Более 23 миллионов копий — впечатляет. Суммарные же продажи всех игр неуклонно приближаются к ста миллионам.
Игры франшизы стали настолько важной частью индустрии, что породили новый неофициальный поджанр — «игры, похожие на God of War». Хотя по-настоящему инновационного в серии было не так много, она получилась настолько успешной, что удержаться от подражания ей смогли далеко не все разработчики.
Сам Кратос на протяжении 20 лет не сидел без дела. Он стал одним из самых узнаваемых маскотов PlayStation и начал часто заглядывать в другие проекты в качестве камео. А косплееры в образе сурового бога войны — обязательная составляющая любого уважающего себя гик-фестиваля или игровой выставки. Не говоря уж про тематические обвесы для кастомных компьютеров и консолей, мощных как спартанский воин.
Олимп, штат Калифорния
Началась история божественных разборок вовсе не в Греции, а на другом краю света. В офисе калифорнийской студии Santa Monica. В 2002 году компания существовала всего три года. Серьёзный проект за плечами был всего один — футуристичный гоночный симулятор Kinetica для PlayStation 2. Впрочем, Sony он понравился. И теперь команде разработчиков под руководством геймдизайнера Дэвида Яффе предстояло придумать новую игру для японского медиагиганта. Так появилась идея создать приключенческий экшен Dark Odyssey.
В одном из интервью креативный директор студии Кори Барлог вспоминал, что серьёзной мотивацией для разработчиков в то время стал сложившийся стереотип об этом жанре. Точнее о том, что хорошо приключенческие экшены умеют делать только японцы. В итоге американцы справились. Но это не помешало им при создании «Тёмной одиссеи» вдохновляться именно японскими играми Devil May Cry, Castlevania, Onimusha и Legend of Zelda.
Тогда же появились и первые наброски образа будущего Кратоса. Изначальными референсами характера, по воспоминаниям Барлога, были Мартин Риггс из фильма «Смертельное оружие» и Максимус из «Гладиатора». Внешне герой тоже мог быть немного другим. Узнаваемые красные татуировки сначала были синими. Но уже перед релизом Кратоса перекрасили, чтобы он не был похож на варвара из Diablo II.
К релизу поменялся не только Кратос, но и название. Dark Odyssey так никогда и не увидела свет. Её место заняла игра God of War. И через три года разработки (немалый срок для тех лет) игровая индустрия познакомилась с яростным и брутальным «Богом войны».
Древняя Греция курильщика
Первая часть франшизы вышла 22 марта 2005 года и стала событием в игровом мире. Студия Santa Monica не просто доказала, что умеет делать приключенческие экшены. Она показала, что умеет делать это лучше всех. Проект получил десятки наград, включая несколько в номинации «Игра года». А на престижной премии Annual Interactive Achievement Awards (ныне — D.I.C.E. Awards) God of War стала неоспоримым лидером: 12 номинаций и 7 побед.
Дела обстояли отлично и с продажами. Почти пять миллионов копий — впечатляющий результат для эксклюзива PlayStation 2. Конечно, подобного успеха могло не случиться, если бы ключ к сердечкам игроков не украл главный герой игры (и этой статьи) — Кратос.
Брутальный спартанец стал всеобщим любимцем и одним из символов PlayStation. Суровый и безжалостный снаружи на самом деле он был куда более глубоким персонажем. Потерявший память и мучимый кошмарами он вынужден шаг за шагом узнавать страшную правду о своём прошлом, о гибели семьи, а затем поставить на кон жизнь ради мести.
Впрочем, большинству запомнились лишь его мощь и крутизна, убойные комбо, эффектные добивания в QTE и эпичные битвы с боссами. Среди которых особенно ярким стало сражение с гидрой на корабле практически в самом начале игры. После такого «обучающего уровня» прерваться и отложить игру в сторону было невозможно.
Отдельного упоминания заслуживает сеттинг. Хотя, формально, это греческая мифология, но на самом деле всё чуть сложнее. Это скорее альтернативная версия того, что мы изучали в пятом классе. Имена и общие принципы те же, но нюансы сильно отличаются. Например, Минотавр и Цербер тут не уникальные существа, а целые виды, представителей которых игрок уничтожает десятками.
Да и сам Кратос к своему тёзке-титану из школьного учебника никакого отношения не имеет. Его история ближе всего к Гераклу. Но и тут, конечно, совпадение не полное. Тем более, что Геракл в этом лоре тоже присутствует. Причём самый настоящий, ведь его озвучил актёр Кевин Сорбо, который сыграл персонажа в культовом сериале 90-х «Удивительные странствия Геракла».
Ещё одной важной составляющей успеха игры стал игровой процесс. Помимо ураганных битв тут были ещё и загадки. Достаточно сложные, чтобы нельзя было их игнорировать, но и не слишком зубодробительные, чтобы не ломать динамику. Такое сочетание позволило разнообразить игровой опыт и углубить историю. Для многих проектов в будущем подобный подход стал своего рода индустриальным стандартом.
Два шага назад
После настолько оглушительного успеха выход второй части был не просто вопросом времени. Такой вопрос вообще не стоял перед Sony. Но прежде, чем перейдём к сиквелу, поговорим о двух приквелах первой игры. Вышли они значительно позже, но во внутренней хронологии серии стоят на первом и втором местах.
О самых ранних (не считая некоторых флешбеков) событиях в жизни Кратоса игрокам рассказала God of War: Ascension. Иногда её даже включают в список основных частей, так как она полностью сделана студией Santa Monica и вышла на флагманской консоли PlayStation 3. Но мы всё же считаем её отдельным произведением. Почему так? Сейчас объясним.
Во-первых, она не является обязательной для понимания общего сюжета франшизы. Во-вторых, она явно уступает по качеству проработки номерным частям. В-третьих, именно после неё серия отправилась на мягкий перезапуск и переезд из Греции в Скандинавию. К тому же, геймплейно она практически копирует третью часть.
Сюжет рассказывает про начало конфликта Кратоса и Ареса. Восставший против своего хозяина герой оказывается в темнице богинь мести эриний. Поскольку дальнейшую судьбу Ареса игроки знали из первой части, главными злодейками Ascension стали как раз эринии во главе с Мегерой. И судьба их также оказалась весьма печальной.
Следующий по внутренней хронологии приквел — God of War: Chains of Olympus (2008). Создала его сторонняя студия Ready at Dawn для карманной консоли PSP. Несмотря на технические ограничения портативного устройства, разработчики выжали максимум из его возможностей. Но самое главное — сюжет здесь сыграл очень важную роль.
События разворачиваются за 10 лет до первой части, но уже после побега Кратоса из заключения в Ascension. Чтобы снять с себя проклятие Ареса, герой пошёл на службу к Богам Олимпа. Его первым заданием стало спасение бога Солнца Гелиоса из подземного царства Аида. Оказавшись там, герой встретил свою погибшую дочь и получил шанс остаться с ней. Но в итоге он был вынужден вновь пожертвовать всем, чтобы выполнить задание.
Игра получила дежурные для серии 90+ баллов на Metacritic, а также Эгейское море хвалебных отзывов от игроков. Существует даже распространённое мнение, что Chains of Olympus — самая красивая игра из когда либо выходивших на PSP.
Разбег Кратоса
Прежде чем продолжить разговор об основных играх God of War, вновь поговорим о приквелах. Но на этот раз уже ко второй части. Первый — ещё один эксклюзив PSP от студии Ready at Dawn под названием God of War: Ghost of Sparta. С точки зрения игрового процесса игра практически полностью копировала Chains of Olympus. Но она стала ещё успешнее и несколько раз завоевала титул «Лучшая портативная игра года».
Сюжетно Ghost of Sparta рассказывает про отношения Кратоса со своей семьёй: матерью и братом Деймосом, которого боги похитили ещё в детстве. Именно в честь шрамов брата наш герой нанёс на себя свои знаменитые красные татуировки. В Ghost of Sparta братьям предстояло ненадолго воссоединиться. Впрочем, если вы ждали хэппи-энда, вы явно ошиблись франшизой.
Последний приквел, которого мы коснёмся — God of War: Betrayal. Это мобильная игра из далёкого 2007 года, что многое говорит про её графику и игровой процесс. А вот для истории здесь происходит нечто по-настоящему важное. Впервые нам показали начало конфликта Кратоса и Зевса, развитие которого игроки увидели уже во второй номерной части серии.
Прыжок с Олимпа
Полноценная вторая часть God of War вышла в 2007 году. И хотя консоли нового поколения уже были на прилавках, её выпустили на старенькой PlayStation 2. Технически, это вообще была практически та же игра, что и прошлый раз. Но, на удивление, сиквел оказался буквально во всём лучше оригинала.
То, что нравилось игрокам в первой части — приумножилось. То, что раздражало — по большей части исчезло. Игра стала ощутимо разнообразнее. Появились новые типы локаций, новые виды врагов, значительно увеличилось количество боссов. Вступительный боссфайт с Колоссом Родосским, не в обиду крутейшей гидре из первой части, стал на порядок эпичнее. Да, да, в этой игре можно свободно расколотить одно из семи чудес света.
Появление Колосса в игре — не случайность. Кажется, что разработчики наконец погуглили, какие ещё мифы были у древних греков. И привнесли в игру много новых персонажей. Среди них, например, аргонавт Ясон и победитель минотавра Тесей. Подаривший людям огонь Прометей и неудачливый воздухоплаватель Икар. Всех этих ребят Кратос так или иначе лишает жизни. Учитывая специфику серии, это даже не спойлер.
И без того крутой геймплей первой части в сиквеле удалось сделать ещё круче. А вот со сценарием всё вышло не так однозначно. Во-первых, потому, что оригинал был законченной историей, продолжение к которой пришлось прикручивать саморезами. Во-вторых, сиквел был сделан с явным заделом на продолжение и закончился мощным клиффхэнгером. Сюжетно игра просто обрывалась на середине. И лишь вместе с третьей частью они собирались в нечто цельное. Короче, схема, как у оригинальной трилогии «Звёздных войн».
Кроме того, в сценарии появились путешествия во времени, а это — бесконечный источник сюжетных дыр и нестыковок. В какой-то момент новый бог войны Кратос (простите за спойлер, но к этому моменту вы уже и так могли догадаться), низвергнутый Зевсом, получает контроль над судьбами всех живых существ. Вместо счастливой жизни для себя он выбирает воскресить убитых богами титанов и вместе с ними отправиться штурмовать Олимп. План, безусловно, надёжный как швейцарские часы.
К счастью для студии Santa Monica, поклонники God of War полюбили серию не за стройность повествования. Так что свежая игра стала очередным невероятным успехом. Несмотря на уже устаревшую консоль PS2, она получила высочайшие оценки критиков, кучу номинаций и наград (среди которых престижная BAFTA) и продалась многомиллионным тиражом. Если у кого-то и оставались сомнения в выходе третьей части, тут они развеялись окончательно.
Гибель богов
Продолжения битвы за Олимп, анонсированное в финальной сцене второй части, игрокам пришлось ждать три года. И «ждать» тут не для красного словца. Игра победила в номинации «Самая ожидаемая игра 2010 года» на Spike Video Game Awards 2009. Но отведённое им время разработчики из Калифорнии потратили не зря. Им снова удалось сделать то, чего от них ждали: воссоздать привычную игру, но сделать её намного круче.
Во-первых, сюжетно игра подвела итог противостоянию Кратоса и олимпийцев. Все (ну почти) боги повержены, а смертельно раненый спартанец, как герой Цоя в фильме «Игла», растворился, оставив игрока наедине с открытым финалом. Во-вторых, и это куда более важно, игра перебралась на новое поколение консолей. И открывшиеся возможности явно вскружили голову разработчикам. Хотя работать с PS3 поначалу было не так просто.
Противники стали ещё масштабнее, Кратос — ещё свирепее, а постановка — кинематографичнее. Благодаря значительно улучшенной графике, игра стала выглядеть буквально как крутой голливудский боевик. И звучать, кстати, тоже. Ведь на озвучку позвали голливудских звёзд Малкольма Макдауэлла, Рипа Торна и Клэнси Брауна. Ну а вышеупомянутый Кевин Сорбо, при всех его талантах, большой звездой никогда не был.
Прибавила игра и в плане жестокости. Благодаря новому движку, насилие, которое практически без остановки творит Кратос, стало выглядеть натуралистичнее. От чего даже может стать немного не по себе. Но если уж выкручивать всё на максимум, то и здесь отказывать себе в чём-то было бы неправильно.
Немного скучного перечисления: игра вновь получила высокие оценки критиков, снова собрала ворох наград, снова отлично продалась. Но кое-что всё же изменилось. Это был конец трилогии по словам разработчиков, которые пообещали на этом оборвать историю Кратоса. Третья часть стала апогеем безумия, превзойти который казалось нереальным.
Невозможность продолжать в том же духе косвенно подтвердила и God of War: Ascension, о которой мы писали выше. Она вышла в 2013 году и, в целом, сохранила всё то, за что игроки любили первые три части. Но для серии это был явный шаг назад. Вероятно, на этом статья бы и закончилась. Но у Santa Monica оставался ещё один туз в рукаве.
Слишком успешный, чтобы умереть
По-настоящему успешные франшизы никогда не исчезают насовсем. Они всегда возвращаются. Возможно, потому что слишком хороши. А может и потому, что правообладатели хотят заработать больше денег. Каждый может выбрать подходящий для себя вариант. Но в большинстве случаев такие серии вязнут в самоповторах (как, например, Assassin’s Creed) или делают ставку на бесконечные ремейки и ремастеры.
Создатели God of War решили поступить иначе и с помощью мягкого перезапуска серии изменить практически всё, кроме названия. Появление Кратоса в четвёртой части на ранних этапах её разработки было под вопросом. К счастью, от такого мощного локомотива продаж Santa Monica отказываться побоялась. А вот всё остальное жалеть не стали.
Прощай солнечная Греция, здравствуй суровая Скандинавия. Спинномозговое рубилово? Нет, не слышали. Теперь это психологическая драма про взаимоотношения отца и сына. Ладно, рубилово тут всё ещё есть. Но оно больше не является главной движущей силой истории. А всего лишь дополняет её.
Чтобы понять, насколько сильно изменилось ядро истории, достаточно сравнить цели героя. В оригинальной трилогии разъярённый Кратос хотел убить всех богов ради мести. В новой части его основная задача — вместе с малолетним сыном развеять прах жены в определённом месте. Согласитесь, на уровне идеи это вообще не звучит как что-то, связанное единым повествованием.
Конечно же, только сюжетом изменения не ограничились. За восемь лет сменилось поколение консолей. И разработчики снова радикально улучшили визуальную составляющую. А также сделали гигантских монстров (куда ж без них) и катсцены ещё более впечатляющими.
После двух мастер-классов «Как делать продолжения», студия Santa Monica провела для индустрии интенсив «Как перезапускать серии после длительного перерыва». У новой игры 94 балла на Metacritic, 5 миллионов проданных копий за первый месяц и гора наград на сдачу. С учётом порта на ПК игра на сегодняшний день разошлась тиражом в 23 миллиона копий.
Бог войны и тревожный отец
Наверное, где-то в мультивселенной существует мир, где после такого успеха God of War 2018 года за ним не последовало продолжения. Это тот самый мир, где Солнце встаёт на западе, а экранизации игр — самый успешный жанр кинематографа. Но наш мир, к счастью, не таков. Спустя четыре года свет увидела новая часть — God of War: Ragnarök.
На этот раз разработчики повторились в хорошем смысле. Они снова взяли успешную предыдущую игру, а затем сделали её ещё раз, только больше и лучше. Взаимоотношения отца и сына (который из ребёнка превратился в подростка) стали глубже, Кратос стал человечнее. А сама история, которую нещадно спойлерит название, разрослась до во всех смыслах божественных масштабов.
Тема того, как игры God of War взрослеют вместе со своими создателями, заслуживает серьёзного исследования по психологии. Игру 2005 года делали молодые разработчики, и она практически полностью состоит из треша, ультранасилия и полуголых барышень. Прошло 20 лет, и в центре внимания попытки наладить отношения с ребёнком, которого пубертат стремительно гонит прочь от родительского контроля.
Знаете, что произошло между выходом четвёртой и пятой части серии? Появилось новое поколение консолей! Так что и без того невероятная графика игры 2018 года в Ragnarök стала ещё более впечатляющей. Что стало довольно тревожной новостью для владельцев персональных компьютеров. Ведь ради того, чтобы поиграть в ПК-порт на максимальных настройках, многим пришлось сделать апгрейд или приобрести себе новый компьютер.
Продолжение следует
Каким будет следующая часть саги о Кратосе, будет ли она о нём или полностью переключится на его сына — пока не совсем понятно. Но кое-что мы всё же можем сказать точно. Во-первых, продолжение будет. Во-вторых, оно наверняка станет знаковым. Либо из-за очередного невероятного приключения, либо из-за первой неудачи в истории студии Santa Monica, которая рано или поздно должна случиться.
Можно попробовать предположить, куда Кратос отправится крошить богов дальше. Из последних игр мы знаем, что в мире God of War кроме греческих и скандинавских пантеонов, есть ещё боги кельтские, японские и египетские. Кстати, по словам разработчиков, в долину Нила герой мог отправиться уже в перезапуске. Но в итоге они остановились на скандинавской мифологии.
Так что как минимум три вектора развития у франшизы есть. Не говоря о том, что даже в Скандинавии Кратосу ещё есть, с кем скрестить клинки хаоса. Осталось дождаться официального анонса. А он, судя по всему, уже не за горами.
Приятный бонус для владельцев консолей PlayStation 5. В честь 20-летия франшизы God of War компания Sony опубликовала коды на загрузку эксклюзивной аватарки для PSN-профиля. Скачивайте для своего региона:
Европа — HMCJ-N3JM-4TT2
Америка — F27X-L946-8PTH
Япония — 6F3K-RR8X-2KEM
Корея — HRLN-L4AG-88GD
Азия — 8RC3-DEFT-NJPC
Больше интересных фактов про Кратоса и серию God of War вы можете прочитать по этой ссылке в нашем Telegram-канале. Мы часто публикуем там интересные истории о знаменитых видеоиграх и разработчиках.