Что такое уютные игры и что делает их уютными?

Трое разработчиков добрых игр, вышедших за последнее время, делятся опытом и обсуждают, чего ждут от жанра игроки.

В уютных играх (cozy games) нет ничего нового, но их расцвет в последние годы и возросшее среди разработчиков стремление разнообразить жанр рождает ряд вопросов. Что же такое уютные игры? Является ли этот поджанр тупиковым или многообещающим.

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

Часть разработчиков видят в этих играх ответвление от жанра симулятора жизни (life-sim), одним из наиболее ранних примеров которого стала игра Little Computer People, вышедшая в 1985 году, еще до появления The Sims (2000). Однако уютными принято считать игры, где есть милый персонаж, зачастую антропоморфное животное или человечек с детской внешностью, который вовлечен в такую деятельность, как фермерство, сбор и выращивание урожая и забота о ком-либо. При этом цель творческой персонализации и внутриигровой социализации довольно размыта.

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

Но уютность – это нечто большее, чем обустройство ферм и городов. Суть уютных игр заключается в выражении себя ненасильственными средствами, заботой и добротой. В этом и есть ключевой элемент прогресса в играх, с потенциально неограниченным числом целей.

«Люди подвержены стрессу, и им необходимо расслабиться. Эта составляющая всегда присутствовала в играх, но ранее не была востребована на рынке»

Alexandre Stroukoff, Alblune

Общение с неигровыми персонажами и другими пользователями важно и почти всегда носит доброжелательный характер. В уютных играх выгодно быть приятным. Сколько-нибудь враждебные неигровые персонажи обычно вводятся для комического эффекта. Оформление игр обычно (хоть и не всегда) выполнено в ярких красках или пастельных тонах. Фоном обычно звучит по-детски веселая музыка. Опасных моментов практически нет.

Подобного рода игры существуют с момента выхода Natsume's Harvest Moon (1996), за которой последовала первая игра из серии Animal Crossing, разработанная Nintendo в 2001 году. Версия инди-хита Stardew Valley для ПК вышла в 2016 году и была адаптирована для всех основных платформ, получим огромное распространение

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

Высокую популярность уютных игр в последнее время принято связывать с выходом Animal Crossing: New Horizons от Nintendo, которая захлестнула мир одновременно со всеобщим локдауном, вызванным пандемией, став одной из популярнейших игр всех времен.

Nintendo Switch остается любимой платформой пользователей, предпочитающих уютные, добрые игры. Steam сегодня предлагает для ПК десятки игр «уютного» жанра, большая часть которых была выпущена после 2020 года. И еще десяткам только предстоят выйти.

Когда мы разговариваем с тремя разработчиками, которые недавно выпустили уютные игры, становится очевидно, что существует общее стремление как отобразить и воссоздать неотъемлемые черты, делающие игру уютной, так и привнести с нее нечто достаточно новое, чтобы выделиться в условиях растущей конкуренции.

Изначально в Hokko Life выносливость должна была быть ограничена, но разработчики решили, что это приносило бы игрокам слишком много стресса.
Изначально в Hokko Life выносливость должна была быть ограничена, но разработчики решили, что это приносило бы игрокам слишком много стресса.

Cozy gaming's essential vibes

Все разработчики, с которыми мы беседовали, сошлись на том, что уютные игры определяются тем, как они заставляют нас себя чувствовать, а не технической стороной и внешним видом.

Определенно, мало какие другие жанры игр получают свое название, исходя из ощущений. Названия «шутер от первого лица» (first-person shooter) и «пошаговая стратегия» (turn-based strategy) никак не связаны с ощущениями. Уют – это не просто ощущение, а всегда приятное ощущение, заставляющее нас обниматься, сидя на диване, с питомцем, детьми или близкими людьми.

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

Robert Tatnell – самостоятельный разработчик недавно вышедшей для ПК Hokko Life, вдохновленной игрой Animal Crossing. Он говорит: «Уют – это понимание того, что люди – социальные существа. Мы стремимся быть частью группы, быть принятыми. Но общение в реальном мире может быть затруднено. Оно может утомлять. В уютных играх, эти преграды падают. Мы можем быть частью группы, не испытывая стресса. Персонажи, которых мы встречаем, теплые и приветливые, и это более простой способ насладиться глубоко человеческими чувствами.

Lucie Lescuyer – сооснователь компании Alblune в Монреале, недавно выпустившей игру The Spirit and the Mouse. Это приключенческая игра, в которой мышь служит людям. Lucie говорит, что её устраивает слово «уютный», если оно не ограничивает потенциал жанра.

«Люди сейчас нуждаются в этом слове, чтобы понимать, что игра отличается от прочих. В ней нет насилия. Но слово может исчезнуть через пару лет, потому что не будет ничего необычного в том, чтобы играть в такие игры».

Ее коллега Alexandre Stroukoff дополняет: «Люди подвержены стрессу, и им необходимо расслабиться. Эта составляющая всегда присутствовала в играх, но ранее не была востребована на рынке. Сейчас мы понимаем, что это важная составляющая игр».

Allie Ast – основатель и креативный директор Sundew Studios, которая недавно выпустила Witchy Life Story, игру о создании зелий и колдовстве.

«Я провожу много времени в Instagram (запрещенная на территории Российской Федерации организация) в сообществах любителей уютных игр. Игры, которые им нравятся, иногда удивляют», рассказывает она.

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

«Последняя игра из серии The Legend of Zelda [Breath of the Wild] содержит боевые эпизоды, но людям нравится ощущение открытия и присутствия в этом мире. Иногда, я вижу, как люди обсуждают эти же элементы в Skyrim. В обоих случаях, вы проводите много времени бродя и наслаждаясь пейзажем, встречая людей, и что-то мастеря. Это именно то ощущение, которое приносят нам уютные игры, несмотря на боевые элементы».

Вызов ненасилия

Создать игру, в которой задачи решаются без применения насилия, не так легко, как кажется. Spirit and the Mouse по большей части включает в себя исследование, сбор предметов и решение головоломок.

«Стрельба и убийства укоренились в играх как привычных внутренний отклик и путь к движущий механизм», говорит Stroukoff. «Ненасилие было главным вызовом при разработке. Когда ты не можешь прибегнуть к насилию, чтобы сделать игру интереснее, приходится находить новые идеи, но именно такую игру мы и хотели создать.

"Когда отказываешься [от боевых элементов], тебе приходится находить великое множество способов постоянно вовлекать игрока, и это непросто".

LucieLescuyer, Alblune
Lescuyer рассказывает, что выбор безобидного главного героя – мышь, было сознательным решением.
Lescuyer рассказывает, что выбор безобидного главного героя – мышь, было сознательным решением.

«Убийство – это базовое содержание игры, которое удерживает игрока включенным. Когда отказываешься от этого, тебе приходится находить великое множество способов постоянно вовлекать игрока, и это непросто".

Точно так же уютные игры стремятся перевернуть привычное ощущение надвигающейся беды и постоянной угрозы.

Tatnell рассказывает историю о важном уроке, который он усвоил в отношении разработки уютных игр. «Когда я создавал Hokko Life, я обдумывал идею ограничения выносливости, которую нужно восстанавливать. Но это приносило слишком много стресса».

В результате Tatnell отбросил эту идею. Он дополняет: «В уютных играх нельзя наказывать игрока, говоря, «ты зашел слишком далеко» или «ты сделал слишком много». Они должны не провоцировать стресс, а избавлять от чувства страха и угрозы.

Жанр, направленный на определенный гендер?

Обсуждение гендерных вопросов относительно уютных игр может легко свестись к банальным гендерным стереотипам. Ограниченный патриархальный взгляд на женщин тесно перекликается с представлением об уютных играх – заботливая, общительная, созидающая, сострадающая (тугой узел, выходящий за рамки статьи). В последних исследованиях выявили жанровые предпочтения мужчин и женщин. Уютные игры не упоминались, но двумя жанрами с преобладающей женской аудиторией были казуальные и мобильные игры.

Разработчики сходятся во мнении, что пока в аудитории уютных игр есть небольшой перевес в сторону женщин и девочек, дальнейшая демография игр неясна. Разумеется, множество мужчин любят уютные игры – гендерное соотношение игроков Animal Crossing: New Horizons было почти равным, но в фанатском сообществе больше женщин. Подобное редко можно сказать о других жанрах за исключением сферы мобильных и онлайн игр.

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

Witchy Life Story предназначена не только для женщин, но алгоритмы соцсетей неизбежно сосредотачиваются на этой аудитории.

Продвижение уютных игр, например, Animal Crossing, часто ориентировано на женщин. Nintendo покупает рекламу в женских журналах, таких как Vogue, где ее видеть непривычно.

Я видела, как возникают такого рода разговоры, где от игнорируемых людей ожидают создания качественного контента», – говорит Ast, по оценкам которой, 90% онлайн форумов, посвященных уютным играм, созданы женщинами. «Думаю, это касается и уютных игр».

Она добавляет: «Я не продвигала Witchy Life Story среди женщин намеренно. Но я не могу контролировать алгоритмы соцсетей, которые попадаются на собственную же удочку. Я бы сказала, что, пока уютные игры ассоциируются с определенным гендером, нам как обществу есть над чем работать.

Ast играет в игры всю свою жизнь и в детстве была поклонницей игр о лошадях. Она полагает, что уютные игры иногда воспринимаются как взрослые версии игр подобного рода, и пока это звучит как взгляд из прошлого, на феномен женских игр. «Мы должны были с чего-то начать». Едва ли раньше была реклама игр и сами игры, созданные с учетом интересов взрослых женщин.

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

В конце концов, нам всем нравится уют. «Приятно иногда отвлечься от Call of Duty, провести время за игрой в Stardew Valley», – комментирует Stroukoff. «Множеству людей комфортно переключаться и играть в разные игры в зависимости от настроения».

Чего больше всего не хватает уютным играм?

Разработчики чаще всего говорят о том, что эмоциональный отклик, ритм и «вибрации» – важнейшие составляющие уютной игры. «Ритм важен, так как позволяет играть в любом темпе», ­– говорит Lescuyer. «Ты будто живешь в красивом уголке на тропическом острове, и все к тебе добры».

Ast говорит, что, при создании Witchy Life Story, она уделяла много времен и прилагала много усилий, переписываясь с поклонниками уютных игр и лидерами общественного мнения.

Мысль, которую я часто слышу, заключается в том, что помимо отсутствия насилия, игроки хотят иметь свободу делать то, что хочется. Они видят мир, который они хотели бы заселить, и тогда им хочется столько свободы, сколько возможно, особенно в области творчества и возможности делиться им. Пасторальная атмосфера и расслабляющая музыка, способствуют созданию этих ощущений.

Вместо того чтобы использовать в игре боевые элементы Spirit and the Mouse оставляет игрока вовлеченным посредством сочетания исследования и разгадывания головоломок.
Вместо того чтобы использовать в игре боевые элементы Spirit and the Mouse оставляет игрока вовлеченным посредством сочетания исследования и разгадывания головоломок.

Для Tatnell ощущение уюта выходит за пределы игры.

«Игроки проводят время, общаясь с теплыми и приветливыми персонажами, именно такое чувство, которое мне дарит сообщество, когда игроки делятся своим внутриигровым творчеством. Предоставление инструментов для создания чего-либо, также позволяет собираться, делиться общаться».

Он добавляет: «Когда люди рассказывают, чем они занимаются в игре, они сияют идеями.

Будущее уютных игр

Быть может, люди однажды пресытятся уютными играми. Но удовлетворение, которое они приносят игрокам, и перспективы развития жанра останутся надолго.

Сейчас, разработчики хотят создавать добрые игры без насилия, в которых не придется воспроизводить всю ту же схему с выращиванием и сбором урожая. Они движутся в новых увлекательных направлениях.

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

Short Hike (2019), созданный Adam Robinson-Yu – это хороший пример уютной игры, посвященной не фермерству, а исследованию мира. My Time at Portia – классическая игра-ферма, но действие в ней происходит в постапокалиптическую эпоху. Both Gris (Nomada Studio) и Spiritfarer (Thunder Lotus Games) – ненасильственные игры, очень восприимчиво раскрывающие тему тоски.

Unpacking – самая обожаемая игра компании Witch Beam – это история любви и взаимоотношений, в светлой домашней обстановке с головоломками. Islanders – это милая игра, которая делает уютнее городское планирование SimCity. Cozy Grove следует той же схеме, что и Animal Crossing, он предлагает жутковатое повествование

Создатель Stardew Valley Eric Barone (также известный как ConcernedApe) сейчас выполняет последние штрихи к игре Haunted Chocolatier. Профиль игры весьма уютный – игроки управляют магазином шоколада, но разработчик говорит, что хотел бы «открыть более фантастические возможности», чем в предыдущей своей работе.

Stroukoff говорит: "Вы можете ощутить, как растет сообщество игроков, заинтересованных не только в играх-фермах, а во всех видах игр, которые помогают расслабиться и содержат насилия. Думаю, будет круто, когда эти игры перестанут быть чем-то из рядя вон, и будут наиболее популярны.

Что такое уютные игры и что делает их уютными?

Ast добавляет: "Если ты создаешь одну из этих игра, велики шансы, что на тебя обратят внимание лидеры общественного мнения. Они ищут подобный контент. Я знаю, что сейчас есть множество таких игр, но все же их не выходит по 700 в день.

Tatnell подводит итог: "Определенно, [среди уютных игр] есть преобладающий стиль. Но я вижу все больше и больше игр, которые отходят от него и движутся в новых направлениях. Чем насыщеннее становится рынок, тем больше новых путей, ведущих в эту приветливую, расслабленную атмосферу, отличающую уютные игры.

381381
211 комментарий

Fable очень уютная.

83

Morrowind очень уютная😎

30

Комментарий недоступен

17

Doom тоже очень уютная

11

Особенно отыгрывая за злодея. Даже мое черствое сердце в паре мест выбора дрогнуло, особенно в финале.

4

Для меня одна из самых уютных игр - это The Long Dark. Subnautica - туда же. Есть что-то умиротворяющее в том, чтобы находиться в помещении, где горит огонь, когда снаружи буря и стужа. Также и в Subnautica - возвращение в уют базы всегда дарит какое-то умиротворение и комфорт.

55

Согласен. Внутри помещений прям как под пледиком. Но как только выходишь на мороз, игра начинает душнить)

18