Как стать аналитиком — советы руководителя отдела

Одной из самых ценных метрик своего профессионального успеха мы считаем ту, что показывает количество людей, которым мы смогли помочь преуспеть в работе. Поэтому для меня и моей прекрасной команды я считаю правильным желание помочь тем, кто только планирует начать свой путь в аналитике данных.

Меня зовут Пахаруков Илья, я кандидат наук, ранее работал ученым, а сейчас руковожу отделом аналитики в компании Astrum Entertainment, где мы помогаем в процессах оперирования и разработки компьютерных игр, таких как Warface, Lost Ark, Perfect World, ArcheAge, Atomic Heart и других.

Я не буду рекламировать очередные платные курсы, а постараюсь в этой статье структурировать для вас этапы пути в прекрасный мир аналитики данных в геймдеве на собственном примере.

Часть 1: Мечта и прыжок веры

Как стать аналитиком — советы руководителя отдела

Когда я был ученым в научном институте, я руководил R&D-группой, делал большие открытия, писал статьи, работал по грантам. Но я понимал, что что-то упускаю. Наверное, это звучит как кризис среднего возраста, но мы неизбежно все умрем. Вот такая грустная новость. Наши возможности не бесконечны, наше время ограничено. Я задавался вопросом: а делаю ли я, работая в российской науке, что-то уникальное и вдохновляющее? Увы, нет. Состояние нашей науки и промышленности в настоящее время довольно удручающее. Все открытия казались мне просто «работой в стол» без возможности значительных перспектив в их реализации.

Но было кое-что, чем мне нравилась моя работа ученого. Это дофамин от открытий, познания и достижений. К тому же от того, чтобы все изменить, меня удерживали обязательства и страх потери статуса и престижа.

Однако нельзя было игнорировать свое желание приносить пользу, иначе это стало бы источником саморазрушения. К тому же я уже взрослый мальчик, и мне не нужно чужое одобрение как раньше. Мы обречены на свободу, но новые возможности не появятся в жизни сами по себе — нужно делать решительный шаг и принимать за него ответственность.

Резкий рост спроса на аналитиков данных в мире связан со стремлением технологических компаний к развитию, основанному на анализе больших данных. Быть data-driven-компанией, в том числе в геймдеве, стало «модно, стильно, молодежно», а Harvard Business Review назвал Data Scientist «самой сексуальной профессией XXI века».

Всем разработчикам хочется, чтобы их продукт нравился игрокам и был успешен. Аналитики формулируют гипотезы, собирают и обрабатывают данные, делают выводы и дают рекомендации. На основании анализа специалисты помогают принимать правильные решения по развитию игры, раскрывать потенциал проекта, находить его узкие места и точки роста.

В геймдеве для аналитиков данных есть несколько специализаций.

  • Продуктовый аналитик. Это исследователь жизненного цикла геймеров. Как врач или ученый, он на основе данных анализирует, как играют пользователи, что им нравится, как работают разные механики в проекте, режимы, экономика, обновления. Главная цель — помочь разработке сделать игру такой, чтобы она нравилась пользователям и была успешным продуктом.
  • Маркетинговый аналитик. Помогает понять, как к нам приходят игроки. Изучает различные пути пользователей, делает оценку эффективности закупки. Главная цель — помочь маркетингу приводить в проект тех, кому он понравится, кто будет играть.
  • Бизнес-аналитик. Помогает настроить «приборы», по которым игра развивается. Мы называем их дашбордами. Бизнес-аналитики изучают тренды, сезонности, делают прогноз, какими будут будущие показатели игры. Их главная цель — дать верхнеуровневое понимание, куда мы движемся как бизнес.
  • Data Scientist. Настоящие ученые в науке о данных среди аналитиков. Иногда кажется, что это магия, когда благодаря методам машинного обучения можно найти паттерны игрового поведения, сделать точный прогноз удержания или LTV. Главная цель этих специалистов — решать самые сложные задачи аналитики, используя науку о данных.

Часть 2: Сражения и восхождения

Как стать аналитиком — советы руководителя отдела

Цель аналитика — помочь принять правильное решение на основе анализа больших данных. Вы будете придумывать гипотезы, логику их проверки и писать код для работы с данными, поэтому вам понадобится:

  • SQL и Python на уровне анализа данных.
  • Статистика и теория вероятности.
  • Умение анализа и визуализации данных в современных BI-системах (например, Power BI, Tableau).
  • Желание разобраться в причинно-следственных связях и рассказать, как все устроено, чтобы сделать игры более успешными.

Точно не рекомендую сразу тратить деньги на курсы дороже, условно говоря, 5 тысяч рублей. Стоимость рекламируемого обучения бывает слишком высокой, при этом у курсов часто отсутствует хорошая репутация, а качество сомнительно. Все необходимые знания доступны бесплатно в сети и в книгах. Не забывайте про возможности поиска, ChatGPT и YouTube. Кроме этого, действительно оправданной может быть оплата ментора для подготовки к собеседованию и адаптации резюме.

Примеры книг для самостоятельной подготовки:

  • Джордж Маунт «Погружение в аналитику данных»;
  • Василий Сабиров «Игра в цифры»;
  • Кэти Танимура «SQL для анализа данных»;
  • Александр Богачев «Графики, которые всех убеждают»;
  • Алексей Колоколов «Заставьте данные говорить».

Курсы и каталоги для бесплатного изучения:

Процесс поиска работы сложнее, чем просто рассылать резюме, откликаясь на множество вакансий.

  • Посещайте нетворкинги и активно в них участвуйте, потому что именно сеть знакомств с большей вероятностью приведет к тому, что ваше резюме дойдет до нужных людей.
  • Помните, что когда специалисты по найму захотят узнать вас настоящего, они сформируют свое мнение, используя в том числе социальные сети.
  • Проведите анализ существующих вакансий и адаптируйте резюме. Вас позовут на собеседование, если резюме соответствует критериям искомого ценного специалиста, приносящего понятную пользу и на которого можно положиться.
  • Если вам прислали тестовое задание — сделайте его идеально. Подумайте о вопросах, которые могут задать на собеседовании, и подготовьте короткие ответы, основанные на личном опыте.

Часть 3: Прибытие на место

Как стать аналитиком — советы руководителя отдела

При поиске работы быстро станет ясно, что джуны редко нужны. Дело в том, что время — это тоже ресурс, и компании хотят нанимать уже готовых специалистов, чтобы не тратить время других сотрудников на вашу подготовку.

Компании понимают, что учить у себя дешевле и качественнее. Однако со временем обнаруживают, что на аналитиков данных огромный спрос, и те, получив ценный опыт, легко готовы сменить работодателя.

Даже если вы найдете работу, то, вероятно, столкнетесь с тем, что менеджеры часто не заинтересованы вкладываться в сотрудников, ведь их волнует в первую очередь собственное будущее, а не ваше.

Другая проблема, что не только в геймдеве аналитик данных — это достаточно новая роль. Зачастую работодатель плохо представляет себе процесс и задачи аналитика и не готов к реальному data-driven подходу в компании. Рассмотрим плохой сценарий, который, к сожалению, встречается в некоторых компаниях.

Ситуация: решения принимаются не на основании анализа данных, а на основе мнения «старшего пацана» — того, кто и получает за это самую высокую зарплату. Аналитик же становится его личным ассистентом, который просто собирает статистику в роли «говорящей головы над данными».

Также бывают случаи, когда в компании нет команды аналитики. Если нет команды, то у аналитика в ней нет грейда. Вместе с этим часто сломаны процессы по работе с данными, нет документации, а за качеством данных никто не следит. При этом от аналитика ждут, что он будет совмещать в себе как минимум роли инженера данных, аналитика, разработчика и инженера машинного обучения. Как следствие, все это ведет к отсутствию роста, разочарованию, выгоранию и последующему увольнению.

Но помните, что даже если вам объявили об увольнении, это не значит, что дальше вас будут преследовать одни неприятности. Неуспех на одном месте совсем не означает, что все повторится точь-в-точь на следующем.

Почему получится у вас

  • Вы приняли решение стать аналитиком. Именно сила принятого решения позволит сосредоточиться в направлении к цели, воздерживаясь от того, что может помешать.
  • Вы подготовились. Когда нужно прикладывать силы и время на подготовку, многие теряют интерес и сходят с дистанции. Вы учились осознанно, понимая, какие умения вам необходимы и как правильно адаптировать свой опыт в резюме.
  • Вы попробовали. Многие не пойдут на собеседование, потому что составили о себе высокое мнение и не готовы столкнуться с негативной оценкой. Страшно, что «корона» разобьется, а ведь на этом основано их самоуважение. Другая крайность — это когда кандидаты готовятся курс за курсом, но не ходят на собеседования, потому что заранее себе все объяснили. Придумали оправдания, почему у других получается, а они, как им кажется, точно обречены на провал.

Если вы хотите работать в геймдеве, вас не пугает математика, вам нравится докапываться до сути, а потом со страстью рассказывать, как все устроено на самом деле, то не теряйте веру в себя. Сделайте столько попыток, сколько потребуется, и у вас точно получится — вы такой же, как мы, человек удивительной судьбы.

77
11
11
4 комментария

Очень неожиданный пост. Я на этом сайте встречал разных геймдев-покемонов. На DTF в геймдеве не встречал только дата-аналитиков и тем с ними связанные. Интересное.

1
Ответить

Я тоже своего рода аналитик, не зря на DTF уже 6 лет

1
Ответить

Все мы аналитики на дтф.

1
Ответить

Ок 😎

Ответить