Откровения мухи в янтаре — обзор адвенчуры «Помни...» от Ice-Pick Lodge

Ностальгическая игра Айрата Закирова возвращает в детство, но только чтобы объяснить: задержаться там не получится.

Большую часть детства я провёл в небольшом заводском посёлке с бабушкой и дедушкой. Как и остальные сверстники, я гонял ворон, катался на велосипеде, втайне от домашних прыгал с тарзанки в речку. Всё это, конечно же, с друзьями. Мы тогда не думали о том, что наши отношения рано или поздно сойдут на нет — просто наслаждались моментом. А когда пришло время, каждый начал жить своей жизнью. Я не знаю, что с ними сейчас, но с этими ребятами связаны одни из самых ярких моментов в жизни. Я не пытался их искать и считаю, что это правильно. Но некоторым хочется остаться в детстве навсегда.

Адвенчура «Помни...» от российской студии Ice-Pick Lodge — это одновременно история человека, который застрял в нежном возрасте, как муха в янтаре, и сеанс жестокой шоковой терапии для тех, кто живёт воспоминаниями. Глава студии Николай Дыбовский к проекту отношения не имеет. «Помни...» занималась небольшая группа единомышленников внутри компании во главе с Айратом Закировым — техническим директором Ice-Pick Lodge.

Откровения мухи в янтаре — обзор адвенчуры «Помни...» от Ice-Pick Lodge

Сюжет «Помни…» — это одна большая и простая аллегория. Но заложенную в ней истину принять очень трудно

В центре сюжета «Помни…» — душевная драма контролёра по имени Миша, работающего на железнодорожной станции в закрытом городке под Казанью. Миша одинок: он живёт в квартире, принадлежавшей родителям, девушки у него нет, друзей — тоже. Всё, что у него есть — это надежда на встречу с бывшими школьными друзьями.

Все они, закончив школу, уехали кто куда: умник Тёма стал историком в Москве, его брат Алмаз строит карьеру художника, а первая и единственная любовь главного героя Ася уехала в Казань и стала инженером. Из сверстников у Миши под боком только Наиль — этот из дворовой шпаны вырос в полицейского.

Однако пятёрка друзей воссоединяется: Алмаз и Тёма приезжают на день рождения к маме, а Ася возвращается в родные края по рабочим делам — у неё командировка в местный НИИ. Герои гуляют по городку, ностальгируют, задушевно беседуют за чаем, однако уже на следующий день их жизни меняются навсегда.

А ещё герою снятся странные сны, намекающие на его реальное душевное состояние. Корабль — один из ключевых образов в авторской игре Айрата Закирова
А ещё герою снятся странные сны, намекающие на его реальное душевное состояние. Корабль — один из ключевых образов в авторской игре Айрата Закирова

В начале игры Артемий предлагает собрать памятный альбом в подарок маме, и таким образом сценаристы знакомят нас с ключевыми персонажами. Мы путешествуем по городу от точки к точке, чтобы найти все фото. Каждое изображение предстоит собрать воедино в простенькой головоломке-паззле, которую нам показывали разработчики в трейлерах. Соединившиеся фрагменты герои комментируют: вот герои убирают гараж сварливого дяди Коли, вот день рождения Аси, на котором Миша зачитал сентиментальную и полную глупостей речь, вот их последнее совместное фото перед выпуском из школы.

«На ковре-ветролёте, мимо радуги... Мы летим, а вы ползёте». Первые несколько часов игра старается вызвать чувство ностальгии, но это — лишь жестокая уловка<br />
«На ковре-ветролёте, мимо радуги... Мы летим, а вы ползёте». Первые несколько часов игра старается вызвать чувство ностальгии, но это — лишь жестокая уловка

Наконец, у главного героя появится возможность открыться Асе, признаться ей в чувствах, получить намёк на взаимность… И именно в этот момент «Помни…» начинает методично ломать игрока и героев. Как именно — сказать не могу, потому что это будет спойлер абсолютно всей игры. Всё, что происходит дальше второго игрового дня — одна большая аллегория.

Игра начинает напоминать эпизод «Очень странных дел» или «Чёрного зеркала» в постсоветских декорациях: военные, кордоны, загадочный вирус (а может, и не вирус), карантин… События держат Мишу за горло и требуют от него самого активного участия. Всем оказывается нужна помощь главного героя. Но ему нужно найти время на себя самого: разобраться, чего он хочет от жизни, стоит ли ему отпустить детские мечты и идти дальше.

История «Помни…» построена на крайне болезненном контрасте: с одной стороны мы видим молодого человека, которому хорошо в мире детских иллюзий. С другой — окружающий мир необратимо меняется, и протагонисту приходится выйти из зоны комфорта. Герой попадает на эмоциональные качели: сначала «Помни...» заставляет его цепляться за каждую возможность остаться в своём мирке, а потом даёт звонкую оплеуху за то, что он позволил себе такую слабость.

Финал истории Миши и его друзей очевиден с самого начала, но особенной её делает жестокая и бескомпромиссная подача. Прохождение много времени не занимает — открыть одну из концовок можно примерно за пять часов.

Самое болезненное в сюжете «Помни...» — демонстративный отказ от взросления даже в самых жестких и требующих этого условиях. Герой не в силах изменить обстоятельства вокруг себя, а пересмотреть отношение к миру он не желает. Парню остаётся только смотреть: как уходят любимые люди, как умирает его любовь; как, в конце концов, во мгле растворяется он сам. А игроку — делать выводы, в том числе о самом себе.

Ася — та самая девочка-муза: такая наверняка была в каждой мальчишеской школьной компании. В неё все тайно влюблены, но не все могут этот юношеский восторг отпустить
Ася — та самая девочка-муза: такая наверняка была в каждой мальчишеской школьной компании. В неё все тайно влюблены, но не все могут этот юношеский восторг отпустить

Геймплей, арт-дизайн и саундтрек «Помни…» идеально отражают суть игры

Адвенчура от Ice-Pick Lodge не предлагает никакого вызова с точки зрения хардкорного гейминга. Вся игра — это набор мини-активностей. Будучи контролёром на станции, Миша должен добросовестно заполнять документ с именами всех, кто садится на поезд и прибывает из Казани. За праздничным столом игроку нужно правильно разливать чай, а во время пожара — орудовать огнетушителем. Никаких драк нет — единственную условно «боевую» сцену разработчики показали ещё в трейлере. Зато в прологе есть скример.

Мини-игры хорошо работают на раскрытие характеров ключевых героев. Одной из самых запоминающихся активностей стала погоня Миши за детскими фотографиями, которые осенний ветер уносит всё дальше и дальше. Эта простая сцена одновременно показывает и стремление героя удержаться в нежном периоде как можно дольше, и непреодолимую силу окружающих его обстоятельств.

Также можно путешествовать по небольшому открытому миру и собирать воспоминания: в некоторых локациях Миша и другие герои воссоздают сцены из детства, подтрунивают друг над другом или травят забавные байки. От штурма снежной крепости до спасения свалившейся с лодки Аси, от первой выставки Алмаза прямо в подъезде родного дома до лужи в гаражном кооперативе, которая не засыхает ни осенью, ни жарким летом. Всё это герои обязательно прокомментируют, отрефлексируют, а в конце не преминут подколоть друг друга.

Отдельного внимания заслуживает саундтрек. Композитор Николай Кашевник написал для игры фортепианную музыку в минималистичном стиле. Саундтрек отлично работает на повествование: мелодичные переливы во время прогулки сменяются неровными и нервными аккордами в моменты напряженности. Сцены с воспоминаниями сопровождают вариации знаменитой Clair de Lune французского композитора Клода Дебюсси. В титрах играет великолепная пианинная аранжировка «Нам бы вернуться…» Екатерины Яшниковой — мощнейшая точка для такой истории.

В хорошем смысле слова примитивный арт-дизайн тоже работает на историю и даже намекает на концовку игры. Угловатые фигуры без лиц поначалу даже могут вызывать отторжение, но вскоре они уже кажутся логичными и уместными. Также художники проделали потрясающую работу над пейзажами и освещением — мне даже захотелось, чтобы в игру добавили фоторежим.

Визуальное исполнение «Помни...» в каждый момент сюжета отражает состояние души героя. Игра стартует в золотой осени — картинку наполняют тёплые тона, опавшая листва и последние слепящие лучи солнца. Вечером и ночью идут дожди, и капли красиво подсвечиваются уличными фонарями. Осень — любимая пора года у романтиков и неисправимых инфантилов. Это — мир Миши, в котором он был бы рад остаться навсегда. Душевное состояние героя подчёркивают и остановившиеся часы в его доме: сразу становится ясно, насколько человек не готов к изменениям в жизни.

Постепенно тона становятся всё холоднее, дожди выглядят уже не такими уютными, а утренний туман начинает пугать так, словно протагонист оказался не в закрытом военном городке, а где-то в штате Мэн. Финал и эпилог сильно контрастируют с тем, что было в начале: даже родительская квартира под конец выглядит словно выстывшей изнутри.

«Помни…» — один из проектов, над которыми лидеры Ice-Pick Lodge работали, попутно создавая сценарий Бакалавра для «Мора». Ветераны студии намерены выпустить три небольших игры с разной стилистикой и геймплеем. Релиз «Помни...» состоялся 10 февраля на ПК и консолях. Два других — «Нейро Сказка» разработчицы Nemo Soda и «Франц» Николая Дыбовского создаются для мобильных платформ. Точные сроки их выхода неизвестны.

Авторский проект Айрата Закирова — это самая «терапевтическая» игра Ice-Pick Lodge. В ней нет двойного дна, хитростей и тайных посылов — с первых минут она чётко обозначает проблемы и выстраивает основной конфликт. Но то, какими Миша и сам игрок завершают эту историю, делает её мощнейшим игровым опытом.

Откровения мухи в янтаре — обзор адвенчуры «Помни...» от Ice-Pick Lodge

Я был трудным ребёнком. И иногда, когда родители меня отчитывали, я думал о том, как же было бы хорошо уехать к бабушке. Каждый день ходить на речку, видеться с друзьями, кататься на велосипедах, строить снежные крепости, остаться в этих беззаботных моментах навсегда. «Помни...» наглядно и бескомпромиссно показывает, что бывает с теми, кто поддался этому порыву.

Понравилось

  • Всё, что связано с сюжетом, персонажами и диалогами
  • Воссозданные с любовью эстетика и быт военного городка
  • Пейзажи и освещение
  • Минималистичный саундтрек

Не понравилось

  • Странная игровая камера: угол обзора постоянно и неконтролируемо меняется, а в помещениях камера строго фиксируется в неудобных положениях
  • Мини-игр не хватает: часто игрок просто будет бегать по городу и слушать диалоги
  • В некоторых эпизодах игра заставляет бежать из одного конца города в другой, и даже присутствующие в игре автобусы бэктрекинг не ускоряют
233
120 комментариев

Ну это Айспики, это я покупаю.

42
Ответить

Тем более в Стиме совсем копьё стоит.
Надо брать, поддержать айспиков, может кампанию бакалавра допилят

15
Ответить

Пока прочитал половину обзора у меня сложилось чувство, что я словил 3-4 спойлера.

27
Ответить

В обзоре нет ни одного спойлера. Все события, которые здесь описаны, происходят в первые два игровых дня, когда сюжет ещё толком не начался.

7
Ответить

Жаль gamebreaking баг схватил. Не могу одеться, а голым из дома не дают выйти.

22
Ответить

Грядёт патч первого дня. Надеюсь, исправится!

1
Ответить

Вот на такой отзыв в Стиме наткнулся. Погрустнело.

9
Ответить