Первый раз в Halo 5: Guardians - мнение спустя 10 лет после релиза

Пятая и самая спорная номерная часть франчайза Halo вышла в 2015 году - аж целое десятилетие назад. Она является прямым продолжением Halo 4 и предшествует событиям Halo Infinite. В этом году у игры юбилей и я впервые смог в нее поиграть.

Крутейший постер: контраст теплого и холодного, героев игры буквально сталкивают лбами, чувствуется напряжение. Наверняка это эпичное противостояние получило значимое место в сюжете и уж точно не оказалось сбивающим с толку маркетингом.
Крутейший постер: контраст теплого и холодного, героев игры буквально сталкивают лбами, чувствуется напряжение. Наверняка это эпичное противостояние получило значимое место в сюжете и уж точно не оказалось сбивающим с толку маркетингом.

Сначала лирика

Я всегда был преданным фанатом серии, но Halo 5 долгое время была единственной ее главой, пройти которую мне не удавалось. Причина была в отсутствии консоли: после завершения эпохи любимого Xbox 360 я присоединился к рядам пека-бояр, а пятая Halo была и остается эксклюзивом Xbox. Однако, несмотря на критику фанатов в сторону тайтла и долгое отсутствие возможности оценить его лично, я все равно очень хотел закрыть этот гештальт. И вот в конце декабря 2024 я решил, что наконец пора, и одолжил у младшего брата его старый и запылившийся Xbox One. Причем не абы какой, а фатку, релизную версию. В моих планах было накатить туда геймпасс или купить цифровую версию игры, но меня поджидало маленькое новогоднее чудо. Перед тем, как вручить мне консоль, братишка решил проверить ее дисковод и оттуда торжественно, с характерным "бжжж", показался диск Halo 5: Guardians. Радости моей не было предела и по дороге домой у меня сразу всплыло одно конкретное воспоминание: зима, праздники, мне 12 лет, я еду в машине со свеженьким Xbox 360 и купленным с ним впридачу диском Halo: Reach. Возвращаемся в наше время: зима, праздники, мне 25 лет, я еду в машине со стареньким Xbox One и диском Halo 5: Guardians. Жизнь прекрасна, не так ли? Нет! Но пост не об этом.

Уже скоро современные дети перестанут понимать, что это такое и как в это можно играть. Хотя большинство игроков и в 2015 году не поняли, что это такое и как в это можно играть.
Уже скоро современные дети перестанут понимать, что это такое и как в это можно играть. Хотя большинство игроков и в 2015 году не поняли, что это такое и как в это можно играть.

Начало игры - вы включите это на моих похоронах?

В таком расчудесном настроении я вернулся домой, подключил консоль, вставил диск и после мучительно долгой установки наконец запустил игру. Встречает игрока просто шикарный, наверное лучший в серии, вступительный CGI-ролик. Кому нужны современные кат-сцены на движке, когда люди творят такое кино? Я кучу раз смотрел это интро на ютубе, но это не сравнится с ощущениями, которые ты получаешь, смотря его с геймпадом в руках и готовясь ворваться в бой. Оставлю ссылку на ролик здесь, т.к. каждый должен увидеть эту красоту, если еще этого не сделал:

Максимально lore accurate изображение Спартанцев - влетают в бой прямо с неба и разносят орды врагов направо и налево. Поиграть таким образом, конечно, не удастся, но просто посмотреть тоже очень приятно.

После окончания ролика мы моментально начинаем стрелять и здесь Halo 5 выгодно отличается от других игр 343 Industries (ныне Halo Studios, современные разработчики Halo) тем, что не берет разгон слишком долго. Игра не пытается вновь пародировать первые Halo и сначала провести игрока по лайтовому вступительному уровню, а потом уже дать ему поиграться в настоящей песочнице. Нет, здесь мы прыгаем прямо в огонь и веселье начинается моментально: полное разнообразие противников, интересный многоуровневый левел-дизайн и сочный зимний биом, который вообще-то в серии Halo традиционно подается на десерт. Все это не дает заскучать и ощущается очень бодро и свежо даже спустя десяток лет, что говорит либо о недостаточном количестве энтертеймента в современных тайтлах, либо о том, что я закостенелый динозавр с очень низкой планкой.

Немного о геймплее: все еще Halo

Так уж вышло, что раз я не мог пройти Halo 5 в течение этих 10 лет, я решил ознакомиться с ее сюжетом, чтобы понимать все дальнейшие события во вселенной. Я посмотрел на ютубе игрофильм, содержащий в себе все кат-сцены из игры и сделал вывод: сюжет - полное разочарование. Но подробнее о нем позже. Я это к тому, что когда я садился играть в пятую Halo, я ничего не ждал от ее сюжета, все мое предвкушение было сосредоточено исключительно на геймплее. И мне есть, что о нем сказать.

Вступительный уровень под названием Osiris знакомит игрока со всеми основами и нововведениями тайтла - среди них новый, на тот момент модернизированный мувмент, стремящийся увеличить темп и динамику игры. Рывки во все стороны, усиленные атаки на бегу и с воздуха, зависание в воздухе во время прицеливания и подтягивания к уступам при повторном нажатии кнопки прыжка. Все это многие преданные и "трушные" фанаты франчайза тогда встретили негативно, но я, хоть и предпочитаю оригинальные игры современным продолжениям, с ними не совсем согласен. Я не считаю, что быть верным корням и отрицать все новое это одно и то же. Кому понравятся игры, упорно придерживающиеся исключительно доисторических принципов? Спросите Bethesda (если что, мне понравился Starfield). Поясню для далеких от темы - Halo всегда имела особенные физику, мувмент и стрельбу, и вообще ощущалась по-особенному. Двигался игрок всегда медленно и деревянно, реализмом или круто поставленным экшном и не пахло. Весь сок был в сэндбоксе, он же песочница, который давал игроку широчайший инструментарий и условия для того чтобы развлекать себя и самому быть режиссером каждой баталии. Минимум скриптов и максимум свободы - вот о чем была Halo. И не смотря на все нововведения, я чувствовал, что игра сохранила это ядро и даже с ними все еще не стала клоном других современных шутеров. Пусть и другая, но это все еще Halo: у нее свой темп, свой ганплей и своя фирменная песочница.

Первый уровень заходит с козырей и открывает перед игроком красивейшие пейзажи. Качество текстур и динамическое разрешение временами напоминают о возрасте игры и консоли, но в остальном все выглядит очень достойно. 
Первый уровень заходит с козырей и открывает перед игроком красивейшие пейзажи. Качество текстур и динамическое разрешение временами напоминают о возрасте игры и консоли, но в остальном все выглядит очень достойно. 

В игре присутствует явный акцент на кооператив: герой всегда окружен еще 3 тиммейтами, управление за которых могут взять на себя ваши друзья. Вместе с этим пришло еще одно интересное для серии нововведение - помощь напарнику. Когда хп игрока на исходе, он падает наземь и какое-то время ожидает помощи от других членов команды, а те в свою очередь могут оказать ему эту помощь, излечив его. Это также положительно влияет на динамику игры, а еще я заметил, что с расчетом на эту механику и убивать меня противники стали значительно чаще, чем в любой другой игре серии (я всегда играю исключительно на героической сложности). Сами противники после Halo 4 стали намного интереснее и разнообразнее, а битвы с Прометейцами больше не вызывают отторжение и головную боль, за что разработчикам огромное спасибо.

Левел-дизайн также изменился в положительную сторону - скучные и линейные уровни из Halo 4 сменились разнообразными многоуровневыми аренами с многочисленными секретными проходами. Ко всему этому можно также добавить наличие интересных и нестандартных ситуаций, разворачивающихся на уровнях. В Halo 4 разработчикам из 343 Industries не удалось даже удачно повторить все то, что делали до них Bungie (оригинальные разработчики классических игр Halo), в то время как в Halo 5 они смогли вполне умело проявить свой креатив.

В этой секции Спартанцам, используя магнитные боты, приходится бежать вниз по стенам падающей с неба махины. При прыжке гравитация тащит тебя вниз. Ну крутейшая дичь же, нет? Я такое только в Сонике видел...
В этой секции Спартанцам, используя магнитные боты, приходится бежать вниз по стенам падающей с неба махины. При прыжке гравитация тащит тебя вниз. Ну крутейшая дичь же, нет? Я такое только в Сонике видел...

Дизайн окружения тоже вышел очень впечатляющим и разношерстным. В отличии от своего продолжения 2021 года - бледной, скучной и безумно однообразной Halo Infinite, пятая часть просто блещет ассортиментом интереснейших биомов. Когда визуальная среда настолько часто и качественно меняется, соскучиться просто-напросто не успеваешь. Каждый уровень по своему уникален, локации практически не повторяются, а игроку дают побывать в самых разных местах любимой вселенной - от далекой независимой от ККОН колонии Меридиан до Сангхелиоса, родины Элитов, они же Сангхейли.

Сангхелиос - одна из любимых локаций в игре. Если бы мне в детстве сказали, что однажды мне дадут побегать по родине Элитов, я бы просто не поверил. Если бы мне сказали, что это произойдет в видеоигре Halo 5, я бы поверил.
Сангхелиос - одна из любимых локаций в игре. Если бы мне в детстве сказали, что однажды мне дадут побегать по родине Элитов, я бы просто не поверил. Если бы мне сказали, что это произойдет в видеоигре Halo 5, я бы поверил.

В общем и целом, разработчики хоть во многом и не послушали своих фанатов, все же проделали масштабную работу над ошибками и это заслуживает похвалы (очень своевременно, я знаю). Играется тайтл очень резво, геймплей - просто восторг, он работает как часы и сразу же затягивает с головой. Я очень скучал по этому ощущению, когда ты играешь в новую для тебя Halo, получаешь от нее искренне удовольствие, а вне игры постоянно ждешь момента, чтобы засесть в нее снова. И я крайне удивлен, что эти ощущения мне принесла настолько спорная и неоднозначная глава франчайза. А на этой ноте мы переходим к сюжету.

Сюжет... Пожалуйста, не включайте это на моих похоронах

Как я уже говорил выше, сценарием Halo 5 не вышла, и даже говорить о нем много смысла я не вижу, мне сложно понять, чем руководствовались ответственные за него люди. В прошлый раз мы очень трагично и красиво убили важного для гг и фанатов персонажа? Ну, видимо мы воскресим дамочку и сделаем ее главной злодейкой. Наш гг Мастер Чиф так любим и обожаем игроками? Noted, пусть они поиграют за него в 3 из 15 миссий. Чтооо, мы сделали кучу интригующих промо-роликов о предательстве Чифа и противостоянии двух главных героев? Жаль, ведь в финальном сценарии ничего такого нет. В общем, вы поняли: огромное множество противоречивых и неинтересных решений, обманчивый маркетинг, а также отсутствие внятного финала и завершение игры на клиффхэнгере - вот, что такое сюжет Halo 5. И еще обиднее становится от того, что у игры просто шикарная постановка: красивейшие кат-сцены, зрелищный экшн, интересный арт-дирекшн, на все это невероятно приятно смотреть, но суть всего происходящего просто безумно огорчает.

Злая Кортана отворачивается от Чифа и идет захватывать мир :(
Злая Кортана отворачивается от Чифа и идет захватывать мир :(

Что касается персонажей, то в сюжетной кампании игры принимает участие немало новых лиц - например, почти вся команда Осирис, включая ее лидера, Джеймсона Локка, которым управляет игрок в течение 12 из 15 уровней игры. Все они вроде бы колоритные и выглядят круто, но интереса не вызывают никакого, ведь сценарий просто никак не раскрывает их перед игроком. Более менее искренний интерес вызывают лишь старые персонажи, которых вернули на радость фанатам: Эдвард Бак, мой любимый Арбитр, он же Тел 'Вадам, и доктор Кэтрин Халси.

Бак - персонаж из оригинальных игр серии, внешность и голос которому подарил харизматичнейший актер Нэйтан Филлион. Смотреть на него всегда одно удовольствие, хоть в сюжете он значимой роли и не сыграл.
Бак - персонаж из оригинальных игр серии, внешность и голос которому подарил харизматичнейший актер Нэйтан Филлион. Смотреть на него всегда одно удовольствие, хоть в сюжете он значимой роли и не сыграл.

То, о чем нечего сказать

Некоторые аспекты игры, а именно графика и саундтрек, просто не вызвали во мне желания или потребности много о них рассуждать. Не потому что с ними все плохо, а потому что в них не было чего-то, что могло бы сильно меня зацепить. Если говорить о графике и техническом исполнении игры в целом, то на релизной версии Xbox One тут все достаточно спорно. С художественной точки зрения все чудно: геометрия, освещение, цвета и картинка в целом прям очень сочные и впечатляющие, художники явно проделали отличную работу и я уже успел похвалить очень приятный дизайн большинства локаций. Но с технической точки зрения - все это немного портится динамическим разрешением, которое регулярно опускается до 900p, а то и 720p. Сделано это, как я понимаю, чтобы достичь более-менее стабильных 60 кадров в секунду. Я озвучиваю это исключительно как факт, т.к. не хочу пускаться в бесконечные рассуждения о том, что же важнее - пиксели или фепесы. Тут решайте сами. Я спокойно прошел игру в 60 фпс и скачущем разрешении, и также спокойно прошел бы ее с пониженным до 30 фпс фреймрейтом, но стабильным 1080р, например. Чтобы получить и высокое разрешение, и высокий фреймрейт, нужно пересаживаться на консольки постарше - Xbox One X или Xbox Series, у меня такой возможности не было. Касательно звукового сопровождения у меня комментариев еще меньше - вполне себе бодрый симфонический саундтрек голливудского уровня, в большинстве случаев уместный, но у меня просто язык не поворачивается как-то его расхваливать после композиций Мартина О'Доннела, написанных для оригинальных Halo от Bungie. Эти произведения навсегда стали прямой ассоциацией с брендом Halo, поэтому конкурировать с ними или пытаться их заменить просто невозможно. Самые культовые из оригинальных композиций заняли почетные места в моем плейлисте и, справедливости ради, один трек из Halo 5 к ним присоединился - это открывающая игру тема из вступительного ролика. Уж слишком там все получилось эпично.

Раз уж все же заговорили о графике - покажу красивый и впечатляющий кадр из концовки игры. 
Раз уж все же заговорили о графике - покажу красивый и впечатляющий кадр из концовки игры. 

Мультиплеер?

В мультиплеер Halo 5 я до сих пор так и не поиграл, т.к. для меня Halo всегда были в первую очередь сюжетными играми и я никогда не уделял соревновательному режиму много времени, разве что Inifinite стала исключением. Но кто знает, возможно одним скучным вечером я решу оценить, как оно сейчас играется и жив ли в Halo 5 онлайн. В любом случае выводы касательно этого аспекта игры были бы краткими и обобщенными, ведь я в целом в PvP не игрок, и предпочитаю потным соревнованиям с друзьями уютные посиделки в одиночестве (у меня есть друзья, честно).

Итоги: отличная игра, жаль, что она существует

Halo 5: Guardians - продукт безумно неоднозначный. Это безусловно разочаровывающая глава вселенной Halo по многим аспектам: провальный сценарий, незавершенность истории в рамках игры и главное - незавершенность истории в принципе. Игра поднимает ставки до небес, обрывает рассказ на клиффхэнгере, но, послушав недовольных фанатов, разработчики просто-напросто решили не продолжать эту историю, а сделать мягкий ребут. Да, сторонние медиа в том или ином виде объясняют, что произошло после Halo 5, но фактически все это осталось за кадром. Начав играть в продолжение, Halo Infinite, вы просто обнаружите, что все это безумие с захватывающей весь мир Кортаной закончилось когда-то, где-то и без вас. Завершив пятую часть и сложив всю картину, я понял, что вместо этой самой мягкой перезагрузки предпочел бы увидеть полноценное завершение этой странной трилогии, она же Сага о Восстановителе, которая началась с Halo 4. Да, местами сомнительно, но пусть так, зато цельно. Сейчас Halo 5 обрывается на полуслове, а после нее начинается еще более неоднозначная и пустая история, которая очень хочет, чтобы ты забыл все, что было ранее, но не дает абсолютно ничего взамен.
С геймплейной же точки зрения это великолепная игра, просто сказка. Я остался от нее в полном восторге, я стал от нее зависим и как только я завершил сюжетную кампанию, я немного подумал и начал проходить ее заново. И это все еще увлекательно! В Halo 5 очень интересный и насыщенный контентом сэндбокс, который позволяет ей подобраться к таким тайтлам, как Halo 3 и Halo: Reach в моем личном топе, что уже очень крутой показатель.

Игра, которую я не мог пройти 10 лет, буквально заканчивается этим кадром. Они там намекают на что-то?
Игра, которую я не мог пройти 10 лет, буквально заканчивается этим кадром. Они там намекают на что-то?

Энивей, я очень рад, что наконец смог пройти Halo 5: Guardians и поставить для себя галочку - теперь я прошел абсолютно все игры серии и могу чувствовать себя спокойно. Помимо этого, эта игра снова зажгла во мне одержимость вселенной и я заказал себе кучу романов по Halo, может и о них чего-нибудь да черкану сюда. А пока на этом все, это был мой первый опыт написания подобного лонгрида, так что я буду рад любому фидбэку от любой проходящей мимо души. Играйте в игры, всем мир.

2929
11
71 комментарий

5 > Инфинит. В 5ке хоть какой-то масштаб событий чувствуется, а в инфинит Чиф просто уныло ходит по полупостомц опенворлду.

14

Абсолютно согласен, после Финиты был прям приятно удивлён Пятеркой.

6

Жаль только в 5 геймплей так себе и визуал неприятный.
Для меня все же геймплей выше стоит я бы все таки предпочел Инфинити.

1

Странно что ты не обратил внимания на единственного босса в игре который повторяется 9 раз

9

Обратил, кстати говоря, это хорошее замечание! И даже думал записать его в минусы, но обнаружил, что меня его постоянное присутствие даже не особо смущало - настолько меня устраивал сам геймплей, видимо.

Ну в общем, ты сделал те же выводы, что и все Хало фаны до тебя: геймплейно пятерка норм, сюжетно спорно, хотя я считаю оценка сюжета зависит сугубо от того веришь ли ты в драму Чифа и Кортаны.
Для меня драма перехода Кортаны на темную сторону сработала,особенно сильно сработала именно после четверки где мы Кортану спойлер спойлер трагически похоронили.
Но тем сильнее драма. Кортана так хотела жить и так не хотела умирать, что нашла способ переродиться, но не смогла при этом избежать ненависти ко своим создателем,которые запрограммировали ей ограниченный срок службы.
И здесь для меня срабатывает проблематика ограниченности жизни как таковой, восходящая еще к :Бегущему по лезвию", где главный вопрос андроидов был почему у них срок жизни всего 5 лет и почему нельзя его продлить.
И ответ очень простой: создатели создали вас такими потому что такие были их технологические возможности и ограничения технологий.
Умные ИИ вселенной Хало после 7 лет функционирования просто впадали в безумии из-за самой своей "слишком умной" природы, как говорила сама Кортана в Хало 4, "задумывали себя до смерти".
И возвращения Кортаны с того света в Хало 5 это своебразная некромантия, поэтому она и вернулась таким своебразным монстром франкенштейном с совершенно новыми убеждениями, основанныии на мести прежде всего людям за свое прошлое существование.
Такая вот драма с амстердама)
А с другой стороны Чиф. Старый, уставший, примерно пятидесятилетний старик, уже плохо понимающий кто он и зачем существует,знающий только приказы и благо человечества, уже не понимающий машина он или человек, существующий только от заморозки до заморозки, полностью отдавший жизнь службе.
И тут ближайщий друг, почти любовь всей жизни, которую ты похоронил, возвращается, но с совершенно безумными идеями...
Для меня драма сработала. Я понимаю, что я может где-то преувеличиваю, но я как фанат учитываю весь лор серии и весь бэкграунд отношений Чифа и Кортаны, чтобы прочувствовать трагедию их отношений.
Если взять условного человека, который первый раз играет в серию Хало и сразу в Хало 5, драма Чифа и Кортаны ни разуьне сработает, это понятно.
Ну а касательно косяков сюжетных с липовым противостоянием Чифа и Лока, а так же 3 из 15 уровней за Чифа это уже мелочи на фоне работающей или неработающей цеетральной драмы Чифа/Кортаны и глобально на восприятие сюжета уже не влияет, тем более говорят что так получилось из-за того что игру пришлось сильно порезать и как раз уровни за Чифа и арка противостояния с Локом пошли под нож тупо из-за неуспевания игры к сроку выхода, который не захотели переносить, поэтому слепили кампанию из тех уровней,что были готовы к дате релиза.
Ну и касательно инфинита все фаны тоже единодушны: геймплейно очень хорошо, даже шаг вперед я считаю, сюжетно,нарративно и постановочно полный провал.
Я бы на месте Фила лучше бы реально сделал сейчас Хало 6 про события войны с Кортаной,которые остались за кадром.
А глобально я считаю нужно делать приквел-трилогию про Дидакта.

5

Где будут события войны с древним человечеством,которое Предтечи победят, а потом встреча первая с Потопом.
Сюжетно все идеально ложиться на ганплейные механики Хало: у Дидакта уже известное нам оружие Предтеч плюс новые его виды, древних людей делаем юркими и многочисленными, они в этой трилогии заменяют фракцию Ковенантов в геймплее, ну и Потоп вообще воссоздаемв первозданном виде, как в Хало 1, но добавляем современных технологий как в спейсмарине 2, когда на тебя прут реально орды Потопа.

1
1