В бой идёт один старик: впечатления от полного прохождения Like a Dragon Gaiden

Разбираем спин-офф, призванный объединить шестую, седьмую и восьмую части франшизы Like a Dragon.

Несмотря на то, что история Кирю получила логическое завершение в The Song of Life, после анонса Infinite Wealth стало ясно: Кадзума Кирю из серии просто так не уйдёт. Учитывая все произошедшие в концовке шестой части события, неудивительно, что появилась необходимость восстановить «стёртое» пятно в истории легендарного Дракона Додзимы. Пропускать такой кусок биографии не просто эпизодического персонажа, а одного из главных героев серии – преступление.

Отпускать старика на покой Ryu Ga Gotoku Studio упорно не хочет, как и весь основной каст Yakuza. А им всем, на минуточку, уже за пятьдесят! С каждым днём или, точнее, с каждой игрой вопрос «Когда уже в отставку?» становится всё более актуальным.

Примечателен и другой факт: «Гайдэн» вышел незадолго до релиза полноценной номерной части — самой продолжительной в серии, согласно заявлению продюсера. По сути, команда Ryu Ga Gotoku Studio работала над двумя проектами одновременно. И если сомнений в Inifinite Wealth нет, то к «Гайдэну» возникает вопрос: это самостоятельная часть серии или всё же DLC под видом отдельной игры?

Но обо всём по порядку.

Все потенциальные спойлеры к основной серии Yakuza исключены из материала или сведены к минимуму.

В бой идёт один старик: впечатления от полного прохождения Like a Dragon Gaiden

«Гайдэн» – термин японской культуры, означающий отдельный сюжет в произведении. Действие гайдэна может происходить в отличном от основной истории месте или времени. Такие вставки могут использоваться как связующее звено между уже произошедшими событиями.

2019 год. После событий шестой части Дракон Додзимы инсценировал смерть и скрылся при помощи тайной группировки Дайдодзи, имеющей влияние не только в криминальном мире, но и в политике. Но всё имеет свою цену. Вынужденный стереть старое имя, Кирю получает новое. Отныне его зовут Дзёрю.

«Гайдэн» разделён на пять глав. Первые две с половиной – классический шпионский боевик: Кирю примеряет роль агента Дайдодзи, выполняя различные оперативные задачи. Вместе с тем ему приходится хранить секрет своей личности, ведь есть ещё те, кто помнит легенду о Драконе Додзимы.

Но в теории интересная шпионская концепция слабо раскрывается на практике. Гаджеты по сюжету Кирю практически не использует, а конспирация превращается в театр абсурда: кажется, будто каждая шестёрка криминального мира узнаёт главного героя. Придётся часто лицезреть диалоги следующего вида:

— Ты Кирю!

— Нет, я Дзёрю, ты меня с кем-то перепутал.

— Да ты Кирю, кому врёшь?

Возможно, самому себе: внутренние переживания Дракона Додзимы – это одна из главных тем игры.

Понимаю замысел разработчиков: Дзёрю ни в коем случае нельзя признавать Кирю живым. Но от налёта комичности игру это не избавляет, тем более когда у студии есть другие сценарные инструменты, а главное – опыт. Возможно, повлиял малый срок разработки. По крайней мере, точно можно сказать, что небольшая продолжительность «Гайдэна» сказалась на персонажах: им банально не хватает времени на раскрытие.

Основные герои «Гайдэна» смотрят на игрока прямо из главного меню игры. Это редкий случай, когда разработчики прибегают к такой визуальной идее. Скриншот взят у <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3076605187&postId=2310325" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Gulmoul</a>
Основные герои «Гайдэна» смотрят на игрока прямо из главного меню игры. Это редкий случай, когда разработчики прибегают к такой визуальной идее. Скриншот взят у Gulmoul

Когда игра прекращает изображать из себя шпионский боевик, начинается старая добрая Yakuza с типичными плюсами и минусами: драма, неплохие персонажи (хоть, повторюсь, и не раскрытые до конца), отлично поставленные бои, сюжетные приёмы, позаимствованные из прошлых игр серии... Если шестая часть имеет много общего с третьей (сеттинг тихого прибрежного городка и важная для повествования дружба с местными якудза), то «Гайдэн» много берёт у пятой части. Конспирацию, махинации Масару Ватасэ и так далее. Даже мотивация у антагонистов почти идентична.

Более того, «Гайдэн» часто ссылается на события прошлых частей: первой, второй, третьей, пятой и шестой. Отсылок здесь даже слишком много: новичкам, «вкатившимся» в серию с седьмой части, все не уловить. Потому рекомендовать такую форму знакомства с историей Кирю не могу: концовка игры и финал сильно теряют в своём шарме без ознакомления с основной линейкой Yakuza.

В этой схватке играет взрывной трек с говорящим названием Psycho's Anthem

А ведь именно ради них и стоит играть в «Гайдэн»! Штаб-квартира Альянса Оми в качестве места действия, знакомые персонажи, антагонист, отчаянно пытающийся вернуть старый порядок вещей, последний бой – всё это дань уважения оригинальной саге, закат целой эпохи. Гадаешь: то ли всё это действительно сделано «с душой», то ли наконец-то разработчики поймали тебя на крючок ностальгии?

На этот вопрос красноречиво отвечает предпоследняя сцена игры, показывающая внутренние переживания человека, который стёр своё имя. Она метко разрушает стоический образ, который создавался целых одиннадцать лет! Хотя, казалось бы, Кирю в одиночку, молча способен нести на своих плечах весь мир… Концовка «Гайдэна» выбила из меня слёзы и дух.

В титрах играют две прекрасные песни. Первая – аранжировка Amazing Grace из финала самой первой части Yakuza. А слова второй описывают жизненный путь Кирю. Вместе эти песни связывают далёкие друг от друга игры серии не только логически, но и эмоционально.

Told you no goodbyes
Such a precious heavenly lie
In my head, there's only regrets
Should've made a life together instead

В бой идёт один старик: впечатления от полного прохождения Like a Dragon Gaiden

Несмотря на взятый Ryu Ga Gotoku Studio курс на пошаговую боевую систему, «Гайдэн» – традиционный для студии beat 'em up. Очень много наработок разработчики взяли из Lost Judgement – своей последней игры в этом жанре. Вплоть до того, что частично или полностью скопировали оттуда мувсеты и перетянули «джагглы» (жонглирование противником в воздухе).

«Заказать»… Перевод «Гайдэна» часто выдаёт такие пёрлы
«Заказать»… Перевод «Гайдэна» часто выдаёт такие пёрлы

В игре два стиля боя: «якудза» и «агент». Первый фокусируется на боях с одиночными целями; по сути, это мувсет Кирю из прошлых частей. Второй – «эксклюзивный» для «Гайдэна», — предполагает размашистые АоЕ-атаки и использование гаджетов; это приёмы, выученные у Дайдодзи. Всего есть четыре устройства:

  • «Паук» – верёвка-липучка. С её помощью можно опутать и оглушить врага. Дальше либо идут «джаглы», либо беднягу можно куда-нибудь скинуть, если позволяет локация. Это единственный гаджет, который Кирю использует по сюжету;
  • «Шершни» – дроны, поведение которых зависит от действий игрока. В основном используются для атаки и «спама»;
  • «Светлячки» – взрывчатые сигареты с таймером. Самое то, чтобы кинуть в толпу врагов;
  • «Змея» – ботинки, ускоряющие перемещение и позволяющие буквально влетать в противников с двух ног.

«Агент» интересен концептуально, но явно не отполирован: пользоваться гаджетами в бою попросту неудобно, а половина из них слишком ситуативна. Смысл дронов я так и не уловил, а сигареты полезны только в узких пространствах, колизее и в пламенном режиме. Вновь подчеркну: часть приёмов «Агента» позаимствована у Такаюки Ягами из Judgment наравне с особыми контратаками.

А ещё «Агенту» нужно слишком много времени на... раскачку. Кстати, в игре основной валютой для развития выступает не опыт, а деньги и… очки «сети Акамэ». Это одна из двух уникальных для «Гайдэна» активностей, но очевидно, что это усовершенствованный офис героя на полставки из Like a Dragon.

Со стороны смысловой нагрузки, Акамэ – это лишь очередная версия <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyakuza.fandom.com%2Fwiki%2FThe_Florist_of_Sai&postId=2310325" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Флориста</a>
Со стороны смысловой нагрузки, Акамэ – это лишь очередная версия Флориста

Чтобы зарабатывать очки сети, нужно выполнять поручения. Их тьма, и чтобы всё выполнить, придётся солидно побегать по Сотэнбори (именно он выступает основной локацией). Они не очень интересны, так как сводятся к обычному «подай-принеси/подерись». Но навалено их горой: создаётся впечатление, что они существуют только для того, чтобы растянуть время прохождения.

В эту же копилку можно отнести и часть городских историй, которые касаются очищения улиц от банд и набора бойцов в команду для колизея. За этим всем не кроется никакого интересного повествования — лишь нудная беготня с драками. Традиционных же историй мало. Подмечу, что они завязаны на актуальных трендах: например, одна связана с ChotDDT – пародией на ChatGPT, высмеивающей чрезмерное и неправильное использование бота. И это неслучайно: Масаёси Ёкояма, нынешний руководитель и исполнительный директор студии, в интервью заявил, что команда всегда в спешке разрабатывает игры, чтобы уловить тренды. Поэтому, кстати, в Infinite Wealth будут «витуберы».

«Я – закон»
«Я – закон»

Вторая уникальная для «Гайдэна» активность – колизей. Разумеется, это не совсем новинка: в прошлых частях серии тоже были арены с кучей режимов, которые использовались в основном для «гринда». В той же Like a Dragon это хороший способ прокачать группу перед сложным боссом, в остальных частях серии – промежуточный шаг для достижения «платины».

Уникальность местной арены заключается в том, что разработчики добавили командный режим и прикрутили к нему казуальный менеджмент: собираем бойцов, прокачиваем их, улучшаем отношения и правильно комбинируем, исходя из уникальных особенностей героев. А ещё можно полностью управлять любым персонажем в команде: от обычных бойцов до легендарных Мадзимы, Дайго и Саедзимы (последние три — в DLC). Кроме этого — ничего принципиально нового: здесь арена тоже используется сугубо для «гринда» денег и достижений. Единственное, что удивило — групповой бой с отрядом Амона.

То же касается и других активностей: бильярда, дартса, кабаре, казино, «карманных» гонок. Всё это уже было в предыдущих частях, я не вижу смысла заострять на этом внимание.

Зато дали возможность менять гардероб (по частям – головной убор, очки, торс и т.д.) прямо во время прохождения основного сюжета: изменения отображаются даже в кат-сценах. Ощущается свежо, хотелось бы получить такую возможность и в Infinite Wealth
Зато дали возможность менять гардероб (по частям – головной убор, очки, торс и т.д.) прямо во время прохождения основного сюжета: изменения отображаются даже в кат-сценах. Ощущается свежо, хотелось бы получить такую возможность и в Infinite Wealth
В бой идёт один старик: впечатления от полного прохождения Like a Dragon Gaiden
Скриншот взят у <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fsharedfiles%2Ffiledetails%2F%3Fid%3D3076605581&postId=2310325" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Gulmoul</a>
Скриншот взят у Gulmoul

Пришло время ответить: это самостоятельная часть серии или же просто DLC? Материал наполнен предположениями о сроках разработки, и неспроста: «Гайдэн» был сделан за шесть месяцев. Это, кстати, сравнительно мало в рамках серии: даже самые ранние Yakuza имели производственный цикл в десять месяцев. А по изначальному плану разработчики и вовсе хотели рассказать о прошлом Кирю в Infinite Wealth, но Масаёси Ёкояма решил, что будет «гораздо интереснее создать об этом [отдельную] игру».

Я сказал: если вы собираетесь сделать эпизод о прошлом Кирю, то будет гораздо быстрее сделать об этом игру. С этого момента мы сначала рассматривали возможность создания DLC, но затем решили, что проект достаточно увлекателен, чтобы получить физическое издание.

Масаёси Ёкояма

Из этого же интервью можно узнать, что ещё с релиза первых Yakuza над всеми проектами студии работает одна (!) команда. Ранее её подход заключался в выпуске хотя бы одной номерной игры в год. Теперь разработчики стали смотреть в сторону спин-оффов. «Гайдэн», побочная история, тому доказательство.

В бой идёт один старик: впечатления от полного прохождения Like a Dragon Gaiden

Полноценная Yakuza или же DLC под видом отдельной игры? Второе. «Гайдэн» — откровенная «затычка» перед восьмой частью с минимумом новых активностей, выкрученным фансервисом и крайне коротким сюжетом. Из-за этого игру нельзя порекомендовать новичкам: она попросту проигрывает Yakuza 0 и Like a Dragon, на самом деле являющихся самыми лучшими точками вхождения в серию. Дело и в том, насколько продолжительна игра – всего десять часов с лишним.

Но для фанатов часть перечисленных выше минусов обращается в плюс: «Гайдэн» – это неплохая возможность скоротать время перед релизом самой продолжительной игры в серии. Предаться ностальгии, коснуться трогательной концовки. И хоть я сам любитель «побухтеть» о старости Кирю, не могу отрицать, что часть меня всё равно хотела увидеть его снова во всей красе.

А уж в Infinite Wealth сомневаться не приходится: нас точно ждёт новый грандиозный проект.

Текст написал Riverander для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем в них играть! 😉

181181
11
140 комментариев

Ахахах)))

50
Ответить

бля, это лучшая шутка на день

10
Ответить

В голосину

4
Ответить
8
Ответить

закрепить

3
Ответить

Спайро напиздел, получается
Лонг на месте

4
Ответить

К сожалению я не нашел ни одного лонга когда залогинился, поэтому пришлось написать вот этот самому, а удалить уже не успел.

16
Ответить