Как найти свой стиль в рисунке?

Поделюсь историей поиска стиля на своем примере. Постараюсь уложить большую часть своей жизни, которая помогла мне в этом самоопределении в 7 минут чтения.

Что я понимаю под словом «стиль»?

Стилем я называю определенный набор графических приемов, которые необходимы каждому художнику для визуализации идей на холсте или в любом другом формате. Это приемы, которые складываются в паттерн и делают работы одного и того же автора узнаваемыми.

Если мы ищем готовый набор в формате «Увидел и повторил», то всё просто. Открываем Artstation, Inst или Pinterest и вуаля — тысячи стилей, вариаций и примеров для вдохновения, из которых можно выбрать, что угодно. Реализм, казуалка или комиксный. Как понять, что тебе подходит, какой стиль будет идентифицировать тебя как автора и помогать выражать собственные идеи и мысли, а не ограничивать их правилами?

Ответ простой: не узнаешь, пока не попробуешь.

Стиль, должен решать определенные задачи и работать на желания и цели автора. Чтобы разобраться в этом, я рекомендую провести честный анализ того, что вам нравится в процессе создания работ, а что нет. Чтобы собрать нужный мне набор графических приёмов, я начал с анализа своего процесса работы:

  • Я не люблю рендерить. Рендер – это когда ты тратишь кучу часов на то, чтобы «отполировать ботинки» до такой степени, чтобы слепило прохожих, но по сути, ботинки как были ботинками так ими и остались. Идея закончилась в момент формирования формы.
  • Проблема в том, что сами по себе детали я люблю и “отполированные ботинки продаются, а не ухоженные так и пылятся на складах”. Поэтому, хочется найти баланс между необходимой детализацией и многочасовым вылизыванием до идеала.
  • Я не умею в красивый и ровный лайн.
  • Я, в общем и целом, рисую «неаккуратно», мне хочется больше мазков, красок и живописности.
  • Мне важно, чтобы процесс приносил удовольствие и я морально не уставал от работы.

Если кратко, то хочу быстро, при этом детально и живописно.

У каждого тут будет свой набор критериев, вот вам чек-лист вопросов, чтобы честно поговорить с самим собой:

1. Мой любимый этап в создании работы (генерация идеи, скетчинг, работа с цветом, рендер)

2. Мой нелюбимый этап работы, который хотелось бы минимизировать

3. Я очень хорош в ______

4. Я не очень хорош, но хочу прокачать ______

5. Я не очень хорош и пока не хочу качать ______

Запомним описанные мной проблемы и окунемся в прошлое

Начнем с базы и копнем в детство, психологи взбудоражились и переглянулись. Я все юные годы читал комиксы про супергероев и человека паука и перерисовывал с них разных персонажей. По сути, делал то, от чего кайфовал.

Тут мне лет мало, а сейчас я взрослый уже.
Тут мне лет мало, а сейчас я взрослый уже.

В какой-то момент, родной отец, познакомил меня с графикой Бориса Вальехо. Он просто ждал когда мой мозг окрепнет для таких картинок. В следствии этого та папка на компьютере была самой секретной. Там было всё: от классической, реалистичной живописи, до полуголых девиц, нарисованных тушью.

Проводник в мир откровенности.
Проводник в мир откровенности.

Я перерисовывал карандашом всё, что глазу приглянулось и вы можете догадаться, что это было. Верно, полуголые девушки на весь альбомный лист.

Борис нервно трясет своим карандашом.
Борис нервно трясет своим карандашом.

И если графика мне нравилась и даже что-то получалось, то вот живопись… С живописью у меня было не очень и эта проблема со мной до сих пор. Цвет — это мой дикий ужас и боль. То слишком светлые работы, то слишком грязные, то не хватает «сочности» (терпеть не мог это слово). И в воздухе всегда витает: «Парням не дано, у девушек лучше с живописью и цветопередачей». Надо сказать, статистическая выборка сомнительна. Где бы не учился, когда ты и твой друг одни на целый поток девушек, и не важно, художка, архитектурный факультет, легко учителям выдавать такие выводы о том, кому дано, а кому нет в живописи. Ну, оставим это для обсуждения в комментариях: как считаете действительно ли у девушек выше цветочувствительность или это вопрос практики и натренированности? (А не преподавательского сексизма)

Первый раз жизни, когда рисунки с художки пригодились.
Первый раз жизни, когда рисунки с художки пригодились.

Что касается тренировки лайна, с ним я успел плотно столкнуться в универе. Чертежи зданий, детали конструкций и геодезические планы местности. Не слишком весело, но хорошо вправляет мозг и развивает пространственное мышление. Нынешний я, благодарит меня из прошлого, за то что я чертил все, что было нужно по учебе с полной отдачей и даже не смотря на попорченные нервы. Недавно меня это буквально спасло на рабочем проекте.

Учился на Архитектора, выпустился Дизайнером арх. среды. Не спрашивайте, там долгая история.
Учился на Архитектора, выпустился Дизайнером арх. среды. Не спрашивайте, там долгая история.

В те же студенческие годы, чтобы заработать на жизнь и закрывать хотелки, я рисовал портреты и сюжеты на заказ, в технике DotWork. Это такой стиль, когда ты на протяжении 10 часов долбишь линером по бумаге под жесткий рок, пока стержень с обратной стороны не вылетит.

Мы будем делать бизнес, мы будем делать бабки, думал я тогда, но портреты продавал за копейки.
Мы будем делать бизнес, мы будем делать бабки, думал я тогда, но портреты продавал за копейки.

Теперь отматываем на 5 лет вперёд от беззаботных времен и вот он я — рисую в аутсорс-компании казуальные объекты и не понимаю, где же тот самый мой стиль: казуалка мне не вкатывает, а в реализм я не умею. Где бы свободное время на его поиск взять, а не на фриланс, чтобы на ноги встать, живя в другом городе.

4 года осознанного поиска, метаний из стороны в сторону: стадики, фриланс, задачи на работе, пробы в собственных проектах. И, вдруг, случайный аккаунт художника Alex Vede в Запретграмме, цепляет меня своими линиями, атмосферой и простотой. Понятно, что цепляли многие, но тут звезды сошлись и выпал тот самый момент, когда я могу попробовать.

Будто-бы очень просто, скетчево, но как же атмосферно и живо.
Будто-бы очень просто, скетчево, но как же атмосферно и живо.

Попробовать найти свой стиль, через копирования его у других художников. Путь очень эффективный, особенно когда ты грамотно анализируешь то что делает другой автор. Несколько работ для себя, затем участие в более масштабном, рабочем проекте и всё срастается, кажется я его нашел, свой стиль.

Почему я решил, что стиль этого парня очень пересекается с тем, к чему я хочу стремиться. Погнали по пунктам:

— Отличительная черта его лайна в том, что он быстрый, скетчёвый и мега детальный, за счет своей «мусорности».

— Надо ли уметь в ровный и красивый лайн? Нет, нужно работать с ним, как с живым материалом, где упало, там и оставить, дополнить или укрупнить акцент.

— Живописность? Естественно, различные крапинки, грязь, заливки и кучки разнообразных линий её и создают.

— Быстро? Да, относительно того, что я считаю быстро. Я не сижу над работой по 100 часов, мне хватает 15-20, из которых большую часть времени ищу идею и работаю со светом.

— А как же рендер, в таком скетчевом формате? Его нет. Картина выглядит законченной на столько, на сколько нужно чтобы передать идею и атмосферу, чтобы художника поняли и взглядом зацепились за его работу.

Мне кажется, что в соц.сетях вы часто сталкивались с парой-тройкой популярных художников чей стиль и сюжеты очень схожи. Проблема ли это? Нет, у каждого свой характер, своя история.

Какой итог?

Анализ собственных сильных и слабых сторон, творческого пути и насмотренность помогли мне сформировать пул графических приёмов, которые помогают сейчас развивать и прокачивать свой стиль.

И так, из чего теперь состоит мой стиль?

Мусорный лайн - основная направляющая форм и силуэтов объекта, с помощью которой я определяю их дизайн и композицию. Так же, это база всей детализации.

Базовые цвета - ими я определяю настроение картины и основные цветовые сочетания

Атмосферные эффекты - туман, частички пыли, «комиксные точки». То что позволит добавить жизни в работу и усилит стилизацию.

Получается, нужно было остановиться и подумать, что я люблю и от какого результата и процесса получаю удовольствие. Мне 28 лет, я потратил много времени на разные форматы, подходы. Это можно расценивать как бесполезное время, но, в действительности, именно эти метания и есть мой вектор развития в собственном стиле. Получается, что всё, что мы рисуем, забрасываем, смотрим и любим, копит в нас тот самый набор графических приёмов. Выходит, что то, что я так усердно искал, всегда было со мной и мои руки прекрасно это понимали, а я нет.

В этом и есть мой ключевой посыл — останавливайтесь, чтобы анализировать свой путь с разных сторон, вычленяйте самое любимое и откликающееся и как бусинки нанизывайте на ожерелье своего стиля.

Такой анализ помог мне принять то, что каждый из нас идет со своей скоростью и единственный, с кем стоит себя критически сравнивать — это ты сам вчера, а не какой-нибудь крутан из индустрии. Вдохновлять, учиться, повторять — однозначно да! Сравнивать и загоняться — нет.

Это всё не означает, что вот он я, нашел свой стиль, угомонился и делаю типовые работы, конечно нет. Но то, что я сформулировал вектор развития в стиле — даёт мне спокойствие и некоторое облегчение. Я не чувствую больше, что просто метаюсь, а понимаю ценность всех работ. Вот кстати несколько из моих работ в «том самом стиле»:

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fdmitriyparchutov&postId=3510489" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Мой Artstation </a>с этими и другими работами в хорошем разрешении.
Мой Artstation с этими и другими работами в хорошем разрешении.

Резюмирую всё это в «3 шага в поисках своего стиля»:

1. Анализируем свои любимые и нелюбимые этапы в процессе рисования и оцениваем, какие этапы и как можно адаптировать под ваш запрос: чему уделять больше времени, а чему меньше?

2. Ретроспективно смотрим на свой путь и вспоминаем, что вам нравилось рисовать, создавать в разные периоды жизни и что из каждого этапа хотелось бы оставить сегодня.

3. Смотрим, на кого мы подписаны, чьи работы цепляют и чем, и пробуем повторять!

Замечайте свои успехи, прислушивайтесь к ощущениям и пробуйте. Спасибо вам за уделенное мне время!

6
2
1
Начать дискуссию