Как не свихнуться от стресса и провести крутой геймджем: рассказывает команда GameBox

Студия разработки видеоигр GameBox провела свой первый геймджем Game Jam Lvl 1. Заявки подали 537 участников, а до финала дошло 106 команд. О том, как был организован ивент, какие интересные истории произошли во время его проведения и какие игры смогли стать «бриллиантами» всего за неделю разработки, рассказываем в статье.

<p><i>Игра Level Headed одной из команд геймджема</i></p>

Игра Level Headed одной из команд геймджема

«Пока кто-то ищет смысл делать игры, целая сотня команд всего за неделю создала сотню историй, от которых у меня опухли глаза, руки и мозг. Столько приключений в столь краткий промежуток времени я ещё не переживал».

Слава Грис, соло-разработчик и автор книги «Сделай видеоигру один и не свихнись»

GameBox — российская студия разработки видеоигр на базе образовательной платформы Skillbox, ключевая особенность которой заключается в объединении обучения и реального практического геймдева. Геймджемы же отлично служат обеим целям — стимулируют креативность, закрепляют навыки командной работы, проверяют на прочность полученные знания и дают возможность в кратчайшие сроки сделать если и не игру мечты, то как минимум ее прототип.

Для организаторов Game Jam Lvl 1 должен был выполнить сразу несколько задач. В первую очередь он стал «транспарантами и флагами» GameBox, которые оповестили отечественную игровую индустрию о готовности команды к сотрудничеству. Помимо этого, студия горела желанием показать всем, что геймдев в России живее всех живых. В стране есть множество крутых специалистов, которые могут и хотят делать игры. Инди-сцене отчаянно не хватает активностей, в которых разработчики смогут проявить себя. Game Jam Lvl 1 и стала той самой активностью.

Несмотря на это, главным страхом перед запуском геймджема было то, что не найдётся достаточно желающих. Команду можно понять. Хотя ребята из GameBox участвовали во множестве подобных мероприятий, организацией они занимались в первый раз. Консультации с организаторами крупных российских геймджемов и изучение материалов по теме помогло подготовиться, но от волнения не избавило.

Конечно же хотелось привлечь как можно больше участников. Оптимистичные прогнозы предвещали около 80 финалистов. Бессознательные страхи пугали, что откликнутся не более 20 команд. Это, впрочем, не было бы катастрофой, так как любой опыт полезен. Однако в итоге не правы оказались все. Game Jam Lvl 1 привлёк 537 участников в составе 234 коллективов. Из них 106 команд прошли весь путь и сдали билды на проверку.

«Где-то к середине проверки работ подумал, что я, видимо, тоже участвую в джеме, поскольку сердце уже больше гоняет по венам кофе, чем кровь, глаза красные и каждую минуту повторяю „Та-а-ак, падажжи… “. В общем, всем спасибо за работы, было круто!».

Даниил Хрипко, директор по маркетингу студии Pride Games

От таких потрясающих результатов у организаторов «повыпадали глаза». Притом не только от радости за успех мероприятия, но и от осознания, что объём предстоящей работы кратно увеличился. То же касается и экспертов, которые ориентировались на проверку 40–50 проектов.

Игры сделанные во время Game Jam Lvl 1, получились очень разными. У некоторых был только концепт практически геймплея, содержание других было намного богаче. В среднем на один проект во время оценки тратилось от 20 до 40 минут. Однако Владислав Борец, руководитель студии GameBox и один из организаторов геймджема, признался, что в некоторые из тайтлов он играл по нескольку часов, настолько проработанными и интересными они были. В игры победителей Владислав до сих пор иногда играет. Мы расскажем о них чуть позже и обязательно поделимся ссылками.

Стоит также признать, что порой значительное время занимало не только прохождение игр, но и «квесты» по их запуску. Поскольку это был первый геймджем в истории GameBox, некоторым премудростям организаторам пришлось учиться на собственных ошибках. Одной из них стала необходимость чётко прописанного технического задания.

Дело в том, что во время конкурса не было определённых требований к различным мелочам вроде нейминга, норм сдачи билдов или содержания сопроводительных документов. Поэтому участники, привыкшие работать по-своему, разумеется, делали всё в привычном им стиле. А экспертам приходилось каждый раз заново подбирать путь к играм: через пароли, десятигигабайтные архивы и т. п. Зато теперь никто в GameBox никогда не забудет, какой результат бывает без внятного ТЗ.

«Безумно кайфово было тестить настолько разные проекты — никогда не знаешь, что ждет тебя, когда запускаешь очередной экзешник. От некоторых проектов прямо в голос смеялась, настолько они были ламповые и забавные. Некоторые сразили графикой в самое сердечко, а какие-то запомнились очень крутыми механиками. Здорово то, что каждый проект чем-то выделяется и запоминается! После такого забега появилось стойкое ощущение фантомных игр, которые надо тестировать».

Алёна Кучерова, руководитель 2D-направления в GameBox

Самым же запоминающимся для организаторов стали не игры, а те, кто их делал. Участники ивента продемонстрировали невиданный уровень самоорганизации и самоотдачи. Взять, к примеру, Сергея Сокирку, который прошёл абсолютно все игры и подготовил таблицу с их оценками. Помните, как мы говорили, что проверять более сотни тайтлов было нелегко. Сергей сделал это в одиночку, да ещё и раньше жюри.

Ещё очень порадовали участники, которых организаторы прозвали «очень важными гусями», ведь они занимались действительно очень важным делом. Они стримили и комментировали игры с геймджема, чем сплачивали сообщество разработчиков и поднимали всем настроение. Большое спасибо Дине Левтеревой, Виктору Марченко, Илье Улыбашеву, Алексею Андрееву, Марине Шах, Валентину Корченову, Андрею Костюченко, Михаилу Ефремову, Игорю Шабалину, Полине Хайдуковой и Давиду Коява.

Отдельная благодарность Никите Билеткину, благодаря которому в Game Jam Lvl 1 поучаствовало на 30 команд больше, чем могло бы. Как это часто бывает на таких мероприятиях, много людей пришли в одиночку, надеясь найти соратников по ходу дела. К сожалению, не у всех получилось сделать это оперативно. Именно в этот момент на сцену вышел наш герой, который помог соло-разработчикам найти или создать команды.

«Для меня это был такой же вызов как и для участников джема. Темой моего челленджа стало „сохранить менталочку после трёх суток проверок“. Креативные работы участников помогали сохранить любовь к этому делу».

Владислав Борец, руководитель студии GameBox

Есть такой мем из двух фотографий: на одной счастливая девочка мечтательно смотрит вдаль, вертя в руках фломастер, на другой девочка держится за голову и сквозь слёзы рисует что-то в альбоме. Эта картинка прекрасно иллюстрирует геймдев, потому что думать о создании игры всегда весело, а создавать ее — это уже тяжелый труд.

Неудивительно, что этот же мем отлично отражает состояние организаторов по итогам геймджема. Во время подготовки, когда команда бурлила идеями, казалось, что провести ивент будет так же весело и легко, как испечь торт. Реальность же оказалась намного суровее. Пришлось не только печь торт, но и выращивать пшеницу для муки, кур для яиц, какао для шоколада, да и вообще строить целую кондитерскую фабрику.

И хотя Game Jam Lvl 1 не стал легкой прогулкой для организаторов, взамен тонны сгоревших нервных клеток они получили ценный опыт, с которым следующие ивенты будет планировать намного проще. К этому относятся и упоминавшиеся выше чёткие технические задания, и осознание того, что всем мил не будешь, и многое другое.

«Очень славно и правильно сформулирована тема [„Один уровень, разные задачи“]. В ней сидит такой маленький парадокс (много в одном) — и это подталкивает к раскрытию возможностей скромного управления и к инженерному творчеству. Так что неудивительно, что тут появились такие шедевры, как „Подушка«, „Уровень“или „Зеркало»».

Николай Дыбовский, основатель и руководитель студии Ice-Pick Lodge

Ну а теперь поговорим о самом интересном, о том, ради чего геймджем и затевался в первую очередь, — об играх. Всего в Game Jam Lvl 1 было целых пять победителей, и ещё один приз достался любимцу публики.

Пятое место заняла команда TWelve с игрой The Renaissance Mission. В этом красочном научно-фантастическом приключении, созданном всего двумя разработчиками, геймеры отправятся колонизировать далёкую планету. А чтобы жизнь им не казалось мёдом, там их будут поджидать плотоядные монстры. Выживут пассажиры корабля или станут кормом для космических жуков, зависит только от отважного и находчивого Оператора. В качестве приза TWelve получит четыре консультации для доработки игры.

<p><i>5-е место: игра The Renaissance Mission</i></p>

5-е место: игра The Renaissance Mission

Четвертую строчку в отчаянной схватке завоевала Definitely Not Potato, сразив жюри менеджером ресурсов на выживание Night Of Them. В этой мечте интроверта нам предстоит отбиваться от монстров, которые пытаются пролезть в нашу уютную квартиру. Кто они — зовущие на очередной пикник друзья или кровожадные зомби? Неважно! Нужно быстрее забивать окна остатками гитары, собирать ловушки из батареи и готовить бургеры! Чтобы игра обязательно пережила ночь разработки и увидела рассвет релиза, команда Definitely Not Potato получит четыре консультации от экспертов GameBox.

<p><i>4-е место: игра Night Of Them</i></p>

4-е место: игра Night Of Them

Бронзовая медаль, 50 тыс. ₽ и четыре консультации отправляются команде Mr. Bullet и её In Me:rror. На первый взгляд, перед нами обычный двухмерный платформер, в котором нужно бежать из точки «А» в точку «Б», прыгая, карабкаясь и преодолевая разные препятствия. Однако не спешите с выводами. Игра глубже, чем кажется, ведь на самом деле вы убегаете не от какой-то там точки, а от самого себя. Добавьте к этому механику «зеркального» управления, стильный чёрно-белый дизайн — и получите тайтл, который точно захочется увидеть однажды на полках цифровых магазинов.

<p><i>3-е место: игра In Me:rror</i></p>

3-е место: игра In Me:rror

Второе место досталось игре «Я потерял 3D-подушку и 2D-одеяло» команды «Просто by Airwolt». Необычное название тайтла отлично задаёт настроение для его прохождения, ведь пользователям предстоит помочь каменной птице, которая очень хочет спать. Героиня потеряла подушку и одеяло и теперь, находясь между сном и реальностью, пытается найти их, ориентируясь по карте, которая только путает. В общем, вместо того, чтобы пытаться осознать описание, лучше попробовать пройти головоломку самому. А её авторы между тем получат 75 тыс. ₽ и четыре консультации для доработки игры.

<i>2-е место: игра «Я потерял 3D-подушку и 2D-одеяло»</i>
2-е место: игра «Я потерял 3D-подушку и 2D-одеяло»

Немного оттянем представление победителя, рассказав об игре, получившей приз зрительских симпатий. Месяц сопровождения от GameBox гарантировала себе команда Deadline Team, выступившая на геймджеме с игрой Deadline. Чем же всех так зацепила Deadline? Вероятнее всего, своей жизненностью. В этом тайтле геймеры выступают в роли художника, которому надо сдать комикс до дедлайна, умело жонглируя работой и домашними обязанностями.

<i>Приз зрительских симпатий: игра Deadline</i>
Приз зрительских симпатий: игра Deadline

И-и-и… Барабанная дробь… Встречайте абсолютного чемпиона в весовой категории до 100 Мб по версии Game Jam Lvl 1 — LevelHeaded от команды Sky Castle! Игра LevelHeaded — это физическая головоломка-платформер про строительство. Здесь геймерам нужно расставлять ящики с помощью смекалки и какой-то там матери (последнее не обязательно, но это всё же стройка). Главным же помощником будет волшебный строительный уровень, с помощью которого можно буквально вертеть игровым уровнем. Потрясающая задумка и великолепное исполнение обеспечили команде 100 тыс. ₽ и четыре консультации от экспертов.

<p><i>1-е место: игра Level Headed</i></p>

1-е место: игра Level Headed

Ну вот и всё. Ещё раз поздравим победителей, поблагодарим участников и отправимся дальше. А что нас ждёт дальше? Новый уровень! Этот геймджем носил название Game Jam Lvl 1, поэтому, разумеется, впереди будет Game Jam Lvl 2. Ивент стал настоящим испытанием для всех: организаторов, экспертов и разработчиков, но полученные результаты определённо стоили того. Строго по секрету, студия GameBox уже начала подготовку к новому геймджему с учётом набитых шишек. Грядущее мероприятие будет более прозрачным и понятным благодаря новому вводному инструктажу, а также более весёлым, потому что иначе быть не может.

1818
5 комментариев

Очень понравилось, как один из экспертов посмотрел игру, не понял, в чем соль, и выставил низкие оценки. Но потом поглядел на оценки других экспертов, и сказал "дай-ка я еще поиграю, вникну хоть". В итоге оценки поставил высокие
Супер

3
Ответить

Эх, а короля не оценили по достоинству...

https://youtu.be/eRp6UE9UATM

2
Ответить

Кажется забыли прикрепить ссылочку на сообщество Gamebox. Ведь именно там будет самый первый анонс джема №2 )
https://discord.com/invite/425nx6ZVS6

2
Ответить

Приз зрительских симпатий, действительно, не зря получил свое место! :3

Ответить

pogchamp! все большие молодцы

Ответить