Нарратив в Hearts of Iron IV
Как и во многих стратегиях, в HOI мне нравится то, что я могу сам строить свою историю. Разработчики дают лишь базис: определенные правила, сеттинг и механики, которые можно использовать для собственного повествования.
Именно об этом базисе в Hearts of Iron 4 я и хочу рассказать. Я затрону те механики, параметры и системы, которые напрямую или косвенно влияют на нарратив, и надеюсь, это будет полезно как для игроков, что не особо обращали внимание на подобное, так и для разработчиков, которые могут почерпнуть здесь что-то для себя.
Конечно, без моей собственной оценки, как нарративщика, не обойдется. Но так даже интереснее?
Что за HOI?
Железные Сердца 4 это глобальная стратегия, разработанная шведской студией Paradox Interactive. Игра погружает нас в сеттинг Второй мировой войны. Через тернии этого времени мы должны провести нашу страну, и возможно, изменить исход целой эпохи.
Визуал и интерфейс
Первое, что вы видите в HOI, это, естественно, визуал. Что интерфейс, что вступительные арты с цитатами людей прошлого, с ходу погружают нас в военно-историческую тематику и время, в котором мы побываем.
Любые иконки, описания, модели и рисунки - ничего не выбивается из атмосферы игры и времени, в котором мы участвуем. Это важно, чтобы игрок не чувствовал противоречия между разворачивающимися событиями и тем, что он видит на экране.
Выбор страны
В самом начале вас знакомят с краткой общей ситуацией в мире. “Скоро грядёт буря”, Германия набирает мощь! С какими основными проблемами вам предстоит столкнуться, или нет, если вся история пойдет наперекосяк.
А дальше знакомят со странами, их историческим прошлым и настоящим положением. И наконец предлагают выбрать, за кого вы будете играть.
Возможности игрока в этом плане кажутся поистине безграничными. Вы можете выбрать любую страну: от СССР и США до Бутана и Люксембурга. Причем по ходу игры этих стран может появляться в десятки, если не сотни, раз больше.
Но есть важная деталь. Не каждая из стран отдельно проработана. Некоторые из них имеют собственные механики и системы, тщательную проработку сценария развития государства и его технологий. Остальные, ввиду их малого значения или лени разработчиков, довольствуются общими механиками.
Политика, политика...
Всего в HOI есть четыре вида государств: коммунистическое, фашистское, демократическое и нейтральное. И все из них так или иначе можно привести к власти в любом государстве.
Каждое из этих видов обладает собственными чертами, а также геймплейными возможностями. Приведите фашистов к власти, и вы сможете ввести тотальную цензуру, мобилизацию, легко объявлять войны… Будут ли только с вами сотрудничать другие страны — вопрос.
И конечно, популярность вашей идеологии, за которой закреплен вид государства, будет постоянно меняться. От мнения граждан может зависеть то, кто победит на следующих выборах и сменит демократов, кто решит привести референдум и свергнуть вас, ну или кто захочет развязать гражданскую войну, дабы не тратить время на эти ваши "референдумы".
Вместе с идеологией, у каждого государства в HOI есть так называемые “национальные духи” или идеи. Это черты характера, которые описывают ситуацию в стране и дают определенные бонусы, или дебаффы. Со временем некоторые идеи можно добавлять или удалять, а другие улучшать. Главное, что влияют на них именно ваши действия или действия других стран. К нац. духам иногда также полагается небольшое описание, которое помогает глубже познакомится с вашей страной. Удобно.
К идеям можно добавить “правительство и законы”. Вы вправе ввести мобилизацию, ограничить торговлю, увеличить воинскую повинность… Но все это только, если вам позволяют условия и… Мораль.
Система личностей
В HOI вы можете встретить множество различных персонажей. Сталин, Черчилль, Болдуин, Жуков, Чан Кайши…
Конечно, многие из этих людей не будут доступны с самого начала, и их нужно постепенно открывать и нанимать. Кто-то при этом уйдет из-за ваших решений, кто-то может улучшить свои способности или переместиться с одной должности на другую. Возможностей в этом плане немало.
Будь то офицеры в армии, политический советник, конструктор, агент спецслужб или лидер страны, на каждого из них вы можете как-то повлиять. А он, в свою очередь, поможет вам вершить судьбу целой страны, или даже мира.
Проблема во всем этом в том, что узнать об этих людях мы можем немного. Есть, конечно, краткие описания, по типу “Молчаливый консерватор”, бонусы, т.е. способности персонажа, идеология, к которой приписана та или иная личность и обрывки описаний в фокусах и ивентах. Но этого явно недостаточно.
Развитие армии и государства
Как и в любой другой стратегии, в HOI надо улучшать свое положение, чтобы победить врагов вокруг.
С самого начала вам доступно множество различных технологий, которые постепенно надо изучать. И конечно, атомную бомбу в 1936 году вы не соберете. Но вот за время игры, вы можете получить какой-то бонус к разработке и уже, например, за 100 дней создать новый крейсер.
В вашем распоряжении также есть и строительство. Застроить всю сибирь дорогами (вот бы такое в реальности случилось) и забабахать АЭС в Нигерии? Да запросто! Необходимо только изучить нужные технологии. А в зависимости от бонусов, которые вы получаете от своих решений, скорость такого строительства или его доступность может повышаться или понижаться.
Торговля. Здесь все просто, меняй заводы на продукцию - и вот, у тебя есть резина для грузовиков. Нет резины? Тогда нет и грузовиков.
Если суметь создать обширную империю, как СССР, то на торговле можно немало обогатиться. Сиди себе, улучшай экономику, строй шахты и перерабатывающие заводы, и можно даже не воевать.
Главное, чтобы другие страны не ввели эмбарго против вас. Самый большой плохиш "на районе", в таком случае, покупать или продавать ничего не сможет.
Ну и как без производства? В HOI вам приходится самим выбирать, что и в каких количествах производить для собственной армии. Для этого, естественно, нужны те же технологии и заводы, о которых я писал выше. А получив нужное, достаточно только подождать, и вот у вас самая оснащенная и высокотехнологичная армия в мире.
Внешняя политика
Многие игроки ругают разработчиков за недостаточный арсенал дипломатии в этой игре. Но даже того что есть хватает для ведения реальной политики.
Вы способны заключить альянс, гарантировать независимость других государств, торговать, обмениваться технологиями, отправлять добровольцев и ленд-лиз, и, естественно, объявлять войны.
Война и мир
Каким бы миролюбивым политиком вы ни были, война в HOI это самое базовое и интересное занятие.
Лично возьмите на себя управление сотнями ваших дивизий. Станьте свидетелем многомиллионных сражений, ведите за собой половину мира против другой, ну или сидите и не отсвечивайте, как Швейцарцы.
Ну а покончив с войной, вы по итогу делите проигравших. Вот, например, я победил Польшу за СССР. По итогу: восточная Польша теперь в составе Союза, а на карте появилась молодая Польская Советская Республика.
Отдельно стоит отметить механику послевоенного устройства. На мирных переговорах вы можете забирать территорию у побежденных, делать их своими марионетками, дробить государства на множество мелких, забирать часть промышленности и флот... Возможностей, опять же, немало.
Так, просто просто воевать или вести дипломатию, конечно, нельзя. Немногие страны будут готовы пойти на сотрудничество, и немногие решения вы сможете позволить из-за своей, например, демократической сущности. Но если постараться и пройти через все тернии баланса, сценариев стран и логики, то возможно практически все!
Фокусы, ивенты и решения
Теперь самое время рассказать о наиболее нарративном в HOI. Это главная часть того базиса в этой игре, о котором я говорил в самом начале.
Начнем с фокусов. Вы видели когда-нибудь сценарии к играм или интерактивному кино? Это, как правило, схема. В HOI такая же схема, только она напрямую доступна игроку, со всеми подробностями.
В фокусах вы можете увидеть полное описание того, что делаете, и что за этим последует. Например, выбирая политический путь для СССР в начале игры, вы можете держаться идей марксизма или вернуть старую Белую гвардию. В каждом из этих вариантов начнется ваша кропотливая работа по устранению власти Сталина, если вы не выбрали его путь. А вернуться, чтобы изменить выбор, конечно, будет нельзя.
Ивенты. По ходу игры вам часто будут приходить небольшие политические сообщения, с которыми вы должны просто ознакомиться или сделать в них какой-то выбор. Ваш генерал заболел и ослабил свои способности, вы получили возможность изменить столицу государства, вам нужно выбрать: убить офицера во время чистки, или убить другого офицера, что написал рапорт на первого… Подобных ивентов очень много и каждый из них разнообразен.
Ну и решения. С их помощью вы не только сможете решать насущные проблемы государства, но и участвовать в неких мини-играх. Паранойя Сталина, борьба между флотом и армией в Японии, парламент в США, каждая из этих мини-механик позволяет с интересом участвовать в политике вашей страны. И естественно, это участие требует внимание и средств.
Фокусы, ивенты и решения предоставляют нам возможность выбирать, куда мы хотим привести нашу страну. Причем мы действительно чувствуем вовлеченность в процесс, ведь каждый из этих элементов влияет на все механики, что я описал выше и ниже. Мы видим, как наши действия отражают историю и что мы создаем. И как наша свобода действий, пусть и ограниченная в рамках заготовленных сценариев, создает целый мир.
От себя добавлю, что в некоторых стратегиях не хватает именно такой нарративной жилки.. В других подобных играх мы также создает какую-то историю, влияем на мир, но не очень чувствуем вовлеченности в процесс и какую-то… Глубину происходящего?
Ответ нашим действиям
Hearts of Iron 4 не было бы собой, если бы вы не могли видеть последствия своих действий. Существует немало вещей, кроме тех, что я описал выше.
Есть, например, политическая власть, аналог госвалюты. Вместе со стабильностью и поддержкой войны, она показывает, по своей сути, внутреннее положение в стране. Потратили политическую власть, что долго копили, и ввели непопулярную мобилизацию? Минус к стабильности, да еще и прирост политвласти гораздо снизился.
Зачастую приходится очень скрупулезно следить за тремя этими параметрами. Если вам их будет недоставать, то вы просто не сможете вести нужную вам политику. И дай бог потом пережить наступление Оси…
Еще существует мировая напряженность. Очень недооцененная и забытая многими игроками вещь.
В начале любой партии напряженность очень серьезно влияет на поведение разных стран. Демократии, при ее низком уровне, крайне ограничены в своей политике. Они не могут давать гарантии, отправлять добровольцев, вступать в альянсы или объявлять войны другим странам… Коммунистам и Фашистам же все доступно, но дабы не разозлить демократов и не повысить напряженность, они тоже вынуждены ограничивать себя. Ведь любая агрессия равна повышению напряжения.
Работает это, конечно, только некоторое время. К середине партии уровень напряженности, дай бог, не выше 90%. В таком случае она уже не дает никаких ограничений, и все о ней просто забывают.
Не стоит забывать и про новости. Небольшие новостные сводки будут преследовать вас всю игру. Они могут рассказывать как о реальных событиях, так и о тех, что лишь могли случиться. Такие происходят в игре из-за выбранного пути в решениях или фокусах разных стран. Тем не менее, кажется, что их слишком мало. Многие события просто не обращают на себя внимания, и если не знать что и как, то заметить в игре их будет непросто.
Музыка
Хорошая музыка - ключ к атмосфере игры. Она, в свою очередь, еще и отличный инструмент создания напряжения, эмоций и чувств для игрока. А все это напрямую завязано на нарративе. Бессмысленно спорить о качестве музыки в HOI. Она использует мотивы той эпохи, иногда напрямую заимствует произведения, немного видоизменяя их… Но постепенно она все-равно надоедает. Тогда на помощь приходят модификации.
В общем и целом
Те инструменты, что нам предоставляют разработчики в HOI, дают невероятное разнообразие возможностей реализации Нашей истории. А в смеси с реальными событиями и предусмотренными сценариями, повествование в игре становится невероятно интересным.
Главное здесь то, что каждая механика связанна с другой. Если ты решаешь изменить правительство, то у тебя меняются и политические деятели с офицерами. Ты потратил политическую власть на мобилизацию? Ну все, теперь ты не сможешь справиться с паранойей Сталина и купить ему наконец нужные таблетки.
Разнообразие историй
Ну а как примеры исходов вашей игры...
Монгольская держава, благодаря ранее невиданным технологиям ядерного оружия и украденным чертежам Железного Капута у Германии, вынудила страны Евразии подчиниться ей. Теперь в мире сияет Новая Монгольская империя!
После кровопролитного восстания остатков Белой гвардии против Большевиков и второй гражданской войны, в России наконец устанавливается демократия. Победоносный Александр Керенский ведет весь свободный мир против империализма Германии и Японии. В конечном итоге они побеждают, и в мире устанавливается либерализм, мир, свобода и равенство. Не хватает только пони с единорогами.
Error}]%#%^#ERROR %#42^@#{^@
Послесловие
Вот и все. Получился даже некий экскурс по самой Hearts of Iron… Но повторюсь, я разбирал именно нарратив в ХОИ, и какие на него влияют механики.
На самом деле повествование, даже в стратегиях, очень важно. Пусть многие и любят пропускать его мимо ушей, но оно, все же, строит атмосферу игры и делает ее глубже и интереснее.
Если вам понравилась моя небольшая статья, то обязательно напишите отзыв.) Еще бы я хотел разобрать нарратив в модификациях для HOI, там тоже немало интересных и полезных решений, но это требует дополнительного времени. Если эта работа зайдет, то я обязательно продолжу.
Спасибо за внимание.
Почему свастики то нет у Германии ?? Не аутентично и идеология Фашизм скорее к Италии применима , а Германии Нацизм был..думал HoI есть такие нюансы
Это скорее к исключениям относится... За свастику и нацизм сам знаешь что бывает в наше время.)
Теги проставь, пожалуйста
А теперь тоже самое про Equestria at War!
Ты играешь на кривой русской версии с неправильными шрифтами, и рассказываешь что-то про достоинства интерфейса?
Чтобы ты понимал, интерфейс это не только текст :)
После кровопролитного восстания остатков Белой гвардии против Большевиков и второй гражданской войны, в России наконец устанавливается демократия. Победоносный Александр Керенский ведет весь свободный мир против империализма Германии и Японии. В конечном итоге они побеждают, и в мире устанавливается либерализм, мир, свобода и равенство. Не хватает только пони с единорогами.
Но Грузия то как отвалилась? Или это резервация для Джугашвили?