Работа с цветом. Опыт Марко Буччи, иллюстратора, сотрудничавшего с Walt Disney
Как добиться того, чтобы цвета в вашем рисунке гармонично дополняли, а не «перекрикивали» друг друга? Разбираем способ примирить их путём добавления серого
У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал, как общее снижение насыщенности цветов на картине помогает им вступить друг с другом в диалог, и как правильно подключить к этому диалогу более насыщенные цвета.
Что такое цветовая гармония?
Однажды у современного американского художника Моргана Вейстлинга спросили, как он смешивает цвета. «Я не знаю, что я смешиваю, — ответил он. — Цвета на моей палитре похожи на пианино … а я просто нажимаю на клавиши». Высказывание получилось поэтичным, но с практической точки зрения оно мало что объясняет.
Может, нам поможет австралийский художник-акварелист Джозеф Збуквич? На вопрос, как он смешивает цвета, Джозеф ответил: «Я не смотрю на цвета на своей палитре. Есть только тёплая сторона, прохладная сторона и ещё всякая мелочь посередине». Тоже не очень внятное объяснение.
Тем не менее, при таком подходе Вейстлинг сумел нарисовать вот эту картину:
А вот одна из работ Збуквича:
С первого взгляда понятно, что у обоих художников полный порядок с цветовой гармонией. Попробуем разобраться, как они этого достигли.
Для начала нам нужно рабочее определение цветовой гармонии. Термин «гармония» пришёл в живопись из музыки. Там гармония — это комбинация одновременно звучащих музыкальных нот, которая производит приятное впечатление.
Если заменить в этом определении пару слов с поправкой на изобразительное искусство, то получится, что цветовая гармония — это комбинация одновременно показываемых цветов, которая производит приятное впечатление. Этого самого «приятного впечатления» мы и постараемся достичь.
Как «общаются» цвета?
Давайте возьмём какой-нибудь пейзаж американского художника-импрессиониста Эдгара Пейна, и попытаемся вписать в него цвет, который туда более-менее подходит (этот цвет вынесен отдельно слева):
Результат получится такой:
Удивительная вещь: изначально мы выбрали серый цвет, но на новом фоне он стал выглядеть слегка оранжевым. Теперь давайте попробуем поместить его в тот же пейзаж, но на другой фон. При этом мы немного увеличим яркость серого квадрата, чтобы он соответствовал яркости своего нового окружения:
На новом фоне этот оттенок уже совершенно не кажется оранжевым, ни в какой степени. А ведь это один и тот же цветовой тон, пусть и с небольшой разницей в яркости:
Как же так получилось, что цвета, которые в палитре отличались незначительно, так сильно отличаются на полотне? Дело в том, что на картине соседние цвета «общаются» — то есть, согласованно взаимодействуют друг с другом для достижения наилучшего визуального эффекта (того самого «приятного впечатления»). Как только выбранный нами серый цвет попадает в другой «круг общения», он начинает вести себя иначе.
Принцип снижения насыщенности
У «общения» цветов есть свои принципы и законы. Например, если все цвета представлены в своём максимально насыщенным виде, то им очень трудно «общаться». Каждый из них как будто «кричит», и общее впечатление от картины получается как от шума на базаре:
Давайте попытаемся нарисовать ту же картину, но используя менее насыщенные версии этих цветов:
Теперь работа смотрится гораздо более гармонично. Почему так происходит?
Представим себе цветовой круг, на краях которого располагаются максимально насыщенные варианты цветов. Если они находятся далеко друг от друга, у них никак не получится «договориться» — придётся «перекрикиваться» через весь круг:
Центр круга серый. Чтобы лучше слышать друг друга, повстанцы... то есть, простите, цвета подходят ближе к этому центру. При этом они теряют насыщенность, приближаясь к серому и становясь менее «кричащими». В сером пространстве между ними наконец-то возможен конструктивный диалог в спокойном тоне:
Давайте нарисуем третий вариант всё той же картины с максимальным добавлением серого в каждый цвет:
Визуальный эффект от картины получился еще более приятным. На нашем круге цветовой диалог, который здесь происходит, выглядят так:
Тогда получается, что все действительно хорошие картины должны быть нарисованы в блёклых цветах? К счастью, нет. После того, как мы создали базу из малонасыщенных цветов и «подружили» их между собой, в картину можно добавлять их более насыщенные варианты.
Если проделать это с нашей картиной, результат будет примерно таким:
При таком подходе насыщенные цвета не будут перебивать друг друга — в общей беседе у каждого из них будет свой, хорошо различимый голос:
Как заставить цвета «разговаривать»?
Давайте вернёмся к картине Збуквича и посмотрим поближе вот на этот фрагмент:
Стена этого здания представляет собой пространство, в котором незаметно находят общий язык оранжевые и голубые цвета. Но ведь они, как мы помним, находятся на противоположных краях цветового круга. Как Збуквич добился их примирения?
Для этого художнику пришлось взять малонасыщенные варианты этих цветов — те, которые находятся ближе к центру круга. Сначала он выбрал один определенный вариант оранжевого с существенной примесью серого:
Поскольку одного голоса мало, чтобы завязать беседу, художник добавил к нему несколько соседних цветов, которые имели такую же невысокую степень насыщенности:
Затем Збуквич подключил к делу ещё менее насыщенный вариант оранжевого, находящийся практически в самом центре круга. Он играет в картине роль переходного оттенка, своеобразного соединяющего звена (его видно на палитре справа):
И после этого, прямо через центр круга, художник вышел к голубым тонам, тоже невысокой насыщенности:
Теперь давайте снова посмотрим на картину целиком. Очевидно, что в ней присутствуют и очень насыщенные цвета. Почему они не выглядят кричаще? Потому, что это всего лишь более насыщенные варианты тех цветов, которые были использованы на стене. Проблема общения между ними уже, по сути, решена, хоть они и находятся на разных краях круга. Общаться им помогает своеобразный «мост», построенный из менее насыщенных оттенков:
С учетом всего, что мы выяснили, давайте внимательнее присмотримся к картине Вейстлинга. Она отличается от работы Збуквича и по стилю, и по материалу. Но цветовая гармония здесь держится на тех же принципах. Теперь мы в состоянии понять, что слабо насыщенные голубоватые оттенки на пледе «общаются» с красными оттенками платья девочки:
Попробуем вернуться и к картине Эдгара Пейна, в которую мы самовольно вписывали цвета. Теперь нам очевидно, что один и тот же цвет выглядит по-разному, потому что на разных участках картины он ведет две совершенно разные «беседы»: одну — с голубыми тонами, другую — с оранжевыми:
Рисуем гармоничную картину
Марко Буччи пошагово показывает, как он нарисовал собственную картину, руководствуясь приведенными выше принципами. В конечном счёте она будет выглядеть вот так:
А вот такой вид этот замысел имел на начальной стадии работы:
Марко считает, что работать лучше сразу начинать в цвете, без чёрно-белых набросков. Постепенно художник добавляет всё новые и новые цвета:
Он не сосредотачивается на каком-то отдельном фрагменте, а постоянно перемещается по всему пространству картины, в поисках мест, где потенциально возможен «диалог» цветов. Какие-то из этих диалогов он развивает, а какие-то отсеивает.
Художник намеренно не показывает нам выбранные цвета на цифровой палитре, и вообще призывает доверять не палитре, а только своим глазам. Причина всё та же: в палитре и на картине один и тот же оттенок будет окружён разными цветами, а значит и выглядеть будет совершенно по-разному.
Один из самых сложных цветов на этой картине — это бирюзовый. Он присутствует почти везде: в небе, на голове монстра и на камнях, из которых сложен мост. И на каждом следующем объекте степень насыщенности этого цвета меняется. Как музыкант сочиняет вариацию на заданную тему, так и Марко выбирает какой-то цветовой тон и начинает варьировать его по степени насыщенности. Разбросав получившаяся оттенки по разным участкам картины, художник добивается эффекта гармонизации всего полотна.
Причина, почему эта картина выглядит красочной, заключается не в том, что в ней много насыщенных цветов, хотя несколько таких есть. Что здесь происходит на самом деле: я подготовил декорации, где негромко общаются между собой многочисленные сероватые цвета. А дальше я, основываясь на личной художественной эстетике, могу выбирать, какой из этих цветов я хочу довести до полной насыщенности
В этой работе самым насыщенным стал бирюзовый цвет, за ним следуют зелёный и жёлтый. Оранжевый и фиолетовый представлены только в малонасыщенных вариантах:
Напоследок Марко предлагает свою иерархию того, что в первую очередь важно в картине. На первое место он ставит хороший набросок, дальше идут перепады яркости тона, потом — работа с краями. А как же цвета? Художник считает, что цвета выполняют несколько иную функцию: они обогащают ту идею, которая уже и так работает.
Что, конечно же, не значит, что цветовой гармонией следует пренебрегать.
Кто автор урока?
Напомним, Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.
В качестве преподавателя Марко сотрудничал с Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.