Игры не только дружественных стран. Испания

Никто не просил. Никто не ждал. Но я всё равно сделал. Это краткий экскурс в индустрию видеоигр солнечной Испании. Вместе узнаем, с чего всё начиналось, был ли там свой Золой Век и вспомним наиболее значимые проекты.Так что, вамос!

Вместо вступления

Наверно, в современное время самые яркие пересечения Испании и России происходили на футбольном поле. ЕВРО 2008 и два грустных поражения сборной варяга Хиддинка и Чемпионат Мира 2018 на нашей благодатной земле, космоСтас и нога Акинфеева.

Как же я не люблю сборную Испании по футболу. Хотя и к нашей симпатий не питаю.

В отличие от того же Ирана с Испанией мы конфликты почти никогда не решали на бранном поле. Воевали друг с другом только в составе коалиций, а единственная формально объявленная война один на один – Русско-испанская война 1799—1801 – опять же, являлась частью большей войны, плюс, никаких боевых действий друг против друга мы вообще не проводили. Границами же соприкасались и вовсе только в Северной Америке.

Наш, исконно русский форт Росс на территории современной Калифорнии. Был построен на земле Испании. Правда, местные индейцы не знали, что она испанская и продали её русским.
Наш, исконно русский форт Росс на территории современной Калифорнии. Был построен на земле Испании. Правда, местные индейцы не знали, что она испанская и продали её русским.

Даже поддержали братьев коммунистов в 1939-ом, когда в Испании вспыхнула гражданская война. Но у нас тут не исторический кружок, так что я закругляюсь с этим делом. Вообще, истоки названия этого текста можно узнать в схожем лонге по истории видеоигровой индустрии Ирана.

Ну а за Испанию взяться решил, после написания истории разработки Severance: Blade of Darkness. Пришлось перерыть множество испанских источников. После этих раскопок осталась гора информации об игровой индустрии Испании в целом. Так что идея лонга пришла сама собой.

Первые шаги

Хотя в начале семидесятых Испания ещё являлась фашисткой диктатурой, ничто заокеанское ей было не чуждо. Так что главный популяризатор видеоигр в лице бессмертной Pong от Atari добрался до Мадрида довольно быстро. Пока только в виде аркадного автомата. Его популярность нанесла серьёзный удар по местной индустрии слот-машин. И многим компаниям пришлось придумывать, как ухватиться за хвост успешности Pong'а.

Как раз перед началом падения авторитарного режима, в Испании появилась первая консоль – копия родоначальника наших с вами Свитчей, Станций и Коробок по имени Magnavox Odyssey. Испанская же версия называлась OVERKAL. Ну а что вы хотели от людей, которые заставили сосать весь мир свой Чупа Чупс?

Между прочим, этот логотип  – творчество Сальвадора Дали.
Между прочим, этот логотип – творчество Сальвадора Дали.

Главное отличие OVERKAL от американского собрата – в её память впихнули аж пять игр, а не только Pong. Создали её в Барселоне в 1974-ом году.

И это далеко не единственная консоль, которую делали в те времена в Испании. Самая известная – семейство СХ от компании Palson. Были варианты даже со световым пистолетом, цветные, для одного, двух и четырёх игроков.

Консоль Palson СХ-302 1977-го года.
Консоль Palson СХ-302 1977-го года.

В общем, разных клонов Magnavox Odyssey было просто огромное количество. Проблема в том, что никто из производителей не предлагал новых игр. Всё, что было представлено на местных приставках, это проекты США, портированные на испанское железо. Так что потихоньку начал расти спрос на что-то от местных разработчиков. Осталось только найти где-то этих разработчиков.

Кто первый?

Корона лучше смотрится на том, кто этой короны не жаждет. Это фраза очень хорошо описывает ситуацию, сложившуюся с определением самой первой игры, разработанной в Испании. Есть аж четыре претендента. Одного из них, правда, чаще всего забывают. А всё почему? Влияют до сих пор напряжённые отношения между Испанией и входящей в неё Каталонией.

Буквально летом в испанских профильных СМИ прогремела новость. Найдена действительно первая испанская игра! Сделана она была в 1977-ом году и носила потрясающее название JUEGO DE PING-PONG EN EL 8080. На великий и могучий можно перевести как Играем в Пинг-понг на 8080. Последние цифры, собственно, название 8-битного процессора Интел. Как раз для него два стипендиата Мадридского политехнического университета пытались разработать свою версию Pong'а. Испанским ретрокопателям даже удалось найти код игры.

Исходный код игры "Играем в Пинг-понг на 8080" 1977-го года.
Исходный код игры "Играем в Пинг-понг на 8080" 1977-го года.

Её авторами оказались Хуан Сантос и Рафаэль Мартинес, если я в очередной раз не запутался в хитросплетениях испанских имён и фамилий. Причём выглядела эта игра как Понг и игралась так же. Но они сами написали её код и запихнули в собственноручно сделанную консольку.

Схема для подключения ЦП для игрульки в пинг-понг. Наверно.
Схема для подключения ЦП для игрульки в пинг-понг. Наверно.

Причём сделано это было только для, так сказать, тренировки практических скиллов. Так-то они они мучили процессор Intel ради проектов по биомедицине.

Не знаю, стоит ли причислять UEGO DE PING-PONG EN EL 8080 к первым испанским играм. Это тот же американский Pong, просто собранный заново. Другой кандидат – поинтереснее. Пере Кетглас, Хосеп Квинглс и Хавьер Валеро трудились инженерами в барселонской Electrogame SA. Начальство дало им простое задание. Забацайте-ка нам игру. Ну и сделали. El Paracaidista (с исп. Парашютист) создана в 1979-ом году. Разумеется, игралась она на аркадном автомате.

Только беда в том, что автомат этот сделали в виде прототипа. Правда, зачем-то сваяли аж 25 его копий. Ни одна из них до наших дней не дожила, остались только дохлые микросхемки. Геймплей же игры известен только по словам создателей игры. Мы управляли миномётным расчётом и с помощью нашего орудия сбивали парашютистов. Как в воздухе, так и на земле. Что-то я не уверен, что в Испании знают, для чего используется миномёт.

Короче, игру эту видело человек чуть больше, чем творение мадридских учёных. Поэтому лично я бы ей тоже почётное звание первой игры Испании не присудил. А вот следующий наш участник, на мой взгляд, этого достоин. Destroyer вышел в 1980-ом году, опять же, в качестве аркадного автомата, но в него можно поиграть и сейчас.

Destroyer 1980-го года. Босс – редкое отличие игры от оригинальной Space Invaders. Вообще, игра больше напоминают Galaga.

При этом и Destroyer, и El Paracaidista непрофильные СМИ, в названии которых есть слово Мадрид, никак не упоминают в качестве первой испанской игры. Чаще всего они приводят в пример La Pulga 1983-го года. Может, конечно, я неудачно так нарвался на воинственно настроенных журналистов, но, в любом случае, две игры из Каталонии в их текстах упомянуты не были. Ну оставим с этим разбираться бывшего мужа Шакиры. Мы говорим только про игры.

Так вот. Автор Destroyer Ферран Яго. В интервью он грустно вспоминает, что по паспорту он Фернандо, якобы в год его рождения каталонские имена были запрещены. В любом случае, никто не мешал стать ему главным двигателем игровой индустрии Испании в годы её появления.

Ферран Яго в 1983-ем году.
Ферран Яго в 1983-ем году.

Вообще, мистер Яго, не попугай, а изобретатель. Ещё в детстве он постоянно возился с радио, ходил в профильные кружки, а во время службы в армии поразил всех тем, что заставил работать целую кучу древних американских раций, которые бравые звёздно-полосатые вояки оставили испанцам в наследство.

Важный этап его карьеры – работа в EFO. Здесь он умудрился делать электронное оборудование для зажигания Реношек. Было это до 1975-го года. Тогда родилась компания Playmatic, дочка EFO. В ней Ферран уже занялся созданием пинболльных автоматов.

В этом же году Playmatic отправился на профильную выставку в Чикаго. Американцы, мягко говоря, удивились. Страна третьего мира (так слова жителей США передал именно синьор Яго, если что, а не я) притащила полностью электронный пинболльный автомат. Только две крупнейших компании в штатах, Bally и Gottlieb, могли себе это позволить. А тут какие-то барселонцы из Венесуэлы. Так, опять же, по словам Феррана, говорили американцы.

Электронный пинболл от испанцев. Американцы в шоке.
Электронный пинболл от испанцев. Американцы в шоке.

Бизнес попёр в гору. Playmatic даже открыла подразделение в Мексике. Но быстро закрыла. Один из клиентов убил другого за то, что тот занял его место в очереди. И испанцы решили отложить колонизацию до лучших времён.

Параллельно боссы Playmatic мечтали клонировать и Pong, чтобы расширить производство своих игровых автоматов. Но Ферран Яго заявил, что ничего клонировать не будет. Если что-то делать, то самому. И пока он бодался с начальством, на рынок вышла японская Space Invaders. Следующий большой аркадный хит.

Начальство, увидев, как быстро меняются фавориты игровой публики, дали Яго добро на производство собственной игры. По, видимо, испанской традиции, наш изобретатель начал ваять свою версию Space Invaders. Целый год он возился с платами и микросхемами, пытал коллег, заставляя их работать тестерами его творения. В итоге, получились немного другие Space Invaders. Не долго думая, Ферран Яго назвал игру Destroyer. Всего было создано примерно 4000 аркадных автоматов с ней на борту.

Целёхенький аркадный автомат с Destroyer.
Целёхенький аркадный автомат с Destroyer.

Если есть желание обезопасить себя со всех сторон, то Destroyer можно назвать первой коммерческой игрой в истории Испании. Её видели, в неё играли, за аркадными автоматами с ней охотятся все испанские ретро энтузиасты.

Брошюра аркадного автомата.
Брошюра аркадного автомата.

Сам Ферран Яго периодически заглядывал на игровой фронт. Но чисто из практического интереса. После Destroyer он выпустил ещё несколько игр для аркадных автоматов. Это было в 1981-ом. В 1987-ом сделал ещё один заход. Он представил Magnet System. По сути, это аркадный автомат с картриджами. Игровой зал мог купить автомат, а потом уже докупить к нему игры. Причём там была какая-то хитрая защита, которую испанские пираты так и не сломали.

Magnet System 1987-го года.
Magnet System 1987-го года.

В начале девяностых он ещё раз напомнил о себе, сделав два аркадных автомата. Но особой популярностью эти машинки уже не пользовались. Сейчас дядька на заслуженном отдыхе и делится своей мудростью с окружающими. Например, каталонец считает, что электрические машины – это тупик. Как говорится, посмотрим.

Золотой век

Я уже упоминал игрульку La Pulga. Вышла он в 1983-ем и какое-то время считалась первой испанской игрой. Как мы уже поняли, это не совсем так. Но это точно первая испанская игра, в которую люди могли поиграть дома. Она вышла почти на всех видных 8-битных компьютерах. То есть это ZX Spectrum, Amstrad CPC, MSX и Commodore 64. Первые два были дико популярными в Испании.

La Pulga сделали два Пако (это имя). Суарес и Портало. Игрок управлял смешной электронной блохой. Задача – выбраться из пещеры. По заверению западных СМИ, это одна из первых игр, в которых появился таймер и катсцена.

La Pulga 1983-го года. На русский переводится – Блоха. В Британии вышла под названием BUGABOO.

Вроде как Блоха первоначально вообще вышла в Британии, только потом в Испании. В любом случае, хитом она стала в обеих странах. И официально запустила Золотой век испанского программного обеспечения. Я серьёзно. У испанцев прям есть такой термин: Edad de oro del software español.

Ключевыми игроками рынка стали пять студий. Dinamic Software, Topo Soft, Opera Soft, Made in Spain и Zigurat. Причём Zigurat дочка Made in Spain, которая в последствии стала её мамкой и самостоятельным издателем. Одним из первых в Испании.

Единственная компания, которая пережила Золотой век – Dinamic Software. Но до этого мы ещё дойдём. Её первая игра – текстовый квест Yenght: La Fuente de la Juventud. Проект отличался интересным методом распространения. Кому вдруг хотелось поиграть в Yenght, приходилось напрямую писать разработчикам на почту. Те начинали записывать кассеты с игрой, только когда набиралось десять таких заказов. Так что желающие агитировали своих друзей, чтобы те тоже черкнули пару строк в Dinamic Software.

Yenght: La Fuente de la Juventud 1984-го года.

Та же студия поняла, что игрокам милы девицы самых пышных форм. Поэтому в 1987-ом из-под их клавиатуры вышла игра Phantis. Это смесь из скроллинг-шутера R-Type и платформера Turrican.

Phantis 1987-го года. Какой смысл играть после заставки?

Причём за рубежом игра продавалась под названием Game Over II. Потому что это и был сиквел оригинальной Game Over, выпущенной той же Dinamic Software. Непонятно, почему в Испании игра вдруг сменила название.

Game Over 1986-го года. Игра прям предсказала открытие картинок на порно-сайтах через dial-up.

В свой золотой век испанцы ещё развлекались тем, что клепали игры по лицензиям, без этих самых лицензий. Первая из таких – El misterio del Nilo 86-го года. Основана она на фильме Жемчужина Нила с Майклом Дугласом. Когда игру заприметили за пределами Испании, её создателям, студии Made in Spain, пришлось менять модельки в игре.

El misterio del Nilo 1986-го года.

Ещё один проект – La Abadía del Crimen или Аббатство Преступности, если по-нашему. Основана она, как не трудно догадаться из названия, на романе Имя Розы Умберто Эко. Или на его экранизации с Шоном Коннери. Не суть.

La Abadía del Crimen, собственно, главная игра золотой игровой эры страны. Испанцы даже книгу по ней написали. Они вообще там любят книгу по любому игровому поводу писать. Ладно испанцы, возвели своё творение в культ, британцы из журнала Retro Gamer вообще поместили La Abadía del Crimen в десятку идеальных игр для Spectrum 128. Хотя на английском она долгое время и не выходила.

La Abadía del Crimen 1987-го года.

Чего уж говорить, относительно недавно в Испании назвали лучшие местные игры за всю историю. На первом месте, разумеется, Commandos, на втором недавний первый Blasphemous, ну и на третьем, как раз La Abadía del Crimen. Вы понимаете состояние игровой индустрии в Испании, да?

Всего за весь Золотой век вышло около 50 игр. Ну и кто-то должен был об этом писать. Уже в 1984-ом ушёл в печать первой игровой журнал MicroHobby. Ну как игровой. В первую очередь он был посвящён 8-битным компьютерам. Там печатались и коды игр на Basic, и устройства плат этих забавных машинок. Буквально через несколько месяцев вышел легендарный для Испании журнал Micromanía. Он три раза менял формат, даже выходил с кассетой. Ну и умер в самом начале 2024-го. На то время это был третий старейший игровой журнал в мире.

Игры не только дружественных стран. Испания

Что интересно, оба этих журнала выпускало одно издательство – HobbyPress. Чтоб мало не казалось оно же запустило и третий – HobbyConsolas. Он жив и по сей день. Успешно конкурирует с другими журналами и является, по сути, нашей Игроманией её золотых времён. Если такие были. Я её не читал.

Смерть MicroHobby, кстати, совпала с концом золотой эры испанского геймдева. В это прекрасное время Испания занимала второе место в Европе по объёму рынка, уступая только Великобритании. Всё рухнуло в 1992-ом году. Все игровые студии страны вместе с издателями проморгали взлёт 16-битных приставок. И IBM PC, который стал таким персональным компьютером, каким мы его воспринимаем сейчас.

Только одна испанская компания сообразила переключиться на DOS и сделала симулятор футбола. Simulador Profesional de Fútbol вышел в 1992-ом и поставил точку в золотой эре. Заодно и в истории выпустившей её Dinamic Software. Но продажи были неплохими, поэтому компания переродилась в этом же году в виде Dinamic Multimedia.

Simulador Profesional de Fútbol 1992-го года.

Помимо недальновидности всех игроков рынка индустрия получила и мощные пробоины от пиратов. Те научились копировать всё на свете и продавали упёртые копии зарубежных и местных игр за сущие гроши. Для борьбы с ними крупнейший издатель Испании Erbe Software продавал игры за 875 песет (где-то 5,26 Евро, если считать сегодня). Не помогло.

Выжженная земля

Девяностые и нулевые в Испании принято называть потерянными декадами. В плане игровой индустрии, разумеется. В принципе, все успешные игры тех лет так или иначе добирались и до наших широт.

В девяностых можно выделить четыре студии. Rebel Act Studios, Pendulo Studios, Pyro Studios и уже упомянутую мной Dinamic Multimedia. Давайте с последней и начнём. Всё её величие держалось на легендарной для Испании серии PC Fútbol. Это не просто симулятор футбола, а ещё и менеджер.

 PC Fútbol 3.0 1994-го года.

Разработчики решили продавать её за небольшие деньги, потому что пираты всё не давали житья бедным испанцам. Причём делали это они в газетных ларьках. Так каждая новая версия расходилась в районе 500 000 копий, что для Испании просто огромные цифры. Сначала игра выходила на дискетах. Причём у игроков была возможность скачать обновлённые ростеры команд с серверов Dinamic Multimedia.

В 1996-ом серия перекочевала на CD. Тогда же британцы попросили испанцев ваять на движке PC Fútbol ещё и свой Premier Manager. В итоге, Dinamic Multimedia надорвались, не потянув разработку на два фронта, а в их игры просачивалось всё больше багов. В итоге, в 2001-ом вышла последняя PC Fútbol от Dinamic Multimedia. И компания отправилась на покой.

А вот Pendulo Studios жива и по сей день. Её главная серия – Runaway. Собственно, первая часть и спасла Pendulo Studios от банкротства. Иронично, её издателем выступила как раз умирающая Dinamic Multimedia. Но только в Испании. А игра стала хитом далеко за пределами Пиренейского полуострова.

Runaway: A Road Adventure 2001-го года.

Первая же игра студии – Igor: Objective Uikokahonia. Вышла в 1994-ом и, опять же, спасла молодую студию от разорения. Это, разумеется, тоже графический квест, вдохновлённый играми Lucas Arts. Он с лёгкостью окупил свой бюджет в 400 000 песет.

Igor: Objective Uikokahonia 1994-го года.

Сейчас Pendulo Studios старейшая из игровых студий Испании. Её слава, конечно, со временем поугасла. Сейчас она клепает игры по лицензиям от Microids. Последняя – Tintin Reporter: Cigars of the Pharaoh.

Pyro Studios повезло меньше. Создатели Commandos давно канули в Лету. Хотя начиналось всё очень удачно. Ребята собрались в 1996-ом. Один из них – Гонзо Суарес, выходец из Opera Software. Той самой, которая подарила Испании Аббатство Преступности. Товарищ мечтал сделать что-то реалтаймовое. Так получились Commandos.

 Commandos: Behind Enemy Lines 1998-го года.

Игра стала мировым хитом. В Британии солдатики аж 15 недель торчали на первом месте в профильных чартах. А в Германии игра по итогам года заняла четвёртое место по продажам. Видимо, немцам нравится резать своих дедушек от лица британцев.

За год Коммандос купили почти 700 тысяч раз. За два года же игроки утащили домой полтора миллиона копий. Опять же, если я ничего не путаю, это до сих пор самая успешная игра в истории Испании. Хотя первоначально Гонзо Суарес рассчитывал, что игру дай Бог купят 15 тысяч раз.

Окрылённые успехом Pyro Studios начали делать сразу три проекта. Сиквел Коммандос, Pretorians и Heart of Stone. Последняя была отменена в ещё в 2000-ом. Pretorians продались на уровне окупаемости, а сиквел Коммандос пошёл по пути оригинала и собрал неплохую кассу. А потом ещё и заглянул на консоли.

Commandos 2002-го года для PS2. На ПК игра вышла в 2001-ом.

После Pyro Studios ждал провал за провалом. Третий Commandos и Imerial Glory ушли в минус, а игра по лицензии Planet 51 уже не могла ничего исправить. В итоге Pyro превратились в мобильных разработчиков и в таком статусе и померли.

Rebel Act Studios померла ещё быстрее. Через годик после релиза первой своей игры Severance: Blade of Darkness. Я подробно об этом уже писал, повторяться не буду.

Нас в их истории интересует следующее. Rebel Act Studios развалились на две студии – MercurySteam и Digital Legends. Первые сконцентрировались на крупных играх приближенных к AAA, а вторые ударились в мобильный геймдев. Обе чувствуют себя прекрасно. Но о них чуть позже.

Конечно, были и другие студии в девяностых, но пошуметь они не смогли. Разве что Bit Managers долгое время делала игры для разных версий Game Boy. Но и она закрылась в 2005-ом. Ну и наши игроки должны знать игру Торренте 3: Трахтенберг в Мадриде, основанную на третьей игре по фильму Torrente. В России она вышла в 2006-ом. В Испании, в 2005-ом.

Torrente 3: The Protector 2005-го года. В России модельку Торренте заменили на Трахтенберга.

Вообще большинство испанских студий девяностых погибло. И разработчики из них, разочаровавшихся в перспективах разработки относительно крупных проектов, решили собираться в небольшие команды и фокусироваться уже на растущем рынке мобильных игр. Кормить семью надо. Но впереди замаячил Steam.

Новый рывок

Если в нулевых испанские разработчики ещё цеплялись за игровой рынок ПК, то к десятым поголовно перешли на мобильные игры. С 2010-го по 2017-ый неизменно больше всего испанских игр выходило на Android и iOS. В 2014-ом их релизнулось аж 164.

График выпуска игр испанскими разработчики по годам. Отчётливо виден рост в десятых.
График выпуска игр испанскими разработчики по годам. Отчётливо виден рост в десятых.

Во главе этого потока стояли, по сути, две студии. Gameloft Barcelona и уже упомянутая мной Digital Legends. Последние сначала сконцентрировались на разработке игр для Nokia N-Gage. А когда финны свернули свои планы по созданию телефона тире консоли, переключились на уже стандартные Android и iOS. Они, например, ваяли мобильную версию Battlefield Bad Company 2.

Мобильная версия Battlefield Bad Company 2 2010-го года.

Сейчас ребята трудятся над мобильной Call of Duty Warzone. Так что у них всё хорошо. Барселонское же отделение Gameloft появилось на свет в 2006-ом году. И отвечает, в основном, за серию Асфальт и другие гоночки по разным франшизам. Ещё у Gameloft была студия в Мадриде, но её закрыли в 2018-ом.

Asphalt 6: Adrenaline 2010-го года.

Но как-то не хочется относить мобилки к полноценным играм, хотя и там бывают свои жемчужины. За крупные проекты в нулевых и десятых отдувалась почти только одна MercurySteam. Они оказались мастерами по работе с чужими франшизами. Собственно, с этого и начинали. Scrapland они ваяли под присмотром Американа Макги.

Scrapland 2004-го года.

Они же, авторы Clive Barker's Jericho и дилогии, похожей на трилогию, Castlevania: Lords of Shadow. Собственно, эти товарищи считаются национальной гордостью играющей части Испании. Долгое время, чуть ли не единственной.

Сейчас они трудятся над чем-то под названием Project Iron, а до него развлекались аж два раза вместе с Самус и её отцами из Nintendo.

Metroid Dread 2021-го года.

И из крупных игр Испании нулевых и начала десятых это почти всё. Было ещё достаточно много проектов по горячо любимым на Пиренейском полуострове Nintendo DS и Wii. Но какой-то след в истории оставила только Zombie Panic in Wonderland.

Zombie Panic in Wonderland 2010-го года.

Толчок в начале десятых разработчики в Испании получили благодаря становлению Стима, как главного цифрового магазина для ПК-игроков. Пираты, наконец, начали уставать. Испания долгое время была в чёрном списке США, как страна с большими проблемами с защитой интеллектуальной собственности. В 2009-ом, например, Испания была второй в Европе по ущербу от деятельности пиратов.

Данные по потерям от пиратства игрулек в мире на 2009-ый год. Испанцы крепко вцепились в третье место.
Данные по потерям от пиратства игрулек в мире на 2009-ый год. Испанцы крепко вцепились в третье место.

Начали появляться инди-разработчики. Франсиско Теллес де Менесес представил свою UnEpic, Tequila Works выпустила Deadlight. Жизнь начала налаживаться. Официально налаженной её принято считать в 2018-ом году. Тогда первый раз за много лет производство игр для крупных платформ в Испании обогнало мобильный сектор. А в 2022-ом испанцы и вовсе сделали всего 38 мобильных игр. Это 14% от общего числа.

Плюс выросло и международное признание испанских игр. Теперь в пятёрке самых высокооценненых игр Испании красуются сплошь современные проекты, которые подпирает древняя Commandos.

Самые высоко оценённые прессой игры Испании.
Самые высоко оценённые прессой игры Испании.

Что сейчас?

Балом правит The Games Kitchen. Их Blasphemous пробил миллион копий, породил успешный сиквел. На радостях разработчики решили вложить деньги в инициативу Billete Cohete. Собственно, они же её и создали. Смысл прост. Приходишь со свой идеей к ним, максимум ещё с четырьмя друзьями, фигаришь игру за полгода и всё это время получаешь зэпэшку от The Games Kitchen.

Благодаря инициативе Billete Cohete уже вышло две игры.
Благодаря инициативе Billete Cohete уже вышло две игры.

Из других видных студий, опять же, Tequila Works, последний проект которой Song of Nunu: A League of Legends Story для Riot Forge. Из других известных игр: The Sexy Brutale и Rime.

Rime 2017-го года.

Не забываем и Nomada Studio с её Gris и Neva.

Gris 2018-го года.

От себя ещё выделю Numantian Games с их They Are Billions и Lords of Xulima.

They Are Billions 2017-го года.

Конечно, наберётся ещё с десяток студий с более менее известными для геймеров проектами. Но игровая индустрия Испании всё равно далека от своего былого величия. Впрочем, чиновники так не считают. Ну давайте тогда ознакомимся с приведённой ими статистикой за 2023-ый год.

Для этого в стране создана Испанская ассоциация видеоигр. Работает она с 1998-го года. Сначала, в основном, боролась с пиратством и чипированием консолей, теперь же иногда обращается к правительству, чтобы закон какой продвинули, который поможет разработчикам творить и зарабатывать. Что интересно, вся верхушка ассоциации, сплошь топ-менеджеры известных западных и не очень издателей. Там и представители Sony и Bandai Namco, Activision Blizzard и тому подобное. Разумеется, их испанских отделений.

Вот этот товарищ президент Испанской ассоциации видеоигр и испанского же отделения Bandai Namco.
Вот этот товарищ президент Испанской ассоциации видеоигр и испанского же отделения Bandai Namco.

Общий оборот – почти 2,4 миллиарда евро. На четыреста миллионов больше, чем в прошлом году. В стране всего миллиончик консолей. Чёт грустно.

Игры не только дружественных стран. Испания

Продажи игр, скажем так, стандартные. Причём у них есть отдельный чарт для игр, выпущенных в 2023-ом. И для игр, которые были куплены в 2023-ем.

Игры не только дружественных стран. Испания

Разумеется, в последнем есть GTA V.

Игры не только дружественных стран. Испания

Геймеров в стране аж двадцать миллионов. Вспоминаем число консолей и понимаем, кому там принадлежит рынок.

Игры не только дружественных стран. Испания

По количеству часов, потраченных на игрульки, я так понимаю, Испания занимает третье место в Европе. Британцы впереди планеты всей. Ну там дождь постоянно, что ещё делать.

Игры не только дружественных стран. Испания

Если честно, испанский игропром меня удивил неприятно. Почти все успешные игры Испании были итак известны. Commandos, Blasphemous, Gris, Rime, Metroid Dread. И, мне показалось, что разработчики как-то обходят стороной собственную историю и культуру. Может пример Blasphemous, вдохновленного в том числе, Страстной неделей, даст толчок местным студиям рассказать миру больше о своей стране. Главное, чтоб нам потом не было стыдно. Ведь выражение "испанский стыд" появилось не просто так.

5252
66
11
16 комментариев

Люблю игру Пендулосов, есть в них какая-то своя приятная атмосфера. Они, конечно, вечно на грани и из последних сил, но, надеюсь, неудача с Тинтином не станет для них окончательным гвоздём в крышку гроба, и ребята вернутся в стан квестоделов.

KaNormu, спасибо за очередную интересную региональную подборку.

3

Германия по-испански Алемания? Забавно...

1

Ае. Как и по-французски. На датском Тюскланд. На финском Сакса. Вообще, весело смотреть названия стран на других языках. Россия вот на латышском Криевия.

2

Спасибо за интересную статью.
Однако подушу немного и замечу что в конце текста Prime от Metroid стоит убрать, так как MercurySteam занимались только основными частями серии Metroid, которая без Prime в названии.

1

Спасибо! С Samus Return попутал

1

Blasphemous очень понравилась в своё время, особенно из-за музыки, она такая расслабляющая. C играми у России, конечно, не так всё печально, как у условных итальянцев и испанцев и греков, сейчас игры в основном делают американцы, англичане, французы, поляки, японцы и шведы.

1

У Резидент Ивил 4 есть прекрасный ХД мод. Одна из причин его высокого качества - разрабы мода то ли полностью, то ли частично испанцы, не поленились поездить по тем же архитектурным достопримечательностям, что и разрабы оригинальной игры. Они наделали качественных фотографий, которые легли в основу ХД текстур.

1