Лор Mortal Kombat
Лонгрид. Разбираю сюжеты франшизы, прохожусь по бэкстори бойцов и организаций.
Вступление
Во-вторых, 90% этого лонгрида я написал десять лет назад. Сейчас я обновляю свои старые тексты, переношу некоторые на дтф, добавляю картинки и привожу в актуальный вид. Я в принципе местами сверяюсь с вики, но кое-где могут быть ошибки, просто потому что я мог за десять лет что-то забыл.
В-третьих, давайте немного про сюжеты файтингов. Это вообще специфическая фигня - в классических заточенных под аркадные автоматы играх никаких общих сюжеток не было, был отдельный старт и финал у каждого бойца, и все эти истории были умеренно каноничны. К примеру если условный боец Вася в своей концовке убил Шан-Тсунга - это скорее всего неканон, потому что Шан-Тсунг еще в двадцати следующих играх и кино будет участвовать, и если его кто-то временно грохнет - это скорее всего будет Люканг или на худой конец Райден, а не Вася. Но - если Вася перед тем как запинать Шанцунга женился - это женитьба с высокой вероятностью будет каноном и в следующих играх будет упоминаться.
То есть в классическом файтинге ты получаешь двадцать сюжетов, которые все неканоничны, но из которых можно собрать воедино полноценный канон, как пасьянс.
Плюс файтинги чем-то похожи на супергеройские комиксы, потому что вечно крутятся вокруг оригинального ростера. Как Бетмен сто лет бьет Джокера, точно так же она хоть и называется Смертельная Битва - в ней никогда никто не умирает, Сабзиро со Скорпионом всегда на ножах, и т.п.
В-четвертых, кроме основной игровой линейки по МК выходило (не)прилично много фильмов, комиксов, мультов и прочего штуча. Все это либо неканон, либо вторично по отношению к основному лору (за одним исключением), то есть совсем мельком я по ним пройдусь, но не более того.
Наконец в-пятых, я иду по хронологии мира, а не по порядку выхода сюжетов. Так же я никак не касаюсь в этом лонгриде деталей разработки, геймплея и "внутренней кухни".
Предыстория
Она создавала мультивселенные (таймлайны), пытаясь построить идеальный сбалансированный мир гармонии и порядка. Но каждый раз со временем мультивселенная начинала отклоняться в ту или иную сторону, Кроника ее уничтожала и создавала новую.
Один из миров назывался Землей (возможно вы слышали о таком), и выделялся тем, что все пытались его захватить. Зачем? Это объяснят в MK3 то есть см. ниже.
Райден не хотел больше устраивать разрушительных войн на своей территории, поэтому он договорился с другими Древними Богами, что раз в 500 лет будет проходить Смертельная Битва, на которой с минимальными жертвами решаться судьба его мира.
Вы будете смеяться, но правила Смертельной Битвы так до сих пор толком неизвестны, толи там должен быть бой один на один, толи команда на команду, какое разрешено оружие, сколько бойцов с каких сторон, показания разнятся. Да и всем наплевать.
(Там на самом деле есть отдельный срыв покровов про то, что реально Аргуса прибил его сын Дагон, а Шао Кан чисто воспользовался случаем, но наплевать. Еще один срыв покровов, что империя существовала и до Шао Кана, но тоже не так важно.)
В любом случае, Шао Кан долго и упорно захватывал миры. Какие-то тупо военными интервенциями, а какие-то с помощью Смертельных Битв. В результате в игре мы регулярно встречаем жителей этих миров, которые либо покорились Шао Кану, либо входят в отряды повстанцев, либо пытаются использовать Смертельные Битвы, чтобы вернуть своим мирам независимость.
Бойцы Земли от имперских раз за разом отбиваются, во многом благодаря клану боевых шаолиньских монахов, которых организовал Райден специально для упорядоченного выбивания дерьма из инопланетной живости.
Дело идет в 1500х примерно годах, то есть за 500 лет до нашего времени, где Кун Лао (на фото справа) сливает Морталуомбат. И отгребает от имперского чемпиона -
Что не делает Землю захваченной, видимо как в большом теннисе требуется два фола подряд (даже не спрашивайте меня о правилах Смертельных Битв, я без понятия), однако это нерфит Райдена просто до уровня перекачанного колдуна с шапкой +10 к электричеству. В частности это позволяет ему далее самому участвовать в Морталкомбатах.
И считается, что если еще раз имперская сборная победит - все, собирайте манатки, людишки драные, добро пожаловать в инопланетный гулаг.
Это подводит нас к событиям первой игры
Mortal Kombat (1992)
Точнее не совсем, потому что приквелом к этому сюжету является одноименная книга 1995 года, которую я не читал, но там идут отдельные детали бэкстори бойцов.
В любом случае, подходит время решающей (хаха нет) Смертельной Битвы.
Основные организации и персонажи, о которых имеет смысл знать к этому времени. (И о которых я еще не рассказал выше):
У событий первой игры есть довольно много неканонических версий.
Сюда же (трешовый) мультфильм Mortal Kombat: The Journey Begins, (трешовый) веб сериал Mortal Kombat: Legacy и (трешовый) фильм Mortal Kombat (2011)
А еще неплохим пересказом МК1 работает игра Mortal Kombat: Shaolin Monks (катсцена из которой в самом начале этого лонрида).
В любом случае канонически события продолжаются в игре
Mortal Kombat 2
В ней Шао Кан расстроен проигрышем. Он предлагает Райдену поднять ставки - не тянуть еще пятьсот лет, а устроить новый чемпионат сразу, и победитель получит управление не только Землей, но и всей империей Аутворлд.
И Райден, который в игровом каноне сам тот еще жаждущий власти хрен - соглашается.
В этой части Скорпион убивает Саб-зеро, и место последнего занимает одноименный брат-близнец. На этом кровная месть исчерпана, все всех поубивали, так что андед Скорпион и Саб-зеро младший начинают какбы дружить.
При этом канонически считается, что сама вторая битва даже не успела толком начаться, потому что ее прерывают события
Mortal Kombat 3
Где оказывается, что Шао Кану потребовался второй чемпионат только чтобы забросить на Землю диверсантов.
Собственно поэтому всем так нужна была Земля - захват Делии/Синдел позволял свободно перемещаться между мирами, и в частности атаковать Древних Богов и свергнуть их власть. Чего Шао Кан в конечном итоге и добивается.
Люди формируют собственный диверсионный отряд, который приводит Синдел в чувство и обращает против Шао Кана.
Общими усилиями Шао Кана убивают. Нашествие останавливают. Синдел возвращается на трон Эдении (и заодно всего Аутворлда). Она подписывает с Землей мир от лица Империи.
Mortal Kombat 4
Бардаком решает воспользоваться Шинок, он бежит из тюрьмы и пытается активировать амулет, который получил перед первой частью игры, чтобы поднять армию мертвецов.
Короче артефакт не срабатывает, никакой армии не поднимается, несчастного Шинока толпой принимаются топтать случайные прохожие.
Mortal Kombat: Deadly Alliance
Кван Чи поднимать мертвецов не торопится, потому что не знает, как их контролировать, он в отличие от Шинока просто колдун, а не древний бог. Поэтому он договаривается с Шан Цунгом (которого убили в МК1, потом Шао Кан возродил его перед MK2, а потом всем стало не до него) и злодеи организовывают тот самый "Убийственный Альянс", что дал название игре.
Ну и начинают нашествие мертвецов. А Райден, уже в роли Древнего Бога - собирает силы сопротивления.
В результате план у злодеев работает супер-успешно, они всем недовольным навешивают, даже Райдену, и даже успевают начать драться между собой за владение Землей.
Сама того не зная она пробуждает аж Короля Драконов Онагу. Что мы наблюдаем уже в
Mortal Kombat: Deception
Онага это не хрен с горы, а изначальный владелец того самого амулета и той самой армии мертвецов. Более того - он прошлый император Аутворлда до Шао Кана.
Вобщем одно нашествие плавно переросло в другое, которое плавно перерастает в третье, на этот раз Онага набегает с армией мертвецов, и персонажи выбирают стороны, кто за него, а кто против.
Mortal Kombat: Armageddon
Баркад в морталкомбатовском мире к этому моменту достигает терминальной стадии. Везде рубятся армии мертвецов и/или инопланетян (часть из которых боги), все друг друга возрождают, десяток злодеев из разных игр грызутся за захват мира. Никакие барьеры и правила не действуют, все шастают между мирами как хотят. Ад уровня вова.
Помните я в самом-самом начале рассказывал про богиню Кронику, которая весь мультиверз выстроила в надежде достичь баланса и процветания? Так вот включается заложенный ей предохранитель на самый последний случай - Финальная (ахахаха нет) Смертельная Битва, на которой все возвращаются к жизни, все реабилитируются вытаскивается все говно со всего мультиверса и все дерутся за право стать самым мощным Древним Богом, чтобы далее навести в мире порядок.
В канонической концовке побеждает Шао Кан, но Райден в последний момент перед Апокалипсисом прыгает назад во времени в Mortal Kombat 1, чтобы убить там Гитлера (зачеркнуто) Императора и предотвратить последующую клоунаду.
Mortal Kombat (2011)
Все заново, старый-новый чемпионат под руководством еще не убитого и еще не возрожденного Шан Тсунга, земляне опять побеждают.
Казалось бы, проблема решена? Но нет, потому что на этот раз сидящий в тюрьме Шинок решает сбежать раньше, не дожидаясь МК3. Более того - он договаривается о союзе со своим тюремщиком Кван Чи, и поэтому бежит не с поддельным амулетом оживления мертвецов, а с настоящим.
И знаете кого они решают оживить этим амулетом в первую очередь? Шао Кана.
Таким образом мы имеем первую часть игры одновременно с Шао Каном, Шан Цунгом, Кван Чи и Шиноком, плюс с амнезичной Синдел, которая служит Шаокану и открывает ему ворота для инопланетного нашествия. Это не считая параллельного нашествия зомби. Вот тебе бабушка и Юрьев День. Онаги не хватает только.
Толпу бойцов в процессе убивают - Бо Рай Чо, Бараку, Сектора, Шан Цунга, Шиву, Страйкера, Синдел, Кабала, Найтвулфа, Китану, Кунг Лао, Лю Канга (снова) и Дагона.
В концовке игры появляются Древние Боги и дезинтегрируют Шао Кана, но сразу понятно, что ничего ничерта не кончилось.
Mortal Kombat X
Потому что теперь надо добивать Шинока (или Шинка?). Что неожиданно оказывается супер просто barely an inconvenience.
И на этом моменте, еще более внезапно, серия делает двадцатилетний таймскип. Следующие два десятка лет царит сравнительный мир и спокойствие, на троне Империи - Милена. У нее с Землей договор о ненападении.
Земля к этому времени становится похожа на планету из поздних сезонов Рика и Морти, то есть люди спокойно относятся к пришельцам и магии. Идет объединение кланов Сабзеро и Скорпиона в единый отряд защиты человечества.
Да, кстати, Кенши это слепой низдя из поздних частей МК, и его страшно любят авторы, даже отдельный полнометражный мультфильм (Mortal Kombat Legends: Snow Blind) специально про него есть, у него там большая бэкстори связанная с артефактным мечом, короче если вам интересно про него - смотрите мульт лучше всего.
Еще к этому времени почти вырезаны бандиты из Черного (и Красного) Драконов. Остаются только Кано и Тремор.
Всё в общем хорошо, пока Милена не выкрадывает амулет с тушкой (душкой) Шинока, чтобы использовать против Кота Кана. У неё ничего не получается. Милену убивают, а из амулета опять возрождается Шинок. Его шинкуют на куски (шинки?).
Mortal Kombat 11
Следующие пару лет Райден воюет с Аутворлдом, там еще оказывается что шинковский амулет его сводил с ума по типу кольца всевластия, и какбы всем плевать, но тут появляется Кроника, и ей прямо категорически не нравится происходящее.
Ну то есть опять полный бардак, ее механизм апокалипсиса любимый выстраданный - плохие люди отвернули назад таймтревелом, никакого баланса нет и не предвидится. Кроника запускает повторный апокалипсис, всех снова возвращает в жизни, через временные порталы еще десантирует героев в до-таймскипном состоянии и говорит все ебитес, мама теперь на стреме, никого не выпустит.
Заканчивается каша предсказуемо:
Mortal Kombat 1 (2023)
Который вместо того, чтобы вычистить из МК бардак - только его усиливает (потому суть МК в непрерывном росте энтропии независимо от поведения всех причастных).
Помните я в предисловии рассказывал, что в каждом аркадном файтинге мы всегда имеем тонну неканоничных концовок, из которых нужно сложить единый канон? Так вот, в финале Mortal Kombat 11 - все концовки, причем даже не режима истории, а чемпионата, где можно играть за любого бойца - все каноничны. Ход уровня Элдер Скроллс, если вы понимаете о чем я.
Финальная битва с Кроникой расколола мир на части и создала параллельные вселенные, и верховный бог в каждой - один из бойцов МК. Этот боец каждый получил силы верхового Древнего Бога своего мира и полностью с нуля перестроил мир как считает нужным.
При этом среди мультиверза есть особенный мир. Тот, где верховный бог (он называется Лордом) - Лю Канг.
Игра концентрируется именно на люканговском таймлайне. Лорд Лю сразу же с рождения нерфит злодеев - Шан Тсунга и Кван Чи до деревенских шарлатанов. На трон империи сажает Синдел и помогает ей поддерживать тысячелетний мир. Мортал Комбаты сводит к дружеским состязаниям, где никого даже не ранят. Ну и там еще много мелких отхождений от раннего канона, к примеру отношения Сабзиро и Скорпиона более спокойные (хотя и не без драм), Кун Лао и Райден сельские пацанчики, отсутствует Соня (увы) и так далее.
Все это разваливается, когда из параллельного мира атакует Лорд Шан Тсунг с версиями героев, но уже выращенными по шанцунговскому образу и подобию.
Общими усилиями Лорда Шан Тсунга убивают и следует аддон Khaos Reigns, где Лорд Хавик (это изначально третьестепенный персонаж из мира хаоса) захватывает Гераса (люканговскую версию) и пытается по фану растеребонькать весь мультиверз. Ну и финал очевиден.
И на этом пока что все.
Прочее
В серии есть некоторое количество неканона. Во-первых это (трешовая) игра Mortal Kombat: Special Forces чисто про борьбу Сони с Кано.
И (так себе) Mortal Kombat: Onslaught, в которой странным образом перемешаны персонажи и события разных частей, все крутится вокруг шинковского амулета, вобщем это не важно.
Потом я забыл про (трешовый) мультсериал Mortal Kombat: Defenders of the Realm - это экранизация МК3, (неплохой) полнометражный мультфильм Mortal Kombat Legends: Cage Match - где филлерная сайдстори из жизни Джонни Кейджа, (среднюю) серию комиксов Mortal Kombat X - где бэкстори бойцов одноименной игры, и еще тонну крошечных (трешовых) бонусных комиксов, которые выходили для каждой части игры.
Ну и, чтобы чем-то закончить этот лонгрид, рекомендую всем смотреть прекрасную документалку о создании оригинальной игры:
И если вы досюда дочитали, вот смотрите - здесь список, какие еще лонгриды от меня имеет смысл ждать в будущем.