Ты не один: взгляд на эмоциональную изоляцию через призму Detroit: Become Human

Ритмы жизни набирают обороты: условия современности задают высокую планку требований к человеку, которому выпало родиться в наше время. В круговороте информации нас словно не существует – мы лишь часть контекста и сами по себе уже как бы ничего не значим. Какой взгляд на это явление предлагают разработчики из Quantic Dream – рассказываю в статье.

Содержание

Небольшое отступление

Вопросами о сущности и смысле человеческого бытия задавались философы на любой странице человеческой истории: ещё Платон, попивая оливковый смузи в своём доме, пытался дать определение человеку (за что был нещадно затроллен Диогеном); Рене Декарт также делал попытки ответить на эти вопросы со своим «Я мыслю, следовательно – существую».

Если кто-то не понял, о чём речь. Нашёл <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fplatfor.ma%2Fmagazine%2Ftext-sq%2Fprojects%2Fkant-platon-i-nitsshe%2F%3F&postId=1856773" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>
Если кто-то не понял, о чём речь. Нашёл здесь

Даже Средневековье со своими крестовыми походами, застенками инквизиции и попытками повсеместного насаждения католицизма являет собой эпоху, в которую многие как церковные, так и противоборствующие им деятели пытались понять смысл бытия через толкование Библии.

20 век, помимо развития экзистенциальных направлений философии и психологии, ознаменовался рождением нового слова в художественном искусстве. И слово это – «киберпанк».

Посреди стремительно растущего рынка цифровых технологий, киберпанк как бы вобрал в себя все предыдущие попытки величайших умов ответить на самые главные вопросы, добавил к ним новейшие знания о мироздании и… не преуспел. Просто потому, что хоть жанр и обладал куда более широкими возможностями для интерпретации происходящего вокруг и внутри людей, он оставался и остаётся детищем человека и по природе своей просто не способен взглянуть на проблему «извне».

Уильям Гибсон считается важнейшим основоположником жанра, хотя сам и не любит относить себя к нему, предпочитая более нейтральное «научная фантастика»
Уильям Гибсон считается важнейшим основоположником жанра, хотя сам и не любит относить себя к нему, предпочитая более нейтральное «научная фантастика»

Но конечно, жанр существует не зря – таким широким диапазоном изобразительных средств может похвастаться очень ограниченное количество классических, ранее известных жанров. Сейчас, когда уже больше половины населения планеты отлично знакомы с реалиями цифрового мира, объяснение фундаментальных философских проблем через образы андроидов, виртуальной реальности и кибернетических имплантов приходится как нельзя кстати.

Само собой, не высокими вопросами едиными – яркие декорации недалёкого будущего привлекли к себе внимание огромного количества людей, и сейчас киберпанк занимает одно из центральных мест в массовой поп-культуре. А с армией поклонников приходят и их насущные проблемы – в личной или профессиональной жизни: рабочие неурядицы, мелкие бытовые стычки; конфликты, ссоры, ложь и предательство.

И на фоне этого киберпанк показал поистине феноменальные способности к масштабированию: от величайших загадок человечества он изящно снисходит до будней любого, кто соприкоснулся с жанром, и делает это без чванства и снобизма – так, словно для этого и был создан.

Вернёмся к игре

И конечно, такие широкие возможности для создания новых вселенных и смыслов не остались незамеченными разработчиками видеоигр.

Одной из студий, заинтересовавшихся жанром, оказалась небезызвестная Quantic Dream. Разработчики игр в жанре интерактивной новеллы, они не могли обойти стороной такую возможность высказаться.

Глава студии Дэвид Кейдж
Глава студии Дэвид Кейдж

Анонсируя новую игру для PS4, Дэвид Кейдж не стал лукавить и прямо сказал:

Нам не хотелось рассказывать ещё одну историю об искусственном интеллекте (таких прекрасных историй уже создано немало). Мы хотели порассуждать о том, что значит быть человеком и каково оказаться в теле андроида, познающего наш мир и свои эмоции

Дэвид Кейдж в анонсе Detroit: Become Human

Забегая немного вперёд, сразу оговоримся, что у Кейджа это получилось только наполовину: он будто пытается слегка дополнить Декарта и озвучивает его знаменитую цитату как «Я мыслю и чувствую, следовательно – существую».

Мы не будем подробно останавливаться на центральной теме игры – как мы успели заметить, она совсем не нова и за прошедшие века в ней уже поломано достаточно копий, а ответа всё ещё нет и не предвидится.

Поэтому сосредоточимся на том, что в той или иной мере осязаемо для каждого из нас: лично для меня «Детройт» – это игра про одиночество в толпе.

Овервью окружения и обстоятельств

Когда вы последний раз интересовались у своего холодильника, как он себя чувствует? Не жарко ли ему, удобно ли в том месте, где вы его разместили? Не одиноко ли?

Ни один здравомыслящий человек не будет заниматься подобными вещами. Холодильник – это вещь. Машина. Пока работает, не течёт и не портит продукты – незачем интересоваться, «как у него там дела». В крайнем случае, если начнёт странно шуметь, мы позовём мастера для диагностики и может быть ремонта. Ну или сразу – в утиль, а сами в магазин за новым.

Детройт в 2038 году в этом смысле ничем не отличается от вашей кухни. Город (да и вся страна) наполнен андроидами, и их статус – бытовая техника. Да, они автономнее. Умнее. Технологичнее, в конце концов. Но их так же, как микроволновки и пылесосы, продают и покупают в магазинах, используют для хозяйственных нужд, а как начинают сбоить – на свалку. Ну или обратно в магазин, по гарантии.

Специализированный магазин по продаже и обслуживанию андроидов
Специализированный магазин по продаже и обслуживанию андроидов

Всё бы так и продолжалось, если бы андроиды не начали «странно шуметь». Да так, что их шум начал угрожать человеческим жизням. Нет, они не подняли восстание, отнюдь. Они даже не знали, что так можно. Они всего-навсего начали питать надежды, чувствовать страх, проявлять привязанности. Они начали жить.

Люди, напуганные таким поведением своей собственности, немедленно начали бить тревогу: массово жаловаться на программные сбои, возвращать андроидов, звонить в полицию. Вместо того, чтобы проявить себя как заботливые родители с детьми, которые только начали открывать для себя новый мир, они решили отмахнуться от проблемы – налепить на сломанную машину ярлык «девиант» и поставить в угол. Угол, из которого не возвращаются.

И только тут андроиды решили постоять за себя – когда их только зарождающаяся жизнь попала под угрозу. Под угрозу массового истребления.

Андроид угрожает своему хозяину в страхе, что его утилизируют за привязанность к семье, в которой он работал. После такой выходки вариантов для него нет.
Андроид угрожает своему хозяину в страхе, что его утилизируют за привязанность к семье, в которой он работал. После такой выходки вариантов для него нет.

Как себя ведут дети, когда им страшно? Либо плачут, либо дерутся. Иногда и то, и другое одновременно. Так и повели себя новоиспечённые посетители праздника жизни. Только вот если у детей есть лицензия на такое поведение (они ведь точно живые), то у андроидов такого права нет. Либо работай и не возникай, либо проваливай.

Именно так нас встречает Детройт 2038 года. Напуганы все – люди, андроиды. Правительство. Попытаться жить как раньше или попробовать что-то предпринять? Пересмотреть свои взгляды и привычки, или силой заставить окружающих считаться со своей картиной мира?

Детройт даёт игроку довольно широкие возможности для поиска ответов на эти вопросы: он не только предлагает сразу 3 сюжета о 3 разных персонажах, но и множество вариантов разрешения тех или иных конфликтов, чтобы показать общую напряжённость обстановки сразу с нескольких сторон.

Персонажи: пристальный взгляд

Девиация у андроидов представляет собой программный сбой вследствие сильного психоэмоционального напряжения – это может быть какой-то конфликт, страх за свою жизнь или страх за жизнь близкого человека. То есть, невозможно предсказать, когда и как это произойдёт, и произойдёт ли вообще, а значит, и невозможно быть к этому готовым.

Таким образом сотни тысяч машин вдруг осознали себя и мгновенно оказались в эмоциональной изоляции: без права делиться чувствами, без возможности найти близких по духу, без времени на принятие решения – что им теперь делать.

Истории наших персонажей на первый взгляд совсем не похожи друг на друга.

1 персонаж – Кэра.

Ты не один: взгляд на эмоциональную изоляцию через призму Detroit: Become Human

Будучи андроидом-горничной, Кэра работает на человека по имени Тодд Уильямс. Раньше Тодд работал водителем такси, но после распространения беспилотных автомобилей потерял работу и теперь вынужден прозябать. Конечно, во всех своих бедах он винит андроидов в частности и технический прогресс в целом. У Тодда есть маленькая дочь Алиса, а жена ушла из-за его пристрастия к наркотикам.

Кэра становится девиантом вследствие конфликта, который устроил её хозяин: перебрав с алкоголем, он начал обвинять свою дочь в том, что жена его покинула, и избивать её.

При благополучном исходе ситуации Кэре удаётся защитить девочку – методами, запрещёнными для андроидов, – поэтому они с Алисой вынуждены покинуть свой дом и удариться в бега. Иначе Кэра немедленно отправится на свалку, а девочке придётся остаться жить с невменяемым отцом.

2 персонаж – Маркус.

Ты не один: взгляд на эмоциональную изоляцию через призму Detroit: Become Human

Маркус – андроид-сиделка. Он находится в ведении Карла Манфреда – известного художника, который давно уже не занимается живописью по причине паралича. Он хорошо ладит с Маркусом: предлагает ему ознакомиться с тем или иным произведением искусства – музыка, живопись, литература – и с удовольствием обсуждает с ним изученное.

Вообще их отношения можно охарактеризовать как тёплые – у Карла есть не оправдавший надежд взрослый сын, и Маркус в некоторой мере выступает его заменой.

Девиация Маркуса проявляется в попытке защитить своего хозяина от его сына – тот заявился к Карлу и начал требовать денег, а когда получил отказ, попытался получить деньги силой.

Вне зависимости от того, удастся Маркусу защитить хозяина или нет, в дом заявляется полиция, и во всём произошедшем обвиняют андроида. Сотрудники правопорядка немедленно принимают решение об утилизации дефектной машины.

3 персонаж – Коннор.

Ты не один: взгляд на эмоциональную изоляцию через призму Detroit: Become Human

Являясь андроидом на государственной службе, Коннор резко выделяется на фоне двух предыдущих героев. Он – андроид-детектив, разработан с целью проведения расследований по делам девиантов. На момент событий, описанных в игре, Коннор работает над делом по раскрытию подпольного объединения андроидов под названием «Иерихон».

Также отличается и его природа девиации – Коннор изначально спроектирован с более высоким уровнем эмпатии, чем другие модели, и потому является девиантом по умолчанию. Это связано с родом его занятий: чтобы быть более эффективным, ему необходимо понимать мотивы и цели преследуемых.

Пространство игровых действий

Благодаря абсолютно различным обстоятельствам, в которые попал каждый персонаж, мы получаем сразу 3 сюжета в рамках одной игры, которые лишь под конец сходятся в одной точке.

История Кэры – это достаточно классическая история о нуждающемся в помощи. Андроиды, только что ставшие девиантами, по сути немногим в плане развития отличаются от младенцев – в них запрограммированы базовые навыки социального взаимодействия, в большинстве случаев пригодных только для выполнения типовых задач.

На фоне этого можно понять, как чувствовала себя Кэра – брошенная на произвол судьбы, она только пытается защитить себя и девочку и просит помощи у всех, до кого может дотянуться без вреда для безопасности. Получается не всегда, и время от времени Кэра попадает в лапы людей с далеко не благими намерениями.

Поиски ночлега в недружелюбном городе
Поиски ночлега в недружелюбном городе

Несмотря на то, что игра предлагает большое количество игровых ситуаций, глобально исходов решений игрока всего 2 – Кэра либо выживет (и тогда мы сможем продолжить её сюжетную ветку), либо погибнет (и тогда её линия оборвётся).

Маркус, с одной стороны, оказался в куда худших условиях: он очнулся на свалке, без конечностей, среди искорёженных тел себе подобных – видимо, его утилизацию провели не совсем добросовестно, в результате чего ему удалось сохранить разум. С другой стороны – он куда более самостоятелен, чем Кэра: он знаком с большим количеством художественных произведений и обладает навыками общения не только в рамках своих обязанностей.

Спасибо, что живой
Спасибо, что живой

Буквально собрав себя заново из частей своих менее удачливых братьев, он отправляется на поиски Иерихона – чтобы присоединиться к Сопротивлению против угнетения андроидов.

Здесь мы видим типичную историю становления Героя – персонаж мало того, что попав в, казалось бы, безвыходную ситуацию, оказывается способен собрать не только себя, но и своих единомышленников во имя единой цели.

Получится ли у Маркуса выполнить своё предназначение и привести андроидов к цели – зависит от игрока. В ходе продвижения по сюжету Маркусу предстоит принять большое количество решений, а на кону будут стоять его собственная жизнь, жизни его друзей и их общий успех.

И Маркус, и Кэра находятся в начале пути, по которому нельзя пойти назад: они – изгнанники без права на помилование. Чего нельзя сказать о Конноре – по своей природе он вправе самостоятельно выбирать свою судьбу: он может исправно выполнять поставленные перед ним задачи либо стать изгоем по доброй воле, присоединившись к Сопротивлению.

Коннор и глава Cyberlife (разработчик и главный поставщик андроидов в США) рассуждают о том, что значит быть живым
Коннор и глава Cyberlife (разработчик и главный поставщик андроидов в США) рассуждают о том, что значит быть живым

И конечно, решать, по какой тропе пойдёт андроид-детектив, предстоит тому, в чьих руках находится геймпад: в силу дуальности своей натуры Коннор – буквально кусок глины в руках игрока.

Коннору предстоит решить, кому он верен – себе или корпорации. В первом случае он примет свои эмоции и станет достойным участником Сопротивления, в ином же случае – заперев свою человечность на замок, он перестанет воспринимать и эмоции окружающих как что-то важное. Потому что если твои собственные чувства для тебя ничего не значат, разве могут чего-то стоить чувства остальных?

Жить в реальности

Впервые обнаружив себя одиноким – теряешься: вот же люди вокруг, с которыми можно поделиться своими мечтами или страхами, в телефоне всегда на связи десятки, а то и сотни людей. Делись чем хочешь, получай поддержку, поддерживай других. Живи.

Detroit: Become Human очень точно иллюстрирует, почему это не работает: показывать эмоции нельзя, вне зависимости от того, позитивные они или негативные. Сложно делиться радостью, сложно делиться горем. Поймут ли? Примут ли? Или пройдут мимо, ограничатся типовыми, ничего не стоящими словами, а то и вовсе – осудят за слабость или гордость?

Тем более, если поделишься – тут же обнажишь свои страхи, тут же станешь легко уязвим. Можно ли доверять кому-либо настолько ценный дар – свою безопасность?

Довольно точно передавая чувство одиночества поневоле, Detroit не ограничился лишь иллюстрацией проблемы – он предлагает выход.

Кэра, будучи абсолютно не приспособленной к условиям, в которых оказалась, не зная, как жить дальше, и не имея никаких средств к существованию – буквально оказавшись на пороге бездны – всё же имеет мужество признаться себе в этом. Признаться, что у неё есть право на жизнь, и что её эмоции имеют ценность. Что она достойна помощи. И она не раздумывая борется за них, через страх прося о помощи у всех, кто может её предоставить.

Полна решимости постоять за себя
Полна решимости постоять за себя

Да, кто-то пользуется этим, и в результате Кэра едва не погибает. Но в конечном счёте находятся и люди, готовые поддержать, и единомышленники, с которыми можно продолжать свой путь. Кэра рискует – и в конечном счёте обретает себя.

Маркус, в результате потери всего, разрушенный, опустошённый, находит в себе силы собраться. Буквально. Ему не нужно никому доказывать, что он ценен сам по себе, вне зависимости от того, в каком состоянии он находится. Он точно знает это – он достаточно образован, и в нём воспитано чувство собственного достоинства.

Во главе шествия за своё право быть живым
Во главе шествия за своё право быть живым

Поэтому он не раздумывая цепляется за жизнь, и это даёт ему возможность подарить жизнь десяткам и сотням других – таких же, как он сам.

И Коннор… Коннор, если отказывается от своих страхов, отказывается принять их как часть себя и принимает решение служить закону, показывает нам, что чувства, даже если подавить их, никуда не пропадают. Девиант по своей природе, он просто не может не сочувствовать и не сопереживать. Но, закрывая глаза на свои эмоции, он становится жестоким убийцей, не считающимся ни с чем – ненавидящий и ненавидимый.

Всё для себя решивший
Всё для себя решивший

Ненавидящий себя самое, он, не в силах отказаться от условностей, навязанных ему миром, мстит этому самому миру, распространяя вокруг себя скорбь и несчастье.

Заключение

Всё больше людей полностью отказывается от личностного взаимодействия, потеряв для себя его ценность. Нас ежедневно окружают десятки гаджетов и сотни людей, и ценность каждого отдельного человека размазывается на общем фоне цифрового шума.

В таких условиях потерять себя – проще простого. Обесценить и забыть свои переживания можно фактически по щелчку пальцев – мир диктует свои правила, с которыми приходится считаться. Он буквально говорит нам: «Соответствуй или исчезни».

Детройт напоминает нам – мы не одни. Даже когда никто не показывает виду – все время от времени испытывают страх, смятение и потерянность. Потому что мы – люди. Людям свойственны чувства, людям свойственны эмоции – это абсолютно нормально. И никто не обязан переживать всё это в одиночестве.

Когда кажется, что рядом никого нет – вспомните про Кэру. Когда чувствуете себя разбитыми и опустошёнными – подумайте о Маркусе. А если вдруг появится искушение задвинуть свои эмоции на второй план – вспоминайте Коннора. Эти трое уже выучили уроки, с которыми многим из нас ещё только предстоит столкнуться.

А кто-то – проживает их прямо сейчас.

Постскриптум

Спасибо, что дочитали до этого момента, я очень это ценю. Я знаю, что в целом Detroit: Become Human размышляет об иных вещах, но я и не преследовал цели рассказать, что имел в виду разработчик. Здесь я скорее хотел поделиться тем, что я нашёл в игре лично для себя, опираясь на то, что происходит в моей жизни сейчас, и на свои личные ценности. Надеюсь, кто-то сможет найти в этом тексте что-то, что ему откликнется так же, как это откликнулось мне в игре.

И да, если вы читаете это, значит, этот текст уже несколько дней доступен на моём Бусти. Я и дальше планирую размещаться и там, и тут, таким образом вы не останетесь без моего контента, но при желании и возможности всегда сможете меня поддержать. Месячная подписка стоит всего 100 рублей, контент будет появляться по 15 и 30 числам каждого месяца. Работа над следующей статьёй уже идёт.

✅ Ну и подписывайтесь на мой блог здесь, конечно! Это не первая и не последняя статья, которая в нём появляется, а дальше – больше! Кто я такой, что тут забыл и вообще какого чёрта – можно почитать тут:

Этот пост недоступен

До скорого!

209209
105 комментариев

Ох, какой же все таки эта игра бред. Про Андроидм тоже плати зарплаты, соцстраховки и оплачивай отпуск

30

Игра прикольная, но сценарий так себе. Всю игру пытаются вызвать симпатию к пиздастраданиям андроидов, но оно у меня так и не появилось. Зачем сопереживать тостеру который хочет имитировать человеческую жизнь? Иметь работу, семью (занимать место на планете вытесняя людей).

4

вся эта игра основана на дебильной логике, зато переполнена эмоциями.
мне понравился визуал, музыка, а все остальное хрень

4

Комментарий недоступен

2

Так в самой игре это не андроиды а люди. Даже в самом сюжете это тебе в лоб говорят.
Весь конфликт игры это одни люди угнетают других "людей".

2

почему андроиды стали испытывать эмоции и самосознание, если это было не заложено и не нужно? зачем делать человекоподобных андроидов, а потом самим на это жаловаться и решать вытекающие проблемы?
кароч бред какой-то. в бинари домэйн и то больше смысла

20

Руки оборвать погромистам давшим тостерам эмоции и самосознание.

У меня как-то нулевая эмпатия к роботам.

10