«Игры не искусство» и другие спорные утверждения

Введение в тему от самых стареньких

Несколько дней назад, на русскоязычном YouTube, вспыхнуло зарево пожара.

Спичку, к тлеющей бочке противоречий, поднёс бывший журналист государственного телеканала, а ныне блогер левого толка Константин Сёмин.

По мнению блогера, игроки в компьютерные игры, тратят время впустую и могли бы заниматься саморазвитием, которое возможно, лишь от прочтения старых (почти классических книг), и просмотра не менее старого кино. Приводимые примеры, вроде произведения Достоевского «Преступление и наказание» или Толстого с его сборником переливаний из пустого в порожнее «Война и мир», по мнению блогера, обогащают человека и всесторонне его развивают.

Но давайте, мы с вами не будем акцентировать рассуждения на мыслях отдельных блогеров и приводимых ими в качестве источника своих убеждений, изречений известных критиков жанра компьютерных игр. А наоборот, оттолкнёмся от собственных ощущений и разберёмся, являются ли игры искусством, и если это так, то прочертим эту грань.

Развитие другого искусства, как шаг к игровому будущему

Много-много лет тому назад, когда на Земле уже не водились динозавры, а на их место пришли древние греки, искусством, например, стал театр. И самые грязные плебеи, и знатные аристократы, все любили театр, который сразу получил статус «большого искусства». Театр отражал реальность и часто пародировал свершившиеся события.

Исторически так сложилось, что именно театр стал основой искусств, ещё до того, как кому-то пришло в голову, разбить прекрасное на категории. Не будем углубляться в другие виды искусства, например в живопись или поэзию, однако отметим, что духовное и нравственное развитие, равно как и деградацию, от любого искусства, и произведения, получить крайне легко.

На смену театру, который тоже не стоял на месте, а эволюционировал, пришло кино. От знаменитого «Прибытия поезда» до культовой «Матрицы» прошло не так много лет. Но в начале своего пути, актёры театра всерьёз думали, что «баловство» кино, рано или поздно пройдёт. Да, актёры театра снимались в кино, но ещё долгие годы (а порой и ныне в XXI веке), сохраняется предубеждение, что стоит театральному актёру уйти в кино, актёром он быть перестанет и лишится мифического «дара Мельпомены».

Кино стало отличным заменителем театра, а для растущей массы рабочего населения, выгодным инструментом окультуривания. Аристократический театр, оперные постановки, классическая музыка, выставки картин — всё это было непонятно простым обывателям, вчерашним землепашцам и рабочим заводов по всему миру. Кино же, в наглядной форме показывало события, передавало характер героев, без необходимости читать программу спектакля, чтобы понять о чём собственно речь.

Постепенно кино проникло в наше сознание столь глубоко, что всяческое его оттуда вытеснение очень болезненно. И если любителей театра становится меньше, то попробуй оторви среднего человека от подписки на Netflix или HBO. И вот уже миллионы людей по всему миру смотрят условную «Игру в кальмара», а не идут в двадцатый раз на переосмысление «Мёртвых душ» Гоголя. Почему? Потому что искусство отражает реальность, в данном случае, реальность века XXI и века XIX.

Как закалялся Gamedev

С развитием ЭВМ к нам пришли игры, аркадные автоматы, простенькие 8-битные «убивалки» времени и первые игроманы. Игра была доступна и становилась всё более доступной, появлялись карманные устройства. Вспомним уже заезженную «Электронику».

«Игры не искусство» и другие спорные утверждения

И тут стоит сразу обозначить, как и «Прибытие поезда» в кино, эти игры не были искусством. Они стали первым шагом в непростой истории становления нового. Открывая целый мир электронных развлечений, создавая жанры и тенденции. Это сейчас нам кажется, что первые игры были простыми и почти бессмысленными. (Да, мы ждали мультик в конце, но эту цель мы придумали сами). Но, смысл в них был, они заложили фундамент.

Игры станут искусством тогда, когда кто-то признается, что разрыдался на 17 уровне.

Стивен Спилберг, Кинорежиссёр

Когда мы слышим нечто подобное на ум сразу приходит Pacman или «Волк с яйцами», но за десятки лет развития, индустрия ушла далеко вперёд. Поэтому, делать умное лицо и рассуждать об играх XXI века, беря примеры из игр конца XX, идея заранее провальная. Ведь сравнивать немые фильмы Чарли Чаплина с тем же «Интерстеллар» это несколько странно. Другой уровень технологий, другое качество съёмки, можно спорить о художественной ценности и наполненности смыслами, но это уже обсуждение вкуса в искусстве. Стоит признать, что развитие порождает новые примеры и высоты.

Огни большого города, 1931 год <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%25A7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%2C_%25D0%25A7%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25B7&postId=974073" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Чарльз Чаплин</a>
Огни большого города, 1931 год Чарльз Чаплин

И вот наступили годы развития игровой индустрии. Появляются целые жанры, оставляющие следы (иногда грязные) в нашей памяти. Например, жанр «русского квеста». Кто-то ещё помнит о приключениях «Петьки и ВиЧа», где комдив Чапаев и его ординарец побеждают инопланетян, спасают Аляску и ищут «золото партии»? Была ли конкретно эта серия искусством? Если и да, то явно не самым передовым. Оттого и зачахла, не сумев преодолеть родовые болячки. Но свой след она оставила.

Намного больший и менее запашистый след оставила серия Half-Life, мы до сих пор молим Гейба подарить нам третью часть и ответить на некоторые вопросы сюжетных твистов. И кто скажет, что сюжет там не был искусством? Возможно, для первой части, это утверждение и актуально, но признайтесь, кто-то сдержал эмоции во второй?

Геймдев рос, крепчал и становился всё более ориентированным не на убийство свободного времени, а на донесение мыслей авторов. Нет, конечно, сохранились и бессмысленные игры или игры с откровенно слабым сюжетом, и проработкой мира, но редкая игра такого плана «цепляла аудиторию». Даже в мясном шутере Serious Sam была история, нам до сих пор интересно, что там с Менталом и как уместить всё на понятной хронологической шкале.

Когда игра больше чем искусство

Знакомо ли вам ощущение, когда после прохождения игры, вопросов остаётся больше, чем ответов? Ждёте ли вы продолжения истории с надеждой на эти ответы? Как яркий пример, серия Souls. Фанаты и по сей день строят теории на обрывках информации и собственных догадках. Красиво рассказанная, вернее, недосказанная история, уже повод задуматься, что хотел донести до нас творческий коллектив, создавая игру. Для кого-то это не важно, прошёл и забыл, а кто-то относится к этому миру, как к загадке «Чёрного квадрата» Малевича.

Напоминает споры "лороведов" Souls серии
Напоминает споры "лороведов" Souls серии

Даже в ранних играх серии Grand Theft Auto был сюжет, но со временем, вместе с развитием индустрии и трендов в ней, сюжет обрёл целостность и стал рассказывать историю. Например, сюжет GTA IV, был знаком жителям Восточной Европы и СНГ, все мы хотя бы слышали о фильмах «Брат» и «Брат 2», ну а сюжет в пятой части, как лоскутное одеяло, собирал образы из различных фильмов и книг в единую картину. Удачно или нет, предмет дискуссии, но работа сценаристов делает игру похожей на книгу или фильм.

Ещё больше сценаристы внесли в игры серии Deus Ex, игра даёт эмоции, музыка подкрепляет ощущения, а дизайн уровней и героев, как раз «утирает нос» изречению Спилберга. Иной раз на каком-нибудь, 17 уровне и слеза навернётся от осознания происходящего. На ум сразу приходит целый жанр.

Интерактивное кино

Вот казалось бы, игра — убийца времени и не несёт в себе зерна саморазвития. Но есть же целый жанр игр-фильмов, где мы влияем на события и последствия. Fahrenheit, Heavy Rain, Detroit: Become Human. Это только некоторые представители. Искусство ли это? Кино ли это или всё же игра? И пока технологии ещё не добрались до полноценного VR-опыта. Что будет через несколько лет, когда полноценный виртуальный опыт в таких приключениях станет доступен, можно только догадываться.

И не станет ли это заменой всем фильмам сразу? Ну признайтесь, хотели бы оказаться в мире «Игры престолов» и на что-то повлиять, например? Или пойти с Фродо в самоубийственный поход с кольцом? Быть может, стать спутником Геральта из Ривии? Так и соприкасаются, признанное искусство (книги и кино) с новым — играми. И отказывать им в праве быть, равносильно, что отказывать джазу или рок-н-роллу, в таком же праве (а такое в истории бывало).

Сегодня ты играешь в Detroit, а завтра покупаешь робот-пылесос
Сегодня ты играешь в Detroit, а завтра покупаешь робот-пылесос

Глубина истории или почему Толстой хуже Дэна Хаузера

Некоторые критики игр уверяют, что книга рассказывает историю и чему-то учит. А игра наоборот, если что-то и рассказывает, то ничему не учит. Давайте посмотрим, так ли это на простом примере. Лев Николаевич Толстой написал «Война и мир», многие читали в школьные годы, кто-то чуть позже. Книга большая, сложная и написана так, чтобы передать всё, что передавать и не требуется. Чего стоит описание того факта, что герой Толстого, две страницы смотрит на дуб. Просто смотрит и переживает внутренний кризис. Или метания Наташи Ростовой, которые конечно важны, но уж очень затянуты.

Учит ли нас данное произведение чему-то? Ответ у каждого свой, но в целом, да. Оно учит нас многому и прежде всего, ценить своё время в чтении трудов классиков. Что же игра? Она тоже жрёт наше время, там есть побочные задания, активности и «вовлекалочки», и даже, о ужас, мультиплеер. Они нас ничему не учат. Но давайте оценим лишь сюжетное прохождение (ведь многие люди играют именно так, проходят сюжет, а не свежуют сотни оленей для создания шапки).

Учит ли нас Red Dead Redemption 2 чему-то? И ответ положительный, игра учит нас дружбе, говорит о темах предательства, человечности и отношения к людям, природе и себе самому. Она раскрывает главного героя, как сложную (может не такую сложную, как Пьер Безухов, но личность). Артур Морган не просто болванчик, а личность, которая страдает и мечется. Можно ассоциировать себя с ним, а можно этого не делать, но сопереживать игра заставляет. Даёт почву для размышлений.

Да чёрт возьми, даже не столь масштабные игры дают повод откинуться в кресле и подумать. Disco Elysium, после прохождения, да и во время него, как бы намекает: «Остановись и подумай». Подумать следует о том, а не похож ли ты на главного героя «без памяти и лица», не напоминает ли тебе мир игры реальность, пусть и приукрашенную. И в конце, перед тобой ставится вопрос, жаль ли тебе видеть этот мир и себя в нём? И размышления над сюжетом и подачей приводят каждого к своим ответам. Они подталкивают к мыслительной деятельности и саморазвитию. (Например, что неплохо бы бросить пить и заняться собой).

Если книга и игра делают теперь одинаковые вещи, представляют почву для размышлений, увлекая, развлекая и подталкивая к мыслительной активности, как к главному отличию человека разумного, следует ли по-прежнему отказывать играм в праве именоваться искусством?

Домашнее задание

Есть много книг, фильмов, музыки и наконец игр, которые стали если не классикой, то значимым явлением. Какие-то общепризнаны, какие-то строго индивидуальны. Предлагаю поразмыслить над этим и ответить на вопрос, не слушая седых авторитетов и блогеров: «Какие книги, игры, фильмы, повлияли лично на меня?»

Может это будет «Бесконечное лето» или антивоенная This War of Mine, а может, вы поняли Грету Тунберг благодаря Frostpunk. Каждый сам приходит к выводам и подводит черту под услышанным, прочитанным или сыгранным. На кого-то влияет Достоевский и Чехов, а на кого-то ещё, и Кодзима с Миядзаки.

Не отказывайте играм в праве на искусство, они стараются и повышают уровень. Что-то становится трендом, а что-то уходит в андеграунд, но объективная истина такова — мир развивается и меняется, меняются и способы донести информацию. Театр не свежий и почти не развивается, кино до боли знакомо, а игры — пока в новинку. Пройдут годы и будет другое искусство. Вот только ему снова откажут, возможно это сделаем мы с вами, геймеры, не признающие нового.

Заключение

Разжигать пожары на Youtube и реагировать на высказывания блогеров, дела одинаково бессмысленные. Каждый останется при своём мнении. Лишь прогресс неумолимо шагает впереди наших затвердевших убеждений. Не цепляйтесь за мнения авторитетов и мимокрокодилов. Имейте свою точку зрения и развивайте мышление. Оно вам, как человеку, несомненно разумному, ещё пригодится.

Читайте книги, смотрите фильмы и играйте в игры, если это вам нравится. Ваши дети всё равно назовут вас ретроградом. Смиритесь. И всего вам доброго!

Игры это искусство?
Однозначно да
Сложно сказать
Конечно нет
2828
95 комментариев

Пожар с Семиным горит аж с конца ноября.
А вообще, смотреть на нашу околополитическую тусовку без слез нельзя. Блядский цирк, что слева, что справа.

17

Люди 20 лет работали, выкорчёвывали все живое и делали её такой, а ты теперь на околополитическую тусовку без слёз смотреть вздумал.

5

Пиздец)
Домашнее задание задаёт автор текста, не знающий, что актёры (лицедеи) бо́льшую часть истории цивилизации бывшие нерукопожатными париями, которых в приличные места не пускали как проституток. Он даже скриншот из ярко иллюстрирующего это сериала приводит на голубом глазу. Ладони больно, лицу больно.

А по теме очень странно, что профессионально изобличающий капитализм Сёмин ещё не пришел к единственно верному ответу: любая творческая деятельность может быть искусством, а может быть ебучим конвеером по отъёму бабла у населения.
Есть Квин, а есть бритни спирс.
Есть Три биллборда..., А есть форсаж 137.
Есть Ведьмак, а есть баттлфилд 2042.
Где — что, каждый сам без помощи сможет разобраться.
Покопаться в причинах может быть забавной гимнастикой для ума. Например, порассуждать о влиянии на конечный продукт степени отчуждения труда. Но Сёмин пошел по более простому пути: "всё хуйня".

15

Есть Квин, а есть бритни спирс. Есть Три биллборда..., А есть форсаж 137. Есть Ведьмак, а есть баттлфилд 2042.

Хех, я ничего из этого не считаю искусством, если честно))
Критерии могут быть разными просто.

1

Комментарий недоступен

Не все игры искусство, как и не каждая литература, изображение, музыка и прочее. Зацикливание на чём-то одном без понимания что это и зачем (та самая классика вроде Толстого и Достоевского) есть ничто иное как деградация. Развитие возможно только одним единственным способом - движением вперёд, оно в целом не исключает ознакомления с творчеством Толстого, Достоевского и прочих классиков, но не ограничивается только ими, работы современных авторов не менее важны и игры в том числе (хотя опять же не каждая игра каким-то образом способствует культурному развития личности).

9

Развитие возможно только одним единственным способом - движением вперёд

Эволюционный процесс, кстати, с тобой не согласится. Ещё можно развиться, деграднув до более несовершенного состояния, чтобы иметь точки роста для адаптации к меняющимся условиям. А ещё можно просто убить всех, кто более развит по сравнению с тобой, устранив так конкурента. А можно вообще послать на хер прогресс, 300 миллионов лет никак не меняться и спокойно пережить сотни падений метеоритов и ледниковых периодов.

Ещё бы понять, что это за "вперёд" и в какую сторону считается "вперёд", а в какую "назад", какие критерии развития и движения, и что это за стороны вообще, мы вроде не на прямой с двумя направлениями живём.

Плюсы классики в том, что она осталась всем известной и интересной, несмотря на то, что весь мир, казалось бы, "ушёл вперёд". Этим произведениям можно доверять, потому что они прошли проверку временем, чисто эмпирически подтвердили своё качество.

Зацикливание на чём-то одном без понимания что это и зачем (та самая классика вроде Толстого и Достоевского) есть ничто иное как деградация.

Так а что если это понимание приходит только с упорным чтением и перечитыванием? Если человек решил не обращаться к словам училки в школе, которая выдала ему стандартную байку о ценности произведения, и хочет докопаться сам? Что если это "понимание" не что-то данное до чтения, а цель для читателя? И в этом случае чтение новой литературы не поможет понять, что говорится у Чехова или Булгакова, и для этого нужно наборот копать глубже в прошлое, вплоть до Гомера.

6