10 жанров кино, о существовании которых вы и не подозревали
Самые знаменитые фильмы:
Шафт (1971)
Сутенёр (1973)
Детектив Шафт (2000)
Джанго освобожденный (2012)
9. Скринлайф
Происхождение термина: от английского «screen life» — «жизнь на экране».
В чем особенность: скринлайф - это формат кино, где все события происходят полностью на экране компьютера или смартфона. И здесь мы, на удивление, впереди планеты всей, поскольку главным идейным вдохновителем и популяризатором скринлайфа не только в России, но и во всем мире, является Тимур Бекмамбетов.
При этом, скринлайф - это скорее не жанр, а форма подачи информации и способ повествования, сам по себе скринлйф-фильм может быть любого жанра, хоть комедией, хоть фильмом ужасов, хоть детективом.
Краткая история жанра: истоки скринлайфа как некой иммерсивной подачи сюжета стоит искать еще в псевдодокументалистике и фильмах в жанре "найденная плёнка" (знаменитая «Ведьма из Блэр» как прородитель и самый яркий представитель жанра).
Первым скринлайф-фильмом считается французская мелодрама 2000 года «Влюблённый Тома», рассказывающая о последствиях компьютеризации общества. Зрители видят весь фильм глазами главного героя и лишь то, что происходит на экране его компьютера.
В 2015 году Бекмамбетов выступил идейным вдохновителем фильма ужасов Лео Габриадзе «Убрать из друзей», который при бюджете миллион долларов смог собрать в прокате 64 миллиона.
Три года спустя Бекмамбетову снова удалось сорвать банк с помощью еще одного, даже более успешного скринлайфа: триллер «Поиск» с Джоном Чо в главной роли при бюджете в 700 тысяч долларов (по некоторым источникам 1 миллион) собрал в прокате 75 миллионов.
После такого успеха Бекмамбетов всерьез взялся за формат и анонсировал какое-то немыслимое количество проектов в формате скринлайф, в приложении Snapchat успел выйти сериал о зомби-апокалипсисе Dead of Night (если хоть кто-то из вас его смотрел, отпишитесь, пожалуйста, в комментариях, как он вообще), а во время пандемии и локдауна в России было выпушено больше десятка различных скринлайф-сериалов.
Самые знаменитые фильмы:
Влюбленный Тома (2000)
Убрать из друзей (2015)
Зона комфорта (2020)
10. Кино белых телефонов
Происхождение термина: буквальный перевод с итальянского «cinema dei telefoni bianchi».
В чем особенность: кино белых телефонов - это период, длившийся в итальянском кинематографе с 1936 по 1943 годы. Своим названием период обязан присутствием в кадре белых телефонов, которые в те годы считались символом достатка и признаком высокого социального статуса, в отличие от гораздо более распространённых телефонов чёрного цвета.
Краткая история жанра: как и часть других приведенных в статье терминов - это не жанр в строгом смысле этого слова, однако почти всегда кино белых телефонов - это консервативная итальянская комедия конца тридцатых - начала сороковых годов, пропагандирующая семейные ценности.
Иногда такие фильмы еще называли «венгерскими комедиями», поскольку многие сценаристы были венгерского происхождения, или же «кино деко» - из-за дорогих, взятых в аренду декораций в стиле ар-деко.
Кино белых телефонов считается историками ни много, ни мало элементом пропаганды фашистского режима Муссолини - в те годы большинство граждан Италии жили бедно, и такие отвлечённые комедии о красивой жизни усыпляли недовольство мирного населения. Для воинствующей же части итальянцев пропаганда была более прямолинейной, вроде фильма "Кондотьеры".
Сюжет подобных картин чаще всего следует шаблону "Золушки", "Принца и нищего" или других сказок, демонстрирующих в конце повествования социальную идиллиию. Магнат, который женится на простой девушке из деревни, миллионер, который притворяется нищим и готов озолотить любого, кто проявит к нему в таком виде заботу и сострадание, и другие подобные истории были основной жанра.
Помимо прочего, кино белых телефонов лишний раз напоминало зрителям о существующей жесткой социальной иерархии в обществе, подчеркивая ее важность и "правильность" текущего распределения общественных благ. "Не раскачивайте лодку, товарищи", говорил с экрана зрителям каждый подобный фильм.
С 1936-го и до падения режима Муссолини было снято более 150 картин, которые можно отнести к "кино белых телефонов". С учетом действующей на тот момент жесткой цензуры, жанр был явно любим режимом.
Разумеется, по окончании Второй мировой войны подобные фильмы резко перестали появляться на экранах итальянских кинотеатров.
В 1976 году вышла ироничная комедия «Белые телефоны» о симпатичной и доступной девушке Мачелле, которая, в погоне за счастьем и стремлении стать кинозвездой, готова стать любовницей самого Муссолини, но на пути к своей мечте ей придется переспать не с одним негодяем-продюсером и побывать в публичном доме.
Самые знаменитые фильмы:
Дам миллион (1935)
Бродячая свадьба (1936)
Но это несерьёзно (1937)
Делитесь в комментариях, какие еще интересные поджанры, термины и периоды в мировом кинематографе вы встречали; разумеется, это статья лишь малая часть того, что можно рассказать.
Спасибо, что прочитали.
Тенрид (англ.; ten read — букв. «десятичтение»- поджанр лонгридов.
Отличительный черты содержит в себе по какой-то причине всегда 10 примеров, обладает кликбейтным заголовком вроде "что-то о чем вы не знали, что-то самое из чего-то". В встречается, как правило, на площадках с системой рейтинга и оценок. Является поджанром лонгридов и Топов
А до скольки лет вы не знали что колпачок на ручках нужен для того чтобы засовывать его себе в жопу? Топ 10 реального применения обычных вещей о котором вы не догадывались!
и, разумеется, умничаем в комментариях.
Спасибо, хмыкнул! Писал раньше тенриды по работе — всегда собирали больше отклика чем другие «обычные» статьи.
В чем особенность: мамблкор - это поджанр независимого кино, для которого свойственны крайне маленький бюджет (при этом мамблкор часто намеренно выглядит дешево), участие, в основном, актёров-любителей, а также натурализм и естественность диалогов. В некоторых мамблкор-фильмах вообще отсутствует прописанный сценарий и значительную роль играет импровизация.Для мамблкора также характерен «натуральный» звук, не обработанный никакими редакторами, что, собственно, во многом и послужило поводом для названия.
Это русплойтейшен.
Кстати, скринлайф Бекмамбетова, по словам нескольких работавших с ним актёров и продюсеров, был совсем иным в проекте. По изначальной задумке Тимура, зритель должен был БЫТЬ вторым главным героем каждой такой истории. На экране телефона или ноутбука зритель щёлкал по разным папкам и сайтам, а фильм бы подводил зрителей к определённым выводам или действиям. Походы в кино стали бы чем-то вроде групповых квизов. В идеале - зрители могли даже разрушать повествование, мешая друг другу. Этот элемент был самым сложным в планировании, но если бы зрители в зале захотели сломать историю, у них был бы шанс на это.
Что-то подобное получилось сделать Сэму Барлоу в его играх Telling Lies и Her Story, а ещё чуть-чуть подобное пробовали делать в Hidden Agenda для Playstation 4, но вышло далеко не так хорошо, как ожидалось. Бекмамбетов же наоборот столкнулся с непринятием своих идей и решил переработать формат под наблюдение за действиями героев. Вышло недорого, но погружающе-интересно.
Вообще, если почитать о проектах Бекмамбетова и Роднянского, то вы офигеете, сколько интересных вещей они придумывали (и как мало дошло до реализации).