Как найти свой стиль в рисунке?
Поделюсь историей поиска стиля на своем примере. Постараюсь уложить большую часть своей жизни, которая помогла мне в этом самоопределении в 7 минут чтения.
Что я понимаю под словом «стиль»?
Стилем я называю определенный набор графических приемов, которые необходимы каждому художнику для визуализации идей на холсте или в любом другом формате. Это приемы, которые складываются в паттерн и делают работы одного и того же автора узнаваемыми.
Если мы ищем готовый набор в формате «Увидел и повторил», то всё просто. Открываем Artstation, Inst или Pinterest и вуаля — тысячи стилей, вариаций и примеров для вдохновения, из которых можно выбрать, что угодно. Реализм, казуалка или комиксный. Как понять, что тебе подходит, какой стиль будет идентифицировать тебя как автора и помогать выражать собственные идеи и мысли, а не ограничивать их правилами?
Ответ простой: не узнаешь, пока не попробуешь.
Стиль, должен решать определенные задачи и работать на желания и цели автора. Чтобы разобраться в этом, я рекомендую провести честный анализ того, что вам нравится в процессе создания работ, а что нет. Чтобы собрать нужный мне набор графических приёмов, я начал с анализа своего процесса работы:
- Я не люблю рендерить. Рендер – это когда ты тратишь кучу часов на то, чтобы «отполировать ботинки» до такой степени, чтобы слепило прохожих, но по сути, ботинки как были ботинками так ими и остались. Идея закончилась в момент формирования формы.
- Проблема в том, что сами по себе детали я люблю и “отполированные ботинки продаются, а не ухоженные так и пылятся на складах”. Поэтому, хочется найти баланс между необходимой детализацией и многочасовым вылизыванием до идеала.
- Я не умею в красивый и ровный лайн.
- Я, в общем и целом, рисую «неаккуратно», мне хочется больше мазков, красок и живописности.
- Мне важно, чтобы процесс приносил удовольствие и я морально не уставал от работы.
Если кратко, то хочу быстро, при этом детально и живописно.
У каждого тут будет свой набор критериев, вот вам чек-лист вопросов, чтобы честно поговорить с самим собой:
1. Мой любимый этап в создании работы (генерация идеи, скетчинг, работа с цветом, рендер)
2. Мой нелюбимый этап работы, который хотелось бы минимизировать
3. Я очень хорош в ______
4. Я не очень хорош, но хочу прокачать ______
5. Я не очень хорош и пока не хочу качать ______
Запомним описанные мной проблемы и окунемся в прошлое
Начнем с базы и копнем в детство, психологи взбудоражились и переглянулись. Я все юные годы читал комиксы про супергероев и человека паука и перерисовывал с них разных персонажей. По сути, делал то, от чего кайфовал.
В какой-то момент, родной отец, познакомил меня с графикой Бориса Вальехо. Он просто ждал когда мой мозг окрепнет для таких картинок. В следствии этого та папка на компьютере была самой секретной. Там было всё: от классической, реалистичной живописи, до полуголых девиц, нарисованных тушью.
Я перерисовывал карандашом всё, что глазу приглянулось и вы можете догадаться, что это было. Верно, полуголые девушки на весь альбомный лист.
И если графика мне нравилась и даже что-то получалось, то вот живопись… С живописью у меня было не очень и эта проблема со мной до сих пор. Цвет — это мой дикий ужас и боль. То слишком светлые работы, то слишком грязные, то не хватает «сочности» (терпеть не мог это слово). И в воздухе всегда витает: «Парням не дано, у девушек лучше с живописью и цветопередачей». Надо сказать, статистическая выборка сомнительна. Где бы не учился, когда ты и твой друг одни на целый поток девушек, и не важно, художка, архитектурный факультет, легко учителям выдавать такие выводы о том, кому дано, а кому нет в живописи. Ну, оставим это для обсуждения в комментариях: как считаете действительно ли у девушек выше цветочувствительность или это вопрос практики и натренированности? (А не преподавательского сексизма)
Что касается тренировки лайна, с ним я успел плотно столкнуться в универе. Чертежи зданий, детали конструкций и геодезические планы местности. Не слишком весело, но хорошо вправляет мозг и развивает пространственное мышление. Нынешний я, благодарит меня из прошлого, за то что я чертил все, что было нужно по учебе с полной отдачей и даже не смотря на попорченные нервы. Недавно меня это буквально спасло на рабочем проекте.
В те же студенческие годы, чтобы заработать на жизнь и закрывать хотелки, я рисовал портреты и сюжеты на заказ, в технике DotWork. Это такой стиль, когда ты на протяжении 10 часов долбишь линером по бумаге под жесткий рок, пока стержень с обратной стороны не вылетит.
Теперь отматываем на 5 лет вперёд от беззаботных времен и вот он я — рисую в аутсорс-компании казуальные объекты и не понимаю, где же тот самый мой стиль: казуалка мне не вкатывает, а в реализм я не умею. Где бы свободное время на его поиск взять, а не на фриланс, чтобы на ноги встать, живя в другом городе.
4 года осознанного поиска, метаний из стороны в сторону: стадики, фриланс, задачи на работе, пробы в собственных проектах. И, вдруг, случайный аккаунт художника Alex Vede в Запретграмме, цепляет меня своими линиями, атмосферой и простотой. Понятно, что цепляли многие, но тут звезды сошлись и выпал тот самый момент, когда я могу попробовать.
Попробовать найти свой стиль, через копирования его у других художников. Путь очень эффективный, особенно когда ты грамотно анализируешь то что делает другой автор. Несколько работ для себя, затем участие в более масштабном, рабочем проекте и всё срастается, кажется я его нашел, свой стиль.
Почему я решил, что стиль этого парня очень пересекается с тем, к чему я хочу стремиться. Погнали по пунктам:
— Отличительная черта его лайна в том, что он быстрый, скетчёвый и мега детальный, за счет своей «мусорности».
— Надо ли уметь в ровный и красивый лайн? Нет, нужно работать с ним, как с живым материалом, где упало, там и оставить, дополнить или укрупнить акцент.
— Живописность? Естественно, различные крапинки, грязь, заливки и кучки разнообразных линий её и создают.
— Быстро? Да, относительно того, что я считаю быстро. Я не сижу над работой по 100 часов, мне хватает 15-20, из которых большую часть времени ищу идею и работаю со светом.
— А как же рендер, в таком скетчевом формате? Его нет. Картина выглядит законченной на столько, на сколько нужно чтобы передать идею и атмосферу, чтобы художника поняли и взглядом зацепились за его работу.
Мне кажется, что в соц.сетях вы часто сталкивались с парой-тройкой популярных художников чей стиль и сюжеты очень схожи. Проблема ли это? Нет, у каждого свой характер, своя история.
Какой итог?
Анализ собственных сильных и слабых сторон, творческого пути и насмотренность помогли мне сформировать пул графических приёмов, которые помогают сейчас развивать и прокачивать свой стиль.
И так, из чего теперь состоит мой стиль?
Мусорный лайн - основная направляющая форм и силуэтов объекта, с помощью которой я определяю их дизайн и композицию. Так же, это база всей детализации.
Базовые цвета - ими я определяю настроение картины и основные цветовые сочетания
Атмосферные эффекты - туман, частички пыли, «комиксные точки». То что позволит добавить жизни в работу и усилит стилизацию.
Получается, нужно было остановиться и подумать, что я люблю и от какого результата и процесса получаю удовольствие. Мне 28 лет, я потратил много времени на разные форматы, подходы. Это можно расценивать как бесполезное время, но, в действительности, именно эти метания и есть мой вектор развития в собственном стиле. Получается, что всё, что мы рисуем, забрасываем, смотрим и любим, копит в нас тот самый набор графических приёмов. Выходит, что то, что я так усердно искал, всегда было со мной и мои руки прекрасно это понимали, а я нет.
В этом и есть мой ключевой посыл — останавливайтесь, чтобы анализировать свой путь с разных сторон, вычленяйте самое любимое и откликающееся и как бусинки нанизывайте на ожерелье своего стиля.
Такой анализ помог мне принять то, что каждый из нас идет со своей скоростью и единственный, с кем стоит себя критически сравнивать — это ты сам вчера, а не какой-нибудь крутан из индустрии. Вдохновлять, учиться, повторять — однозначно да! Сравнивать и загоняться — нет.
Это всё не означает, что вот он я, нашел свой стиль, угомонился и делаю типовые работы, конечно нет. Но то, что я сформулировал вектор развития в стиле — даёт мне спокойствие и некоторое облегчение. Я не чувствую больше, что просто метаюсь, а понимаю ценность всех работ. Вот кстати несколько из моих работ в «том самом стиле»:
Резюмирую всё это в «3 шага в поисках своего стиля»:
1. Анализируем свои любимые и нелюбимые этапы в процессе рисования и оцениваем, какие этапы и как можно адаптировать под ваш запрос: чему уделять больше времени, а чему меньше?
2. Ретроспективно смотрим на свой путь и вспоминаем, что вам нравилось рисовать, создавать в разные периоды жизни и что из каждого этапа хотелось бы оставить сегодня.
3. Смотрим, на кого мы подписаны, чьи работы цепляют и чем, и пробуем повторять!
Замечайте свои успехи, прислушивайтесь к ощущениям и пробуйте. Спасибо вам за уделенное мне время!