Колесо фортуны. Как Питер Джексон едва не лишился «Властелина Колец»

Рассказ о том, каким тернистым и невероятным был путь Питера Джексона к постановке magnum opus всей его режиссёрской карьеры.

Кинотрилогия «Властелин Колец», адаптация книг профессора Джона Рональда Руэла Толкина, недавно перешагнула 20-летний юбилей, отмечена всемирным почитанием рядовых зрителей, регулярно мелькает на первых строчках во всевозможных топах и рейтингах лучших из лучших, да и в целом знакома если не каждому, то уж точно подавляющему большинству людей. Но то, как Питер Джексон пришел к её воплощению на экране и какой шаткой была возможность вообще это осуществить, достойно отдельного упоминания, потому что данная история не менее занимательна и волшебна, чем сказание о пути Фродо и Сэма к Роковой горе.

Питер Джексон
режиссёр, сценарист, продюсер

I. Начало начал и мечты о «Кинг Конге»

Пожалуй, далеко не все, кто горячо и страстно обожает пересматривать «Властелина Колец», интересовались или хотя бы задумывались о том, как этот проект пришел к своей реализации. А некоторые, возможно, даже не в курсе, что мы могли и вовсе остаться без такого шедевра, потому что судьба экранизации Толкина в определённый буквально висела на волоске.

Джон Рональд Руэл Толкин
писатель, лингвист, автор «Властелина Колец»

«Властелин Колец» вообще не был проектом мечты Питера Джексона, с книгой он познакомился в 17 лет, но кинематограф и желание создавать фильмы увлекли его гораздо раньше, когда он, девятилетний, посмотрел оригинального «Кинг Конга» 1933 года. Именно трагическая лента о приключениях киношников на загадочном Острове Черепа и о чудовище, полюбившем красавицу, завладела воображением юного новозеландца, став его самым любимым фильмом на всю жизнь.

В возрасте примерно 10-11 лет он даже предпринял попытку воссоздать его у себя в спальне, соорудив картонную копию Эмпайр Стейт Билдинг и водрузив на неё пластилиновую модельку Конга, облепленную мехом, который он ножницами срезал с пальто матери. Юный энтузиаст покадрово анимировал знаменитую сцену обстрела гориллы и последующего её падения вниз на дешёвенькую камеру Super 8, которую семья приобрела для фиксации на память различных событий вроде свадеб или отмечания праздников.

«Кинг Конг» (1933), реж. Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шодсак
«Кинг Конг» (1933), реж. Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шодсак

Джексону же интереснее было задействовать устройство для личных нужд: уже с пяти-, шестилетнего возраста он увлекался изготовлением миниатюрных картонных и пластилиновых моделей космических кораблей и различных монстров, а с появлением в доме камеры наконец-то смог создавать свои мини-фильмы, придумывая короткие сюжеты и покадрово запечатлевая движения этих ручных поделок на пленку. Весь этот ранний бэкграунд и сподвиг Питера на мечты стать дизайнером спецэффектов в кино, которые в подростковые годы плавно трансформировались в желание самому создавать новые истории и оживлять их на большом экране. Джексон отмечал, что в те годы он стал больше задумываться о технической стороне работы камеры, обращать внимание на постановку кадра и прочие специфические аспекты создания кино и быстро пришёл к мысли, что стезя режиссёра и сценариста – это то, что ему по-настоящему нужно.

В 1987 году совместно с деловым партнёром Майклом Стивенсом он открывает в Веллингтоне собственную кинокомпанию WingNut Films и принимается за дело.

Колесо фортуны. Как Питер Джексон едва не лишился «Властелина Колец»

Если взглянуть на раннюю фильмографию режиссёра, можно убедиться в том, что первые полнометражные картины, созданные им в жанре трэшовых хорроров в стилистике B-movie (полу-любительские «Инопланетное рагу» (1987), «Познакомьтесь с Фиблами» (1989) и первый по-настоящему профессиональный фильм «Живая мертвечина» (1992)), как раз отражают пристрастие Джексона к практическим визуальным эффектам, а в этих пробах пера они не просто были сделаны вручную на чистом энтузиазме съёмочной команды (куда на первых порах входили родственники и друзья Питера), но даже сейчас могут впечатлить зрителей, избалованных дорогой графикой в голливудских блокбастерах.

Джексон собтвенной персоной в одной из ролей в «Инопланетном рагу»
Джексон собтвенной персоной в одной из ролей в «Инопланетном рагу»

Тот же комедийный зомби-хоррор «Живая мертвечина» (1992), признанный одним из самых кровавых фильмов за всю историю кино, во всех красках демонстрировал зрителям качественную работу с пластическим гримом и аниматронными куклами – выбивалась из визуального ряда разве что помесь обезьяны и крысы, привезённая по сюжету в Новую Зеландию прямиком с Острова Черепа (авторский привет любимому фильму), которая для съёмок была реализована посредством покадровой стоп-моушен анимации (вспоминаем ранние любительские опыты режиссёра). Практический подход к созданию диковинных существ и фантастических миров затем отразится и на производстве «Властелина Колец».

Тимоти Бальм в кульминационной сцене «Живой мертвечины», для съёмок которой было израсходовано порядка 400 литров искусственной крови
Тимоти Бальм в кульминационной сцене «Живой мертвечины», для съёмок которой было израсходовано порядка 400 литров искусственной крови

Дальнейшая карьера Джексона показала эволюционный рост его творчества: драма «Небесные создания» (1994) о реальной локальной истории двух девушек, убивших мать одной из них, стала дебютом в большом кино для будущей звезды «Титаника» Кейт Уинслет и принесла режиссёру и его творческому партнеру и супруге Фрэн Уолш первое крупное признание в виде «Серебряного льва» на престижном Венецианском кинофестивале и номинации на «Оскар» за оригинальный сценарий, что, безусловно, поспособствовало расширению известности и авторитета имени Джексона как серьёзного автора за пределами родной Новой Зеландии.

Фрэн Уолш
сценарист, продюсер, муза и супруга Питера Джексона
Кейт Уинслет и Мелани Лински в фильме «Небесные создания»
Кейт Уинслет и Мелани Лински в фильме «Небесные создания»

К слову, именно «Небесные создания» стали первой работой для новоявленной студии визуальных эффектов Wētā Digital, которую Джексон в 1993 году основал в Веллингтоне совместно со своими коллегами Ричардом Тэйлором (основатель и глава Wētā Workshop), Джейми Селкирком и Джо Леттери (главный супервайзер визуальных эффектов и ныне директор Wētā Digital).

Колесо фортуны. Как Питер Джексон едва не лишился «Властелина Колец»
Ричард Тэйлор
основатель и глава Wētā Workshop

Впоследствии Wētā Digital разрабатывала компьютерные спецэффекты не только для «Властелина Колец», но и для «Кинг Конга», «Аватара», «Хоббита», «Хроник Нарнии», «Района №9» и ряда других картин.

Собственно, успехом и признанием «Небесных созданий» в США и обусловлено то, что следующей и последней перед «Властелином Колец» работой Джексона стал комедийный хоррор «Страшилы» (1996) с Майклом Джеем Фоксом, снятый им для студии Universal под патронажем Роберта Земекиса. Это был первый крупнобюджетный проект в карьере режиссёра, в котором для убедительного воплощения призраков на экране применялись передовые для своего времени визуальные эффекты.

«Страшилы» (1996)
«Страшилы» (1996)

Сотрудничество с Universal одновременно подвело Питера к реализации задумки всей жизни – созданию ремейка «Кинг Конга», на который студия дала добро. Ради этого Джексон поставил на стоп подготовку к «Властелину» (об этом далее), и в течение примерно семи месяцев после «Страшил» вместе с Уолш трудился над пре-продакшеном будущей картины, занимаясь написанием сценария и т.п.

Тем не менее, в феврале 1997 года авторов постигла беда: Universal закрыла проект, сославшись на параллельную разработку схожих по духу «Годзиллы» Роланда Эммериха и «Могучего Джо Янга» Рона Андервуда, которые снижали потенциальную окупаемость фильма и интерес к нему со стороны зрительской аудитории. Последний к тому же являлся современным переложением оригинальной одноименной ленты 1949 года, снятой Эрнестом Б. Шодсаком и спродюсированной Мерианом К. Купером, авторами того самого «Кинг Конга» 1933-го.

Кадр из фильма «Могучий Джо Янг» (1949)
Кадр из фильма «Могучий Джо Янг» (1949)

С учётом того, что в начале 2003 года, еще до выхода в прокат «Возвращения короля», представители Universal сами обратились к Джексону с предложением возобновить производство «Конга», можно с полной уверенностью говорить о том, что адаптация толкиновского талмуда дала режиссёру возможность осуществить мечту всей жизни.

II. Как «Английский пациент» и чек на 20 млн долларов спасли «Властелин Колец»

«Властелин Колец» – очень наглядная книга, она сразу же вызывает в твоём воображении кадры потенциального фильма. По-моему, любой хороший роман, возможно, приводит к тому, что ты при чтении прокручиваешь у себя в голове своё собственное кино по нему. <...> Я считал, что кто-то другой однажды соберётся и сделает экранизацию. Я прочитал его [«Властелина Колец»], когда мне было 17, и думал: «Вау, из этого получится очень хороший и крутой фильм, когда кто-нибудь его снимет».

Питер Джексон

Шло время, а экранизировать «Властелина Колец» никто не торопился. Вероятно, по причине отсутствия к началу 90-ых развитых визуальных эффектов в кино, способых достоверно и в полной мере оживить сказочный мир Средиземья на большом экране. Технологическая революция, произведённая с выходом в 1993 году «Парка Юрского периода» Стивена Спилберга, открыла Голливуду и кинематографу других стран доступ к инновационному и выразительному повествовательному инструменту. Отныне возможным оказалось всё: любую придумку, на которую только гораздо твоё воображение, можно создать в цифровом виде и перенести на киноплёнку. И к 1995 году Джексон наконец-таки осознал, что вот оно – подходящее время для экранизации «Властелина Колец» наступило!

«Властелин Колец» Ральфа Бакши стал одним из последних анимационных фильмов, выполненных в технике ротоскопирования, когда покадрово вручную перерисывают киноплёнку с отснятыми живыми актёрами и декорациями
«Властелин Колец» Ральфа Бакши стал одним из последних анимационных фильмов, выполненных в технике ротоскопирования, когда покадрово вручную перерисывают киноплёнку с отснятыми живыми актёрами и декорациями

На тот момент в мире существовала лишь анимационная версия этой истории – мультфильм Ральфа Бакши «Властелин Колец» 1978 года, который Питер видел ещё в юности и из которого впоследствии заимствовал и почерпнул немало вдохновения при работе над собственной адаптацией. Продюсером этой мультипликационной картины был предприимчивый Сол Зейнц, который в начале 70-ых свёл близкое знакомство с самим Толкином и членами его семьи, установив с ними деловые отношения и выкупив у писателя права не просто на любые экранные адаптации «Хоббита» и «Властелина Колец», но также и на все имена, названия и различные элементы, относящиеся к легендариуму Средиземья из этих книг и любое их использование и упоминание где-либо. После этого Зейнц основал компанию Tolkien Enterprises, существующую и по сей день под названием Middle-Earth Enterprises.

Сол Зейнц
продюсер

С предложением о киноверсии «Властелина Колец» Питер и Фрэн в 1995 году обратились к главе Miramax Харви Вайнштейну, который на то время, само собой, ещё не был скандальной персоной нон-грата, а имел репутацию одного из ведущих кинобизнесменов Голливуда.

Харви Вайнштейн
продюсер, сооснователь и экс-глава студии Miramax

Когда Харви поинтересовался у них, кто владеет правами на книги Толкина, и услышал в ответ имя Сола Зейнца, сама фортуна внезапно повернулась лицом к Джексону. По удачному стечению обстоятельств в то время Вайнштейн плотно сотрудничал с Зейнцем над экранизацией романа Майкла Ондатже «Английский пациент», которая рисковала остаться неосуществлённой, но участие Miramax фактически вытянуло погибающую картину. Получалось так, что Сол был в долгу перед Харви за эту помощь, поэтому и уступил ему права на фильм по «Властелину Колец». С этого момента началось обсуждение будущего проекта между Джексоном и Харви Вайнштейном.

«Английский пациент» вышел на экраны в 1996 году, собрал более 200 млн долларов и получил 9 премий «Оскар», включая за лучший фильм года (награда досталась Солу Зейнцу как продюсеру)
«Английский пациент» вышел на экраны в 1996 году, собрал более 200 млн долларов и получил 9 премий «Оскар», включая за лучший фильм года (награда досталась Солу Зейнцу как продюсеру)

Идея снимать три фильма одновременно изначально была в планах Питера, однако перспектива потенциального риска финансовых вложений в такую затею без уверенности в том, что даже первый фильм окажется успешен в прокате, не воодушевила Miramax, ибо у продюсеров вроде Вайнштейна бизнес всегда на первом месте, а творчество уже идёт следом, поэтому Харви огласил предложение сделать две картины по 2,5 часа каждая вместо трёх. Джексон и Уолш посчитали, что им под силу ужать события толкиновской трилогии в пять часов экранного времени, и продюсер с режиссёром ударили по рукам.

Затем на протяжении двух следующих лет Питер и Фрэн корпели над сценарием, а Miramax тем временем потратила 20 млн долларов на пре-продакшен двух фильмов. Для работы Джексон сколотил вокруг себя творческую команду из 30-40 человек, вместе с которой придумывал дизайн и внешний вид Средиземья, выезжал на натуру в поисках подходящих локаций для съёмок, а специалисты из Wētā разрабатывали визуальные эффекты и создавали модели троллей, крылатых тварей, мумаков и прочих существ. К концу этой двухлетней предварительной работы режиссёр и его команда оценили стоимость съёмок и производства двух лент в 130-140 млн долларов.

Колесо фортуны. Как Питер Джексон едва не лишился «Властелина Колец»

Следует помнить, что в то время Miramax принадлежала корпорации Disney (да-да), поэтому Харви Вайнштейну в ответ на такую смету пришлось пойти к боссам Мышиного дома и запросить разрешения потратить баснословно огромную по тем меркам сумму на создание двухчастной экранизации «Властелина Колец». Естественно, Disney отказали, а Харви, будучи в стеснённом положении, был готов предоставить Джексону лишь 75 млн бюджета, но не на два, а лишь на один фильм. Режиссёр, в свою очередь, понял эту затею так: сперва они делают первую часть за эти деньги, выпускают её и в случае кассового успеха следом сразу же приступают к созданию второй. Но, увы, Вайнштейн собирался финансировать производство одной-единственной ленты, в которую предлагал авторам запихнуть всё масштабное пространное повествование Толкина, избавившись от второстепенных сюжетных линий и персонажей.

Нас, конечно же, совсем не устроил этот расклад. Мы сразу же поняли, что это был рецепт катастрофы, так как любой, кто читал книгу, кто долгое время ждал фильма, названного «Властелин Колец», будет попросту разочарован, будет шокирован тем, на что похожей получится эта двухчасовая версия.

Питер Джексон

Другими словами, не было смысла более продолжать заниматься тем, что гарантированно приведёт к полному провалу. Недолго думая, Джексон принимает решение покинуть проект после двух лет, потраченных на его предварительную разработку. Решение тяжёлое, учитывая объём эмоциональной отдачи и личного творческого времени, вложенных в потенциальный фильм, но взвешенное и обдуманное.

В то время как подавленные Питер и Фрэн высоко в небе преодолевали 20 часов перелёта из Нью-Йорка домой в Новую Зеландию, их агент по имени Кен Каминс позвонил в офис Miramax и убедил Вайнштейна дать режиссёру последний шанс осуществить задуманное.

Кен Каминс

Его предложение состояло в том, чтобы обратиться с готовой идеей постановки двух лент по «Властелину Колец» и всеми наработками по проекту к другой студии, которая согласилась бы профинансировать это дело. Харви, в свою очередь, уже готовился нанимать какого-нибудь другого постановщика, чтобы снять-таки злополучный единственный фильм, на который он уже потратил 20 млн долларов. Слова Каминса его устроили, но на двух условиях:

  • стороняя студия должна быть согласна на создание двух фильмов, а не одного;
  • эта студия обязана будет выплатить Вайнштейну те самые 20 млн, затраченные на нереализованный проект.

На поиски подходящего инвестора Джексону и Уолш отвели четыре недели, в противном случае Miramax самостоятельно наняли бы другого человека для съёмок одного фильма.

Сотрудник Wētā за работой. Всякий раз при взгляде на закулисье производства «Властелина Колец» поражает, что на технике и софте начала нулевых они смогли создать визуальные эффекты, которые и по сей день смотрятся очень впечатляюще.
Сотрудник Wētā за работой. Всякий раз при взгляде на закулисье производства «Властелина Колец» поражает, что на технике и софте начала нулевых они смогли создать визуальные эффекты, которые и по сей день смотрятся очень впечатляюще.

Вернувшись в Новую Зеландию, Питер решил лететь обратно в Голливуд и тыкаться в дверь каждой кинокомпании не просто с голословным питчингом проекта, но предоставить на суд продюсеров визуальную презентацию того, что они успели сделать по нему.

В итоге первую неделю из отпущенных четырёх он и его команда потратили на съёмку небольшой документалки, в которой они делились подробностями создания сценария, моделей и дизайна существ, как будто речь шла о текущем производственном процессе картины. При этом воодушевление и энтузиазм, которые на камеру демонстрировали киношники, не стыковались с паникой и отчаянием в душе, ведь судьба двух фильмов буквально висела на волоске. В итоге получилось видео на 36 минут, в котором красиво и детально были отсняты готовые миниатюры некоторых строений и модели фантастических созданий, а также вербально продемонстрировано уважение к личности и наследию Толкина.

Прежде чем Питер с Фрэн полетели в Калифорнию, их агент, прихватив с собой видеокассету с документалкой, заранее обошел в Голливуде все крупные студии и продюсеров, которые в теории могли позволить себе профинансировать два двухчасовых фэнтези-фильма, и от всех он получил отказ – те даже не захотели просмотреть презентацию, не говоря уже о том, чтобы соглашаться на безумную затею вкладываться в такой рискованный проект, да ещё и сверх того просто так отдавать Вайнштейну 20 млн долларов. В результате к моменту прилёта Джексона в Штаты в их списке кандидатов осталось лишь две компании, с которыми предстояла встреча и от решения которых зависела судьба «Властелина Колец».

Колесо фортуны. Как Питер Джексон едва не лишился «Властелина Колец»

Первой из них была PolyGram Filmed Entertainment, представителям которой понравился и сам проект, и видеопрезентация, которую они отсмотрели полностью. И, казалось бы, вот оно – спасение, ведь студия полностью согласилась на условия, выдвинутые Харви Вайнштейном, но было одно критическое «но». На дворе стоял 1998 год и PolyGram в то время была продана за 10 млрд долларов конгломерату Seagram, владевшему Universal Pictures и Universal Music Group, из-за чего кинокомпания не смогла бы приступить к производству «Властелина Колец» до момента окончания юридического оформления продажи новому владельцу. Напоминаю, что у Джексона в запасе было лишь две с небольшим недели, а купля-продажа целой студии занимала несколько месяцев, поэтому вариант с PolyGram отпал сам собой.

Колесо фортуны. Как Питер Джексон едва не лишился «Властелина Колец»

Последним шансом Питера и Фрэн осталась компания New Line Cinema и ее руководитель Роберт (Боб) Шэй.

Роберт Шэй
продюсер, основатель New Line Cinema

По словам Джексона, он и его команда хотели произвести впечатление очень деловых и серьёзных ребят: в звонке представителям New Line о назначении деловой встречи они создавали имитацию бурной занятости поисками инвесторов, отметая предложения на 10 часов утра или же в час дня, мол, у них в это время уже запланирован разговор с теми-то и теми-то, когда по существу не осталось уже никого.

Огромный вклад в состоявшуюся судьбоносную встречу в офисе New Line Cinema внёс исполнительный продюсер студии Марк Ордески, с которым Питер был давно знаком и который был большим поклонником Толкина.

Марк Ордески
исполнительный продюсер в New Line Cinema

Идея экранизации «Властелина Колец» сразу захватила его внимание и он организовал встречу Джексона с Бобом Шэем, перед которой в приватном разговоре Боб, слывший в индустрии человеком очень прямым и ни перед кем не заискивающим, заявил Питеру, что даже в случае отказа от его текущего проекта тот может всегда обращаться в New Line с новыми идеями и сценариями, что, естественно, звучало как стандартная деликатная отписка.

Потом Шэю включили видеозапись презентации по «Властелину» и все 36 минут он провел в гробовом молчании, просто глядя на экран, а стоявшие в той же комнате Питер и его коллеги мысленно уже готовились распрощаться с работой.

...И как только запись кончилась, он [Роберт Шэй] произнёс: «Я не понимаю...» [вздыхает] Я тут же подумал: «Ладно».

А он поворачивается и говорит: «Я не понимаю, почему вы хотите делать два фильма «Властелин Колец». Там ведь три книги, не так ли? Разве не должно быть и три фильма?»

Питер Джексон

Шэю понравилась идея проекта и он согласился финансировать не два, а три фильма. Не верящие своему счастью Джексон и Уолш улетели обратно в Новую Зеландию, где последующие 18 месяцев с нуля писали уже три сценария, юристы Miramax и New Line Cinema начали процесс урегулирования правовых и финансовых вопросов, а Харви Вайнштейн получил причитавшийся ему чек на 20 млн долларов, а также 5% от кассовых сборов трилогии и упоминание в титрах в качестве исполнительного продюсера наравне со своим братом Бобом.

Колесо фортуны. Как Питер Джексон едва не лишился «Властелина Колец»

Фильм, который стал эталонным для жанра фэнтези и погрузил зрителей со всего мира в сказочный мир Средиземья, сам начался с одной из тех невероятных историй, какие, казалось бы, происходят только в кино.

Дорогой читатель, если ты добрался сюда, значит, спасибо тебе огромное за то, что прочитал мой первый лонг и, надеюсь, оставил реакцию или комментарий. Или даже, возможно, подписался на меня. Для меня это очень и очень важно, поэтому ещё раз большое спасибо за внимание к моему скромному труду!

5858
33
17 комментариев

хорошо что есть миллиардеры готовые вот так проспонсировать киношки, жаль в игры авторские так не принято в голивуде те же 100 лямов вкладывать, один кодзима что то пытается

4
Ответить

Вообще, если соберусь потом написать про производство и съемки «Властелина», то там покажу, что пусть это и был дорогостоящий проект на 270 лямов, но он создавался полностью усилиями независимой команды Джексона в Новой Зеландии. И там было много прорывного сделано для всей индустрии. Это своего рода авторское кино, только за большие деньги.

1
Ответить

Жаль статья кончилась на таком клиффхенгере, я уже готовился читать дальше о деталях производства

Классно расписал, молодец!!
История и вправду очень вдохновляет

2
Ответить

Про детали съемочного процесса отдельную статью подготовлю лучше, ибо там еще больше материала, потому что снимали три больших фильма сразу, более года длились съемки, много всего было проделано.

Это будет отдельный еще более объемный труд, скорее всего.

Благодарю за положительный отзыв!) Значит, иду в верном направлении)

4
Ответить

Чуть дальше начала Лонга сбивается временная история, я два раза перечитывал как мы с 1995 перескочили на 2003 если кино 1999. И конец я думал будет шире и охватывающий все фильмы. Так или иначе спасибо прочитал и гифку я бы сделал когда полностью текст исчезает и появляется

1
Ответить

Спасибо большое за здравую критику!)

Да, на 2003 год перешел как бы к слову. Чтобы закончить с "Конгом" и показать, что в итоге проект не умер без окончания.

А про съемки всех фильмов я не собирался писать, это заявлено как бы уже сразу. Про это можно отдельный текст уже накатать, там тоже получится много интересного)

Ну и, в конце концов, это мой первый лонг, я еще набиваю руку, так сказать, поэтому буду учиться на недочетах)

1
Ответить

Через тернии к звездам

1
Ответить