Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 17, часть 6)

17. РАЗГОВОРЫ С АКТЁРАМИ!

Элисон Сили-Смит (Шторм)

Голос Ороро (фото предоставлено Элисон Сили-Смит)
Голос Ороро (фото предоставлено Элисон Сили-Смит)
Шторм в своей стихии (кадр из рекламной плёнки Fox Kids Network, 1996)
Шторм в своей стихии (кадр из рекламной плёнки Fox Kids Network, 1996)

Элисон привнесла шекспировский драматизм в сложную роль Ороро Монро, повелительницы стихий. Убедительно произносить речи среди грозовых бурь и ураганов сможет не каждый. Мы нашли нашу Шторм в лице основательницы канадского театрального коллектива, родившейся на Карибских островах.

ЭРИК ЛИВОЛД: Ты родом из Барбадоса. Как ты оказалась в Торонто, Канаде, и получила роль в мультсериале?

ЭЛИСОН СИЛИ-СМИТ: Я уехала из Барбадоса в 1977-м и поступила в Университет Маунт-Эллисон в Саквилле, Нью-Брансуик. Я изучала психологию и французский язык. В конце последнего года обучения я доехала автостопом до Торонто, желая стать актрисой. Моя семья в Барбадосе, по сути, от меня отказалась, считая меня совершенно безумной – тогда примеров успешных актёров из Барбадоса было немного. Но да, в 1980-м я приехала в Торонто и в 1981-м я получила первую роль в профессиональном театре «Пеликан Плейерс», и остальное, как говорится, уже известно. Было много театра, альтернативного театра: постановки о повышении сознательности, социальных переменах, сначала я занималась этим. Я много играла в пьесах Шекспира, в итоге меня приняли в театральный коллектив в Стратфорде. Когда я получила роль Шторм, я, насколько я помню, работала в Стратфорде на постоянной основе. Я отыгрывала шекспировский материал в театре, а потом ехала на машине из Стратфорда в Торонто (95 миль), чтобы записать реплики для «Людей Икс».

ЭЛ: Значит, тебе не пришлось сильно меняться для роли серьёзной и царственной Шторм, ты сразу переходила от персонажей Шекспира к Ороро. Помнишь, как проходил отбор на роль? Мультсериал уже пустили в эфир, когда тебя выбрали на роль.

ЭС: Да, прекрасно помню, странные были пробы. Меня пригласили попробоваться на роль Шторм, я приехала в студию, и там было много других женщин, они все тоже приехали на пробы, многих из них я знала. Они работали в Торонто, но многие из них были родом с разных частей африканского континента: были женщины с юга Африки, с запада, с востока, отовсюду. Я подумала: «Ладно, я не совсем понимаю, что происходит, но у меня не получится убедительно изобразить акцент из любой части Африки, что нужно будет делать?». Потом нам дали текст, рассказали о Шторм, сказали, что Шторм с севера Африки, и тогда я поняла, почему на пробы пригласили этих актрис.

Но ещё там был аппарат, на нём была включена запись, и я ни разу не была на пробах, где давали слушать голос предыдущей актрисы, на роль которой ты сейчас пробуешься. Мне обращать внимание на её голос или нет? Но нам не давали бы её слушать, если бы не хотели, чтобы мы звучали похоже на эту женщину, и мне надо было либо попробовать изобразить аутентичный североафриканский акцент, в котором я не могла потягаться ни с одной африканской женщиной, либо попробовать звучать похоже на то, что было на записи. Женщина на записи (Айона Моррис) совсем не была похожа голосом на выходца из Африки. Я поняла это, так как росла в Торонто, слушая эти акценты вокруг себя. Я сделала примерно то же самое, что делала она, и так я получила роль.

ЭЛ: Ты знала кого-нибудь из актёров, которые были в «Людях Икс» на других, основных ролях?

ЭС: Нет, о многих из них я не знала почти ничего. Я поначалу была в сильном замешательстве, потому что я записывалась одна. Я не помню, как долго я так записывалась, пока наконец не встретилась с остальными актёрами. И я раньше не занималась озвучиванием. Из того, где был нужен только голос, я участвовала только в радиоспектаклях, записывала большие радио-драмы для BBC и CBC, и я привыкла действовать в актёрском коллективе. Когда я приехала записывать Шторм в первый раз, я ждала встречи с другими актёрами, думала, сейчас мы будем играть вместе, подпитываясь друг от друга, будет здорово! Но была только я, студия, микрофон и режиссёр в другой кабинке. Актёру, особенно театральному, важно работать в команде, важно, чтобы было от кого отталкиваться, с кем говорить и от кого получать энергию. Поэтому мне было довольно сложно работать одной. Я даже не слышала реплик других персонажей, я просто продвигалась по страницам сценария и озвучивала текст. Мне потребовалось время, чтобы к этому привыкнуть, но я не помню, видела ли я кого-нибудь ещё.

ЭЛ: Не помнишь, тебе пришлось перезаписывать все серии, в которых была предыдущая актриса?

ЭС: Я получила роль, и мы записали немалую часть второго сезона. Но потом меня отправили в Лос-Анджелес, где я перезаписала все серии. Я запомнила эту поездку, потому что я впервые оказалась в Лос-Анджелесе, и, по-моему, тогда прошло 2 дня после сильного землетрясения (Нортридж, январь 1994). Там ещё были повторные толчки, и мне не разрешали выходить на балкон в отеле. Когда я всё-таки вышла, то увидела бассейн, в котором не было воды, и на дне была гигантская трещина. Пить водопроводную воду было нельзя, и в первую ночь, когда я легла спать, кровать начала подпрыгивать, как в «Изгоняющем дьявола». Мне было очень страшно. Никогда не забуду эту поездку в Лос-Анджелес: я стояла в студии, перезаписывала реплики ещё раз, ощущая на себе последствия повторных толчков. Я чувствовала себя странно: в Барбадосе и Торонто землетрясений не случалось. Но вскоре я начала относиться к этому спокойно, как и все остальные. Сидишь, ешь завтрак, и тут тарелка с яичницей начинает от тебя отъезжать, и сок, перец и соль скачут по столу. Но все люди к этому привыкли, они просто очень спокойно ставили посуду на место. Когда всё закончилось, я думала: «Подумаешь, потрясло немного, ничего серьёзного».

Сцена с кроватью из "Изгоняющего дьявола". Актриса Линда Блэр, лежавшая на кровати, получила серьёзную травму позвоночника во время съёмок этой сцены

ЭЛ: Место не самое спокойное. Ты знала что-нибудь о Людях Икс? Они тогда были в комиксах уже 30 лет.

ЭС: Нет. У меня не было интереса к мультфильмам. Я ничего не знала об анимации, о графических романах, я вообще ничего не знала. Как я и сказала, мне повезло в том, что мне довелось участвовать в нескольких радиоспектаклях, и я понимала, как работать с микрофоном, как работать голосом. Но этот проект был для меня в новинку, совсем другим. И я получила от него огромное удовольствие. Для некоторых поздних серий нас даже собирали вместе, и я помню, как я записывалась вместе с ними и насколько мне было приятно работать в команде. Не могу сказать, скольких из них я знала по другим ролям, но кое-какие моменты с ними мне запомнились хорошо. Но сильнее всего я помню то, что я была в студии одна, думая во время перезаписи реплик: «Какая странная работа».

ЭЛ: Жаль, что так получилось, ведь, насколько я знаю, остальные актёры начали записываться вместе, и они записали где-то 20 серий, которые тебе потом пришлось «нагонять». Но они записывались не по одному.

ЭС: Я ещё в то время работала в Стратфорде, работала на постоянной основе, и я могла приезжать в студию на запись в единственный выходной, то есть по понедельникам.

ЭЛ: Дело наверняка было в этом.

ЭС: Я играла в двух пьесах на Стратфордском фестивале. Как я поняла, меня очень хотели взять на роль и учли моё расписание, но при этом я не могла записываться с остальными. Интересная групповая деятельность была уже позднее, когда у меня появилось больше свободного времени. В остальных случаях я записывалась по понедельникам, одна.

ЭЛ: Шторм была одной из более необычных персонажей в команде. В ней было царственное величие, но она была сиротой. Помнишь, как ты узнавала больше о персонаже?

ЭС: Для меня легче всего было отыгрывать её царственность, божественность, мощь, это было для меня основой. У меня это легко получается, в этом моё успокоение, в королевскости. Царственная властность - практически моё постоянное положение. Это мне было легко показать. Её более уличная сторона тоже была довольно крутой. Что мне в ней понравилось, так это её слабости. Как я помню, она страдала клаустрофобией, что было для меня крайне интересно. Помимо её уличной стороны, мне был интересен противовес её образам «погодной ведьмы», «богини погоды», которые, как я и говорила, мне было легко отобразить. Попытки поисков других её уязвимостей, тайных страхов делали её для меня более выпуклой.

ЭЛ: Я повстречал немало девушек, которые в то время были детьми или подростками, и для них Шторм была примером. Ты получала письма от фанатов?

ЭС: Не помню конкретно девушек. Но, продолжая работать в театре, я заметила, что ко мне лично начали часто подходить дети. Я была просто поражена. Ко мне подходили немало детей, по большей части это были мальчики, не девочки. Я ещё тогда водила дочку на матчи по софтболу. Я сидела и смотрела, и внезапно десять маленьких мальчиков пробежали через поле и буквально сели у моих ног. Они все посмотрели на меня снизу вверх и сказали: «Майки сказал, что вы – Шторм!». Так что да, фанаты были. Такая же реакция была от некоторых людей из IATC (съёмочной группы), когда они с кабелями на съёмочной площадке разбирались: «Что? Вы Шторм?». Я хорошо понимаю, что персонаж может стать прекрасным примером для девочек. Но я не следила за этим, я ведь была просто театральной актрисой с несколькими хорошими ролями и хорошими постановками в портфолио, и никто не знал, кто я вообще такая – но внезапно пошла молва, что я озвучивала Шторм, и я стала очень популярна. По большей части среди детей в школе, где училась моя дочь, и среди членов IATC.

ЭЛ: Значит, к тому моменту, как ты получила роль Шторм, у тебя уже были дети. Моя жена Джулия как раз написала сценарий для серии, где ты отправилась в Африку, чтобы защитить крестника (МжНари). В этой серии ты была как мать для ребёнка, который едва не погиб. Для моей жены, которая тогда родила второго ребёнка, эта серия имела особое значение, ведь в ней Шторм защищала своё дитя от опасности.

ЭС: Да, эту серию я помню. Её тема точно должна была быть мне близка, так как у меня уже были 2 малышки. Ты помнишь, какой это был год?

ЭЛ: Да, мы записали первый сезон в начале-середине 1993-го, а ты перезаписывала реплики в январе 1994-го. Я это запомнил, наши дети тогда были немного напуганы (землетрясением в Нортридже).

ЭС: Точно, потому что в Стратфорде тогда был перерыв, мы закончили в Рождество и вернулись к работе только в середине февраля. Моей дочери тогда было 3 года.

ЭЛ: Последний вопрос: Я разговаривал с Филипом Эйкином (сыгравшим Бишопа) о театре «Обсидиан», и он упомянул тебя. Насколько я понял, ты одна из тех, кто стоял у его истоков. Можешь вкратце рассказать о его основании?

ЭС: Нас сподвигло чувство ответственности. О чернокожих, о людях африканского происхождения в Северной и Южной Америке рассказывалось не так уж много историй. Я посмотрела на нас и сказала: «Я немного устала стучаться в двери и говорить людям, что наши истории нужно рассказывать. Думаю, мы должны взять эту ответственность на себя». Я тогда провела три года, участвуя в Стратфордском фестивале, но мне хотелось самой рассказать свои собственные истории. Нас было 12-13 человек, мы собрались и огляделись, понимая, как много сил и знаний накопилось в этой комнате. Мы начали суммировать эти знания, и у нас в общем получилось 250 лет работы, как в театре, так и в кино, и так появился наш коллектив. Наша задача состояла в том, чтобы рассказывать истории по-нашему, о нас самих, используя нашу собственную эстетику, делиться ими со всем миром. Я была в начале художественным руководителем, поскольку я родилась на Карибах. Многие истории, которые мы рассказывали вначале, были историями иммигрантов, историями, отражавшими наше афро-карибское наследие. Затем театральный коллектив «созрел», его возглавил Филип, и карибская тематика ушла на второй план. Истории в большей степени стали рассказывать о том, в каком мы тогда были положении, а не о том, откуда мы родом, и, по-моему, это замечательно. Я очень рада, я горжусь тем, что коллектив всё ещё существует. Возможно, истории немного изменились, но мы по-прежнему берём на себя ответственность за них и делимся ими, и это действительно здорово.

Элисон Корт (Джубили)

Наша Джубили (фото предоставлено Элисон Корт)
Наша Джубили (фото предоставлено Элисон Корт)
Раскадровка 22 серии, рисунок Кита Такера – у Джубили снова неприятности (из личной коллекции автора)
Раскадровка 22 серии, рисунок Кита Такера – у Джубили снова неприятности (из личной коллекции автора)

ЭРИК ЛИВОЛД: Между Росомахой и Джубили сложились чудесные отношения – он для неё как старший брат, готовый всегда её защитить. Мне любопытно, было ли что-то схожее между тобой и Кэлом (Доддом).

ЭЛИСОН КОРТ: Да, в какой-то мере было, получилось, что жизнь подражала искусству, а искусство подражало жизни. Я выросла в том же районе Торонто, где жил Кэл, его дом был буквально за углом. Когда творческая команда и актёры «Людей Икс» организовывали вечеринки, они проходили дома у Кэла, у него красивый дом с видом на овраг, с бассейном, отличное место для вечеринок. У меня вроде ещё остался один из его спортивных костюмов, который он мне дал, когда я неожиданно оказалась в бассейне с остальными актёрами, и мне нужна была тёплая и сухая одежда, чтобы дойти до дома. Надо будет как-нибудь его ему вернуть. Он всегда за мной приглядывал, мне тогда было 18, я была самой молодой в основном составе, и когда на вечеринках взрослые люди собирались заниматься взрослыми делами, Кэл поднимал бровь, оглядывал всех собравшихся, а потом мы садились вместе, отдыхали и болтали о всяком. На сессиях записи он учил меня, как разгадывать кроссворды с игрой слов, я всё ещё не разобралась в них до конца, но он их разгадывает прекрасно.

ЭЛ: Помнишь какие-нибудь неудачные, но забавные ситуации? Например, трудный день в студии записи, который каким-то образом изменился к лучшему?

ЭК: Ты ведь знаешь, что мы записывали первую серию где-то раза четыре? Это было весьма необычно. Не представляю, в какую сумму им обошлась запись первых серий, ведь мы собирались все вместе, а потом многим из нас надо было ждать в зоне ожидания - как хо��ошо, что там была пинбол-машина.

Нас запускали группами, и мы вместе проходили по сценариям. У нас у всех была почасовая оплата, и нам платили за все эти часы ожидания. Они понимали, что делали, они не хотели пускать мультсериал в эфир, пока всё не будет так, как им было нужно, и я их за это уважаю. Но первые сессии записи были очень тяжёлыми. После одной-единственной реплики Дэн Хеннесси, наш режиссёр озвучания, мог сказать: «И-и-и-и стоп». Он садился и ждал, и позади него можно было увидеть, как люди (Сидни, Джо, Ларри) отчаянно спорили, размахивали руками, разговаривали на повышенных тонах. Мне как актрисе было очень любопытно наблюдать за этим из комнаты записи. Сначала меня это страшно пугало: «Что я сказала не так? Где я настолько ошиблась, что все эти люди готовы сейчас накинуться друг на друга?». Чаще всего дело было не в актёре, а в том, что у каждого из них в голове было своё собственное понимание, как должны звучать персонажи. Пришлось потратить много времени, чтобы все были довольны, было немало проб и ошибок. Не помню, были ли какие-нибудь забавные ошибки во время записи первых серий, но поначалу Сидни Айвантер мне показался, простите за мой французский, тем ещё говнюком! Но потом он очень быстро стал для меня самым близким другом. Ему были крайне интересны глупые выходки и возмутительное поведение актёров в целом, они ему казались такими странными людьми. Мы оба были, можно сказать, аутсайдерами: я была совсем юной, мне было 18, пить по закону можно после 19, но меня не интересовали вечеринки, а он был сосредоточен на работе. Мы вместе отдыхали и болтали, когда были на званых ужинах, а когда все собирались играть в бильярд, Сидни и я пили содовую воду и смотрели, как остальные играют. Мы быстро сдружились, и он стал для меня самым близким другом из тех, с кем я работала над «Людьми Икс».

ЭЛ: Сидни не всем может прийтись по душе. Моя жена его любит, но друзьями они стали не сразу - она рассказала, что сперва не стерпела того, как он себя вёл, и накричала на него.

ЭК: У меня с ним было ровно то же самое. Мы наорали друг на друга, а потом он выдал свою кривенькую улыбочку, и я поняла: «О, это у тебя фишка такая - вместо того, чтобы сказать: «Здрасьте, меня зовут Сидни, рад знакомству», ты подходишь и хмуришься: «А что это за футболка на тебе сегодня?». Это он так говорит: «Привет, давай дружить?». Ладно, теперь до меня дошло.

ЭЛ: Ты со многими была знакома, когда начала работать над «Людьми Икс»?

ЭК: Нет. Я работала раньше с Роном Рубином (над «Битлджюсом»), но Рон играл Морфа, который, к сожалению, погиб в первой серии. Но потом он вернулся. Кэла я знала. С Кэтрин Дишер и Седриком Смитом я работала впервые. А Норм, который сыграл Скотта… Боже, Норм был такой приятный и забавный, такой душка.

ЭЛ: Мне всегда было жаль Скотта, потому что ему практически постоянно приходилось держать себя в руках, и только в 2-3 сериях ему разрешалось спустить пар и показать себя не только как примерного солдата.

ЭК: Мы всегда над ним подшучивали, потому что, когда Скотт Саммерс заходил в комнату, единственное, что он мог сделать, это крикнуть: «Пригнись!».

ЭЛ: И Кэл, и Ленор говорили, что за последние 20 лет они повстречали немало людей, которые просто с ума сходят, когда слышат, что они были в «Людях Икс»: «Вы были Росомахой! Вы были Шельмой!».

ЭК: Верно, фанбаза у «Людей Икс» приличная. И сейчас уже растёт другое поколение зрителей, которые ещё даже не родились, когда мультсериал впервые пустили в эфир. Немало зрителей сейчас вступает в тот самый идеальный возраст – они либо вдохновились фильмами и другими мультсериалами, либо смотрели «Людей Икс» с самого начала в очень раннем возрасте – как бы то ни было, они всегда хотят встретиться на конвентах или поговорить в соцсетях. С ними всегда очень приятно общаться. Был один случай - девушка, её зовут Николь, она с севера Нью-Йорка, приехала в Канаду, чтобы увидеться со мной на благотворительном мероприятии и подарить мне фигурку Джубили.

И мультсериал показывают по всей планете. Я посмотрела одну из серий «Людей Икс», когда была в Эфиопии. В 1996-м я вместе с бойфрендом побывала в трёх африканских странах. Мы поругались, и я осталась в комнате отеля. У меня не было настроения выходить на улицу, я включила телевизор, а там шли «Люди Икс». Мне стало так хорошо, я словно увидела кусочек дома в другой стороне мира.

Элисон Корт и Кэтрин Дишер играют в Resident Evil 2. Корт озвучила в игре Клэр Редфилд.
4
2
Начать дискуссию