Жить бандитом и умереть человеком. Анализ Артура Моргана

Или какие манипуляции игроком использует Rockstar при создании главных героев.

Жить бандитом и умереть человеком. Анализ Артура Моргана
Об одном из самых выдающихся протагонистов в истории игр

Артур Морган — это уже легенда. Один из лучших персонажей видеоигр в истории и один из моих самых любимых героев вестерна. Можно даже сказать, что он — Клинт Иствуд нашего времени, настолько культовым получился его образ. Но что стоит за потёртой шляпой и хриплым голосом? Что делает Артура Моргана тем самым? И какие наработки были отброшены на ранних или даже поздних этапах формирования ковбоя? Давайте разбираться!

Пройти путь Артура Моргана и сравнить свои впечатления с мнением автора вам поможет:
🔹 пополнение Steam с промокодом Arthur_Morgan (~6% комиссии без конвертаций);
🔹 промокод для первого пополнения — DTF_promo (~4%).

Жить бандитом и умереть человеком. Анализ Артура Моргана

Описание и канон

Итак, вы запустили Red Dead Redemption 2 и досмотрели начальный ролик до того момента, когда вам дают управление над ковбоем в количестве ровно одна штука. Это и есть наше всё: главный герой игры, бандит и просто не хороший человек — Артур Морган.

Я знаю, что в игре есть определённые нелинейности сюжета и крайне широкие возможности кастомизации Артура, поэтому мне хотелось бы договориться с вами вот о чём. Этот разбор персонажа будет подразумевать, что я беру за его визуальный канон стандартную внешность и одежду. А за канон сюжета и характера Моргана я возьму высокую честь, потому что это более логично для общей драматургии игры.

Нашему Артуру 36 лет, он одет в длинную синюю дублёнку, сильно потёртую чёрную шляпу и такие же старые, изношенные сапоги. На руках у него плотные кожаные перчатки, на ногах — обычные тканевые штаны. Тоже чёрного цвета. Это его зимний костюм.

В более тёплом климате Артур предпочитает носить лёгкую куртку коричневого цвета с чёрным платком на шее, либо снимает её и остаётся в синей рубашке с закатанными рукавами и всё тем же шейным платком. А штаны с сапогами заменять не утруждается.

Как и подобает любому странствующему бандиту, на поясе у Артура болтается ковбойский револьвер, вместо которого потом можно будет выбрать обрез, а через плечо перекинута походная сумка. В ней Морган хранит свой дневник и разного рода припасы.

В зимнем наряде
В зимнем наряде

Артур Морган — это белый мужчина довольно мощного телосложения, родись он в современности, имел бы все задатки стать великим культуристом. Наш тестостероновый герой вполне себе волосат и бородат. Но не слишком. Борода Артура больше похожа на то переходное состояние между плотной щетиной и солидной густой бородой. Короче, бывалые бородачи поймут.

Волосы у него не особо длинные, но из-за их растрёпанности и постоянного ношения шляпы они кажутся длиннее, чем на самом деле. Артур — шатен с голубыми глазами и достаточно привлекательной маскулинной внешностью. Он очень суров и брутален, однако, сегодня бы сказали, что он выглядит сильно старше своих лет. Что поделать, житие тогда тяжкое было.

С визуальным описанием разобрались. Это наш канон. Никаких толстых, лысых Артуров, мощных усачей и заросших волосами «Карлов Марксов». Мы тут серьёзного драматического персонажа обсуждаем, а поразвлекаться вы всегда успеете в своих личных прохождениях.

С точки зрения каноничного характера, Артур Морган тоже довольно интересен, пусть и несколько прямолинеен на первый взгляд. Как я уже сказал, Артур — это странствующий бандит, который состоит в банде Датча ван дер Линде, выполняя там роли «снабженца» и выбивателя долгов. Он следит за тем, чтобы в лагере всегда была еда и помогает местному ростовщику Леопольду Штраусу возвращать деньги у должников.

В каноничном костюме
В каноничном костюме

Самому Моргану такая работа не по душе. Он предпочитает грабить людей «честно», с пистолетом в руке, а не выманивать у отчаявшихся фермеров последние деньги обманом с высокими процентами. Артура можно назвать спокойным и собранным человеком. Он не паникует в сложных ситуациях и всегда готов прийти на помощь.

Не лишним будет заметить, что Артур Морган до крайности предан своим друзьям и семье, а также очень умён, хотя старается не показывать этого и прячется за фасадом «тупого исполнителя». Его ум — следствие сурового жизненного опыта, а не книжной грамотности, хотя Артур умеет читать и писать и даже читал любимые книги Датча. Ещё он ведёт дневник, в котором любит рисовать и обдумывать волнующие его ситуации.

Кроме того, о выдающихся умственных способностях нам говорит наличие у Артура самоиронии и способности к анализу и самоанализу: он всё время рефлексирует, переживает за происходящее с ним и бандой, задаётся вопросами о будущем и пытается искать на них ответы.

Обычно дружелюбный, Морган может быть саркастичным и язвительным, подчас даже грубым и жестоким. Но это не совсем естественное для него состояние. Оно больше похоже на защитный механизм, выработанный за годы борьбы за выживание на бандитском поприще.

Собственно, общий портрет главного героя игры таков: суровый и брутальный мужик с золотым сердцем. Самое то для подобной игры. Знаю, что у Rockstar бывали и более противоречивые персонажи, но в данном случае «благородный бандит» — лучший типаж для погружения в историю умирающего Дикого Запада.

Детство и родители

Для того, чтобы понять, как Артур Морган стал тем, кем он предстаёт перед игроком во время событий игры в 1899 году, обратимся к его ранним годам. Увы, о его родителях известно совсем немногое: мать умерла, когда он был ещё совсем ребёнком, а отец был мелким преступником, которого поймали на воровстве и повесили прямо на глазах у маленького Артура.

Воспоминания об отце у уже взрослого Моргана крайне негативные и он даже неоднократно утверждает, что «надо было повесить его ещё раньше». Но, тем не менее, Артур хранит его фотографию и носит его шляпу. Что, несомненно, свидетельствует о сентиментальной натуре протагониста.

Отец Артура — Лайл Морган
Отец Артура — Лайл Морган

У него достаточно фотографий, газетных вырезок и каких-то других вещей, напоминающих ему о прошлом. Не сказал бы, что это важная черта характера для бандита, но мы тут говорим о человеке, полноценной личности со своими плюсами и минусами, а наличие сентиментальности делает Артура Моргана куда более живым и правдоподобным.

Спустя некоторое время после смерти отца, Артур встречает двух преступников, которые становятся ему приёмными отцами: Датча ван дер Линде и Хозию Мэттьюза. Мужчины учат четырнадцатилетнего Моргана читать и писать, а также прививают ему взгляды, которые лягут в основу всей его личности.

Датч, будучи абсолютным идеалистом, мнящим себя благородным «Робином Гудом», культивировал в Артуре идеи чести и преданности, которым он и будет верен до самого конца. А импульсивная и свободолюбивая натура ван дер Линде сыграла свою роль в формировании мальчика в жизни вне закона.

Горячий нрав Датча передался Артуру очень хорошо. Повзрослев, он стал скорым на суд и расправу с врагом, одним из тех, кто «сперва стреляет, а потом спрашивает». Но это не значит, что ван дер Линде учил его убивать всё, что движется и преуспел в этом. Наоборот, он преподавал ответственный подход к насилию и именно от него Артур Морган услышал знаменитую поговорку: «Месть — забава дураков».

Кроме того, Датч был тем, кто учил Артура обращению с оружием, рукопашному бою и верховой езде. И как мы видим в игре, уроки эти не прошли для Моргана даром: со временем он превратился в невероятно искусного стрелка, отличного бойца и прекрасного наездника.

Молодые Хозия, Датч и Артур
Молодые Хозия, Датч и Артур

Хозия, тем временем, давал Артуру наставления в том, как заниматься сравнительно честным отъёмом денег у населения. Талантливый актёр и обманщик, Мэттьюз больше полагался на силу слова, нежели револьвера. И заговаривал людям зубы так, что они не замечали, как хитрый пройдоха порезал у них кошельки. От него же Артур Морган унаследовал спокойствие и рассудительность, которыми Хозия уравновешивал взрывной характер ван дер Линде.

Всегда осторожный и осмотрительный, он передал эти черты и Артуру, научив юного Моргана не лезть на рожон и не совершать необдуманных поступков. А ещё Хозия обучил Артура искусству выживания в дикой местности, так как сам являлся заядлым охотником и рыбаком.

Таким образом, мы можем проследить, сколько всего Артур Морган получил от своих родителей, настоящих и приёмных. Детство — это важнейшее время формирования личности. И предпосылки к становлению тем, кого мы видим в игре, были заложены как раз там.

Артур — это не тот человек, что кардинально изменился со временем, а скорее остался верным себе с того самого момента, когда и стал полноценной личностью. Что, по моему мнению и произошло в период с 14 до 18 лет, в самый разгар обучения разным жизненным премудростям у Датча и Хозии.

Юность, любовь и семья

Каждый мальчик вырастает в мужчину. А состоявшемуся мужчине нужна семья и любимая женщина. И если суррогат первого Артур успешно нашёл в разросшейся банде Датча ван дер Линде, то вот с любовью всей его жизни — Мэри Гиллис у него как-то не задалось.

Её семья была против того, чтобы породниться с бандитом, особенно рьяно выступал отец девушки. И молодым, уже обручённым влюблённым людям пришлось расстаться, так как Мэри в глубине души тоже не одобряла образ жизни своего возлюбленного.

Артур и Мэри в юности
Артур и Мэри в юности

Несмотря на оставшуюся от расставания обиду, Артур пронёс любовь к ней через всю свою жизнь и неоднократно раздумывал над тем, чтобы оставить банду и уехать с Мэри в закат. Но этому не суждено было сбыться. Преданность Артура Моргана своему «отцу» была непоколебима до самого конца.

Тут, скорее, сыграла даже не столько верность лично Датчу, сколько приверженность банде в целом. Ведь Артур провёл с этими людьми долгие годы и десятилетия. Он успел побыть и сыном, и братом, и дядей и нерадивым племянником. В этом странном коллективе, похожем на бродячий цирк, все были друг другу родными, пусть и не по крови.

Кроме того, отказаться от устоявшегося образа жизни, когда тебе уже немало лет — это не так уж и просто. Даже сейчас большинство взрослых людей будет против того, чтобы переехать в другую страну или даже город, спонтанно сменить квартиру или работу. Образ жизни и образ мысли намертво прикипают к человеку, поэтому попытка что-то изменить встречается подсознанием с чудовищным неприятием.

И хотя Артур Морган не сумел создать семью со своей возлюбленной, ему всё-таки довелось стать отцом и даже немного поучаствовать в жизни своего ребёнка.

Через несколько лет после разрыва с Мэри, Артур повстречал девушку по имени Элиза. Девятнадцатилетняя официантка быстро забеременела от молодого человека и вскоре у них родился сын, которого назвали Айзек. Элиза знала, что мужчина промышляет бандитизмом и не сможет остаться с ней, но не держала на него зла и принимала любую помощь, которую он мог оказать.

Артур и Элиза
Артур и Элиза

Артур периодически навещал их и оставался на несколько дней, пока однажды не обнаружил пару могил недалеко от дома. Позже он узнал, что Элиза и Айзек стали жертвами грабителей — его семью убили ради десяти долларов.

Он тяжело переживал их потерю и сильно укрепился в чрезвычайно циничном фатализме, считая, что нельзя быть бандитом и ожидать от жизни чего-то хорошего. Это мировоззрение будет сопровождать Артура долгие годы, даже на момент событий игры он будет вести себя так, словно ему давно уже всё равно, что с ним станет.

Примерно в это же время, Датч спасает от смерти мальчика двенадцати лет по имени Джон Марстон. Он быстро становится вторым приёмным сыном ван дер Линде и братом Артура, который учит его ездить верхом и сильно привязывается к мальчишке.

Настолько сильно, что когда, много лет спустя, Джон покинет банду на целый год, Артур затаит на него огромную обиду и так и не сможет простить. Но это будет в будущем, а пока банда Датча здравствует, состоя из семи человек и заботясь друг о друге, как настоящая семья.

Начало игры и смерть Дикого Запада

К завязке сюжета Артур подходит, чувствуя себя самым настоящим пережитком прошлого. Золотые времена беззакония на Диком Западе подходят к концу, цивилизация наступает на пятки преступникам и медленно, но верно истребляет всех, кто не желает подчиняться длинной руке закона.

В 1899 году банда ван дер Линде находится в упадке. Из-за того, что ограбление парома в Блэкуотере пошло не по плану, так как грабители попали в засаду законников и потеряли несколько человек убитыми, ранеными или взятыми в плен, банда была вынуждена бежать на восток и укрываться от пинкертонов в заснеженных горах и небольших фермерских городках, типа Валентайна и Роудса.

Артур в 1899 году
Артур в 1899 году

Потеря людей и всех сбережений, спрятанных возле Блэкуотера, негативно сказалась на настроении членов банды. Одни были уверены в том, что им следует переждать, пока о них забудет полиция, другие же считали, что нужно вернуться и забрать деньги как можно скорее.

Артур в этот момент всё больше уверяется в том, что в этом мире им места нет и что им не удастся скрыться от правосудия. Куда бы ни отправилась банда, пинкертоны дотянутся до неё и рано или поздно поймают или перебьют их всех.

Он делится своими опасениями с Датчем, но тот только отшучивается, полагая, что от любых проблем всё ещё можно убежать на восток или даже за океан, на Таити. Морган же не верит в это и начинает всё больше и больше задумываться о том, куда ведёт тот образ жизни, который они для себя выбрали.

Этому способствует и случай с местным фермером-благотворителем Томасом Даунсом, избиение которого становится для Артура самым настоящим катализатором переоценки ценностей. И не потому что Даунс случайно заразил его смертельной в те времена инфекцией туберкулёза, а ввиду рефлексирующей натуры самого Артура Моргана.

Ещё не подозревая о своей болезни, он находит всю эту ситуацию с выбиванием долгов отвратительной и начинает постепенно переосмысливать свои принципы, в конечном счёте, отказываясь от выполнения поручений по выбиванию долгов или даже помогая тем, к кому его отправили за деньгами.

В то время как банда убегает всё дальше и дальше на восток, Артур начинает сомневаться в своём наставнике, поскольку слова, декларируемые Датчем сильно расходятся с делом. Он всё ещё проповедует отказ от жизни в рамках закона и «благородную» анархию, но сам постоянно нарывается на неприятности и подвергает опасности других.

Нападение на поместье Брейтуэйт
Нападение на поместье Брейтуэйт

Любые попытки переждать все проблемы и отсидеться в убежищах до тех пор, пока законники о них не забудут, рушатся самим же ван дер Линде, который устраивает громкие ограбления и налёты. В результате чего, банде не дают покоя ни местные, ни федералы. Регулярные

стычки с О'Дрисколлами, бандами Лемойна и итальянской мафией в Сен-Дени лишь усугубляют ситуацию и помогают пинкертонам быстрее выйти на новое укрытие банды.

Датч, совершенно не связывающий одно с другим, решает, что их находят исключительно благодаря тому, что в коллективе завёлся стукачок. А учитывая, что Артур Морган и Джон Марстон начинают открыто сомневаться в «гениальных» планах главаря, то всё подозрение падает на них.

Артур отмахивается от этих обвинений до поры, до времени, но и сам не исключает наличия предателя в банде. Поскольку сотрудники детективного агентства Пинкертона Милтон и Росс уже выходили на него с предложением сдать Датча ван дер Линде в обмен на свободу, то чего он, естественно, отказался.

Подогреваемый Микой Беллом, отъявленным бандитом и негодяем, который впоследствии и окажется предателем, Датч начинает стравливать индейцев с армией США, чтобы под шумок ограбить эту самую армию и сбежать куда подальше.

А осознавший, что из «благородных» они давно уже превратились в обычных преступников, Артур вступает в прямую конфронтацию со своим старым другом и ментором, фактически становясь его врагом. Неудивительно, что во время очередного налёта, ван дер Линде решает бросить раненого Артура, чтобы его добили солдаты.

Парящий Орёл
Парящий Орёл

Герою чудом удаётся спастись, благодаря помощи Парящего Орла — сына индейского вождя и друга Моргана. С этого момента, пелена окончательно спадает с его глаз и он решает во что бы то ни стало исполнить свой план, о котором давно уже задумывался, а именно — спасти Джона Марстона с его семьёй, а также своих друзей и соратников из банды, пока Датч не погубил их всех. Это станет его последней волей и его искуплением.

Болезнь и искупление

Как уже было сказано в описании, Артур Морган — человек рефлексирующий. Понятно, что смертельная болезнь и осознание того, что жить тебе осталось максимум несколько месяцев, кого угодно сподвигнут на переоценку ценностей, но в нашем случае это сыграло лишь частично. Я бы сказал, что болезнь просто ускорила процесс сдвига мышления, который уже происходил в его голове.

Артур увидел многое из того, что и без болезни подтолкнуло бы его к желанию покинуть банду и помочь в этом всем желающим. Манипулятивное и лживое нутро Датча, требующее абсолютного подчинения и готовое предать любого из них во имя собственного выживания. Смерть близких друзей, погибших за абстрактные обещания хорошей жизни и прекрасного будущего. Нищих бедолаг, пытающихся сводить концы с концами, но попадающих в долговые ямы хитрых ростовщиков.

И наконец, себя. Человека, которому нет места в этом мире. Сломленного и глубоко травмированного, с единственной идеей, которую ему прививали с детства — идеей верности Датчу. Именно из-за неё он не смог бросить всё и уехать с Мэри. Ни в первый раз, ни во второй. Из-за неё он не замечал скатывания «отца» в пучины безумия и из-за неё он слепо повиновался своему предводителю почти до самого конца.

Уже будучи больным и зная, об этом, Морган встречает в Сен-Дени благотворителей-монахов: сестру Кальдерон и брата Доркинса. Поначалу он относится к ним с пренебрежением, но вскоре проникается идеей бескорыстной помощи другим. Сестра Кальдерон неоднократно беседует с Артуром и убеждает его в том, что он не плохой человек, хотя сам он всегда был уверен в обратном.

Артур и сестра Кальдерон
Артур и сестра Кальдерон

В их последнюю встречу, он, по сути, исповедуется, признаваясь ей в том, что боится смерти, а она подбадривает и утешает его, справедливо замечая, что у него ещё есть время, чтобы что-то изменить. И Артур действительно начинает всё менять. Ставя во главу угла избавление своих друзей от саморазрушительного образа жизни Датча ван дер Линде, он как бы подменяет преданность лично ему на верность банде.

Сперва он спасает Джона из тюрьмы, нарушив прямой приказ главаря не делать этого. Потом он тщетно помогает индейцам заключить мир с правительством США, пока Датч распаляет краснокожих на войну. А финальной точкой разрыва всех отношений Артура Моргана со своим «отцом» становится захват жены Марстона пинкертонами. Ван дер Линде отказывается вызволять Эбигейл из лап законников, в очередной раз бросая одного из «своих» на верную гибель.

Пикантности ситуации придёт и то, что Джон считается погибшим при ограблении армейского поезда, поэтому смерть Эбигейл фактически обрекает их сына Джека на сиротскую участь.

Но Артур больше не намерен это терпеть. И окончательно размежевавшись с Датчем, он отправляется за Эбигейл вместе с Сэди Адлер — верной подругой и прекрасным стрелком. Её тоже возмутило и поразило наплевательское отношение Датча к собственным людям. Тем, кто долгие годы шёл за ним в огонь и в воду, без всяческих промедлений и вопросов.

Артур и Сэди отправляются на помощь Эбигейл
Артур и Сэди отправляются на помощь Эбигейл

Они были готовы убивать и умирать за него, в частности, Сэди была благодарна ван дер Линде за спасение от О'Дрисколлов, убивших её мужа и изнасиловавших саму миссис Адлер. Однако, теперь в банде остались только преданные «новому» Датчу головорезы, а все приверженцы «благородства» и «робингудства» уже были готовы распрощаться с ним навсегда.

Спасение и смерть

После освобождения Эбигейл, Артур отправляет женщин в безопасное место, а сам идёт в лагерь, чтобы в последний раз попытаться открыть Датчу глаза на то, кем он стал и рассказать, что во всех их бедах виноват предатель Мика. Но есть у него и ещё одна причина, чтобы вновь искать встречи со своим наставником — Эбигейл украла у Датча ключ от ящичка с деньгами, в котором хранились все сбережения банды.

Она же и выведала, что накопления находятся в лагере, вопреки словам ван дер Линде, который всегда говорил, что прячет общак где-то за его пределами. Вот Морган и решил, что если уж уходить, то уходить красиво, а значит и денежки стоит прихватить. Семье Марстона и остальным его друзьям они ещё понадобятся, а самому ему всё равно помирать.

Добравшись до лагеря, Артур вступает в перепалку с бандитами и уже готовится к перестрелке, но тут вдруг появляется живой Джон, который тоже пришёл поквитаться с Датчем и сообщает, что последний бросил его умирать, когда Марстона подстрелили солдаты. Он присоединяется к Артуру и уже вдвоём они пытаются перетянуть на свою сторону хоть кого-то из своих бывших друзей.

Джон и Артур против Датча
Джон и Артур против Датча

Преступники, однако, предпочитают ставить на победителя, поэтому решают остаться с ван дер Линде и задавить «предателей» числом. Но тут нашим героям на помощь приходят пинкертоны, которые проследили за ними и решили избавиться от банды раз и навсегда.

Федералы выставляют против них все свои резервы и в пылу перестрелки Артур и Джон умудряются сбежать через пещеры. Убегая по горам, Морган предлагает вернуться за деньгами, пока законники отвлекают бандитов, но Марстон убеждает его, что ему важнее его семья и сейчас главное — скрыться.

Согласившись, Артур отдаёт Джону свою шляпу и сумку, а сам выигрывает для него время, отвлекая пинкертонов на себя. Всё. Артур Морган выполнил свою главную миссию, все цели и задачи, которые он перед собой ставил были успешно достигнуты. Его брат в безопасности и может начать новую жизнь вместе со своей семьёй.

И плевать, что он купил этот шанс ценой собственной жизни. Последнее, что он сделал — это спас людей. Вот, что важно. А не то, что Артур почти сразу же погибнет, вступив в драку с Микой Беллом не на жизнь, а на смерть. Не важно, что он даст предателю достойный отпор, несмотря на свою болезнь и слабость. И совсем уже не важно, что последние слова Артура Моргана будут адресованы Датчу ван дер Линде — тому, с кого всё началось и кем всё и закончилось.

Артур прощается с Джоном
Артур прощается с Джоном

Драматургия, манипуляции и не вошедшее

Если мы посмотрим на любое художественное произведение, то обнаружим, что каждое из них строится по определённым драматургическим канонам. Наверняка многие из вас знают классический приём «спасите котика», который сегодня является самым известным примером эмоциональной манипуляции зрителем.

Для тех, кто не в курсе, поясню. В кино его используют для того, чтобы показать положительную сторону героя. Поэтому каждый протагонист обязан «спасти котика». Иногда условно, иногда буквально. Например, условным «спасением» может стать помощь бабушке с тяжёлыми сумками, угощение ребёнка конфеткой или подаяние денег бомжу. В начале каждого фильма есть своё «спасение котика», которое мы не замечаем, но считываем на подсознательном уровне.

Попробуйте смотреть на этот приём осознанно и уверяю вас, вы начнёте видеть его везде. А поскольку игры сегодня создаются по лекалам кинодраматургии и представляют собой «кинцо» в той или иной мере, все киношные законы работают и на них.

И тут происходит главный парадокс Артура Моргана. Казалось бы, этот человек — бандит, убийца и насквозь отрицательный персонаж, которому только предстоит обрести искупление. Но в первые же часы игры, он спасает аж ДВУХ «котиков», чтобы максимально расположить к себе игрока и заявить нам о том, какой же он хороший.

В роли первого «котика» у нас выступает Сэди Адлер, которую Артур спасает вместе с Датчем и Микой. А вторым «котиком» становится Джон Марстон, решивший покинуть банду в горах и поплатившийся за это встречей с волками. Естественно, спасение брата ложится на плечи Артура. Для игрока эти моменты являются частью обязательного обучения и мощными эмпатическими привязками к протагонисту.

Датч и Артур спасают Сэди
Датч и Артур спасают Сэди

Нам буквально вдалбливают в голову по слогам: «Артур — хороший». Все его прошлые грехи произошли где-то за кадром, а все будущие злодеяния — это как будто не совсем и преступления. Игровая логика вступает в смертельную схватку с логикой киношной и, увы, победительницей выходит последняя.

Я говорю «увы», потому что играя на низком уровне чести, можно, конечно, вылепить из Артура абсолютно отрицательную мразь, наподобие Мики Белл, или даже хуже, но в основных каноничных событиях, которые происходят в катсценах, Морган всё равно будет поступать по добру и справедливости.

Он точно так же будет спасать одних и помогать другим. Да, в роликах немного изменятся диалоги, даже финал станет чуть другим, если не помогать Джону до конца и отправиться за деньгами, но вся сценарная основа Артура Моргана направлена на то, чтобы показать нам, что он не плохой человек.

В результате создаётся весьма комичное противоречие. Морган грозно хмурит брови и хрипло говорит нам, наверное, раз триста за игру, что он — очень плохой и очень страшный. Худший, не заслуживающий прощения бандит. Но в реальности, он только и делает, что помогает всем, до кого только может дотянуться. Феминистки-суфражистки, индейцы, темнокожие, рабы — ужасный преступник Артур Морган, не имеющий никаких расовых и гендерных предубеждений, поможет всем и, скорее всего, безвозмездно.

Шутка про это самое противоречие
Шутка про это самое противоречие

И ведь не скажешь, что его не пытались сделать более противоречивой личностью. Если покопаться в вырезанных файлах игры и обратить более пристальное внимание на Артура из начала (примерно до попойки с Ленни), то мы увидим, что он был куда более жёстким, грубым и саркастичным на ранних этапах разработки.

Возможно, в студии посчитали, что если изначально сделать Моргана слишком уж неприятным, то игроки не проникнутся его историей и просто бросят игру. В конце концов, у нас не так уж и много откровенных ублюдков-протагонистов в игровой индустрии. С ходу вспоминается только Кратос из оригинальной серии God of War, да и того заставили раскаяться в своих злодеяниях и стать добрым батей в перезапуске.

А Артур из начала игры открыто хамил и издевался над Датчем в момент подрыва путей под поездом, грубил Мике в тюрьме и смеялся над больным Марстоном. Не говоря уже о том, что он чуть не забил до смерти здоровяка Томми в Валентайне и готов был убить мужчину, узнавшего его. Серьёзно, проследите за поведением Артура в прологе и первых главах. Уверен, вы сильно удивитесь тому, насколько же он отрицательный.

Причём, если пытаться быть максимальным негодяем за пределами катсцен, то вас будут за это наказывать и всячески назидать, чтобы вы исправились. Например, если оскорблять членов банды, то в итоге кто-нибудь из них даст вам по роже. Если бегать по округе и убивать людей пачками, то обязательно наткнётесь на безутешную вдову, которая припомнит вам, что вы убили её мужа, а девочки в лагере будут по очереди приглашать Артура на разговор, в ходе которого он начнёт каяться и говорить, что сам не знает, что на него нашло.

Беседа Артура с Мэри-Бэт
Беседа Артура с Мэри-Бэт

Хотя в остальном, сюжет будет точно таким же, что и у положительного персонажа, поэтому я и вынес его в канон этого обсуждения и характера Моргана, ради общей целостности восприятия. Ведь невозможно же верить в то, что человек, который пять минут назад кого-то спас, да ещё и денег с него не взял — плохой. Даже если он сам называет себя таковым.

В кино это является другим специальным приёмом, под названием «показывай, а не рассказывай». Зритель куда более охотно поверит в действие, если увидит его своими глазами, нежели услышит сухое описание события из чьих-то уст.

Вот и в вырезанных файлах присутствует намного больше издевательских и грубых реплик Артура, подтверждающих, что его изначально задумывали более злым и жестоким. А ещё там есть диалоги с живой Элизой, которая, судя по всему, должна была быть частью банды и регулярно высказывать Артуру Моргану своё недовольство его поведением.

Вероятно, от неё отказались в угоду большей драматичности. Пусть Артур и упоминает её всего пару раз за игру, обстоятельства жизни и смерти Элизы глубже раскрывают характер самого Моргана и той травмы, которая осталась с ним после её гибели.

Точно так же попал под нож и оригинальный костюм протагониста. Чёрная охотничья шляпа, коричневые штаны и рубашка грязно-зелёного цвета сильнее отражали отрицательную натуру героя. Глядя на этого Артура, вы сразу сказали бы, что он не просто бандит, а настоящий отморозок, убивающий всех, кто не так на него посмотрит.

Попытка воссоздать оригинальный костюм в игре
Попытка воссоздать оригинальный костюм в игре

Кроме того, этот визуальный образ отсылал нас к первой части и Джону Марстону, который ходил в костюме похожего незамысловатого фасона и схожей расцветки. А учитывая, что Артур и Джон должны восприниматься игроком как родные братья, решение показать, что они даже одеваются одинаково, было весьма и весьма неплохим.

Смена костюма тоже является частью художественной манипуляции, как вы уже могли понять. Синий цвет настолько прочно ассоциируется с добром в популярной культуре, что у меня нет ни малейшего сомнения — рубашка и зимняя дублёнка Артура окрашены в него не случайно. Это сделано со всё той же целью расположения героя к игроку, что и смягчение психологического портрета Моргана и его поведения.

Вывод и влияние

Невозможно предугадать, каким получился бы Артур Морган, да и вся игра в целом, если бы студия придерживалась изначального курса на ещё более хмурое, жестокое и реалистичное повествование, чем то, что мы получили в итоге, но нельзя отрицать, что и в своём нынешнем виде Red Dead Redemption 2 — это не просто игра, а самое настоящее произведение.

И главный герой у него вышел под стать, даже со всеми своими сценарными противоречиями. Доказательством этому может служить дикая, бешеная популярность персонажа. У огромного количества игроков и профильных изданий Артур стабильно входит в топы лучших персонажей видеоигр всех времён и народов. Да что там входит? Уверенно занимает первые места. Честно говоря, он и у меня является одним из самых любимых игровых героев.

Отличный косплей Артура Моргана от Maul Cosplay
Отличный косплей Артура Моргана от Maul Cosplay

А каждое моё прохождение Red Dead Redemption 2 будто возвращает меня в общество старого друга. С которым приятно поболтать за кружкой пива у костра. Поорать похабные песни и сыграть в покер на все деньги. Того друга, в чьём присутствии ты чувствуешь себя живым, ощущая спокойствие и уверенность, а все проблемы кажутся далёкими и незначительными.

Ютуб просто ломится от видеореакций людей, повергаемых в слёзы и шок финалом игры, а игроки на DTF тоже регулярно признаются в том, что концовка произвела на них сильнейшее впечатление. Оно и понятно. Мы прошли с Артуром такой длинный путь, что мало у кого не получится проникнуться персонажем. И поэтому его боль мы воспринимаем как свою собственную, мы понимаем его. А это, как мне кажется, самое главное в создании хорошего протагониста.

И я сейчас говорю не про дешёвую драму с попыткой выжать из игрока слёзы любой ценой, которую может углядеть любой циник, но про более тонкое понимание работы с эмпатией человека. Даже если эта работа подразумевает определённые уловки, манипуляции и откровенный обман, влияющие на нашу психику так, как это нужно сценаристу и заставляющие нас сопереживать вымышленному человеку.

За шесть полных лет с момента выхода игры в индустрии не появилось персонажа, более комплексного, чем Артур Морган. Авторы сценария Дэн Хаузер, Руперт Хамфрис и Майкл Ансворт проделали просто невероятную работу, чтобы выписать ему полноценный живой характер, а Роджер Кларк блестяще сыграл Артура, наделив его яркими чертами личности и, по сути, влюбив игроков в этого бандита.

Роджер Кларк и его заслуженная награда за лучшую актёрскую игру
Роджер Кларк и его заслуженная награда за лучшую актёрскую игру

Более 60 миллионов проданных копий, сотни наград и номинаций, регулярные эссе, разборы и обсуждения — буквально всё подтверждает, что к истории Артура Моргана невозможно остаться равнодушным и пройти мимо. А если вы, по какой-то причине, всё ещё не ознакомились с ней лично, то я настоятельно рекомендую вам это сделать. И помните: «Месть — забава для дурака».

Искренне ваш

Gonzo
для games.payberry.ru

217217
99
77
55
11
11
11
11
11
114 комментария

напомню шо артур попал в банду в 15 лет
он с детства умеет только грабить и убивать и все его окружение ето такие же ублюдки
а вот когда он заболевает шо он делает?
отрывается по полной? оставляет след в истории как самый бешенный бандит? может там ебашит бухло и уезжает в россию?
нет он схуяли то начинает строить из себя праведника учить жизни всех вокруг блять. затирать за семью хотя сам без хуя и кола.
затирает про важность семьи но хуярит законников у которых такие же семьи. ну а хуле их же не жалко.

нихуя в историю не веришь ваше. я хуй знает плакать на моменте артура ето над быть емоциональном диапазоне губки какой та

никакой глубины нет у нас опять мерисью пресонаж ебать
с 15 лет ебал и убивал а перед смертью иссусом стал аж олени на поклон появляются

ахуенная концовка была бы если подох от болезни после бухла в баре
вот тогда да 10\10 игра жиза

29
15
6
3
1

Ты в игру-то не играл вообще, что ты тут болтаешь.

31

Это, конечно, утрирование, но вот именно "переживает за отдельно взятого фермера, при этом захуярив толпы копов, десятки пинкертонов и все мужское население Строберри" - это прям реально косяк повествования, из-за которого сопереживать Артуру я не смог.

16

Вот это просто нож в спину от тебя. Я заплакал.

14

Плюсую, перс шиза какая-то, головорез, который продолжает убивать, но в то же время помогает чёрному врачу, фемкам, спасает рабов и т.п. (ладно бы если выбор был послать их, рабов продать, шантажировать владельца т.п., но такого нет). Головорез, который шлюх очень уважает и даже снять их не может, ну просто шизотряпка какая-то. Моя претензия не в том, что перс соя, а в том, что это соя-головорез, такого быть не может и не могло.

10
2

Кого учить то начинает? Датча который ему был как отец и Артур говорит ему хватит делать хуйню на лево и на право. Или Джона, который свою бабу и ребенка отвергает, чем Артуру в прошлом подобное прилетело двумя крестами у дома?
Можно забить хер на все второстепенные, которые могут тебя поставить на путь хороший и отыгрывать реального ублюдка. Долги со всех просить и не прощать, эту жену-вдову фермера которая шлюхой стала можно послать нахер(ну или замочить). Монашку эту когда встречаешь (как и монаха в городе) можно тоже послать нафиг и вроде даже ограбить т.к они бабло собирают. Тогда при сцене в конце когда он выгоняет Штрауса диалог будет в тоне типа ''Из за твоих сраных долгов я заболел и сдохну'', а не ''Вот из за тебя бедные люди страдают''.
Да можно со всеми в банде тогда общаться как мразь, за что кстати Артуру прилетит по морде, а так же никому не помогать.
Единственное тогда кому Артур помогает по сюжету это Джон(не считая когда Датч просит), человек который для него по сути был младшим бесячим братом.
Я хз как вы играли когда даже как тут говорят ''помогает рандомному негру с его повозкой'' - сайдквест где можно отказаться.

7

Очень узко

4