Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

Что поможет сделать работу выразительной, а чего лучше избегать? Вторая часть советов и упражнений (первая — здесь).

Картина Нормана Роквелла — одного из мастеров выразительного рисунка.
Картина Нормана Роквелла — одного из мастеров выразительного рисунка.

Статья подготовлена по материалам Muddy Colors.

Чтобы создать грандиозную работу, которая «заговорит» со зрителем, вам придется выступать в роли постановщика сцен, режиссера, актера(-ов), установщика декораций, светооператора, кинооператора, стилиста. Звучит проще простого!

Как мы уже упоминали в прошлой статье, во время рисования вы превращаетесь в шоумена, главная задача которого — всеми силами завоевать внимание аудитории. Весь реквизит, все участники сцены, каждый цвет и линия, мазок кисти и размер холста должны приниматься во внимание, все должно стать частью плана. Вот небольшой список «задач» или «упражнений», которые помогут вам добиться большей выразительности в рисунке.

1. Рисуйте контуры форм четкими линиями

Из-за неуверенных линий или неопределенных контуров часто теряется читаемость базовых форм или искажаются характерные черты.

Четкие, уверенные линии могут передать и чувства, и эмоции. Попрактикуйтесь в их рисовании, а затем адаптируйте силу нажатия под себя. Цель не в том, чтобы стать кем-то, кем вы не являетесь. А в том, чтобы сделать то, что вы обычно не делаете, и лучше подчеркнуть характеристики, которые могут быть не так заметны в ваших привычных способах.

Чувствительность руки повышается, когда начинают ощущаться изменения силы нажатия, длины и ширины дуги или угла.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

Нарисованные нами фигуры обычно являются границами физических объектов, но их также можно превратить в нечто символическое. В примере ниже линии внутри фигур и их границы образуют форму, похожую на сердце. Дизайн преувеличен еще сильнее, чтобы сердце стало более очевидным и дополнило историю.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

Еще парочка примеров символических линий: зубчатые линии — опасность, плавные линии — безопасность, радиальные линии — излучающая энергия, расширяющаяся или сжимающаяся и т.д.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

2. Видение — это одно, а преувеличение — другое

Постарайтесь не зацикливаться на чрезмерной детализации! Переусердствовать с ней можно, если обращать слишком пристальное внимание на референс и преувеличивать те детали, которые на нем едва заметны. Текстуры и ландшафт с референса стоит переносить на бумагу очень осторожно.

Несколько моментов, которые стоит принимать во внимание при изучении референса:

- Прищуривайтесь, а если не уверены в том, что видите, щурьтесь сильнее. Когда вы щуритесь, ваши ресницы выступают в роли ширмы и помогают размыть изображение достаточно, чтобы видеть только основные очертания и цвета.

В данном случае прищуривание помогает увидеть угол наклона, симметрию, ракурс, структуру и т.д. То, что вы видите и можете обозначить — это именно то, что вам нужно нарисовать. В случае с лицом ребенка чрезмерный анализ привел к синдрому ребенка-старика. В эпоху Проторенессанса оно было очень популярно.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

- Чтобы передать выражение парных черт, для начала визуализируйте центральную ось головы. А затем сделайте так, чтобы черты персонажа меняли свой ритм при переходе через эту ось. Не зацикливайтесь на одной стороне, прорабатывайте обе одинаково и именно на том этапе, когда соизмерение черт наиболее важно. Попробуйте соединить парные черты абстрактной, случайной линией (ритмом). Такие абстракции или ритмы существуют во всем, что нас окружает, но могут путать, если в них не разобраться. Они есть в базовых формах, сложной анатомии, поверхностях, текстурах и т.д.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

Такие абстракции подходят не только для черт лица, но и для всей человеческой фигуры, и не только. Ищите связь между парными частями тела везде, где это возможно. Обнаружив крепкую связь между обеими сторонами лица, вы поймете, как тело поддерживает физическое равновесие в пространстве. При помощи более крупных фигурных абстракций аниматоры находят линии действия, правдоподобные контуры, образный стиль. Сжатие и растягивание, дуги движения, перспективное сокращение — всё это держится на абстракции.

При рисовании лица чрезмерный анализ может привести к плоскому или пустому выражению. Детализация — это не обязательно путь к лучшему подобию или сильнейшему сходству, но все же то, что стоит учитывать при развитии «художественного видения», того, как вы воспринимаете вещи как художник.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2
Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

3. Выразительность от макушки до пяток

Детьми мы часто рисуем телевизионных человечков (прим. ред.: скорее всего, речь идет о персонажах, которые смотрят прямо, а их туловище обрезано по пояс). Телевидение является таким мощным инструментом, что оказывает влияние на то, что и как мы рисуем. В итоге у многих начинающих художников получаются корявые рисунки или скучная динамика только потому, что они не продумывают позу с головы до ног. Наиболее убедительные и динамичные эмоции отзываются в самой нашей сути и контролируют каждую клеточку тела. Трудно представить себе реакцию или действие персонажа, не думая о его теле и том, как оно реагирует целиком.

Чтобы прочувствовать фигуру полностью и понять, какой вариант будет лучшим, обычно используют маленькие наброски (тамбнейлы).

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

Будь то любовь, страх, гнев, радость — все эмоции проявляются физически и отражаются во всем теле. Убедитесь, что на рисунке вся поза выражает это от самых кончиков пальцев.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

Концепция сильного силуэта в рисунках происходит из театральных представлений, где поза должна была быть заметной для всех 250-300 зрителей 3-х ярусного театра или тех нескольких сотен, которые вмещал амфитеатр. Картины, так же как и выступление на сцене, могут вызывать мгновенную путанницу, если на ней нет удачных дизайнерских решений и понятных, легко читаемых выражений. Неубедительная актерская игра может сбить с толку и ошарашить зрителя, так же как и невыразительный силуэт на картине, который вовсе может остаться незамеченным.

Поймите, что референс — это только отправная точка, и вы должны прийти к своему визуальному решению целенаправленно, а не копировать только то, что видите. Ниже представлены два персонажа с мечами. И хотя кажется, что оба используют мечи по назначению, только один из них достаточно выразителен, чтобы его можно было развивать дальше. Другой же похож на нервного соседа и выглядит соответственно.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2
Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

4. Преобразование линий в тон с помощью штрихов

Одно дело — рисовать фигуры с помощью линии, а совсем другое — перевести их в тон и довести задуманное до финала при помощи краски, пикселей или полигонов.

Самое главное — помнить, что линия определяет либо границы, либо центральную ось объекта. Если она выступает в роли границы, тогда ее рисуют, чтобы показать, где фигура визуально заканчивается и переходит в открытое пространство или в другую форму. Если же линия выступает в роли центральной оси, то она выражает высшее или низшее значение тона, например, вершину сгиба или впадину складки.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

При штриховке и проработке тени старайтесь сохранить выразительность наброска. Хорошо обдумывайте, куда направить штрих, как положить перекрестный штрих или как смешать линии друг с другом. С такой же осторожностью решайте, какие поверхности проработать сильнее, какие тона подчеркнуть. Штриховка может либо улучшить форму, либо разрушить ее вообще. Краска не «просто» наносится, она создает поверхность.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2
Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

Если история персонажа связана с внутренним конфликтом, возможно, стоит поискать подходящий угол, наклон, сторону, которая лучше всего отражает его характер, будь то в отдельных чертах или в образе целиком. Освещение тоже играет огромную роль в раскрытии характера в рисунке, иногда одни только освещение и правильный угол обзора способны дать потрясающий эффект.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

В ярких эмоциях задействовано всё лицо целиком. Если мы станем преувеличивать только отдельные черты и не обращать внимание на их окружение, какая-нибудь черта может застрять в промежуточном состоянии между несколькими похожими выражениями. Так актер, неуверенный в своей роли, путает своего зрителя. Следите за уголками черт лица от щек, лба и подбородка и ищите большие участки кожи или складки. То, как лицо сжимается и расширяется вокруг основных отличительных черт, помогает лучше прояснить или добавить убедительности изображаемой эмоции.

Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 2

Статья подготовлена по материалам Muddy Colors авторами Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

8787
4 комментария

Комментарий недоступен

4

Полезный материал, спасибо

1

Рады, что Вам понравилось :З

2