Эволюция кооперативных игр: вместе веселее
В честь релиза новой игры Split Fiction от неугомонного матерщинника Юсефа Фареса решили окунуться в историю кооперативных развлечений. Перенесёмся в прошлое и выясним: с чего всё началось. Какой была первая кооперативная игра. Как эволюционировали механики совместного прохождения и противостояния. А также с какими техническими вызовами сталкивались и сталкиваются разработчики по сей день.
Кооперативные игры уже давно не просто развлечение, а способ взаимодействия и даже проверки дружбы или отношений на прочность. Ведь здесь всё зависит не только от навыков, но и от умения работать в команде. Погрузимся в мир кооператива и попробуем понять: чем же так разительно отличается соло-геймплей от совместной игры с друзьями и близкими.
История кооперативных игр: от аркадных автоматов до ПК
Аркадные автоматы
В 1973 году появился первый коммерческий проект с возможностью совместной игры. Им стала аркадная Pong Doubles (1973) от Atari. Это была версия популярного теннисного симулятора Pong (1972) с возможностью играть вдвоём. Для того времени это действительно был настоящий прорыв. Позднее игру адаптировали для домашних консолей и неоднократно перевыпускали многочисленные её вариации. Но началось всё именно в аркадных залах.
К началу 80-х многие игровые автоматы стали поддерживать кооперативный режим. Wizard of Wor (1981) позволял играть в одиночку, в команде или соревноваться друг с другом. В Joust (1982) игроки могли как помогать друг другу, так и зарабатывать бонусные очки, атакуя союзника. Mario Bros. (1983) от Nintendo предлагала режимы как для совместной, так и для соревновательной игры.
Кооперативные игры стали очень популярны среди владельцев аркадных залов. Ведь они приносили двойной доход за счёт одновременного участия двух игроков. В 1985 году Gauntlet (1985) впервые ввела систему входа и выхода игроков из игры. Суть проста: игрок закидывает монету в автомат и играет в соло-режиме. Второй игрок может вкинуть ещё одну монету и присоединиться к первому в разгар веселья. Другие проекты подхватили эту идею. Механика появилась в Quartet (1986), Ikari Warriors (1986) и Rampage (1986).
Жанр beat 'em up внёс значительный вклад в развитие кооперативных игр. Double Dragon (1987) популяризировал динамичные бои на двоих. Позже этот успех закрепили Final Fight (1989), Teenage Mutant Ninja Turtles: The Arcade Game (1989) и другие популярные проекты того времени.
Игровые консоли
На заре консольного гейминга многие аркадные игры с кооперативом перенесли на домашние платформы. Однако технические ограничения часто вынуждали заменять совместную игру поочерёдной. Например, на 8-битной консоли NES первая часть Double Dragon (1993) потеряла кооперативный режим. Из-за этого разработчики даже изменили сюжет игры. Главным героем стал Билли Ли, а Джимми Ли стал антагонистом. К счастью, кооператив вернулся в Double Dragon II и III.
Beat 'em up оставался популярным жанром и на консолях. Streets of Rage и River City Ransom стали культовыми франшизами. Жанр «беги и стреляй» тоже стремительно набирал популярность благодаря игре Contra (1987) для NES. Gunstar Heroes для Sega Genesis и серия Metal Slug для Neo Geo также получили признание и любовь игроков.
Разработчики спортивных симуляторов также активно использовали кооператив. Electronic Arts выпустила NHL Hockey (1991) и Madden NFL (1990) для Sega Genesis. Они позволяли двум игрокам сражаться против компьютера. 90-е стали эпохой расцвета спортивных видеоигр. Только ленивая студия не пыталась откусить кусок этого перспективного и прибыльного пирога. Когда каждый год можно было выпускать новую часть симулятора, который мало чем отличался от предыдущей части, за исключением состава команд.
Консольные ролевые игры с кооперативом встречались реже из-за отсутствия в то время онлайна. Dungeon Explorer (1989) для платформы TurboGrafx-16 стал одним из проектов, который поддерживал до пяти игроков. Secret of Mana (1993) позволяла двум или трём игрокам присоединяться к партии в любой момент. В Final Fantasy VI (1994), хоть она и была однопользовательская, можно было чередоваться во время сражений. Второй игрок мог контролировать половину персонажей в группе. Об этой возможности до сих пор знают далеко не все поклонники серии.
С выходом Nintendo 64 (1996) кооператив стал более доступным благодаря четырём портам для контроллеров. Позже эту функцию переняли Dreamcast, GameCube и Xbox.
Персональные компьютеры
Стоит обязательно упомянуть игру Floyd of the Jungle (1982), которую разработал знаменитый геймдизайнер Сид Мейер. Это стал первый в истории проект для компьютера Atari 800, который поддерживал кооператив на четверых игроков на одном экране. Графика и игровой процесс были очень простыми, но для своего времени это стало своего рода мини-революцией в сфере совместных развлечений.
Следующий важный этап эволюции кооператива на ПК — релиз Doom (1993). Впервые до четырёх игроков могли проходить кампанию в шутере от первого лица по локальной сети. Изначально игра была нацелена на одиночное прохождение. Но если к игре присоединялись другие пользователи, сложность повышалась. id Software продолжила развивать механики кооператива в Doom II, Quake и Quake II.
В 2000-х многие FPS отказались от кооперативных кампаний, сосредоточившись на одиночном опыте или сетевых матчах. Однако Killing Floor (2005), которая изначально была модом игры Unreal Tournament 2004 (2005), представила кооперативный режим. Его суть в выживание игроков с механикой волнообразного нападения враждебных существ. Позднее серия Gears of War ввела схожий режим «Орда». Это стало новым толчком для развития кооперативных игр и последующего появления режимов «Перестрелка» в Halo 3: ODST и «Нацистские зомби» в Call of Duty: World at War.
Затишье в 2000-х
После распространения интернета разработчики начали отдавать приоритет онлайн-режимам. Теперь не нужно, чтобы второй игрок находился рядом, поэтому кооперативные игры постепенно уступили место соревновательным проектам. Вместе с этим изменился и сам подход к игровому дизайну. Локации стали более открытыми, головоломки упростились, а с боссами можно было справляться силами целого сервера, что снизило необходимость в продуманном балансе.
Геймдизайнер Юсеф Фарес, известный по играм A Way Out и It Takes Two, вспоминает, что кооперативные сюжетные игры в нулевые практически исчезли. В одном из интервью он рассказал, что однажды пытался найти интересную игру для совместного прохождения с другом, но не смог. Именно тогда у него и появилась идея создать A Way Out — проект, полностью основанный на взаимодействии двух игроков. О том, что из этого вышло, мы все прекрасно знаем.
Проблемы жанра
Сложность технической реализации
Кооперативные игры привлекают игроков уникальными механиками и ситуациями, которые невозможно встретить в других жанрах. Дизайн строится вокруг взаимодействия нескольких людей и их персонажей, но разработчики сталкиваются с важной проблемой: что делать, если игрок остаётся один? Баланс, рассчитанный на группу, может превратить одиночное прохождение в крайне сложное или даже невозможное испытание.
Ярким примером этой проблемы стала Forced (2013), где игровой процесс полностью зависел от совместной работы. Из-за особенностей механики прохождение в одиночку становилось практически невыполнимой задачей. В игре Helldivers (2015) сложность связана с огромным количеством врагов и типов атак, которые легко могли вывести из строя игрока, когда он противостоит противникам один. Разработчики создавали игру, исходя из того, что у каждого будет напарник, что делало её невероятно сложной для одиночного прохождения.
Один из способов для создания комфортной соло-игры в кооперативных проектах — мини-кампании. Так можно снизить порог вхождения и дать возможность игрокам лучше подготовиться к совместному прохождению. Особенно, если в игре есть толковая система обучения.
Привлечение и удержание игроков
Геймерская культура со временем изменилась: всё больше людей предпочитают одиночный опыт или сессионные онлайн-забеги. Кооперативные игры, не имеющие сюжетной привязки, напрямую зависят от активности сообщества. Чем больше в проекте разных механик, тем выше интерес игроков. Если игра не удерживает аудиторию, она не просто теряет популярность. Такой проект становится практически неиграбельным, ведь без других людей его механики теряют смысл.
Некоторые проекты пытаются удерживать интерес аудитории за счёт глобальных целей. В Helldivers игроки выполняют задания сообщества. Это помогло значительно продлить игре жизнь. Однако когда активных пользователей становится меньше, эти механики становятся недоступными. Подобная ситуация произошла с Abyssey: разработчики строили игру вокруг совместного прогресса, но после первоначального ажиотажа аудитория сильно сократилась. Поэтому новые игровые события фактически замерли.
Сюжетные кооперативы, в отличие от онлайн-сервисов, нельзя расширять новыми механиками. Максимум — исправлять баги. Чтобы сделать их более увлекательными, разработчики добавляют интерактивность, сравнимую с онлайном. Такие проекты можно также приурочены к различным событиям и событиям, чтобы бустануть их популярность. Например, It Take Two (2021) отлично подходит для Дня всех влюблённых, а для фанатов яблочного спаса вполне подойдёт Stardew Valley (2016).
Коммерческая выгода
Как ни крути, но финансовый вопрос играет ключевую роль в развитии кооперативных игр. Для разработчиков важно не только создать интересный геймплей, но и обеспечить его коммерческую выгоду. И в этот момент они встают перед непростым вопросом. Ведь локальный кооператив на одном устройстве означает, что два игрока могут пройти игру, купив лишь одну копию, что ощутимо снижает продажи. А вот онлайновые кооперативные проекты, напротив, вынуждают каждого пользователя приобрести собственную копию, что увеличивает прибыль разработчиков и издателей.
Рост популярности кооперативных проектов
Несмотря на определённые сложности, кооперативные игры продолжают набирать популярность. С каждым годом выходит всё больше проектов, ориентированных на совместное прохождение, что говорит о росте спроса среди игроков. Согласно исследованию VG Insights, 2023 год стал рекордным по количеству кооперативных релизов в Steam — на платформе вышло 799 игр.
Тенденция к росту особенно заметна в сравнении с прошлыми годами. В 2022 году в Steam появилось 701 кооперативное издание, а в 2021-м — 650. Ещё в 2018–2019 годах таких релизов было почти вдвое меньше, что подчёркивает резкий всплеск интереса. Эксперты сходятся во мнении, что такая тенденция сохранится в ближайшие годы. И мы увидим ещё больше интересных проектов, заточенных под совместное прохождение.
Разновидности локального кооператива
Разделение экрана
Игры с режимом разделённого экрана (split screen) позволяют двум и более игрокам взаимодействовать в одном игровом пространстве, используя один экран. Важны не только механики, но и живая коммуникация между участниками в пределах «одного дивана». Разделение экрана позволило развить кооперативный режим, делая его доступным для игр самых разных жанров — от гонок до шутеров и головоломок.
Одна из первых игр, которая использовала такой формат — Drag Race (1977) от Kee Games, дочерней компании Atari. Этот аркадный проект позволял двум игрокам одновременно участвовать в гонках, используя рули и педали газа, встроенные в игровой автомат. Уникальной особенностью стала стереосистема, воспроизводящая звуки каждого автомобиля отдельно для каждого игрока, создавая эффект полного погружения.
Следующим значимым шагом в развитии кооперативных игр с разделённым экраном стала Xenophobe (1987) от Bally Midway. Игра предлагала сразу трём игрокам возможность сражаться против инопланетных существ на одном экране. Помимо технических новшеств, Xenophobe выделялась разнообразием врагов: например, если не убить монстра Critter вовремя, он мутировал в более опасного Roller’a.
Среди современных игр с разделённым экраном стоит вспомнить замечательную Portal 2. Первая часть, вышедшая в 2007 году, предлагала игроку в одиночку решать головоломки. Но сиквел сделал ставку на кооперативное прохождение. Разработчики из Valve представили новый режим, где два игрока управляли роботами Атласом и Пи-боди, преодолевая сложные испытания в Лаборатории исследования природы порталов компании Aperture Science.
Кооператив в Portal 2 (2011) стал не просто дополнительной возможностью, а полноценным игровым режимом со своей историей и механиками. Игроки должны работать вместе, создавая порталы и координируя действия для решения сложных задач. Одному персонажу требовалось, например, удерживать нажатой кнопку, в то время как второй проходил через серию порталов, избегая ловушек. Без слаженной командной работы пройти уровни практически невозможно.
Кооператив на одном экране
Первой кооперативной игрой является аркадная игра Pong (1972), как мы говорили ранее. С тех пор индустрия прошла долгий путь, появилось множество новых механик, но классический локальный кооператив остаётся востребованным, как и в 70-х. В отличие от проектов с разделением экрана, такие игры позволяют играть как на одном устройстве, так и в онлайн-кооперативе. А среди жанров особенно популярны платформеры, файтинги и аркады.
Одним из самых знаковых кооперативных проектов в конце 80-х стал Teenage Mutant Ninja Turtles (1989). Игроки могли выбрать одну из четырёх черепах-ниндзя и сражаться с врагами, знакомыми по мультсериалу. В игре было семь уровней, в конце каждого ждал уникальный босс с собственными атаками и тактикой. Уверены, что многие жители России помнят 8-битные проекты про черепашек-ниндзя для NES («Денди«), в которые вся страна играла в 90-х. Последняя игра франшизы — Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutants Unleashed (2024) от A Heartful of Games — продолжает традиции кооперативного геймплея, позволяя игрокам объединяться для победы над злом.
Среди современных успешных проектов можно выделить Cuphead (2019) с уникальной анимацией в стиле старых мультфильмов 1930-х годов. Игроки управляют Чашеком и его братом Кружеком, сражаются с боссами, чтобы вернуть долг дьяволу. В версии для консоли Nintendo Switch кооператив реализован максимально удобно: два игрока используют отдельные джойконы и проходят игру на одном экране. Благодаря своему уникальному визуальному стилю и очень сложному геймплею, Cuphead стала одной из самых запоминающихся игр в жанре кооперативных платформеров и run and gun.
Консоль Nintendo Switch в целом сделала локальный кооператив доступнее, предлагая не только платформеры, но и множество других развлечений. Например, в сборнике 1-2-Switch игроки соревнуются в необычных мини-играх — от дуэлей в стиле Дикого Запада до доения коров на скорость. Хотя идея использования контроллеров для таких игр существовала и раньше (например, в предыдущих консолях Wii и Wii U), Switch популяризировала формат и сделала его доступным широкой аудитории.
Hotseat
Многопользовательский режим, в котором игроки совершают ходы по очереди, играя на одном устройстве. Этот формат появился ещё в аркадных автоматах 1980-х, а затем стал популярен в ПК-играх, особенно в стратегиях. Вместо разделённого экрана или сетевой игры участники передают управление друг другу по очереди, что делает процесс более тактическим и неспешным.
Самый известный пример Hotseat — серия Heroes of Might and Magic. В этих пошаговых стратегиях игроки собирают армии, управляют городами и сражаются за контроль над фэнтезийным миром. Первая часть вышла в 1995 году, а последняя, Might & Magic Heroes VII, — в 2015. Этот режим позволяет друзьям играть на одном компьютере и участвовать в баталиях, которые могут длиться часами.
Hotseat часто встречается в консольных играх, особенно в казуальных развлечениях. Например, в Wii Sports и Wii Sports Resort некоторые дисциплины, такие как гольф, требуют от игроков ходить по очереди, передавая друг другу контроллер. Такой формат делает игру доступной для всех и значительно веселее. Плюсом является отсутствие необходимости покупать дополнительные контроллеры для всех. Обойтись можно малым.
Какие жанры идеальны для кооператива
Файтинги
Одним из первых кооперативных файтингов стал аркадный Warrior (1979). В этой игре два рыцаря-дуэлянта, выполненные в монохромной векторной графике, сражались друг с другом. Из-за технических ограничений процессор мог отображать либо персонажей, либо окружение, поэтому цветные фоны печатались на плёнке, а бойцы проецировались поверх них. Изначально разработчики планировали систему управления с двумя джойстиками для каждого игрока. Но из-за финансовых ограничений пришлось оставить по одному стику и кнопке переключения режимов. Из-за этого управление стало сложнее, но зато проект заложил основу для будущих файтингов.
Сегодня самыми популярными представителями жанра остаются серии Mortal Kombat (1992), Street Fighter (1987) и Tekken (1994). Во всех них есть как одиночные сюжетные кампании, так и кооперативный режим — на одном устройстве или через онлайн. В новых частях разработчики углубляются в проработку боевой механики, развитие сюжета и улучшение графики, но кооперативный формат остаётся практически неизменным. Сложно придумать принципиально новые механики для совместной игры.
Платформеры
Платформеры предоставляют разработчикам огромные возможности для внедрения новых механик и идей. Сегодня выходят множество кооперативных сюжетных проектов, а старые игры получают продолжения с упором на совместное прохождение. Ярким примером кооперативного платформера стала игра Unravel Two (2018). В ней два героя связаны друг с другом нитью, что делает совместное прохождение обязательным элементом геймплея.
Игроки должны работать сообща, чтобы решать головоломки, исследовать мир и преодолевать испытания. Основное приключение разворачивается на живописном острове, но помимо основной сюжетной кампании доступны дополнительные, более сложные уровни, требующие идеальной синхронизации и взаимопонимания между игроками.
Ещё один популярный кооперативный проект с элементами платформера — Overcooked. Здесь вы выступаете в роли поваров, которые должны готовить блюда в условиях ограниченного времени. Каждому члену команды нужно быстро выполнять свою роль: нарезать ингредиенты, готовить, подавать заказы и убирать кухню. Из-за постоянного увеличения сложности и появления неожиданных препятствий, вроде двигающихся платформ или разделённых рабочих зон, игрокам приходится работать слаженно, чтобы успеть выполнить все заказы вовремя. Игра является отличной проверкой дружбы на прочность. Так как поругаться в процессе из-за высокого уровня стресса — легче лёгкого.
Автосимуляторы
Жанр автосимуляторов всегда привлекал разработчиков возможностью реализации соревновательного геймплея. Одной из первых серий, оставивших значительный след в истории, стала Lotus Espirit Turbo Challenge (1990). Игрокам приходилось следить за дорожными знаками, предсказывать крутые повороты и даже учитывать расход топлива. Чтобы не заглохнуть посреди трассы, нужно было вовремя заезжать на пит-стоп. Соревноваться можно не только с друзьями, но и с 20 противниками, управляемыми искусственным интеллектом. В игре 15 трасс с увеличивающейся сложностью.
Классические симуляторы продолжают совершенствоваться, но есть и более оригинальные вариации. Например, серия Mario Kart предлагает не просто гонки, а настоящие аркадные баталии с бонусами, ловушками и весёлым хаосом на трассе. Первая игра серии вышла в 1992 году, а к настоящему времени было выпущено 16 игр, включая аркадные версии. Самой успешной стала Mario Kart 8 Deluxe для Nintendo Switch, которая разошлась тиражом более 100 миллионов копий. При таких продажах даже язык не повернётся назвать серию «агуша-геймингом».
Ещё один необычный представитель жанра – Road Redemption (2014). Это не просто гонка, а смесь нескольких жанров: экшена, боевика и рейсинга. Игрокам предстоит не только соревноваться в скорости, но и устранять соперников прямо во время заезда, используя оружие ближнего боя, автоматы и бомбы.
Спортивные симуляторы
FIFA — одна из самых узнаваемых серий спортивных симуляторов, разработанная студией EA Canada и издаваемая Electronic Arts. Первый проект, FIFA International Soccer, вышел в 1993 году и уже тогда поддерживал кооперативный режим на четырёх игроков. Серия ежегодно обновляется, добавляя актуальные составы, лиги и механики. В 2022 году EA завершила сотрудничество с FIFA, и теперь новые игры выходят под брендом EA Sports FC. В кооперативном режиме игроки могут участвовать в матчах как на одной стороне, так и соревноваться друг против друга, создавая команды мечты в Ultimate Team.
Серия NBA 2K, созданная студией Visual Concepts, вышла в 1999 году и с тех пор стала главным баскетбольным симулятором. Игры имитируют реальный сезон Национальной баскетбольной ассоциации (NBA), позволяют игрокам управлять звездами лиги и создавать собственные команды. В 2018 году создали официальную киберспортивную лигу NBA 2K League, что лишь усилило популярность кооперативного режима. Игроки могут играть как в локальном кооперативе, так и в онлайн-матчах, где важны командная работа, тактика и навыки взаимодействия.
NHL Hockey от EA Vancouver с 1991 и по сей день остается самым популярным симулятором хоккея на рынке. Благодаря лицензии Национальной хоккейной лиги (NHL) в играх представлены реальные клубы, стадионы и хоккеисты. В кооперативном режиме игроки могут объединяться в команды, участвовать в сезонах и турнирах, а также соревноваться друг с другом. Одной из особенностей серии является возможность драк на льду, что добавляет реализма и зрелищности матчам. Многие любят этот спорт именно за мордобой и «страсти на льду», ведь правда?
Заключение
Кооперативные игры — особый способ взаимодействия с друзьями и другими игроками. Они учат работать в команде, быстро принимать решения и адаптироваться к игровым условиям. И не так важно, про какой жанр идёт речь, про файтинги, платформеры, гонки или спортивные симуляторы, такие проекты делают игровой процесс более живым и эмоционально насыщенным.
Кооперативный режим не просто добавляет возможность играть вместе, но кардинально меняет геймплей. В одной игре это может быть необходимость координировать действия для победы, в другой — конкурентная борьба за лидерство. Игроки не просто следуют заранее заданному сценарию разработчиков, а сами создают уникальные истории, основанные на их взаимодействии.
Будущее кооперативных игр выглядит многообещающе. По крайней мере, пока в индустрии есть такие разработчики, как Юсеф Фарес, которые вкладывают душу в создание игр, которые нужно проходить с другом или своей второй половинкой. Согласитесь, это куда приятнее и интереснее, чем очередная игра-сервис, о которой все забудут спустя пару месяцев, как это случилось с Concord и некоторыми другими проходными проектами.
Получить максимум эмоций от кооперативных игр поможет мощный игровой компьютер от DigitalRazor. Сделайте подарок своему внутреннему геймеру. А с поиском напарника для совместной игры в Split Fiction, мы уверены, вы и сами прекрасно справитесь.
Больше про технологии, видеоигры и игровое железо — на нашем сайте, в Telegram-канале и ВК-паблике.