"Очень странные дела" - Разбор сериала

«Очень странные дела» - это один из самых успешных сериалов Netflix. Произведение уже успело получить статус культового и заслужить любовь как критиков, так и зрителей. Я решил разобраться, что делает сериал таким популярным, проанализировать режиссерские и операторские приемы в триллере, а также детально разобрать некоторые сцены.

Противоположное освещение

Пожалуй, начнем с самого интересного и, я бы даже сказал, основополагающего приема, который используют авторы на протяжении всей истории, - это освещение. Его оттенки задают настроение каждой сцене и прекрасно играют на создание атмосферы. Например, создатели разделяют реальный мир и «Изнанку», в оригинале «Upside Down». Так, в основном, городок Хокинс наделен желтым светом, тогда как в «Изнанке» всегда преобладает синий цвет. Данное цветовое решение художественно влияет на зрительское восприятие и создает определенную атмосферу, стилистически подходящую локации в сцене. В большинстве эпизодов в доме желтый свет дает зрителям ощущение уюта и защищенности. Можно сказать, появляется «ламповая» и теплая атмосфера, которая противопоставлена страшному и давящему на нервы параллельному миру, откуда и приходят монстры.

Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы
Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы

Причем с развитием сюжета, когда положение героев только ухудшается, а опасность увеличивается, в уличных сценах становится меньше желтого и больше синего. Благодаря повторению цветовых гамм, зрителей на подсознательном уровне приучают, что если в кадре желтоватый оттенок, то героям ничего не угрожает, а если появляется синий цвет, то зрителю стоит ожидать появления демогоргона. Поэтому и первый контакт Джойс Байерс с монстром выглядит неожиданно и пугающе, ведь тут создатели ломают уже устоявшееся правило цвета и атмосферы.

Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы
Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы

Создатели показывают дом как крепость, где можно спрятаться от опасности. Для меня самой запоминающейся сценой в этом ключе является эпизод из 8 серии 2 сезона. Монстр вышел на охоту за подростками, которые собрались вместе в доме Джойс Байерс. Взят симметричный план, Макс и Лукас сидят напротив друг друга, а лампы дают как раз тот самый желтый свет. В кадре между героями находится окно, и сквозь него пробиваются синие отблески ночного света. Здесь мы понимаем, что дом – это единственное место, где герои могут спрятаться. Они окружены монстрами и любой выход за пределы будет опасен. Симметрия позволяет визуально выделить это цветовое решение и усилить саспенс.

"Очень странные дела" - Разбор сериала

Игра с контекстом

Во время просмотра второго и третьего сезонов я поймал себя на мысли, что авторы начали использовать контекст и внешние обстоятельства для создания атмосферы 80-х. Если в первых сериях 80-е были показаны только с помощью визуала, то затем использование предлагаемых обстоятельств расширяется. Уже в первой серии второго сезона мы слышим заглавную музыкальную тему «Охотников за привидениями», герои надевают на Хэллоуин костюмы из этого фильма. Из радиоприемников доносятся звуки популярных песен, дети проводят свое свободное время за первыми аркадными автоматами. Детальное изображение обстоятельств в полной мере раскрывает стилистику сериала.

Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы
Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы

Для создания винтажной атмосферы оператор Тим Айвс использовал объективы Leica в 35-мм. Из-за этого он смог достичь высокой контрастности картинки, но оставить много деталей в тени для сохранения атмосферы фэнтези-хоррора.

Художники «Очень странных дел» проделали огромную работу по воссозданию атмосферы середины 80-х. Персонажи одеты в аутентичную одежду и носят популярные в то время прически. В их квартирах также располагаются телевизор и радиоприемник, как незаменимые в быту вещи. Но самое важное здесь то, как все звучит.

Саунддизайн

Звуковой департамент команды «Очень странных дел» занимался адаптацией звукового оформления, дабы добиться ретро-стиля. Каждый радиоприемник или телевизор имеют характерное для того времени «аналоговое» звучание.

Также звукорежиссеры постарались и над оформлением «Изнанки». Это место наделено уникальным звуком: если можно так выразиться, оно звучит мокро и склизко. Демогоргон вызывает страх своим неистовым криком. Создатели отмечали, что восхищались «Хищником» при создании звукового оформления.

Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы
Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы

Вообще можно глубоко проанализировать всю работу над монстром. Он звучит раньше, чем вообще появляется в сериале. Можно услышать тихий звон и немного посторонних шумов, которые становятся громче с приближением демогоргона. Так создается классический саспенс, который подготавливает зрителя к появлению монстра.

Отличительной чертой «Очень странных дел» можно назвать находку со звуком лампочек, связывающих два мира воедино. Они были озвучены так, чтобы акцентировать внимание зрителя на них. Звукорежиссер записал эти звуки с помощью зарядного устройства и напряжения в 50 ампер. Таким образом, получился своеобразный несинтетический звук электричества, напряженный и пугающий.

Жанровое своеобразие

Сериал «Очень странные дела» обрел свою популярность благодаря огромной аудитории, начиная от подростков, заканчивая уже взрослыми людьми. И это не простое смешение жанров для охвата большей аудитории. Здесь для каждой возрастной группы существует своя жанровая линия. Подростковое фэнтези с элементами триллера переплетается с конспирологическим детективом. Так сюжет становится более объемным и позволяет охватить разные целевые аудитории.

Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы
Кадр из "Очень странных дел" Авт. Братья Дафферы

«Очень странные дела» - это идеальный пример простого и вечного сюжета, удачно адаптированного под современные реалии. Сериал снискал популярность и обрел практически культовый статус. Создатели умело объединили изобретательность с простотой, что позволило привлечь внимание широкой аудитории, сохранив при этом стилистику и антураж.

Если вам понравился данный материал, то вы можете поддержать автора, подписавшись на канал Youtube, где вы найдете больше интересного контента (разборы, обзоры и анализы) про кино.

77
18 комментариев

Первые 2 сезона - прикольно...интересно, стильно/модно/молодежно, 3 сезон - дикая клюква и сценарная импотенция, попытка выехать на хайпе 1 и 2 сезонов...шо там было дальше я уже хз, как по мне, R.I.P хорошей идеи и сериала в целом. Пойду Твин Пикс пересмотрю

7
Ответить

Твин Пикс вечен!

1
Ответить

Посмотри The Dark (тоже Netflix, но от, внезапно, немецкой съёмочной команды). Не совсем корректно сравнивать жанрово, однако как условной детективный триллер с элементами 80-х – намного круче и технически, и сюжетно.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

 Произведение уже успело получить статус культового и заслужить любовь как критиков, так и зрителей.Первый сезон хороший, остальное хуета хует
Собственно как обычно с неожиданно выстрелившим сериалом

6
Ответить

Да и первый ровно весьма.

Ответить

Первый годный, второй годный (чуть ли не лучше первого), а в третьем есть как классные моменты, так и лютейшее говно. По сюжету вообще забей.

2
Ответить