Об одной из лучших игр года / The Invincible
Пособие о том, как не растерять шарм классики и создать увлекательнейшую интерактивную книгу, способную влюбить в наследие футуризма
Близится конец года — скоро вновь расцветут традиционные «подведения итогов». Для игровой индустрии 2023-й стал очень успешным, подарив нам ворох качественного контента. Что-то из новинок обсуждают беспрерывно, а о чём-то, как ни странно, не вспоминают вовсе.
Релиз The Invincible прошёл совсем незаметно и не задержался в инфополе. Считаю это большой ошибкой и постараюсь привлечь немного внимания к небольшому чуду, вдохновлённому одним из сильнейших произведений великого польского фантаста.
В статье полностью отсутствуют сюжетные спойлеры.
Содержание:
Симуляторы ходьбы неспроста получили своё название. Игры этого жанра не могут похвастаться динамичным геймплеем и вынуждены завладевать вниманием игрока с помощью других способов.
Авторы The Invincible поставили своей целью передать атмосферу оригинального романа и познакомить как можно больше новых читателей с наследием Станислава Лема. Поговорим о том, как они этого добиваются.
Сюжет
На орбиту засушливого Регис-III прибывает «Стрекоза» — небольшое научное судно, только что завершившее свою долгую миссию. Оценка неизвестной планеты должна стать последней задачей исследователей. На поверхность высаживается бОльшая часть экипажа из шести человек; спустя некоторое время с ними оборвётся связь.
Биолог Ясна вынуждена отправиться вдогонку, чтобы найти пропавших коллег, а астрогатор Новик будет координировать её действия с орбиты. Вдвоём учёные должны раскрыть тайны опасной планеты.
Сюжетно The Invincible является приквелом событий книги — авторы приняли верное решение не переиначивать оригинал, создав собственную историю, но, при этом, сохранив первоначальные концепции и мысли.
Геймплей
Для многих самый спорный элемент игры.
Как я уже говорил, перед нами яркий представитель симуляторов ходьбы. На протяжении всей игры игроку предстоит двигаться к цели, попутно решая мелкие промежуточные задачки. Головоломками The Invincible не одарена — самым большим вызовом станет ориентация на местности.
Карта в журнале Ясны не слишком интуитивна и разделена на сектора, порой больше запутывая, чем помогая найти верный путь.
Здесь на помощь приходит грамотный геймдизайн — дорога к цели зачастую выделена с помощью световых эффектов или явных ландшафтных ориентиров. На каких-то отрезках поможет детектор, позволяющий видеть металлические объекты.
В остальном же геймплей построен на интерактивных мелочах: придётся покрутить ручку рации, вручную карабкаться по камням и садить брошенный в предыдущих экспедициях исследовательский зонд. Ближе к середине прохождения на смену усталым ногам придёт вездеход, позволяющий преодолевать большие расстояния.
Если обобщать — The Invincible исключительно про погружение и иммерсивность. Это крайне медленное медитативное путешествие, порой превращающееся в психологический триллер. Каждое ваше решение и пройденный путь в реальном времени заносятся в стилизованный комикс, посмотреть его можно в меню паузы.
О вещах, способных разочаровать любителей проектов побыстрее, поговорили. А теперь о том, почему я назвал игру одной из лучших в году.
Визуальная часть и сеттинг
Немного о жанре
Ретрофутуризм, а уж тем более атомпанк — нечастый гость для видеоигр. Многие сразу вспомнят серию Fallout, но на этом примеры, скорее всего, закончатся.
Выше я разделил понятия, но это не совсем верно. Сам термин «ретрофутуризм», среди всех «панковых» поджанров, изначально подразумевается именно как атомпанк. Он характеризуется выжимкой всех представлений о будущем человечества в 60х-70х годах.
Холодная война в самом разгаре, одним из её витков станет космическая гонка СССР и США — эти, а также многие другие технологические и политические события наложили свои отпечатки на формирование жанра. Само его название вдохновлено эстетикой мира в период исследования энергии атома.
Атомпанк — преимущественно утопический вариант будущего, провозглашающий торжество технологий и человечества в целом. Во всю исследуется далёкий космос, а уровень жизни граждан очень высок.
В The Invincible жанр проявляет себя в полной мере. Здесь есть огромные роботы, пушки на антиматерии и монструозные космические корабли.
—«Непобедимый» больше любого из кораблей или баз Содружества.
—Звучит впечатляюще...
—Верно, ведь его единственная задача — внушать уважение.
У атомпанка существует две вариации, как и сторон конфликта холодной войны. Одна из них породила советпанк — будущее победившего коммунизма, пример которого можно увидеть в Atomic Heart.
В «Непобедимом», в свою очередь, жанр американского видения. Интерьеры и техника выполнены в стиле гуги (googie) — калифорнийском течении футуристичного дизайна 40х-50х годов. Оно характеризуется гладкими формами, скруглёнными углами, вывесками на космическую и атомную тематику и вездесущими «плавниками» на технике.
Знакомым с Fallout читателям не составит труда визуализировать этот стиль, вот несколько примеров для остальных:
Цвета в рамках жанра обычно контрастные и яркие. Основных в The Invicible два: металлический чёрный и синий. Дополняют их насыщенные варианты зелёного и жёлтого — оттенки, позволяющие выделиться на пустынной местности.
Но реализация эстетики ретрофутуризма была только одной из тяжёлых задач студии, ведь техника и полевые базы всего лишь небольшие отрезки на пути повествования. Основная часть локаций — сам Регис-III.
Планета напоминает знакомый нам Марс, безжизненный и засушливый, но с океанами и морской фауной. Художники умудрились сделать дизайн каждой локации атмосферным и запоминающимся. Каким-то образом каждое нагромождение скал и песчаных дюн выглядит живописно и продолжает приковывать взгляд. Красивыми вышли даже пещеры.
Нелинейность
Мало для кого станет открытием тот факт, что нелинейность в играх зачастую мнимая. Разработчики изворотливо выдумывают различные способы заставить игрока верить в то, что его решения кардинально меняют мир и повествование игры. На самом же деле, почти всегда, исход будет одинаков.
На DTF уже был материал на тему видов вариативности в играх, потому сильно распространяться не буду. Сразу перейду конкретно к The Invincible.
И на этом моменте игра сильно радует, ведь в ней той самой, настоящей, отнимающей часть контента при различных выборах, нелинейности очень много. Но обо всём по порядку.
Я прошёл игру дважды, выбирая зеркально противоположные варианты на каждой развилке и вот что заметил.
Начиная с мелких неприятностей, нас встречает вариативность мнимая — например, можно выбрать один из двух путей на развилке. Первый короче, но якобы рискованный, другой в обход, но безопасный. Здесь всё упирается в ваш отыгрыш и вовлечённость. От выбора изменится максимум фрейм в комиксе.
Но что касается любых моральных выборов на протяжении всего сюжета — они настоящие и имеют долгосрочные последствия. В один из моментов игра напрямую спросит, готов ли игрок продолжать путешествие, либо же он окончательно устал. И такая манипуляция действительно работает, подогревая интерес к дальнейшему исследованию и вознаграждая за любознательность.
Концовок в игре больше пяти и на исход истории влияют несколько ключевых выборов в разных сегментах сюжета. По итогу, шестичасовое прохождение вполне можно повторить, получив несколько другой контент и развитие событий. Но только если игра сильно понравилась, ведь путь один и тот же. Но даже на первом заходе игра уверяет — твоя история не предопределена.
О деталях и первоисточнике
Пока другие футуристы середины ХХ-го века воспевали прогресс утопичного человечества, Станислав Лем ставил под сомнение нашу всесильность. Уже тогда он рассуждал — а что случится, если и на космических гегемонов, способных построить крейсер километровой высоты, найдётся управа? Писатель не рассчитывал на дружескую встречу с инопланетными расами.
В «Непобедимом» Лем спокойно произносит простую мораль — «не всё и везде для нас». Авторы The Invincible всеми силами постарались воссоздать этот, и остальные слои романа.
Игра пестрит деталями, в точности повторяя пейзажи из книги. Лем подробно и красочно описывал окружение и технические процессы исследования планеты, поэтому с визуализацией проблем не возникло.
...под фиолетовым небом, на котором виднелись яркие звёзды, исчезавшие лишь вблизи красного солнца.
Читавших роман игра порадует дословно перенесёнными диалогами и пачкой отсылок на оригинальное произведение.
В своём «Непобедимом» Лем пренебрегал раскрытием персонажей лично, предпочитая этому противопоставление инопланетной угрозы человечеству в целом. Разработчики из Starward Industries пошли таким же путём: игрок практически ничего не узнает ни о Ясне, ни о её командире. Весь нарратив состоит из монологов девушки, голоса астрогатора в передатчике и спокойного, но явно враждебного окружения.
Порой, атмосфера печального одиночества переходит в отчаяние. И Роган в рассказе Лема, и Ясна из игры показывают это через крайнюю физическую усталость и безразличие. Отвага и желание разобраться в происходящем с течением сюжета сменяются отчуждённостью и фатализмом.
Финальным штрихом этой прекрасной, но грустной композиции стала личная интерпретация посыла книги авторами игры. Тут и там замечаешь проявления визуального языка через окружение. Отдельные сценки продолжают поднимать тему беспомощности всесильного человечества, открывшего импровизированные врата в Обливион.
Заключение
Подводя какой-то итог — с поставленной целью авторы справились на высочайшем уровне. Атмосфера и посыл книги переданы до мельчайших деталей, пробуждая желание вновь или впервые окунуться в культовые рассказы польского гения.
Единственный вопрос, который стоит решить перед прохождением — что делать с оригинальным «Непобедимым»? Лично я был знаком с романом перед игрой. Это поумерило интригу, но зато приключение непрерывно радовало тщательностью проработки и отсылками. Поэтому об испорченном опыте речи не идёт, но решать вам. Для непосвящённых сюжет поддерживает загадочность на всей своей протяжённости.
The Invincible это тот случай, когда нафантазированный при чтении книги мир обрёл форму и вид — его можно потрогать. Игра рекомендуется каждому неравнодушному к научной фантастике и любителям неспешных меланхоличных историй. Она пропитана любовью к классике и может подарить незабываемые эмоции.
Серьёзные вводные не потребуются: русская локализация присутствует, оптимизация отличная.
Активность проявляем, на блог подписываемся. Вообще-то я позорный анимешник, но порой выдаю тексты и на другие темы.