«Игры не искусство» и другие спорные утверждения
Введение в тему от самых стареньких
Несколько дней назад, на русскоязычном YouTube, вспыхнуло зарево пожара.
Спичку, к тлеющей бочке противоречий, поднёс бывший журналист государственного телеканала, а ныне блогер левого толка Константин Сёмин.
По мнению блогера, игроки в компьютерные игры, тратят время впустую и могли бы заниматься саморазвитием, которое возможно, лишь от прочтения старых (почти классических книг), и просмотра не менее старого кино. Приводимые примеры, вроде произведения Достоевского «Преступление и наказание» или Толстого с его сборником переливаний из пустого в порожнее «Война и мир», по мнению блогера, обогащают человека и всесторонне его развивают.
Но давайте, мы с вами не будем акцентировать рассуждения на мыслях отдельных блогеров и приводимых ими в качестве источника своих убеждений, изречений известных критиков жанра компьютерных игр. А наоборот, оттолкнёмся от собственных ощущений и разберёмся, являются ли игры искусством, и если это так, то прочертим эту грань.
Развитие другого искусства, как шаг к игровому будущему
Много-много лет тому назад, когда на Земле уже не водились динозавры, а на их место пришли древние греки, искусством, например, стал театр. И самые грязные плебеи, и знатные аристократы, все любили театр, который сразу получил статус «большого искусства». Театр отражал реальность и часто пародировал свершившиеся события.
Исторически так сложилось, что именно театр стал основой искусств, ещё до того, как кому-то пришло в голову, разбить прекрасное на категории. Не будем углубляться в другие виды искусства, например в живопись или поэзию, однако отметим, что духовное и нравственное развитие, равно как и деградацию, от любого искусства, и произведения, получить крайне легко.
На смену театру, который тоже не стоял на месте, а эволюционировал, пришло кино. От знаменитого «Прибытия поезда» до культовой «Матрицы» прошло не так много лет. Но в начале своего пути, актёры театра всерьёз думали, что «баловство» кино, рано или поздно пройдёт. Да, актёры театра снимались в кино, но ещё долгие годы (а порой и ныне в XXI веке), сохраняется предубеждение, что стоит театральному актёру уйти в кино, актёром он быть перестанет и лишится мифического «дара Мельпомены».
Кино стало отличным заменителем театра, а для растущей массы рабочего населения, выгодным инструментом окультуривания. Аристократический театр, оперные постановки, классическая музыка, выставки картин — всё это было непонятно простым обывателям, вчерашним землепашцам и рабочим заводов по всему миру. Кино же, в наглядной форме показывало события, передавало характер героев, без необходимости читать программу спектакля, чтобы понять о чём собственно речь.
Постепенно кино проникло в наше сознание столь глубоко, что всяческое его оттуда вытеснение очень болезненно. И если любителей театра становится меньше, то попробуй оторви среднего человека от подписки на Netflix или HBO. И вот уже миллионы людей по всему миру смотрят условную «Игру в кальмара», а не идут в двадцатый раз на переосмысление «Мёртвых душ» Гоголя. Почему? Потому что искусство отражает реальность, в данном случае, реальность века XXI и века XIX.
Как закалялся Gamedev
С развитием ЭВМ к нам пришли игры, аркадные автоматы, простенькие 8-битные «убивалки» времени и первые игроманы. Игра была доступна и становилась всё более доступной, появлялись карманные устройства. Вспомним уже заезженную «Электронику».
И тут стоит сразу обозначить, как и «Прибытие поезда» в кино, эти игры не были искусством. Они стали первым шагом в непростой истории становления нового. Открывая целый мир электронных развлечений, создавая жанры и тенденции. Это сейчас нам кажется, что первые игры были простыми и почти бессмысленными. (Да, мы ждали мультик в конце, но эту цель мы придумали сами). Но, смысл в них был, они заложили фундамент.
Игры станут искусством тогда, когда кто-то признается, что разрыдался на 17 уровне.
Когда мы слышим нечто подобное на ум сразу приходит Pacman или «Волк с яйцами», но за десятки лет развития, индустрия ушла далеко вперёд. Поэтому, делать умное лицо и рассуждать об играх XXI века, беря примеры из игр конца XX, идея заранее провальная. Ведь сравнивать немые фильмы Чарли Чаплина с тем же «Интерстеллар» это несколько странно. Другой уровень технологий, другое качество съёмки, можно спорить о художественной ценности и наполненности смыслами, но это уже обсуждение вкуса в искусстве. Стоит признать, что развитие порождает новые примеры и высоты.
И вот наступили годы развития игровой индустрии. Появляются целые жанры, оставляющие следы (иногда грязные) в нашей памяти. Например, жанр «русского квеста». Кто-то ещё помнит о приключениях «Петьки и ВиЧа», где комдив Чапаев и его ординарец побеждают инопланетян, спасают Аляску и ищут «золото партии»? Была ли конкретно эта серия искусством? Если и да, то явно не самым передовым. Оттого и зачахла, не сумев преодолеть родовые болячки. Но свой след она оставила.
Намного больший и менее запашистый след оставила серия Half-Life, мы до сих пор молим Гейба подарить нам третью часть и ответить на некоторые вопросы сюжетных твистов. И кто скажет, что сюжет там не был искусством? Возможно, для первой части, это утверждение и актуально, но признайтесь, кто-то сдержал эмоции во второй?
Геймдев рос, крепчал и становился всё более ориентированным не на убийство свободного времени, а на донесение мыслей авторов. Нет, конечно, сохранились и бессмысленные игры или игры с откровенно слабым сюжетом, и проработкой мира, но редкая игра такого плана «цепляла аудиторию». Даже в мясном шутере Serious Sam была история, нам до сих пор интересно, что там с Менталом и как уместить всё на понятной хронологической шкале.
Когда игра больше чем искусство
Знакомо ли вам ощущение, когда после прохождения игры, вопросов остаётся больше, чем ответов? Ждёте ли вы продолжения истории с надеждой на эти ответы? Как яркий пример, серия Souls. Фанаты и по сей день строят теории на обрывках информации и собственных догадках. Красиво рассказанная, вернее, недосказанная история, уже повод задуматься, что хотел донести до нас творческий коллектив, создавая игру. Для кого-то это не важно, прошёл и забыл, а кто-то относится к этому миру, как к загадке «Чёрного квадрата» Малевича.
Даже в ранних играх серии Grand Theft Auto был сюжет, но со временем, вместе с развитием индустрии и трендов в ней, сюжет обрёл целостность и стал рассказывать историю. Например, сюжет GTA IV, был знаком жителям Восточной Европы и СНГ, все мы хотя бы слышали о фильмах «Брат» и «Брат 2», ну а сюжет в пятой части, как лоскутное одеяло, собирал образы из различных фильмов и книг в единую картину. Удачно или нет, предмет дискуссии, но работа сценаристов делает игру похожей на книгу или фильм.
Ещё больше сценаристы внесли в игры серии Deus Ex, игра даёт эмоции, музыка подкрепляет ощущения, а дизайн уровней и героев, как раз «утирает нос» изречению Спилберга. Иной раз на каком-нибудь, 17 уровне и слеза навернётся от осознания происходящего. На ум сразу приходит целый жанр.
Интерактивное кино
Вот казалось бы, игра — убийца времени и не несёт в себе зерна саморазвития. Но есть же целый жанр игр-фильмов, где мы влияем на события и последствия. Fahrenheit, Heavy Rain, Detroit: Become Human. Это только некоторые представители. Искусство ли это? Кино ли это или всё же игра? И пока технологии ещё не добрались до полноценного VR-опыта. Что будет через несколько лет, когда полноценный виртуальный опыт в таких приключениях станет доступен, можно только догадываться.
И не станет ли это заменой всем фильмам сразу? Ну признайтесь, хотели бы оказаться в мире «Игры престолов» и на что-то повлиять, например? Или пойти с Фродо в самоубийственный поход с кольцом? Быть может, стать спутником Геральта из Ривии? Так и соприкасаются, признанное искусство (книги и кино) с новым — играми. И отказывать им в праве быть, равносильно, что отказывать джазу или рок-н-роллу, в таком же праве (а такое в истории бывало).
Глубина истории или почему Толстой хуже Дэна Хаузера
Некоторые критики игр уверяют, что книга рассказывает историю и чему-то учит. А игра наоборот, если что-то и рассказывает, то ничему не учит. Давайте посмотрим, так ли это на простом примере. Лев Николаевич Толстой написал «Война и мир», многие читали в школьные годы, кто-то чуть позже. Книга большая, сложная и написана так, чтобы передать всё, что передавать и не требуется. Чего стоит описание того факта, что герой Толстого, две страницы смотрит на дуб. Просто смотрит и переживает внутренний кризис. Или метания Наташи Ростовой, которые конечно важны, но уж очень затянуты.
Учит ли нас данное произведение чему-то? Ответ у каждого свой, но в целом, да. Оно учит нас многому и прежде всего, ценить своё время в чтении трудов классиков. Что же игра? Она тоже жрёт наше время, там есть побочные задания, активности и «вовлекалочки», и даже, о ужас, мультиплеер. Они нас ничему не учат. Но давайте оценим лишь сюжетное прохождение (ведь многие люди играют именно так, проходят сюжет, а не свежуют сотни оленей для создания шапки).
Учит ли нас Red Dead Redemption 2 чему-то? И ответ положительный, игра учит нас дружбе, говорит о темах предательства, человечности и отношения к людям, природе и себе самому. Она раскрывает главного героя, как сложную (может не такую сложную, как Пьер Безухов, но личность). Артур Морган не просто болванчик, а личность, которая страдает и мечется. Можно ассоциировать себя с ним, а можно этого не делать, но сопереживать игра заставляет. Даёт почву для размышлений.
Да чёрт возьми, даже не столь масштабные игры дают повод откинуться в кресле и подумать. Disco Elysium, после прохождения, да и во время него, как бы намекает: «Остановись и подумай». Подумать следует о том, а не похож ли ты на главного героя «без памяти и лица», не напоминает ли тебе мир игры реальность, пусть и приукрашенную. И в конце, перед тобой ставится вопрос, жаль ли тебе видеть этот мир и себя в нём? И размышления над сюжетом и подачей приводят каждого к своим ответам. Они подталкивают к мыслительной деятельности и саморазвитию. (Например, что неплохо бы бросить пить и заняться собой).
Если книга и игра делают теперь одинаковые вещи, представляют почву для размышлений, увлекая, развлекая и подталкивая к мыслительной активности, как к главному отличию человека разумного, следует ли по-прежнему отказывать играм в праве именоваться искусством?
Домашнее задание
Есть много книг, фильмов, музыки и наконец игр, которые стали если не классикой, то значимым явлением. Какие-то общепризнаны, какие-то строго индивидуальны. Предлагаю поразмыслить над этим и ответить на вопрос, не слушая седых авторитетов и блогеров: «Какие книги, игры, фильмы, повлияли лично на меня?»
Может это будет «Бесконечное лето» или антивоенная This War of Mine, а может, вы поняли Грету Тунберг благодаря Frostpunk. Каждый сам приходит к выводам и подводит черту под услышанным, прочитанным или сыгранным. На кого-то влияет Достоевский и Чехов, а на кого-то ещё, и Кодзима с Миядзаки.
Не отказывайте играм в праве на искусство, они стараются и повышают уровень. Что-то становится трендом, а что-то уходит в андеграунд, но объективная истина такова — мир развивается и меняется, меняются и способы донести информацию. Театр не свежий и почти не развивается, кино до боли знакомо, а игры — пока в новинку. Пройдут годы и будет другое искусство. Вот только ему снова откажут, возможно это сделаем мы с вами, геймеры, не признающие нового.
Заключение
Разжигать пожары на Youtube и реагировать на высказывания блогеров, дела одинаково бессмысленные. Каждый останется при своём мнении. Лишь прогресс неумолимо шагает впереди наших затвердевших убеждений. Не цепляйтесь за мнения авторитетов и мимокрокодилов. Имейте свою точку зрения и развивайте мышление. Оно вам, как человеку, несомненно разумному, ещё пригодится.
Читайте книги, смотрите фильмы и играйте в игры, если это вам нравится. Ваши дети всё равно назовут вас ретроградом. Смиритесь. И всего вам доброго!