Любовь в серии Dead Space: некроморфы, юнитология, женщины Айзека Кларка и многое другое

Погружаемся в мир спин-оффов, изучаем лор, сравниваем ремейк с оригиналом и рассматриваем проявления самого теплого чувства в одном ультимативном лонгриде с необычным оформлением — эксклюзивно для «якорного обвеса».

Время прочтения — в среднем 83.0816667 минуты.

Навигация осуществляется посредством оглавления, перемещающего читателя на интересующую главу, каждая из которых подразделена на смысловые темы. Подпункты выделены интеграцией gif-файлов с обратной разметкой по лонгриду — вы вольны двигаться в совершенно любом направлении при помощи меню навигации под «картинкой».

Спойлеры — в наличии!

Попробуем согреть холодный и мертвый космос любовью?

Если да — то спасибо за внимание и приятного чтения!

Вы когда-нибудь путешествовали во времени или сквозь пелену параллельных вселенных?

Нет?

Действительно, это весьма глупый вопрос для этой эпохи и этого мира.

Но позвольте представиться — меня зовут cr01100001ig. Для кого-то я «кролиг» и местячковый писатель лонгов по Dead Space, для кого-то — Крейг, а для кого-то — тот самый путешественник во времени.

Не верите?

Ха, очень даже зря!

Совсем недавно мне досталась посылка от моего старого знакомого, служившего на станции «Титан» в отделе медицинско-психиатрической службы местной Мемориальной больницы. Не знаю, почему и как Фостер Эдгар, этот ярый любитель справедливости, выбрал именно меня (хотя путешествия во времени — хороший аргумент для выбора, не спорю) — но в записке, приложенной к этой чертовой кипе документов, было четко обозначено, чтобы все эти истории были структурированы, изучены и вынесены на суд общественности.

В назидание потомкам и в наказание предкам, если можно так выразиться.

Можете верить, можете нет — но в любом случае, материалы чрезвычайно точны.

Весьма вдохновляющие.

И очень, очень печальные...

Начнём же?

Для кого-то Dead Space — конец 2000-х годов, время расцвета космического хоррора и студии Redwood Shores, для кого-то — начало следующего десятилетия и сбалансированная во всем вторая часть да весьма противоречивая третья, а для кого-то «Мёртвый космос» — это недавний ремейк и библия повседневной жизни, хрестоматия смерти от Глена Скофилда и его гениальной команды.

Не одним только одиночеством и искривленными телами некроморфов жива серия. За ширмой симулятора борца с инопланетной заразой скрывается целый мир — живой, полный душетрепещущих тем и мыслей.

Изоляция и одиночество, религия и фанатизм, безумие и паранойя, корпоративная и человеческая жадность, войны и коррупция, эволюция и деградация, природа и технологии — и что самое главное, жертвенность и любовь.

Всё это прячется в одной небольшой трилогии и паре-тройке разнообразнейших спин-оффов.

Сегодня мы изучим то, как любовь становится последним шансом разумной жизни на существование.

Ведь человечество заканчивается именно здесь — на самом теплом чувстве в мире холодного, далекого и мертвого космоса.

Двум смертям быть, одной не миновать

Николь Бреннан.

Первая известная любовь Айзека Кларка и офицер медицинской палубы.

Настоящий, бесстрашный герой и одновременно сломленная, одинокая девушка.

Именно благодаря ей мы смогли увидеть оригинальный Dead Space, погрузится в пучины отчаяния второй и с честью защитить рубежи человечества в триквеле. Нашедшая свою могилу среди хаоса, царившего на USG Ishimura, она до последнего выполняла свой долг врача — и человека.

Несмотря на важное значение для серии «Мертвого космоса», мы мало чего знаем о жизни Николь Бреннан до назначения на USG «Ишимура». Примерно на десять лет лет младше Айзека Кларка (которому исполнилось 47 лет на начало событий Dead Space), до момента рабочей командировки встречалась с ним около трех лет — с 2505-2506 года вплоть до трагического 2508-го.

Ближе к концу жизни Николь получила приглашение на работу своей мечты — Айзек Кларк, выходец из довольно богатой первоначально семьи, но в силу причин одно время работавший на «Ишимуре», предположительно смог найти старые рабочие контакты и назначение для своей девушки. Сама Бреннан долгое время колебалась, разрываясь между мечтой и домом, но в конечном итоге с ярого одобрения Айзека согласилась — и устремилась к звездам.

Айзек, спасибо — за то, что подтолкнул меня к этому шагу. Если бы не твоя настойчивость, я бы бросила все на полпути. Но ты заставлял двигаться меня дальше.

Николь Бреннан

Окружающий её экипаж характеризовал Николь как целеустремленную, упорную и в тоже время не лишенную некой склонности к тайнам молодую женщину. Влюбленная в свой старый «кораблик» и работу, она скрывала от Кларка, что порядки на корабле несколько изменились и больше половины экипажа ныне составляли юнитологи — причина для этого была проста.

Ишимура — изумительный корабль! Мне так повезло, что я буду служить на нём!

Николь Бреннан

Сам Айзек, имея опыт очень личного общения с фанатиками, уже давно укоренился в мысли о том, что юнитология — последняя выгребная яма, к которой стоит приближаться даже под дулом плазменного резака. Именно поэтому Николь не решалась лишний раз тревожить инженера напрасными переживаниями, считая, что шесть месяцев разлуки — худшее, о чем должен думать оставшийся на Земле Кларк.

Прибыв на место дислокации — Эгиду-7, полузабытую Альтманом планетку в созвездии Стрельца, Николь вместе со своими коллегами почти сразу же столкнулась с необъяснимыми случаями массового помешательства среди жителей колонии и в дальнейшем — среди экипажа.

По причине явного соперничества между самыми авторитетными отделами USG Ishimura и колонии — командным составом, службой безопасности (СБ) Ишимуры и соответствующим органом на Эгиде-7, а также внутренними склоками между «атеистами» и верующими Церкви Юнитологии, медицинская палуба планетарного потрошителя долгое время оставалась в полнейшем неведении относительно происходящего вокруг. Находившиеся в изоляции медотсека, полной разнообразнейших слухов от раненных членов экипажа, команда с Николь считали инцидент лишь крупной, но относительно стабильной вспышкой неизвестной нейро-инфекции — пока не стало слишком поздно.

Переломом в трагической истории Николь Бреннан стала четвёрка выживших с поверхности планеты: Натан Макнилл, Лексин Мёрдок, Гейб Уэллер и Уоррен Экхардт. Сбежавшие в самый разгар эпидемии на Эгиде-7, они оказались в тяжелых условиях карантина под надзором самой Бреннан — и по приказу офицера СБ Алисы Винсент, которая не смогла самолично присутствовать на медпалубе по причине экстренного приземления шаттла Колина Барроу.

Они были странной группой: Макнил — полицейский P-sec, Уэллер — из сотрудник службы безопасности «Ишимуры», Эркхарт — чиновник из СЕС. Их всех объединил побег из колонии.

Николь Бреннан о беженцах в комиксе Dead Space Extraction

Пронаблюдав за состоянием беженцев и не найдя никаких отклонений, свойственным больным и паре десятков трупов в морге, Николь принимает решение выпустить на свободу четверку — но в ходе прохождения процедуры дезинфекции, Гейб остаётся запертым внутри. Макнилу приходится выйти в открытый космос для починки — после чего группа под руководством Николь принимает решение отправиться к моргу для получения более точной информации о происходящих событиях.

К сожалению, в конечной точке они обнаруживают, что ситуация близка к катастрофе — бездыханное тело капитана Матиуса лежит в морге, а знакомого Николь по имени Перри убивает неизвестно откуда взявшийся ходячий труп.

Группа спасается бегством и находит относительно безопасное место на пункте досмотра, где выжившая часть членов СБ выстраивает баррикаду от подступающих некроморфов. Уэллер и Натан успевают зафиксировать защитные сооружения, сдерживающие монстров и одинокое Щупальце

Группа предлагает Николь уходить с ними — ситуация явно будет накаляться все больше. Бреннан отвечает резким отказом, для нее любовь к ближнему своему и клятва Гиппократа оказываются важнее личного благополучия.

Успевшие проникнуться уважением к этой маленькой и сильной женщине, колонисты уходят прочь, а Николь остается почти один на один с наступающей угрозой — защитники из числа охраны не дают Бреннан покинуть отсек и переместиться к её коллеге Эвансу, запертому во втором отделении медицинской палубы.

Обеспокоенная и сломленная Николь пытается отвлечься на ранее замеченную у Лексин Мёрдок странную мозговую активность, думая о причинах этого процесса и сожалея о нехватке оборудования, но ее размышления прерывает прорвавшийся некроморф — он убивает главного офицера СБ, после чего выжившие с Бреннан чудом ускользают с поста охраны в сторону Эванса.

На месте Николь обнаруживает отчаянных коллег и не менее отчаянное положение.

Шестьдесят пышущих здоровьем членов экипажа из разных отсеков судна превратились в тридцать трупов и тридцать измученных израненных людей, среди которых только десять были врачами. По словам Эванса, оставшиеся также протянут не особенно долго: лекарственные компоненты начинают заканчиваться, выживших, запертых словно сельдь в банке, начинают мучать галлюцинации, а медики работают наизнос.

Через полчаса ситуация становится еще хуже — принесенные аптечки первой помощи заканчиваются, а приемный покой второго отсека медпалубы не способен предоставить что-то большее, чем морфин и бинты. Николь снова пытается отвлечься на феномен Лексин и приходит к выводу, что на энцефалограмме девушки проявляется генетический код инородного влияния — Обелиска, и расшифровав его, можно получить лекарство. Преисполнившаяся надежды, офицер медицинской службы, с головой окунается в работу над вакциной — код Маркера проникает в неё, давая возможность для расшифровки. К сожалению, подступающие орды некроморфов заставляют ее снова отвлечься — но потеряв часть людей, группе все же удается отбиться, при этом заварив решетки вентиляции по примеру группы Натана.

Усталая Николь снова возвращается к работе, находит нужную формулу и внезапно опускает руки — средства для доставки антивируса больше нет. Все аптечки до единой ранее были истрачены на облегчение мук смертельно раненных.

Не обращая внимания на прорвавшихся монстров и смерть Эванса, Николь Бреннан запирается в отдельной комнате, достает шприц со сжатым воздухом и начинает записывать сообщение — то самое, которое начало для нас серию Dead Space и оборвало жизнь Николь Бреннан.

Айзек, это я. Мне так хотелось поговорить с тобой... Прости меня, прости меня за все.

Вопреки относительно расхожему мнению, вышедший в феврале этого года Dead Space Remake не только оказался «прокачен» графически и геймплейно, мельком улучшая повествовательную часть, но и с ног на голову перевернул устоявшуюся систему лора, собранную из оригинальных частей серии и множества спин-оффов.

Подтверждение появления Братских Лун в возможных продолжениях, возросшая актуальность отряда Оракулов, этого жестокого и таинственного отдела Земного Правительства — это не все, что новые игроки увидели в ремейке оригинала, которому без малого стукнуло пятнадцать лет. Самым важным изменением для серии стало расширение сюжетной линии Николь Бреннан — и честно говоря, я не понимаю, как к этому относится в конечном итоге.

Причина проста. С момента своего запуска, Dead Space Remake почти полностью уничтожил свою вселенную спин-оффов, превратив этот мир в настоящий мертвый космос. Оставшаяся сюжетная канва, но измененные важные детали происходящего теперь дают возможность ЕА Games перезапустить и сиквел с триквелом в качестве очередных ремейков, проинтегрировав сопроводительные материалы туда.

Давайте же изучим этот феномен «перезапуска» и изменения в сюжетной линии на примере отношений Айзека Кларка и Николь Бреннан — как изменилась их любовь? Как перевернулись их судьбы?

Одной из самых явных переработок стала предыстория отношений главных героев. В оригинальной игре 2008 года некогда обеспеченные Кларки после таинственного исчезновения главы семейства окончательно распались на враждующие лагеря. Если в первые четыре года жизни юного Айзека его отец смог устроиться поближе к семье, то после этого Пола часто отправляли в долгие и далекие рабочие командировки вдали от основных торговых путей — отношения между Кларками начинали разрушаться. Октавия, мать будущего инженера-героя, не могла смириться с этим, все сильнее погружалась в депрессию и потихоньку начала приобщаться к авторитетной на Земле и в колониях Церкви Юнитологии — а после пропажи Пола Кларка окончательно пустилась во все тяжкие и судьба её теряется.

Это напрямую повлияло на жизнь её сына. Пропитанному идеями и мечтами отца-инженера и изначально поступившему в престижный университет, Айзеку пришлось перейти в более «дешевый» колледж, где существовали системы финансовой поддержки студентов. Причина этому была проста — система рангов среди юнитологов заставляла Октавию вливать все возможные средства семьи в институт Церкви, забывая о своём долге как родителя и оставляя будущего инженера ни с чем.

Едва справившись с тяжестями, навалившимися из-за религиозной увлечённости матери, сам Айзек в то же время не оставлял попыток докопаться до истинных причин исчезновения отца — но даже на «Ишимуре», где он работал некоторое время, он не смог обнаружить следов Пола.

Все упоминания о миссии Кларка-старшего оставались за печатью «совершенно секретно» и однажды, в неизвестном времени и месте, отчаявшийся Айзек увидел свет надежды в лице Николь Бреннан.

Dead Space Remake же расширяет этот период, лишая фанатов мечтаний о «семейном ремесле» Кларков по уничтожению некроморфов и крутом отце Айзека, что исчез во время очередной активации очередного Обелиска — здесь судьба семьи куда более реальна.

Во время одной из долгих командировок Пола Кларка его жена Октавия начала погружаться в мир Церкви Юнитологии. Айзек Кларк, находившийся поблизости, не мог вытерпеть погружения матери в религиозные мечтания и устроил для неё курсы реабилитации у доктора Николь Бреннан — нейропсихиатра, чьи основным занятием было выведение людей из-под деспотичного крыла Церкви.

В неустановленный момент времени Айзек и Николь начали встречаться, но ближе к концу лечения Октавии (в 2507 году) Николь, при поддержке Кларка смогла пробиться на работу своей мечты — USG Ishimura. По словам самой Бреннан, она оставляла подопечную полностью выздоровевшей, готовой к интеграции обратно в семью — и только по этой причине приняла решение о переводе на последний рейс легендарного планетарного потрошителя.

Но у судьбы были совершенно другие планы.

Долгожданное возвращение постаревшего Пола Кларка из очередной рабочий командировки, гордость за сына и его возлюбленную, шум близящегося праздника в честь выздоровления Октавии — всё это было омрачено появлением Октавии с огромным ножом. Убив своего мужа, она бросается и сама на лезвие — вероятно, Николь неправильно оценила состояние больной женщины и слишком рано выпустила её из лечебницы.

Убитый горем Айзек Кларк связывается с возлюбленной и та, не подозревая ни о чем, рассказывает о том, как благодарна Айзеку за то, что он принял участие в переводе на «Ишимуру», как хорошо ей на новом месте — мужчина же лишь потерянно смотрит в камеру видеопередатчика. На вопросе о том, как дела дома, Кларк взрывается — рассказывает о самоубийстве матери и том, что от её рук погиб отец. Николь пытается утешить осиротевшего инженера, но тот не собирается успокаиваться, обвиняя Бреннан в том, что это из-за неё произошла трагедия.

Не видя своей вины в случившемся, Николь Бреннан в сердцах посылает Айзека Кларка на три весёлых буквы и отключает видеосвязь.

Больше Николь и Айзек никогда больше не поговорят.

Эти дополнительные детали глубже раскрывают отношения между Кларком и Бреннан — в предсмертном сообщении Николь теперь более явно звучит раскаяние за то, что она неправильно оценила риски по отношению к Октавии. Сам же Айзек, сорвавшийся на девушку во время последнего разговора, мучается чувством вины: его мать, по-настоящему сильно любившая Пола, слишком глубоко влезла в капкан юнитологии и для неё не было другого выбора кроме как обрести с мужем Единение.

Сама Николь очень важна для Айзека и, несмотря на то, что она осталась единственным близким человеком во всей вселенной, Кларк отстранил её от себя в самый тяжелый момент жизни. Теперь же инженер стремиться исправить ошибки своего прошлого и начать новую жизнь с Николь — это становится дополнительным стимулом в путешествии к USG «Ишимура».

Нужно ли говорить о том, что он лелеет эту мысль до последних минут игры?

Мне кажется, что нет.

Помимо изменения предыстории, важное значение теперь уделяется и последним часам пребывания Николь на «Ишимуре». Если в оригинальном лоре Николь на основе изучения медицинских данных Лексин приходит к гениальной мысли о создании антивируса — то сейчас, в Dead Space Remake, она в течении довольно долгого времени путешествует по разным отсекам и палубам судна, собирая информацию:

  • Изменение №1 — беседа с разочаровавшимся в юнитологии Терренсом Кайном. Он объясняет Николь принципы рекомбинации и влияние на них Обелиска, найденного на Эгиде-7.
  • Изменение №2 — приглашение сотрудников горнодобывающей палубы. Николь прибывает туда для изучения одного из оживших трупов, найденных в системе инженерных коридоров.
  • Изменение №3 — рекомендация доктора Кайна посетить каюту Мерсера. Николь обнаруживает множество интересной информации о некроморфах и Обелиске. К сожалению, папку с последними исследования забирает сам Мерсер, который не горит желанием оказывать помощь в создании антивируса — но, как оказывается в дальнейшем, не прочь использовать их в качестве подспорья для создания Охотника.

По ныне существующей хронологии событий не совсем ясно, как в этот промежуток времени укладывается прибытие Макнила, Мердок, Уэллера и Эркхарта. Факт их взаимодействий с девушкой Айзека теперь выглядит довольно абсурдным и ненужным, даже не смотря на то, что текстовые логи с их упоминанием присутствуют в игре. Это, к сожалению, одновременно и глубже прорабатывает сюжетную линию Николь — и одновременно опресняет, вычленяя спин-оффы, где в контексте сегодняшней темы показывается её стойкость, любовь к своему делу и любовь к ближним своим.

Но переработкой событий до момента прибытия «Кэллиона» с Айзеком Кларком дело также не ограничилось.

В ходе выживания на борту «Ишимуры» Кларк и игрок встретятся c расширенными версиями сцен, в которых присутствует Николь — фанатская база наконец-то получила окончательные ответы на вопросы, почему почему на Бреннан периодически нападали некроморфы и при её гибели игра завершалась.

Dead Space Remake теперь рассказывает цельную историю офицера медицинской палубы USG Ishimura, не заставляя потенциальных фанатов отвлекаться на комиксы, мультфильмы или Extraction для Wii U — вся история второго главного героя всей франшизы сконцентрирована в одной игре.

Возьмём ли мы в пример недавний ремейк или перенесёмся в прошлое с оригинальным Dead Space, суть одна и та же — Николь Бреннан стала краеугольным краем всей франшизы.

Сломленный, одинокий и переживающий расставание с последним любимым человеком, Айзек Кларк летел на «Ишимуру» в составе ремонтно-спасательной команды только ради того, чтобы найти Николь и убедиться, что с ней всё в порядке.

Стоит отметить, что в трилогии Dead Space всегда важное значение отдавалось аудиовизуальному наполнению и эпизоды с Николь не стали исключением. Более того, именно на её примере можно понять, насколько первоклассно разработчики раскрывают тему отношений и характеры героев через привычные инструменты повествования:

  • Создание настроения и эмоционального фона. Прибытие на «Ишимуру», встречи с Николь — все это существует под аккомпанемент лиричных, грустных и нежных мотивов, в то же время когда она является врагом — звучит неестественная и интенсивная музыка, подчеркивающая страх и отчаяние Айзека.
  • Подсказки к тому, как стоит воспринимать появление Николь. Если она есть в кадре, убеждая игрока сделать что-то, но при этом аудио-схема нарушается, выдавая тревожные мотивы — значит, это с большой вероятностью окажется сюжетной ловушкой.
  • Контраст тишины мёртвого космоса и звукового ряда. Периодически появление Николь будет прерывать тягучую тишину вокруг — это создает ощущение некого сюрреализма и неожиданности.
  • Масштабирование неестественности в образе Николь. Нападения возлюбленной во второй части, оформленные в классическом для серии стиле видеопомех, мелькающие на экранах голо-панелей символы Обелиска в оригинале — всё это лишь усиливает чувство нереальности происходящего и ухудшающегося состояния Айзека Кларка.
  • Влияние галлюцинаций на внутриигровой мир. Помимо упомянутых помех, периодически Николь влияет на интерфейс ИКС костюма главного героя — особенно это заметно в концовке второй части, когда Николь протягивает голографическую нить путеводителя к машине для извлечения кода Маркера подобно Ариадне.

Желание покончить с угрозой Обелиска, схватки с некроморфами и подступающим безумием полного кошмаров корабля были лишь сопутствующими этапами в постоянно дополняющемся плане Айзека по защите своей возлюбленной. Кларк следовал за переливами нежного голоса Николь как за путеводной звёздой — и она действительно являлась ею, как в общесюжетном, так и в эмоциональном плане, помогая Айзеку не сбиться с пути и не закончить жизнь сломленным, лишенным цели в лапах некроморфов.

Но самое страшное Айзека Кларка ждало впереди — в концовке первого Dead Space и его продолжении.

Можно по-разному трактовать проявления самого тёплого чувства в Dead Space 2, но, как мне кажется, основным и самым первым в этом списке должна стать любовь как преодоление ожившего кошмара и принятие себя и своих ошибок.

Во второй части «Мёртвого космоса» дезориентированный, сломленный Айзек Кларк страдает от синдрома выжившего — состояния, которое характеризуется всепоглощающим чувством вины, стыда и депрессии от того, что он выжил там, где остальные не смогли. Николь, колонисты, команды «Ишимуры» и «Келлиона»: все они нашли свою могилу на орбите почти уничтоженной Эгиды-7, и стареющий инженер не может простить себя за то, что не смог спасти хоть кого-нибудь.

Он ненавидит себя за сам факт своего существования.

А любовь к Николь помогает ему это перебороть.

Проходя через кишащие некроморфами отсеки станции «Титан», встречая агрессивные фантомы любимой женщины и борясь со всё нарастающим безумием, Кларк ищет спасения в прощении самого себя. И, как бы иронично это не звучало, порождение Обелиска помогает ему в этом, здесь Николь не больше чем собственная вина и отголосок реально существующего человека — это одно из многих зеркал души самого Айзека.

Инженер понимает, что Николь не стала бы упрекать за то, что Кларк выжил. Она не хотела бы, чтобы он мучился и страдал, ведь также как и для него, Бреннан было важно благополучие и счастье любимого человека — и когда галлюцинация Николь прощает главного героя, он прощает и сам себя, открывая новую главу своей жизни.

Он не виноват в том, что произошло на «Ишимуре».

Бреннан бы хотела запомниться ему не стыдящим призраком, а тем, кто некогда поддерживал его и так же горячо любил. Она наглядно показывает Айзеку Кларку, что с потерей не заканчивается жизнь — это лишь повод мёртвым оставаться мёртвыми, чтобы живые могли любить и находить новые смыслы и цели.

Что и делает главный герой: желая почтить память погибшей, инженер берёт на себя миссию уничтожить то, что стало источником его боли. Обелиск, он и только он виноват в бедствиях на Титане и Эгиде, и победа над источником некроморфической чумы принесёт долгожданную вечную свободу человечеству — и самому Айзеку Кларку.

Маркер — последний ослепительный, сжигающий душу маяк вины, физическое воплощение стыда и отчаяния в его жизни.

Всё должно закончиться здесь — на Титане.

Вторым не менее важным и не таким явным, является тёмная сторона любви — любви как вечного кнута садиста-надсмотрщика над спиной увязнувших в этой трясине, проявлением эгоцентричного, абьюзивного чувства, о котором не пишут вдохновенные стихи и не поют лиричные песни.

Злоупотребление доверием, зависимость одного партнёра от другого здесь присутствует почти повсеместно и хотя один из этих партнёров всего лишь образ в голове Айзека Кларка, порождённый Обелиском, картина отношений менее проработанной не становится — эта тема насквозь пропитала франшизу Dead Space и образ возлюбленной для героя слишком реален.

Давайте попробуем разобраться, как это происходит и каким удивительным образом одна-единственная любовь может иметь множество обличий.

В контексте нашей темы стоит поговорить о газлайтинге — форме психологического насильственного манипулирования, целью которого является получение удовольствия или выгоды.

Здесь жертва — Айзек Кларк, а виновник кошмара — Обелиски в образе Николь, использующие её нетленный дух в своих целях. Стоит отметить, что несмотря на то, что между Красным Маркером с Эгиды-7 и Золотым с Титана существуют определенные различия — последний отличается крайне агрессивной политикой в отношении своего создателя, общий принцип газлайтинга сохраняется и там, и там.

Погибшая незадолго до прибытия Айзека Кларка на USG Ishimura, Николь «путешествует» с Айзеком на протяжении двух частей Dead Space — манипулирует им, поддерживает и обвиняет, подталкивает к тому, что нужно Обелиску, а не самому Кларку. Эта нечеловеческая, противоестественная и мерзкая в своём подобии человечности сила изо всех сил пытается контролировать главного героя, лишая его всякой самостоятельности — все действия на много ходов уже просчитаны источником «чумы» XXVI века, а неуверенный, поломанный словно игрушка инженер лишь движется по проторенному пути издевательств.

Используя тему газлайтинга, разработчики умело раскрывают изнанку множества отношений в реальной жизни — то, что представляется идеальной любовью, в одночасье может смениться кошмаром, как это и произошло с Айзеком.

Как и у многих представителей этого мерзкого «ремесла» в реальной жизни, в образе Николь присутствуют и следующие признаки:

  • Нестабильное настроение. Призрак отличается подобным нравом, то признаваясь Айзеку в любви, то пытаясь воткнуть ему в глаз шприц.
  • Ограничение общения и изоляция. Обелиск, в конечном итоге являясь источником безумия и некроморфов, не даёт главному герою возможности полноценно завязать отношения с кем-то из выживших — те немногие, кто присутствует рядом с ним, чаще всего скрываются под маской Николь (Элизабет Кросс), либо вынуждены двигаться параллельно пути Кларка и так или иначе оказываются в опасности (Элли Лэнгфорд).
  • Необъективная критика, обвинение и убеждение в неадекватности поведения. Айзек постоянно сталкивается с тем, что Бреннан пытается убедить его в собственной неполноценности и подступающем безумии, обвиняя в смерти всех близких людей.

Пример Айзека Кларка служит нам хорошим уроком того, что всегда нужно думать и оценивать риски, насколько важно сохранять веру в себя — и собственное достоинство.

Давайте возьмём свою жизнь в свои же руки и бросим отпор этим ненормальным отношениям — как сделал главный герой серии Dead Space в концовке второй части, уничтожив Обелиск, ведь финальный бой с Николь не более чем метафора о борьбе за самого себя.

Зеркало души Айзека Кларка

Человек, чья жажда знаний и желание спасти человечество вошли в легенды.

Одна из немногих, кто не поддался влиянию Обелиска и смог спастись с разрушенной станции «Титан».

Вторая любовь Айзека Кларка и живое напоминание о совершенных ошибках.

Его шанс искупить вину.

Всё это — Элли Лэнгфорд, сотрудница СЕС, которая волей случая познакомилась с Айзеком и взяла в руки флаг борьбы с некроморфами.

К сожалению, о жизни Элли Лэнгфорд до встречи с Айзеком Кларком известно почти ничего — грузовой пилот IV класса в возрасте 30-ти лет (примерный год рождения — 2483), она жила и работала на станции «Титан».

Активация Обелиска застала Элли и небольшую группу сотрудников СЕС (Калеб и двадцать восемь неназванных шахтёров первой смены) в инженерных отсеках. С боем прорываясь к Правительственному сектору, Лэнгфорд потеряла всех своих товарищей — последним погиб её вероятный романтический интерес Калеб, задержавший подступающих некроморфов и давший девушке шанс сбежать .

Не зная, что именно в центральных отсеках станции «Титан» и располагается источник эпидемии, девушка отчаянно пытается добраться туда — но из-за нападения безымянного и сошедшего с ума местного жителя, она решает двигаться окружным путём. Спустя короткое время Элли встречает Айзека, но памятуя о предыдущем неудачном опыте общения с выжившими, отказывается от его помощи — впрочем, делая исключение для относительно безвредно выглядящего Нолана Стросса, которого Кларк убеждает вести за собой по причине его величайшей важности.

Действия директора Тейдмана — военного и гражданского руководителя «Титана», вынуждают Лэнгфорд проникнуться большим доверием к действиям Айзека. Девушка с радостью помогает инженеру починить систему солнечных кластеров, питающих энергией обесточенные жилые зоны, взамен получая информацию о происходящем из первых рук — Кларк рассказывает ей, почему филиал ада переместился на орбиту Сатурна и какова роль Обелиска в этом.

Стоит отметить, что седьмая глава Dead Space «Сила от солнца» является одной из самых душетрепещущих и волнующих — маленькая история, что развивалась на удаленном от всей остальной станции пункте управления солнечными панелями. Проживающий на верхушке всего «мира», техник Говард Филипс страдал от одиночества и единственным его спасением были певчие птицы — он обожал своих подопечных и отчаянно хотел вернуться в любимый дом. На примере этого бедняги отчётливо видно, как постепенно Обелиск развращал и уничтожал личность доброго и заботливого хозяина — в его дневниках привязанность к питомцам медленно превращается в раздражение и даже неконтролируемую ненависть ко всему живому.

Успешно завершив ремонт, Айзек и его маленькая команда воссоединяются в главном зале СЕС, где нападение некроморфов и застало Лэнгфорд в начале дня — она оказывается весьма раздражена эти фактом. По пути в инженерных отсеках Стросс окончательно теряет рассудок, нападая на Элли и лишая её глаза, после чего Кларк, не достучавшийся до голоса рассудка Нолана, заканчивает мучения учёного...

В промежутке между второй частью Dead Space и за семнадцать дней до начала третьей части инженер и пилот успели завязать отношения и так же быстро их прекратить. Айзек до сих пор мучался приступами ПТСР, не желая иметь ничего общего с Обелисками, а Элли всеми силами пыталась найти средство, которое бы раз и навсегда остановило некроморфов.

Это привело её в теплую и уютную постель Роберта Нортона, офицера EarthGov, который по непонятным причинам помогал Элли в неофициальном расследовании происхождения Маркеров, при этом оставаясь служащим Земного Правительства.

Однажды на своём дне рождении Лэнгфорд познакомилась с Дамарой — учёным-дешифровщиком, дата-археологом и женой сержанта Джона Карвера. Женщины быстро сошлись в своём увлечении по поиску родины Обелисков и стали поддерживать связь, параллельно проводя исследования, но набирающее силу радикальное крыло юнитологов «Круг» испортило все планы — о чём и поговорим чуть позже.

Айзек Кларк не желал повторения судьбы Николь для Элли Лэнгфорд — исполненный чувством вины, сходящий с ума, он намертво заблокировал панель управления найденного шаттла EarthGov, тем самым не позволяя Элли как-то вернуться и помешать ему исполнить свою последнюю миссию.

Уничтожить Обелиск.

...Тебя обязательно спасут — и я хочу тебя спасти. Я не помог Николь, но могу помочь тебе.

К сожалению или к счастью, Лэнгфорд оказалась настолько же упорной, как и сам Кларк — в тот момент, когда «Титан» начал разрушаться, а обессиленный после схватки с Николь инженер был уже готов встречать смерть лицом к лицу, внезапно появившийся шаттл Элли разрушил оболочку «Плащаницы», тем самым позволяя Кларку взмыть в воздух к протянутой руке пилота.

Несколько лет спасавший человечество в разных уголках галактики, потерявший веру в себя, закончивший свою последнюю миссию, он оказывается буквально вырванным из лап мрачного жнеца человеком, который до последнего верил в него и то, что Айзек жив.

Это в какой-то мере можно считать неплохой метафорой на происходящее в душе главного героя — израненный Айзек тянется к руке живого олицетворения надежды, человечности и любви.

Николь и ужасы «Ишимуры» остались позади, а впереди Кларк ждала новая жизнь.

Или нет?

Уставший от своей нелёгкой жизни Кларк оседает в лунной колонии «Новые горизонты», расставаясь с Элли, желающей узнать больше о таинственных артефактах — в то время как главный герой до сих пор связан кодами Маркера в своей голове, которые позволят любой заинтересованной стороне воспроизвести множество копий Обелиска.

Его вынужденное затворничество прерывает команда USM Eudora в лице капитана Роберта Нортона и сержанта Джона Карвера — умело манипулируя всё еще непогасшими чувствами инженера к Лэнгфорд, они заставляют его отправиться на совместные поиски пропавшей старой знакомой.

Когда женщины Кларка в беде — он спешит на помощь.

На орбите Тау Волантис Айзек сталкивается с парой весьма неприятных для него открытий. Во-первых, никакой заслуженной пенсии для борца с некроморфами явно не предвидится — полуразбитый флот Вооруженных Сил Суверенных Колоний (ВССК) буквально кишит ходячими трупами всех видов и размеров, а ещё где-то на поверхности планеты скрывается источник Обелисков. Во-вторых же, Элли Лэнгфорд за время своих исследований неплохо так спелась со статным командиром последнего батальона EarthGov Робертом Нортоном.

Любовный треугольник между этими персонажами становится краеугольным камнем триквела — и несмотря на кажущееся наполнение дешёвой «мыльной драмы» и возмущения фанатской базы, на деле отношения героев весьма реалистичны и нужно:

  • ...учесть, что Айзек и Элли не были идеальной парой из сказок — страдающий от ПТСР Кларк не желал больше ввязываться в борьбу против Обелисков, считая, что достаточно сделал для спасения человечества. Лэнгфорд же была одержима поисками оружия, способного раз и навсегда остановить некроморфов — и было бы логичным предположить, что на этой почве у них в конечном итоге так или иначе бы развился конфликт, который привёл бы к расставанию.
  • ...помнить, что Элли — живой человек со своими желаниями и целями, а не предательница или тем более «шлюха». Она рассталась с инженером по обоюдному согласию и начала роман с Нортоном как свободная женщина, не связанная узами брака или отношений. И не смотря на то, что она до сих пор таит в своём сердце любовь к Айзеку, Роберт стал её отдушиной, её шансом на новую жизнь и верным, мужественным помощником в борьбе против юнитологов и Маркера.
  • ...признать, что Роберт Нортон не подонок или злодей. Обычный человек, который не был подготовлен к ужасам происходящего на Уксоре, транзитной станции или Тау Волантис — сломленный Обелиском, он пошел на сговор с Кругом лишь для того, чтобы спасти свою единственную любовь и дорого заплатил за свои ошибки, проиграв борьбу за свою жизнь и руку Элли.
  • ...понимать, что Айзек Кларк, несмотря на сквозящую из него раздражительность и агрессивность, всю третью часть не теряет своей человечности, сохраненной спустя столько лет кромешного ада. Он любит и ценит Лэнгфорд, но не стремиться разрушить то, что создала она сама — инженер уважает выбор Элли.

Любовный треугольник Dead Space 3 — это сложный конфликт интересов, наглядно показывающей нам, насколько сильно может различаться понимание любви у разных люди. У Нортона любовь чуть ли не эгоистичная и потребительская, для Кларка и Элли же рациональность, благородство человечность стоят во главе угла — и разработчики из Visceral Games в очередной раз проделали отличную работу, показывая нам эти разнообразнейшие стороны любви.

В глубинах мертвого космоса любви — быть

Помимо явно выделенных любовных линий в основной трилогии Dead Space, в игровом мире существует и другие проявления этого тёплого чувства — и было бы странно обойти стороной таких явных претендентов как семья Карверов или Строссов.

Разные люди, они объединены двумя вещами: обелиском и любовью.

Давайте же поговорим о тех, кто остался за кадром трилогии и чья история раскрылась в спин-оффах.

Гейб Уэллер и Лексин Мердок.

Старые знакомые Николь Бреннан и люди, чей курс был противоположен движению Айзека Кларка на станции «Титан».

Их судьба — наглядное отображение того, как силы Обелиска не способны разорвать связь между двумя людьми до самого конца.

Гейб Уэллер служил в так называемой P.C.S.I. Sec, более известной как Служба Безопасности USG Ishimura или СБ, и являлся ветераном Ресурсных Войн. В 2508 году отправленный в колонию с приказом забрать тела покончивших с собой юнитологов на «Ишимуру», Уэллер встретил своего сослуживца Натана Макнила, которому был сильно рад — последний спас Гейба во время особо затяжных боевых действий на планете Скорпио-6.

Встречу старых друзей прерывает появление некроморфов. Макнил и Уэллер умудряются вернуться на «Ишимуру, по пути встречая Уоррена Эркхарта и Лексин Мердок — и как мы уже знаем, Николь Бреннан. К сожалению, через несколько часов настоящего ада из первоначального состава остаются в живых только Лексин и сам Уэллер, сбежавшие на спасательном шатле, предателя-Уоррена убивает некроморф, а Макнил превращается в слэшера на глазах товарищей.

Осев на «Титане», пара быстро сошлась — иного выхода для Мердок и Гейба просто не существовало. Пережитый ужас «Ишимуры» и официальное заявление Earthgov, назвавшее произошедшее на корабле не более чем террористическим актом, заставило ещё больше окрепнуть чувства между молодыми людьми — они оба теперь были изгои для всего мира, не особо-то и знакомого с ужасом Обелисков.

Пример любви Лексин и Уэллэра наглядно показывает нам в работе фразу «то, ради чего стоит жить и то, ради чего стоит пожертвовать жизнью» — Гейб, не видящий смысла существовать без Лексин, отчаянно борется за их судьбы и жизнь нерождённого малыша, упрямо идя вперёд и устраняя любые преграды на пути к своим родным.

И когда единственное, что отделяет безопасность семьи от подступающих орд некроморфов — твоя жизнь, Гейб Уэллер не задумываясь приносит себя в жертву, давая шанс уйти.

Я люблю тебя, Лексин

Ещё одним важным проявлением любовной темы в серии Dead Space становится наказание в любви или любовь как наказание — и эти вещи больше всего раскрываются на примере Джона Карвера и Нолана Стросса.

В отличии от своего вынужденного напарника — капитана Роберта Нортона, не лишённого доли хитрости и амбициозности, Джон был одним из тех «вечных сержантов» — горячий на слова и выходки, обладающий огромным боевым опытом, он из-за своего темперамента раз за разом упускал возможность повышения. Жена его — Дамара, негативно относилась к вечным переездам семьи с места на место, и постепенно, с каждым прожитым вместе годом, отношения внутри семьи разрушались всё больше и больше.

Точку в семейном конфликте поставил объект Earthgov под номером четыре на планете Уксор — располагавшийся под защитной Плащаницей Обелиск стал целью атаки террористов Круга Якоба Данника.

Взломанный покров мгновенно рекомбинировал тела убитых юнитологами жителей, превращая ещё вчерашних добродушных колонистов в истекающие гноем и слизью ходячие трупы, чьей целью было только одно — наращивание массы некроморфов и активация Схождения.

Это событие застало Карвера за весьма агрессивной беседой с женой — попытавшись предупредить Дамару, он изо всех сил бросился к родному дому, где и увидел как из полутьмы комнаты сына выползают знакомые силуэты родных.

Дамара? Дилан? Всё хорошо, я вернулся — теперь мы вместе...

Но надеждам старого солдата не было суждено сбыться — предательски убитые Даником и его людьми, Дамара и Дилан теперь были обращены в некроморфов.

Едва сдерживая слёзы, умоляя родных простить, он расстреливает их в упор, после чего приставляет пистолет к голове и...

... внезапно принимает звонок от Элли Лэнгфорд — девушка рассказывает ему о том, что Дамара помогала в расшифровке сигналов Обелисков. Понимая, что это его шанс почтить память жены и найти виновных в смерти, Карвер берёт себя в руки и оказывается от мысли про самоубийство.

Так любовь Джона эволюционирует в месть.

История Нолана Стросса не менее трагична — видный и молодой учёный, он вместе со своей женой и грудным ребёнком путешествует на USG О'Бэннон, направленном для стабилизации разрушенной Айзеком Кларком Эгиды-7. Сам Стросс, самоуверенный и эгоистичный, заводит служебный роман в тесных отсеках корабля с офицером медицинской службы Изабель Чо — словно не обращая внимания на то, что в паре переборок от него и любовницы мучается неведением некогда любимая жена.

Во время попытки стабилизации планеты системы гравизахватов дают сбой и команда отчаянно пытается вырваться из плена обреченного куска камня — но для Стросса все равно находится работа. Командой корабля на борт было доставлено несколько кусочков Красного Обелиска и Нолан, обуреваемый жаждой исследования и подступающими голосами в голове, не придумывает ничего лучше как опробовать артефакт на теле одного из погибших шахтёров — и превращает его в первого некроморфа на USG О'Бэннон.

Испуганный, потрясенный тем, как оживший труп расправляется с его ассистенткой, он буквально на автомате бросается в каюту своей семьи — где и обнаруживает еще двух некроморфов, отдалённо напоминающий родных. Обезумев от горя, Стросс жестоко расправляется с монстрами.

К сожалению, чудовищем оказывается только он.

Изабель Чо, прибежавшая почти следом, застаёт Нолана окровавленным, покрытым ошметками костей и мозга среди тел его жены и маленького ребёнка — Обелиск совратил учёного, подсунув ложную картину мира и заставив убить бедняг.

Таким образом, можно считать, что Джон Карвер и Нолан Стросс оказались жертвами самих себя — не уделявшие должное внимание семьям, не ценившие проведенное с ними время и даже в каком-то роде предавшие их, оба были обречены нести груз вины. И если сержант смог обрести цель в искуплении её, помогая уничтожить Даника и угрозу Маркеров, то учёный окончательно сошёл с ума, потерявшись в бесконечном лабиринте просаженной зазря жизни.

Много каких проявлений самого тёплого чувства существует в мире «Мёртвого космоса», но то самое, одно из самых главных, не называет почти никто. И причина тому проста: слишком мерзкая, слишком неправильная эта система любви, имя которой — юнитология.

Разработчики из Redwood Shores во главе с Гленом Скофилдом, а затем и Visceral Games с Чаком Бивером и Стивом Папутсисом проделали гигантскую работу над темой извращенной любви и религии.

Важными референсами в работе стал печально известный культ «Небесные врата», основанный Маршалом Эпплуайтом в 70-х годах прошлого века. Участники секты верили в космическое происхождение человечества, а основным способом попасть в рай для них было массовое самоубийство —не думай, просто верь.

Так и случилось, из-за приближающейся кометы Хейла-Боппа 22 марта 1997 года начались массовые «освобождения» на ранчо, унесшие с собой жизнь более тридцати человек. Почерк этой пародии на религию угадывается во всех аспектах юнитологии, начиная от самоубийств и кончая фиолетовыми капюшонами, в которых и кончили свою жизнь заблудившиеся люди.

Окончательные источники вдохновения, дополнившие образ, были найдены в научных работах про кратер Чиксулуб, образовавшегося после падения метеорита и, вероятно, погубившего динозавров. Скофилд продолжал развивать мысль: если после смерти титанов прежнего мира появился человек, можно ли считать, что причина тому — гость из мёртвого космоса?

А если это была не глыба камня, а нечто рукотворное?

То, что заставило эволюционировать человечество к той форме, которую мы видим сейчас?

С этого и начинается история Dead Space и юнитологии. Учёные вместе во главе с Альтманом спустились на дно Мексиканского залива и нашли Обелиск — то, что станет центральным объектом в религии.

Верующие в единение после смерти, эти фанатичные прихвости Маркера собирают целые флоты из гигантских кораблей-мавзолеев — они любят братьев своих и при жизни, и после смерти, ведь по их мнению последняя лишь открывает дорогу в райские кущи Единения.

В конечном итоге, юнитология представляет даже некроморфов как проявление любви — дети и старики, мужья и жёны, враги и друзья, все они безвременно почившие, становятся проводниками в новое светлое будущее, полное любви и счастья.

Если на секундочку принять роль последователя Церкви и представить четыре вида «некроморфической любви», то можно увидеть весьма интересный конфликт:

  • Биологическая. Некроморфы не более чем продолжение жизни тех, кто был убит или умер своей смертью. Сохраняя ДНК почивших, они стремятся к единению и Схождению — процессу, в ходе которого все живые и мёртвые существа человеческой расы станут одним целым.
  • Религиозная. Некроморфы — проявление божественной воли и его инструмент для очищения погрязшего в грехе мира и перерождения человечества в нечто большее (привет, Братская Луна).
  • Этическая. В то же время некроморфы — прямое нарушение прав и достоинства умерших. Лишающие свободы, индивидуальности и даже места погребения, ими движет лишь одна цель — запустить Схождение и уничтожить все преграды на своём пути.
  • Рациональная. Некроморфия — явный результат манипуляции и обмана. Если даже принять некий «сверхъестественный» статус Обелисков как факт, то они — детище не бога любви и милосердия, а продукт хитрого замысла бога лжи, жестокости и коварства. Он использует некроморфов для своей выгоды и уничтожения всякой разумной жизни.

Таким образом, можно сказать, что юнитология в Dead Space — это одна из тех псевдо-религий, которая ломает привычные и логичные системы любви, превращая симпатию в страх и ненависть, а единение в разрушение.

Главная тема Dead Space

Николь, что любила Айзека и ближних своих.

Карвер, нашедший искупление вины за свою любовь в отомщении.

Гейб, для которого понятие жизнь и родные были синонимами.

Десятки, сотни и тысячи людей на протяжении всей франшизы столкнулись с проявлением этого теплого чувства — и на всех этих примерах мы видим, как видоизменялась любовь, как в разных руках она меняла форму и какой огонь зажигала в сердцах и глазах.

Человечество действительно заканчивается именно здесь — на любви, ибо она — единственное, что отделяет нашу расу от падения в пропасть ненависти и смерти.

Именно поэтому эту тему в серии Dead Space можно считать одной из центральных и главных — мы попадаем в мир мёртвого космоса благодаря Николь и Айзеку, переживаем счастливые моменты с Элли, прощаемся вместе с Карвером и его болью, переживаем за безымянного выжившего, убаюкивающего неподвижное тело любимого человека или страшимся судьбы женщины и матери, что протягивает руки навстречу младенцу-некроморфу.

Любовь во всех её проявлениях присутствует здесь.

Все мы любили хоть раз в этой жизни, и надеюсь, ваша хоть как-то по силе была похожа на те чувства, что испытывали главные герои Dead Space.

Любите и будьте любимы — и повторите это слово ещё тысячу раз для близкого человека.

До новых встреч в мире «Мёртвого космоса»!

Для изучения также рекомендуется предыдущая работа про историю разработки Dead Space:

Этот пост недоступен

Конкурс «Якорный обвес»:

430430
119 комментариев
1000 ₽

Многоуважаемый cr01100001ig. Фонд Поддержки Сладких Булочек и Якорь спешат сообщить, что вы стали целью операции "Донатный Шторм". Ваши достижения на ниве предоставления читателям высококачественного контента столь выдающиеся, что отряды боевых котят, направленные к вам с целью нанесения донатного удара, трепетали от нетерпения. Для них это огромная честь, как и для нас. Спасибо вам за ваше творчество. Пройдут годы, столетия, возможно тысячелетия, а ваши статьи продолжат воспеваться человечеством.

6
872 ₽

небольшой, но значимый для меня донейшн

17

Ебать. Вот ради такого топ-камтента на пдф и заходишь

22