Графоманские заметки о кино. Часть 1. "Эпоха безвременья" или 48+2 перестроечных фильма. 1986-1993.

Пару недель назад относительно спонтанно решил вернуться к просмотру того, что принято именовать не иначе как "перестроечная чернуха" с целью исчерпать субъективно отобранные остатки таковой. По результатам просмотра была сформирована ранжированная подборка, точечно разбавленная фильмами снятыми в Казахстане.
В общей сумме, с учётом просмотренных ранее фильмов числом 20 штук, получилось 48+2 (2-АССА-2, Игла Remix) позиции, уместившихся, за некоторыми точечными исключениями, в диапазон с 1986 по 1993 годы. Далее следует разбор 28+2 фильмов, а в конце весь список с оценками.

Всю "чернуху", в моём понимании, глобально можно разделить на четыре основные категории - арт-хаус с примесью сюрреализма и зачастую крайне зашкаливающего абсурда, где там и здесь могут просачиваться элементы дешёвой эротики, в разных пропорциях первого и последнего, остросоциальные драмы на злобу дня, криминал, зачастую перемешанный с первыми двумя аспектами и, в довесок особняком, то, что можно обозначить как "казахский нуар". Чтобы как-то минимально ориентироваться в этой "мутной массе" решил, что нужно для каждого пункта взять более-менее стойкую "отправную точку" / пример, в частности в контексте пороговой для подобного жанра условно хорошей оценки в 6 из 10, и соответственно проводить сравнение с ней.

Отдельно отмечу, что в текущей подборке в целом в расчёт не брались музыкальные и документальные фильмы, как то: Йя-Хха (1986), Конец каникул (1986), Диалоги (1986), Взломщик (1987), а также более поздние: Последний герой (1992), Солнечные дни (1996), Следы на снегу (2014). Их вынес в отдельный список.

1. К первой категории можно отнести культовую "Асса" (1987), ставшую первой частью неформальной трилогии / квадрологии, где в целом ещё наблюдалась какая-никакая логика повествования в виде противопоставления криминального авторитета и новомодного неформала где-то на югах, разбавленная присутствием вечно и по сей день сумасбродного Баширова, а также Цоем и группой "Кино".

7 из 10.

1.1 (1). За ней последовало нечто под названием "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" (1989).

В целом соблюдено сохранение схожих типажей, дополненных новыми персоналиями, но при этом наблюдается полная перестановка пропорций - если в первой части фильма, разбитого на несколько сегментов, ещё наблюдается некий смысл, то чем ближе к финалу, то ситуация всё более скатывается в чистый фарс и отсутствия каких-либо тормозов, на фоне которого местный персонаж Баширова, играющего здесь роль некогда прибывшего в Москву "лимитчика", то ли косящего, то ли реально сбежавшего из ближайшей психушки, смотрится единственным сколько-нибудь вменяемым лицом, в то время как отдельные эпизоды примерно ничем кроме как фактом, что у автора данного опуса на время полностью сорвало крышу от наступившей вседозволенности, описать не возможно. Конечное впечатление по итогу весьма двоякое - до предшественника не дотягивает, определённый посыл при желании проследить можно, но в целом чистый фарс преобладает над таковым и не имеет в сравнении, например, со "Сны" (1993), никакого смысла. Особо ситуацию также не спасает присутствующий здесь в разных материях БГ. С другой стороны местами вышло всё равно лучше того же "Город Зеро" (1988), что некогда досмотрел чисто из принципа, отчасти наивно по видясь на высокую среднюю оценку.

6 из 10.

1.2 (2). Дом под звездным небом (1991). При исходно примерно схожем посыле о гибели былой империи и судьбе её отдельных, чудаковатых обитателей, уровень фарса, помешанного здесь местами с элементами хоррора и всесильным кэйджэби, поднят ещё на несколько градусов, в процессе, особенно к финалу, превращая всё совсем в бредовую фантасмагорию.

На пополам с местом действия и тем фактом, кем является главный герой, в определённой степени роднит это творение с указанным ранее "затерянным городом". Как следствие содержательная составляющая здесь примерно такая же, а то и менее, в соотношении 1 к 5, не в сторону первого.

4 из 10.

* 2-АССА-2 (2009).

Косвенное завершение квадралогии, являющаяся абсолютно невнятной сборной солянкой из вставленных здесь и там флэшбэков из первого фильма (убийство основного антагониста так вовсе показывается несколько раз), выступлений группы "Ленинград" в купе с пьяными разборками, съёмок другого фильма режиссёра, Анна Каренина (2008) и вялотекущего действа (составляющего пожалуй наименьшую часть хронометража), весьма своеобразным образом продолжающее сюжет оригинального фильма, при этом указывающего на то, что действие первого происходили в перестроечном 1987 году, хотя в последнем вроде бы обозначался 1980. Для чего и для кого подобное было снято - вопрос открытый и риторический.

1 из 10.

6 из 10 / 6 из 10.

Здесь в качестве "базы" можно упомянуть данное не особо известное произведение, примечательное в частности тем, что Тальков играет роль меланхоличного и философствующего главаря банды, в которую волей случайного стечения обстоятельств безнадёжно решает затесаться главный герой, всё глубже отправляющийся во тьму. По своему примечательный слепок эпохи, лишённый, в отличии от множества собратьев по жанру, мутных излишеств.

6 из 10.

Фанат (1989). Алексей Серебряков косплеит Жан-Клода Ван Дамма из "Кровавый Спорт" (1988) и противостоит ОПГ, организовавшей бойцовский турнир.

6 из 10.

(Казахстан) 4. Игла (1988).

Жанр, преимущественно к началу девяностых преимущественно давно почивший на условном западе, неожиданно нашёл кратковременное пристанище в Казахстане, в довесок ко всему обзаведясь собственным характерным антуражем не похожим ни на что иное, период, обозначенный КП как "новая казахская волна".

7 из 10.

(Казахстан) * Игла Remix (2010).

Смотрел ранее, заметка оставлена в качестве расширения общей картины. Неоднозначный, но, пожалуй, единственный на моей памяти ремейк на просторах СНГ, более-менее внятно расширяющий исходную историю и подводящий её к логическому концу, в том числе за счёт перестановки местами некоторых старых фрагментов. Вставки в стиле комикса и новоявленные сюрреалистические элементы можно воспринимать по разному, но, в отличии от например бессмысленной 2-АССА-2, здесь имеем куда более цельное произведение.

Слоган «Этот фильм не для вас...» явно намекает на то, что этот фильм сугубо "для своих", отсюда можно и процитировать ожидаемое восприятие. В моим краях в своё время шёл ограниченным прокатом, на сеансе был практически пустующий зал. Как слышал в Алматы периодически бывают повторные показы.

7 из 10.

3.1 (3). Дорога в ад (1988).

Несколько тяжеловесная для восприятия, позднесоветская, мрачно-меланхоличная, антинаркотическая агитка, перемежающаяся с тягучим детективом. Хронометраж, в противовес подавляющему большинству других картин из списка, ограниченных рамками 1,5 часов, здесь выходит за 2,5 часа. Основным местом действия, насколько можно судить по косвенным признакам, становится западная Украина, а если точнее - Закарпатье. Группа циничных и жадных местных барыг спонтанно решает выйти на новый уровень путём встраивания в далеко идущую цепь, охватившую края от Бангкока до Средней Азии, по дороге втянув в свою авантюру несколько случайных обывателей, что в последующем и приведёт к полному крушению не только их небольшой группы, но всей тщательно выстроенной пирамиды. Нельзя не отметить и своеобразное чувство юмора упомянутых элементов - в качестве основной точки околачивания зависимых потребителей, проституток и иных тёмных личностей становится кооперативное кафе с броским названием "красный мак". Здесь вспоминается фраза одного из мафиози в "Круто сваренные" (1992), обещавшего органам правопорядка открыть следующую точку хранения своего товара прямо в полицейском участке.

Несмотря на общий тон и затянутое повествование, здесь, в отличии от многих собратьев по жанру, ещё наблюдается старый, советский подход, без характерного нарочитого скатывания в трэш и угар, что само по себе какой-никакой, но плюс. С другой стороны - неплохой слепок эпохи поздних восьмидесятых, местами разбавленный западным саундтреком, вроде так себе кавера

а также Volvo разного разлива, на вскидку что-то из серии 240-260, на которых разъезжает местная охрана порядка и которые, при первом взгляде, легко спутать с американскими масклкарами.

Заканчивается действо на умеренно счастливом финале, но играющая на фоне тревожная мелодия будто бы тонко намекает зрителю - средне-азиатская мафия бессмертна ничуть не меньше, чем сицилийская.

5 из 10.

1.3 (4). Автопортрет неизвестного (1988). Потерявшийся в жизни писатель блуждает по городским задворкам. Случайное, а может и не совсем, стечение обстоятельств приводит его в захолустный районный кинотеатр, в нынешнюю эпоху торгово-развлекательных центров ныне ставших скорее редким реликтом. Бензин на исходе, на улице дождь, а тут ещё и фура перекрыла проезд - от нечего делать главный герой решает остаться на сеанс, демонстрирующий разные фрагменты его жизни. Далее метания туда-сюда и разные случайные попутчики перемежаются на пополам с общим сюрреализмом происходящего.

Можно предположить, что таким своеобразным посылом даётся шанс переосмыслить свою жизнь и, может быть, исправить какие-то аспекты дней давно былых, но однозначного ответа фильм на этот вопрос не даёт, как и в своих около философских изысканиях объективно далёк от известных экземпляров в этом поджанре, вроде того же "Сталкера" (1979). Впрочем, учитывая год выпуска, ожидать нечто иное, кроме хтони бетонных джунглей, было бы как минимум несколько наивно.

5 из 10.

(Казахстан) 4.1 (5). Женщина дня (1988).

По своему замысловатый классический любовный треугольник, действие которого разворачивается на улицах перестроечной Алматы. Упомянутая фигура представлена здесь теми, кого принято считать условной творческой интеллигенцией, ненадолго разбавляется странным, загадочным незнакомцем, привлекающим внимание пресыщенной былым стилем жизни главной героини в лице Алики Смеховой.

С одной вроде бы ничем сильно не примечательная романтизированная мелодрама, а с другой есть здесь некая абстракция, позволившая этому фильму довольно спонтанно затесавшаяся в мой преимущественно мрачный список.

6 из 10.

Поначалу может показаться, что данный фильм представляет собой типовой набор зарисовок из жизни обычной студентки и промышляющего махинациями сантехника, история которых вполне могла бы разворачиваться где-нибудь вначале или середине семидесятых, но то лишь на первый взгляд. В процессе картина обрастает всё более мрачными красками, неудавшийся сантехник оказывается рецидивистом с двумя судимостями, постепенно теряющимся в контексте того где, когда и кого он успел "обуть", как и на какую сумму, а студентка - разгульной особой, по ходу происходящего, как другой и персонаж, теряющая смысл жизни, по своему двигаясь в никуда по головам окружающих их личностей. В конечном итоге стечение разных обстоятельств сведёт их в городе Сочи и, что характерно именно для перестроечного кино, счастливого финала не последует.

6 из 10.

(Казахстан) 4.2 (7). Влюбленная рыбка (1989)

Последний фильм эпохи восьмидесятых в моём перестроечном списке, где ещё местами находилось... место для "старой формации" и некоторым элементам романтики - общий градус мрачного повествования и криминальных разборок годом позже выйдёт на совсем иной уровень, не оставляя пространства для чего-либо иного. Парень из окрестной деревни добирается на попутках в тогдашнюю столицу - Алматы. Среди попутчиков попадается пресыщенная жизнью роковая женщина, сопровождаемая мужем в лице министра, который некогда успел пройти путь от обычного жителя такого же непримечательного аула на самый верх локальной вертикали. По законам нуарного жанра, не смотря на серьёзную разницу в возрасте и иные обременяющие обстоятельства, две противоположности на какое-то время сходятся, но, как водится, ничем хорошим это не закончится. Перемежающиеся блуждание по окрестностям сопровождаются небольшими историями второстепенных персонажей, вроде прибывшего откуда-то из Африки персонажа, периодически выдающего что-нибудь на французском. Само название, как и общая постановка, вполне прямолинейно отсылает к идейных вдохновителям в лице французских фильмов шестидесятых и, местами, судя по всему, "Бойцовской рыбки" (1983).

6 из 10.

3.2 (8). День любви (1990)

"The lights in the darkness will shine for the people in Russia...".

Ралли "Дакар", криминальные разборки, элементы дешёвой... нет, не эротики, а скорее порнографии, подающиеся в сумме с рваным монтажом, с явными и не явными заимствованиями из западных произведений того периода, вроде той же "Кобры" (1986), кадры из которой частично затесались и в сам фильм. Так вкратце можно описать данный позднеперестроечный боевик.

Некая ОПГ желает провернуть операцию по вывозу и дальнейшей продажи на чёрном рынке нескольких КАМАЗов, но план идёт под откос из-за прибытия следователя по особо важным делам и задержания одной из ключевых фигур, но главари упомянутой структуры не только не особо не отчаиваются, но и решают пойти на радикальные меры - поручить местным "шестёркам" из местной "моталки" (ныне позабытый термин, ранее которым обозначились радикальные молодёжные группировки) в день, на который была передвинута ключевая операция, провести весьма своеобразный отвлекающий манёвр, заключаться который должен в серии беспорядочных изнасилований.

Расклад поначалу идёт по плану, город погружается в хаос, милиция тут же забывает про грузовики, но два незначительных аспекта выпадают из внимания "великих комбинаторов". Первый - двуличная блондинка, она же студентка кулинарного ПТУ, она же подруга далее упоминаемой барышни, предлагает в довесок взять на вооружение принцип "насиловать, так королеву конкурса красоты". Второй - "моталка" держит в своих рядах "слабого духом" художника. Обе личности в последующем сыграют свою роль в этой закрученной пьесе.

События приобретают ещё более крутой оборот, после того, как бывший гонщик, приёмный отец упомянутой скромной победительницы конкурса, вместе с отцом реальным, инженером, только что высадившимся в ближайшем аэропорту из Германии, на двоих решают поиграть в Рэмбо, лихо расправляясь с доброй, но далеко не всей, частью упомянутой банды - остатки таковой, среди прочего, буквально возьмут штурмом местное отделение милиции. В довесок ко всему сказанному сумбур происходящего тут и здесь сопровождается неплохим саундтреком.

Впрочем несмотря на принятые усилия финал будет по перестроечному трагичным для подавляющего большинства участников по обе "стороны баррикад", кроме одной загадочной, тёмной фигуры, оказывающейся основным вышедшим сухим из воды получателем выгоды в виде упомянутой техники.

5 из 10.

Как было отмечено в единственной на КП рецензии на данный фильм, он по своему отвечает на риторический вопрос, что могло бы произойти с одним из второстепенных героев "Маленькой Веры" (1988), который по сюжету отбыл в Москву, а сложилась она по своему похлеще чем у героини фильма предшествующего. Некогда читавший нотации и блюдущий высокую мораль, эдакий образцовый комсомолец, стал валютным спекулянтом и сутенёром, находящимся, среди прочего, в розыске.

Стечение случайных, хотя и вполне вероятных при таком раскладе обстоятельств, привлекает к его фигуре внимание небольшой банды, состоящей, как на подбор, из колоритных, но при этом отбитых на всю голову, личностей - работающих на пару уголовников-рецидевистов, с виду интеллигентного, но двуличного участкового в лице Игоря Верника и сурового сотрудника КГБ схожей специфики. Им во чтобы то ни стало нужно выбить с упомянутого товарища накопленные "непосильным трудом" богатства, чему, помимо спонтанных пертурбаций и историй, в которые по ходу вляпывается данный сброд и их окружение, и посвящена большая часть хронометража, разбавляемая вставки с выступлениями Талькова.

Работа в целом и преимущественно примечательна тем, что, в отличии от собратьев по мутно-перестроечному жанру, здесь фактически нет ни одного положительного персонажа, в остальном же ничего сколько-нибудь примечательного скорее не наблюдается, а повествование ощущается затянутым.

3 из 10.

3.4 (10). Живая мишень (1990)

Сотрудник милиции прибывает в небольшой город, где все вертикали власти тесно перемешаны с криминальными элементами. Цель - разобраться в этом непростом раскладе и выявить каналы сбыта наркотиков и оборота валюты. Начинается фильм, как вроде бы сносная детективная история, с некоторым уклоном в нуар, но в процессе нить сюжета полностью теряется от обилия задействованных лиц, а общее действо превращается в невнятный сумбур, где намешано всего понемногу, включая не особо уместные, чисто чернушные элементы. Практически всю картину как-то на себе вытягивает эпотажный и отрицательный герой Абдулова, которого при таком раскладе легко спутать с главным героем и добраться до которого органы порядка так и не смогут, в остальном же кино проходное. В титрах отмечено, что съёмки велись по мотивам повести "Горький туман", за авторством сценариста, но какой-либо информации по ней, включая год выхода, найти не удалось. Под конец ещё примечательный факт - спонсировало съёмку "Невельская база тралового флота". Невель - небольшой город в Псковской области.

4 из 10.

- Хочу шампанского.

-А гвоздей жаренных не хочешь?

Цитата из фильма. Позднесоветская вариация "Бони и Клайда" (1967), имеющая множество схожего с упомянутым фильмом. Пара в лице Елены Яковлевой, слабо вписывающийся в образ подобных героинь, и Дениса Карасёва промышляют случайными грабежами и мелкими махинациями, передвигаясь по множеству регионов некогда огромной страны.

Они не верят в победы добра над злом,

Как в победы зла над добром.

Они знают, что у них есть только серый день,

И они хотят жить этим днём.

Пелось в одной из песен Бутусова. Взяв за основу принцип "живи одним днём" главные герои, согласно негласным законам жанра, всё дальше скатываются по наклонной, с одной стороны вроде бы и осознавая, что пути назад нет, а с другой принимая подобную судьбу. В целом меланхоличная картина изредка разбавляется небольшим экшеном.

5 из 10.

Каждому морю — дождя глоток,

Каждому яблоку — место упасть,

Каждому вору — возможность украсть,

Каждой собаке — палку и кость

И каждому волку — зубы и злость.

Некий криминальный элемент волей стечения обстоятельств берёт под свою опеку сироту из приюта, обучая её в нужном ему направлении. Здесь неявным образом напрашивается параллель с "Леоном" (1994). В последующем её путь на какое-то время пересечётся с мотогонщиком не вписавшимся в реалии ведущей двойную жизнь группы и им вместе предстоит противостоять недружелюбному миру. Кино в целом незамысловатое, с типовой перестроечной мешаниной в виде разборок и эротики, но примечательное двумя аспектами. Первый - некоторые виды, съёмки велись в Севастополе. Второй - саундтрек в исполнении группы "Кино".

5 из 10.

Двое дальнобойщиков перевозят грузы на просторах Беларуси. Один из них попутно промышляет мутными шабашками, что однажды выходит ему боком - неудавшийся курьер погибает от рук дорожной банды. Его друг решает самостоятельно вести правосудие, по крупицам собирая ценную информацию и, неоднократно, каким-то чудом выходит из стычек, следующих одна за другой.

Несмотря на заданный синопсис сюжета, являющийся внеочередной попыткой отобразить суровые будни провинциально-деревенских разборок отдельно взятой республики, в купе с не менее броским названием, претендующее если не на лавры того же "Конвоя" (1978), то во всяком случае на некую претенциозность, кино по факту довольно блёклое, как в целом, так и на фоне разных собратьев по жанру. Непосредственно того, что можно было бы назвать условным экшеном здесь приземлённый минимум, преимущественно уместившийся в буквально последние 15 минут фильма. Финал открытый и как дальше могла бы сложиться судьба главного героя можно только гадать.

3 из 10.

(Казахстан) 4.3 (14). Кайрат (1991)

Деревенский парень по имени Кайрат прибывает в Алматы с целью поступления в вуз, но инициатива оборачивается провалом и товарищу приходится ограничиться ролью водителя автобуса, проживающего в общежитии. Дальнейшее же действо представляет собой случайные зарисовки из жизни не удавшегося студента в незнакомом городе. Снят фильм в чёрно-белых тонах и уложен в хронометраж равный примерно одному часу. Собственно к сказанному особо более добавить нечего. Завязка истории в целом стара как мир, но сам фильм чем и примечателен, так это разными мелкими деталями и атмосферой, отображающими дух того времени.

6 из 10.

Реалистично-сюрреалистическая фантасмагория с участием знаковой фигуры эпохи перестройки в лице Сергея Курёхина, разбавленная сумбурным звуковым сопровождением и отстранёнными, закадровыми комментариями. Как название, так и другие составляющие, вроде бы отсылают к японской мифологии, хотя претензия на определённый элемент абсурда тоже вполне очевидна. Главный герой, на пару с ветераном боевых действий в Афганистане, держат небольшой компьютерный клуб, привлекающий внимание рэкетиров. Далее следует в целом заурядная история о мести и справедливости, но, на этот раз, сопровождённая своеобразным скрытым посылом. Если не погружаться в долгие рассуждения, кратко она складывается в формулу "если слишком долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть в ответ". Из игр в кадрах мелькает Digger (1983), пару же других упомянутых позиций на слух опознать не удалось. Из иных примечательных элементов можно отметить костюм, конструируемый ключевым персонажем для борьбы с супостатами.

6 из 10.

3.6 (16). Путана (1991)

Остросоциальная драма с вкраплениями триллера, повествующая о нелёгких буднях представительниц древней профессии. Сквозной сюжет, действие которого, судя по всему, разворачиваются в Одессе, перемежается с разными эпизодическими моментами, вроде появляющегося в паре кадров маньяка с безумным взглядом. Из характерных элементов можно отметить один необычный аспект - типовая перестроечной чернуха, рэкет, потасовки и другая дичь, здесь странным образом сочетаются с ещё чисто советской и, по таким меркам, местами наивной, постановкой повествования. Выделяются и некоторые действующие лица. Так одна из ключевых фигур, сутенёр, представлен здесь эдаким стареющим интеллигентом, борцом за "высокие нравы" в исходно специфической среде, противопоставляемый разному "необузданному сброду". Впрочем, как водится, внешность обманчива - ведущий задумчивые, около философские беседы товарищ не моргнёт и глазом если на следующий день ему вдруг потребуется тихо устранить зазнавшегося конкурента за счёт задействования случайно примкнувшей и не приметной, ещё вчерашней школьницы. Довершает картину саундтрек в виде разных западных треков того времени, перемежающихся с одной из песен группы "Комбинация".

5 из 10.

2.4 (17). Гений (1991)

В этом двухсерийном фильме смешалось всего понемногу, но если коротко, то охарактеризовать его можно как "криминальная трагикомедия с элементами фарса", почему я по итогу отнёс его во вторую, а не третью категорию. Бывший подававший надежды инженер-изобретатель переобувается в предприимчивого кооператора на овощебазе где-то в Санкт-Петербурге. В целом "белую" коммерческую деятельность он сочетает с крупномасштабными аферами, особо не выбирая кого и на сколько он и его подельники "нагреют" на этот раз. Сгодятся все, будь то бывшие крупные партийные деятели или вроде бы как случайные приезжие откуда-то с Кавказа.

В свою очередь состоящие в предприимчивой банде лица не ровня их организатору и, судя по всему, набирались не исходя из каких-то принципов, а чисто спонтанно, в ближайшей подворотне, что по сюжету, с виду далеко не глупому "комбинатору", выйдет боком, как, впрочем, он в принципе остаётся при таких раскладах в живых, учитывая поправку на год, вопрос тоже открытый. В этом контексте, при более пристальном рассмотрении, большинство персонажей, в диапазоне от местной милиции до вожделенной пассии главного героя, и их поступки зачастую не отличаются особым умом или логикой, что достаточно регулярно в целом вступает в диссонанс.

Фоном и невзначай мелькают разные элементы эпохи - перепродажа западной и японской техники, недовольная женщина, которую обвешали в киоске обещает пожаловаться Собчаку, "Том и Джерри" на экране телевизора и т.д.

В своё время фильм вероятно мог бы быть по своему примечательным, но проверку временем он скорее не прошёл, а повествование, хронометраж 2 часа 42 минуты, ощущается затянутым. Поэтому общих восторженных отзывов, средняя оценка восемь из десяти, не разделяю. Тот же вышедший ранее "Воры в законе" (1988) ощущается куда ближе к фактическим реалиям. Да, за звук постоянно пиликающего датчика расстояния, на добрые несколько минут фильма, минус балл.

6 из 10.

Более чем трёхчасовое полотно, единственный фильм Марлена Хуциева, вышедший в "тёмный" период союзного, а затем и постсоветского кинематографа. Как говорят исходно съёмка велась в нескольких локациях в 1987 году, но в прокат проект попал спустя четыре года. Мужчина средних лет переживает экзистенциальный кризис, блуждая, то ли как человек, то ли как призрак, где-то между настоящим и прошлым.

В один момент герой спонтанно начинает распродавать разное, вроде бы ценное имущество, хотя ещё минутой ранее считал, что кто-то просто ошибся номером телефона. Выходит из дома, куда-то бредёт. Перед его взором предстоят события из дней давно минувших. Затем вновь оказывается на пустынных улицах, периодически встречая разных вроде бы знакомых, а с другой стороны совсем не знакомых людей, периодически также перекидываясь фразой-другой со случайными встречными. В другом эпизоде он заказывает ныне не востребованную мелодию у группы, выступающей на уличной сцене. Окружающие обыватели недовольно расходятся, на площадку выходит молодой парень, вероятно презентующий его же в молодости, и танцует с девушкой. Вокруг больше не остаётся никого. Мгновение спустя герой продолжает смотреть на ту же сцену, но обстановка меняется - на том же месте теперь совсем другая пара, вокруг появляются опавшие листья, покосившиеся заборы, всё выглядит забытым и заброшенным. По завершению танца все трое медленно куда-то следуют по тёмной и безлюдной улице.

Собственно вся картина и представляет собой чередование такого рода элементов, около философскую, крайне не спешную, притчу о жизни, смерти, сделанном / упущенном выборе, и пространных разговорах с самим собой. Посыл в целом более-менее становится понятен ещё не доходя до середины, но тягучее повествование на этом ещё далеко до завершения. В общем довольно своеобразная и, может быть, самая неординарная работа режиссёра, смотреть которую стоит только по особому настроению, либо в случае некоторой тяги к чему-нибудь около сюрреалистическому, но при этом, в отличии от в частности ранее упомянутых картин, лишённому разных нарочитых элементов того времени.

6 из 10.

2.5 (19). Мигранты (1991)

Он - дорожный строитель, проживающий в общежитии. Она - прибывшая из Амурской области особа, вожделевшая выйти замуж за первого попавшегося иностранца, будь то в том числе патлатый фин с ближайшей стройки. Случай сводит их поздним вечером в одном из ресторанов Москвы, после чего они продолжают вместе вляпываться в разные истории, ибо ночная столица - место опасное, а ночная столица времён перестройки место опасное вдвойне, а то и поболее некоторых провинциальных городов.

Согласно расхожей пословице противоположности притягиваются, чему собственно, т.е. развитию романтической линии параллельно разным передрягам, и посвящено кино, или, если точнее, большая его часть. Местами мелькают характерные элементы эпохи - плакаты всех разновидностей, коллекционирование пачек сигарет, полные разных странных личностей полупустые парки. Реалистична ли сама ключевая история? Разве что отчасти, как и упомянутая поговорка на практике скорее работает с точностью до наоборот. В остальном же у героев возникал потенциальный шанс построить жизнь в провинциальном крае, но они его проигнорировали, как следствие счастливого финала не последует.

5 из 10.

Два выходца из детдома прокладывают путь по криминальной лестнице. Один - опытный курьер запрещённых веществ. Другой - весьма далёк от подобных реалий, но по старой дружбе без раздумий решает отправиться в Среднюю Азию, представленную здесь, судя по всему, Узбекистаном, дабы доставить некую посылку. Мафии же, согласно перестроечному веянию, нужно периодически сдавать своих "шестёрок" для того, чтобы местные органы порядка могли выполнить целевой план по посадкам, не вызвав при этом подозрений из всё более теряющего силу центра, представленного здесь ревизором из Москвы. Как итог по ходу дела заподозривший неладное гражданин по опытнее отправляется прямиком на тот свет, а другой на 8 лет в места не столь отдалённые, откуда ему, а также ещё паре колоритных товарищей, один из которых агент под прикрытием, в последующем предстоит сбежать и, начав ещё на зоне, наносить справедливость, базирующуюся, как и у героя более позднего "Брата" (1997) на довольно субъективных убеждениях о таковой.

В общем и целом заурядная, чисто криминальная история, примечательная двумя фактами. Первый - далеко не самое распространённое место действия. Второй - более-менее не вычурные элементы восточных единоборств, коим в частности найдётся применения в узких проходах пригородного электропоезда, что невольно навевает ассоциации со старыми beat 'em up'ами. Три героя последовательно проходят несколько локаций и также последовательно запинывают примерно всех, кто встретится по дороге, а в финале их ждёт босс и его приспешники.

5 из 10.

3.8 (21). Меченые (1991)

- Неразборчивость в половых связях ведёт к тяжёлым венерическим заболеваниям.

- И портит моральный облик советского человека до неузнаваемости.

---

- Можно подумать, что ты шпион и боишься, что тебя разоблачат.

- Ты недалека от истины, я действительно резидент уругвайской разведки.

- Да... а почему уругвайской?

- Родину не выбирают.

Картина с довольно мутным синопсисом сюжета. Предыстория главного героя, представленного здесь Алексеем Ниловым, известного широких массам по "Улицам разбитых фонарей" (1997), отыгрывающего эдакого ловеласа с принципами, окутана туманом. Более-менее ясно лишь то, что действия, по крайней мере частично, разворачиваются в Крыму, а также то, что герой, руководствуясь довольно размытыми мотивами, решает поиграть в борца за справедливость, вмешавшись в местные криминальные разборки по принципу "грабь награбленное".

Смелые выходки товарища очевидным образом не останутся без внимания и последствий, что в частности плавно подведёт весь расклад к обыденному финалу про месть за друга, между делом вовлечённого в процесс, точечно разбавленный антуражем вышеупомянутого региона, по ходу дела фактом нахождения клада времён противостояния белых и красных, с которого начинается фильм и который ещё сыграет свою роль, а также сочетанием очередного раунда различных пертурбаций с обувным бизнесом и местами саундтреком в лице Stevie Wounder.

На качественном уровне в целом ничего особенного, хотя и есть пара занимательных сцен. По сути можно воспринимать как эдакий рядовой, расширенный эпизод более позднего сериала, в особенности с учётом того, что в нём временами находились местами более интересные истории.

5 из 10.

3.9 (22). Штемп (1991)

Примечательное некоторыми моментами кино, вроде побега главного героя из тюрьмы, откуда напрашивается обратная ассоциация с "За последней чертой" (1991), но в остальном в целом шаблонная детективная история в виде противостояния персонажа-одиночки, принципиального инспектора уголовного розыска, двойного агента, и разномастной мафии в Москве, в которую затесались и некоторые лица из правоохранительных органов.

Практически весь экшен умещён в последние 10 минут фильма. В финальном разговоре двух воротил криминального бизнеса проскакивает одна интересная деталь, отражающая дух времени - скоро бандитам старой формации придётся начать беспокоиться не столько из-за партийных деятелей, неподкупных элементов из милиции или сотрудников КГБ, а нахлынувших в столицу беспредельщиков, коим былые принципы полностью чужды.

С поправкой на время такого схожего рода работы на условном НТВ выходят ныне десятками, как следствие, как и ряд других картин, примечательна конкретно она сугубо внеочередной, некоторой репрезентацией недолгого перестроечного периода.

5 из 10.

Охарактеризовать этот фильм в двух словах можно как "умеренная эротическая комедия". Две супружеские пары принимают участие в съёмках романтического фильма на юге страны. Мужчины решают разнообразить свое время препровождение не самым обычным образом - по ночам тайно меняться местами и проводить время с пассиями друг друга, но их продуманный до мельчайших деталей "свингерский план" идёт не как задумано, так как жёны, распознав неладное, попутно проворачивают противоположную схему. Таким образом покуда первым кажется, что они спят с жёнами друг друга по факту получается наоборот, вокруг этот факта и разворачивают разные ситуации, а создание же упомянутого полотна только добавит некоторый неразберихи.

Если бы сегодня кто-то бы попытался снять фильм с подобной концепцией, то, вероятно, в лучшем случая вышла бы какая-нибудь абсолютно проходная порнография, и не столько в смысле собственно содержания, сколько постановки и других элементов. Здесь же ситуация иная и фильм, при своей чисто перестроечной специфике, а может быть отчасти и из-за короткого хронометража, смотрится вполне сносно и не скатывается в явный трэш и угар, что вполне можно было бы ожидать, с учётом года выхода. Отдельно можно отметить неплохой саундтрек.

5 из 10.

3.10 (24). Крысиный угол (1992)

Бывший тренер по карате, возвращается после нескольких лет отсидки за своё некогда запрещённое увлечение. Мир вокруг за это время успевает преобразиться, но старая обида на некогда поспособствовавших посадки товарища, никуда не делась, к ней в довесок добавляются иные отягощающие обстоятельства, так что месть и очередной раунд противостояния вида герой-одиночка против криминальных структур и продавшейся милиции не заставит себя ждать.

За рамками же собственно данного типового синопсиса сюжета, скоротечной погони на жигулях, а также того, что здесь отметился Александр Иншаков, позже причастный к созданию культовой "Бригады" (2002) сказать особо нечего.

4 из 10.

3.11 (25). Мастер Востока (1992)

Несколько сырой, любительский по постановке боевик с восточными мотивами. Собственно ввиду этого аспекта, по своему эксплуатирующего принцип "так плохо, что местами хорошо", он по своему выделяется на фоне иных бесчисленных и безликих собратьев по жанру, хотя и определённые заимствования из того же "Фаната" (1991) напрашиваются сами по себе. Мастер боевых искусств Ким Ин Хо преподаёт в собственной школе, но оказывается меж двух огней. С одной стороны поздние советские нравы по отношению к подобному обучению ещё остаются довольно двоякими. С другой местный криминал заинтересован в обучении своей "пехоты" в нужном направлении, но получают отказ, не помогает им и взятие в оборот его младшего, самостоятельного не по годам, брата. По законам жанра последний погибает в результате спонтанной разборки и некогда неприступный как скала герой выходит на тропу войны.

4 из 10.

Не задавшийся актёр ловит попутку. За рулём оказывается симпатичная особа. Обменявшись парой нелепых реплик они продолжают путь в тишине по грязно-весенним улицам. По дороге к их компании добавляется ещё два нежелательных попутчика, вооруженные автоматом - начиная с этой точки фильм превращается в эдакий в меру закрученный локальный аналог западного термина "road movie", выполненный в серой палитре. Вначале они направляются в аэропорт за неким важным грузом, а затем... приходится корректировать планы на ходу и прокладывать далёкий путь, что не обойдётся без череды ещё целой порции приключений с весьма непредсказуемым результатом.

При более внятной постановке и менее мутной плёнке в целом могло бы получиться довольно неплохое кино, а так довольно средний, "чернушный" проект, который не особо вытягивает и известный широким массам по первому сезону "Улиц разбитых фонарей" (1997) Александр Лыков.

4 из 10.

(Казахстан) 4.4 (27). Место на серой треуголке (1993)

Несколько мрачных будней молодого жителя Алматы. Пустые пространные разговоры, сигареты и алкоголь, случайные встречи, такие же спонтанные разборки, редкое сочинение стихов и пьес в стол - типовой набор его активностей на день. В сущности данный фильм можно назвать продолжением заданного вектора представленного тремя ранее рассмотренными фильмами, с той разницей, что на этот раз повествование ведётся от лица коренного, но при этом ведущего маргинальный образ жизни, жителя столицы, который, в отличии от предшествующих героев, лишён каких-то понятных, в том числе по видимому ему самому, принципов и своеобразным образом тщетно пытающегося найти смысл в жизни, беспорядочно чередуя упомянутые выше элементы.

5 из 10.

(Казахстан) 4.5 (28). Дикий Восток (1993)

- Кто это был?

- Иван Тайга.

- Кто-то? Тайга?

- Ага. Тот самый. Неуловимый.

- А что? Его никто не может поймать?

- Да кому он нахрен нужен.

"The Last Soviet Film" - гласит слоган. Кратко несколько фактов:

* Изначально предполагалось, что в фильме будет сниматься вся группа "Кино". Был бы фильм от этого по итогу лучше остаётся только гадать. Заменой ей стала группа "Tequilajazzz", тогда только образовавшаяся.

* Съёмки проходили осенью и зимой в Киргизии и весной в Алматы.

* Работа вполне явно выступает на одном поле с "Безумный Макс 2: Воин дороги" (1981), беря при этом за основу тематику истерна, т.е. противоположность вестерна, советскую технику. При желании можно обнаружить и другие менее / более очевидные заимствования, вроде эпизода с картошкой из "Чапаева" (1934), а также что число героев, семь, отсылает к соответствующему японскому произведению.

* Выхода в официальный прокат в РФ не было и существует проект только в черновом варианте.

Канва сюжета такая. Где-то в степи живёт цирковая династия лилипутов. Они подвергаются нападкам безумной банды и не в силах самостоятельно противостоять им. Чтобы как-то совладать с ситуацией они отправляться в ближайшее подобие населённого пункта, единственное культурное заведение в котором бар и что-то вроде отеля, где крутят немецкое порно. В тех краях, за 100,000,000 некоей валюты, они планируют нанять себе вольного наёмника, компанию которому по дороге составит не разговорчивый тип в тёмных очках, забулдыга, роковая блондинка на кабриолете, которую зовут... Мэрлин, трюкач в маске, парень с орлом.

Звучит безумно? А то. Впрочем дальнейшее повествование в особых комментариях не нуждается. Здесь тот случай, когда атмосферу словами передать сложно, нужно смотреть, а дальнейший вердикт может быть прямо противоположным. От признания данного произведения претензионным трэшем до проведения аналогий с тем же "Шестиструнным самураем" (1998), который мне лично впрочем ничем кроме саундтрека в своё время не понравился, ввиду чего оценил конкретно его я на 4 из 10 при средних 7.1 из 10 в наших краях.

6 из 10.

Подведение итогов. 48+2 перестроечных фильма. 1986-1993.

Арт-хаус и сюрреализм (9).

1. Сны (1993) - 7.

2. Асса (1987) - 7.

7. Город Зеро (1988) - 5.

9. 2-АССА-2 (2009) - 1.

Остросоциальные драмы (комедии с элементами эротики включены сюда же) (13).

14. Курьер (1986) - 6.

17. Мигранты (1991) - 5.

19. Гений (1991) - 6.

20. Луна-парк (1992) - 4.

21. Снова в СССР (1991) - 3.

Криминал (21).

23. Беспредел (1989) - 7.

24. Воры в законе (1988) - 6.

25. Фанат (1989) - 6.

29. Путана (1991) - 5.

31. Дорога в ад (1988) - 5.

32. День любви (1990) - 5.

33. Меченые (1991) - 5.

34. Штемп (1991) - 5.

35. Катала (1989) - 5.

38. Живая мишень (1990) - 4.

Казахский нуар (7).

44. Игла (1988) - 7.

45. Дикий Восток (1993) - 6.

46. Женщина дня (1989) - 6.

48. Кайрат (1991) - 6.

50. Игла Remix (2010) - 5.

Музыка и документальное около неё (7):

53. Йя-Хха (1986) - 5.

54. Взломщик (1987) - 5.

57. Диалоги (1986) - 4.

5353
16 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Может быть конечно моя оценка на этот счёт для кого-то и излишне резкая, но два других фильма Шахназарова, "Курьер" и "Сны", также нашедшие своё место в списке, где сатиры и фарса по своему не меньше, а где-то и больше, мне понравились.

С сюрреалистической составляющей картина схожая. В более вышестоящих позициях она субъективно подана ровнее, собственно отсюда и 5 баллов, что, учитывая специфику, можно воспринимать как "среднюю" оценку, 4 и ниже как "плохую".

1
Ответить

Все это на порядок лучше современных росс фильмов. По актёрской игре, например. Город Зеро зе бест. Самые главные фильмы того времени, до которых нынешним уж точно, как до небес, это фильмы Ю. Мамина. Потом, культовая Ширли Мырли, конечно, ну и не так известное, но отличное кино Комедия строго режима, Студенникова. И ДМБ, куда без него.

3
Ответить

Ширли-мырли (1995), ДМБ (2000).

По периоду 1994-1999, где постепенно / в целом стала преобладать иная тематика и стиль, изначально также были мысли сделать дополняющий материал, но и в таком виде, если особо не погружаться в детали, позиций набралось совсем немного, а большая часть иных сносных скорее и так широко известна, поэтому было решено эту идею отбросить.

1
Ответить

всё равно лучше того же "Город Зеро" ... досмотрел ... наивно по видясь

Спасибо, что сэкономил мне время, дальше можно не читать.

1
Ответить

Не за что, не забудьте поставить дизлайк, отписаться на канал, отослать отчёт в местный ЖЭК.

Ответить