Обзор "СМУТЫ" - ЛУЧШЕЙ российской игры 17-го века

Обзор

(Текстовый вариант обзора, представленный в посте, стилистически отличается от того, что был использован в видео, поэтому можете оценить оба варианта)

Я вас категорически приветствую, с вами Капитан Сарказмо и сегодня мы будем говорить о лучшей российской игре 17-го века. В «Смуте» нет микротранзакций и лут-боксов, нет батл-пасса и ДЛЦ, отсутствуют бесполезные торговля и открытый мир. Игра использует Unreal Engine 5, все диалоги в ней озвучены профессиональными актерами, а за достоверность отвечают лучшие историки современности. Почему же вы могли слышать, будто «Смута» является куском говна? Об этом и многом другом в моем обзоре.

Предисловие

Хочу уточнить, что не являюсь историком, поэтому о достоверности событий речь не пойдет. Я – геймер, и говорить буду о качестве игры, причем попытаюсь сделать это максимально серьезно и объективно. И да, я отказываюсь делать «Смуте» какие-либо скидки за некое первопроходство, которое пытаются ей приписывать. При этом признаю, что авторы игры вполне честно отвечали на вопросы об игре, и критиковать отсутствие в игре того, чего изначально не предполагалось я не планирую.

Пейзажи Рэпина
Пейзажи Рэпина

Давайте начинать традиционно, с положительных сторон… Их будет не так много, не переживайте.

Плюсы игры

Первый и главный плюс «Смуты» - это идея. Поясню. Серия Assassin’s Creed всегда привлекала меня историческими декорациями и персонажами. Понятно, что это все на уровне фентези, но оно и интересно. Так вот – фентези про Древнюю Русь никому, кроме самих русичей не нужно, так что никто его за нас не сделает. А история Руси ничуть не менее наполнена событиями, чем истории других стран. В общем, идея условного ассассина Юрия Милославского, добывающего славу для ополчения князя Пожарского супротив польских тамплиеров меня вполне устраивает.

Вторым плюсом я могу назвать базовую сюжетную линию главного героя. Вполне себе такая фентезийная история с любовью, идеалами и предательством. С огромной натяжкой. Сам персонаж прописан отвратительно, к слову.

Если слишком долго смотреть на «Смуту» - «Смута» начинает смотреть в тебя.

Джейсон Стэтхэм, скоморох заморский

Ну и третий плюс – очевидно внешний вид. К нему много вопросов из-за багов, оптимизации и неумело использованных ассетов, но на поверхности картинка вполне достойная.

С плюсами закончили, перейдем к минусам… Их будет, кхм, чуть больше.

Минусы игры: Передвижение по миру

В «Смуте» нет фаст-тревела, и не менее 80% игрового времени вы проводите в пути. Автоматического передвижения также нет, при этом присутствуют случайные встречи с врагами по пути. Конный бой в игре отсутствует, соответственно, при каждом столкновении с врагом игра сбрасывает вашего персонажа с коня и заставляет сражаться. Часто первое происходит без второго – сбросило, а врагов нет. Можно добавить к этому баги – иногда лошадь просто не вызывается, или же сбрасывает всадника сразу после перехода на галоп.

Сам «мир» состоит из нескольких кусков территории, на которых игроку предстоит выполнять квесты. Кроме квестов – сюжетных и побочных – игрок также может искать немногочисленные сундуки с сокровищами. Если добавить случайные бои, то это будет полный список активностей в игре. Между разными кусками игрового мира перемещение происходит по сюжету и, как правило, автоматически через кат-сцену. В остальных случаях вы просто идете по дороге до условного края карты и вас телепортирует в новую область.

Перемещению игрока сильно мешают различные объекты, физика и положение в пространстве которых прописаны весьма посредственно. Например, труп лошади, наполовину погрузившийся в землю, является непроходимым препятствием. Таким же может быть натянутая между двух прутьев бельевая веревка, или две палатки, визуально находящиеся в паре метров друг от друга. В целом вертикальное передвижение представляет собой нечто вроде лотереи. Прыжок в арсенале персонажа отсутствует, а с Эццио Аудиторе наш Юрий явно не тренировался.

Минусы игры: Боевая система, прокачка и экипировка

Бой состоит из закликивания врагов до смерти любой из двух клавиш мыши. Также в наличии дальнобойные заклинания. К сожалению, я не могу назвать местную автоматически перезаряжающуюся аркебузу иначе, как колдовством. В теории, от атак врагов можно уворачиваться, либо парировать их – но эти механики ненадежны, и зачастую просто не срабатывают. И еще во время боя можно выпить лечебное зелье – правда, во время весьма продолжительной анимации вы уязвимы для атак врагов, а само зелье весьма неэффективно.

- Чем займемся сегодня, Брейн?
- Тем же, чем и всегда, Пинки – попробуем заработать смутиллиард рублей!

Заморский лубок

В «Смуте» бой – это состояние. Проще говоря, при появлении врагов вы автоматически достаете оружие и делаете боевую стойку. При этом отключаются кнопки стелса, вызова лошади и действия. Убежать от боя вы можете, но есть шанс, что из состояния боя вы не выйдете из-за соответствующего бага.

Любой объект на поле боя вызывает у врагов конвульсии и блокировку искусственного интеллекта. Всех боссов (почти) можно победить, отбежав на безопасное расстояние и выстрелив пару раз из дальнобойного оружия. В принципе, обычных врагов тоже, просто их больше.

Снаряжение персонажа заключается в выборе из пяти сетов экипировки, имеющих основным отличием силу дальнобойной атаки. Остальные два вида оружия – одноручное и двуручное – практически идентичны для всех классов с точки зрения механики боя.

Прокачка осуществляется путем открытия слотов дерева умений и помещения в них драгоценных камней, дающих простые бонусы в духе «+20% к урону» или «+5% к здоровью». Также присутствуют несколько бонусов, влияющих на скорость передвижения, перезарядку умений и тп. Накопление опыта ограничено по областям – проще говоря, перекачаться в игре не получится.

Экипировка реализована примитивно – вы периодически находите оружие, которое лучше текущего.

Пример
Пример

Всего это происходит не более трех раз для каждого типа оружия у каждого класса. Экипировать оружие стрельца ратнику не получится. Визуально инвентарь ужасен, потому что узнать о наличии нового оружия можно только из субтитров в правом верхнем углу экрана.

Вот этот маленький кружок означает, что у вас есть выбор
Вот этот маленький кружок означает, что у вас есть выбор

Лутать врагов нельзя – единственным источником предметов экипировки являются случайные сундуки и квестовые награды.

Здоровье своего героя вы видите только в бою, и оно не восстанавливается автоматически между боями – для этого нужно попить из колодца, сделать это можно в конкретных местах на карте. Проще говоря, вы не раз умрете из-за того, что забыли испить водицы и напоролись на очередного стрелка.

Минусы игры: стелс

Он попросту плохо реализован, и в целом не нужен. Кнопка действия совпадает с кнопкой скрытого убийства. Все враги подсвечиваются при использовании «чутья», в том числе через препятствия. Трупы на земле не вызывают у врагов никакой реакции. Скрытность зависит от освещения, поэтому зачастую можно по-стелсу убивать врагов из пищали.

Скрытный-скрытный
Скрытный-скрытный

Минусы игры: диалоги, подача сюжета и главный герой

Как я уже говорил выше, все диалоги в игре озвучены. Иногда это вполне сносный отыгрыш, но чаще – нечто на одном уровне с «Комнатой» Томми Вайсо, или даже выше. Из запомнившегося – один из монахов, седобородый старец, говорит голосом актера-студента. В остальных случаях мы имеем крайне растянутые во времени реплики и ужасающие интонации. Также присутствует рассинхрон субтитров с озвучкой – в субтитрах часто обращаются на «вы», а также нередко вылезают современные фразы, вроде «спасибо за информацию».

Если вы прислушаетесь к NPC, то услышите, как они повторяют одни и те же поговорки с очень небольшой задержкой. «На то кот и гладок…», «Кому жизнь коврижка медовая…», «Федя в бреде съел медведя…» - вы очень быстро начнете сходить с ума от количества повторений этих фраз разными голосами.

Помимо диалогов присутствуют заставки с закадровыми пояснениями. Претензий к сюжету в целом у меня две. Первая – тайминги событий. Например, в с определенного момента над Юрием нависает угроза потери любимой, но вместо ее спасения он вынужден делать подай-принеси в лучших традициях поисков Цири. Вторая – общее качество сценария. Например, в одной из заставок жена вашего лучшего друга говорит «Храни его, Юра, ценой своей жизни». И вы клянетесь хранить. Как думаете, что происходит в следующей сцене?

Ну вы понели...
Ну вы понели...

Главный герой игры - боярин Юрий Милославский – позаимствован из романа «Русские в 1612 году» и даже имел реальный прототип. Проблема в том, что ассоциировать себя с ним игроку будет очень тяжело, ибо Юра либо не велик умом, либо страдает биполярочкой. Сначала он верен явному коллаборанту Кручине, но лишь пару секунд послушав апрельские тезисы Минина мгновенно переобувается. Вот Юра говорит о вере и грехах, а вот идет и провоцирует отряд наемников, чтобы убить их по прямому заказу купца. Вот он вступает в ополчение и узнает о том, что много кто хочет поссорить лидеров, а вот он скрытно раскидывает письма по лагерям ополченцев, и внезапно поутру поднимается восстание. И Юра такой – пацаны, я даже и не знаю, как так вышло.

Минусы игры: квесты и карма

Задания в игре представлены несколькими базовыми типами: убить кого-либо, найти что-либо с помощью местного аналога «ведьмачьего чутья» или же незаметно прокрасться мимо охраны и забрать что-либо. Цель задания всегда помечена маркером. Побочные квесты можно выполнить отдельно сразу после их получения и нельзя совмещать с выполнением сюжетных.

В игре присутствует некое подобие системы кармы, но помимо простого выбора «добрый/злой», иногда заменяющего битву на разговор в качестве результата, игрок глобально не влияет на события, происходящие в мире игры. Каким бы милостивым Юрий не был, ни Смутное время на Руси не закончится раньше срока, ни друг Сэмен не выживет. Кармических условий для экипировки оружия и/или оберегов также не существует, да и внешний вид персонажа не меняется.

Правда, до патча от 7 апреля слишком хорошая карма приводила к багу одного из сюжетных квестов и игру невозможно было пройти дальше. После того, как Юрий находил крест на болоте, сдать квест становилось невозможно из-за прописанного ограничения по карме. Описанный баг не является единственным в игре. Лично я закончил прохождение на квесте в самом конце, в Москве – когда отключается стелс и становится невозможным прокрасться в поместье Кручины. Его на момент написания обзора так и не поправили патчем. При этом в списке багфиксов было еще три софтлока, которые мне «повезло» не словить.

Минусы игры: оптимизация и квалити оф лайф

На моей GTX 3080 игра выглядела красиво, но десять кулеров работали на максимальных оборотах и после получаса игры просадки ФПС и пропуски кадров были моими лучшими друзьями.

Клавиши «быстрое сохранение» и «быстрая загрузка» отсутствуют. Загрузка и сохранение игры из меню происходят с огромной задержкой по времени, которая сравнима разве что с Symphone of the Night.

Управление в игре перенастроить нельзя. Повторяю – в игре, разработанной эксклюзивно для персонального компьютера невозможно перенастроить управление. Это не шутка.

Чувствительность и все
Чувствительность и все

Минусы игры: агитка

Я ставлю в один ряд фильмы «Союз спасения», «Майор Гром» и игру «Смута». Общие тезисы, объединяющие эти произведения, таковы:

1) Безвластие хуже, чем любая власть

2) Чужим - закон, своим - все

3) Преступник, действующий в интересах "порядка" - герой.

В «Смуте» все это замешано в гремучий коктейль со средневековой религиозной ксенофобией. Додумывайте сами.

Выводы

«Смута» представляет собой кусок говна. И в данном случае это не художественное преувеличение, это объективная оценка. Все механики устарели на 10-15 лет – начиная с передвижения по миру и заканчивая боевой системой. Базовые квесты, базовая карма, базовая экипировка – такое ощущение, что это не готовая игра, а некий черновик, который планировалось использовать в качестве обучающего кейса для студентов, но в последний момент его решили продавать за фуллпрайс. Иначе я не могу объяснить тот минимальный уровень исполнения каждого конкретного аспекта игры.

И я понял бы разработчиков, если они бы сказали «вот мы сделали это, это, это – а вот на это нам не хватило денег или времени, поэтому вот тут мы были вынуждены отказаться от такой-то механики». Но дело в том, что Сайберия Нова изначально не планировала делать современную игру, в своих пресс-релизах они вполне конкретно описывали, чего не будет в «Смуте», и не врали. От современности в игре только движок.

Капитанская оценка – 3 из 10.

ПС: Не поддерживайте подобные игры.

1717
14 комментариев

ЛУЧШЕЙ российской игры 17-го векану если бы ее делали сразу после событий, в 1614 г., на тот момент она была бы ничего

13
Ответить

Да я бы лучше камнями в детей бросал, чем играл в это

2
Ответить

О, наконец то нормальный текстовый обзор.

3
Ответить

Наш ответ сб так то. Превентивный. Без всякого срама, скрепно

2
Ответить

Думал игра 21 века, а она оказалась 17-го. Что ж, теперь-то все встает на свои места)

1
Ответить

как много минусов хороших....

Ответить

Что значит ассасины на уровне фентези?

Ответить