Вернулся в Arkham City, чтобы понять стоило ли возвращаться

Gonna be a long night
Gonna be a long night

Решил перепройти эту игру.

Причин было несколько: во-первых, так получилось, что именно к Arkham City (дальше просто City) у меня были наиболее «невнятные» чувства. Я помнил про что была игра. Про общую завязку, про отдельные сцены даже, но не помнил какие у меня впечатления от нее остались. Вроде понравилась, но чем именно? События той ночи были покрыты туманом.

Во-вторых, Gotham Knights оправдали худшие ожидания, а значит хороших игр во вселенной (ну или хотя бы около этой вселенной) еще долго не появится. Да и что там делают ребята в Rocksteady с Suicide Squad - не понятно. Очень может быть, что еще одних «рыцарей».

И вот я снова оказываюсь в Arkham City, где люди Хьюго Стрейнджа берут меня в плен, после чего начинается игра.

Сюжет

Сюжет во всех трех основных играх серии скорее плавно эволюционировал и наращивал масштабы, чем действительно совершал качественные скачки.

Asylum: Бэтмэн в сумасшедшем доме/тюрьме, Джокер устроил там праздник, надо ему помешать. Это и завязка и описание всего сюжета игры, в целом.

City: Стрейндж устроил анархию в 13-м районе, надо его остановить. Тоже в целом весь сюжет.

Чуть комплекснее ситуация была в третьей части: появилась интрига с главным злодеем (не беру в расчет сработала она или нет, я скорее про подход к концепции изначально), появился город, появилась даже, не побоюсь сказать, крутая драма с психикой самого Бэтмэна. Но я отвлекся, у нас тут локальная ретроспектива.

Сюжет City лично для меня после повторного прохождения в итоге не представляет интереса. Не потому что он плохой. В нём на уровне структуры есть завязка, развитие, «неожиданные твисты» и финал. То есть фундаментально ничего здесь не сломано - всё же в совокупности лично меня он не цепляет.

Но.

Отдельные сцены запоминаются за счёт постановки, за счет отыгрыша и атмосферы. Я хорошо помнил мистера Фриза, хоть он и почти что побочный персонаж здесь. Я помнил Рас' Аль Гула, помнил Шляпника, помнил Джокера, само собой. Многие из этих сцен запоминаются по разным причинам, но особенно мне нравится какой трюк авторы проделывают с Бэтмэном почти в каждой из глав.

Очень часто в игре складывается, казалось бы, безвыходная ситуация, где Бэтмэну прям таки приходится идти против своих убеждений. Но он почти каждый раз выкручивается из ситуации и находит вариант, который устраивает и его как персонажа, и игрока, который ему сопереживает. Иными словами, у авторов получилось создать образ физически сильного Брюса, но он ещё морально практически непоколебим, это очень важная черта героя.

Тем более, что её можно было элементарно угробить, если бы кто-то по ходу истории, может даже сам Бэтмэн, просто проговорил это текстом. Но нам не говорят, а именно показывают эту черту характера, что очень правильно и круто. И это откладывается где-то в подсознании, потому что я помнил и об этом ещё с самого первого прохождения. Хлебнуть такого количества проблем и выйти оттуда победителем было крайне сложно, но игрок этот путь проходит вместе с персонажем.

Ближе к финалу костюм будет красноречиво свидетельствовать о произошедших событиях
Ближе к финалу костюм будет красноречиво свидетельствовать о произошедших событиях

Эта деталь, помимо прочих, действительно цепляет. Но вот история вокруг для меня уже выглядит не такой интересной.

У игры красивый, но несколько странный финал. На всякий случай, спойлер алерт.

На финишной прямой мы должны спасти Талию Аль Гул от Джокера. И Бэтмэн вроде как даже рвётся её спасти, готовый пренебречь городом, в котором в этот момент буквально происходит локальная СВО. И тут с моральной дилеммой приходит Альфред, дескать «Сэр, миллионы жизней на кону, против всего одной, может как бы подумаем как следует?», и Бэтмэн делает что должно. Но позже, в главной схватке Талия умирает от рук Джокера, и Бэтмэн вроде бы рефлексирует в конкретный момент гибели, но потом умирает и Джокер. И Бэтс просто забывает про свою возлюбленную и выносит на руках труп Джокера. Почему он так делает - понятно в целом, но как-то из-за этого хода истории отваливается линия, проходившая рядом, про дорогого ему человека. Остается только линия заклятого врага. И вроде всё окей, но при этом есть небольшой кусочек истории, который под весом более тяжёлого собрата кончается как-то никак. Это странно. Но всё же красиво.

Про сюжет сложно что-то ещё добавить, поэтому давайте к геймплею.

Геймплей

К нему вопросов минимум. Хотя конкретно о «вопросах» поговорим отдельно.

В игре два основных игровых персонажа, Бэтмэн и Кошка. У них разные гаджеты, разный стиль боя и они по-разному ощущаются. Я как-то не запомнил этот момент в первый раз, но сейчас Бэтмэн ощущался более тяжёлым и грузным, нежели Кошка.

Это ощущается из-за огромного количества мелочей. У Бэтса на фоне целый оркестр музыкальной поддержки, у Кошки же всего пара сэмплов, которые как бы подчеркивающих её воровскую природу.

Бэтмэн лупит врагов так, что они через пол карты летят, Кошка делает то же самое в принципе, но сильно изящнее. И тот и другая даже делают противников инвалидами как-то по-разному, Бэтмэн - грубо, Кошка - красиво.

Судя по взгляду, Селина не особо понимает на что она тратит свою жизнь
Судя по взгляду, Селина не особо понимает на что она тратит свою жизнь

Вдобавок, они просто по-разному двигаются. У Бэтса есть вес и грузность, в хорошем смысле. Кошка - ну она кошка, грациозная и более легкая. Она ещё и выглядит если не на 100% сексуально при этом, то максимально близко к идеалу. Поэтому такая разница между персонажами, во многом достигнутая за счёт именно геймдизайна, ощущается очень круто проделанной работой до сих пор.

Боёвка

Но всё же 80% времени мы проводим в образе Бэтмэна. Геймплей за него не сильно поменялся с первой части трилогии. Добавились пару гаджетов, добавилась вроде бы пара новых противников: типы с электрической палкой и с щитами (если не ошибаюсь - ребята с ножами были и раньше), добавилась свобода перемещения. Всё остальное не изменилось качественно, опять же, просто выросло вширь. Но и не было необходимости чинить то, что и так очень и очень круто работало, как одна из основных механик.

Боёвка сделана настолько крутой, зрелищной и легкой в освоении, что на мой взгляд, до сих пор мало кто смог приблизиться по уровню сочетания всех этих вещей на том же уровне. Плюс, за счёт разных противников во второй половине игры, ты всё ещё не можешь просто выигрывать, нажимая блок и атаку. Игра заставляет смотреть по сторонам и прикидывать свой следующий шаг, чтобы крутить счетчик комбо.

В этом прохождении нормально освоил увороты от ножей, почему-то до этого они мне не давались
В этом прохождении нормально освоил увороты от ножей, почему-то до этого они мне не давались

Осечки всё же бывают, потому что при большом количестве противников вокруг система всё равно часть каких-то вычислений проводит «под капотом» и тебе их не видно. Поэтому бывает и так, что удары пропускаются не по твоей вине, или Бэтмэн летит не к тому противнику, в которого ты целился, или вообще промахивается. Но всё же в целом боёвка работает более чем хорошо.

Отдельно можно отметить звуки ударов и ломающихся костей, они сильно добавляют игре погружения.

Ближе всего к этой боёвке, наверное, подобрался Spider-Man от Insomniac Games из того, что я могу вспомнить. Но по моим ощущениям эту боёвку Insomniac скорее просто перенесли в свою игру, с поправкой на героя. Да, хорошо перенесли, но всё же было очень похоже, что вдохновлялись именно Бэтсом. Игралось приятно, но «это уже было в Симпсонах».

Стелс

Есть и стелс механика в игре, но она по ощущениям не изменилась с первой части вообще.

И её как-то не очень хочется хвалить. С одной стороны, в ней тоже уйма возможностей. Мобов можно банально душить, можно вешать к потолку, можно взрывать, можно ломать об них стены, можно подрывать их минами, можно замораживать, можно из под земли их доставать и так далее. И для игрока это свобода выбора. Хоть и работает она в полную силу во второй половине игры в основном, когда Бэтсу уже выдадут все его убер гаджеты. И Бэтс, хоть и сильно ограничен в возможностях прямой конфронтации, когда против него вооруженные противники - взамен получает возможность планировать свои действия на перспективу и нападать из теней.

С другой же стороны, не смотря на все возможности, стелс миссии в игре будто бы несколько роняют общую динамику.

Лично у меня по ощущениям было так, потому что бой - это всегда (ну или почти всегда) уникальный и быстрый эвент, который не может быть продуман дальше одного хода вперед. Ты аннигилируешь одного противника и думаешь кого атаковать следующим, и так до победного нокаута.

Стелс арены тоже никак не залочены и развиваются по-разному даже в рамках одной и той же арены, но по сути всё планирование сводится к тому, чтобы выловить следующего одиночку и расправиться с ним. При всем богатстве выбора инструментов стратегия ведения боя будет стремиться к однообразности. И в отличии от боевых арен, где сама игра заставляет тебя быстро думать и решать что делать в следующую секунду, стелс арены отдают на откуп именно игроку простор для творчества. «Развлекай сам себя» в миниатюре.

За пару секунд до потасовки
За пару секунд до потасовки

Всё это не плохо и в целом никак игре не мешает, просто и хвалить по итогу не хочется. «Ну прошел и прошел», как говорил классик от мира дизайнов.

Вопросики

К чему у меня большинство вопросов - так это к Риддлеру.

Во-первых, его трофеев в игре 440 штук. Это - до хрена. Собирать их для полного прохождения не всегда муторно, потому что некоторые загадки напоминают этакие мини пазлы, которые приятно решать. Но иногда это крайне муторно. И говоря иногда, я имею ввиду примерно 70% времени.

Так потому что:

1) Трофеи часто расположены так, что и без того сказочную вселенную игры делают просто ультимативно ненастоящей. Они разбросаны по городу порой в таких местах, что это практически ломает погружение в остальную игру. Ты просто занимаешься какой-то отдельной игрой в игре, которая настолько далека хоть от какого-то реализма, насколько это вообще возможно. И это всё напоминает больше работу, а не игру.

Эти платформы особенно бесили
Эти платформы особенно бесили

2) Некоторые загадки требуют от тебя ловкости или скорости. А Бэтмэн - не тот персонаж, который этим может похвастаться как своими сильными сторонами. Ну, то есть он конечно быстрый и ловкий, но он при том и тяжеловесный. Он не гибкий и воздушный Человек-паук, он - огромный гигачад с бэт - мышцами, скорость для него - это опция, но не его преимущество. Проблема в том, что это собирательство гораздо чаще проверяет тебя не на логику, а на сноровку. Нужно куда-то правильно долететь, нужно попасть в тайминги и прочие подобные прелести. Это - не загадки, это просто беготня за перьями в духе Юбисофт.

3) Есть ещё и трофеи Кошки, которые Бэтмэном подбирать нельзя. Поэтому точно придется заниматься бэктрекингом, в каком-то смысле. И по факту, игра вынуждает тебя после прохождения основной игры заниматься собирательством коллекционных предметов, если ты хочешь её пройти кроме основного сюжета. Вдобавок, есть такие места, даже не по сюжету, в которые сначала Бэтмэн должен открыть Кошке проход. Я правда нашел только одно такое место в игре (потому что пока собрал далеко не всё), но туда Кошке не зайти, пока Бэтмэн не взорвет стену. И это не сюжетная локация, просто какое-то отдельное захолустье на карте. А переключиться одной кнопкой между героями нельзя, изволь лететь до специальной точки на карте, милчеловек, где это можно сделать. Это просто тупо.

Во-вторых, есть испытания Риддлера. Боевые и стелс арены. И вот в этих испытаниях стелс арены лично мне больше напоминают пытку. Всё потому, что на стелс аренах (которые ещё и усложняются по ходу) тебе придумывают задачу в духе сбить с ног чувака, бегущего по лестнице. Да, это не катастрофа, но таких задач несколько, плюс это быстро нужно делать. И таких арен, и боевых и стелсовых, по 16 штук минимум. На каждого персонажа. А здесь уже не только Кошка и Брюс, здесь ещё и Робин с Найтвингом. Последним двум, кстати, даже реплик не добавили почему-то. Они просто молча стоят и терпят всё дерьмо. Это лично мне очень сложно назвать интересным геймплеем, потому что всё сводится к жесткому выполнению заданных условий.

Часть игры, посвященная Загадочнику - на мой взгляд, самая неоднозначная из всех составляющих в игре. У меня даже появилась «крамольная» мысль, что в какой-то момент кто-то посчитал, что сама по себе игра получается довольно короткой. Что, как бы, так и есть, основной сюжет проходится не то чтобы долго. Поэтому чтобы как-то увеличить возможную продолжительность игры, в неё добавили эти проклятые трофеи в каком-то невероятном количестве. Да, собирать их не обязательно, но если хочешь, чтоб цифра прохождения игры была больше 50% - будь добр, собирай трофеи.

Одна из действительно любопытных «не загадок» Риддлера
Одна из действительно любопытных «не загадок» Риддлера

Плюс в игре есть дополнительные миссии в духе поймать Виктора Заса и они ощущаются в разы лучше поиска трофеев. Для того же Заса вообще придумали отдельную механику, которая не то чтобы прям бриллиант, но она сделана специально под персонажа. Да даже у самого Риддлера есть свой отдельный подсюжет. Но чтобы он двигался, угадайте что - правильно, надо собирать трофеи. Это, на мой взгляд, опять же просто тупо. Это можно было сделать интереснее, как минимум. Хоть это и очень абстрактная мысль, допустим. Но я готов настаивать на том, что 440 трофеев в таком виде, в каком они существуют в этой игре - это перебор и местами просто насилие над игроком. Да, последнее происходит редко, но когда происходит - ощущается в полной мере.

Итог

В итоге игра всё же мне нравится в совокупности. Проблема лично у меня в том, что когда только вышла Asylum, она произвела на меня настолько сильное впечатление, что видимо City так и не смогла её переплюнуть. Лично для меня в сравнении с оригиналом она ощущается как-то очень двояко. Вроде как она во всём лучше, с этим трудно спорить. Но при этом она будто бы отличается от предшественницы, в первую очередь, масштабом. И это было неизбежно, масштаб должен был вырасти. Но при этом именно камерность первой части была важным элементом игры и это было её плюсом для меня. А вторая часть этой черты лишилась, взамен предложив полуоткрытый мир. И это не плохо, потому что мир игры такой не просто «чтоб был», это осознанный выбор и это работает. Но ощущения совсем другие.

И, как бы на бумаге, City совмещает в себе лучшее из трёх частей. В ней есть всё, чтобы стать хитом и даже, наверное, классикой, на которую будут оглядываться годы спустя. Но лично для меня классикой останется, видимо, первая часть, потому что именно в ней для меня баланс всего был ближе к идеалу. В отдельных моментах и City и тем более Knight ушли далеко вперед, факт. Но в совокупности самая первая игра трилогии иррационально занимает в сердце особое место, которое никому не отдаст. Такая история.

6666
43 комментария

Кстати да, тоже самое было, после асалум, сити не смогла прерплюнуть её, но вот после повторногр прохождения обеих, ремастеров на ps4, я немного поменял мнение, первая показалась не такой уже крутой, вторая не такой плохой, примерно стали одинаковыми, а лучшей стала третья! Правда у неё тоже есть минусы, слишком много машины, и босс-вертолет, босс-танк... Но в целом очень хорошая серия игр!

9
Ответить

Игра, конечно, бомба пушка ракета! Но никогда в жизни я не буду её перепроходить

8
Ответить

Месть загадочника за всех 4 персонажей - это адок был)
А сюжетку я перепроходил неоднократно

3
Ответить

Трофеи - ад?)

Ответить

Ну можно же перепройти просто сюжет. Испытания пиздецовые по факту. Жопа болела на всех испытаниях с модификаторами.

Ответить

Из всех частей сити ощущалась при первом прохождении самой короткой, хотя по времени как оказалось проходил её почти как Найта. До сих пор в этой серии не могу решить что лучше, сити или найт. По сути идея этого локального открытого мира оказалась лучшим возможным решением.

7
Ответить

Первая - хороша
Вторая - Отлична
Третья - Прекрасна

4
Ответить