Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

В Международный женский день рассказываем о нескольких примечательных женщинах индустрии

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Сегодня, в Международный женский день, редакция Crunchyroll Россия рассказывает о женщинах из мира аниме и манги, которых мы любим за их выдающийся вклад в культуру и искусство, за их упорство и профессионализм, за стиль и потрясающие произведения.

Конечно же, прекрасных женщин в индустрии намного больше двадцати, и даже в этой статье мы на самом деле не смогли заставить себя уложиться в эти рамки. Надеемся, вы простите нам такое небольшое соответствие заголовка с текстом.

Мангаки

Румико Такахаси

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Румико Такахаси — королева манги и одна из богатейших женщин Японии. Начав свой творческий путь как авторша манги в конце 70-х, она создала такие выдающиеся классические франшизы, как Urusei Yatsura, «Ранма 1/2», InuYasha и многие другие — по этим произведениям вышли большие аниме-адаптации на сотни серий с множеством фильмов, а половину сериального Urusei Yatsura режиссировал сам Мамору Осии.

Увы, не все творения Такахаси официально добрались до наших земель, но они оказали влияние и на аниме-культуру России: первый аниме-клуб R.An.Ma (Russian Anime and Manga Association), организованный в 1996-м энтузиастами, нёс в названии-акрониме известную отсылку. С истории про Ранму Саотомэ, в холодной воде превращающегося в девушку, началось и первое манга-издательство «Сакура-пресс», выпускавшее серию в 2005–2010 годах до пятнадцатого тома из 38 — с неё же, к слову, и ваш покорный начал путь в японскую массовую культуру. Сейчас же до нас добралась и другая франшиза — «Принцессы-полудемоны», оригинальный анимационный спин-офф, развивающий вселенную InuYasha.

Сама Такахаси в 2017-м закончила на 40 томе сёнэн Kyoukai no Rinne, а в 2019-м запустила новую серию, Mao, выходящую всё в том же Weekly Shounen Sunday.

Заслуги Румико Такахаси признаны и на мировом уровне: так, в 2018-м она вошла в Зал славы Премии Уилла Айснера, а в 2019-м взяла Гран-при на фестивале комиксов в Ангулеме. А в прошлом году список её наград пополнился и Медалью почёта с пурпурной лентой — наградой, которую вручает правительство Японии за значительный вклад в науку и искусство.

Хирому Аракава

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Если вы всё ещё сомневаетесь, что женщины-мангаки могут не только сыграть на мужском поле сёнэн-манги, но и достичь на нём невиданных высот, то вот ещё отличный пример. Хирому Аракава, в отличие от Такахаси, с детства любила читать мангу, причём именно мальчишечью, и мечтала стать комиксисткой. В псевдониме она поначалу назвалась Эдмундом и лишь потом изменила на мужской манер своё имя: с Хироми на Хирому. Путь к мечте она начала с ёнкомы, коротких историй и работы в качестве ассистентки у Хироюки Это над фэнтезийной комедией Mahoujin Guru Guru. Первым же её собственным сериалом стал «Стальной алхимик», который и принёс Аракаве мировую известность.

Выдержав две сериальные адаптации и два полнометражных аниме, «Алхимик» со второй попытки прочно уселся на первое место в топе лучшего аниме на сайте MyAnimeList. Оригинальная манга про двух братьев, пытавшихся воскресить маму, полная политических интриг и культовых драматических эпизодов, дважды же выходила на русском языке, но теперь появились все шансы собрать великую серию целиком: издательство «Азбука» уверенно движется вперёд и за полтора года выпустило половину книг.

Аракава тем временем закончила в 2019-м сельхоз-сёнэн Gin no Saji, а сейчас продолжает адаптировать в манга-формате серию романов Ёсики Танаки Arslan Senki.

Кю Хаясида

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

В портфолио Кю Хаясиды пока не так много работ, но уже первый её сериал стал культовым. Речь, конечно же, о Dorohedoro — гротескной истории о противостоянии магов и людей из города Дыра. Серия, которую Хаясида начала в 23 года, пережила закрытие двух публикующих её журналов и завершилась в 2018-м, спустя 18 лет, на 23 томе. А ещё через два года вышла долгожданная аниме-адаптация, которую номинировали на премию Crunchyroll Anime Awards 2021 за персонажей, эндинг и даже как лучшее аниме года.

Манга Хаясиды любима публикой за детальный рисунок, безбашенность, чёрный юмор и телесность: она не скупится на жестокие экшн-сцены, а порой переводит историю в сторону боди-хоррора. Акцент на телесном Хаясида использует и в изображении женщин: она не прячет сексуальность своих героинь, а показывает её открыто — порой чрезмерно, — но при этом девушки остаются сильными и крутыми персонажами, а встреча с ними для врагов будет фатальной.

С 2019-го Кю Хаясида работает над научно-фантастическим сёнэном Dai Dark.

Нацумэ Оно

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Нацумэ Оно — мангака с выразительным минималистичным стилем, делающая в своих работах большой упор на тонкое изображение психологии и взаимотношений персонажей. Она умело прячет сюжетное развитие за кажущимися на первый взгляд простыми повседневными зарисовками. Дебютировавшая в 2003-м как автор комиксов Оно наиболее известна благодаря получившим аниме-сериалы произведениям: дзёсэем «Ристоранте Парадизо» и сэйнэнами Sarai-ya Goyou и ACCA 13-ku Kansatsu-ka — последний, к слову, адаптировали в движущиеся картинки режиссёр Синго Нацумэ и сценарист Томохиро Судзуки, работавшие вместе над первым сезоном «Ванпанчмена». Но я не могу не упомянуть и любимый лично мной душераздирающий двухтомник not Simple.

Силами издательства Alt Graph манга Нацумэ Оно добралась и до наших берегов: её однотомный «гаремник с дедами» «Ристоранте Парадизо» издан на русском и ждёт своих читателей.

В 2019-м Оно закончила трёхтомную историю Have a Great Sunday и тогда же начала работу над новым сэйнэном, Badon.

Юки Мидорикава

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Вопреки всем перечисленным мною ранее, Юки Мидорикава известна своей мангой, направленной на женскую целевую аудиторию. Произведения Мидорикавы рассказывают о встрече миров людского и потустороннего. Но это не жуткое противостояние людей и демонов, а тёплые трогательные истории о любви и дружбе. Самый известный её сёдзё-сериал, «Тетрадь дружбы Нацумэ», повествующий о мальчике-изгое Такаси Нацумэ, видящем всякую нечисть, выходит с 2003 года и преодолел уже сотню — сорокастраничных! — глав и выдержал шесть сезонов аниме-сериала, а полнометражный фильм даже прокатывали в России в 2019-м.

Прочитать официально на русском можно и саму мангу Юки Мидорикавы: в 2014-м «Истари» выпустили сборник «В лес, где мерцают светлячки» — титульная история оттуда, кстати, тоже была адаптирована в формате короткометражки. А 2021-й начался с выхода первых двух сдвоенных томов «Тетради дружбы Нацумэ» от издательства XL Media.

Наоко Такэути

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Говоря о великих мангаках, нельзя не упомянуть и Наоко Такэути, создательницу самого известного махо-сёдзё «Сейлор Мун», с аниме-адаптации которого многие начинали смотреть аниме в 90-е. Такэути с детства рисовала, а её первый манга-дебют состоялся в 1985-м, когда ей было всего 18 лет, а уже в 19 сотрудничала с издательством Kodansha. Именно там Такэути публиковалась в 1991-м с сериалом Codename: Sailor V, который возымел такой успех, что перерос в «Сейлор Мун», почти сразу же получивший аниме-адаптацию от студии Toei. И, как говорится, заверте...

С 2014-го выходит ремейк аниме. А в России с 2018-го XL Media издаёт классическую историю про Усаги Цукино в 12-томном формате, и уже вышла ровно половина.

Ююко Такэмия

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Творчество Ююко Такэмии — одно из главных моих открытий прошлого года. Она известна в первую очередь как автор романтических ранобэ-серий Toradora и Golden Time, получивших сериальные экранизацию. Её персонажи — противоречивые и живые: Такэмия смело делает главных героинь хулиганками и сталкершами, вызывающими на первых порах только отвращение, а затем так же легко влюбляет в них аудиторию, раскрывая причины поведения персонажей и показывая их неожиданные крайне человеческие стороны. Так же увлекательно, но при том реалистично Такэмия выворачивает и романтические сюжеты: персонажи могут признаться в своих чувствах в самом начале истории, а первоначальный любовный интерес героев обязательно сменится другим. Мне очень хочется, чтобы больше произведений Такэмии получили экранизацию.

Закончив в 2014 году свою вторую серию ранобэ, Golden Time, Ююко Такэмия переключилась на написание романов, которых издано уже пять. Последний, Anata Wa Koko De Iki Ga Dekiruno, вышел в конце 2018-го. Попутно выходит манга-адаптация «Торадоры», где за рисунок отвечает Дзэккё, — её же издаёт у нас «Фабрика комиксов». На момент написания статьи вышло девять томов в Японии и столько же — в России.

Сценаристки

Митико Ёкотэ

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Первые серии аниме со сценарием Ёкотэ появились на японских экранах в далёком 1990 году. С её помощью мы узнали Genshiken, xxxHOLiC, Prison School и «Повторную жизнь» такими, какие они есть. Возможно, эти сериалы и не стали бы столь успешны, доверь их другому человеку.

Но главным достижением Ёкотэ, пожалуй, можно считать создание Princess Tutu и Shirobako. С одной стороны сказочно-грустный налёт девочек-волшебниц и балета, а с другой — пот и труд команды анимационной студии. Две очень разных истории, но обе оставили после себя огромный след и остаются актуальны и по сей день.

Прямо сейчас же вы можете посмотреть «Небесное бюро дизайна» со сценарием Ёкотэ.

Мари Окада

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Девушка, которую вполне можно ставить в пример. Её обижали в школе, у неё были проблемы с общением, в неё никто не верил, но она трудилась, пропитала работу своими чувствами и в итоге стала одной из самых известных сценаристок в индустрии.

Окада сделала себе имя на драматичных историях, нередко связанных с любовными треугольниками: true tears, Nagi no Asu kara, Kokoro ga Sakebitagatterunda и Kiznaiver будут одними из первых, что приходят на ум. Но даже это далеко не всё, потому что у девушки есть в запасе популярная драма Anohana, история про работу в отеле Hanasaku Iroha, увлекательная и неповторимая смесь идолов с научной фантастикой AKB0048, адаптация Toradora и многое другое.

Успех Окады дошёл вплоть до того, что студия P.A. Works позволила ей лично срежиссировать собственный полнометражный фильм «Укрась прощальное утро цветами обещания», который показали во многих странах мира, включая Россию.

Последние годы были довольно насыщенными на новые фильмы и сериалы, поэтому пока в творчестве Окады наступило затишье. Ждём новостей о новых работах!

Хикару Сакурай

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Сакурай начала карьеру со сценариев визуальных новелл и прославилась благодаря серии «Стимпанк»: Gahkthun of the Golden Lightning и Sona-Nyl of the Violet Shadows даже удостоились издания на Западе. Эти работы до сих пор стоят особняком среди коллег благодаря легко узнаваемому поэтическому языку и не совсем привычным сюжетам.

Прекрасным доказательством успеха стало признание Киноко Насу, автора Fate/stay night.

В 2012 году Сакурай засветилась среди сценаристов бонусного материала для порта Fate/stay night на PlayStation Vita и с тех пор остаётся верной напарницей Насу: они вместе написали аниме Fate/Extra: Last Encore, а также первую игру в дилогии Fate/Extella. Девушка написала серию ранобэ Fate/Prototype и, разумеется, нельзя не отметить то, что она стала одной из главных сценаристок популярнейшей мобильной игры Fate/Grand Order.

Кроме этого, Сакурай помогала друзьям с отдельными сериями некоторых сериалов: Gakkougurashi, Ranpo Kitan и Kanata no Astra. Не обошлось и без адаптации Fate/Grand Order, конечно же.

Рэйко Ёсида

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Ёсида пишет сценарии для аниме с 1994 года и может похвастаться богатым портфолио с множеством самых разных произведений. Только посмотрите на некоторые из них:

Среди адаптаций: Maria-sama ga Miteru, D.Gray-man (2006), K-On!, Bakuman, Non Non Biyori, Liz to Aoi Tori и Violet Evergarden.

Среди её личных работ без привязки к первоисточнику: Kaleido Star, Tamako Love Story и Girls & Panzer. Она же помогала Ёкотэ с Shirobako, для которого написала девять серий.

К вышеперечисленным фильмам и сериалам можно относиться по-разному, но невозможно отрицать то, что всё это очень успешные произведения, которые собрали вокруг себя множество поклонников и так или иначе оставили след в индустрии. В том числе и для любимой нами студии Kyoto Animation. Яркие, трогательные, милые, красивые, смешные — эти истории могут всё.

В последние годы Ёсида работает над серией полнометражных фильмов, завершающих Girls & Panzer, а прямо сейчас выходит третий сезон Non Non Biyori с её сценарием.

Режиссёры

За много лет существования аниме индустрии профессия режиссера была исключительно мужской, и женщинам неохотно давали руководящие должности. Это происходит и сегодня, но всё равно уже в XXI веке можно насчитать немало женщин-режиссёров, выросших из разной среды. Если попытаться как-то сгруппировать и разделить их между собой, то можно выделить три основных «школы» или студии, из которых эти режиссёры начали свой творческий путь: «Тоэй-школа», к которой относятся Риэ Мацумото, Сёко Накамура и Харука Каматани; «КёАни-школа», из которой вышли Наоко Ямада, Норико Такао, Хироко Уцуми и Харука Фудзита; и выходцы из студии «Мэдхаус»: Саё Ямамото и Ацуко Исидзука.

Сёко Накамура

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Режиссёры «Тоэй-школы» наименее известны широкому зрителю, так как за их плечами меньше всего работ, но они годами оттачивали свой талант под крылом более известных режиссёров-мужчин, таких как Дзюнъити Сато и Кунихико Икухара. Так, Сёко Накамура начала свой путь как ключевой аниматор ещё в начале 00-х, но в 2011-м получила должность режиссёра сериала Mawaru Penguindrum под руководством того же Икухары. В 2016-м случился её полноценный режиссёрский дебют, полнометражный фильм Doukyuusei — чувственная адаптация яой-манги о любви двух старшеклассников. После этого она появлялась в роли раскадровщика эпизодов и эндингов в разных аниме, среди которых третий эндинг «Любимого во Франксе».

Риэ Мацумото

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Риэ Мацумото начала свою карьеру из франшизы Precure, выступая режиссёром отдельных эпизодов, пока ей не доверили полнометражный фильм по Heartcatch Precure. После этого началась работа над многострадальным проектом Kyousougiga – сначала это был просто один экспериментальный эпизод, потом серия короткометражек, и наконец в 2013 году вышел полноценный сериал, в котором талант Мацумото раскрылся в полной мере. Но в то же время Kyousogiga знаменовала расставание Риэ со студией «Тоэй», и через два года уже на студии Bones вышел Kekkai Sensen — стильная адаптация манги от автора Trigun. Несмотря на то, что выход последнего эпизода сериала пришлось задержать на полгода, Kekkai Sensen имел большой успех, но для Риэ Мацумото он также стал последней крупной работой. Во втором сезоне она делала только эндинг, и с тех пор отметилась только выпуском рекламного клипа для шоколадного бренда Lotte и музыкального ролика Gotcha, посвящённого франшизе Pokemon. Оба ролика сделаны на студии Bones в сотрудничестве с группой Bump of Chicken, и оба доступны для бесплатного просмотра на «Ютубе», так что каждый может насладиться невероятным профессионализмом и уровнем мастерства Мацумото, которая даже в малом формате достигает невероятных высот.

Харука Каматани

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Харука Каматани также начала свой путь из франшизы Precure, её эпизоды выделялись на фоне других повышенной театральностью и драматизмом. Её большой дебют состоялся в прошлом году: режиссер Дзюнъити Сато доверил ей работу над юбилейным фильмом франшизы Doremi — Majo Minarai o Sagashite. Фильм вышел только в кинотеатрах Японии, но приятно видеть, что Каватани уже получила возможность работать над полнометражными картинами на одном уровне с ветеранами.

Наоко Ямада

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Студия Kyoto Animation в представлении не требуется, и Наоко Ямада считается одним из самых выдающихся аниме-режиссёров современности. Уже её первая работа, K-on, обрела широкую популярность и стала переломным событием для всего моэ-аниме. С тех пор Ямада только оттачивала своё мастерство, выпуская как сериалы, так и полнометражные фильмы. Tamako Market Love Story, полнометражное продолжение её сериала, завоевало награду Japan Media Arts Award за лучшего нового режиссёра 2014 году, а «Форма голоса» стала одним из самых успешных фильмов последнего десятилетия.

Харука Фудзита

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Работа Ямады над K-on и Hibike Euphonium повлияла не только на стиль студии «КеАни», но также послужила источником вдохновения для других режиссёров аниме. В самой студии Харука Фудзита стала преемницей стиля Ямады — впервые заявив о себе в восьмом эпизоде первого сезона «Эуфониума», она впоследствии стала режиссёром спин-оффа Violet Evergarden, «Вайолет Эвергарден: Вечность и призрак пера», показ которого прошёл в кинотеатрах России в прошлом году.

Норико Такао

Но не все режиссёры «КёАни» продолжают работать в студии. Так, Норико Такао, которая начинала как режиссёр эпизодов в одно время с Ямадой, в итоге не дождалась своего звёздного часа и перешла в А1 Pictures в 2011 году. Там она сначала засветилась в первом сезоне Idolmaster под руководством Ацуси Нисигори, а затем стала во главе спин-оффа основной серии, Idolmaster Cinderella Girls. Отметилась она в «Любимом во Франксе» от того же Нисигори: Такао отвечала за шестой, тринадцатый и двадцать второй эпизоды. Сейчас Такао продолжает работать на студии CloverWorks.

Хироко Уцуми

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Карьера Хироко Уцуми сложилась немного иначе. После баснословного успеха её сериала «Вольный», Уцуми стало тесно в стенах студии, и она ушла, завершив работу над вторым сезоном. В 2018-м Уцуми на студии Mappa выпустила Banana Fish — адаптацию классической сёдзё-манги о бандитских разборках в Америке. После этого об Уцуми какое-то время не было слышно, пока в нынешнем сезоне (зима 2021) она не вернулась с новым сериалом «SK8: На скейте в бесконечность», теперь уже от студии Bones. Где бы Уцуми ни работала, её любовь к красивым мальчикам остаётся неизменной.

Саё Ямамото

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Но если карьера режиссёров студии «КёАни» складывалась довольно гладко, то пути Саё Ямамото и Ацуко Исидзуки были полны взлётов и падений. Ямамото сразу же после института заметил сам Сатоси Кон, и он намеревался сделать её режиссёром «Актрисы тысячелетия», но студия была против, поэтому ей пришлось покинуть проект. После этого она несколько лет работала в Madhouse, сотрудничая с Ёсиаки Кавадзири и Такэси Койкэ, но свою первую режиссёрскую работу, Michiko to Hatchin, выпустила на студии Manglobe. К сожалению, сериал провалился в Японии, и Саё снова пришлось пребывать на втором плане, занимаясь опенингами и отдельными эпизодами. Вернулась она в 2012-м, когда вместе со сценаристом Мари Окадой, ещё одной выдающейся фигурой в индустрии, выпустила спин-офф к Люпену Третьему, Mine Fujiko to Iu Onna. «Фудзико» стала одной из самых самобытных работ во франшизе, но большой любви среди широкой публики не снискала. Настоящая слава пришла к Ямамото только в 2016 году после выхода на экраны «Юри на льду!!!». Сериал не только имел огромный успех в Японии, но даже получил награду аниме года на Crunchyroll Anime Awards. К сожалению, анонсированный фильм-продолжение находится в производственном аду, но будем надеяться, что Саё Ямамото и студия Mappa смогут его выпустить, несмотря на загруженный график студии.

Ацуко Исидзука

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Ацуко Исидзука начинала с коротких любительских клипов, благодаря которым её заметили в студии Madhouse. Там она и выпустила свою первую «профессиональную» работу, четырёхминутное видео Tsuki no Waltz. После этого Исидзука прочно обосновалась в Madhouse, выступая раскадровщиком и ассистентом во множестве сериалов, пока в 2009-м она не выступила режиссёром аниме адаптации классического рассказа Акутагавы Рюноскэ «Паутинка», вышедшего в составе антологии Aoi Bungaku Series. Что интересно, свой первый полноценный сериал, Sakurasou no Pet na Kanojo, Исидзука выпустила не с Madhouse, а с J.C. Staff. Аниме не имело большого успеха, но на Исидзуку стали обращать внимание.

Её следующая работа — экранизация ранобе No Game No Life, — вышла на волне растущей популярности аниме про игры и перемещения в другие миры, так что сериал стал настоящим хитом. Но вышедшая в том же году Hanayamata прошла совершенно незамеченной, хотя и полным провалом не стала. Затем наступил период затишья, и выпущенный в 2016 году Prince of Stride Alternative оказался уж совсем нишевым. Для возвращения в «крупную лигу» Исидзуке понадобился No Game No Life Zero — полнометражный фильм, серьёзность и драматизм которого может удивить даже поклонников франшизы. После этого нового сериала долго ждать не пришлось, и зимой 2018-го вышел «Дальше, чем космос» — трогательная история о путешествии в Антарктиду, которая нашла отзывы в сердцах людей по всему миру.

Тиаки Кон

Мангаки, сценаристки, режиссёры: 20 великих женщин аниме-индустрии

Отдельно ото всех стоит Тиаки Кон — самая продуктивная женщина-режиссёр нулевых. На её счету работа над десятком адаптаций манги, рассчитанной на женскую аудиторию, а также первая экранизация Higurashi no Naku Koro ni. Также Тиаки выступила режиссёром третьего сезона ремейка Sailor Moon и его фильмов-продолжений, которые вышли в кинотеатрах Японии зимой 2021-го.

Со времени выхода последних работ у всех упомянутых в статье женщин-режиссёров, кроме Тиаки Кон, прошло уже несколько лет, так что многие с нетерпением ждут от них новых анонсов. Пока же можно поздравить их всех с праздником и пожелать дальнейших творческих успехов.

236236
91 комментарий

Комментарий недоступен

36

Это не ультимативный список всех-всех, но спасибо, что Вы упомянули и даже принесли ссылку с:

3

Комментарий недоступен

31

А Юки Мидорикаву за тетрадь дружбы Нацумэ?

6

домеканоблядь, я только недавно забыл про это, зачем?

4

 очень мало тян, которые делают хорошие истории не смердящие их фетишами

Ох уж эти тян с монополией на фетиши 

3

У кунов тоже про фетиши полно сюжетов. Просто кунов больше в индустрии и поэтому и хороших историй больше 

1