Не Ганном единым: как Мстители погубили темную лошадку. Обзор Marvel’s Guardians of the Galaxy
Несколько слов про игровой хидден гем по лицензии Marvel, которому волей обстоятельств не повезло.
Истории и персонажи комиксов Marvel в нынешние времена переживают не лучшие времена как на киноэкранах (КВМ и проекты по их лицензии от Sony Pictures демонстрируют в основном стабильное падение кассовых сборов и негативные отзывы от прессы и зрителей), так и на игровом поприще, хотя грядущий релиз сессионного шутера Marvel Rivals может оказаться вполне успешным, судя по многочисленным положительным откликам о бете. А мы тем временем вспомним одну из лучших игр, когда-либо созданных на основе вселенной Marvel.
Игру, которая, к большому сожалению, не получит дальнейшего развития.
Marvel’s Guardians of the Galaxy была создана студией Eidos Montreal, сколотившей себе имя благодаря двум играм в отмирающем ныне жанре immersive sim – Deus Ex: Human Revolution и (в чуть меньшей степени) Deus Ex: Mankind Divided. Перезапущенный ими стелс-экшен Thief не возымел какого-либо успеха, Shadow of the Tomb Raider, заключительная часть так же перезапущенной серии приключенческих игр про похождения Лары Крофт, получилась объективно слабейшей в трилогии, ну а провальную по всем статьям Marvel’s Avengers, в разработке которой студия помогала коллегам из Crystal Dynamics, не принято вспоминать в приличных кругах, хотя после завершения ее поддержки и изъятия из цифровых продаж игра внезапно раскрылась как вполне себе обычная и местами даже увлекательная синглплеерная история без необходимости гриндить десятки часов ради доступа к следующей сюжетной миссии и с целым ворохом бесплатных скинов супергероев по фильмам КВМ.
Поскольку игру про Мстителей Square Enix выпустила за год до выхода «Стражей», а долгожданный релиз был встречен разгромными отзывами геймеров и игровых СМИ, это обеспечило достаточно негативный фон вокруг любого интерактивного продукта по лицензии Marvel, особенно выходящего под крылом того же издателя. Поэтому, когда в июне 2021 года была анонсирована Marvel’s Guardians of the Galaxy, хайпа не наблюдалось от слова совсем, да и мне было по большому счету глубоко плевать на эту игру. Трейлер, геймплейные демонстрации и информация от разработчиков не смогли должным образом настроить основную аудиторию игроков, в умах которых еще свеж был тотальный факап Avengers, а уж если игра про величайших героев Земли оказалась бездушной сервисной помойкой, то чего ждать от следующего проекта «Скворечников» по тому же бренду?
В итоге, когда незадолго до релиза «Стражей» в октябре 2021 года в Сети стали появляться достаточно положительные отзывы игровой прессы, это в некоторой мере помогло новинке не упасть совсем на дно: например, в Великобритании она заняла вторую строчку по продажам коробочных версий видеоигр, а в Северной Америке стала седьмой по счету в рейтинге продаж за месяц, да и в целом какого-то лютого хейта или негатива она не встретила. Помню, посмотрел на YouTube пару обзоров от наших игрожуров, которые внезапно донесли до меня, что игра-то на деле оказалась вполне себе годная, а я все это время забивал на нее и открещивался. В итоге, когда мои руки добрались до нее с запозданием в чуть более полугода, я осознал, что зря не приобрел ее на релизе безо всяких скидок, потому что это в принципе одна из лучших игр по комиксам, которые мне встречались.
Сюжетно Marvel’s Guardians of the Galaxy не про ориджин команды и отдельных ее членов, а берет отсчет истории уже с той точки, когда Питер Квилл, Гамора, Дракс, Ракета и Грут уже давно знакомы, пережили массу приключений и соседствуют на борту космолета «Милано». При этом, поскольку под управление игрока попадает непосредственно лишь Звездный Лорд, авторы углубляются в его прошлое, время от времени погружая нас во флэшбеки из его детства, в которых нам вырисовывают драму взаимоотношений юного Питера с его матерью Мередит. Химия, контакт между членами команды Стражей и драматическая подоплека семейных отношений (у Квилла внезапно обнаруживается дочь-подросток) в кульминационных точках оказывают эффект ничуть не менее сильный, чем киношная трилогия Джеймса Ганна.
Не берусь судить за других, но для меня история и характеры персонажей здесь работают намного лучше, чем в версии от КВМ: не затыкающиеся ни на секунду сотоварищи Звездного Лорда постоянно комментируют все твои действия, подкалывают друг дружку, спорят, выясняют отношения, мирятся и делятся душевными переживаниями, а обилие грамотно вписанного фансервиса служит вишенкой на праздничном торте для любого Marvel-гика. Здесь нашлось место и фирменному кличу Капитана Америка «Avengers Assemble!», и упоминаниям Тора-лягушки и Канга Завоевателя в музее Коллекционера, и личной вендетте Дракса с безумным титаном Таносом, а в процессе прохождения можно найти различные облики персонажей, в том числе взятые прямиком из фильмов Ганна. Да и без отсылок к комиксам в игре полно ярких и по-настоящему удачных моментов: мало кто из игравших не запомнил вечно приоткрытую дверцу холодильника на «Милано», завуалированные ругательства Ракеты, внезапные галлюцинации от умилительного пса Космо или неожиданную цитату из Deus Ex: Mankind Divided, вписанную в рандомный момент чилла на корабле перед очередным заданием.
Да, в перерывах между главами сюжета игрок может исследовать корабль Квилла, общаться с членами команды (здесь, да и в процессе игры в рандомные моменты можно выбирать реплики в диалогах), изучать предметы в каютах экипажа, слушать музыкальные треки и из раза в раз пытаться закрыть злополучную дверцу холодильника. А вот сами задания оформлены в виде вылазок Стражей на различные планеты или другие корабли. Причем визуально игра оформлена богато и красочно: каждая новая локация или биом непохожи на предыдущие, а обилие ярких сочных цветов перманентно доставляет глазам эстетический оргазм.
Квилл под управлением игрока умеет левитировать на своих реактивных ботинках, что активно задействуется в качестве элемента платформинга при перемещении по миру, и палить по врагам из парных бластеров (перезарядку можно ускорить, если вовремя успеть прожать нужную кнопку в тайминг бегущего по шкале заряда ползунка). Драксом, Гаморой и Ракетой с Грутом предлагается управлять посредством отдавания им команд на то или иное действие: в наборе у каждого по четыре абилки (собственно, у Квилла их ровно столько же), у всех из них имеется окно перезарядки: часть из них атакующие, другие обездвиживают и стакают врагов, а некоторые еще вдобавок завязаны на взаимодействии с окружением. Чисто игромеханически это ощущается довольно неудобно, потому что в пылу битвы нужно выбрать нужного Стража, а затем нажать соответствующую кнопку цифровой клавиатуры, отвечающую за ту или иную способность. И при этом буйство эффектов и суматохи в экшене вынуждает внимательно контролировать каждого из пятерки и отслеживать их состояние, потому что товарищей Квилла могут в любой момент либо отправить в нокаут, либо обездвижить, и необходимо подойти к ним, чтобы вырвать из ловушки или же «воскресить».
При заполнении особой шкалы можно активировать ульту в виде режима летучки: сражение ставится на паузу, запускается кат-сцена, в которой члены команды собираются вокруг Питера и вы должны из трех вариантов реплик выбрать ту, которая воодушевит ваших друзей и придаст им боевого духа, в результате чего их атаки получают весомый бонус и слаженность действий всей пятерки становится более эффективной. В обратном случае при неудачном выборе варианта Стражи разочарованно бегут обратно в гущу боя, но бонус к атакам получает только Квилл.
Собственно, в игре боевка сильно уступает всему остальному и ощущается скорее как однообразный довесок к сюжету и исследованию локаций, и нельзя сказать, что каждый новый экшен-сегмент встречаешь на ура. Но саундтрек, который вобрал в себя множество культовых хитов 70-80-ых, – это во многом то, что позволяет в моменте кайфовать от сражений. Когда в логове леди Хеллбендер Звездный Лорд взмывает вверх над толпой ее прихвостней и, кружась, выпускает мощный залп из бластеров вниз под припев ‘Holding Out For A Hero’ Бонни Тайлер, невольно по всему телу пробегают мурашки. Стычки здесь по большей части объемные – на вас вываливают волны супостатов, благо что и вы в этой заварушке не один в поле воин, поэтому внезапно включающийся на фоне бодрый трек из плейлиста Питера многократно усиливает адреналиновый раж от предстоящего долбления по клавишам или кнопкам контроллера.
И если рядовые столкновения с мобами быстро приедаются и становятся даже утомительными из-за обилия врагов и не самой удобной системы управления персонажами, то к дизайну и проработке босс-файтов, коих всего четыре штуки на более чем 15 часов игрового времени, разработчики подошли с куда большим энтузиазмом и креативом, придав им растущие в геометрической прогрессии масштабы. Большим сюрпризом, конечно, стал финальный бой с Магусом, как и его завершение с простенькими QTE под ‘The Final Countdown’ и командную работу Стражей, но не менее интересными показались встречи с Обитателем тьмы или драконом Фин Фан Фумом – в случае последнего, кстати, в голове всплывали ассоциации с Хреслиром из God of War 2018-го.
Marvel’s Guardians of the Galaxy – тот редкий случай, когда нулевые ожидания сталкиваются с потоком сильнейших впечатлений и эмоциональной вовлеченности в игру, когда вроде бы не самый короткий хронометраж пролетает в мгновение ока и хочется добавки. Простенькая, но толково поданная история про хорошее, доброе, вечное и колоритные харизматичные персонажи здесь поставлены во главу угла, к концу прохождения ты роднишься со Стражами настолько, что невольно накатывает грустинка от ползущих по экрану финальных титров.