Как выглядит нелинейная РПГ на примере Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Периодически в тех или иных обсуждениях затрагивается вопрос о нелинейности, поэтому я решил вспомнить, как эта самая нелинейность выглядела в игре 25-летней давности и удалось ли ее кому-то повторить или превзойти.

Как выглядит нелинейная РПГ на примере Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

А что или кто есть Arcanum?

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura – культовая ролевая игра, разработанная студией Troika Games и выпущенная в 2000-м году. Нам предлагается окунуться в мир, где магия и технологии находятся в постоянном конфликте, а сеттинг представляет собой сочетание фентези и стимпанка, так что с одной стороны все носят фраки, говорят друг другу "Сэр", ездят на поездах и стреляют из кремниевых пистолетов, а с другой - кругом эльфы, огры, гномы и такая-то уличная магия. Эдакий Шэдоуран, но не кибер-, а стимпанк.

Как выглядит нелинейная РПГ на примере Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Особенностью Arcanum является глубокая свобода выбора. Игра предлагает множество диалогов, вариативные концовки и сложную систему взаимодействия с NPC, зависящую от вашего мировоззрения и умений. Прохождения за технаря или волшебника, доброго или злого персонажа, эльфа и полуогра могут существенно отличаться друг от друга за счет того, что игра учитывает целый ряд переменных.

Самые банальные примеры: волшебника не пустят на поезд (местный фаст-тревел), так как магия вызывает неполадки в механизмах; перед красивым персонажем все будут рассыпаться в любезностях, а с уродливым или "не той расы" попросту откажутся говорить; женский персонаж сможет получить доступ в одну из локаций переспав с NPC (но мы, конечно, не одобряем подобное поведение), а часть напарников, которых в игре, кстати, больше двух десятков, откажется к вам присоединяться если вы слишком добренький или слишком злодей.

Для более детального понимания, рассмотрим несколько игровых квестов, которые можно пройти разными путями.

Мост, который я хотел перейти

Для того чтобы покинуть самый первый город, в который попадает наш персонаж, требуется перебраться на другую сторону реки. Но вот беда - лодки с козой и капустой нет, а единственный мост охраняет банда воров: псевдоинтеллектуал Лукан и два угрюмых полуогра.

Как выглядит нелинейная РПГ на примере Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Как игрок может решить эту задачу:

1. Убей их!
Казалось бы, очевидное решение - перебить воров. Для большинства игроков, впрочем, эта битва окажется очень непростой, так как злые полуогры бьют больно, а наш персонаж на этом этапе все еще слаб и немощен. Поэтому даже в таком прямолинейном варианте есть пространство для дополнительных решений:

- В городской таверне можно предварительно завербовать в группу дружественного алкаша-полуогра, который представляет собой весьма серьезного союзника.

- Бандиты больно бьют голыми руками, однако NPC в Аркануме устроены таким образом, что радостно подберут оружие или одежду, которые лежат у их ног, а если предметы выше по уровню того, что у них есть - начнут их использовать.
Настало время применить тактический гений: ограм можно подбросить ржавые железнодорожные костыли или самые дрянные кинжалы. NPC считают, что любое оружие лучше, чем голые руки, так что злодеи немедленно схватятся за ржавые ножи, а урон, который они наносят - снизится!

Впоследствии, этот трюк можно еще не раз использовать, подбрасывая персонажам проклятые предметы. Например, ядовитые перчатки дадут почуствовать себя самым настоящим Silent Assassin, так как напяливший их NPC тихо скончается, но с точки зрения окружающих вы будете не причем и сможете потом обыскать покойного на предмет наличия ценных вещей.

- Скрытный персонаж может подкрасться к бандитам во мраке ночи и подорвать их динамитом, а технарь может приготовить коктейли Молотова - весьма серьезный аргумент в бою, особенно на этом этапе игры.

2. Уговори их!
Если ваш персонаж интеллектуально развит, то выбирая правильные реплики в диалоге вы можете наплести Лукану, что вы сами пацан и стоите с улицей - то есть, являетесь членом воровской гильдии (по сути, Лукан сам о ней же и расскажет, если вы грамотно будете направлять диалог).
А раз так, то вам почет, уважение и бесплатный проход. Лукан поверит, что вы назначены быть смотрящим за Туманными Холмами, а потому заберет своих подручных и удалится. Но и это еще не все. Так как ваш персонаж теперь знает о существовании воровской гильдии, впоследствии он сможет в нее вступить!

Тут стоит заметить, что в Аркануме диалоговая система реализована иначе, чем во многих других РПГ. Реплика, которая доступна персонажу с высоким интеллектом никак не выделяется. То есть, бездумно кликать на теги [ИНТЕЛЛЕКТ] или [ЛОВКОСТЬ] и получать лучший результат здесь не получится. Придется читать и вдумчиво выбирать нужный ответ, причем вы еще запросто можете ошибиться с выбором. В Аркануме высоким интеллектом должен обладать не только персонаж, но и игрок, хехе.

3. Заплати им!

Самый простой способ, если вы накопили нужную сумму. Другое дело, что, во-первых, деньги на этом этапе игры нужны на снаряжение, и заработать их непросто, а во-вторых, затерпев и заплатив, вы обрекаете город на плохую концовку.

4. Присоединись к ним!

Если намекнуть Лукану на то, что вам очень надо на другую сторону, а денег нет, то он предложит вам отработать проход - ниже по течению реки городские власти хранят стройматериалы для постройки нового моста. Уничтожьте их, и Лукан пропустит вас совершенно бесплатно. Город, в этом случае, опять же будет обречен.

Это сделал ты
Это сделал ты

5. Укради у них!

Персонажи с воровскими навыками могут попробовать украсть у Лукана ключ от ворот. Правда, тут не буду врать, может это не вполне рабочий вариант. Мне кажется, бандиты замечают, что вы открываете ворота их ключом, и все-таки агрятся. Но оставим этот путь на случай, если вы отыгрываете скрытного Гаррета-одиночку, который может незаметно проскользнуть за ворота.
Еще один близкий к этому путь - если вы маг и прокачали заклинание открывания замков, то ворота можно открыть этим спеллом. Опять же, не помню, нападают ли после этого на вас бандиты или пропускают, но если вы их не убьете, а просто уйдете, то концовка для города будет плохой.

6. Убей их чужими руками!

Если до этого вы ограбили городской банк, то у моста вас будут ждать не бандиты, а местные законники, которые любезно перебили бандитов и горят желанием сделать с вами то же самое.

Как видите, уже один из первых квестов в игре имеет целый ряд вариантов решения, которые влияют как на вашего персонажа, так и на судьбу города. Например, если вы отдадите Лукану деньги за проход, то не только лишитесь существенной на тот момент суммы, но и обречете город на вымирание. А если уведете разговор в сторону воровской гильдии, то получите наилучший вариант решения квеста и доступ к дополнительной фракции.

В интересах революции

Еще один развеселый квест. Во вселенной Арканума орки находятся на низших ступенях социальной иерархии, а потому их удел - тяжкий физический труд или разбой. Проходя мимо одной из потогонных фабрик мы замечаем собравшуюся у входа толпу и пару представителей городской администрации. Как оказалось, орки-работяги взбунтовались и смеют требовать себе какие-то там права. А подбил их на все это харизматичный полуорк-интеллектуал! Что же нам делать?
Во-первых, поговорить с либеральным представителем городской администрации, который поддерживает прогрессивные ценности, и с капитаном городской стражи, выступающим за железный порядок. Ну а дальше...

Голосуй, а то проиграешь.
Голосуй, а то проиграешь.

1. Служа закону - служим народу!

Пинком откроем дверь или тихо проскользнем через задний вход и просто убьем лидера протестующих. Получим у капитана городской стражи награду, а орки пусть возвращаются к работе и не вякают.

2. Да, он ушел из жизни. Это всегда печальное событие!

Убеждаем зачинщика протеста, что снаружи собрались журналисты, готовые выслушать его доводы. Впрочем, как только бедняга выйдет на крыльцо, он тут же будет расстрелян стражниками. Здесь невнимательно читающий диалоги игрок легко может обмануть сам себя, думая, что революционера и правда ждет пресс-конференция.

3. Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!

Убеждаем зачинщика протеста втихую сбежать из здания, а затем представить дело об эксплуатации орков в суде. На дворе как-никак просвященная эпоха индустриализации - может дело и выгорит. Самая лучшая концовка. Оркам действительно в итоге дадут больше прав, расизм проиграет еще одну битву, но для этой ветки необходимо сперва поговорить с чиновником и только потом с капитаном стражи. Если сделать это в другом порядке, то у чиновника не будет нужной реплики, что довольно тупо и совсем неочевидно. Тим Кейн, зачем ты так сделал?

4. Пой, революция!

Самый веселый вариант. Поговорите с добрым чиновником, а потом придите к лидеру восставших и скажите им примерно следующее:

- Жестокость империализма — жестокость, которая не знает пределов и не признаёт национальных границ. Чтобы добиться многого, вы должны потерять всё. Будьте реалистами — требуйте невозможного! А ежели у вас кисель пойдет - какая она будет революция? Свобода, равенство, братство! Патриа о муэрте!

После этого орки поднимут восстание, и город утонет в революционной борьбе. Вас ждут уличные бои, враждебные NPC на каждом шагу и куча заблокированных квестов.

Как выглядит нелинейная РПГ на примере Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Но разве это такая уж большая цена за свободу братского народа орков? К тому же, теперь можно невозбранно мародерствовать и разорять дома торговцев - все как в жизни.

К слову, этот квест - дополнительный и его проходить необязательно. Тем не менее, последствия для игрового мира у него весьма драматичны.

Хоть я и капитан, но я не спрашиваю о цели нашего путешествия

Рассмотрим квест чуть попроще, но все же достаточно вариативный: необходимо попасть на остров Танатос, но рейсов туда нет. А значит, нам нужен свой корабль. Как его получить? Есть три варианта:

1. Лудомания.

Если вы зачем-то всю игру качали навык Азартные Игры, то настало ваше время! Корабль можно банально выиграть в кости!

2. Успешный успех

Состоятельный персонаж, накопивший крупную сумму (около 50 тысяч монет), может просто купить корабль, а не бегать по квестам как дурачок. Да-да. А ты, анонимус, купил биткойны в 2014-м году и акции NVIDIA в 2018-м? Нет? Ну тогда для тебя следующий вариант.

3. Пираты неКарибского Моря

Один из моряков дает наводку на угон пиратского корабля. Пираты давно умерли, но все еще болтаются на своем судне в призрачном состоянии так как плохо себя вели при жизни. Если хотите получить их корабль, у вас есть два варианта:

- Побегать по квестам, зарабатывая экспу и исправляя пиратские злодейства. В общем-то, из всех вариантов - это самый интересный.

- Просто перебить пиратов. Что очень непросто, так как ребята они высокороуровневые, но вдруг получится?

Как выглядит нелинейная РПГ на примере Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Рабы Майкрософта

Напоследок, еще один из квестов из основной ветки. Нам необходимо попасть на аудиенцию к богатейшему промышленнику Гилберту Бейтсу. Как же нам это сделать?

Как выглядит нелинейная РПГ на примере Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

1. Убеди

Если мы вкладывались в подвешенный язык, то стражнику на входе можно просто наплести, что мы Бейтсом старые друзья, и он нас пропустит.

2. Убей / укради

Стражника, понятное дело, можно убить. А потом можно убить и самого Гилберта Бейтса, да и вообще всех в здании. Впрочем, можно убить только стражника, войти в дом и выкрасть журнал Бейтса. Или убить Бейтса, а затем допросить его призрак - воля ваша.
Правда, тут уже придется разбираться и с его телохранителем-полуогром, который в альтернативных сценариях может стать вашим компаньоном (и весьма неплохим).

3. Заслужи

Стражник пропустит нас если мы выполним задание - разберемся с саботажниками, проникающими на фабрику.

4. Корпоративные войны

Из разного рода слухов можно прознать, что у Бейтса есть конкурент - Седрик Эпплби. Идем к Седрику и либо выполняем его квест (корпоративную диверсию), либо сдаем Седрика стражнику за что получаем право на аудиенцию.

Опять же, вариативность, причем влияющая на финальные слайды. Если Бейтс погиб - город, поставленный в зависимость от его паровых двигателей, постепенно погружается в хаос.

Итого

Вот такая вот нелинейность, вот такая вот вариативность. Где-то работает правило трех У - "убей, укради, уговори". Где-то подключаются другие переменные, и игра начинает работать практически как иммерсив сим. Как я уже отмечал, некоторые квесты можно пройти быстрее или иначе, если играть за персонажа определенной расы, мировоззрения или пола.

Где еще есть такая нелинейность, как в Арканум - вопрос открытый. Я помню как все превозносили квест с Мальстремом в Киберпанке, но беда в том, что там такой квест - чуть ли не единственный на всю игру. По большей части в КП нам предлагаются однокликовые решения, типа "приколотить религиозного бедолагу кресту или гордо уйти".
Во всяких ТЕСах и тоддских Фаллаутах все довольно прямолинейно. В какой-то степени похожа Тирания, но там чаще все просто завязано на выбор фракции, как и в Fallout New Vegas - либо ты с красными, либо с синими, вот и вся нелинейность.
БГ3? Ну, может быть.

В общем, напишите что ли свой вариант, да и закончим на этом.

Если же вы задаетесь вопросом, стоит ли проходить Арканум сейчас - безусловно стоит, но нужно быть готовым к тому, что графичически игра уже на момент выхода считалась устаревшей, боевка в ней кривая, а интерфейс специфический. Зато все остальное...

Как выглядит нелинейная РПГ на примере Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
102102
22
22
69 комментариев

Все же жалко, что не сделали ремейка по нему, да... Или хотя бы ремастер как с другими играми.

11

Ремастер бы годный. А так, игру Вы мне заодно продали:)

3

Пасхалка на Шэдоухарт

1

Было бы неплохо.
Есть всякие хай-рез патчи и тому подобное, но хотя бы полноценный ремастер или римейк, исправляющий наиболее неудобные вещи (типа ограниченного количества точек для перемещения по карте или неработающего зачарования на вещах) бы не помешал.

А уж если бы там кто-то просто приделал вменяемую боевку и переработал унылые подземелья. Мммммм!

Права на игру у Активижн(а значит у майков)
ТИм Кейн рассказывал об этом
лишь после покупки Актиблиззард
Обсидианы могут сделать ремейк