Когда каждый кадр в фильме — это картина эпохи Рококо
Обхожу стороной костюмированные драмы, но «Барри Линдон» — исключение. Это моё любимое творение Стенли Кубрика (после похождений Тома Круза), о котором совсем мало говорят. Читай, как я продаю тебе фильм, который почитают Скорсезе, Спилберг и Триер.
По пути ты встретишь 10 «картин» в рамках. Это скриншоты из фильма, чтобы оправдать название поста. И это не кликбейт. Сам попробуй: нажимай кино на паузу в любой момент, чтобы понять, что каждый кадр в «Барри Линдоне» — это картина.
И насчёт «рококо». Я скинул картины-кадры искусствоведу и спросил, какую эпоху они напоминают. Он ответил: «рококо». Рококо — это наименование художественного стиля западноевропейского искусства второй четверти и середины XVIII века — как раз время истории про Барри.
Как докатился до «Барри Линдона»
Я смотрел все фильмы Стенли Кубрика по несколько раз, кроме «Лолиты» и «Убийства». Но вот «Барри Линдона» успешно игнорировал.
Дело в том, что когда слышу «костюмированная драма» — меня передёргивает. В голове рисуется маскарад из нелепых костюмов, дворцовых интриг, атмосферы чего-то неестественного... тоска.
Подобные картины меня цепляют, но редко, и то, если в жанр подмешивается комедия («Любовь и смерть» Вуди Аллена), сильная или необычная история («Парфюмер»), офигенный саундтрек (мелодии Майкла Наймана в «Пианино»), ну или фильм просто рвёт все шаблоны («Людоед» с музыкой от Дэймона Албарна и Майкла Наймана).
И вот я однажды лениво дотянулся до Барри...
И не оторвался от экрана ни разу за 180 минут!
Сюжет «Барри Линдона»
В XVIII веке ирландский паренёк Барри проходит череду забавных и не очень оказий: убивает на дуэли капитана английской армии, служит в английской армии, дезертирует, служит в прусской армии, становится карточным шулером, женится на богатой даме, пытается получить титул графа, враждует с пасынком, воспитывает сына...
Ну и как бы всё.
Не буду расписывать сюжет.
Смотреть надо.
Мои впечатления от «Барри Линдона»
Весь фильм не мог отмахнуться от ощущения, что смотрю не костюмированный фильм, а документальное кино, снятое в XVIII веке о настоящем авантюристе.
Даже голос за кадром, иронично подкалывающий главного героя, звучал будто комментарии какого-то историка в документальном фильме а-ля Дроздов в «Мире животных».
И ещё один удивительный эффект, который я ни разу не ловил до этого: Кубрик умудрился снять кино, которое можно посмотреть сегодня и не догадаться, что фильм на самом деле снят в 1975 году.
Эффект документальности и свежести получился благодаря тому, что я не заметил той костюмированной фальши, которая сочится из фильмов подобного жанра. И на это есть две причины:
1. Заигрывания Кубрика с декорациями и светом.
2. Неизвестные актёры.
3. Вынужденный бонусный пункт...
Для каждого пункта выделю отдельный блок.
1. В «Барри Линдоне» что-то не так со светом
Когда я смотрел «Барри», меня не отпускала мысль, что уж слишком темно в помещениях. В замках совсем нет света, в кадре будто дымка застыла.
А потом я подумал, а как раньше люди жили? Не было же электричества, поэтому приходилось жечь свечи. А свечи не дадут идеального света, сколько их не расставляй. Это я знаю и по собственному опыту: на моей бывшей родине сидеть без света при свечах — это нормальная практика.
Вот как снята типичная вечеринка из типичной исторической драмы. За пример взял «Ярмарку Тщеславия» (2004). На заднем фоне видно горстку свечей, а светло, будто где-то за кадром прожектора шуршат (ну так и есть).
(Кстати, «Ярмарку тщеславия» и «Барри Линдона» написал один и тот же Уильям Теккерей, и именно Ярмарку Кубрик сначала хотел экранизировать...)
А вот как вечеринка показана в «Барри Линдоне». В зале горит под сотню свечей. Все сидят в полумраке. А как иначе в то время?
Только после просмотра фильма я полез разбираться в этой магии и оказался прав в подозрениях. В «Барри Линдоне» Кубрик использовал естественное освещение (и свечи под заказ с тремя фитилями).
Вот псих!
Кубрик и в уличных сценах отказался от всякой световой техники и полагался только на солнечный свет. Это знатно добавило геморроя всей съёмочной команде, но результат впечатляет. Даже я, человек не в теме, во время просмотра заметил этот необычный подход.
Но, как говорится, есть нюанс...
Не буду расписывать все тонкости того, как вроде бы фанат контроля и перфекционист Стенли Кубрик попытался снимать фильм в среде постоянно меняющейся погоды Англии и Ирландии. Лучше посмотри это крутое видео, чтобы все легенды про натуральный свет чуть померкли:
2. Неизвестные актёры нанесли неожиданную пользу
Наверное, главная беда исторических драм, бьющая по реальности происходящего — это звёздные морды на экране.
При всё моем уважении к «Гладиатору» Ридли Скотта, или «Последнему самураю» Эдварда Цвика, да даже «Трое» Вольфгана Петерсона — не вижу я в протагонистах генерала Максимуса, капитана Нейтона и Ахиллеса, я вижу Рассела Кроу, Тома Круза и Брэда Питта.
В «Барре Линдоне» я никого не узнал.
Возможно, прожженные синефилы всех и узнают, поэтому для них такая магия не сработает. Кто-то крикнет «Оооооо, это же Райан О’Нил!», а кто-то «Ого, обожаю Маризу Беренсон!». Но не я :)
3. Декорации и костюмы ИЗ ТОЙ ЭПОХИ
Это бонусный пункт, который мог быть основным, если бы не одно НО. Я не знаю, как ТОГДА одевались люди и какие гигиенические средства предпочитали, чтобы выглядеть, как призраки.
То есть меня легко обмануть. Да, я вижу пышные костюмы, много белил, румян, париков и мушек. Но может это всё выдумка и ложь Кубрика. А я не реконструктор и не хранитель времени. Поэтому спорить не могу.
Само собой после просмотра пришлось погуглить. И тут снова сыграла роль любовь Кубрика к деталям и приступы перфекционизма. Искусственных декораций почти нет, всё окружение — это реальные памятники архитектуры, да и часть одёжек купила на аукционе дизайнер по костюмам Милена Кэнонеро — настоящий антиквариат!
Что в итоге
Я бы так не нахваливал «Барри Линдона», если бы он хвастался лишь воссозданием какой-то там эпохи и техническими аспектами. Остальное в фильме тоже хорошо: классная и печальная история, хорошая классическая музыка, местами едкий юмор, а местами мощная драма (ну и про красоту каждой сцены не забываем).
А от нескольких сцен я просто тащусь, например, когда Барри грабят на дороге, или когда он стреляется в финале, да и в начале тоже, или когда прощается с сыном.
Фильм рассказывает простую историю, которую поймёт любой, но если захочешь копнуть глубже, страдая приступами СПГС, то и тут Барри подкинет тем: поиски отца, Эдип и рок, застойность западной цивилизации и прочее прочее прочее.
Короче, посмотри «Барри Линдона»!
А если уже смотрел, то поделись в комментах, как тебе. И посоветуй другие крутые исторические драмы, а то может зря я их стороной обхожу.
Если понравилась эта заметка/пост, то читай другое подобное у меня, например:
P. S. Оставлю-ка для себя и потомков своё отношение к фильмам Кубрика от лучшего к худшему:
1. С широко закрытыми глазами
2. Барри Линдон
3. Заводной апельсин
4. Цельнометаллическая оболочка
5. Доктор Стрейнджлав
7. Тропы славы
8. Космическая одиссея 2001
9. Сияние
10. Спартак
11. Лолита
12. С годами топ может поменяться :)
P. P. S. Подписывайся на мой телеграм: «Лебедь о кино». Там пишу кратко и без занудства о просмотренных фильмах. Пишу редко, но метко, и только про кино, так что спамить не буду. Недавно рассказывал про «Морбиуса» и про «А теперь не смотри».
Комментарий недоступен
Ну вот про это всё сложное и техническое есть в том видео, которое я прикрепил. Решил не грузить такими деталями :) Но цены и подход, конечно, ВАУ!
Ну да. Очень красивый фильм, при всей своей трагичности он ещё и какой-то саркастичный, я прям угорал местами. Концовка одна из моих любимых. Если нравится Фаворитка, то стоит посмотреть.
Так «Записки Барри Линдона» — это плутовской роман, так что у него есть такое комедийное саркастичное настроение. Только Кубрик как обычно пошёл другой дорогой и драмы навалил от души.
Вот, кстати, «Фаворитку» тоже записываю в список костюмированных фильмов, которые мне понравились. Но всё таки они прям очень-очень разные с «Барри».
Бля Кубрик все таки охуенен, причем поначалу я начинал с ним знакомиться через космическую одиссею и это было ошибкой, ведь одиссея буквально единственный его фильм который мне рьяно не заходит. Потом я уже распробовал остальное и прочухал гениальность, но одиссея до сих пор не нравится
Мне Одиссея зашла раза с третьего. И то я до сих пор не понимаю финала и не понимаю, нафига Кубрик такое мудреное наворотил... Сложна, мой попкорновый мозг не справляется!
Чтобы почувствовать гениальность нужно втягиваться, смотреть по три раза и прочее. На самом типичная история, зафорсили то, что Кубрик гениален, и теперь все считают именно так. По мне так фильмы все затянуты и скучны, при этом не спорю что в каждом фильме есть какие-то интересные подходы, впринципе, как в других фильмах других менее известных режиссёров