Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

Рассказываем, что такое Smart Object, как с ним работать и о чем помнить при использовании.

Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

Smart Object позволяет легко откатывать изменения, менять сразу несколько пропсов одновременно и с удобством работать над сетом предметов из одной линейки. Это экономит время и улучшает качество работы, поэтому разберемся, что такое Smart Object, когда его использовать, как это делать, в чем его преимущества и недостатки.

Статья написана на основе стрима «Зачем смарт-объекты художнику?» от художницы MYTONA и ментора на курсе Smirnov School «Основы создания окружения» Анны Аммосовой.

Что такое Smart Object и как он работает

Smart Object (SO) позволяет слить слои в один слой, при этом не сливая слои на самом деле, а еще безопасно менять картинку, легко откатывая изменения.

Поясним на наглядном примере по шагам. Допустим, у нас есть арт с девушкой, роботом и большим количеством деталей.

Автор арта: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Freal-sonkes&postId=1299038" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Иван Смирнов </a>
Автор арта: Иван Смирнов

Разные части картинки стандартно лежат на разных слоях: отдельно — база тела девушки, отдельно — части костюма, отдельно — лицо, отдельно — волосы и т.д. Итого: более 100 слоев. С таким количеством слоев работать уже становится неудобно, но слить их вместе мы пока не можем, потому что в будущем еще могут быть правки.

Тут на помощь приходит смарт-объект. Чтобы его сделать, выделяем все нужные нам слои, которые хотим объединить, и на панели в разделе «Слои» выбираем «Преобразовать в смарт-объект».

Еще можно кликнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт «преобразовать в смарт-объект». Автор арта: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Freal-sonkes&postId=1299038" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Иван Смирнов</a>
Еще можно кликнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт «преобразовать в смарт-объект». Автор арта: Иван Смирнов

В результате на панели отобразится слой со специальным значком в правом нижнем уголке — это и есть смарт-объект.

Автор арта: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Freal-sonkes&postId=1299038" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Иван Смирнов </a>
Автор арта: Иван Смирнов

Если тыкнуть на слой дважды, то SO и его содержимое откроются словно отдельный арт. Там будут находиться все слои, что мы выбрали, в изначальном виде. Открыть этот раздел можно и через раздел «Слои» — «Смарт-объекты» — «Редактировать содержимое».

Автор арта: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Freal-sonkes&postId=1299038" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Иван Смирнов </a>
Автор арта: Иван Смирнов

Слои внутри смарт-объекта можно редактировать как обычные слои. Сам же исходник при этом мы можем уменьшить — а потом увеличить без потери качества. Слои внутри SO останутся больших размеров. И это не единственная функция смарт-объекта — подробнее все разберем ниже.

Полезные возможности и преимущества смарт-объектов

SO помогают удобно работать с пропсами из одной линейки

Допустим, вам нужно нарисовать несколько фруктов и ягод в одной стилистике для проекта. У вас уже есть черешня, яблоко и банан — нужно еще дорисовать клубнику.

Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

Обычно делают так: создают новый документ, рисуют там полностью ягодку, копируют ее и ставят ее в ряд с другими — и понимают, что клубника стилистически не вписывается.

Здесь пригодятся SO: они помогают проверять, не отбиваетесь ли вы от общего стиля. Из каждого отдельного пропса делаем смарт-объект — при этом на исходнике они все вместе остаются в одном ряду. Художник отдельно внутри смарт-объекта рисует клубнику на удобном ему большом формате — и в любой момент может сохранить изменения внутри SO, вернуться к исходнику и посмотреть, вписывается ли клубника в общий сет.

Посмотрите, здесь открыто словно два файла: отдельно сам исходник, отдельно — СО со слоями клубники внутри
Посмотрите, здесь открыто словно два файла: отдельно сам исходник, отдельно — СО со слоями клубники внутри

Так работать удобнее и быстрее, чем если копировать клубнику из отдельного холста, вставлять ее в новый документ, уменьшать, уточнять масштабы и так далее.

SO позволяют вносить одни и те же изменения сразу в несколько рисунков

Предположим, вам нужно нарисовать простую монетку в разных цветах. Вы накидываете 6 вариантов.

Условные простые монетки (простите за шакальность)
Условные простые монетки (простите за шакальность)

Вам приходит фидбэк: совсем простая монетка, давай сделаем чуть сложнее и красивее. И если вы воспользуетесь смарт-объектом, вам не придется много переделывать.

Каждая монетка — это смарт-объект, который просто несколько раз скопирован. То есть каждый из этих смарт-объектов ведет к одному исходнику. Разберем наглядно, что это значит — для этого выбираем любой смарт-объект, открываем его и рисуем выемку в монетке.

Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

Сохраняем изменения — и выемки появляются вообще на всех монетках.

Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

SO позволяют редактировать фильтры

Если применять фильтр прямиком на слое, его нельзя потом скорректировать — можно только заново добавить или отрегулировать интенсивность, либо вообще отменить наложение фильтра.

На изображении сверху применили фильтры, потом их сохранили и вернулись обратно. На картинке снизу видно, что все ползунки стоят на изначальном месте
На изображении сверху применили фильтры, потом их сохранили и вернулись обратно. На картинке снизу видно, что все ползунки стоят на изначальном месте

На смарт-объектах все настройки фильтров сохраняются в виде отдельной строки под слоем — по необходимости можно тыкнуть на эту строку, и настройки фильтров откроются, и все преобразования будут сохранены.

Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

То есть их можно скорректировать. Кроме того, строку с фильтром можно скопировать и перенести к другому слою, чтобы обработать объекты одинаково.

Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

Дополнительные функции, о которых важно знать: преобразование в связанные, разгруппировка и разрыв связи

SO могут быть встроенными и связанными. На панели эти два вида смарт-объектов выглядят по-разному. Так выглядит значок встроенного смарт-объекта — это те SO, о которых мы говорили выше:

Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

Так выглядит иконка связанного смарт-объекта:

Как рисовать несколько схожих предметов и не тратить время: рассказываем про Smart Object и его применение в геймдеве

Связанные смарт-объекты — это, по сути, вынесение содержимого смарт-объекта в отдельный от исходника файл. Для этого надо открыть содержимое смарт-объекта, сохранить его отдельно через «Сохранить как» как отдельный файл. Вернуться в исходник, ткнуть правой кнопкой мыши по слою смарт-объекта и выбрать «Повторно связать с файлом» — и привязать тот файл, который мы только что сохранили.

Теперь смарт-объект ссылается на сторонний документ. Вы можете закрыть свой основной документ-исходник и рисовать только в отдельно сохраненном смарт-объекте — и изменения отразятся в исходнике.

Разгруппировка возвращает всю папку слоев в исходный документ — то есть вы избавляетесь от SO, и все слои, что были внутри него, возвращаются в исходный файл обычными слоями. Но тут есть подводный камень: при разгруппировке слетят все трансформации, которые вы делали с SO, например, накладывание фильтров. Это важно помнить.

Разрыв связи — сохранение двух или более копий SO таким образом, чтобы при дальнейшем редактировании они не ссылались на один и тот же исходник. Это пригодится, когда нужны разные изменения для разных смартов, которые до этого ссылались на один исходник.

Вернемся к примеру с монетками: допустим, заказчик хочет разные монетки, с более простым дизайном и с более сложным. Для этого выделяем те слои, которые нужно отредактировать иначе. Идем по пути: «Слои — Смарт-объект» и преобразуем слои в еще один смарт-объект. После этого получившийся смарт-объект сразу разгруппировываем. Теперь переходим в нужную монетку и там меняем то, что нам нужно — в итоге изменятся только те монетки, которые отдельно сохранены в отдельный SO.

Теперь мы получили две группы связанных объектов, которые редактируются независимо друг от друга.
Теперь мы получили две группы связанных объектов, которые редактируются независимо друг от друга.

Недостатки Smart Object

Недостатки смарт-объектов — это, скорее, то, о чем нужно помнить, чтобы не испортить изображение.

На исходном слое смарт-объекта нельзя рисовать. Также в исходнике нельзя применять некоторые инструменты — восстанавливающую кисть, «Штамп», «Архивная кисть», «Волшебный ластик», «Заливка», «Размытие» и «Осветлитель». Но сделать это можно на самом смарт-объекте.

Слетают трансформации при разгруппировке. Если смарт-объект преобразовать обратно в слои, тогда трансформации слетят. Причина в том, что все эти изменения привязаны к слою смарт-объекта, если этого слоя нет, то исчезнут и трансформации. Об этом важно помнить при работе.

Итоговая работа очень много весит. Вес файла может достигать и 5-10 гигабайт — это очень много. Сильно увеличивают вес дорожки файлов из нескольких смарт-объектов друг в друге.

Изменения будут стерты, если не сохранить их в основном файле. Если после редактирования содержимого SO сохранить изменения только там, но не сделать это в исходнике, тогда изменения исчезнут. Поэтому важно следить за этим и сохранять изменения везде.

Текст написала Анастасия Терентьева, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

7979
5 комментариев

Самая мощь — это комбинация с Layer Comps, которые научились запоминать состояние Layer Comps внутри Смарта.
Т.е. можно наделать разных состояний объекта (разный вид, разный текст, разные цвет, маски и т.д.) и переключать их, не заходя внутрь.
Например, переключать таким образом контент внутри мокапа или переключать стиль у сразу множества объектов с разным родителем.

7
Ответить

Вы забыли теги расставить.
А текст полезный спасибо. Вы одни из тех кто остались тут писать, за что вам огромное спасибо

2
Ответить

Спасибо, что отметили, сейчас расставим)
Благодарим за тёплые слова, стараемся!

6
Ответить

ctrl c + ctrl v

Ответить

Боже, насколько ж проще в 3д. Там инстансы и линки наоборот экономят память.

Ответить