"Avatar" - великое кино опередившее время

"Avatar" - великое кино опередившее время

Пока все яростно обсуждают сиквел "Аватара" с подзаголовком "Путь воды", считая миллионы, которые фильм зарабатывает ежесекундно, я решил вернуться в далекий 2009-й год, вновь посмотрев оригинальный фильм. Добавив в стакан с колой пару кубиков льда, я с нетерпением прыгнул в объятия неизведанной Пандоры, в итоге по новой открыв для себя прекрасный мир Джеймса Кэмерона.

В бородатые 90-е, когда больше, чем половины из тех, кто читает это эссе, даже в планах не было, молодой, но уже состоявшийся режиссер Джеймс Кэмерон написал 80-ти страничную историю фильма "Аватар". Фильм планировали выпустить в конце 20-го века, а именно в 1997-м году. Однако из-за технических ограничений, которые не позволяли полностью передать виденье режиссера, картину решили отложить до лучших времен. Переломным моментом в истории создания фильма можно назвать выход трилогии "Властелин колец" от небезызвестного Питера Джексона. Кэмерона настолько сильно поразила работа студии по созданию спецэффектов "Weta Digital", что в моменте он понял - пришло время "Аватара". В начале 2006-го года режиссер сел за написание полноценного сценария. А уже в декабре 2009-го мир увидел научно-фантазийный боевик, изменивший всю киноиндустрию.

"Avatar" - великое кино опередившее время

В одном из своих постов в телеграме я упомянул, что боевики, как жанр, можно считать мертвыми. И как бы это иронично не звучало, но самый кассовый фильм в истории кино также относится к этому жанру. "Аватар" - это тот фильм, который вышел в тот момент, в который ему необходимо было выйти. За несколько лет до пика потери интереса к жанру у массового зрителя Джеймс Кэмерон выпускает свой Magnum Opus в лице сегодняшнего героя. Фильм, подаривший зрителю настоящую палитру из всевозможных эмоций. Фильм, вдохновивший десятки тысяч людей на всевозможное творчество, начиная от графического дизайна и заканчивая написанием атмосферных эмбиентов, которые в теории могли бы звучать в новой части франшизы. "Аватар" - это уникальный фильм, который любят все и ненавидят многие. Спустя 14 лет с момента выхода я пересмотрел картину, и мне есть чем поделиться.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Сценарная импотенция Кэмерона, Гринпис-повестка и постмодернизм

Как я упомянул выше, с момента выхода "Аватара" прошло целых 14 лет. И с декабря 2009-го диванные критики все никак не могут успокоиться и продолжают поливать фильм грязью, называя его самым обычным переоцененным боевиком. Главная претензия "знатоков"- дескать, сюжет очень плохой. Вполне себе предсказуемая концовка, заезженная до дыр история любви совершенно несовместимых по всем параметрам людей (в нашем случае человека и представительницы На’ви), никаких новых идей, смелых высказываний и подтекстов. И вообще, фильм был создан для того, чтобы угодить Гринпис, а после поставить себе галочку за то, что ты не проигнорировал актуальную проблему экологии. И на первый взгляд "Аватар" таковым и кажется. Просто красивый, безыдейный и ОЧЕНЬ дорогой фильм, который был создан исключительно для заработка денег. Кто-то в защиту фильма может сказать, что картины Кэмерона никогда не выделялись своей остросюжетностью и в первую очередь являлись визуально - эмоциональным аттракционом. Но это не совсем так.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Постмодернизм

Джеймс Кэмерон - постмодернист. Режиссер берет за основу вечно актуальные темы, проблематика которых была поднята как в современном, так и в классическом искусстве. Но как истинный постмодернист, Кэмерон осмысляет, перерабатывает и, в его случае, визуализирует. Война, геноцид, колонизация, попытки уничтожить чужую культуру, рабство и запретная любовь - это лишь маленький перечень острых проблем, которые поднимаются в таком "не глубоком" произведении, как "Аватар".

Многие критики картины обвиняют Кэмерона в том, что он просто-напросто украл историю о Джоне Смите и Покахонтас, представив зрителю уже существующий сюжет, но в новой обертке. И это действительно так. Но, как мне кажется, сюжет - это лишь оболочка. Как говорится, дьявол кроется в деталях. Используя всем известную историю, Кэмерон пытается сделать собственное заявление. Как я и сказал выше, осмысляет, перерабатывает и визуализирует. Многие говорят, что фильм "Аватар" - это критика тогдашней внешней политики США. И на первый взгляд так и есть. Режиссер проводит явные параллели между колонизаторами 16 века, которые уничтожали целые индейские поселения из-за полезных ископаемых, в частности золота, так и Соединенными Штатами, которые вторгались на территории других государств ради нефти. Спустя время после премьеры фильма на Кэмерона обрушился ряд критики с серьезными обвинениями в американофобии. Однако сам режиссер всячески отрицал это и называл картину проамериканской в вопросах тогдашней войны в Ираке и Афганистане. Но явные параллели между анобтаниумом, которым хотели завладеть люди, пришедшие на Пандору, и нефтью, за которой охотятся американцы, и по сей день не дают покоя допытливым зрителям.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Экоактивизм

В названии раздела я упомянул о Гринпис - повестке, в которой критики также любят упрекнуть Кэмерона. И сам режиссер совершенно никак этого не отрицает. В одном из многочисленных интервью он сказал: "Со старших классов я был экоактивистом. Когда мне сказали: "Сценарий хороший, но можем ли мы вырезать всю эту чушь про обнимание деревьев? ", я ответил: "Нет, потому что самым важным для меня является именно это - чушь про обнимания деревьев". В фильме перед нами предстает Земля относительно недалекого будущего, а именно 2154 год. С первых же кадров мы видим явное сравнение Пандоры с нашей планетой. Пандора предстает девственно чистой, зеленой и чуть ли не до бесконечности разнообразной, с точки зрения флоры и фауны, планетой, до которой еще не успела добраться разрушающая все на своем пути рука - человек. В противовес Пандоре стоит грязная, нравственно и ресурсно опустошенная Земля. Благодаря всего лишь одному кадру со светофором мы можем сделать вывод, что планета давно страдает от перенаселения. Зелень, которая является отличительной чертой нашей планеты от всех других планет Солнечной системы, практически исчезла. В одном из эпизодов Джейк обращается к Эйве, говоря о том, что на Земле не осталось зелени, не осталось природы. Джейк на прямую говорит, что человек убил жизнь. Убил свое природное начало при помощи технологий. После чего мы видим, как он (человек) направляется делать то же самое, но уже с другой планетой.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Киберпанк

Кого-то этот может удивить, но "Аватар" - это киберпанк. Джеймс Кэмерон, опять - таки, как постмодернист, берет за основу определенные мотивы и присущие определенному жанру (в нашем случае киберпанку) черты, чтобы это все переработать и привнести что-то новое. Вышеупомянутые проблемы экологии, перенаселение, падение нравственности, безжалостные корпорации, развитие технологий и нескончаемые войны - это отличительная черта любого киберпанк - произведения. И в "Аватаре", как не странно, это все присутствует. Для Кэмерона в принципе работа с этим жанром не является чем-то новым. В тех же "Чужих" присутствовали корпорации и космические рейсы, которые стали чем-то обыденным для человека. Ну а в далеком 1995-м вышел научно-фантастический киберпанк фильм "Странные дни". Хоть Кэмерон и не режиссировал картину, но он совместно с кинокритиком и сценаристом Джейем Коксом написал сценарий. Опять же таки, киберпанк Кэмерона в фильме "Аватар" - это лишь его представление о будущем нашей планеты. Киберпанк, так же как и сама Земля, не является основным в произведении, поэтому мы и видим лишь косвенные упоминания происходящих на Земле событий. Как я и упоминал несколькими абзацами ранее, Земля будущего нужна лишь для того, чтобы показать явные отличия между нашей планетой и Пандорой. Но еще одну мысль я все же не могу не озвучить. Вы можете назвать меня безумцем, но, как мне кажется, при создании своего киберпанк-мира Кэмерон черпал вдохновение из "Акиры". Главной идеей "Акиры" является перерождение и искупление. Создание нового мира с чистого листа. Но у Кэмерона все произошло наоборот. В произведении Джеймса мы видим, как люди колонизируют другие планеты, в то время как Земля стремительно умирает. Не единожды упомянутые проблемы перенаселения, экологии и заканчивающиеся ресурсы. Из-за определенных достижений в области науки и дальнейшей возможности исследовать и колонизировать соседние планеты, у человека появляется шанс на искупление. Шанс на продолжение жизни. Однако, даже будучи на самом краю пропасти, человек думает не о том, как сохранить свою жизнь, а о том, как разрушить ее еще сильнее. В одной из первых сцен, когда Джейк прилетает на Пандору, мы видим, как военные подшучивают, называя его "мяском на коляске". И действительно, Салли является калекой, который может передвигаться только при помощи инвалидного кресла. Но в этой же сцене нам показывают человека, сидящего в силовом скафандре, который чуть не "сносит" главного героя. Как мне кажется, этой сценой Кэмерон хотел показать, что практически все люди, находящиеся на Пандоре, такие же калеки, только моральные. Как и в любом киберпанк - произведении, человек будущего Кэмерона пытается скрыть свое внутреннее уродство при помощи технологий и физической силы. На протяжении всей картины люди пытаются дать народу На’ви все, что только возможно, начиная от медицины и образования и заканчивая злосчастными технологиями. Но туземцы отказываются от "даров" человека, осознавая, что в итоге это приведет к неминуемому концу их прекрасного мира. Единство На’ви с природой, чистота их души и процветающая жизнь без технологического прогресса - это основополагающая идея всей киноленты. В конце картины мы видим, как На’ви выгоняют людей с Пандоры, по сути своей, отправляя их и дальше разрушать свою уже "бездыханную" планету. Режиссер планирует снять 5 фильмов франшизы. И кто знает, может быть, в финальной главе мы и увидим полное самоистребление человеческого рода.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Технологии будущего

Джеймс Кэмерон - настоящий революционер в области киноискусства. Начиная с далеких 80-х Кэмерон не перестает радовать и развлекать зрителей своими кинокартинами, на которых выросло уже не одно поколение. С каждым новым фильмом режиссер экспериментировал все чаще, переворачивая индустрию с ног на голову. С уверенностью можно сказать, что Кэмерон если и не создал, то явно сделал огромнейший вклад в популяризацию и развитие массового кино. "Терминатор", "Титаник", "Бездна" и многие другие картины режиссера меняли не только представление людей о кинокультуре, но и саму отрасль искусства в целом. Кэмерон всегда был на шаг впереди своих коллег. Все вышеупомянутые фильмы режиссера делали настоящий прорыв в области спецэффектов. Но его Magnum Оpus’ом, без сомнений, является "Аватар".

В 1995-м году Джеймс Кэмерон работал над трехмерным роликом "Терминатора 2 - 3D". Именно в это время Кэмерон понял, что технология 3D в будущем может изменить мир. Сам режиссер называл "Аватар" самым высокотехнологичным в истории, добавляя, что картина является настоящим пришельцем из будущего. И глядя на то, что вышло в итоге спустя практически полтора десятилетия, можно без сомнений сказать, что картина таковой и является. Хоть 3D и потеряла свою актуальность, но те технологии, которые были придуманы Кэмероном и его командой еще в середине нулевых, используются и по сей день при работе над современными блокбастерами, независимо от того, в каком формате кинолента была снята. Но давайте заглянем за ширму и посмотрим, благодаря чему один из величайших режиссеров в истории смог нас удивить.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Performance Capture

Джеймсу Кэмерону, как режиссеру и автору картины, принято отдавать все лавры, но это не совсем правильно. Без человека под именем Роберт Легато "Аватар" мог и не быть тем "Аватаром" которого мы знаем. Но кто такой этот ваш Роберт Легато? При работе над фильмом именно этот человек занимался технической стороной вопроса. Изначально было принято решение использовать проверенную технику Motion Capture. Но Кэмерон не был бы Кэмероном, если бы не захотел вновь заняться экспериментами. Джеймс поручил Легато существенно доработать уже существующую технологию. И спустя время Роб принес прототип "виртуальной" камеры. На актера надевали специальный костюм и шлем с датчиками движения. После обработки изображения в реальном времени на экране компьютера появлялся движущийся скелет. На основе этого скелета дизайнеры рисовали облик персонажа. После этого картинка передавалась на экран "виртуальной" камеры. После чего Кэмерон наводил камеру на актера, и вместо человека в костюме с датчиками, на мониторе он видел персонажа, которого должен был играть этот актер. Технология была настолько высокоразвитой, что она захватывала не только движения тела, но также и мимику с движением глаз, благодаря чему удалось сохранить все нюансы актерской игры. Этой технологии дали название Performance Capture.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Fusion Camera System

Технология, которая помогла воплотить идеальные образы героев на экране - это, конечно, хорошо, но "Аватар" стал известен благодаря другим новшествам. Ранее упомянутое 3D, которое было использовано на максимум при создании фильма, изменило мир кино на всю оставшуюся жизнь. Время от времени стереокино как приходило, так же быстро и уходила с экранов кинотеатров. Два изображения накладывается друг на друга, из-за чего нашему мозгу кажется, что картинка становится объемной. В 1995 при работе над ранее упомянутой короткометражкой по "Терминатору 2 - 3D" Кэмерон использовал огромнейшие камеры размером с холодильник, чтобы добиться эффекта трехмерности. Как вы понимаете, это было безумно дорого и очень неудобно. Но уже через 10 лет для работы над "Аватаром" была придумана специальная небольшая камера, которая помещалась в двух руках. Камера получила приставку "Fusion". Ее разработкой занимались Джеймс Кэмерон и Винс Пейс. Уникальность этой камеры в том, что при ее использовании режиссер мог снимать две картинки сразу - для каждого из глаз, что в разы уменьшало финансовые и временные затраты.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Благодаря всем этим технологиям вышло так, что та самая студия по созданию спецэффектов "Weta Digital", которая и должна была заниматься реализацией всех идей режиссера, практически не участвовала в процессе создания картина. Специалистам из компании по спецэффектам не приходилось выставлять свет, заниматься постановкой кадра, играть с мимикой персонажей и многими другими моментами, потому что за них это все уже сделали. По итогу "Weta Digital" занималась лишь работой с деталями и полировкой определенных моментов.

Визуальный аттракцион, навсегда изменивший киноискусство

С момента выхода "Аватара" прошло практически полтора десятилетия. И за это, казалось бы, не такое уж и долгое время в киноиндустрии произошло огромнейшее количество знаковых событий. Рассвет стриминговых площадок, ушедшие из жизни или завершившие карьеру великие актеры и режиссеры. Культура отмены, навязывание этнического, расового и гендерного разнообразия в картинах и дальнейшая самоцензура при создании любой крупнобюджетной киноленты. Начало, эпохи супергеройского кино и сериалов, новое поколение звезд и рост интереса у массового зрителя к авторскому кино. Это перечень лишь того, что первым пришло на ум. За последние полтора десятка лет произошло многое, но кое-что осталось неизменным. "Аватар" все так же не перестают обсуждать, дискутируя о качестве картины и ее вкладе в искусство. Фильм даже в эпоху супергеройского кино все так же остается самым кассовым в истории, теряя свое первенство лишь однажды, чтобы спустя время вновь возглавить список лидеров по сборам. Фильм, который даже спустя 14 лет с момента выхода является самой красивой кинолентой, которая была когда-либо создана. Технологии, которые были подарены миру при работе над лентой, используются до сих пор, когда речь заходит о работе над крупнобюджетным блокбастером.

"Avatar" - великое кино опередившее время

Многие кинолюбители говорят, что братья Люмьер открыли эпоху кино, выпустив первый короткометражный фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьета", а Джеймс Кэмерон ее завершил, выпустив свой "Аватар". Многие считаю, что 17-го декабря 2009-го года киноискусство достигло своего пика. И даже сейчас, спустя 14 лет с момента премьеры Magnum Opus’а от Джеймса Кэмерона, с этим сложно поспорить. Вы можете как любить, так и ненавидеть фильм "Аватар", но никто из нас не может отрицать огромнейший вклад Джеймса Кэмерона и его величайшей кинокартины в развитие всего искусства.

***

Если вам понравилось мое эссе, то можете заглянуть в мой Телеграм - канал. Время от времени пишу различные интересности об искусстве, в частности о кино. Поэтому, если заинтересовал, буду рад вас там видеть.

2626
35 комментариев

Графонситый кал

19
Ответить

Прямо как все ААА игры

Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Ну на счет ценности всё же можно поставить заслугу за визуал.

1
Ответить

Практически ничего великого в нём нет, толькло одна графика зачёт!

8
Ответить

Кажется, что статья копирует недавнее видео с Кинопоиска, где и говорили о величие Аватара)

1
Ответить