«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

О дожде, голливудской экранизации «Твоё имя» и режиссёрских амбициях.

31 октября на российские экраны выходит аниме «Дитя погоды», новая работа режиссёра Макото Синкая — прокатчиком фильма выступает «Вольга». Нам удалось провести около 15 минут вместе с режиссёром знаменитых «Пять сантиметров в секунду» и «Твоё имя»: мы поговорили с ним о вдохновении, облаках и сущности природы в новом фильме.

«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

До прихода в аниме-индустрию вы работали в игровой компании Nihon Falcom. В чем заключалась ваша работа? Наш портал также рассказывает о видеоиграх, и мы уверены, что читателям будет интересно узнать о том, над какими проектами вы трудились.

Примерно пять лет я работал над серией игр Ys и The Legend of Heroes. Я не знаю, играют ли в них в России, но в Японии это достаточно популярные ролевые серии.

В должности визуального дизайнера я занимался разработкой обложек, инструкций и общего дизайна игровых упаковок. Чуть позже мне доверили работу над режиссурой и анимацией вступительных роликов. То есть, я занимался всем, с чем игрок взаимодействует в самом начале. Как до покупки, так и при первом запуске игры.

Вступительная заставка YS 1 Complete, над которой трудился Макото Синкай

Ваши работы очень реалистичны. Природа, дотошное изображение света и тени, точно нарисованный Токио, его улицы, дороги. Часто можно услышать мнение, что ваши картины — это окно в реальную Японию. Почему вы выбрали реализм в искусстве?

Очень сложный вопрос. В японской аниме-индустрии есть режиссёры с ярко выраженным абстрактным стилем, например, взять хотя бы режиссёра Масааки Юаса (Mind Game, Devilman Crybaby — DTF), но если вы спросите, в чём причина моего стиля, почему я стремлюсь к реализму, то я не смогу вам привести какой-то весомый довод или аргумент. Просто такой стиль мне ближе и понятнее всего. Я к нему привык.

«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

Дождь — одна из центральных тем нового фильма. В прошлой работе, картине «Сад изящных слов», дождь сближает персонажей и меняет их судьбы. Дождь в «Дитя погоды» — это ваш месседж о проблеме изменения климата, например, глобальном потеплении, или что-то ещё?

Действительно, в «Саду изящных слов» дождь имел ключевое значение. Там он повлиял на судьбы героев, и то же самое произошло в новом фильме, но здесь я использую дождь несколько в другом контексте. Если выражаться геймерскими терминами, то дождь в «Дитя погоды» — это своего рода злодей или последний босс, с которым нужно бороться главным героям.

Вообще, в «Дитя погоды» мы с другой стороны подошли к пониманию природных явлений, и не только дождя, но и всей погоды в целом. В реальности, конечно, мы не можем победить дождь, потому что это природное явление, которое всегда доминирует над человеком. Возможно, главная мысль фильма может показаться чересчур глубокой, но её суть сводится к тому, что существуют сакральные отношения между людьми и природой, которые мы никогда не изменим. Им можно противостоять, но нельзя изменить.

Кстати, о природных явлениях. Среди российских поклонников японской анимации вы давно известны как «мастер облаков в аниме». Почему вы делаете такой акцент на небе и облаках? Чем они вас так завораживают?

(Смеётся) Это всё из-за фильма «Небесный замок Лапута» Миядзаки-сана, который я впервые посмотрел в кино, когда учился ещё в средней школе. Он произвёл на меня неизгладимое впечатление, и я был заворожен красивым небом и многообразием облаков, которые изобразил Миядзаки-сан. Уже тогда я почувствовал, что облака — это что-то невероятное в нашем мире. С тех пор я использую их как один из центральных образов и источников вдохновения в своём творчестве.

«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

В «Дитя погоды» есть очень красивая, в чём-то даже медитативная сцена, в которой вы показываете быт Токио во время аномального августовского снегопада. Эта сцена напоминает известный отрывок из фильма режиссёра Мамору Осии «Патлабор: Восстание». Скажите, это прямая отсылка к культовой работе Осии?

Я отношусь с большим уважением к его фильмам, многие работы Осии-сана сильно повлияли на меня. Да, во второй части «Патлабора» была красивая сцена со снегопадом. Я впервые посмотрел этот фильм в кинотеатре, ещё в студенческие годы. Это сцена врезалась в мою память, произвела сильное впечатление и в какой-то мере даже способствовала дальнейшей работе.

Конечно, я ощутил на себе влияние картины Осии, но с другой стороны, я не могу сказать, что собирался провести какую-то прямую параллель между двумя работами или сделать отсылку.

Та самая сцена из фильма «Патлабор: Восстание» (1993)

Как вы относитесь к голливудской адаптации «Твоё имя»? Уже читали сценарий? Если да, то вам он понравился?

Я многого ещё не могу рассказать, поскольку я подписал договор о неразглашении. Пока что это коммерческая тайна. Однако я действительно читал сценарий, мне он понравился, и я верю, что на его основе можно снять хороший фильм. С предвкушением жду премьеру.

Единственное, за что я переживаю (хотя не совсем верно назвать это переживанием) — это то, что в создании фильма будет использован другой саундтрек, а главную песню скорее всего исполнит не RADWIMPS.

Я считаю их музыку неотъемлемой частью своих фильмов и не могу представить адаптацию без неё (RADWIMPS также написали саундтрек к «Дитя Погоды» — DTF). Кто, если не они, будут писать музыку для голливудской адаптации? А главное: кто вообще будет писать музыку, и хорошо ли у них получится это сделать? Вот это меня немного волнует.

Основная тема «Дитя погоды» от RADWIMPS

Вы сняли самое кассовое аниме в истории. Для аниме-индустрии вы теперь этакий Джеймс Кэмерон. Вашим именем даже назван семикилометровый астероид! Какие у вас ощущения от такой славы?

(Смеётся) Да, я слышал, что моим именем назвали астероид. Есть какая-то определенная каста людей, которая увлекается тем, что присваивает различным небесным телам имена знаменитостей. Конечно, мне очень приятно, что меня отметили на таком уровне. Это правда здорово, когда в честь тебя называют какой-то космический объект.

Что касается сравнения с Кэмероном и кассовых сборов, то мой фильм уже не на первом месте. После недавнего проката «Унесённых призраками» в Китае, «Твоё имя» опустилось на вторую строчку по мировым кассовым сборам, а фильм Миядзаки-сана вновь занял первое место. И здесь я понимаю, что мне есть к чему стремиться, есть над чем работать. Надеюсь, что когда-нибудь у меня появится возможность создать анимационный фильм, который прочно займёт первое место по кассовым сборам как в Японии, так и во всём мире.

«Облака — это что-то невероятное»: блиц-интервью с Макото Синкаем

Последний вопрос: ваши фильмы в том числе о мечтании. А какая мечта у вас? Самая заветная.

Самая заветная мечта... дайте-ка подумать. Это очень сложный вопрос! (смеётся). Я думаю, что моей мечтой всегда было создание интересной мультипликации, создание собственных фильмов. И, наверное, сейчас моя мечта заключается в том, чтобы мы (студия Comix Wave Films — DTF) сняли аниме, которое понравится абсолютно всем.

Синкай также отвечал на вопросы зрителей, которые они задали ему на премьере фильма 25 октября. Предупреждаем, что в видео есть несколько спойлеров к «Дитя погоды»
217217
59 комментариев

«Пять сантиметров в секунду» был для меня очень важным фильмом. И, кажется, единственным фильмом, который сильно повлиял на меня в 18 лет (тогда он как раз на дисках вышел). После первого просмотра ощущение было такое, будто ударили обухом по голове. Несколько дней ходил под невероятно глубоким впечатлением. Потом ещё раз 10 пересматривал.

Было очень приятно пообщаться с Синкаем, пожать ему руку и получить автограф. Если бы 10 лет назад мне сказали, что я буду брать интервью у режиссёра одного из своих любимых аниме фильмов, то я бы не поверил. Но вот, такое случается.

69

Комментарий недоступен

РРРРРРР!!!!
Я книгу "Твоё имя" принёс. Обещали автограф сессию устроить, а он прямо со сцены убежал куда-то вниз и уехал. :`-(

Как я тебя понимаю😊В студенческие годы как раз посмотрел, аниме с таким странным названием попалась в местной файлообменной сети. Ничего не ждал, но после просмотра во мне что-то переключилось. До того момента я и не мог подумать что анимация, в тандеме с сюжетом, может быть настолько проникновенной. Более того, именно эту картину Синкая я рекомендовал всем кто находился в подавленном или апатичном состоянии. Одна знакомая девушка, очень долго меня благодарила потому что именно "Пять сантиметров в секунду" помогли справится со сложной жизненной ситуацией на тот момент. Ведь Макото Синкай, на простом и ярком языке анимации смог рассказать историю, которая не только цепляла, но и заставляла глубоко задуматься о изменениях в жизни!

Жалко только то что на простых смертных ему пофиг, несколько раз подходил к нему или тянул к сцене его "голос далёкой звезды" и просил автограф, на что он только отмахивался

Как я завидую тебе) тоже хочу автограф от Синкая на диске 5 см в сек, которого я уже посмотрел больше 15 раз.

«Да это кот срет, я только обвожу»

31