«Horizon Zero Dawn» или «Такое будущее нам не нужно, спасибо».
[в обзоре присутствуют спойлеры!]
Я смело могу назвать себя поклонницей сеттинга постапокалиптики в играх, фильмах, сериалах, книгах. Гадать, ждёт ли нас то или иное будущее весьма увлекательно, а учитывая, что, как правило, выбор авторов падает на мир антиутопии, мыслить позитивно ну никак не удаётся! Это придаёт поджанру фантастики тревожной изюминки, вкусить которую человечкам очень даже нравится. Хотя, кому что ближе, разумеется.
Об игре «Horizon Zero Dawn» я слышала, но особо не вникала в сюжет, геймплей, локации, лор в целом. Мне хотелось, так сказать, начать с 0, чтобы быть максимально непредвзятой в собственном отношении к данной игре. Всё, что я знала накануне прохождения, – это то, что гг рыжеволосая девушка, которая в мире будущего уничтожает каких-то динозавриков. То, что это машины (видно невооружённым глазом на рекламных пикчах же, эй!), поняла только тогда, когда начала своё путешествие в мире хорайзена.
И вот игра началась.
Возвращаюсь к традиции разбора по плюсикам и минусикам и предупреждаю, что это исключительно моё мнение, я не пытаюсь им никого оскорбить или принизить работу разрабов. Просто мысли вслух.
"+":
Сюжет
Первое, что хотелось бы выделить. Это не просто бездушная оболочка экшОна, это нечто большее. Если вы, как и я, любите шариться по углам в поисках интересностей (записки, аудиозаписи и иже с ними), то игра будет постепенно открываться вам с иной стороны. Прошлое преследует будущее, и борьба за выживание подогревает интерес к пониманию того, что же на самом деле произошло с миром, в котором племена людей соседствуют с не очень-то дружелюбными машинами.
Признаюсь, в какой-то момент я запуталась в хронологии событий ДО глобального капца, но потом, обсудив игру с друзьями, прошедшими её, разложила всё в уме по полочкам. Удивительно, как создатели умело вплели в сюжет проблемы нашего с вами современного мира. По ходу прохождения я ловила себя на мысли, что это всё реально может случиться в будущем.
[совет человечеству: если вы захотите создать роботов, которые займутся восстановлением мира после посттапка, пожалуйста, пусть они не будут такими большими… не надо размером с динозавров, окда? в случае «восстания машин из пепла ядерного огня» мы должны быть уверены, что победим их]
Обычно подобные игры юзают следующую жанровую формулу: жизнь – апокалипсис – антиутопия. Здесь же товарищи сценаристы немного её расширили, запустив апокалипсис практически дважды. Не буду вдаваться в подробности и пересказывать историю вселенной игры, думаю, кто играл, понимает, о чём я, а кто НЕ играл – поиграйте :D
Кстати, HZD как будто бы вдохновлялась сериалом «Сотня». Если отбросить финальные сезоны, то похожий вайб исходит. Но это так, к слову.
Механика
Я не испытала каких-то особых проблем с изучением мира хорайзена. Будучи новичком, всегда волнуешься, как пойдёт процесс: станут ли понятны правила и сценарные условности, сработает ли интуитивное восприятие или случится затуп в самый неподходящий момент? Нет. Всё очень хорошо исполнено.
Логичный прогресс, присутствие свободы выбора (квесты, тактика, оружие), взаимодействие с другими персонажами – всё вношу в плюс. Есть некоторые моменты, которые меня смутили, но об этом чуть позже.
Главная героиня
Как угодно можете ругать её внешность (пока проходила, наткнулась на пару неприятных комментариев), но то, что Элой далеко не дурочка и действует опираясь на разум, а не чувства, это факт. Может, её образ далеко не реалистичный (как быстро она осваивает технологии!), но данный нюанс легко можно списать на то, что она создана Геей. Клонирование явно далеко ушло в XXXI веке!
Мне нравится, что Элой задаёт подходящие под ситуацию вопросы, не реагирует на оскорбления и помогает тем, кто действительно в этом нуждается. Хоть она и «избранная», но её подход к решению глобальной проблемы буквально связывает игрока с ней самой. Ты слушаешь Элой, ты киваешь её рассуждениям, ты соглашаешься с ней.
А внешность – это вкусовщина. Как по мне, в играх не это главное. Опять же, можете не согласиться, у всех свои цели и жизненные ориентиры.
Тактика
Вынесла отдельно, чтобы разъяснить, что именно мне зашло в данной категории. Игра преподносит разную оружку (особенно DLC), шмотки, модификации, боеприпасы, ловушки, и вы можете выбрать то, что вам по душе. Я активно пользовалась высокоточным и охотничьим луками, копьём, редко, но ставила электрические ловушки. Прокачивала Элю как воина, одевала её в Щит Ткача, часто игнорила ассасиновскую тактику, кидалась с воплем (кхм) в бой с роботизированной НЁХ, запасалась хилками (в DLC спасали ещё зелья защиты от огня и холода). Вот, собственно, и всё. Такая тактика позволила мне пройти игру с DLC без особых проблем.
Единственный бой, который вызвал во мне ужас, был бой с бегемотом. Напомнило файтинг Геннадия с шарпеем в Туссенте, но я вроде быстро просекла тактику, тут же полный кошмар, если уровень сложности не снижать! Дамажил с 2х ударов, Эля без оружки, необходимо быстро вынудить пыжика сбить колонны, чтоб упала платформа с вундервафлями, но сбивалась по ходу этой миссии только сама Элечка!
В DLC – бой в финальном квесте с демоническим ледоклыком. Без комментариев.
Самый главный босс для меня в играх (и эта не исключение) – уступы. Вечно не туда вынуждаю персонажей прыгать! Ну, или же они не успевают ухватиться (привет длинношеям, особенно когда зачистишь уступ и ждёшь в сотый раз, когда эта черепаха доползёт до него в следующий раз!)
Машины
Речь пойдёт о главной проблеме игры – самовоспроизводящихся роботизированных «динозавриках». Разработчики подошли к вопросу местного «бестиария» очень даже креативно. Стрелять в спровоцированных машин малоэффективно, необходимо подсвечивать их визором Элой и подмечать слабые места. Какую стрелу использовать, как лучше подобраться к "дино" и стоит ли перехватывать управление – решать, конечно же, игроку.
Кто придумал машинам, созданным восстановить мир, придать облик зверушек – неизвестно. Но то, что они выглядят уникально, вызывает восхищение и ужас одновременно. Как по мне, самые опасные – это все с крылышками и камнегрызы (одного такого расстреливать пришлось с высокого утёса).
Локации
Снежные, пустынные, джунглеобразные, лесные, горные – выбирайте на свой вкус. Есть, на что посмотреть, чтобы получить эстетическое наслаждение.
"-":
Персонажи
Почему все мужские персонажи (в большинстве своём) такие тупые? Я прям сидела и вылетала с этого! Такое чувство, что мозг достался только женской половине общества в созданном мире хорайзена. Плоские шутки, похотливые намёки, глупые поступки, предательства и утрированный героизм. Что с вами не так, ребята?
Можно отдельно про короля лемуров? Как вам принятие с распростёртыми объятиями в столице своего потенциального будущего убийцы? Или неуместное предложение Элой? Я в шоке, как этот король "Джулиан" одержал победу в местной игре престолов. Такой наивняк, что аж плакать хочется.
Хотя, ладно. Может, это я сама утрирую? В мире хорайзена туповаты все. Сидят в своих халупах, пока в двух шагах рыскари бегают. Так и хочется сказать: «Чюваки, у вас есть ресурсы: оружие, ловушки, люди, боеприпасы... да даже гигантский лифт! Мозгов только нет. Если бы были, давно уже научились пользоваться, как Эля, гаджетами, а не изгоняли ребят из племени за чрезмерное любопытство! В чём проблема зачищать локации, подрывать и заваливать выходы заводов на поверхность? Ну, допустим, гигантские кроты выберутся, с ними пусть воины разбираются, а что насчёт остальной "живности"? Вряд ли она способна откапываться из завалов. Плюс, если повредить технику, захоронив под обломками, как они будут самовоспроизводиться?»
Эх. Лемурам бы побольше учёных да инженеров всяких, авось всё бы и наладилось. Или Элой массово клонировать.
Из персонажей интересным показался разве что Нил. Его мотивация и жизненные принципы довольно нетипичны для игры. А так… ну неписи и неписи.
Вопросы без ответа
На самом деле, я не берусь судить, насколько это минус, ибо не играла во вторую часть. Быть может, в ней и есть ответы.
Помимо очевидных (о прошлом), есть вопросы к самой Элой. Тема её детства не раскрыта. Вот Гея создаёт Элю, а дальше что? Она, маленький карапуз, выбралась самостоятельно из комплекса? Или как это произошло? Почему батя, имени которого я не помню, был изгнан с ней, если он ей не батя? Или он был изгнан за что-то другое, но ему прицепчиком скинули рыжеволосого детёныша? Почему изгнали самого ребёнка? Если Эля выбралась [????] из горы, то она разве не должна иметь сакральный смысл для племени? Или мелкая чихнула и запачкала соплями кого-то из шибко брезгливых?
[спасибо тем, кто помог мне разобраться в комментариях; увы, кое-что я всё же упустила, бывает]
Что по поводу Сайленса? Вроде бы рассказали о нём в DLC, но всё равно непонятно, как он в мире деградировавших людей, бегающих и тыкающих палками в машины (реально такой момент в финале был!!!), быстро прошарил работу забытых технологий предтеч? То есть, вы пытаетесь меня убедить, что какой-то дикарь, обнаружив "чип", мало того что попытался его починить, так ещё и сделал это? Офигеть. Ему бы нобелевку дать.
[И что у него за киберпанковские импланты? + у ребят из племени Банук? В мире игры есть риперы?]
Финал игры
Финал, конечно, мощь.
В плане идиотизма.
Подготовка на уровне детского сада. Кроме мега-пушек (которых, наверное, могли бы и больше 2х завезти), ни ловушек, ни бомб, ни даже достаточного количества человечков не было.
Тупо «иди, Эля, воюй; мы поможем, конечно, но не так, чтобы очень».
И я прям слышу, как Авад, передвигая трон, чтобы Шпиль было лучше видно, орёт: «Несите попкорн, мать вашу!»
Ну и стража, в силу всеобщей тупости, потирая лоб, думает, нести или нет.
И нам же дали ещё оббежать позиции до битвы. Для чего, если всё очень плохо?! Я смотрела, а в голове крутилась всего одна фраза: «Вам пi#да». Когда Авад клялся, что послал авангард... ЦЕЛЫЙ АВАНГАРД из трёх с половиной человек (наверное, вру, но их же реально было человек 5-6, а то и меньше), я и вовсе разуверилась в его понимании надвигающегося замеса.
Далее. Пробуждаются из-за Аида все боевые машины на Земле (наверное, все). Что делают опытные воины: подходят и ждут, пока те активируются. Млиииин. Ну вы ж заражённых видели, неужто много мозгов надо, чтобы быстро уничтожить вылезшую из-под земли махину?!
Баги
Я поймала ооочень неприятный баг в финальном квесте DLC: представьте, на Элой и Ко несутся машины, это мой четвёртый трай, довольно успешный, и… Эля проваливается в текстурки. Как я ни старалась вызволить её из этой передряги – без толку. Было очень жаль, пришлось перезапускать.
Баги поджидали и в других местах, но не так, чтобы это меня прям сильно раздражало.
Интерфейс и багаж
Объединила, ибо они показались мне достаточно неудобными. Вот тут точно отсутствовало интуитивное понимание, где что находится. Момент купли-продажи особенно сильно демонстрирует недостатки – продать можно по 1 предмету, нет кнопки "продать всё", а уже к первому часу прохождения скапливается куча непонятного хлама. Именно ненужного хлама (с одним вариантом "продажи за мелкие осколки") мало, зачастую всё же нет-нет да пригодятся какие-то детальки. Но их так много, что запоминается назначение плохо, а игра в этом не особо и помогает.
F5?
Эфпятки нет, и это (лично для меня) боль. Неужели в современных играх ещё существует проблема с "поисками костров"? Это так необходимо? Понимаю, что игрушка сама по себе далека от сложной, но блин! Эфпятка!
Итак, какой итог? Я люблю, когда есть, что поругать в игре, иначе в ней нет души. Если не о чем сказать – игра не стоила свеч. Я полюбила эту вселенную и очень бы хотела оценить сиквел (надеюсь, он даст ответы на те вопросы, что остались).