Как дальтонизм влияет на опыт игроков — основные проблемы и их решения
Общая теория и разные способы сделать игры доступными для людей с нарушением цветовосприятия.
Менеджер по разработке Creative Assembly Дуглас Пенанс на GDC 2019 выступил с докладом о дальтонизме и проблемах восприятия цвета в играх. Он рассказал про виды этой аномалии, а также описал, как студии пытаются сделать свои игры доступными. Мы выбрали из видео главное.
У людей есть два типа клеток, способных воспринимать свет: палочки (нужны для зрения при плохом освещении и не могут различать цвет) и колбочки (особенно эффективны при ярком освещении и способны воспринимать цвет). Колбочки также делятся на три вида: одни реагируют на красный цвет, вторые на синий, а третьи — на зелёный. Все цвета, которые мы видим — сочетания этих трёх.
Но иногда у людей могут быть нарушения восприятия. Итак, если все три типа колбочек работают как надо, то это называется трихромазией. В ином случае у человека проявляется аномальная трихромазия, которая бывает трёх видов — дейтераномалия, протаномалия и тританомалия.
Если же один из типов колбочек отсутствует, то это называется дихромазией, которая также бывает трёх видов — дейтеранопия (встречается у ~75% дальтоников-мужчин), протанопия (встречается у ~25% дальтоников-мужчин) и тританопия. И есть люди, которые совсем не различают цветов — это называется монохромазией.
Обычно монохромазия встречается примерно у одного из 30 тысяч людей. Но есть одно исключение — это остров в Пингале в Микронезии, на котором у каждого четвёртого встречается монохромазия. Причина этой аномалии заключается в том, что в прошлом природное бедствие сильно сократило популяцию местных, а среди выживших оказался человек с такой особенностью. И естественным путём цветовая слепота передалась следующим поколениям.
Но в этом тексте основное внимание будет уделено трём типам дихромазии.
При дейтеранопии человек не различает зелёный. Это влияет и на восприятие других цветов — он путает красный, зелёный и коричневый; сине-зелёный и серый; светло-зелёный и жёлтый; красный, оранжевый и жёлтый; синий, фиолетовый и тёмно-розовый.
При протанопии человек не может отличить красный, поэтому он путает: чёрный и красный; коричневый, зелёный, красный и оранжевый; синий, фиолетовый и тёмно-розовый. А красный и оранжевый выглядят очень тусклыми.
Тритонопия встречается приблизительно у одного из 10 тысяч и проявляется в том, что у человека снижено восприятие синего и жёлтого цветов. Поэтому люди с такой аномалией плохо различают: синий, зелёный и серый; тёмно-фиолетовый и чёрный; оранжевый и красный. Особенность тритонопии заключается в том, что она может проявляться вследствие заболевания, травм или приёма лекарств. Также она может появиться с возрастом.
Дальтонизм встречается у 8% всех мужчин и у 0,5% женщин.
Дальтонизм может также помешать прохождению игр. Например, в Battlefield 3 спикер не мог различать союзников и врагов, из-за чего он не мог играть.
Сам Дуглас занимался вопросом доступности Halo Wars 2 для людей с дальтонизмом. Было несколько задач, которые он должен был решить: цвета команд, миникарта, влияние цвета в кампании и интерфейс для особых карт.
В многопользовательском режиме есть две команды по три игрока, поэтому было важно добиться адекватной индикации с помощью цвета.
Добавление режима для людей с нарушением цветовосприятия связано с двумя важными особенностями:
- люди без нарушений не могут увидеть проблему;
- важные детали могут быть незаметны для разработчиков с дальтонизмом.
Чтобы справиться с недопониманием во время разработки, важно общаться друг с другом и прислушиваться к замечаниям. Если команда хочет сделать игру доступной для людей с нарушениями цветовосприятия, она должна учитывать несколько особенностей.
Не стоит использовать только цвет для передачи информации. Это бывает очень сложно, потому что зачастую игры представляют собой целые миры, в которых цвет имеет большое значение.
Также можно применять специальные цветовые палитры, которые помогут пользователям различать объекты.
Самый простой способ сделать две вещи разными для всех — использовать синий и оранжевый цвета.
При разработке важно понимать значение цвета в игре и использовать пресеты, которые подойдут для людей с дальтонизмом. Для начала нужно выбрать цвет каждой категории объектов, например, врагов, союзников, интерактивных элементов и так далее. Далее следует подобрать каждой категории свой цвет, используя подходящие палитры.
Затем обязательно нужно это протестировать, чтобы убедиться в правильности подбора цвета. Конечно, художники и дизайнеры не будут видеть проблему, поэтому они должны работать с пресетами — это позволяет сделать работу эффективнее.
Чтобы сделать игру доступной для людей с нарушением цветовосприятия, можно использовать специальные программы. Например, Color Oracle, инструменты в Unity, Unreal Engine, Photoshop, Sim Daltonism, плагины в Chrome, Colblindor и другое.
Многие студии специально вводят дополнительные элементы, чтобы сделать свои игры доступными. Например, в Hue очень важно различать цвета, поэтому разработчики добавили простые символы, которые позволяют различать элементы.
Традиционно в играх красный цвет используется для изображения опасности, а зелёный для полезных вещей. Но такое деление не подходит для людей с нарушением цветовосприятия, поэтому разработчикам важно отказываться от привычек и искать новые способы решить проблему.
По словам Дугласа, в Battlefield 1 работает очень хорошая система, которая позволяет самостоятельно регулировать цвета союзников и противников. Это отличное решение, потому что люди с самыми разными нарушениями цветовосприятия смогут подстраивать игру под себя.
Также не всегда нужно использовать цвет, чтобы игрок мог отличить своего героя. Достаточно добавить широкую кастомизацию персонажа, чтобы он имел уникальный внешний вид и всегда выделялся на фоне остальных.
По словам Дугласа, в Fortnite есть расширенная система распознавания типа дальтонизма, которая даже помогает людям узнавать, что у них есть нарушения. Спикер отметил, что такой подход — важное достижение для всей индустрии.
У значительной доли игроков есть проблемы с восприятием цвета, поэтому важно сделать так, чтобы они не испытывали дискомфорт во время прохождения. Помните, что есть проблемы, которые вы не можете увидеть, но это не отменяет их значимость.
Также учитывайте, что остальные люди обязательно заметят ваше стремление сделать игру комфортной. Возможно, в первый раз вы допустите ошибку, но игроки обязательно оценят вашу попытку решить эту проблему.