История серии Assassin’s Creed: конспирология и паркур
По случаю выхода Assassin’s Creed Shadows предлагаем окунуться в историю противостояния ассасинов и тамплиеров. Вспомним, с чего всё начиналось, и как разработчики докатились до темнокожих самураев. Если вы об этом ничего не знаете, лонгрид даст исчерпывающую информацию, чтобы обсуждать новую часть саги с видом истинного знатока.
Если не любите лонгриды — можно почитать интересные факты о серии в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, мы часто публикуем подобные материалы.
Что мы знаем об Assassin’s Creed Shadows? Новая часть франшизы переносит нас в Японию XVI века. Если вы не особо знакомы с серией, это может показаться странным. Выглядит, как Ghost of Tsushima при температуре 40. Но настоящего фаната таким не удивишь. За 18 лет существования серия Assassin’s Creed успела рассказать истории о Древнем Египте и Викторианской Англии, Золотом веке пиратства и революционной России. Герои серии бывали даже в мифическом Асгарде. Так что, перенос истории в средневековую Японию — достаточно консервативный вариант развития событий.
И всё же недовольные нашлись. Причём, со всех сторон. Одних задел темнокожий самурай, у которого, судя по всему, не было реального исторического прототипа. Жители Страны восходящего солнца, включая нескольких высокопоставленных политиков, усмотрели поверхностное отношение и неуважение к культуре Японии со стороны западной студии. А кого-то возмутили системные требования Shadows. Ведь для полного раскрытия потенциала графики с продвинутым рейтрейсингом разработчики рекомендуют мощный компьютер с процессором не ниже AMD Ryzen 7 7800X3D или Intel Core i7-13700k, 16 ГБ оперативной памяти и видеокартой NVIDIA GeForce RTX 4090 с 24 ГБ видеопамяти.
Франшиза Assassin’s Creed включает более двух десятков игр, которые разошлись тиражом свыше 200 миллионов копий. Каждая новая часть неизменно становится событием в игровом мире. Иногда весьма спорным и даже скандальным. Но случаются и по-настоящему удачные проекты. Давайте погрузимся в прошлое. Располагайтесь в своём Анимусе поудобнее, мы отправляемся во Францию конца XX века.
Братство игроделов
Компания Ubisoft родилась во Франции 28 марта 1986 года. Основали её пятеро братьев Гиймо. И первые свои игры они делали отнюдь не в родительском гараже. Братья арендовали настоящий замок в Бретани — шато Ла-Гре-де-Каллак.
Причина экстравагантного поведения братьев Гиймо в том, что в разработку они пришли не с улицы. К 1986 году они уже были успешными бизнесменами, а изначально поднялись на продаже чужих игр. Так что желание создавать свои собственные возникло у них естественным образом.
Первая игра Ubisoft вышла в 1986 году под названием Zombi. Рассказывала она про выживших, которые пытались спастись из захваченного зомби торгового центра. Случилось это ровно за 20 лет до релиза Dead Rising. Впрочем, об истории Capcom вы можете почитать в другой нашей статье. Zombi же оказалась успешной у критиков и игроков, так что бизнес пошёл в гору.
Следующий прорыв случился лишь в 1994 году. В продажу поступил первый большой хит Ubisoft — игра Rayman. Этот платформер не только принёс много денег, но и подтолкнул компанию разместить свои акции на бирже в 1996 году. IPO помогло привлечь в бюджет Ubisoft около 80 миллионов долларов. И эти деньги были потрачены с умом.
Помимо открытия новых подразделений и филиалов по всему миру, братья Гиймо вспомнили свой опыт перепродажи игр. Только на этот раз схему решили масштабировать и покупать не дискеты, а сразу игровые студии. Первой значимой сделкой стало приобретение Red Storm Entertainment.
Помимо самой студии, в руках Ubisoft оказались права на игры по книгам Тома Клэнси — одного из самых популярных писателей в жанре шпионского детектива. Например, по его книгам сняты голливудские блокбастеры «Охота за Красным октябрём» и «Игры патриотов». Для французской студии, пытающейся закрепиться на рынке США, это был настоящий подарок.
На основе книг Клэнси Ubisoft уже в начале 00-х запустила успешные франшизы Splinter Cell и Ghost Recon. А также продолжила начатую Red Storm ещё до продажи серию Rainbow Six. Во всех трёх франшизах (особенно в Splinter Cell) важную роль играли стелс-механики.
Позднее Ubisoft совершила немало громких покупок. Среди серий, которые французы выкупили и продолжили развивать, оказался прорывной шутер Far Cry, легендарная стратегия «Герои меча и магии» и ныне почивший авто-боевик Driver. Но главная сделка состоялась в 2001 году, когда Ubisoft приобрела The Learning Company, а вместе с ней получила права на франшизу «Принц Персии».
Рождённый быть принцем
История первой игры Assassin’s Creed на самом деле начинается где-то здесь. Но об этом ещё никто не знает. Включая самих создателей. Они честно трудятся над Prince of Persia: The Sands of Time. И делают это настолько хорошо, что после релиза в 2003 году игра становится суперхитом. «Пески времени» приносят Ubisoft высокие оценки критиков, множество престижных наград, а самое главное — много денег.
До конца 2003 года игра продалась тиражом свыше двух миллионов копий. Естественно, продолжения запустили в работу немедленно. Первое — Warrior Within — вышло уже в 2004-м, а второе — The Two Thrones — в 2005-м. Как такая скорость сказалась на качестве игр — тема, заслуживающая отдельной статьи. Нас сейчас интересует третье продолжение. Которое, впрочем, так и не увидело свет.
В середине 00-х на прилавках появились консоли нового поколения. Очередного Принца должны были делать для них. И чтобы выжать из мощностей железа максимум, игру решили перенести в открытый мир. Главным героем сделали не принца, а его телохранителя. И добавили устройство «Анимус», чтобы оправдать смерти и воскрешения протагониста (подобие волшебных песков времени). Назывался проект Prince of Persia: Assassins.
Именно эта игра в итоге и стала первой Assassin’s Creed. А виной всему — книжка словенского писателя Владимира Бартола «Аламут», названная в честь одноимённой крепости ассасинов. Некоторые её детали даже вошли в игру. Например, фраза «Ничто не истинно, всё дозволено», которую часто повторяют персонажи, взята как раз оттуда.
История реальных ассасинов и сеттинг Святой Земли времён третьего крестового похода в итоге так понравились разработчикам, что игра стала самостоятельным проектом. Название официально сменили на Assassin’s Creed. К дракам на мечах и паркуру добавили стелс, благо, что опыт с такими механиками у Ubisoft уже был.
А вот для «Принца Персии» такой поворот оказался не очень благополучным. После попытки перезагрузки в 2008-м и ещё одной части в 2010-м, серия встала на паузу на целых 14 лет. Только третий по счёту перезапуск в лице Prince of Persia: The Lost Crown в 2024 году сдвинул всё с мёртвой точки. Но пока не очень понятно, надолго ли.
Вернёмся к ассасинам. Работа над новой игрой продолжалась вплоть до 2007 года. За это время движок переработали под новое поколение консолей. Геймплей пополнился свежими механиками. А фэнтезийный мир Принца сменился научно-фантастическим сеттингом Ассасинов. Впрочем, историческую его часть разработчики делали довольно дотошно. В результате локации получились не только красивыми, но и в меру реалистичными.
Сюжет игры развивался параллельно в двух эпохах. Первая — 2012 год. Бармена Дезмонда похищает корпорация «Абстерго». При помощи устройства для чтения генетической памяти под названием «Анимус» его заставляют перенестись в прошлое, во вторую временную линию.
В Палестине конца XII века мы встречаем второго героя — предка Дезмонда по имени Альтаир. Он — высокопоставленный член ордена ассасинов, который под управлением игрока первым делом проваливает важное задание и нарушает кредо ассасинов. Это почти как правила бойцовского клуба, только «никому не рассказывать про…» не на первом, а на третьем месте.
За такие «косяки» героя разжалуют, а также отнимают у него оружие и навыки. Возвращать утраченное придётся постепенно по ходу игры. И хотя к этому моменту мы успеваем спасти родную крепость Масиаф от тамплиеров, настоящий геймплей начинается только сейчас. Паркур, слежка, допросы с избиением, воровство улик, верховая езда и растворение в толпе монахов — всё это затягивает настолько, что оторваться практически невозможно.
Даже крутые кинематографичные катсцены с возможностью сменить угол обзора вызывают желание их скипнуть, чтобы поскорее забраться на очередную башню или защитить от бандитов ещё одного горожанина. Боевая система хоть и примитивная, но при этом удобная и очень динамичная. А что самое приятное — освоить её можно буквально за несколько схваток.
Отдельного уважения заслуживает внимание к сюжетным мелочам. Например, разработчики объясняют, почему в Святой Земле все говорят по-английски. Оказывается, так работает «Анимус». Ведь всё происходит не в реальности, а именно в воспоминаниях. После такого не хочется придираться даже к «Прыжку веры» в стог сена. Несостоятельность такого способа спуска с большой высоты очевидна любому, кто хотя бы отдалённо слышал о физике. Тем не менее, элемент не только не вызвал хейта, но и стал одним из самых узнаваемых во франшизе.
Говорить про первую часть серии можно долго, но статья не только о ней. К тому же, игра неплохо сохранилась, и проходить её приятно до сих пор. Поэтому перейдём к релизу. А он стал настоящим событием в индустрии. Есть даже мнение, что именно успех первой Assassin’s Creed стал поворотной точкой в истории Ubisoft. Но давайте обо всём по порядку.
Ещё до релиза игра удостоилась восторженных отзывов критиков. Демоверсия, представленная на выставке E3 2006, получила целый ворох наград. А вот после официального выхода в 2007-м оценки слегка снизились. Некоторые журналисты обвиняли игру в однообразии и технических недоработках. Впрочем, в Ubisoft вряд ли обратили на это внимание. Перед глазами разработчиков было кое-что поинтереснее — цифры продаж.
Только за первые полтора года Assassin's Creed продалась тиражом более 8 миллионов копий. Для Ubisoft 00-х — невероятный результат! Мог ли тут не заработать конвейер? За 10 лет с 2009-го по 2018-й в серии вышло ещё 10 основных частей (не считая портов и спин-оффов). Ровно по одной игре в год. Удалось ли при этом удержать планку качества? Ответ на этот вопрос сложнее, чем может показаться.
Не только ассасины
Итак, вторая часть серии Assassin’s Creed увидела свет всего через два года после первой. Можно ли было в столь сжатые сроки сделать новую игру с крутыми оригинальными идеями? Оказалось, что да. Продажи у игры остались на уровне первой части, а оценки критиков стали даже выше. Средний балл на Metacritic — 90 для Xbox и 91 для PS3 (у оригинала на обеих платформах была оценка 81).
Игра действительно изменилась значительно. Развитие получили боевая система и механики стелса (особенно социального). Появилась экономика и даже возможность развивать собственную базу. Но самое главное, на фоне чего все остальные изменения меркнут, это новая временная эпоха и место действия.
На этот раз в пару к бармену Дезмонду мы получаем другого его предка — молодого флорентийца Эцио. Его история разворачивается в Италии конца XV века. Этот период, пожалуй, один из самых красочных в истории цивилизации, Ubisoft удалось перенести в виртуальный мир просто великолепно.
Помимо атмосферы итальянских городов эпохи Возрождения, разработчики добавили в игру немало ярких исторических персонажей. Такие были и в первой части, но опознать их могли лишь самые въедливые знатоки истории. В сиквеле же нам встречаются не нуждающиеся в представлении Леонардо да Винчи, Джироламо Савонарола и Никколо Макиавелли.
Отдельного упоминания заслуживает финальный твист игры, который можно сравнить с концовкой «Бесславных ублюдков» Тарантино. Но спойлерить его вам мы, разумеется, не будем. Он достоин личного ознакомления. Как и игра в целом. Кстати, многие фанаты считают именно её вершиной серии Assassin’s Creed. Хотя есть и другие достойные претенденты.
Руководство Ubisoft почувствовало, что со второй частью нащупало золотую жилу. Поэтому продолжение вышло год спустя.И если бы в его названии стояла цифра 3, сердце Гейба Ньюэлла, скорее всего, не выдержало бы. Так что игра вышла под заголовком Assassin’s Creed: Brotherhood.
Это прямое продолжение обеих временных линий. Повзрослевший Эцио всё также мотается по Италии. Но теперь за ним охотится небезызвестный Чезаре Борджиа. А совпадения с историческими событиями (за исключением некоторых имён) становятся совсем уж мимолётными.
В части игрового процесса игра прибавила незначительно. Изменения были скорее косметическими. Отметить хочется разве что возможность пострелять из пушек, устроить морской бой, да покататься на знаменитом «танке» Леонардо да Винчи. В остальном — это всё та же Assassin’s Creed II. И это, в некотором смысле, даже хорошо.
Ещё один год — ещё один Assassin’s Creed. На этот раз Revelations. Снова косметически переделанная вторая часть, правильно? А вот и нет! Сложно объяснить, но именно в этой игре создатели решили переломить геймплей об колено. Что особенно странно, ведь сюжетно здесь продолжается история Эцио, хоть и заметно постаревшего.
Стелс-механики полностью уступили место брутальному экшену, ведь герой буквально превратился в машину смерти. Использовать что-то, кроме лобовой атаки, конечно, можно. Но, по сути, бессмысленно. При этом появилась новая и не самая интересная механика защиты своих районов в стиле Tower Defence. Что вдвойне глупо, ведь главный герой легко мог бы раскидать нападающих в одиночку.
Основное действие игры переносит нас в захваченный турками Константинополь начала XVI века. Для фанатов сериала «Великолепный век» тут даже есть возможность встретиться с Сулейманом Великолепным. Правда, в совсем юном возрасте.
Вторая важная локация игры — крепость Масиаф. В ней завершается не только история трилогии Эцио, но и сюжетная арка героя первой части — Альтаира. Впрочем, даже такой мощный финал не спас ситуацию. Оценки Revelation на Metacritic упали до 80 баллов, что всё ещё довольно хорошо. Но для игр серии на тот момент — это был худший показатель.
Обычный разработчик этот момент притормозил бы и задумался. Но Ubisoft всегда была особенной. Ничего не меняя в проверенной схеме через год компания выпускает пятую часть франшизы под логичным названием Assassin’s Creed III. И в первый же месяц продаёт 7 миллионов копий. Рекордно высокий результат для компании.
На самом деле никакого чуда тут, конечно, нет. Просто эту игру создавала отдельная команда параллельно с двумя предыдущими. Так что в разработке она находилась полноценные три года. И время это не потратили зря. Визуально игра выглядела великолепно. Новые геймплейные механики, например, морские сражения, работали отлично. Но вот сюжет…
Не то, чтобы он был плох сам по себе. Просто от ассасинов в нём осталось буквально одно название. Да, Дезмонд всё ещё маячит где-то на втором плане, а в конце даже красиво завершает свою арку. Но в основной части игры забыть о том, в какую серию вы вообще играете, проще простого.
Действие Assassin’s Creed III разворачивается в США времён войны за независимость. Разглядеть что-то за её рёвом практически невозможно. Тем более, что основной герой из прошлого (а тут их два) — представитель коренных народов Америки. Это тоже оттягивает на себя часть истории. В итоге на противостояние ассасинов с тамплиерами не остаётся практически ничего.
К тому же, протагонист своими возможностями напоминает скорее не ловкого убийцу, а непобедимого берсерка. Даже фирменный капюшон он надевает только ближе к середине игры. Как показала практика, это был не худший вариант. Идея выпускать под заголовком Assassin’s Creed всё подряд только начинает овладевать умами руководителей Ubisoft.
Кто угодно, кроме ассасинов
Многие считают число 13 несчастливым. Но точно не Ubisoft. Ведь именно в 2013 году компания выпустила самую успешную на тот момент игру серии — Assassin’s Creed IV: Black Flag. По состоянию на начало 2025 года она продалась тиражом в 15 миллионов копий.
И это действительно отличная игра про пиратов. Тут есть крутые морские сражения, шикарная атмосфера Карибского моря и оригинальный главный герой. Эдвард Кенуэй — не ассасин. Он случайно убивает ассасина, а дальше просто умело себя за него выдаёт. Как и игра умело выдаёт себя за Assassin’s Creed.
Линия в нашем времени тоже есть, но уже без Дезмонда. Его заменили на нового персонажа. Впрочем, вторичность этой части истории не пострадала. Сюжетные связи с предыдущими частями в Black Flag есть. Но что противоположно бесшумному убийству скрытым клинком в пустыне? Видимо, как раз пушечная канонада во время морского сражения.
Выпускать по одной новой игре серии в год — это уже своего рода рекорд. Но если кто-то и мог превзойти в этом Ubisoft, так это сама Ubisoft. В 2014 году на прилавках оказываются сразу две Assassins Creed — Unity и Rogue. Кстати, начиная с этого момента и по сей день ни в одном названии новых частей больше не появится цифр. Так что даже сами разработчики уже перестали их считать.
Тем не менее, Unity стала для серии серьёзным шагом вперёд. В техническом плане. Это был первый Assassin’s Creed, вышедший на консолях нового поколения. Владельцам ПК ради того, чтобы насладиться обновлённой графикой, приходилось обновлять железо. Выглядит игра действительно невероятно красиво. Сюжет переносит игрока в революционную францию. А там есть на что посмотреть.
Геймплейных новшеств особо не завезли. Напротив, отказались от многих ценных идей, которые были в серии раньше. Даже таких базовых, как смена оружия во время боя. В результате оценки впервые приблизились к 70 баллам на Metacritic. Но игра всё равно продалась тиражом более 10 миллионов экземпляров. Чего, увы (или, к счастью, если она вам не нравится), не скажешь о следующей части.
Assassin’s Creed: Rogue вышла всего через полгода после Unity. Сделана она на старом движке. Идеальное сочетание факторов, чтобы пойти ко дну. И Rogue действительно продалась значительно хуже предшественницы. А жаль. Свои плюсы у неё всё же были.
С точки зрения игрового процесса Rouge выглядит как дополнение к Black Flag. Сюжетно — как дополнение к Assassin’s Creed III. Но всё же было в ней кое-что оригинальное и весьма ценное. Впервые в серии протагонист осознанно переходит на сторону тамплиеров. И это не просто моральный выбор, а геймплейная фишка.
Теперь из кустов и с крыш охотится не игрок, а охотятся на игрока. Прелесть механик, которые в предыдущих играх часто приходилось использовать, теперь можно ощутить на себе. Заказы на убийство сменились заданиями для телохранителя. В общем, эксперимент интересный, но коммерчески неудачный.
Следующая игра — Assassin’s Creed: Syndicate — вышла в 2015 году и перенесла действие в викторианский Лондон. Главных героя два и они близнецы. Чтобы понять, насколько важна привязка игры к общему лору серии, приведём пример. Один из братьев собирает уличную банду, которую контролируют ассасины, чтобы бороться с другой уличной бандой, которую контролируют тамплиеры. Действительно, свежий взгляд.
При этом игра не так плоха. Визуал красив, сеттинг свеж, сюжет интересен. А исторические персонажи второго плана очень близки к нашей эпохе. Особенно Карл Маркс, Чарльз Дарвин и изобретатель телефона Александр Белл. Оценки критиков впервые со времён Black Flag вновь приблизились к 80 баллам на Metacritic. Но продажи за первые два года, увы, лишь немного превысили 5 миллионов копий. После этого серия совершила настоящий прыжок веры. Только не в стог сена, а в кое-что поинтереснее.
Ассасины? Никогда не слышал…
На 2016 Ubisoft приготовила фанатам Assassin's Creed настоящий сюрприз. Впервые за 8 лет не вышло ни одной основной игры серии. Но, как оказалось, это было затишье перед бурей. И уже в 2017 на прилавках появилась, во всех смыслах, новая часть.
Здесь нужно вставить небольшую историческую справку. Мы не делали этого раньше, так как следить за историей по играм Assassin’s Creed, это как погружаться в классическое литературное произведение с помощью фанфиков. Но на этот раз ситуация особенная. Историческая организация ассасинов возникла в конце XI века. Орден тамплиеров — в начале XII века. А действие Assassin’s Creed: Origins происходит в I веке. Причём, до нашей эры.
Территориально игра вернулась на родное средиземноморское побережье. В основном — в Египет. Так что на этот раз можно полазить даже по пирамидам. Вообще, отечественным геймерам эта история куда ближе, например, чем американская третья часть серии. Большинство фоновых персонажей хорошо знакомы. А политическое убийство из финала известно нам с пятого класса.
Справедливости ради, существование ассасинов за тысячу лет до создания ордена ассасинов в игре объясняют логически. На самом деле, зародилась организация именно здесь, просто под другим названием — братство незримых. А первый скрытый клинок, фирменное оружие серии, героям и вовсе подарила Клеопатра.
Геймплейно Origins тоже не стесняется вносить новое в серию. Во-первых, теперь она намного больше похожа на RPG. Справляться с противниками помогает не навык игрока, а прокачка персонажа. Социальный стелс отправился под нож. А боевая система переработана в сторону усложнения. Появились, кстати, и бои с огромными мифическими монстрами в духе Monster Hunter. Что нам тоже сюжетно объясняют.
Игра на самом деле получилась отличная. Особенно если забыть, что это очередная Assassin’s Creed. Как обычно у Ubisoft, она очень красивая. Играть весело. Геймплейные механики разнообразны (чего стоит только бой на античных галерах). А сюжет в меру захватывающий. Признание не заставило себя ждать. Оценки на Metacritic выше 80 баллов. И больше 10 миллионов проданных копий.
После такого успеха возвращаться к истокам было бы глупо. И Ubisoft бросилась расширять новые горизонты. Новая часть снова вышла через год. Помните, что по новым данным, ассасины появились в I веке до нашей эры? В Assassin’s Creed: Odyssey события разворачиваются за 400 лет до этого, во времена Древней Греции.
Ассасинов тут нет даже на уровне идеи. Разве что в редких вставках из современности. Зато есть царь Леонид, философы Сократ и Платон, куча мифических существ типа Минотавра и Медузы, и даже легендарная Атлантида.
Геймплейно игра изменилась не очень сильно. Это почти Origins, только чуть больше, чуть удобнее и чуть разнообразнее. А ещё в Odyssey завезли вариативность сюжета — возможность выбрать тот или иной вариант развития истории. Даже пол главного героя теперь тоже можно определить самому.
Итого, Odyssey — великолепная игра, которая почему-то всё ещё называется Assassin’s Creed. Хотя тут даже скрытого клинка нет. Оценки у неё на уровне 90 баллов. Продажи — 1,3 миллиона копий за первую неделю, а на сегодня — более 10 миллионов. И ещё один неоспоримый плюс: это последняя игра серии, которая выходила в ежегодном режиме. Дальше Ubisoft решила брать 2–3 года на разработку.
Следующая часть с подзаголовком Valhalla вышла в 2020-м. Разработчики решили забросить игрока в модный на тот момент (Кратос не даст соврать) скандинавский сеттинг. Ассассины тут, правда, всё-таки есть. Они появляются в нашем лагере и даже дарят скрытый клинок. Но вот сам герой (или героиня) от этого викингом быть не перестаёт. И внешне, и по своей сути. Он плавает на дракаре, грабит английские поселения, врывается в монастыри и всё время сурово размахивает топором. Герой первой части Альтаир сгорел бы от стыда за такого собрата. К счастью, во время событий этой игры он ещё не родился.
Геймплейно это всё ещё натянутый на новый мир Odyssey с большинством его плюсов и минусов. Изменения есть, но они скорее косметические. Например, стало меньше надеваемых предметов, зато боевая система стала более динамичной, чтобы соответствовать задачам разграбления Англии и защиты Асгарда от ледяных великанов.
Схема сработала опять. Оценки игры чуть упали по сравнению с предшественницей. А вот продажи, если верить Ubisoft, били все рекорды. Так что, через год нас ждёт ещё одна Valhalla в новом сеттинге? А вот и нет!
Французская компания решила угодить вообще всем. Взяв рекордные для серии три года на разработку, в 2023 она выпустила Assassin’s Creed: Mirage. И если просто смотреть видео с нарезками из игры, может показаться, что это ремейк самой первой части. Визуально и стилистически всё выглядит практически один в один.
Но стоит только начать играть, и мираж рассеивается. Ядро у игры всё равно от Odyssey и Valhalla. Даже сюжетно Mirage является приквелом игры про викингов. Так что Святой Земли в период крестовых походов здесь нет. Действие разворачивается в до боли похожем на неё Багдаде IX века.
Скрыть истинную сущность Mirage не помогает даже возвращение социального стелса и других узнаваемых «фишек» первой части типа «бюро ассасинов» и беседок, где можно спрятаться. Уши же более поздних частей торчат отовсюду. Но если вы начали играть именно с них, для вас это может оказаться даже плюсом.
А вот с чем Mirage не повезло точно, так это с сюжетом. Ни привязка к прошлой части, ни богатейший исторический материал не помогли разработчикам создать крепкую историю. Оценки и продажи в сравнении с Valhalla просели. И Ubisoft решила вернуться обратно к проверенной схеме. Но прежде, чем мы перейдём к получившейся в результате Assassin’s Creed Shadows, давайте вспомним, что ещё выходило в рамках франшизы.
Тоже своего рода ассасины
Когда выпускаешь по одной игре основной серии в год, на спин-оффы время найти непросто. Но только если вы — не Ubisoft. Первую побочную часть Altaïr’s Chronicles французы выпустили уже в 2008 году. Всего через год после релиза первой Assassin’s Creed. И хотя игра вышла на мобильных устройствах, сюжетно — это полноценный приквел. Игрок узнаёт историю несчастной любви Альтаира, параллельно убивая тамплиеров и решая простенькие головоломки.
Вторая побочная игра серии Assassin’s Creed: Bloodlines вышла в 2009 году эксклюзивно для PSP. Она открывает новую страницу жизни Альтаира. Для общей истории её сюжет (хоть и неплохой) особой ценности не имеет. Зато визуал хорошо показывает, каким бы был первый Assassin’s Creed, выйди он не в 2007, а в 2001. Ещё из интересного — оригинальные боссфайты с яркими персонажами, среди которых есть настоящая ведьма.
В 2009 Ubisoft выпустила Assassin’s Creed II: Discovery для Nintendo DS. Это довольно симпатичный 2D-платформер. И тоже спин-офф. Но уже не про Альтаира, а про Эцио. Хронологически игра занимает место между второй номерной частью и Brotherhood, а сюжет рассказывает о путешествии героя в Испанию.
Следующая побочная игра серии Assassin’s Creed III: Liberation вышла в 2012 году на PlayStation Vita. Визуально она выглядела неплохо. Роль главного героя впервые в серии исполнила девушка. А сюжет перенесли в неплохо сделанный Новый Орлеан XVIII века. В остальном, к сожалению, игра не удалась. Что подтвердили низкие оценки и посредственные продажи.
Вместе с Black Flag в 2013 вышел ещё один спин-офф для мобильных устройств — Assassin’s Creed: Pirates. И если основная часть не совсем про ассасинов, то это вообще был обычный симулятор пиратского корабля. Играть в неё вполне можно. Но трудно избавиться от ощущения, что Ubisoft просто налепила известный бренд на отдельную игру ради продвижения серии.
В 2014 французы решили красиво срубить денег и выпустили отдельной игрой DLC для Black Flag под названием Assassin's Creed Freedom Cry. Параллельно выпустили ещё одну мобильную игру Assassin's Creed: Memories. Этот 2D-платформер интересен тем, что его серверы закрылись уже в 2015, а игру удалили из всех магазинов приложений.
В 2015 и 2016 годах вышли сразу три побочные игры серии, которые действительно заслуживают внимания. Объединены они названием Assassin's Creed Chronicles и носят подзаголовки China, India и Russia. Геймплейно это 2,5D-платформеры. Довольно интересно сделанные визуально. И очень занимательно написанные с точки зрения сюжета. Причём, не только потому, что одного из героев зовут Николай Орелов.
Игры значительно расширили общий лор серии, показав, насколько широко не только во времени, но и по карте распространилась борьба ассасинов и тамплиеров. В отличие от большинства остальных спин-оффов, играть в них приятно даже сегодня.
В 2018-м на мобильных устройствах вышла Assassin’s Creed Rebellion. По сути, обычная донатная доильня. Но некоторый шарм в ней всё же есть. Во-первых, она очень симпатично сделана. Во-вторых, на своей базе игрок может собрать практически всех ассасинов, которые появлялись в играх серии.
Помимо этого есть ещё Assassin’s Creed Nexus для VR, мобильные версии ранних основных частей, а также игры Project Legacy, Multiplayer Rearmed, Recollection и The Tower Assassin’s Creed. Но про них, кроме самого факта существования, рассказать в общем-то нечего. Если не согласны, пишите в комментариях. А мы переходим к самому спорному ответвлению франшизы — её голливудской экранизации.
На бумаге фильм «Кредо убийцы» выглядел гарантированным хитом. Снимать его для Ubisoft взялась студия Regency Enterprises, ответственная за такие хиты как «Бойцовский клуб» и «Мистер и Миссис Смит». Актёрский состав тоже собрался блестящий: Фассбендер, Котийяр, Айронс, Глисон. За постановку трюков взялся опытный каскадёр и мастер паркура Дэмиен Уолтерс.
Сюжет сделали максимально выверенным. С одной стороны, он неплохо вписывается в игровой лор. С другой — рассказывает совершенно новую историю столкновения ассасинов и тамплиеров в Испании конца XV века. Слухи о том, что студия рассчитывает снять целую серию фильмов по Assassin’s Creed, появились в СМИ за полгода до премьеры..
И всё же кинофраншизы из франшизы игровой не вышло. Фильм получил низкие оценки критиков и провалился в прокате. При производственном бюджете в 125 миллионов долларов картина собрала всего 240. В теории, при большом успехе на носителях, со временем Фассбендер и компания могли выйти в ноль. Но о продолжениях с такими сборами в любом случае не могло быть и речи.
Причин этой неудачи несколько. Тут и сложность фильма для зрителя, не знакомого с игрой. И слабые визуальные эффекты, которые местами недалеко ушли от игр. И неопытность режиссёра, для которого «Кредо убийцы» стало первым настолько большим и дорогим фильмом. Но мы советуем вам составить собственное мнение. Потому что как минимум ознакомительного просмотра картина заслуживает.
Фильм всё-таки справился с одной из своих задач — сделал франшизу более узнаваемой за пределами геймерского сообщества. Эстетика ассасинов оказалась привлекательной и легко воспроизводимой. Сегодня редкий слёт косплееров обходится без загадочных фигур в капюшонах. А маркетплейсы кишат мерчем, включая стилизованную одежду, имитацию скрытых клинков, кружки, коврики для мышек и другие сувениры в стилистике серии.
Assassin’s Creed Shadows
Как говорил злодей из другой франшизы Ubisoft: «Безумие — повторение одного и того же действия с надеждой на другой результат». Поэтому последнее время французы делают с точностью до наоборот. Каждый раз они пытаются создать что-то новое, но результат получается на удивление стабильный.
Вот и сейчас, судя по демонстрациям геймплея и обзорам, нас ждёт очередная Assassin’s RPG в стиле Valhalla и Odyssey, только в сеттинге средневековой Японии. Кстати, этот регион в серии имеет непростую судьбу. Ещё в 2014 году креативный директор Assassin’s Creed III Алекс Хатчинсон назвал его «слишком скучным».
Shadows неминуемо придётся конкурировать с высочайшим уровнем проработки японской культуры в Ghost of Tsushima. И бог знает с каким высоким в предстоящей Ghost of Yotei. В этом плане новая часть Assassin’s Creed умудрилась потерпеть первое поражение ещё до релиза. Сначала попавшись на плагиате в артбуке игры, а затем случайно засветив в трейлере китайскую архитектуру вместо японской.
С точки зрения игрового процесса новшеств не так много. В первую очередь, это возможность развивать собственное поселение. А ещё, главных персонажа теперь два. Первый — мощный и умелый в бою темнокожий самурай. Вторая же — ниндзя и мастер стелса. Между ними по ходу игры можно переключаться. Что впечатлит тех игроков, которые за 10 лет так и не узнали о существовании GTA V.
И ладно бы у Shadows были только собственные проблемы. С этим игры серии Assassin’s Creed справлялись неоднократно. В спину прилетел нож (а точнее, световой меч) от другой игры Ubisoft. Плохие продажи Star Wars Outlaws в прошлом году больно ударили по компании, обрушив её акции. По такому случаю релиз Shadows сместили почти на полгода. Изначально она должна была выйти в ноябре 2024. Разработчики решили не рисковать и отполировать проект до блеска.
Ubisoft обильно насыпала повестки в новую игру. Однополые романы доступны обоим главным героям. Есть небинарный персонаж по имени Ибуки, который называет себя местоимением «они», что звучит нелепо для феодальной Японии XVI века. Есть также мужчина-самурай нетрадиционной ориентации. Ладно, в то время такое случалось, вспомните хотя бы фильм «Табу» (1999). Японские геймеры, в свою очередь, негодуют от того, что афросамурай может закрутить роман с сестрой Оды Нобунаги. Ведь она — предок текущего 126-го императора Японии Нарухито.
Багаж сложностей у новой части франшизы про ассасинов накопился серьёзный. И всё же это по-прежнему Assassin’s Creed. А значит, вопреки всему проект запросто может стать одной из самых успешных игр года, что не один раз делали её предшественницы. Конечно, при своей почти двадцатилетней истории эта игра заслуживает шанс. Тем более, первые оценки критиков и игроков на уровне 80 баллов намекают, что всё не так плохо. Мы в Shadows обязательно поиграем. И вы поиграйте. А потом поделитесь впечатлениями в комментариях.
Больше интересных фактов о серии Assassin’s Creed читайте в нашем Telegram-канале.
#assassinscreed #assassinscreedshadows #assassinscreedvalhalla #assassinscreedodyssey #assassinscreedorigins #assassinscreedmirage #assassinscreedunity #assassinscreed2 #assassinscreedsyndicate #assassinscreedblackflag #assassins_creed #assassinscreed3 #assassinscreedrevelations #assassinscreedchronicles #assassinscreedbrotherhood #историясерии #историясоздания #историяигр #ubisoft #ubisoftgames